ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
УДК 371.485
ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ДАНИИ: СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ДОМИНАНТЫ
Введение. В настоящее время вопросы обучения предпринимательству актуальны во всем мире. Значимость предпринимательской подготовки напрямую влияет на развитие экономики государства, новых рынков и новых рабочих мест. С этой точки зрения интересен опыт обучения предпринимательству в Дании, представляющий собой систему, затрагивающую все уровни образования с поэтапным включением молодого поколения в предпринимательскую деятельность. В контексте проблемы особое внимание вызывает «Стратегия обучения предпринимательству» (Strategy for education and training in entrepreneur-ship) датского правительства, которая представляет собой основу подготовки компетентных в области предпринимательства молодых людей. В статье раскрыты основные направления работы, организованной Датским фондом предпринимательства: создание единой системы предпринимательской подготовки; разработка программ подготовки инструкторов и руководителей обучения предпринимательству; создание системы тесного сотрудничества между промышленностью и образовательными учреждениями. Особое внимание в статье уделяется системе внеучебных мероприятий, позволяющих мотивировать молодых людей к развитию предприимчивости, таких как бизнес-лагеря, форумы, фестивали, ярмарки. Большое внимание уделено особенностям подготовки учителей в формате обучения инновациям и предпринимательству.
Как цитировать статью: Волошина Т. А. Обучение предпринимательству в Дании: системообразующие доминанты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(48). С.57-67.
Т. А. Волошина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск E-mail: [email protected]
Tatyana A. Voloshina
PhD (Education), Associate Professor, Department of Technology, Fine Arts and Design, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Petrozavodsk State University», Petrozavodsk, Russia
Цель статьи: представить опыт Дании в построении системы обучения предпринимательству через все уровни образования.
Методы исследования: системно-структурный анализ, обобщение, интерпретация, работа с документами.
Результаты. В статье охарактеризованы основные элементы системы обучения предпринимательству, определяющие эффективность подготовки молодого поколения к строительству новой экономики государства. Результаты исследования позволили выявить основные принципы построения государственной политики, нацеленной на получение значимого для Дании результата — формирования нового поколения предпринимателей.
Заключение. Изучая опыт ведущих экономических держав, можно сделать вывод, что предпринимательское обучение представляет собой долговременный процесс воспитания личности, включающий комплекс мероприятий на разных уровнях образования, способствующий развитию предпринимательских качеств, необходимых в условиях бизнес-деятельности. Опыт Дании раскрывает важные принципы удачного сочетания государственной политики и педагогических технологий в реализации предпринимательского подхода в обучении.
Ключевые слова: стратегия обучения предпринимательству, Датский фонд предпринимательства, система предпринимательской подготовки и поддержки в образовательных учреждениях, предпринимательская подготовка учителей.
Введение. В современных экономических условиях во многих странах обучение предпринимательству становится важной стратегической задачей, затрагивающей модернизацию системы образования. Высокие темпы развития производства требуют участия все большего количества современных быстроразвивающихся предприятий, организованных новым поколением молодых предпринимателей. В этих условиях большое значение имеет исследование успешных международных практик обучения предпринимательству, основывающихся на принципах преемственности и системности. Интересный опыт такой работы представлен в Дании, где в последние годы особое внимание уделяется вопросам обучения предпринимательству в системе образования.
Цель статьи: проанализировать успешный опыт Дании в построении системы обучения предпринимательству через все уровни образования.
Методология и методы исследования. В основу исследования был положен анализ документов Европейского Союза, национальных стра-
тегий, документов датского правительства и Министерства по делам детей, образования и гендерного равенства, разработок «Датского фонда предпринимательства - молодое предпринимательство» (FFE-YE), интервьюирование преподавателей Университета г. Орхус; анализ и интерпретация полученного материала.
Результаты исследования. Национальным определением предпринимательства в Дании, согласно Отчету Европейской информационной сети по вопросам образования «Эвридика» [11], является «... система действий по разработке идей и преобразованию их в потребность для других. Созданная потребность может быть финансовой, культурной или социальной» [7]. Речь идет не только о том, чтобы молодые люди получали навыки и компетенции в организации предпринимательской деятельности, но и проявляли предприимчивость в социальной и культурной среде, например разрабатывали проекты, которые способствуют решению экологических проблем или обеспечивают социальную интеграцию.
В Дании обучение предпринимательству осуществляется в рамках «Стратегии обучения предпринимательству» (Strategy for education and training in entrepreneurship) датского правительства и более широкой инновационной стратегии «Дания — нация решений» (2012-2020). Она включает в себя ряд мер, направленных на все уровни образования. Инновационная стратегия гласит, что молодые люди являются значимым ресурсом в отношении инноваций и должны играть большую роль в инновационной политике [8].
