Научная статья на тему 'Формирование и развитие предпринимательских кадров в Республике Татарстан'

Формирование и развитие предпринимательских кадров в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифуллина Танзиля Анваровна

Целью статьи является определение основных направлений профессионального развития кадрового обеспечения системы предпринимательства Республики Татарстан. Впервые в сферу анкетного опроса были вовлечены негосударственные образовательные учреждения, входящие в бизнес-инкубаторы и технопарки, фирмы и самостоятельные учебные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации предпринимательских кадров крупного региона. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что каждый третий предприниматель, и каждый второй руководитель субъектов хозяйствования, несмотря на довольно хорошее базовое образование, признает необходимость в получении дополнительных знаний и практических навыков для самостоятельной трудовой деятельности в рыночных условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming and developing entrepreneurs in Tatarstan Republic

To identify the key areas of professional development of entrepreneurship personnel in the Republic of Tatarstan. For the first time, the questionnaire survey involved non-state educational institutions within business incubators and technology parks, companies and independent centers for training, retraining and advanced training of entrepreneurial skills of a large region. Results of sociological researches testify that every third businessman, and every second head of subjects of managing, despite quite good basic education, recognizes need for receiving additional knowledge and practical skills for independent work in market conditions of managing.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие предпринимательских кадров в Республике Татарстан»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

УДК 338

Формирование и развитие предпринимательских кадров в Республике Татарстан

Шарифуллина Т.А.

Доктор экономических наук,

профессор кафедры менеджмента

Института экономики, управления и права (Казань)

Целью статьи является определение основных направлений профессионального развития кадрового обеспечения системы предпринимательства Республики Татарстан. Впервые в сферу анкетного опроса были вовлечены негосударственные образовательные учреждения, входящие в бизнес-инкубаторы и технопарки, фирмы и самостоятельные учебные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации предпринимательских кадров крупного региона. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что каждый третий предприниматель и каждый второй руководитель субъектов хозяйствования, несмотря на довольно хорошее базовое образование, признают необходимость в получении дополнительных знаний и практических навыков для самостоятельной трудовой деятельности в рыночных условиях хозяйствования.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, предпринимательские структуры, кадровый потенциал, кадровое обеспечение, негосударственный сектор образования.

Современное состояние кадрового обеспечения системы предпринимательства представляет собой весьма специфическую область деятельности, успех в которой невозможен без высокой квалификации и личных качеств лиц, занимающихся ею. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании профессиональной подготовки предпринимательских кадров, а следовательно, содержания общеобразовательных и профессиональных программ обучения, способствующих постоянному обновлению знаний.

Структура перечней профессий и специальностей классификатора и требования к содержанию подготовки, изложенные в государственных образовательных стандартах, не создают предпосылок для широкого развертывания профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для малого и среднего предпринимательства. Так, в «Общероссийском классификаторе специальностей по образованию» специальности, ориентированные на малое и среднее предпринимательство, представлены лишь группой «Сфера обслуживания» в количестве 12 наименований. Это составляет далеко

неполный перечень специальностей этой группы, в которых нуждается малое и среднее предпринимательство [1]. Таким образом, выявлено несоответствие между потребностями малого и среднего предпринимательства в кадрах, обладающих профессиональными параметрами, необходимыми для практической деятельности, и отсутствием адекватной этим потребностям системы профессиональной подготовки таких кадров.

Взгляды на то, какую образовательную базу и каким образом дать специалисту малого и среднего предпринимательства, нужна ли особая профессиональная подготовка к этому роду деятельности, сильно разнятся. В целом, все видные исследователи этой сферы отмечают роль образованности кадров для осуществления малого и среднего предпринимательства.

Так, П. Друкер отмечает, что предпринимательство имеет свою базу знаний, которая является средством для достижения цели предпринимателя. В связи с этим предпринимателя следует специально учить [2, с. 26]. А. Рунов в одной из своих работ пишет, что французский экономист Ж. Сэй подчер-

107

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

кивал, что «в одной и той же области промышленности умный, деятельный, человек знаний и порядка приобретает богатство, между тем как другой, натолкнувшись на неблагоприятные условия, разоряется» [3, с. 17-18]. То есть ученые-классики давно отмечали то обстоятельство, что успеха в малом бизнесе могут добиться только люди, обладающие необходимыми знаниями и качествами.

