УДК 378:334.02(1-87)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
л __ о
© Г.Ф. Шайхутдинова1, Л.В. Охотникова2
Уфимский государственный университет экономики и сервиса,
450078, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145.
Рассматривается опыт подготовки предпринимателей в зарубежных странах и России. Анализ зарубежного опыта подготовки предпринимателей показал, что основными формами работы с персоналом за рубежом являются: профессиональная ориентация; профессиональное и общее обучение; организация служебного продвижения. Система профессиональной подготовки в РФ характеризуется наличием проблем. Предложены рекомендации по совершенствованию системы подготовки кадров для сферы российского предпринимательства. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: предпринимательство; предприниматель; образование; профессиональная подготовка; системы подготовки; переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы предпринимательства; зарубежный опыт
FOREIGN EXPERIENCE IN ENTREPRENEUR TRAINING G.F. Shaikhutdinova, L.V. Okhotnikova
Ufa State University of Economics and Service,
145 Chernyshevsky St., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450078, Russia.
The article discusses the experience of training entrepreneurs in foreign countries and in Russia. From the analysis of foreign experience in training entrepreneurs, the authors derive that the main forms of work with personnel abroad are career guidance, professional and general training, organization of promotion. As problems are intrinsic to the system of Russian professional training, the authors give some recommendations on improvement of the system of training personnel for Russian business. 7 sources.
Keywords: entrepreneurship; entrepreneur; education; professional training; training systems; retraining and refresher training for entrepreneurship; foreign experience.
Современные тенденции развития экономики в зарубежных странах и в России предъявляют особые требования к развитию бизнес-стиля управления и к структуре, уровню, качеству подготовки предпринимателя.
Рассмотрим специфику получения образования предпринимателей в странах с устойчивой рыночной экономикой.
В зарубежных моделях подготовки особое внимание уделяется интеграции теоретического и практического обучения на предприятиях.
В США руководители фирм проявляют большую заинтересованность в работе с кадрами. Кадровая служба принимает активное участие в формировании организационной культуры компании, поэтому особое внимание при подборе кадров уделяет коммуникабельности и профессиональной компетентности специалистов, а также их способности принимать самостоятельные решения.
В США начальная подготовка к предпринимательской деятельности осуществляется в младших (региональных) колледжах, где студенты приобретают общую культуру и практические навыки будущей про-
фессии. Студент, окончивший двухлетний младший колледж, имеет возможность перевестись на третий курс четырехлетнего колледжа (вуза) и получить более глубокие знания по своей профессии или поступить на курс предпринимателей в региональный центр помощи предпринимателям («инкубатор»).
Американские школы готовят предпринимателей по специальным программам подготовки и переподготовки, ориентированных на различные направления менеджмента. Каждая программа имеет жесткие требования по усвоению материала и использует активные методы обучения, например, психологический тренинг.
Развитию мелкого предпринимательства в США способствуют многочисленные фонды (к примеру, Национальный фонд обучения предпринимательству молодежи с умственными и физическими недостатками).
В Великобритании подготовка к предпринимательской деятельности начинается в школе. Ученики проходят производственную практику и профессиональные курсы, на которых знакомятся с основами предпринимательства. Переподготовкой управленческого
Шайхутдинова Гульнара Флюровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, т ел.: 89174185241, e-mail: [email protected]
Shaikhutdinova Gulnara, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89174185241, e-mail: [email protected]
2Охотникова Лидия Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, тел.: 89279464499, e-mail: [email protected]
Okhotnikova Lidia, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Regional Economy and Management, tel.: 89279464499, e-mail: [email protected]
персонала в Великобритании занимаются: частные центры, небольшие фирмы, ведущие тренинг и осуществляющие консультирование, академические и специальные курсы непрерывного обучения менеджменту при вузах.
В университетах США и Великобритании уделяют большое внимание формированию инновационной культуры и культуры управления интеллектуальной собственностью.
