Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личная безопасность / сотрудник полиции / контекстный подход / формирование готовности сотрудников полиции / курсанты и слушатели / образовательная организация / активные методы обучения / personal security / police officer / contextual approach / police officers’ readiness formation / cadets and students / educational organization / active teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Левченко, С.В. Малетин, В.А. Морозов

В статье рассматриваются особенности обучения сотрудников полиции личной безопасности при выполнении служебных задач в современных условиях. Проведен анализ состояния обеспечения личной безопасности, а также выделены проблемные вопросы обучения сотрудников полиции. Одним из наиболее оптимальных подходов в обучении предложен контекстный подход, позволяющий наиболее эффективно осуществить взаимосвязь теории и практики, содержащий в себе комплекс активных и интерактивных методов обучения при формировании профессиональных компетенций сотрудников полиции. В качестве основных путей реализации контекстного подхода рассмотрены три формы деятельности, которые можно эффективно применять в ходе обучения по дисциплине «Личная безопасность органов внутренних дел»: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Левченко, С.В. Малетин, В.А. Морозов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPLEMENTING THE CONTEXTUAL APPROACH IN TRAINING POLICE OFFICERS FOR PERSONAL SECURITY

The article discusses features of training police officers in personal security when performing official tasks in modern conditions. The analysis of the state of personal security is carried out, as well as the problematic issues of training police officers are highlighted. One of the most optimal approaches in training is the contextual approach, it allows the most effective implementation of the relationship between theory and practice, which contains a set of active and interactive training methods for the formation of professional competencies of police officers. As the main ways to implement the contextual approach, three forms of activity that can be effectively applied in the course of training in the discipline “Personal security of bodies of Internal Affairs” are considered: academic, quasi-professional and educational-professional activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

16. Полат Е.С. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для педагогических вузов. Москва: Академия, 2006.

17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

References

1. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Otzarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej A.I. Piskunova. Moskva: TC Sfera, 2001.

2. Kazun A.P., Pastuhova L.S. Praktiki primeneniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznyh stran. Obrazovanie i nauka. Ekaterinburg: FGAOU VO «RGPPU», 2018; T. 20, № 2: 32 - 59.

3. Vahtikari K. Project based learning for master students - Case integrated interior wooden surfaces. World Conference on Timber Engineering. 2012: 315 - 322.

4. Heen-Anttila K., Saano S., Vainio K. Professional Competencies Learned Through Working on a Medication Education Project. American Journal of Pharmaceutical Education. 2010; Vol. 74, Issue 6: 1 - 8.

5. Ginestie J. The Industrial Project Method in French Industry and in French Schools. International Journal of Technology and Design Education. 2002; Vol. 12, Issue 2; 99 - 122.

6. Ginestie J. Technology Education in France. Strategien und Paradigmenwechselzur technischen Bildung. Berlin, 1997: 75 - 85.

7. Xu Y. Liu W. A project-based learning approach: a case study in China. Asia Pacific Education Review. 2010; Vol. 1, Issue 3: 363 - 370.

8. Du X. Su L., Liu J. Developing sustainability curricula using the PBL method in a Chinese context. Journal of Cleaner Production. 2013; Vol. 61: 80 - 88.

9. Hopwood B., Mellor M., O'Brien G. Sustainable development: mapping different approaches. Sustainable Development. 2005; Vol. 13, Issue 1: 38 - 52.

10. Zhao K., Zhang J., Du X. Chinese business students' changes in beliefs and strategy use in a constructively aligned PBL course. Teaching in Higher Education. 2017; Vol. 22, Issue 7: 785 - 804.

11. Ye C., Van Os J., Chapman D., Jacobson D. An Online Project-Based Competency Education Approach to Marketing Education. Journal of Marketing Education. 2017; Vol. 39, Issue 3: 162 - 175.

12. Ponomareva E.A. Metod proektov v istorii otechestvennogo obrazovaniya: vypusknaya kvalifikacionnaya rabota. Ekaterinburg, 2017.

13. Gileva E.A. Istoriya razvitiya metoda proektov v rossijskoj shkole. Nauka i shkola. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2007; № 4: 17 - 19.

14. Ignat'ev B.V., Krupenina M.V. Na putyah k metodu proektov. Moskva - Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1930.

15. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva E.S., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

16. Polat E.S. i dr. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih vuzov. Moskva: Akademiya, 2006.

17. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

Статья поступила в редакцию 20.09.20

УДК 379.634:371.4

Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: tspmvd@mail.ru

Maletin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: info@buimvd.ru

Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: info@buimvd.ru

FEATURES OF IMPLEMENTING THE CONTEXTUAL APPROACH IN TRAINING POLICE OFFICERS FOR PERSONAL SECURITY. The article discusses features of training police officers in personal security when performing official tasks in modern conditions. The analysis of the state of personal security is carried out, as well as the problematic issues of training police officers are highlighted. One of the most optimal approaches in training is the contextual approach, it allows the most effective implementation of the relationship between theory and practice, which contains a set of active and interactive training methods for the formation of professional competencies of police officers. As the main ways to implement the contextual approach, three forms of activity that can be effectively applied in the course of training in the discipline "Personal security of bodies of Internal Affairs" are considered: academic, quasi-professional and educational-professional activities.

Key words: personal security, police officer, contextual approach, police officers' readiness formation, cadets and students, educational organization, active teaching methods.

A.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: tspmvd@mail.ru

С.В. Малетин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

B.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются особенности обучения сотрудников полиции личной безопасности при выполнении служебных задач в современных условиях. Проведен анализ состояния обеспечения личной безопасности, а также выделены проблемные вопросы обучения сотрудников полиции. Одним из наиболее оптимальных подходов в обучении предложен контекстный подход, позволяющий наиболее эффективно осуществить взаимосвязь теории и практики, содержащий в себе комплекс активных и интерактивных методов обучения при формировании профессиональных компетенций сотрудников полиции. В качестве основных путей реализации контекстного подхода рассмотрены три формы деятельности, которые можно эффективно применять в ходе обучения по дисциплине «Личная безопасность органов внутренних дел»: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность.

Ключевые слова: личная безопасность, сотрудник полиции, контекстный подход, формирование готовности сотрудников полиции, курсанты и слушатели, образовательная организация, активные методы обучения.

Способность сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности играет ключевую роль в успешном выполнении своих служебных обязанностей, а также в возможности сохранить жизнь и здоровье себе и своим коллегам. К сожалению, в наше время подготовке сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности уделяется недостаточно внимания, что ведет к негативным последствиям. Только за 2018 год в Алтайском крае в ходе выполнения служебных обязанностей ста пятидесяти сотрудникам полиции был причинен вред здоровью различной степени тяжести, а в 2019 году количество пострадавших сотрудников составило сто пятьдесят три [1].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в ходе выполнения служебных обязанностей является актуальной темой, а подготовка к обеспечению личной безопасности нуждается в

совершенствовании и определении наиболее эффективных подходов и методов обучения.

Формирование готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности осуществляется в период обучения в образовательных организациях МВД России и в ходе практического опыта, получаемого при выполнении своих служебных обязанностей. Умение реализовать теоретические знания на практике в первую очередь формируется при изучении дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». В ходе обучения курсантов и слушателей преподаватель должен совместить знания, полученные при изучении огневой, физической, тактической, психологической, правовой, медицинской подготовки, в одно общее понимание и четкий алгоритм действий будущего сотрудника полиции. Только в этом случае сотрудник будет чувствовать себя защи-

щенным и в полной мере готовым к выполнению своих служебных обязанностей в различных ситуациях.

Стоит отметить, что в известной литературе недостаточно внимания уделяется методике преподавания дисциплины «Личная безопасность в органах внутренних дел». Отсутствуют комплексные методические рекомендации, которые в полной мере смогли бы позволить реализацию поставленной цели. Междисциплинарная связь осуществляется не в полной мере, в результате чего полученные при выполнении упражнений по огневой подготовке знания слабо сочетаются с тактическими элементами применения табельного огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей; теоретическая основа, полученная в ходе изучения нормативной базы, в частности главы пятой ФЗ «О полиции», ст. 37 -39 Уголовного кодекса РФ, не дает полной уверенности сотруднику полиции в правовой основе своих действий при выполнении служебных обязанностей, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; боевые приемы борьбы, изучаемые в ходе обучения, не всегда эффективно применяются при задержании правонарушителей, а также при отражении нападения на сотрудника полиции. Данные факты подтверждаются приведенной выше статистикой, подробным изучением результатов служебных проверок по полученным травмам сотрудниками полиции при выполнении служебных обязанностей, а также анализом видеоматериалов конфликтных ситуаций сотрудников полиции с правонарушителями.

Цель работы: выявить особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности.