Подобная точка зрения имеется и у современных исследователей. «Отсутствие четкого суждения о том, что представляет собой профессия предпринимателя, что нужно знать и уметь, чтобы стать предпринимателем, сказывается и на подготовке будущих специалистов», пишет в одной из публикаций Р.Д. Хизрич [4, с. 38]. Приведенные слова свидетельствуют о нерешенности важных проблем в специфике профессиональной деятельности специалистов для малого и среднего предпринимательства, в содержании и сложности формирования образовательных программ подготовки кадров для него (см. также исследование Е.И. Несмеянова [5]).

Так, Г.А. Гордиенко считает, что предпринимательская подготовка, по существу, в той или иной мере реализуется на всех уровнях образования. Особенно четко развернута позиция автора в следующих пояснениях. Допрофессиональная подготовка, пишет ученый, включает в себя элементы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности (психологические, теоретические и практические), обеспечивающие экономическую грамотность, знание элементарных основ предпринимательской деятельности, готовность к ней, владение простейшими навыками этой деятельности [6].

Современный ученый В.Г. Северов считает, что предложение, как и сложившиеся структуры подготовки кадров, оставляют без внимания важнейшую составляющую профессиональной подготовки кадров для малого бизнеса - их готовность производить какие-то товары (услуги), а не только реализовывать их или управлять количествами и финансами [7].

Существенный вклад в изучение проблем подготовки предпринимательских кадров вносят работы не только ученых, но и практиков. В частности, Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу в 2013 г. с целью объективной оценки деятельности малых предприятий в Татарстане провел анкетирование представителей малого бизнеса по вопросам финансового, экономического и социального развития. Основными проблемами в регионах России в целом и в Республике Татарстан, в частности, были названы дефицит квалифицированных кадров; отсутствие специализированных курсов для начинающих предпринимателей, дающих знания в основных вопросах (риски, ответственность, правовая среда, экономика, финансы, инвестиции, социальная ответственность, кадры и т.п.); снижение мотивации значительной части молодых людей в работе по найму [8].

Результаты социологических исследований, проведенных в 2008 г. А.М. Нагимовой, также свидетельствуют о проблемах, существующих в этой области. Основной проблемой в кадровом обеспечении малого бизнеса она называет проблемы нехватки рабочих кадров, отсутствия узких специалистов для конкретного вида бизнеса (особенно для производственных отраслей), невладения передовыми технологиями [9].

Согласно данным опроса, проведенного В.Г. Северовым, среди выпускников различных образовательных учреждений 16 % выпускников школ, 23 % выпускников учреждений среднего профессионального образования, 36 % выпускников вузов намерены заняться малым бизнесом. При этом 62 % из них считают необходимым пройти целевую профессиональную подготовку для этих целей. То есть налицо факт осознания недостаточной профессиональной готовности для работы в сфере малого бизнеса. И это при том, что опрос проводился среди выпускников учебных заведений [10]. По нашему мнению, имеется достаточно оснований для более оптимистической оценки перспектив развития малого бизнеса.

Такой же точки зрения придерживается Е.В. Беш-кинская, которая пишет: «Если допустить, что удалось бы до нуля снизить барьеры для входа в бизнес желающим заниматься предпринимательством и обеспечить эффективную институциональную поддержку этим людям, то число малых предприятий в России возросло бы многократно. Даже если с учетом нетрудоспособного населения и препятствий на начальном этапе развития до стадии устойчивой работы дошла бы только четверть из них, то численность малых предприятий на 1000 человек населения могла бы составить порядка 25 единиц, что уже было бы вполне сравнимо с плотностью малого бизнеса развитых стран Европы» [11, с. 328].

Эти мнения еще раз подтверждают наш вывод о том, что в целом перспективы развития малого бизнеса могут быть оценены как оптимистические и они крайне важны для нашей страны. Государство стремится поддерживать малый бизнес, хотя и недо-статочно1. В работе А.А. Артемьева [12] подчеркнута важность государственной политики в контексте развития человеческого капитала и необходимость оптимизации принципов государственного управления.