В Канаде обучение основам бизнеса осуществляется местными предпринимателями и специалистами по программе «Достижения молодых». В колледжах по 2-хгодичной программе обучения можно получить определенный уровень знаний в специализированной области бизнеса. В университетах - 4-хгодичную основную образовательную программу в сфере бизнеса (к примеру, бакалавр торговли, бакалавр делового администрирования).
Японская модель подготовки кадров значительно отличается от моделей, принятых в других странах. Подготовка и обучение предпринимателей организуется в специализированных учебных центрах профессионального образования отраслей и министерств, в профессиональных учебных заведениях, в вузах, на курсах повышения квалификации или непосредственно на рабочем месте. В этих учебных заведениях кадры высшего звена обучают основам стратегического управления; среднего звена - управлению персоналом; низшего - маркетингу, применению ЭВМ, основам теории управления.
В Норвегии обучение основам предпринимательства начинается еще в школе и продолжается в колледжах и университетах, где основной задачей является поощрение студентов к открытию своего дела.
В Венгрии подготовка к предпринимательской деятельности ведется в средней специальной школе экономики с 14 лет. При школах организуются собственные фирмы, где учащиеся производят продукты и услуги, а затем реализуют их.
В Болгарии подготовка к коммерческой деятельности начинается с тестирования учащихся гимназии по одному из трех направлений: экономика и менеджмент, банковское дело, управление фирмой.
Во Франции широко действуют многочисленные учебные заведения, использующие многоступенчатое обучение предпринимательской деятельности.
В Финляндии бизнес-подготовка проводится в гимназиях с предпринимательским уклоном и в профессиональных училищах.
В Германии система профессионального образования сочетает практическую подготовку на предприятии (рабочем месте) с теоретическим обучением в профессиональной школе. Профессиональное образование Германии находится во взаимном партнерстве государства и предпринимательства: профессиональная подготовка осуществляется под контролем предпринимателей на рабочем месте, а государство определяет наиболее общие основы профессионального образования.
В Германии в профессиональной подготовке кадров выделяют квалификационные уровни и квалифи-
кационные специализации, требующие выполнения задач профессий внутри основных групп. Немецкий подход подбора кадров приветствует анкетный подбор и наличие письменных рекомендаций с предыдущего места работы, что отчасти снижает возможности начинающих специалистов.
В Финляндии и Германии организация практической подготовки предпринимателей стимулируется введением для предпринимателей налоговых льгот.
Анализ зарубежного опыта подготовки предпринимателей показал, что основными формами работы с персоналом являются: профессиональная ориентация; профессиональное и общее обучение; организация служебного продвижения. При этом большое внимание уделяется организации процесса обучения в учебных заведениях, на рабочих местах и осуществления различных методов и форм обучения. На зарубежных предприятиях человек рассматривается как наивысшая ценность, поэтому обязательным в программах обучения считается изучение социальной и организационно-экономической сферы труда. Формирование личности зарубежного предпринимателя включает: развитие экономического мышления, общей культуры, коммуникативности, интеллектуального мышления.
Далее рассмотрим существующую систему профессиональной подготовки для сферы российского предпринимательства.
В настоящее время пока нет общепринятой классификации объектов инфраструктуры подготовки кадров для малого предпринимательства. В.А. Вандышев предложил следующий вариант такой классификации [7]:
1. По объектам обучения: государственные и негосударственные органы образования; общественные бизнес-ассоциации; учебно-деловые и социально-деловые центры; инновационно-технологические центры; бизнес-инкубаторы; бизнес-школы; бизнесцентры; технопарки.
2. По видам образовательных услуг:
- система подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и преподавателей по малому предпринимательству;
- информационное сопровождение образовательных услуг;
- консалтинговое сопровождение;
- учебно-методическое сопровождение профессионального обучения;
- маркетинг системы профессионального обучения;
- система подготовки организаторов профессионального обучения.
В значительной части регионов России сформирована сеть образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для сферы малого предпринимательства. Всего подобных образований сегодня в России около 300. Более того, многим из этих центров присущ традиционный подход к обучению как способу передачи знаний. Другой существенный недостаток видится в том, что вся их совокуп-
ность пока еще не обрела свойства единой инфраструктуры и отличается значительной фрагментарностью.
