Научная статья на тему 'Обучение предпринимательству в Дании: системообразующие доминанты'

Обучение предпринимательству в Дании: системообразующие доминанты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ДАТСКИЙ ФОНД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СИСТЕМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОДДЕРЖКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP TRAINING STRATEGY / DANISH ENTREPRENEURIAL FUND / ENTREPRENEURIAL TRAINING AND SUPPORT SYSTEMS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ENTREPRENEURIAL TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Татьяна Александровна

В статье представлен опыт обучения предпринимательству в Дании на всех уровнях образования, раскрывается система постепенного включения молодого поколения в предпринимательскую деятельность. Проведён анализ стратегии правительства Дании по образованию и подготовке кадров в области предпринимательства, которая является основой для подготовки молодых людей, компетентных в области предпринимательства. В статье раскрываются основные направления работы, организованные Датским фондом предпринимательства: создание единой системы предпринимательской подготовки; разработка учебных программ для тренеров и менеджеров по обучению предпринимательству; создание сети контактов и тесного сотрудничества между промышленностью и учебными заведениями. Особое внимание в статье уделяется системе внеклассных мероприятий, которые позволяют мотивировать молодых людей на занятие предпринимательством, таких как деловые лагеря, форумы, фестивали, ярмарки, а также особенностям подготовки учителей в плане разработки ими педагогических инноваций в области предпринимательского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP EDUCATION AND TRAINING PROGRAMS IN DENMARK: KEY FACTORS

The article presents the experience of entrepreneurship education in Denmark at all levels of education, the system of gradual inclusion of young generation in entrepreneurial activity. An analysis of the Strategy for education and training in entrepreneurship adopted by of the Government of Denmark is given, which is the basis for training of young people competent in entrepreneurship. Entrepreneurial education in Denmark is provided by the innovation program "Denmark A Nation of Solutions", which touches upon all the levels of education. The Danish Enterprise Fund (FFE-YE) is in charge for the realization of the program. The article reveals the main directions of work organized by FFE-YE: the creation of a single system of entrepreneurial training; development of training programs for trainers and managers for entrepreneurship training; establishment of a network, contacts and close cooperation between industry and educational institutions. FFE-YE has worked out the system of extracurricular activities, which allow motivating young people to develop entrepreneurship, such as business camps, forums, festivals, fairs. The paper pays special attention to the peculiarities of teacher training in the format of educational innovation and entrepreneurship. Summarizing the Danish experience in the sphere of entrepreneurial education the author marks out the key factors that encourage the development of students' entrepreneurial skills and promotion of their business ideas.

Текст научной работы на тему «Обучение предпринимательству в Дании: системообразующие доминанты»

ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ДАНИИ: СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ДОМИНАНТЫ

ВОЛОШИНА Татьяна Александровна - канд. пед. наук, завкафедрой технологии, изобразительного искусства и дизайна, руководитель университетской школы искусств. E-mail: [email protected]

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия Адрес: 185910, г. Петрозаводск, просп. Ленина, д. 33

Аннотация. В статье представлен опыт обучения предпринимательству в Дании на всех уровнях образования, раскрывается система постепенного включения молодого поколения в предпринимательскую деятельность. Проведён анализ стратегии правительства Дании по образованию и подготовке кадров в области предпринимательства, которая является основой для подготовки молодых людей, компетентных в области предпринимательства. В статье раскрываются основные направления работы, организованные Датским фондом предпринимательства: создание единой системы предпринимательской подготовки; разработка учебных программ для тренеров и менеджеров по обучению предпринимательству; создание сети контактов и тесного сотрудничества между промышленностью и учебными заведениями. Особое внимание в статье уделяется системе внеклассных мероприятий, которые позволяют мотивировать молодых людей на занятие предпринимательством, таких как деловые лагеря, форумы, фестивали, ярмарки, а также особенностям подготовки учителей в плане разработки ими педагогических инноваций в области предпринимательского образования.

Ключевые слова: стратегия обучения предпринимательству, датский фонд предпринимательства, система предпринимательской подготовки и поддержки в образовательных учреждениях, подготовка учителей и преподавателей в области предпринимательства

Для цитирования:Волошина Т.А. Обучение предпринимательству в Дании: системообразующие доминанты // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 123-129.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

j

В современных экономических условиях обучение предпринимательству во многих странах является важной стратегической задачей, реализующейся в контексте модернизации содержания образования. Поддержание высоких темпов развития производства требует участия всё большего количества современных предприятий, основанных новым поколением предпринимателей. Поэтому сегодня весьма актуальным становится исследование успешных международных практик обучения предпринимательству, базирующихся на принципах преемственности и системности. Интересный опыт такой работы мы находим в Дании,

где в последние годы в системе образования вопросам предпринимательства уделяется особое внимание.