Исходя из этого, можно предположить, что малое и среднее предпринимательство, число его структур, а следовательно, и численность занятых в этой

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан: Закон РТ № 7-ЗРТ (ред. Законов РТ от 10.10.2011 г. № 71-ЗРТ, от 13.12.2011 г. № 102-ЗРТ, от

20.01.2014 г. № 4-ЗРТ, от 14.05.2014 г. № 32-ЗРТ. - URL: http:// kitaphane.tatarstan.ru/rus/legal_info/news/business.htm (дата обращения: 08.08.2015 г.); Дорожная карта развития МСБ в Республике Татарстан на 2014-2016 гг., Постановление КМ РТ от

07.05.2014 г. № 302. - URL: http://tppt.ru/press/road _map/doc.dos (дата обращения: 08.08.2015 г.).

108

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

сфере людей, желающих получить соответствующую профессиональную подготовку, будет возрастать, о чем свидетельствуют и результаты нашего исследования, впервые проведенного в Республике Татарстан. Целью исследования было выявить конкретные проблемы и определить основные направления профессионального развития предпринимательских кадров, которые могут быть использованы министерствами и ведомствами, агентствами Республики Татарстан при подготовке программ по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства, а также в практической деятельности по повышению качества подготовки предпринимательских кадров.

В ходе обследования 160 человек было выявлено, что основную часть работников этих предпринимательских структур составляют мужчины. На их долю приходится 60,0 %. Женщины в возрасте 30-39 лет составляют 42,2 %, основная часть работниц занимают престижные должности. Предприниматели в возрасте 40-49 лет составляют 15,0 %, из них женщин - 25,0 % (табл. 1).

Опрос показал, что среди работников молодежи - 53,2 %. Особенно много молодежи работает в предпринимательских структурах продавцами и занимается деятельностью, мало требующей профессиональных специальных знаний. Молодежь, заинтересованная в предпринимательской деятельности, начинает работать сразу после окончания школы в надежде быстро заработать деньги. В опросе было уделено внимание источникам формирования кадров в предпринимательских структурах, которыми выступают следующие категории населения:

а) молодежь, окончившая образовательную школу;

б) бывшие работники госсектора, перешедшие в предпринимательские структуры из-за ликвидации или сокращения организации.

Анализ показал, что 65,0 % работников предпринимательских структур - это перешедшие из государственного сектора и 18,1 % попавших в этот сектор из-за расформирования организации. Остальные 16,9 % - это выпускники общеобразовательных школ (табл. 2).

Все опрошенные в анкетах указывали, что удовлетворены тем, что перешли на работу в предпринимательские структуры.

В качестве причин для этого перехода были названы:

а) малооплачиваемость в госсекторе по имеющейся специальности;

б) отсутствие надежных перспектив работы в госсекторе экономики;

в) слабые возможности для материального обеспечения своей семьи.

Учитывая это, переход работников в негосударственный сектор экономики имеет ряд положительных сторон: заработать денег; возможность набрать опыт; иметь конкретное дело для реализации своих возможностей; желание найти свой путь к материальному благополучию. Результаты исследования также свидетельствуют о том, что состав работников предпринимательских структур представлен, главным образом, квалифицированными специалистами. Из 100 % опрошенных сотрудников 51,2 %

- это специалисты с высшим образованием. Долю женщин с высшим образованием, среди которых есть директора и лица, занимающие важные посты,

- 57,8 %. Специалисты со средним специальным образованием составляют 31,9 %, а работники со средним общим образованием, состоящие в основном из молодежи, - 16,9 % (табл. 3).

Среди работников предпринимательских структур встречаются студенты, которые совмещают учебу с работой. Это дает им возможность зарабатывать деньги и набираться опыта в предпринимательском деле.

