Научная статья на тему 'Формирование готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в экстремальных условиях'

Формирование готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
личная безопасность / формирование готовности сотрудников полиции / экстремальные условия / необходимая оборона / условия крайней необходимости / активные и интерактивные методы / personal safety / formation of police officers’ readiness / extreme conditions / necessary defense / emergency conditions / active and interactive methods.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. А. Левченко, В. А. Морозов, Б. А. Федулов

В статье раскрывается проблема выявления особенностей подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности при выполнении служебных задач в современных условиях. Выделяются специфические условия, возникающие в различных ситуациях, которые влияют на степень эффективности деятельности и личную безопасность сотрудников полиции. Уточнено понятие и раскрыты особенности экстремальных условий и их реализация при формировании готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности. Обосновано положение о том, что личная безопасность сотрудников полиции является не только их правом, но и обязанностью. Дан анализ обеспечения личной безопасности при реализации положений нужной обороны и крайней необходимости, которые присущи для экстремальных условий, а также приведен зарубежный опыт в решении выделенной проблемы. Предложен контекстный подход и комплекс активных и интерактивных методов при формировании профессиональных компетенций сотрудников полиции. В качестве основных путей решения поставленной проблемы выделены такие как: моделирование в учебно-воспитательном процессе ситуаций, связанных с выполнением задач в экстремальных условиях и повышение юридической грамотности сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. А. Левченко, В. А. Морозов, Б. А. Федулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING READINESS OF POLICE STAFF TO ENSURE PERSONAL SAFETY IN EXTREME CONDITIONS

The article reveals a problem of identifying the peculiarities of training police officers to ensure personal safety when performing official tasks in modern conditions. Specific conditions are identified that arise in various situations that affect the degree of performance and the personal safety of police officers. The concept has been clarified and features of extreme conditions and their implementation in the process of formation of the readiness of police officers to ensure personal safety have been disclosed. The provision that the personal safety of police officers is not only their right, but also their duty, is justified. The analysis of ensuring personal security in the implementation of the provisions of the necessary defense and emergency, which are inherent in extreme conditions, is given, as well as foreign experience in solving the identified problem. A contextual approach and a set of active and interactive methods are proposed in the formation of professional competencies of police officers. The main ways to solve this problem were identified such as: modeling in the educational process of situations associated with performing tasks in extreme conditions and improving the legal literacy of police officers.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в экстремальных условиях»

2. Филыенкова И.Ф Технологии вовлечения в инновационную деятельность: учебное пособие. Нижний Новгород: Мининский университет, 2016.

3. Довженко Н.В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике. Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы ll-й Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017: 13 - 15. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/216/12518/

4. Буланова Э.В., Осипов В.Г., Коршунова Л.А., Лебедева Э.А. Влияние различных средств физической культуры на когнитивные и психомоторные показатели студентов медицинского вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14 (2): 38 - 42.

5. Кострюшина Н.В. Формирование психомоторных способностей у студентов технического вуза. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016; № 1 (131): 116 - 118.

6. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей человека. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011.

7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

8. Ровный А.С. Сенсорные механизмы управления точными движениями человека: монография. Харьков: ХаГАФК, 2001.

9. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта: в 2 т. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003; Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания.

10. Бернштейн Н.Г. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды. Под редакцией В.П. Зинченко. Москва: МПСИ, «МОДЭК», 2004.

References

1. Gorbunova N.V. Proektirovanie i sozdanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchenogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 46-1: 223 - 229.

2. Fil'chenkova I.F Tehnologii vovlecheniya vinnovacionnuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2016.

3. Dovzhenko N.V. Normativno-pravovoe obespechenie proektnoj i innovacionnoj deyatel'nosti prepodavatelya: ot teorii k praktike. Aspekty i tendencii pedagogicheskoj nauki: materialy Il-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2017: 13 - 15. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/

4. Bulanova 'E.V., Osipov V.G., Korshunova L.A., Lebedeva 'E.A. Vliyanie razlichnyh sredstv fizicheskoj kul'tury na kognitivnye i psihomotornye pokazateli studentov medicinskogo vuza. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2019; 14 (2): 38 - 42.