Реализация национальной стратегии в области предпринимательства была делегирована одной организации — «Датскому фонду предпринимательства — молодое предпринимательство» (FFE-YE), который был создан в январе 2010 года для поддержки развития и распространения образования в сфере предпринимательства на всех уровнях и во всех областях обучения в системе образования — от школы до вуза. Цель организации состоит в том, чтобы наибольшее количество учащихся приобретало знания о предпринимательстве и развивало свою предприимчивость.
FFE-YE выступает в качестве специализированной организации по обучению предпринимательству и региональной поддержке образовательных инициатив в этой области, способствующих самозанятости молодежи. Это происходит за счет разработки и продажи учебных материалов, организации лагерей, ярмарок, конкурсов для молодых людей
в области обучения предпринимательству. Также большое внимание уделено проведению курсов подготовки учителей в данном направлении по всей стране.
FFE-YE в рамках поддержки предпринимательства реализует три стратегических направления:
- создание единой системы предпринимательской подготовки;
- разработка программ подготовки инструкторов и руководителей обучения предпринимательству;
- создание системы тесного сотрудничества между промышленностью и образовательными учреждениями.
Концепция обучения предпринимательству молодежи Дании имеет глобальное значение для будущего роста и развития государства, поэтому правительство подготовило Стратегию обучения предпринимательству, в которой ставит перед собой комплексные цели для всего сектора образования, объединяя усилия нескольких министерств [3, с. 23].
Стратегия обучения предпринимательству (Strategy for education and training in entrepreneurship) датского правительства в настоящее время представляет собой основу подготовки компетентных в области предпринимательства менеджеров и сотрудников, которые будут успешно функционировать не только в бизнес-структурах, но и государственных учреждениях. Как отмечено в данном документе, «.. .они помогут создать будущую конкурентоспособность Дании в глобальной экономике» [9]. Стратегия ставит цель интегрировать предпринимательство в программу датской народной школы (муниципальное начальное и среднее образование) и полное среднее образование, также оно должно стать частью учебной программы высшего образования.
Для достижения этого правительство Дании ставит перед системой образования следующие задачи:
- разработать комплекс мер по поддержке в образовательных учреждениях и в органах местного самоуправления идей предпринимательского обучения;
- обеспечить повышение квалификации учителей в области методики обучения предпринимательству;
- увеличить спектр курсов и предметов в образовательных учреждениях, которые обеспечивают обучение предпринимательской деятельности в широком смысле;
- обеспечить интеграцию предпринимательства в различные пред-
метные области в образовательных учреждениях;
- создать площадки (в том числе электронные) научно-методических ресурсов для обучения предпринимательству;
- определить значимость профессиональной подготовки предпринимательству на каждом этапе образования;
- повысить интерес к предпринимательской деятельности среди школьников и студентов.
В Дании народные школы сами разрабатывают собственное содержание образования и используют его вместо национального стандарта. Планирование развития отдельно взятой школы осуществляется в тесном сотрудничестве с местной общиной [1, с. 102]. Это позволяет выстраивать программы обучения с участием бизнес-структур в качестве заинтересованной стороны в обучении молодежи предпринимательству и софинансирования важных мероприятий. Также предприниматели имеют возможность стать гостями на уроке; принять участие в конференциях и семинарах; быть судьей в студенческих конкурсах по предпринимательству; являются соучредителями в организации лагерей и других мероприятий.
Датское правительство создало пять региональных центров роста, ответственных за финансирование проектов, продвигающих предпринимательство, а также компетентное консультирование представителей малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется консультативной помощи женщинам и иммигрантам, желающим организовать свое дело. С 2010 года запущены инициативы «Бизнес-леди» (Business Women) и «Поддержка этнического бизнеса» (Ethnic Business Support), в рамках которых проводятся различного рода мастер-классы, тренинги, предоставляется площадка для общения и налаживания контактов в бизнес-сообществе [5, с. 37]. Предпринимательское образование является обязательной темой при начальной подготовке будущих учителей в области базового образования (начальное и среднее образование). Министерство по делам детей, образования и гендерного равенства поддерживает преподавателей, предлагая непрерывную систему бесплатных курсов в области инноваций и предпринимательства через национальный учебный портал, ориентированный на учителей. Муниципалитеты несут ответственность за постоянное развитие навыков учителей, включая компетенции в области инноваций и предпринимательства. FFE-YE также ведет большую работу по повышению компетентности учителей
в области современных методов обучения предпринимательству, проявлению творчества, инновативности и предприимчивости:
- проводит семинары, курсы переподготовки учителей;
- обеспечивает доступ к наиболее эффективным учебным программам и материалам;
- организует сотрудничество бизнеса и образования; обеспечивает участие в рабочих группах по разработке новых материалов и методов;
- обеспечивает возможность подать заявку на финансирование проектов по разработке курсов.