В отчёте Европейской Комиссии под предпринимательством понимается «система действий по разработке идей и преобразованию их в потребность для других. Созданная потребность может быть финансовой, культурной или социальной» [1]. Речь идёт не только о том, чтобы молодые люди получали навыки и компетенции в организации предпринимательской деятельности, но и проявляли предприимчивость в социальной и культурной среде, например склонность разрабатывать проекты, которые способ-

ствуют решению экологических проблем или обеспечивают социальную интеграцию [2].

В Дании обучение предпринимательству осуществляется в рамках широкой инновационной программы «Дания - нация решений (2012-2020)». Она включает в себя ряд мер, которые затрагивают все уровни образования и исходят из того, что молодые люди являются значимым ресурсом в плане разработки и внедрения экономических и социальных новаций и поэтому должны играть определяющую роль в инновационной политике [3]. Ответственность за реализацию национальной программы в области предпринимательства делегирована организации «Датский фонд предпринимательства - молодое предпринимательство (FFE-YE)», который был создан в январе 2010 г. для поддержки и распространения образования в области предпринимательства на всех уровнях и во всех предметных направлениях обучения в системе образования - от школы до вуза. Цель организации состоит в том, чтобы наибольшее количество учащихся приобретали знания о предпринимательстве и развивали соответствующие компетенции. FFE-YE выступает, по сути, в качестве специализированной площадки по обучению предпринимательству и региональной поддержке образовательных инициатив в этой области, способствующих самозанятости молодёжи. Это происходит за счёт разработки и продажи учебных материалов, организации лагерей, ярмарок, конкурсов для молодых людей в сфере предпринимательства. Также большое внимание уделено проведению курсов подготовки учителей в данном направлении.

В рамках поддержки предпринимательства FFE-YE реализует три направления:

• создание единой системы предпринимательской подготовки;

• разработка программ подготовки инструкторов и руководителей обучения предпринимательству;

• создание сети контактов и тесного сотрудничества между промышленностью и образовательными учреждениями.

Для Дании всё это имеет глобальное значение в плане будущего развития страны, поэтому правительство подготовило Стратегию обучения предпринимательству, в которой ставятся комплексные задачи для всего сектора образования, решение которых предполагает объединение усилий нескольких министерств [4, с. 12]. «Стратегия обучения предпринимательству» (Strategy for education and training in entrepreneurship) датского правительства в настоящее время представляет собой основу для подготовки компетентных в области предпринимательства менеджеров и сотрудников, которые будут успешно функционировать не только в бизнес-структурах, но и в государственных учреждениях. Как отмечено в данном документе, «они помогут создать будущую конкурентоспособность Дании в глобальной экономике». Стратегия нацеливает на интеграцию курсов по предпринимательству в программу датской народной школы (муниципальное начальное и среднее образование) и полное среднее образование; также эта тема должна стать частью учебной программы высшего образования [5]. Для достижения этого правительство Дании ставит перед системой образования следующие задачи:

- разработать комплекс мер по поддержке идей предпринимательского обучения в образовательных учреждениях и в органах местного самоуправления;

- обеспечить повышение квалификации учителей в области методики обучения предпринимательству;

- увеличить спектр курсов и предметов в образовательных учреждениях, которые обеспечивают обучение предпринимательской деятельности в широком смысле;

- обеспечить интеграцию «курсов предпринимательства» в различные предметные области в образовательных учреждениях;

- создать площадки научно-методических ресурсов для обучения предпринимательству (в том числе электронные);

- определить значимость профессиональной подготовки к предпринимательству на каждом этапе образования;

- повысить интерес к предпринимательской деятельности среди школьников и студентов.

В Дании народные школы сами разрабатывают стандарт содержания образования, а планирование развития отдельно взятой школы осуществляется в тесном сотрудничестве с местной общиной [6, с. 102]. Это позволяет выстраивать программы обучения с участием бизнес-структур в качестве заинтересованной стороны в обучении молодёжи предпринимательству и обеспечивает софи-нансирование важных мероприятий. Также предприниматели имеют возможность стать гостем на уроке, принять участие в конференциях и семинарах, имеют возможность быть судьёй в студенческих конкурсах по предпринимательству, являются соучредителями в деле организации лагерей и других мероприятий.