5. Kostryushina N.V. Formirovanie psihomotornyh sposobnostej u studentov tehnicheskogo vuza. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; № 1 (131): 116 - 118.

6. Ozerov V.P. Formirovanie psihomotornyh sposobnostej cheloveka. Stavropol': Stavropol'servisshkola, 2011.

7. Il'in E.P. Psihomotornaya organizaciya cheloveka. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

8. Rovnyj A.S. Sensornye mehanizmy upravleniya tochnymidvizheniyami cheloveka: monografiya. Har'kov: HaGAFK, 2001.

9. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya: uchebnik dlya studentov vuzov fizicheskogo vospitaniya i sporta: v 2 t. Pod redakciej T.Yu. Krucevich. Kiev: Olimpijskaya literatura, 2003; T. 1: Obschie osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya.

10. Bernshtejn N.G. Biomehanika i fiziologiya dvizhenij: Izbrannyepsihologicheskie trudy. Pod redakciej V.P. Zinchenko. Moskva: MPSI, «MOD'EK», 2004.

Статья поступила в редакцию 24.01.20

УДК 378.634:37. 013

Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: tspmvd@mail.ru

Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: info@buimvd.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

Е-mail: fedulovb@mail.ru

FORMING READINESS OF POLICE STAFF TO ENSURE PERSONAL SAFETY IN EXTREME CONDITIONS. The article reveals a problem of identifying the peculiarities of training police officers to ensure personal safety when performing official tasks in modern conditions. Specific conditions are identified that arise in various situations that affect the degree of performance and the personal safety of police officers. The concept has been clarified and features of extreme conditions and their implementation in the process of formation of the readiness of police officers to ensure personal safety have been disclosed. The provision that the personal safety of police officers is not only their right, but also their duty, is justified. The analysis of ensuring personal security in the implementation of the provisions of the necessary defense and emergency, which are inherent in extreme conditions, is given, as well as foreign experience in solving the identified problem. A contextual approach and a set of active and interactive methods are proposed in the formation of professional competencies of police officers. The main ways to solve this problem were identified such as: modeling in the educational process of situations associated with performing tasks in extreme conditions and improving the legal literacy of police officers.

Key words: personal safety, formation of police officers' readiness, extreme conditions, necessary defense, emergency conditions, active and interactive methods.

A.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

B.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: fedulovb@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье раскрывается проблема выявления особенностей подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности при выполнении служебных задач в современных условиях. Выделяются специфические условия, возникающие в различных ситуациях, которые влияют на степень эффективности деятельности и личную безопасность сотрудников полиции. Уточнено понятие и раскрыты особенности экстремальных условий и их реализация при формировании готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности. Обосновано положение о том, что личная безопасность сотрудников полиции является не только их правом, но и обязанностью. Дан анализ обеспечения личной безопасности при реализации положений нужной обороны и крайней необходимости, которые присущи для экстремальных условий, а также приведен зарубежный опыт в решении выделенной проблемы. Предложен контекстный подход и комплекс активных и интерактивных методов при формировании профессиональных компетенций сотрудников полиции. В качестве основных путей решения поставленной проблемы выделены такие как: моделирование в учебно-воспитательном процессе ситуаций, связанных с выполнением задач в экстремальных условиях и повышение юридической грамотности сотрудников полиции.

Ключевые слова: личная безопасность, формирование готовности сотрудников полиции, экстремальные условия, необходимая оборона, условия крайней необходимости, активные и интерактивные методы.

Проблема обеспечения личной безопасности сотрудников полиции в современных условиях приобретает все большее значение, с особой остротой она проявляется при выполнении служебных задач в экстремальных условиях. По информации пресс-центра МВД России, за прошедший год при выполнении служебных обязанностей двадцать три сотрудника органов внутренних дел погибли, более 1 200 человек получили ранения [1]. Учитывая, что угроза жизни и здоровью в деятельности сотрудников полиции имеет высокий риск, и статистические данные подтверждают эту опасность, формирование готовности сотрудников

полиции к обеспечению личной безопасности при выполнении служебных задач является актуальной темой.

Вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников полиции в современных условиях уделяется достаточное внимание. Так, А.В. Буданововым, А.И. Папкиным и др. в юридической педагогике сформирован отдельный раздел. Вопросы психологического обеспечения личной безопасности рассмотрены А.Е. Пономаревым, A.M. Столяренко. Правовое обеспечение личной профессиональной безопасности раскрыты в трудах В.П. Ревина, В.В. Черникова, Ю.Н. Юш-

кова. Тактические приемы обеспечения профессиональной безопасности исследовали B.C. Карпов, B.C. Новиков, А.Д. Сафронов. Зарубежный опыт обобщил в исследованиях А.В. Буданов. Непосредственно вопросам обеспечения личной безопасности в экстремальных условиях посвящены работы Н.В. Андреева, И.О. Котенева, А.Ф. Майдыкова. В этих исследованиях акцент делается на отдельных вопросах повышения психологической готовности, тактических приемах, повышающих эффективность применения оружия и специальных средств, физической подготовленности и т.д. В то же время не детализируются конкретные проблемы, возникающие в экстремальных ситуациях, предлагаемые рекомендации рассматриваются без комплексного охвата правовых, организационных и методических проблем.

Цель исследования - выявить особенности формирования готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в чрезвычайных условиях и дать рекомендации по их реализации в учебно-воспитательном процессе.

Новизна предлагаемой работы состоит в уточнении понятия экстремальные условия применительно к личной безопасности сотрудников полиции; обосновывается положение о том, что личная безопасность сотрудников полиции является не только их правом, но и обязанностью, что должно подкрепляться правовыми и организационными положениями; выделены проблемные вопросы и особенности формирования готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в экстремальных условиях.

Обеспечение личной безопасности граждан в системе общественных отношений играет существенную роль, так как определяет такие ценности, как свобода, здоровье и жизнь. В то же время в существующих социально-экономических условиях имеется достаточное количество причин, которые приводят к их утрате. Для решения поставленной задачи необходимо совершенствовать организацию правоохранительной деятельности и гарантированно обеспечить личную безопасность тех, от кого зависит безопасность в обществе, а именно сотрудников полиции. В связи с этим личную безопасность сотрудников полиции следует считать не только правом, но и обязанностью, в связи с чем их подготовка должна учитывать все реальные риски и быть комплексной и всесторонней. Особо следует отметить действия сотрудников полиции при выполнении служебных задач в экстремальных условиях, что отличается от их действий в повседневной деятельности и тем более от поступков обычных граждан.

Служебные задачи в экстремальных условиях - это задачи по поиску, задержанию или ликвидации вооруженных и особо опасных преступников, в том числе пресечению деятельности преступных групп, незаконных вооруженных формирований и банд, которые выполняются в условиях специальных операций, чрезвычайного положения или вооруженных конфликтов. Действия в данных условиях предусматривают применение средств вооружения, спецсредств и физической силы, в то же время на использование этих средств законодательство и ведомственные акты накладывают определенные ограничения. Поэтому для их соблюдения и выполнения поставленных задач, а также обеспечения личной безопасности сотрудников полиции в специальной подготовке должны реализоваться дополнительные специфические особенности. Эта подготовка должна учитывать все условия деятельности в чрезвычайных обстоятельствах и иметь цель формирования готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности.

Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в контексте выполнения ими служебных задач в экстремальных условиях следует рассматривать как систему, состоящую из следующих компонентов защищенности [2, с. 21]:

1) экономического - это соответствие материального обеспечения объективным жизненным и профессиональным потребностям;

2) технической деятельности - обеспечение техническими и специальными средствами эффективное выполнение задач правоохранительной деятельности;

3) социального - выделение социального статуса сотрудника как госслужащего, имеющего специальные полномочия и права;

4) психологического, что создает условия для положительного эмоционально-психологического состояния сотрудника в процессе выполнения профессиональных задач и исключения профессиональной деформации;

5) общественного - это формирование общественного мнения об органах внутренних дел и личности сотрудника полиции в соответствии с объективными оценками их деятельности;

6) служебно-кадрового - это обеспечение органов внутренних дел сотрудниками, соответствующими уровню профессиональной надежности и способности выполнять задачи в правоохранительной сфере;

7) физического - соответствие мерам по обеспечению нормальной жизнедеятельности сотрудника, сохранению здоровья и минимизации рисков при выполнении служебных задач;

8) информационного, т.е. обеспечение сотрудников всей необходимой информацией для эффективной профессиональной деятельности и их личной безопасности;

9) профессиональной деятельности - защищенность от воздействия преступных элементов с помощью тактико-специальных, оперативно-розыскных, контрразведывательных и иных мер;

10) правового - наличие такой правовой и нормативной основы, которая делает сотрудника субъектом правоохранительной деятельности и не вызывает сомнений в правомерности и законности осуществляемых им действий.