Таблица 1

Сведения о работниках обследованных предприятий системы предпринимательства по половозрастному составу

Возраст, лет Мужчины Женщины Всего

человек % человек % человек %

16-29 69 71,2 16 25,0 85 53,2

30-39 19 19,8 27 42,2 46 28,7

40-49 8 8,3 16 25,0 24 15,0

50 и старше 0 0 5 7,8 5 3,1

Итого 96 100,0 64 100,0 160 100,0

Источник: рассчитано автором по данным социологического исследования.

Таблица 2

Источник формирования кадров в предпринимательских структурах

Кадры Мужчины Женщины Всего

человек % человек % человек %

Перешедшие из госсектора 45 47,2 59 92,2 104 65,0

Расформиро- ванных организаций, предприятий 24 25,0 5,0 7,8 29 18,1

Выпускники учебных заведений 27 27,8 - - 27 16,9

Итого 96 100,0 64 100,0 160 100,0

Источник: рассчитано автором по данным социологического исследования.

109

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

Таблица 3

Образование работников предпринимательских структур

Образование Мужчин Женщин Всего

человек % человек % человек %

Высшее, незаконченное высшее 45 46,9 37 57,8 82 51,2

Среднее специальное 32 33,3 19 29,7 51 31,9

Среднее общее 19 19,8 8 12,5 27 16,9

Всего 96 100,0 64 100,0 160 100,0

Источник: рассчитано автором по данным социологического исследования.

К сожалению, большинство предпринимателей предпочитают создавать предприятия оптово-розничной торговли и общепита, связанные с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, так как они являются в настоящий момент выгодным и удобным видом предпринимательства.

Предприниматели к первоочередным задачам относят необходимость углубления сотрудничества с иностранными партнерами, перенятия опыта у них, восстановления связей со странами как ближнего зарубежья, так и дальнего и, конечно, самую основную задачу - подготовку квалифицированных специалистов в этом секторе экономики.

Решить эти задачи можно только в рамках такого образовательного комплекса, который будет отвечать потребностям работников в получении и повышении профессиональной подготовки на протяжении всей их трудовой деятельности, во всех секторах экономики.

Особую роль приобретает доступность качественного бизнес-образования. Если в Казани, Набережных Челнах предложение образовательных услуг превышает спрос, то в других городах Республики Татарстан, особенно на периферии качественные образовательные услуги почти недоступны. Именно там существует потребность в кадрах, способных не только разрабатывать, но и внедрять в производство и делать прибыльной реализацию технологий. В связи с этим одной из главных задач министерств, ведомств и агентств РТ на ближайший период является развертывание в регионах образовательных центров, способных качественно и сравнительно недорого готовить кадры для предпринимательской деятельности.

В настоящее время уже сформированы и действуют ряд организаций рыночной инфраструктуры, которые специализируются на подготовке кадров и становятся альтернативой для тех, кому недостаточно тех знаний, которые дают структуры государственной системы образования. Необходимость формирования и развития негосударственного сектора образования для подготовки и переподготовки 110

кадров системы предпринимательства обусловлена множеством факторов:

- необходимостью усиления конкуренции и формирования конкурентной среды с целью улучшения качества предоставляемых услуг и ограничения роста цен на них;

- растущим спросом малого и среднего предпринимательства (МСП) на квалифицированные кадры;

- наличием все большего числа энтузиастов, претендующих на создание различных негосударственных образований - бизнес-школ и учебных центров, которые активно разрабатывают собственные подходы и учебно-методические комплексы по подготовке предпринимательских кадров;

- развитием негосударственного сектора подготовки и переподготовки кадров для системы предпринимательства страны, которое в будущем должно привлекать дополнительные финансовые средства и создавать новые рабочие места для образовательного комплекса.

В связи с этим нами было проведено второе социологическое исследование. Целью данного анкетного опроса было изучение состояния подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров негосударственных образовательных учреждений и выработка рекомендаций по развитию кадрового потенциала системы предпринимательства в Республике Татарстан.

В сферу анкетного опроса были вовлечены негосударственные образовательные учреждения, входящие в бизнес-инкубаторы и технопарки, фирмы и самостоятельные учебные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации предпринимательских кадров г. Казани и крупных городов региона (Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск). Анкетным опросом было охвачено 218 слушателей вышеуказанных структур, из них

51,0 % мужчины и 49,0 % женщины. Возрастной состав характеризуется тем, что 66,5 % опрошенных составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет,

26,2 % - лица среднего возраста (30-49 лет) и 7,3 %

- лица предпенсионного и пенсионного возраста (50-60 лет). 28,9 % слушателей образовательных структур - предприниматели, в том числе 23 % -женщины, 33 % - руководители субъектов и 14,7 %

- другие категории.