Датское правительство создало пять региональных центров роста, ответственных за финансирование проектов, продвигающих идеи предпринимательства, а также осуществляющих компетентное консультирование представителей малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется консультативной помощи женщинам и иммигрантам, желающим организовать своё дело. С 2010 г. запущены инициативы «Бизнес-леди» (Business Women) и «Поддержка этнического бизнеса» (Ethnic Business support), в рамках которых проводятся различного рода мастер-классы, тренинги, предоставляется площадка для общения и налаживания контактов в бизнес-сообществе [7, с. 37]. Министерство по делам детей, образования и гендерного равенства поддерживает преподавателей, предлагая непрерывную систему бесплатных курсов в области инноваций и предпринимательства через национальный учебный портал, ориентированный на учителей. Муниципалитеты несут ответственность за постоянное развитие навыков учителей,

включая компетенции в области инноваций и предпринимательства. FFE-YE также ведёт большую работу по подготовке учителей в области современных методов обучения предпринимательству, а именно:

- проводит семинары, курсы переподготовки учителей;

- обеспечивает им доступ к наиболее эффективным учебным программам и материалам;

- организует их участие в рабочих группах по разработке новых методов;

- предоставляет им возможности для подачи заявки на финансирование проектов по разработке курсов.

FFE-YE ведёт системную научно-методическую работу в области формирования учебных программ, совершенствования курсов и методов обучения для студентов, инициирует междисциплинарные проекты для студентов из разных академических групп. Каждый год студенты получают возможность участвовать в следующих мероприятиях: бизнес-лагерь, нацеленный на обучение студентов практическому применению методов в области инноваций и предпринимательства; студенческие конкурсы и ярмарки, целью которых является фокусировка на инновационном продукте и проявление деловых навыков; веб-платформы для международных отношений и партнёрства. Программы FFE-YE представлены в таблице 1.

Большое внимание уделяется разработке и внедрению системы мотивации обучения предпринимательству через организацию внеучебной деятельности предпринимательской направленности. Предложенная FFE-YE система ярмарок и чемпионатов по предпринимательству представлена тремя уровнями: региональным, датским и международным (Рис. 1).

Важным направлением деятельности Фонда является разработка системы финансирования программ предпринимательского образования на уровне отдельных учреждений. Это способствует тому, что образовательные учреждения разрабатывают эффек-

Таблица 1

Программы Фонда развития предпринимательства Дании

Название программы Содержание

«Ваш мир - ваш бизнес» Введение в предпринимательство

«Открой свой магазин» Студенты, обучающиеся в области торговли

«Программа компании» Разработка инновации для реального бизнеса. Один полный год

«Предприятие без границ» Изучение международного предпринимательства (на примере реальной компании). 2-5 месяцев

Виртуальная игра «Газель» Виртуальная деловая игра - для всех категорий

«Запуск проекта» Первый год обучения студентов коммерческих колледжей

«Что нужно для того, чтобы...» Модульная программа предпринимательства для учащихся профессиональных торговых колледжей. 80-90 уроков

«Генерация идей» Для студентов первого года обучения технических специальностей

«Идея семинара» Курс переподготовки учителей

«Инновации и дизайн» Для студентов технических специальностей

«Призвание и предпринимательство» Для студентов профессиональных колледжей

Титан Виртуальная деловая игра на английском языке

«Руководство партнерством» Для учителей школ по сотрудничеству с предприятиями

«Выйти из игры» Онлайн-игра на финансовую грамотность

Международная ярмарка-выставка

Рис. 1. Система ярмарок и чемпионатов по предпринимательству в Дании

тивные, долгосрочные стратегии в области образования и подготовки кадров. К примеру, были разработаны и апробированы следующие новые образовательные программы для профессиональных училищ: «Модель реализации инновационных навыков» (Социальная школа здравоохранения); «Курс по развитию инноваций в обучении для учителей» (Лесоинженерное училище); «Инновации в электроэнергии и управлении ИТ» (ТЕС - профессиональный колледж); «Идея

создания и открытия бизнеса для разных профессиональных групп» (Профессиональный колледж, Свендборг); «Социальное предпринимательство в социальной и медицинской помощи» (Метрополь) и др. [8].

Огромную роль в деле формирования предпринимательских компетенций играют университеты Дании. Например, на базе Орхуского университета, имеющего богатую историю экономического образования, создан Инноваториум, основной целью ко-

торого является проведение прикладных исследований в рамках развития инноваций и бизнеса. Здесь же организован студенческий бизнес-инкубатор для всех студентов и аспирантов, желающих заниматься предпринимательством. В Ольборгском университете в рамках проблемно-ориентированного обучения решается задача формирования навыков делового общения и руководства проектами как ключевых компетенций, востребованных на рынке труда [9, с. 121]. Предпринимательское образование является обязательной темой при начальной подготовке будущих учителей в области базового образования (начальное и среднее образование).