Проведенный анализ деятельности сотрудников полиции и их профессиональной подготовки позволил выделить проблемные вопросы и особенности формирования их готовности к обеспечению личной безопасности при выполнении служебных задач в экстремальных условиях.

Деятельность сотрудников полиции при выполнении служебных задач всегда определяется управленческим решением, которое принимается в сжатые сроки, и при этом требуется уяснить правомерность своих действий, определить направленность преступного деяния, в частности, дождаться нападения, оценить степень его опасности, является ли угроза личной и реальной, к тому же требования необходимой обороны предписывают, чтобы она была соразмерна посягательству. Но это практически в большинстве случаях - стрессогенная обстановка, и чтобы принять оптимальное решение, необходима специальная, заблаговременная тактическая и психологическая подготовка.

В процессе подготовки к выполнению служебных задач сотрудники полиции, прежде всего, должны уяснить конкретные требования законодательства, определяющие правомерное причинение вреда лицам, совершающим преступные деяния; определенные ограничения, такие как отсутствие условий и возможности, иными средствами предотвратить преступное деяние; отсутствие действий, превышающих меры самообороны. Эти положения на практике являются проблемными и поэтому должны быть тщательно отработаны на занятиях соответствующими методами в учебно-воспитательном процессе, реализующим контекстный подход.

При выполнении служебных задач объективно существует множество рисков, например, риск нарушения законности во время проведения оперативных мероприятий; риск превышения пределов необходимой обороны при применении оружия; риск ввода в заблуждение сотрудников со стороны преступных элементов и ошибочной оценкой информации о реальных условиях обстановки; риск применения методов противодействия новым видам преступлений, еще не отраженных в законодательстве. Оценка этих и других рисков имеет вероятностный характер, и поэтому методика их оценки должна быть включена в подготовку по обеспечению личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах.

В современной профессиональной деятельности в экстремальных условиях выдвигаются новые задачи для правоохранительной сферы. Изменение в характере чрезвычайных ситуациях социального характера, особых угроз, связанных с ними, как для отдельных граждан, так и государства в целом, а также способах совершения преступлений, - все это непосредственно влияет на деятельность сотрудников полиции и вызывает потребность в совершенствовании деятельности с учетом особенностей различных чрезвычайных ситуациях социального характера [3, с. 198].

Выполнение задач в экстремальных условиях принципиально отличается от повседневных служебных условий, тем более от тех, в которых находятся другие граждане. В то же время законодательство приравнивает всем категориям право на необходимую оборону и накладывает ограничения, связанные с ее превышением, которые имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Здесь следует учитывать, что сотрудники полиции в рассматриваемых условиях действуют в условиях крайней необходимости, и требуется соотношение понятий о необходимой обороне и крайней необходимости [4, с. 48]. Поэтому в профессиональной подготовке следует уделять больше внимания детальной отработки действий, в которых конкретизируются положения, исключающие превышение ситуаций необходимой обороны.

Особенность современного периода состоит в том, что в условиях реформирования общественных отношений идет постоянное совершенствование законодательных актов и внесение изменений как в организационную деятельность правоохранительных органов, так и образовательную деятельность юридических институтов МВД России. Следовательно, в рассматриваемых условиях требуется работа по разработке и внедрению новшеств в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки сотрудников полиции.

На практике, при выполнении служебных задач в экстремальных условиях для пресечения преступных посягательств возникают ситуации, требующие применения оружия, физической силы и спецсредств, в то же время правовые основы требуют соблюдать положения, которые исключают превышение пределов необходимой обороны. Потому в процессе обучения сотрудников личной обороне должны реализовываться модели действий, исключающие нарушение установленного порядка применения оружия, физической силы и спецсредств [5, с. 95].