Как уже было отмечено, в составе слушателей курсов значительную часть составляет молодежь (66,5 %) и половина из нее - учащиеся, и это предопределяет их как основные целевые группы нашего анкетного опроса.

Наличие в составе опрошенных слушателей представителей всех возрастных групп позволяет сделать вывод, что в бизнес-образовании воз-

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

растных ограничений не существует. Анализ образовательного уровня опрошенных показал, что он находится на достаточно высоком уровне. Так, 29,4 % из общего числа опрошенных имеют высшее образование, 16,0 % - неполное высшее,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29,0 % - среднее специальное и среднее техническое, остальные 25,6 % полное среднее и неполное среднее образование. Среди опрошенных предпринимателей каждый третий и из руководителей субъектов хозяйствования каждый второй имеют высшее образование, но, несмотря на это, они считают необходимым получить дополнительное бизнес-образование.

Продолжая анализ опрошенных, нельзя не сказать и о стаже их работы. Из опрошенных предпринимателей стаж работы от 1 до 5 лет имеют 42,8 %, от 5 лет и свыше - 28,6 %, среди руководителей субъектов хозяйствования соответственно 33,3 и

41.2 %. Среди слушателей курсов стаж до 1 года имеют 28,6 % предпринимателей и 19,6 % руководителей субъектов.

Все эти данные свидетельствуют о том, что в значительной мере дополнительное образование и повышение квалификации требуется также людям, которые уже имеют определенный опыт и стаж работы в бизнесе.

Ответы слушателей на вопрос: «Связана ли ваша профессия и специальность с полученным вами базовым высшим или средним специальным образованием?» свидетельствуют о том, что несмотря на наличие базового образования и соответствующего стажа работы, у значительной части опрошенных слушателей имелась потребность в дополнительном образовании и прохождении обучения в негосударственном секторе образовательной системы. В целом у 85 % опрошенных был ответ положительный, у 51 % - отрицательный.

Как показывает мировой опыт, негосударственный сектор образования не заменяет государственный, а наоборот - дополняет и помогает разнообразить формы и виды обучения предпринимателей [3].

С этой точки зрения, на наш взгляд, вопрос слушателям «Что для вас является принципиально важным для принятия решения о прохождении обучения?» и анализ вариантов их ответов имеют немаловажное значение. Ответы определяют предпочтение слушателей в пользу негосударственного сектора образования. При этом из всех опрошенных

74.3 % отдали предпочтение стоимостному (цена) фактору обучения, тогда как 25,7 % считают, что цена курсов обучения не является принципиально важной. Среди преобладающих факторов более важными являются: наличие квалифицированных тренеров-преподавателей - 96,3 %, для 94,0 % опрошенных важным является получение знаний, дающих возможность устроиться на престижную работу, и для 90,4 % - длительность курсов.

Одним из ключевых моментов анкетного опроса слушателей, на наш взгляд, является вопрос «Почему вы готовы тратить деньги и время на получение дополнительного образования?». Так, 39,7 % предпринимателей и 56,9 % руководителей субъектов хозяйствования, а также 44,4 % учащихся считают, что дополнительное образование необходимо для текущей работы и позволит им стать квалифицированными специалистами, руководителями и т.д. Только слушатели, отнесенные к категории «другие», (52,4 %), считают, что это даст возможность получить престижную работу. Между тем другая часть предпринимателей (39,7 %) отмечают, что дополнительное образование в дальнейшем даст возможность более профессионально заняться бизнесом.

