Научная статья на тему 'Проблемы подготовки кадров для малого бизнеса в условиях финансового кризиса'

Проблемы подготовки кадров для малого бизнеса в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое предпринимательство / малый бизнес / кризис / Дефицит кадров / система подготовки кадров / Образование / квалификация / социологический опрос

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайхисламов Р. Б., Шайхутдинова Г. Ф.

В статье рассмотрены некоторые аспекты подготовки кадров для малого предпринимательства Республики Башкортостан и проанализированы результаты двух исследований: социологического исследования по востребованным специальностям для субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан и исследования по разработке мероприятий и механизмов, направленных на формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан на 2009-2012 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шайхисламов Р. Б., Шайхутдинова Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки кадров для малого бизнеса в условиях финансового кризиса»

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 378:334.012.64-044.372

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

© Р. Б. Шайхисламов, Г. Ф. Шайхутдинова

Уфимская государственная академия экономики и сервиса Россия, Республика Башкортостан, 450078 г. Уфа, ул.Чернышевского, 145.

Тел.: +7 (347) 228 91 51.

E-mail: gula_sh@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые аспекты подготовки кадров для малого предпринимательства Республики Башкортостан и проанализированы результаты двух исследований: социологического исследования по востребованным специальностям для субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан и исследования по разработке мероприятий и механизмов, направленных на формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан на 2009-2012 годы.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, кризис, дефицит кадров, система подготовки кадров, образование, квалификация, социологический опрос.

Малый бизнес на современном этапе развития российской экономики оказался в центре внимания государственной политики по разным причинам. Претворение в жизнь провозглашенных Президентом РФ принципов «И» («институты», «инфраструктура», «инвестиции», «инновации», затем

«интеллект») невозможно без активного развития малого бизнеса. При этом становится ясным, что речь идет не только об увеличении доли занятого населения в сфере малого бизнеса, но и о придании этому бизнесу (к настоящему времени занятому не столько в сфере производства, сколько в торговле и услугах) инновационного характера. Особую актуальность приобретает проблема востребованности малым бизнесом человеческого капитала. В 90-е годы, как известно, ряды индивидуальных предпринимателей пополнили квалифицированные и высококвалифицированные работники - инженеры, учителя, врачи, ученые и т.д. Большинство из них занялись более прибыльным, но менее квалифицированным трудом. Квалификация сегодняшних выпускников вузов и ссузов, задействованных в малом бизнесе, далеко не востребована в их профессиональной деятельности. В условиях нынешнего финансово-экономического кризиса проблема кадров для малого бизнеса становится еще более злободневной. Происходит высвобождение специалистов крупных и средних предприятий - инженеров, экономистов, управленцев, которые могли бы быть заняты на малых предприятиях. Но, с другой стороны, малым предприятиям больше нужны высококвалифицированные рабочие, чем специалисты. Выпускники вузов и колледжей также особо не будут востребованы в малом бизнесе.

Проблемы кадров малого бизнеса в Республике Башкортостан стали предметом исследований, проведенных Уфимской государственной академией экономики и сервиса в 2008-2009 гг. (В данной статье проанализированы некоторые результаты двух исследований: социологического исследова-

ния по востребованным специальностям для субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан (ноябрь-декабрь 2007 г., экспертный опрос руководителей объединений предпринимателей и опрос 500 руководителей малых предприятий по квотной выборке) и исследования по разработке мероприятий и механизмов, направленных на формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан на 2009-2012 годы (октябрь 2008 г., экспертный опрос, опрос предпринимателей (1000 респондентов) по систематической выборке)). Среди других проблем малого бизнеса, оцениваемых как «очень острая», предпринимателями отмечается недостаток квалифицированных кадров и высокая текучесть кадров (каждый пятый респондент). При этом 22.4% предпринимателей отмечают тенденцию обострения этой проблемы (табл. 1).

На первом месте находится дефицит высококвалифицированных рабочих (потребность в них в два раза превышает потребность в малоквалифицированных рабочих). Наибольший дефицит высококвалифицированных рабочих ощущают предприятия, производящие продукцию промышленного назначения (65%), строительные организации (76%). Нехватку высококвалифицированных рабочих отмечает примерно половина респондентов, представляющих такие секторы, как производство потребительских товаров, бытовые услуги, услуги производственного назначения. Меньше, чем в других отраслях, востребованы рабочие в торговле.