Обучение инновациям и предпринимательству является сквозным элементом начального и среднего образования в Дании. Для реализации этой идеи создан образовательный портал EMU [10], который обеспечивает доступ к огромному количеству ресурсов и значимой информации. Портал представляет собой уникальную коллекцию виртуальных записей, ориентированную на конкретные группы пользователей, таких как учителя и ученики в основной школе, гимназиях, в педагогических колледжах. Записи содержат модули обучения, ресурсы, передовую практику, новости и многое другое. Консультанты по обучению в Национальном ресурсном центре, работающие в Министерстве по делам детей, образования и гендерного равенства, также оказывают поддержку школам и муниципалитетам в деле обучения предпринимательству. Региональные ресурсные центры работают в тесном сотрудничестве с Фондом предпринимательства (FFE), чтобы информировать учителей о доступных материалах по этой теме. В целом педагог в Дании 60% своего времени тратит на преподавательскую деятельность, 20% - на экзамены и отпуск, 20% - на повышение квалификации и участие в семинарах [11, с. 19].

FFE-YE создала специализированную сеть преподавателей, называемую «Сеть для

предпринимательства в школах и образовании» (NEIS) [12], которая открыта для всех учителей Дании независимо от уровня образования и предмета обучения. Сеть является платформой для обмена знаниями и опытом, а также для поиска сотрудников. На ее базе также проводятся ежегодные конференции.

Обобщая опыт обучения предпринимательству в Дании, можно выделить следующие системообразующие доминанты:

• во-первых, обучение предпринимательству является национальным приоритетом государства, что подтверждается принятыми государственными программами;

• во-вторых, обучение предпринимательству внедрено на всех уровнях образования - от школы до вуза;

• в-третьих, создана система внеучебных мероприятий, позволяющих мотивировать молодых людей к развитию предприимчивости;

• в-четвёртых, ведётся подготовка учителей в формате обучения инновациям и предпринимательству;

• в-пятых, сформирована система информационной поддержки обучения предпринимательству, позволяющая обогащать опыт учителя.

Реализация представленной стратегии обучения предпринимательству обеспечивает увеличение количества школьников и студентов, шаг за шагом погружающихся в предпринимательскую деятельность. Анализ датского опыта позволяет сделать вывод о том, что и в российской системе образования необходимо разработать единый многоуровневый комплекс мероприятий, позволяющий сформировать у учащихся предпринимательские качества и дать им возможность в будущем самореализоваться в организации и продвижении бизнес-идей.

Литература

1. European Commission/EACEA/Eurydice, 2016.

Entrepreneurship Education at School in Europe.

Eurydice Report. Luxembourg: Publications

Office of the European Union. 234 p.

1. Bacigalupo M, Kampylis P., Punie Y, Van den Brande G. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office ofthe European Union, 1016. 36 p.

3. Denmark - a nation of solutions. Enhanced cooperation and improved frameworks for innovation in enterprises // Ministry of Higher Education and Science. 1013. Available at: https://ufm.dk/en/publications/1011/denmark-a-nation-of-solutions

4. Волошина Т.А. Молодёжное предпринимательство: опыт стран Северной Европы. Петрозаводск: КИТ, 1011. 36 с.

5. The Danish Foundation for Entrepreneurship -Young Enterprise. Impact of Entrepreneurship Education in Denmark - 1011. Ejlskovsgade 3D, 5000 Odense C, Denmark, 1011.

6. Аксенова Э.А. Развитие современной школы в Дании // Школьные технологии. 1011. № 1. С. 101-104.

7. Тельхигова М.Ш. Особенности функционирования предпринимательского сектора Да-

нии // Транспортное дело России. 2011. № 4. С. 36-39.

8. Волошина Т.А. Международный опыт обучения предпринимательству: учеб. электрон. пособие для студентов вузов. Петрозаводск: ПетрГУ, 2017.

9. Соловьев А. Опыт проблемно-ориентированного обучения в Дании // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 120-122.

10. EMU Danmarks feringsportal // Undervisnings Ministeriet. 2017. URL: http://www.emu.dk.

11. Херт Х. Некоторые подходы к обучению в Дании // Аккредитация в образовании. 2013. № 4 (64): Июнь. С. 18-19.