Общие тенденции и интерес к получению дополнительного бизнес-образования не останавливают участников анкетного опроса перед затратой значительных денежных средств и времени. Так, 62,8 % опрошенных готовы вложить до 300 долларов США в дополнительное обучение, 26,6 % - от 300 до 500 долларов США и только 9,6 % слушателей - от 500 долларов США и выше. Категории «учащиеся» и «другие», готовые вложить до 300 долларов США, составляют соответственно 65,3 % и 87,5 % всех опрошенных. Среди предпринимателей и руководителей субъектов есть желающие вложить более крупные суммы денежных средств - 33,3 % и 37,3 % (соответственно) от 500 до 1000 долларов США и

9,6 % и 11,7 % - выше 500 долларов США.

Что же касается временного отрезка, то из всех опрошенных 78 человек (35,8 %) готовы от 2 до 4 месяцев уделить получению образования, необходимого для будущей работы, а 19 человек (8,7 %)

- всего лишь до 2 недель. Если провести анализ по категориям опрошенных, то получим следующие результаты: руководители субъектов, готовые обучаться до 1 месяца, составляют 25,5 %, 2-4 месяца

- 27,5% и 6-12 месяцев - 21,6 %.

Данные опроса также показывают, что из всех категорий опрошенных 40,0 % - предприниматели,

27,5 % - руководители субъектов, 43,0 % - учащиеся, 34,4 % - другие. Следовательно, обучение на 2-4-месячных курсах является оптимальным для всех категорий опрошенных.

Нестабильным является интерес слушателей к дистанционному обучению (17,5 %). Это говорит о недостаточной информированности слушателей об этом виде обучения.

Как известно, необходимым условием современной модели рыночного хозяйствования является высокий уровень развития предпринимательства в стране. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества. Иными словами, современный предприниматель должен быть разно-

111

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

сторонне подготовлен, иметь знания и навыки работы в условиях развивающегося рыночного хозяйства. В связи с этим степень важности и необходимости овладения той или иной дисциплиной, выявление предпочтения слушателей имеют огромное значение для формирования курсов дисциплин по подготовке и переподготовке кадров для системы предпринимательства, в которой задействована целая сеть информационно-консалтинговых и негосударственных образовательных учреждений Республики Татарстан.

Результаты опроса, касающиеся степени важности и необходимости в предпринимательской деятельности тех или иных бизнес-дисциплин, выглядят таким образом: лидером среди дисциплин, является «бизнес-планирование» - 40 % опрошенных считают его очень важным направлением для предпринимательской деятельности и бизнеса, а

54.6 % - «важным»; 37,6 % называют маркетинг и бухгалтерский учет «очень важным».

Такие предметы, как менеджмент, финансы, основы предпринимательства, менеджмент предпринимательства, налоги и налогообложение, управление персоналом включены по степени важности во вторую группу. Примерно такая же расстановка предпочтений тех или иных дисциплин и в разрезе слушателей курсов.

Для выработки рекомендаций по совершенствованию работы курсов в перспективе в анкету была включена группа вопросов. Так, большинство респондентов для посещения дополнительных занятий предпочитают утреннее время (9.00-13.00), в том числе учащиеся - 65,3 %, предприниматели -

47.6 %, руководители субъектов и другие соответственно 33,3 % и 62,5 %. Почти 23,0 % опрошенных называют благоприятным для посещения занятий дневное время (14.00-18.00). Некоторая часть опрошенных предпринимателей и руководителей субъектов хозяйствования (соответственно 19,7 % и

27,5 %) удобным для дополнительных занятий считают вечернее время (17.00-21.00). В процессе организации дополнительного обучения является важным язык обучения. Здесь мнения распределились следующим образом: больше половины участников опроса считают, что обучение желательно проводить на государственном языке.

Как известно, наличие современных технических средств и использование их в процессе обучения повышают качество образования и их привлекательность.

Отказ от массового обучения, ориентация на индивидуальный персонифицированный подход и обретение статуса самостоятельной образовательной стратегии требуют от негосударственных учебных структур уделять большое внимание использованию в процессе обучения новейших технических, наглядных средств, компьютерных технологий, а также применению дистанционных методов обучения.