В ближайшей перспективе эта проблема может быть решена за счет перераспределения рабочей силы между крупными и малыми предприятиями в результате сокращения кадров на крупных предприятиях. Решение проблемы за счет высвобождающейся силы возможно в тех городах, в которых имеются крупные промышленные предприятия.

Таблица 1

Данные о структуре дефицита кадров для опрошенных предприятий

Предприятия испытывают дефицит кадров:

ор х ри и а -г

ци об

б

фа ир иал рх

-и х иц и

Я ^

ио

фб

иа

лр

ав х кы

ок н

кн оа св ы во РР ^

К

в

о

р

н

и

ф

, со

во

от

ор с

еи

тс

х

у

В сЗ

аю ла а

вн ви ос

N £

уе

лп

с

б

О

да 23.7% 45.0%

нет 52.5% 32.2%

возможно, но в будущем 10.1% 13.0%

затрудняюсь ответить 11.1% 6.1%

В результате кризиса могут быть высвобождены и специалисты крупных предприятий - инженеры, управленцы, экономисты. Возможности их трудоустройства на малых и средних предприятиях ограничены. К сожалению, подавляющее большинство малых предприятий не испытывают потребность в кадрах, способных осуществить техникотехнологические инновации - в инженерах и технологах (их востребованность находится на последнем месте). В большей степени чем инженеры и технологи малым и средним предприятиям требуются менеджеры.

Потребность в инженерах в средней степени (25-30% предприятий) существует в сфере производства потребительских товаров и промышленной продукции, строительства. Причем, нет необходимости в инженерах в тех же отраслях: в производстве потребительских товаров - на 23% предприятий (возможно, потребуются в будущем - на таком же числе предприятий); в производстве промышленной продукции - на 38% предприятий (возможно, в будущем понадобятся - на 20%); в строительстве - на 36% предприятий (возможно, в будущем будут востребованы - на 28%).

Четверть малых предприятий испытывают дефицит менеджеров, у половины малых предприятий нет такой проблемы, на 12% из них дефицит менеджеров может возникнуть в будущем. Несколько выше, чем в других отраслях, дефицит менеджеров ощущают предприятия, производящие продукцию промышленного назначения (37.5%). Поэтому трудоустройство высвобождающихся управленцев крупных предприятий на малых и средних предприятиях возможно весьма в ограниченных масштабах.

Дефицит экономистов находится на уровне дефицита инженеров (в среднем - 19% предприятий). Несколько выше востребованность бухгалтеров, финансистов на производстве продукции промышленного назначения (37.5% предприятий), меньше они востребованы в торговле, в сфере бытовых услуг, на строительных предприятиях.

Таким образом, восполнение дефицита кадров в малых и средних предприятиях за счет высвобо-

17.0% 24.7% 19.0% 19.8%

48.4% 49.7% 51.3% 51.3%

17.5% 11.9% 13.7% 13.4%

13.6% 11.6% 12.4% 12.4%

жденных на крупных предприятиях рабочих, инженеров, управленцев и экономистов возможно в достаточно ограниченных масштабах. Проблема при таком перераспределении может состоять в следующем: крупные предприятия решают кадровые проблемы или посредством служб занятости или непосредственно через свои отделы кадров. У малых и средних предприятий таких, как на крупных предприятиях, кадровых служб не существует, и эти предприятия, как правило, не пользуются услугами служб занятости. Предприниматели пользуются для решения кадровых вопросов личными контактами. Поэтому зачастую и получается следующая картина: с одной стороны, на рынке рабочей силы есть те, кто ищет соответствующие квалификационным требованиям малого и среднего бизнеса работу, есть предприниматели, которые хотели бы трудоустроить таких работников, с другой стороны, каналы коммуникации, которые могли бы свести их, очень ограничены. Таким образом, к прочим достоинствам работника прибавляется еще и наличие «своего» человека на малом предприятии. К человеку «с улицы» могут относиться настороженно. Также препятствует встрече ищущего и предлагающего работу то, что социальные гарантии на малых предприятиях имеют меньшую силу, чем на крупных предприятиях.