ББЕ-УЕ ведет системную научно-методическую работу по формированию учебных программ, курсов и методов обучения для студентов, разрабатывает междисциплинарные предложения для студентов из разных академических групп. Каждый год студенты получают возможность участвовать в следующих мероприятиях: бизнес-лагерь, нацеленный на обучение студентов практическому применению методов в области инноваций и предпринимательства; студенческие конкурсы и ярмарки, целью которых является фокусировка на инновационный продукт и проявление деловых навыков; веб-платформы для международных торговых отношений и партнерства. Программы ББЕ-УЕ представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Программы Фонда развития предпринимательства Дании
Название программы Содержание
«Ваш мир — ваш бизнес» Введение в предпринимательство
«Открой свой магазин» Обучение торговому делу
«Программа компании» Разработка инноваций для бизнеса. Один полный год
«Предприятие без границ» Изучение международного предпринимательства (на примере действующей компании). 2-5 месяцев
Виртуальная игра «Газель» Виртуальная деловая игра — для всех категорий
«Запуск проекта» Первый год обучения студентов коммерческих колледжей
«Что нужно для того, чтобы...» Модульная программа предпринимательства для учащихся профессиональных торговых колледжей. 80-90 уроков
«Генерация идей» Обучение предпринимательству для студентов первого года обучения технических специальностей
«Идея семинара» Курс переподготовки учителей по социальному предпринимательству
«Инновации и дизайн» Предпринимательская подготовка для студентов технических специальностей
«Призвание и предпринимательство» Предпринимательская подготовка для студентов профессиональных колледжей
«Титан» Виртуальная деловая игра на английском языке
«Руководство партнерством» Для учителей школ по сотрудничеству с предприятиями
«Выйти из игры» Онлайн-игра на развитие финансовой грамотности
Большое внимание уделяется разработке и внедрению системы мотивации к обучению предпринимательству через организацию внеучебной деятельности предпринимательской направленности. Созданная ББЕ-УЕ система ярмарок и чемпионатов по предпринимательству представлена тремя уровнями: региональным, датским и международным (Рис. 1).
Программа внеучебных мероприятий
Ярмарка технического творчества - по окончании программы инноваций и дизайна
Региональные ярмарки (по направлениям деятельности компаний)
Национальная торговая ярмарка
Международная ярмарка-выставка
Региональный чемпионат компаний (по направлениям деятельности компаний)
Датский чемпионат программы РРЕ-УЕ
Чемпионат Европы по предпринимательству
Рисунок 1. Система ярмарок и чемпионатов по предпринимательству в Дании
Даннаясистемаразвивает конкуренциюмежду студенческими группамии способствуетразвитию инновационныхидей в области предпринимательства.
Важным направлением деятельности Фонда является разработка системы финансирования предпринимательских идей в системе образования на уровнеотдельныхучреждений.Это содействует тому, что образовательные учреждения разрабатывают эффективные долгосрочные стратегии
в области образования и подготовки кадров в предпринимательской деятельности. Таким образом были разработаны и апробированы новые образовательные программы для профессиональных училищ: «Модель реализации инновационных навыков» (Социальная школа здравоохранения); «Курс по развитию инноваций обучения для учителей» (Лесоинженерное училище); «Инновации в электроэнергии и управлении ИТ» (TEC — профессиональный колледж); «Идея создания и открытия бизнеса для разных профессиональных групп» (Профессиональный колледж, Свендборг); «Социальное предпринимательство в социальной и медицинской помощи» (Метрополь) (Metropolitan University College, Копенгаген) и др. [2].
Огромное значение в вопросах формирования предпринимательских компетенций играют университеты Дании. Например, Орхуский университет имеет большую продолжительную историю экономического образования. На его базе создан Инноваториум, основной целью которого является проведение прикладных исследований в рамках развития инноваций и бизнеса. На базе университета создан студенческий бизнес-инкубатор для всех студентов и аспирантов в Орхусе, которые хотят заниматься предпринимательством. Его целью является создание инновационных и экономически устойчивых предприятий. В Ольборгском университете в рамках проблемно-ориентированного обучения является значимым формирование навыков делового общения, руководства проектами как ключевых компетенций, востребованных на рынке труда [4, с. 121].