Задачи работы: обосновать эффективность контекстного подхода в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России личной безопасности; раскрыть базовые формы контекстного подхода, позволяющие связать теоретические знания с их практической реализацией; предложить способы трансформации учебной деятельности обучающихся в профессиональную деятельность сотрудника полиции.

Считаем, что реализация контекстного подхода существенно повысит эффективность решения задачи готовности к обеспечению личной безопасности сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей в повседневной деятельности, а также в экстремальных ситуациях.

Новизна рассматриваемой темы заключается в уточнении особенностей контекстного подхода применительно к обучению курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в ходе формирования готовности к обеспечению личной безопасности в служебной деятельности.

В научных исследованиях известных ученых, таких как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, К. Роджерс, М.М, Бахтин, В.С. Би-блер, О.Е. Лебедев, В.А. Якунин, И.Э.Унт, А.А. Кирсанов, ПФ. Суворова, С.Д. Шевченко, рассматриваются различные научные подходы в обучении, такие как традиционный, личностно-деятельностный, диалогический, системный, личностно ориентированный, социокультурный, компетентностный, когнитивный, интерактивный, дифференцированный, индивидуальный и другие. Однако считаем, что наиболее подходящим для обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России является контекстный подход, который в наибольшей степени позволяет связать теоретические знания с практической деятельностью, что крайне важно при формировании готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в служебной деятельности.

Контекстный подход в обучении - это подход, в котором проектирование педагогических систем и реализация образовательных процессов, а также содержание, форм, методов и средств обучения осуществляются в контексте будущей профессиональной деятельности.

Данный подход был разработан А.А. Вербицким и успешно реализован в диссертационных исследованиях О.И. Щербаковой, И.А. Жуковой, К.С. Гамбург, Е.М. Котовой, А.Д. Антоновского, Е.В. Димовой и многих других ученых, что подтверждает его эффективность.

Стоит отметить, что реализация контекстного подхода в обучении проявляется в формировании содержания не по принципу традиционного выделения дисциплин, характеризующих последовательное усвоение научных знаний различных областей с постепенным формированием полной системы знаний, а по принципу формирования содержания обучения вокруг профессиональных задач постепенно возрастающей сложности.

Контекстный подход в обучении курсантов и слушателей имеет отличительную черту в том, что вместо направления на усвоение полученной информации основной вектор обучения направлен на предстоящую профессиональную деятельность сотрудника полиции.

Целью обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России является не просто освоение полученной информации по изучаемым дисциплинам, а формирование компетентной способности к выполнению своей профессиональной деятельности сотрудника полиции. Полученная знаковая информация в таком случае будет занимать структурное место в обучении лишь до определенного момента, а затем она должна получить развитую практику своего применения в качестве средства регуляции деятельности будущих сотрудников полиции, все более приобретающей черты профессиональной.

При таком подходе обучения единицей измерения работы курсанта, слушателя будет не количество полученной информации, а отдельная проблемная

ситуация во всей своей предметной и социальной неопределенности и противоречивости.

Способ контекстного обучения проявляется во множестве форм организации деятельности курсантов и слушателей и может варьироваться от лекции до тактико-специальных учений, проводимых при изучении дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». Исходя из содержания темы, категории обучаемых и уровня их подготовки, следует выбирать наиболее подходящие и соответствующие условиям методы обучения, с помощью которых курсанты и слушатели включатся в совместную с преподавателем работу, что позволит максимально эффективно использовать занятие и получить нужный результат по изучаемой теме и дисциплине в целом.

А.А. Вербицким выделено три основных базовых форм деятельности, которые можно эффективно применить в ходе проведения занятий по дисциплине «Личная безопасность органов внутренних дел»: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность [2, с. 68]. Рассмотрим приведенные выше формы подробнее.

Учебная деятельность академического типа предусматривает проведение проблемных лекционных занятий, семинаров либо практических занятий в виде дискуссий. Проблемное обучение направлено на активизацию интеллектуального потенциала и мыслительной деятельности курсантов и слушателей. Проведение занятий в форме проблемной лекции более эффективно после изучения основных базовых положений курса. В ходе лекций преподаватель вместе с теоретическим, нормативным и практическим материалом обозначает круг имеющихся проблем, а также дискуссионных вопросов, недостаточно разработанных с научной точки зрения, однако имеющих актуальное значение для теории и практики изучаемой темы. Применение проблемных ситуаций в ходе проведения практических занятий способствует формированию у курсантов и слушателей социальных качеств, так как любые действия приобретают качество поступка, который, в свою очередь, несет за собой личную ответственность за принятое решение и способствует самовоспитанию личностно-профессиональных качеств сотрудника полиции [3, с. 176].