Подготовка кадров для малого бизнеса требует пристального внимания. Ведь для крупного производства требуются в большей степени профессии общего или широкого плана. А малый бизнес диктует определенную специализацию в профессии и более глубокий перечень требований к специалисту.

Нужно отметить, что полученные знания в вузе или колледже недостаточны и востребованы в практической деятельности предпринимателей не в полной мере (табл. 2).

Таким образом, для пополнения профессиональных знаний и решения проблемы дефицита квалифицированных кадров для малого бизнеса возникает потребность в дополнительном образовании в области бизнеса.

Таблица 2

Ответы предпринимателей на вопрос: «Насколько понадобились в данной области бизнеса знания, полученные в вузе, колледже, училище?»

Понадобились полученные знания в области: техники, технологий экономики предприятия менеджмента правоведения информатики бухучета, финансов

в большей мере 25.0% 34.8% 31.7% 20.3% 14.0% 30.7%

частично 31.2% 32.5% 27.1% 32.2% 35.6% 25.7%

не понадобились 24.4% 12.2% 14.6% 18.8% 22.0% 13.3%

их не дали 8.3% 9.0% 13.7% 14.5% 14.4% 19.6%

затрудняюсь ответить 8.0% 5.6% 6.3% 7.7% 8.5% 7.3%

Большинство предприятий в полном объеме не осуществляют профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, связывая это с рядом причин, таких как слабое финансирование, отсутствие времени и желания. Это и приводит к текучести кадров на предприятии. Данный факт подтверждают показатели, полученные в результате ответа предпринимателей на вопрос «Нуждаетесь ли Вы в повышении своей квалификации?» Показатели распределились следующим образом: 33% респондентов ответили, что не нуждаются, 29% - скорее всего да, но пока не собираются, 18% - нуждаются, знают, где и как, и собираются это сделать в ближайшее время, 16% - в настоящее время повышают квалификацию.

Другие Логистика Маркетинг Управление инновациями Управление качеством Бизнес-план, проектирование будущего бизнеса Управление персоналом Эффективная реклама Способы формирования репутации, имиджа Новые технологии, техника Бухгалтерский учет, налоги, финансы

По результатам исследований, в настоящее время потребность персонала предприятий в дополнительном образовании в первую очередь возникает в области бухгалтерского учета, налогов и финансов, в среднюю очередь - в области способов формирования репутации и имиджа, управления качеством; в последнюю очередь -управление инновациями (рис. 1).

В связи с создавшейся необходимостью получения дополнительных знаний большинству (19%) сотрудников нужны разовые семинары, тренинги; 17% - повышение квалификации, 15% - высшее образование, 14% - профессиональная переподготовка (0.5-1 год) (рис. 2).

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1...

V/ :::::11111111111И 111IIIIIIIIIIIIII II- -III

ШШтж ШШсуууууууу. III "И"

тжжжж\ ІІІІШИ-:-

:::х:х:х:х:х:х:х:х ПППППЁ-

У/////А к:::::::::::::::- 111 11111111II- " '

У/////А У//А шш¥////////а ЖШШШЛI III III 11111111 |Г--|||||||||_

\Ш У/а 4уШу/////////а Ш//////АШ№а III 111 ІІІІІІІІІ-^ 111111111 п.- ■

ш V////, 4уШу/////////а &////////АЇШЇ& .■і::::::::::::::::- III 1111 IIIIIIII Иг- ■

УуШ У////////А 4уШу/////////а &//////////////& III III 111111111Г-11111111|_ _ .

V///// \ У//////////Ш/А III 111 1111111II----11111111II- - •

Шу/л III 111 11111111II.---11111111II- - •

11111111II.---

0%

20%

40%

60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80%

100%

□ В первую очередь □ В среднюю очередь □ В последнюю очередь ш Не нуждаюсь □ Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Результаты ответов респондентов на вопрос «Если у Вас есть потребность (или она возникнет в будущем) в дополнительном образовании, то знания в какой области бизнеса больше всего вас интересуют?»

Другое

Разовые семинары, тренинги

Повышение квалификации (3-6 мес.)