Динамические изменения последнего времени в экономике обозначили контрасты между сложившимися традициями в обучении и предъявляемыми заказчиками требованиями, отражающими потребности рынка труда в совершенствовании профессионального обучения. Специалистам профессионального образования сегодня свойственно стремление выйти за рамки педагогических традиций, освоить новые подходы к процессу подготовки к трудовой деятельности. Нынешняя открытость мирового опыта в этой области позволяет использовать его наиболее эффективные модели, особое место среди которых занимает модульное обучение.
На всех уровнях образования внедряются инновации в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий. Ресурсы сети Интернет используются при подготовке и проведении занятий, поиске информации, создании мультимедийных презентаций, тестировании обучающихся. Определенное развитие получили новые формы сетевого взаимодействия в процессе обучения: публичные лекции, виртуальные уроки и мастер-классы, семинары с участием представителей ведущих 1Т-компаний.
Несмотря на наличие учебных заведений и плановых программ подготовки кадров, общей системы организации подготовки кадров для малого бизнеса в России не существует. Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования в основном используют консервативный, традиционный подход в отраслевой ориентации подготовки кадров экономического и управленческого профиля. Консервативное обучение не учитывает изменяющиеся условия современной рыночной экономики и недостаточно использует активные технологии обучения.
Образовательная деятельность учреждений в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в своих программах не уделяет должного внимания предпринимательскому образованию, поэтому все более целостный, системный характер должна приобретать работа по подготовке предпринимателей инновационного типа. Разделим ее на 4 основных момента.
Во-первых, на основе зарубежного опыта обучение основам предпринимательской деятельности должно осуществляться на этапе школьного образования. В допрофессиональную подготовку включаются элементы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности (теоретические и практические), обеспечивающие экономическую грамотность, знание элементарных основ предпринимательской деятельности, готовность к ней, владение простейшими навыками этой деятельности [3].
Основными мероприятиями по модернизации системы образования в системе школьного образования являются:
- формирование учебных курсов в области экономики, менеджмента и инноваций;
- включение в учебные планы ознакомительной
практики школьников на инновационных предприятиях.
- создание школьных инновационных фирм.
Во-вторых, на первом уровне профессионального
образования (начальное профессиональное образование) осуществляется подготовка кадров с узкой специализацией, таких как технические исполнители и младшие специалисты, которые имеют возможность вести индивидуальную трудовую деятельность в соответствующей отрасли.
В-третьих, на втором уровне профессионального образования (среднее профессиональное образование) готовят специалистов среднего звена. На данном этапе лица с традиционным образованием могут получить дополнительную подготовку в области предпринимательской деятельности.
В-четвертых, на третьем уровне профессионального образования (высшего профессионального образования) ведется подготовка высококвалифицированных специалистов для предпринимательской деятельности.
Одной из важнейших задач высшего образования в Российской Федерации является формирование у выпускников вузов, молодых ученых и аспирантов навыков коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок вузов и предприятий, умения видеть в новых знаниях пользующийся рыночным спросом товар.
Таким образом, в сфере профессионального образования необходимы:
- ориентация образования на новый технологий уклад, приближение образования к практике посредством участия предпринимательского сообщества региона в формировании параметров образовательного процесса;
- соединение профессионального образования с научным повышением квалификации;
- повышение мобильности с помощью временного трансфера персонала из вузов на предприятия или из предприятий в вузы для решения практических задач, ориентированных на инновации, и параллельного повышения квалификации;
- создание центров трансфера технологий при вузах.
Предметную профессиональную подготовку предпринимателей целесообразно осуществлять в рамках непрерывного образования, используя дополнительное образование, содержание которого должно строиться, исходя из системы умений и навыков, требуемых для конкретной предпринимательской деятельности, и учитывая принцип преемственности.
В своей работе «Социально-экономические основы формирования и развития системы профессиональной образовательной подготовки предпринимателей» Е.В. Бешкинская утверждает, что одним из важнейших критериев качества подготовки кадров должен быть показатель полноты трудоустройства выпускников в соответствии с полученной профессией, специальностью, уровнем квалификации [1].