12. Om NEIS // The Danish Foundation for Entrepreneurship - Young Enterprise. 2017. URL: http://www.ffe-ye.dk/undervisning/netva-erk-for-undervisere/om-neis

Статья поступила в редакцию 25.12.17 Принята к публикации 12.01.18

ENTREPRENEURSHIP EDUCATION AND TRAINING PROGRAMS IN DENMARK: KEY FACTORS

Tatyana A. VOLOSHINA - Cand. Sci. (Education), Head of the Chair of technology, fine arts and design, Director of the University School of Arts, e-mail: [email protected]

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

Address: 33, Lenin str., 185910, Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russian Federation

Abstract. The article presents the experience of entrepreneurship education in Denmark at all levels of education, the system of gradual inclusion of young generation in entrepreneurial activity. An analysis of the Strategy for education and training in entrepreneurship adopted by of the Government of Denmark is given, which is the basis for training of young people competent in entrepreneurship. Entrepreneurial education in Denmark is provided by the innovation program "Denmark - A Nation of Solutions", which touches upon all the levels of education. The Danish Enterprise Fund (FFE-YE) is in charge for the realization of the program. The article reveals the main directions of work organized by FFE-YE: the creation of a single system of entrepreneurial training; development of training programs for trainers and managers for entrepreneurship training; establishment of a network, contacts and close cooperation between industry and educational institutions. FFE-YE has worked out the system of extracurricular activities, which allow motivating young people to develop entrepreneurship, such as business camps, forums, festivals, fairs. The paper pays special attention to the peculiarities of teacher training in the format ofeducational innovation and entrepreneurship. Summarizing the Danish experience in the sphere of entrepreneurial education the author marks out the key factors that encourage the development of students' entrepreneurial skills and promotion of their business ideas.

Keywords: entrepreneurship education, entrepreneurship training strategy, Danish entrepreneurial fund, entrepreneurial training and support systems in educational institutions, entrepreneurial training of teachers

Cite as: Voloshina, T.A. (2018). [Entrepreneurship Education and Training Programs in Denmark: Key Factors]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2 (220),

pp. 123-129. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. European Commission/EACEA/Eurydice (2016). Entrepreneurship Education at School in Europe. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 234 p.

2. Bacigalupo, M., Kampylis, P., Punie, Y., Van den Brande, G. (2016). EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office ofthe European Union. 36 p.

3. Denmark - a Nation of Solutions. Enhanced Cooperation and Improved Frameworks for Innovation in Enterprises (2013). Ministry of Higher Education and Science. Available at: https://ufm.dk/en/publica-tions/2012/denmark-a-nation-of-solutions

4. Voloshina, T.A. (2011). Molodezhnoe predprinimatel'stvo: opyt stran severnojEvropy [Youth Entrepreneurship: The Experience of the Countries ofNorthern Europe]. Petrozavodsk: KIT Publ., 36 p.

5. The Danish Foundation for Entrepreneurship - Young Enterprise. (2011). Impact ofEntrepreneurship Education in Denmark - 2011. Ejlskovsgade 3D, 5000 Odense C, Denmark.

6. Aksenova, E.A. (2011). [Development of a Modern School in Denmark]. Shkolnye tekhnologii [School Technology]. No. 1, pp. 102-104 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tel'khigova, M.Sh. (2011). [Features of Functioning of Business Sector of Denmark]. Transportnoe delo Rossii [Transport Business ofRussia]. No. 4, pp. 36-39 (In Russ.)

8. Voloshina, T.A. (2017). Mezhdunarodnyi opyt obucheniya predprinimatel'stvu: uchebnoe elektronnoe posobie dlya studentov [International Experience in Entrepreneurship Education: Electronic Students' Textbook]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State Univ. Publ. (In Russ.)

9. Solov'ev, A. (2007). [Experience ofProblem-Oriented Learning in Denmark]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 120-122 (In Russ.)

10. EMU Danmarks feringsportal. Undervisnings Ministeriet (2017). Available at: http://www.emu.dk (In Danish)

11. Hert, H. (2013). [Some Approaches to Learning in Denmark]. Akkreditatsiya v obrazovanii [Accreditation in Education]. No. 4 (64) June, pp. 18-19 (In Russ.)

12. Om NEIS. The Danish Foundation for Entrepreneurship - Young Enterprise (2017). Available at: http:// www.ffe-ye.dk/undervisning/netvaerk-for-undervisere/om-neis (In Danish)

The paper was submitted 25.12.17 Accepted for publication 12.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.