Профессиональная переподготовка (0.5-1 год)

Второе высшее образование

Высшее профобразование (вуз)

Среднее профобразование (колледж)

Начальное профобразование (училище)

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ Большинству ЕЭ Половине □ Некоторым П Не нужды □ Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Результаты ответов опрошенных предпринимателей на вопрос «Какова доля персонала Вашего предприятия, которой необходима профессиональная подготовка?»

Сегодня альтернативой традиционной системе образования становятся дистанционные формы обучения. Опрошенным предпринимателям и руко-

водителям МП было предложено ответить на вопрос: «Какие формы дистанционного обучения, его варианты, Вы предпочитаете (рис. 3).

21%

29%

21%

29%

0 Через Интернет с прохождением обязательного количества дисциплин и часов и получением документа государственного образца

В При помощи учебных материалов на электронных носителях (компакт-дисках) с прохождением обязательного

количества дисциплин и часов и получением документа государственного образца

□ При помощи учебных материалов на бумажных носителях (юнитах) с прохождением обязательного количества

дисциплин и часов и получением документа государственного образца

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Ответы опрошенных предпринимателей на вопрос «Какие дистанционные формы обучения Вы используете?»

Что касается Интернет-технологий, то главным образом они используются предпринимателями и руководителями МП для деловой корреспонденции и изучения рынка. Эти технологии для самообучения, повышения своей квалификации используются более чем скромно, если иметь в виду огромный потенциал сети Интернет в качестве образовательных ресурсов. Одна пятая часть респондентов пользуется сетью Интернет, главным образом, для учебы и повышения квалификации, почти четверть -достаточно часто, более четверти - иногда. Каждый пятый предприниматель и руководитель практически не пользуется возможностями сети Интернет для повышения свой квалификации и для учебы.

Таким образом, анализ результатов исследований свидетельствует о том, что формирование системы профессионального предпринимательского образования является основной задачей решения проблемы дефицита кадров.

Для того, чтобы решить эту проблему необходимо обратить внимание на следующие основные моменты.

Во-первых, для эффективного функционирования этой системы необходима соответствующая инфраструктура.

В настоящее время не существует общепринятой классификации объектов инфраструктуры подготовки кадров для малого предпринимательства. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести различные общественные предпринимательские организации, ассоциации, союзы, объединения, которые прямо или косвенно отстаивают интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки [1].

Она включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые

паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-

инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебноделовые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, ассоциации и союзы субъектов малого и среднего предпринимательства и иные организации.

Во-вторых, существующие образовательные стандарты не ориентированы на специализированную подготовку кадров для малого предпринимательства. Сегодня требуется участие бизнеса в разработке профессиональных стандартов. Эти стандарты могут полноценно сформулировать только сами участники рынка и предложить их соответствующим ведомствам, учебным заведениям для подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка» [4].

В-третьих, на ряду с подготовкой профессиональных кадров для малого бизнеса необходимо повышать квалификацию преподавательских кадров. Ведь сегодня традиционным считается получение общих теоретических знаний в той или иной области, а освоению практических навыков уделяется мало внимания. Поэтому структура педагогических кадров должна оптимально сочетать теорию и практику, т. е. привлекать к образовательному процессу специалистов-практиков, которые могли бы показать на своих примерах, как происходит путь от построения предприятия к его успешному становлению.

В-четвертых, у работодателей нет четких требований к профессиональному образованию, квалификации и компетенции специалистов в малом предпринимательстве.

Таким образом, комплексный подход к созданию необходимых условий и формированию единой системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства является главным путем решения анализируемого вопроса, и это позволит достичь качественного результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» №511-з от 28 декабря 2007 г.

2. Концепция развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006-2010 гг. Уфа, 2006. 128 с.

3. Латыпов Р. // Новая экономическая газета: Сделать уникальными кадры... Уфа, 2007.

4. Стенографический отчет В. Путина о встрече с представителями российских деловых кругов от 29 марта 2006 г.

5. Мат-лы Открытого форума Республики Башкортостан от 25 апреля 2008 г. «Предпринимательство как основа формирования среднего класса России».

6. Отчет по результатам общероссийского исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России». М., 2006.

Поступила в редакцию 28.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.