Качество подготовки кадров связано с совершенствованием содержания образовательных программ и
технологий; методов обучения; ресурсным обеспечением образовательных учреждений; развитием механизмов поддержания динамики их развития, включающих систему маркетинга деятельности образовательного учреждения; мониторинг спроса на выпускников и оценки качества их подготовки. В этой связи необходима разработка профессиональных стандартов, которые должны стать основой для формирования общепрофессионального и специального разделов образовательных программ.
При подготовке инвалидов к предпринимательской деятельности нужно учитывать особенности их физического и психического состояния и подбирать соответствующие формы обучения.
Таким образом, для совершенствования системы подготовки кадров для сферы предпринимательства представляется целесообразным провести следующую работу:
1. Разработать стандарт квалификационной компетенции предпринимателя, руководителя предприятия, а также функциональных менеджеров: финансового директора, директора по маркетингу, директора по управлению персоналом;
2. С учетом стандарта квалификационных компетенций разработать образовательный стандарт для ведущих специалистов с помощью представителей малого и среднего бизнеса;
3. На основе образовательного стандарта подготовить базовые и специальные программы обучения (или отобрать их на конкурсной основе);
4. На систематической основе осуществлять отбор, подготовку, аттестацию и сертификацию преподавателей-консультантов;
5. Разработать (или отобрать на конкурсной основе) учебно-методическое обеспечение образовательных программ, включая тренажеры, книги, СД-диски, стимуляционные игры и проч.;
6. Внедрить систему подготовки, аттестации и сертификации кадров для сферы предпринимательства;
7. Разработать рекомендации (предпринимателям, директорам МСП) по вопросам управления персоналом на предприятиях;
8. Развивать и координировать новые формы обучения (в том числе и дистанционные) с другими формами обучения;
9. При создании системы кадрового, методического, материально-технического и финансового обеспечения необходимо ориентироваться на использование имеющейся базы, а также на унификацию вновь создаваемых методических и материально-технических средств для учебных заведений.
Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, формированию класса цивилизованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном уровнях.
Статья поступила 26.09.2014 г.
Библиографический список
1. Бешкинская Е.В. Социально-экономические основы формирования и развития системы профессиональной образовательной подготовки предпринимателей: автореф. дис. ... доктора эконом. наук: 08.00.05. М., 2009. 21 с.
2. Бешкинская Е.В. Концепция развития системы профессионального образования предпринимателей России: монография. М.: Экономика, 2008. 396 с.
3. Вдовина И.В. Формирование целей и содержание профессиональной ориентации и подготовки кадров в сфере предпринимательства: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.08. М., 2003. 174 с.
4. Гордиенко Г.А. Социально-экономические условия подготовки кадров предпринимателей для рыночных институцио-
нальных структур: дис. ... доктора эконом. наук: 08.00.05. М., 2000. 306 c.
5. Давыдов А.А. Совершенствование процесса подготовки кадров для предпринимательской деятельности: дис. ... кандидата эконом. наук: 08.00.05. Великий Новгород, 2005. 168 c.
6. The Gelsenkirchen Declaration on Institutional Entrepreneurial Management and Entrepreneurial Studies in Higher Education in Europe // Higher education in Europe. 2004. V. 29. № 2.
7. Вандышев В.А. Классификация объектов инфраструктуры подготовки кадров для малого предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.smb.ru/
УДК 101.1:316.37
ВЫХОД К РЕАЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА
© А.И. Шафоростов1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Выявляется социально-онтологическая проблематика процесса самоидентификации на основе обращения к концепции «множественной реальности» А. Шюца, предлагается понимание самоидентификации как поиска субъектом высшего уровня реальности, оправдывающего его бытие в качестве «автора реальности», а не только ее элемента. Вводится понимание горизонтальной и вертикальной идентичности, дается понимание сущности са-
1Шафоростов Александр Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии, тел.: (3952) 405187, e-mail: [email protected]
Shaforostov Alexander, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405187, e-mail: [email protected]