На вопрос: «В какой степени вы считаете необходимым для эффективного прохождения курса обучения технические средства?» почти половина из всех категорий опрошенных считают необходимым использование современных технических средств в процессе обучения, в основном это: компьютеры, оснащенные новейшим программным обеспечением, кейс-стади, ситуационные задачи и т.д. Во всех категориях опрашиваемых респонденты, выразившие мнение, что «нет необходимости использовать технические средства при дополнительном обучении», занимают незначительный удельный вес.

В анкету также был включен вопрос: «Желают ли слушатели в процессе обучения участвовать в деловых семинарах, тренингах за дополнительную плату?». Здесь данные опроса показали, что в целом каждый третий опрошенный охотно бы участвовал и оплачивал такие виды дополнительных услуг. По категориям опрошенных ответы распределились примерно одинаково.

На вопрос: «Что бы сделало курс обучения особенно ценным для участников курсов?» почти

100,0 % опрошенных ответили, что курсы являются ценными, особенно в получении практических знаний, необходимых в предпринимательской деятельности. Все 100,0 % учащихся считают ценными курсы обучения с точки зрения возможности получения высокооплачиваемой работы.

В результате исследования сделаны следующие научно-практические выводы:

1. Предпринимательство изначально обеспечивало себя кадрами (в количественном и качеством отношении) в основном за счет перетока их из других секторов экономики, не инвестируя в подготовку за счет результатов своей деятельности.

2. Анкетирование слушателей негосударственных образовательных структур отражает их независимое мнение относительно сложившегося уровня подготовки кадров в этих учреждениях.

3. Базовый образовательный уровень слушателей находится на достаточно высоком уровне. Однако, несмотря на это, дополнительное образование требуется как молодежи, так и зрелым людям. Большинство опрошенных нуждаются в дополнительном бизнес-образовании, чтобы успешно работать в структурах рыночной экономики.

4. 66,5 % опрошенных составляет молодежь в возрасте 16-29 лет, из них 52,4 % - предприниматели, 45,4 % - руководители субъектов и 91,7 % -учащиеся, которые в будущем будут представлять кадровый потенциал республики.

5. 71,4 % опрошенных имеют предпринимательский стаж от 1-5 лет и выше, что является результатом государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.

6. Несмотря на то, что у большинства опрошенных базовое образование связано с профессией и

112

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

специальностью, они посещают эти дополнительные курсы для получения дополнительных знаний, необходимых в бизнесе.

7. Опрошенные аргументируют свое решение о прохождении обучения тем, что дополнительное образование необходимо для их работы и позволит им стать квалифицированными специалистами в бизнесе.

8. Большинство опрошенных, несмотря на то, что их базовое образование связано с профессией и специальностью (35,6 % предпринимателей и

37,3 % руководителей субъекта), имеют потребности в прохождении обучения в негосударственном секторе образовательной системы.

9. Даже стоимостной фактор в получении дополнительного бизнес-образования не останавливает участников анкетного опроса перед затратой денежных средств (62,8 % опрошенных готовы вложить до 300 долларов США в дополнительное обучение, 26,6 % - от 300 до 500 долларов США и только 9,6 % слушателей - от 500 долларов США и больше). Более 80 % изъявили желание параллельно участвовать в семинарах и тренингах опрошенных за дополнительную плату. Если суммировать ответы по этим группам, то можно получить объективную оценку необходимости дополнительного образования и повышения квалификации для профессионального занятия предпринимательством.

10. При этом оптимальным сроком для прохождения обучения опрошенные считают 2-4 месяца, что необходимо учесть при организации учебного процесса.

11. Недостаточная информированность опрошенных о дистанционном обучении отражается в их ответах. Следовательно, целесообразно широко пропагандировать данный вид обучения среди предпринимателей.

12. Больше половины опрошенных считают наиболее важными следующие дисциплины: бизнеспланирование, маркетинг, бухгалтерский учет, менеджмент, финансы, основы предпринимательского дела, менеджмент предпринимательства, налоги и налогообложение опрошенные относят по степени важности ко второй группе дисциплин.

13. По мнению опрошенных, эффективность курса обучения повышается при широком использовании современных технических средств, в частности компьютеров, оснащенных новейшим программным обеспечением, а также «Интернетом».