Квазипрофессиональная деятельность предусматривает воссоздание в аудитории определенных реальных ситуаций профессиональной деятельности с динамикой развития событий и изменением условий в ходе решения, что позволяет максимально приблизить занятия к реальной обстановке повседневной службы сотрудников полиции, а также к воспроизведению действий в экстремальных ситуациях [4, с. 293]. Под экстремальными ситуациями понимаются выходящие за рамки обычного события, связанные с неблагоприятными или угрожающими факторами для сотрудника полиции. Как правило, такие ситуации связаны с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия и требуют от сотрудника полиции принятия решения в ограниченное время.

К данным видам занятий в большей степени подходят активные формы обучения, такие как деловая игра (предусматривает имитацию принятия решения руководителей подразделений либо групп в различных видах служебной деятельности, осуществляемой по фабуле, возможно содержание конфликтной ситуации и ограничение времени для принятия решения); мозговая атака (представляет собой групповое обсуждение с выдвижением идей и вариантов разрешения вводной ситуации, отличительной чертой является то, что ни одна из версий решения не будет отклонена, пока не будет полностью обсуждена и оценена); организационно-деятельностная игра (предполагает обсуждение служебной деятельности, однако не содержит в себе реального проигрывания вводной ситуации); имитационная ролевая игра (содержит совокупность моделей поведения с различных сфер человеческой жизни, что позволяет приблизить вводную ситуацию к повседневной деятельности); игровое проектирование (представляет собой конструирование или разработку методик решения вводных ситуаций); межотраслевое комплексное занятие (предусматривает реализацию задач средствами разных видов деятельности с сохранением ассоциативных связей между ними, с учетом, что один вид деятельности является основным, а остальные служат его дополнением) [5, с. 205].

Учебно-профессиональная деятельность предусматривает обучение, в ходе которого контекст содержания дисциплины максимально сочетается с самой профессиональной деятельностью. Данный способ обучения реализуется в проведении выездных практических занятий, а также в проведении тактико-специальных учений, проходящих по окончании изучения дисциплины. Выездные практические занятия предусматривают выезд в отделы внутренних дел, а также в структурные подразделения, где сотрудники полиции совместно с преподавателями образовательных организаций МВД России проводят практическое занятие, что позволяет закрепить связь теоретического материала с практикой. Тактико-специальные учения, проводимые по окончании курса, позволяют практически закрепить изученный материал, а также проверить уровень сформированных компетенций, полученных в ходе обучения курсантов и слушателей. Стоит отметить, что учебно-профессиональная деятельность реализуется также и вне изучения дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» в виде привлечения курсантов и слушателей образовательных организаций для охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий совместно с сотрудниками ОВД; в процессе прохождения производственной (преддипломной) практики.

Таким образом, контекстный подход в обучении позволяет наиболее эффективно осуществлять взаимосвязь теории и практики, обеспечивает последовательное совмещение и чередование основных базовых форм организации учебной деятельности и приближение к заданному результату обучения. Курсанты и слушатели будут получать все более развитую практику применения

Библиографический список

усваиваемых знаний, умений и навыков. При этом компетенции, получаемые в ходе обучения, усваиваются не с целью самого усвоения либо успешной сдачи экзаменов, а несут вполне определенную смысловую значимость, содержащую комплекс познавательных, профессиональных интересов и мотивов сотрудников полиции.

1. ГИАЦ МВД России. Available at: https:xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen, 2020

2. Вербицкий А.А., Курылев А.С., Ильязова М.Д. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате. Высшее образование в России. 2011; № 6: 66 - 71.

3. Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсантов вуза МВД России: монография, Барнаул: БЮИ МВД России, 2011.

4. Левченко А.А., Федулов Б.А., Шубин С.П. Применение квазипрофессионального подхода в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции. Актуальные проблемы юридической науки и практики. Санкт-Петербург 2019: 291 - 295.

5. Заречнев Д.О., Левченко А.А., Федулов Б.А. Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.

References

1. GIAC MVD Rossii. Available at: https:xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen, 2020

2. Verbickij A.A., Kurylev A.S., Il'yazova M.D. Osnovnaya obrazovatel'naya programma v kontekstno-kompetentnostnom formate. Vyssheeobrazovanie vRossii. 2011; № 6: 66 - 71.