Предпринимательское образование является обязательной темой при начальной подготовке будущих учителей в области базового образования (начальное и среднее образование).
Обучение инновациям и предпринимательству является сквозным элементом начального и среднего образования в Дании. Для реализации этой идеи создан портал для образовательного мира Дании EMU [10], который обеспечивает доступ к огромному количеству ресурсов и информации, касающихся образования. Портал представляет собой уникальную коллекцию виртуальных записей, ориентированных на конкретные группы пользователей, такие как учителя и ученики в основной школе, гимназии, профессиональном образовании и педагогических колледжах. В каждой записи есть разделы по разным темам, включая обучение предпринимательству, содержащее последовательные модули обучения, ресурсы, передовую практику, новости и многое другое.
Консультанты по обучению в Национальном ресурсном центре, ра-
ботающие в Министерстве по делам детей, образования и гендерного равенства, также оказывают поддержку школам и муниципалитетам в обучении предпринимательству. Региональные ресурсные центры работают в тесном сотрудничестве с Фондом предпринимательства (FFE-YE), чтобы информировать учителей о доступных материалах по этой теме. В целом педагог в Дании 60% своего рабочего времени тратит на преподавательскую деятельность, 20% — на экзамены и отпуск, 20% — на повышение квалификации и участие в семинарах [6, с. 19].
FFE-YE создал специализированную сеть преподавателей, называемую «Сеть для предпринимательства в школах и образовании» (NEIS) [12], которая открыта для всех учителей Дании независимо от уровня образования и предмета обучения. Сеть является платформой для обмена знаниями и опытом, а также для поиска сотрудников. В сети есть виртуальная платформа, а также проводятся ежегодные конференции.
Выводы. Обобщая опыт обучения предпринимательству в Дании, можно выделить следующие системообразующие доминанты:
во-первых, обучение предпринимательству является национальным приоритетом государства, что подтверждено государственными стратегиями;
во-вторых, обучение предпринимательству внедрено на всех уровнях образования — от школы до вуза;
в-третьих, создана система внеучебных мероприятий, позволяющих мотивировать молодых людей к развитию предприимчивости;
в-четвертых, ведется подготовка учителей в формате обучения инновациям и предпринимательству;
в-пятых, сформирована система информационной поддержки обучения предпринимательству, позволяющая обогащать опыт учителя.
Реализация представленной стратегии обучения предпринимательству обеспечивает увеличение количества школьников и студентов, которые шаг за шагом погружаются в предпринимательскую деятельность, обеспечивая развитие новых инновационных направлений в области предпринимательства. Анализ представленного опыта позволяет сделать вывод о том, что в российской системе образования необходимо разработать единый многоуровневый комплекс мероприятий, позволяющий сформировать у учащихся предпринимательские качества и потенциальную возможность в будущем самореализоваться в организации и продвижении бизнес-идей.
Литература
1. Аксенова Э. А. Развитие современной школы в Дании // Школьные технологии. 2011. № 1. С. 102-104.
2. Волошина Т. А. Международный опыт обучения предпринимательству: учебное электронное пособие для студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.petrsu.ru/ book.shtml?id=28102 (дата обращения: 25.11.2017).
3. Волошина Т. А. Молодежное предпринимательство: опыт стран Северной Европы. Петрозаводск: КИТ, 2011. 36 с.
4. Соловьев А. Опыт проблемно-ориентированного обучения в Дании // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 120-122.
5. Тельхигова М. Ш. Особенности функционирования предпринимательского сектора Дании // Транспортное дело России. 2011. № 4. С. 36-39.
6. Херт Х. Некоторые подходы к обучению в Дании // Аккредитация в образовании. 2013. № 4 (64). С. 18-19.
7. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., et al. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016. 39 р.
8. Denmark — a nation of solutions. Enhanced cooperation and improved frameworks for innovation in enterprises // Ministry of Higher Education and Science. 2013. 28 р.
9. Vestergaard L., Moberg K., Jeirgensen C. Impact of Entrepreneurship Education in Denmark -2011: The Danish Foundation for Entrepreneurship — Young Enterprise [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.ja-ye.org/Download/impact_of_entrepreneurship_education_in_denmark_ 2011.pdf (дата обращения: 02.04.2018).
10. EMU Danmarks teringsportal // EMU Danmarks teringsportal: [сайт]. URL: http://www.emu. dk (дата обращения: 02.04.2018).
11. Entrepreneurship Education at School in Europe: Eurydice Report [сайт]. URL: https://webgate. ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/images/4/45/195EN.pdf (дата обращения 02.04.2018) Brussels: Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, 2016. 236 p.