В качестве примера можно привести условия, когда сотрудник, правомерно защищая свою жизнь или жизнь других лиц, вынужден применить оружие в общественном месте. Именно здесь необходимо рассматривать ситуацию не по необходимой обороне, а как состояние крайней необходимости для предотвращения более тяжких последствий.

В профессиональной подготовке сотрудников полиции следует учитывать их особый статус в данной сфере правоотношений и рассматривать положения о защищенности сотрудников в более конкретизированном толковании, чем это определено, например, в понятии «необходимая оборона» для всех категорий граждан. Данные условия должны быть уточнены в правовом отношении и конкретизированы, в том числе в инструкции по применению огнестрельного оружия. Действия по применению спецсредств должны отрабатываться на практических

занятиях с помощью активных и интерактивных методов на межотраслевых занятиях.

В организационном отношении также стоит обратить внимание на применение сотрудниками полиции различных средств самообороны, не предусмотренных штатным расписанием. Есть основания полагать, что закрепленное право на применение различных средств (например, травматического или иного оружия самообороны при выполнении служебных задач) позволит сотрудникам полиции более уверенно действовать в неоднозначной оперативной обстановке и снизит сомнения по фактам превышения допустимого вреда правонарушителям. Поэтому следует ввести подготовку по их применению в процессе обучения личной безопасности.

Следует учить сотрудников всегда учитывать личность совершающего акт агрессии, и при наличии у него судимости или тем более рецидива действия лица, подвергшегося нападению, вообще не могут быть оценены как превышение необходимой обороны, а всегда квалифицироваться как условия крайней необходимости. Рассматриваемые условия относятся и к задержанию вооруженного и особо опасного преступника, так как это всегда крайняя необходимость, исключающая превышение самообороны.

В настоящее время формируется определенная система обучения личной безопасности сотрудников полиции, введена специальная дисциплина, учитывающая специфику правоохранительной деятельности в целом. В процессе профессиональной подготовки уделяется достаточно серьёзное внимание занятиям, которые проводятся с моделированием ситуаций, где отрабатываются приемы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в то же время детально организационное и правовое обеспечение этих действий рассматривается часто поверхностно. Существенное значение при формировании готовности к обеспечению личной безопасности в чрезвычайных условиях играют профессионально значимые качества, которые следует целенаправленно формировать у сотрудников полиции методами воспитания и самовоспитания [6, с. 57].

Следовательно, существует потребность в выделении специфической задачи по формированию готовности сотрудников полиции к обеспечению их личной безопасности при выполнении служебных задач в экстремальных условиях.

Представляет определённый интерес и зарубежный опыт, касающийся проблемы личной безопасности, например, в США полицейские применяют ору-

Библиографический список

жие в случаях, если только существует подозрение на то, что их жизни может угрожать опасность. С объективной точки зрения, если есть акт агрессии, то нет никакой уверенности в том, что не будет совершено преступление, и невозможно даже предугадать, каким способом. В американском законодательстве нет четких правил, регулирующих порядок применения оружия, все зависит от условий, и полицейский имеет право самостоятельно определять уровень опасности и стрелять на поражение [7, с. 41]. Анализ норм уголовного законодательства России и США относительно применения и использования огнестрельного оружия показывает, что значительных различий в их содержании нет, но реализация имеет существенное отличие. Например, имеется ограничение по безопасному приближению к полицейскому или не требуется понятых для освидетельствования действий стража правопорядка и т.д. Принципиальным является подход указанных систем правосудия, в частности судебной практики к решению проблем по реализации данного института. При разбирательстве дел американские суды исходят из презумпции невиновности сотрудников полиции, что позволяет последним быть более уверенными в реализации предоставленного им права на самооборону, гарантирующую личную безопасность.

Таким образом, проведенный анализ экстремальных условий и деятельности сотрудников полиции в них, позволяет выделить следующие пути решения проблемы формирования готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности, это: моделирование в учебно-воспитательном процессе ситуаций, связанных с выполнением задач в экстремальных условиях и повышение юридической грамотности сотрудников полиции.