3. Bashkov A.V., Fedulov B.A. Samovospitanie professional'no znachimyh kachestv kursantov vuza MVD Rossii: monografiya, Barnaul: BYul MVD Rossii, 2011.

4. Levchenko A.A., Fedulov B.A., Shubin S.P. Primenenie kvaziprofessional'nogo podhoda v processe professional'noj podgotovki sotrudnikov policii. Aktual'nye problemy yuridicheskoj nauki i praktiki. Sankt-Peterburg, 2019: 291 - 295.

5. Zarechnev D.O., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Osobennosti realizacii aktivnyh metodov pri obuchenii lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii. Filologicheskienauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 371

Morkovin A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Barnaul Law Institute of the Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia),

E-mail: marko.a@rambler.ru

Morkovina O.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai Institute of Economy (Barnaul, Russia), E-mail: olga.mo@rambler.ru

ABOUT PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE LINGUISTIC AND CULTURAL ORIENTATION OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT NON-LINGUISTIC EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION. The article reveals ways to organize educational process including the foreign languages in the system of higher education. The authors describe the organization of educational process at non-linguistic educational organizations of higher education. The authors give examples of organization of foreign languages training in the educational environment in Russia. The article describes the specifics of the linguistic and cultural orientation of organization of the educational process during the studying of the subject "Foreign Language" at the non-linguistic educational organizations of higher education. The main aims of teaching a foreign language in the system of higher education are reflected. They are presented in training a specialist who is able to perform cross-cultural communication successfully.

Key words: linguistic and cultural orientation of the education, higher education, organization of educational process, educational environment, non-linguistic educational organizations.

А.М. Морковин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул, E-mail: marko.a@rambler.ru

О.В. Морковина, канд. ист. наук, доц., Алтайский институт экономики, г. Барнаул, E-mail: olga.mo@rambler.ru

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НЕЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья раскрывает возможности организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе по иностранным языкам, в условиях отечественной образовательной среды. В краткой форме авторами дается представление об организации воспитательно-образовательного процесса в неязыковых организациях высшего образования. Авторы приводят примеры организации обучения иностранным языкам в рамках отечественной образовательной среды. В статье дано описание специфики лингвокультурологической направленности организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Иностранный язык» в неязыковых образовательных организациях высшего образования. Освещены основные цели обучения иностранному языку в системе высшего образования, заключающиеся в подготовке специалиста, способного к успешному осуществлению межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: лингвокультурологическая направленность обучения; высшее образование; организация образовательного процесса; образовательная среда; неязыковые образовательные организации.

Сложно оспорить тот факт, что обучение является фундаментальным процессом в жизни каждого человека, так как именно это позволяет каждому из нас развиваться и совершенствоваться, при этом опираясь на опыт предыдущих поколений и на достижения современной науки и развитие общества, а также акцентируя внимание на условия окружающей действительности.

Вопрос организации обучения, в широком смысле этого слова, в отечественной образовательной среде не должен рассматриваться исключительно с теоретической точки зрения. По нашему мнению, во главе данного процесса должен фигурировать конкретный обучающийся как главный объект воспитательно-образовательного процесса и конкретный педагог как носитель основного педагогического действа, при этом их совместная деятельность должна преследовать образовательные и воспитательные цели и задачи. Приступая к рассмотрению подходов к организации процесса обучения иностранным языкам,

следует согласиться с утверждением И.А. Зимней о том, что «понятие «подход к обучению» является широким и многозначным» [1, с. 75].

Вопросы теоретического осмысления выстраивания образовательного процесса с включением культуры, культурно-ориентированного обучения в рамках системы отечественного образования нашли свое отражение в ряде научных трудов таких исследователей, как И.И. Халеевой, В.П. Фурмановой, С.П Тер-Ми-насовой, И.Л. Цатуровой, В.В. Сафоновой. Следует также выделить «работы B.C. Борисова, Н.В. Кулибиной, С.Ю. Ильиной, Л.П. Струмилы, В.В. Ощепковой, Н.Б. Ишханян, А.Н. Богомолова, Е.Н. Пром, Т.П. Поповой и других ученых, цели и задачи которых ориентированы на практическую разработку методики обучения иностранному языку с учётом его культурологической составляющей» [2, с. 75].

Авторы обозначенных исследований выделяют культурный аспект как важную составляющую компоненту обучения иностранным языкам, поскольку взаи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.