12. Om NEIS // The Danish Foundation for Entrepreneurship — Young Enterprise: [сайт]. URL: http://www.ffe-ye.dk/undervisning/netvaerk-for-undervisere/om-neis (дата обращения: 02.04.2018).
TRAINING ENTREPRENEURSHIP IN DENMARK: SYSTEM-FORMING DOMINANTS INTRODUCTION
Currently, the issues of entrepreneurship education are relevant all over the world. The importance of entrepreneurial training directly affects the development of the state's economy, new markets and new jobs. From this point of view, the experience of entrepreneurship education in Denmark is interesting, which is a system that affects all levels of education with the gradual inclusion of the younger generation in entrepreneurial activities. In the context of the problem, the "Strategy for Education and Training in Entrepreneurship" of the Danish government, which is the basis for the training of young people competent in the field of entrepreneurship, is of particular interest. The article reveals the main directions of the work organized by the Danish Enterprise Fund: the creation of a single system of entrepreneurial training; the development of training programmes for trainers and managers of entrepreneurship training; creation of a system of close cooperation between industry and educational institutions. In the article special attention is paid to the system of extracurricular activities that allow to motivate young people to develop entrepreneurship, such as business camps, forums, festivals, fairs. Much attention is paid to the peculiarities of teacher training in the format of learning innovations and entrepreneurship.
The purpose of the article is to present the experience of Denmark in building a system of entrepreneurship education through all levels of education.
IT. А. Bo^omMHa
Research methods are the system-structural analysis, generalization, interpretation, work with documents.
Results
The article describes the main elements of the entrepreneurship education system that determine the effectiveness of preparing the younger generation for the construction of a new state economy. The results of the study made it possible to identify the basic principles of the construction of state policy aimed at obtaining a result that is significant for Denmark — forming the formation of a new generation of entrepreneurs.
The conclusion
Studying the experience of leading economic powers, we can conclude that entrepreneurial training is a long-term process of personal education, including a set of activities at different levels of education, contributing to the development of entrepreneurial qualities required in the business environment. The experience of Denmark reveals important principles of a successful combination of state policy and pedagogical technologies in the implementation of the entrepreneurial approach in teaching.
Keywords: strategy of entrepreneurship training, Danish Enterprise Fund, system of entrepreneurial training and support in educational institutions, entrepreneurial training of teachers.
References
• Aksenova Je. A. Razvitie sovremennoj shkoly v Danii // Shkol'nye tehnologii. 2011/ № 1. S. 102-104. [In Rus].
• Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y, et al. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016.
• Denmark — a nation of solutions. Enhanced cooperation and improved frameworks for innovation in enterprises// Ministry of Higher Education and Science. 2013.
• EMU Danmarks teringsportal // EMU Danmarks teringsportal: [sajt]. URL: http://www.emu.dk (data obrashhenija: 02.04.2018.
• Entrepreneurship Education at School in Europe: Eurydice Report [sajt]. URL: https://webgate. ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/images/4/45/195EN.pdf (data obrashhenija 02.04.2018) Brussels: Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, 2016. 236 p.
• Hert H. Nekotorye podhody k obucheniju v Danii // Akkreditacija v obrazovanii. 2013. № 4 (64). S.18-19. [In Rus].
• Om NEIS // The Danish Foundation for Entrepreneurship — Young Enterprise: [sajt]. URL: http:// www.ffe-ye.dk/undervisning/netvaerk-for-undervisere/om-neis (data obrashhenija: 02.04.2018).
• Solov'ev A. Opyt problemno-orientirovannogo obuchenija v Danii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 12. S. 120-122. [In Rus].
• Tel'higova M. Sh. Osobennosti funkcionirovanija predprinimatel'skogo sektora Danii // Transportnoe delo Rossii. 2011. № 4. S. 36-39. [In Rus].
• Vestergaard L., Moberg K., Jorgensen C. Impact of Entrepreneurship Education in Denmark - 2011: The Danish Foundation for Entrepreneurship — Young Enterprise [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://archive.ja-ye.org/Download/impact_of_entrepreneurship_education_in_denmark_2011.pdf (data obrashhenija: 02.04.2018).
• Voloshina T. A. Mezhdunarodnyj opyt obuchenija predprinimatel'stvu: uchebnoe jelektronnoe posobie dlja studentov [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://elibrary.petrsu.ru/book.shtml?id=28102 (data obrashhenija: 25.11.2017). [In Rus].
• Voloshina T. A. Molodezhnoe predprinimatel'stvo: opyt stran severnoj Evropy. Petrozavodsk: KIT, 2011. 36 s. [In Rus].