Опыт проведения занятий по личной безопасности сотрудников полиции показал, что наиболее эффективными являются практические занятия, реализующие контекстный подход и комплекс активных и интерактивных методов при формировании профессиональных компетенций сотрудников полиции. Такие занятия включают: ролевые и организационно-деятельностные игры; проблемные, имитационные и исследовательские методы; игровое проектирование; видеосюжеты грамотных действий сотрудников полиции; круглые столы; межотраслевые практические занятия и тактико-специальные учения.

Рассмотренные особенности обеспечения личной безопасности сотрудников полиции при выполнении ими задач в экстремальных условиях свидетельствуют о необходимости комплексной подготовки, включающей правовую, тактическую, техническую, физическую, огневую и психологическую.

1. РИА Новости. Пресс-центр МВД РФ. Москва 8 ноября 2019. Available at: https://ria.ru/20191108/1560726997.html

2. Буданов А.В. Педагогические основы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Академия управления МВД России. Москва, 1997.

3. Федулов Б.А., Левченко А.А. Факторы, определяющие чрезвычайные ситуации социального характера, и их влияние на деятельность ОВД. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, .2016; № 14-2: 197 - 199.

4. Воскресов Б.Н. Условия правомерности необходимой обороны. Вестник Владимирского юридического института. 2012; № 4: 46 - 50.

5. Купавцев Т.С., Малиновский А.В., Морозов В.А. и др. Организация и проведение занятий, связанных с моделированием ситуаций повседневной деятельности подразделений органов внутренних дел, с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Москва: Издательство Департамента государственной службы и кадров МВД России. 2018.

6. Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России: монография. Барнаул, 2011.

7. Campbell R. Safer Shooting in the Urban Jungle. Police USA. 1999; № 7: 40 - 42.

References

1. RIA Novosti. Press-centr MVD RF. Moskva 8 noyabrya 2019. Available at: https://ria.ru/20191108/1560726997.html

2. Budanov A.V. Pedagogicheskie osnovy obespecheniya lichnoj bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennih del. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Akademiya upravleniya MVD Rossii. Moskva, 1997.

3. Fedulov B.A., Levchenko A.A. Faktory, opredelyayuschie chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera, i ih vliyanie na deyatel'nost' OVD. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami, .2016; № 14-2: 197 - 199.

4. Voskresov B.N. Usloviya pravomernosti neobhodimoj oborony. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2012; № 4: 46 - 50.

5. Kupavcev T.S., Malinovskij A.V., Morozov V.A. i dr. Organizaciya i provedenie zanyatij, svyazannyh s modelirovaniem situacij povsednevnoj deyatel'nosti podrazdelenij organov vnutrennih del, s primeneniem fizicheskoj sily, special'nyh sredstv i ognestrel'nogo oruzhiya. Moskva: Izdatel'stvo Departamenta gosudarstvennoj sluzhby i kadrov MVD Rossii. 2018.

6. Bashkov A.V., Fedulov B.A. Samovospitanie professional'no znachimyh kachestv kursanta vuza MVD Rossii: monografiya. Barnaul, 2011.

7. Campbell R. Safer Shooting in the Urban Jungle. Police USA. 1999; № 7: 40 - 42.

Статья поступила в редакцию 24.01.20

УДК 738

Nenyuk E.A., Senior Lecturer, Department of Language Training, Ph.D in Linguistics, Financial University under the Government of Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: janna_tev@hotmail.com

THE SPECIFICS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN GROUPS WITH "ABSOLUTE" AND "FALSE" BEGINNERS. The article is dedicated to problems of differentiation of "absolute" and "false" beginners in foreign language training groups in non-linguistic universities. The article also discusses problems associated with the language learning in technical universities that arise due to the small number of hours scheduled for language training. Within such program a special attention should be paid to the correct student splitting by level. The article defines these categories of students and shows the differences between the two types of beginners. The article also provides recommendations for training "absolute" and "false" beginners and makes conclusions based on the results of the research.

Key words: "absolute" beginners, "false" beginners, non-linguistic universities, professionally-oriented communication, language cliches, culture and mentality features, specific types of exercises for certain linguistic operations.

Е.А. Ненюк, ст. преп., Департамент языковой подготовки, Ph.D In Linguistics, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,

E-mail: janna_tev@hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.