14. Почти все опрошенные считают, что бизнесобразование или дополнительное обучение дают необходимые знания, которые, несомненно, будут полезными в осуществлении их предпринимательской деятельности. Это и определяет ценность таких учебных центров, курсов.

Тем не менее, несмотря на довольно хорошее базовое образование, большинство из опрошенных признает необходимость в получении дополнитель-

ных знаний и практических навыков для самостоятельной трудовой деятельности в рыночных условиях хозяйствования. Следует также отметить, что анкетный опрос и его результаты не всесторонне отражают все проблемы, с которыми приходится сталкиваться субъектам-слушателям, получающим дополнительное образование в негосударственных структурах. Результаты анкетирования - это фактическое отражение взглядов самих слушателей, обучающихся в этих образовательных структурах. В некоторых случаях мнения, высказанные респондентами, могут не соответствовать существующей законодательной базе, положениям программы по подготовке кадров Республики Татарстан и возможностям учебных структур, курсов. Тем не менее, с точки зрения слушателей-участников опроса, эти проблемы действительно существуют.

Разночтения и разногласия, разброс мнений, которые возникают, говорят о необходимости более глубокого исследования вопросов становления и развития негосударственного обучения в подготовке кадров для системы предпринимательства в экономике Татарстана, что очень важно для развития программы непрерывного обучения и реализации в условиях развития рыночной экономики.

Полученные в ходе проведенного исследования научно-практические выводы могут быть использованы Министерством образования и науки РТ, Министерством труда и социальной защиты РТ, Торгово-промышленной палатой РТ, Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ, Министерством промышленности и торговли РТ при подготовке программ по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства, для практической деятельности по повышению качества подготовки предпринимательских кадров.

Литература:

1. Decree of State Statistical Committee of Russian Federation 16.07.1996 г. № 61 «On approving the methods of calculating the monetary income and expenses of the population and the main social-economic indicates of the living standard».

2. Drucker P.F. Management and the worlds work // Harvard Business Review. - 1988. - T. 66, № 5. -C. 65-76.

3. Рунов А. Программа содействия малому предпринимательству должна иметь масштабы антиалкогольной компании эпохи Горбачева. - URL: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=703585 (дата обращения: 14.09.2015 г.).

113

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Экономика

4. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или завести свое дело и добиться успеха. - М.: Про-гресс-Универс, 1992. - 192 с.

5. Несмеянова Е.И. Новые реалии рынка труда России и их влияние на менеджмент компании // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014.

- T. 1, № 29. - C. 131-136.

6. Гордиенко Г.А. Регулирование процессов обеспечения профессиональными кадрами институциональных структур предпринимательства. - СПб.: ГУЭФ, 2000. - 123 с.

7. Северов В.Г. Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практикоориентированных кадров для сферы малого бизнеса // Научные исследования в образовании. - 2010. -№ 6. - С. 47-54.

8. Малое и среднее предпринимательство в Республике Татарстан в 2012 г.: статистический сборник. - Казань: Изд. центр Татарстанстата, 2013.

- 132 с.

9. Нагимова А.М. Малое предпринимательство в Республике Татарстан: становление, развитие, перспективы. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 12 с.

10. Северов В.Г. Профессиональная подготовка практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса: основные результаты исследования // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 2. - С. 197-201.

11. Бешкинская Е.В. Концепция развития системы профессионального образования предпринимателей России. - М: Экономика, 2008. - 400 с.

12. Артемьев А.А. Роль новых форм и методов государственного управления в сохранении и развитии человеческого капитала как основы роста современной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. -2014. - № 3. - C. 77-83.

Forming and developing entrepreneurs in Tatarstan Republic

T.A. Sharifullina

The Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

To identify the key areas of professional development of entrepreneurship personnel in the Republic of Tatarstan. For the first time, the questionnaire survey involved non-state educational institutions within business incubators and technology parks, companies and independent centers for training, retraining and advanced training of entrepreneurial skills of a large region. Results of sociological researches testify that every third businessman, and every second head of subjects of managing, despite quite good basic education, recognizes needfor receiving additional knowledge and practical skills for independent work in market conditions of managing.

Keywords: small and medium enterprises, business structures, human resources, personnel provision, nonstate sector of education.

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.