Научная статья на тему 'Предпринимательское образование в средней школе Великобритании'

Предпринимательское образование в средней школе Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ДУХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / САМОЗАНЯТОСТЬ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ENTREPRENEURIAL EDUCATION / SECONDARY SCHOOL / CURRICULUM / SELF-EMPLOYMENT / THE YOUNGER GENERATION / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна

В статье анализируется система предпринимательского образования в средней школе Великобритании. Рассматриваются новые программы обучения подрастающих поколений с вариативной составляющей. Подчеркивается, что обучение предпринимательству молодежи направлено на то, чтобы помочь подрастающему поколению выявить предпринимательские возможности, развить свои предпринимательские качества и приобрести практические навыки. Показывается, что в программах обучения предпринимательству чаще всего применяются методы группового и индивидуального обучения с привлечением преподавателей, бизнесменов и консультантов из коммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL IN GREAT BRITAIN

The article analyses the system of entrepreneurial education in secondary school in Great Britain. It considers new programs with elective courses for training the younger generation. It is underlined that teaching entrepreneurial subjects to the younger generation is aimed at helping them to reveal entrepreneurship abilities in themselves, develop entrepreneurship skills and acquire practical skills. It is shown that the programs of entrepreneurial education include mostly the methods of group and individual training by teachers, businessmen and consultants from business.

Текст научной работы на тему «Предпринимательское образование в средней школе Великобритании»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ1

ENTREPRENEURIAL EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL IN GREAT BRITAIN

Т.П. Грасс

Т.P. Grass

Предпринимательское образование, средняя школа, учебный план, дух предпринимательства, самозанятость, подрастающее поколение.

В статье анализируется система предпринимательского образования в средней школе Великобритании. Рассматриваются новые программы обучения подрастающих поколений с вариативной составляющей. Подчеркивается, что обучение предпринимательству молодежи направлено на то, чтобы помочь подрастающему поколению выявить предпринимательские возможности, развить свои предпринимательские качества и приобрести практические навыки. Показывается, что в программах обучения предпринимательству чаще всего применяются методы группового и индивидуального обучения с привлечением преподавателей, бизнесменов и консультантов из коммерческих организаций.

Entrepreneurial education, secondary school, curriculum, entrepreneurship, self-employment, the younger generation.

The article analyses the system of entrepreneurial education in secondary school in Great Britain. It considers new programs with elective courses for training the younger generation. It is underlined that teaching entrepreneurial subjects to the younger generation is aimed at helping them to reveal entrepreneurship abilities in themselves, develop entrepreneurship skills and acquire practical skills. It is shown that the programs of entrepreneurial education include mostly the methods of group and individual training by teachers, businessmen and consultants from business.

До конца XX века система обучения школьной молодежи в Великобритании была недостаточно гибкой, не знакомила молодежь с реалиями экономической жизни этой страны, недостаточно ориентировала на профессии. Школа, будучи социальным институтом, в котором культивируются главным образом ценности и нормы среднего класса, отличающиеся от социальных ценностей и норм семей рабочих и малоимущего населения, реализовывала учебные программы, не учитывающие потребностей детей из этих слоев населения. Учебные программы оказывались для них сложными, поскольку были основаны на принципе инвариантности, т. е. неизменности и стереотипности, что соответствует традиционной системе обучения, основанной на академизме.

Выпускники школ не получали в достаточной степени ориентира на профессии, не могли вникнуть в особенности соответствующего труда, не

могли найти работу после окончания массовой школы (Comprehensive school). Безработица среди выпускников школ Великобритании в конце XX века составляла порядка 9-10 % (для сравнения в 2014 году она составила всего б %).

Британское правительство видит один из путей по снижению безработицы среди молодежи через формирование системы предпринимательского образования.

Термин «предпринимательское образование» впервые стал использовать британский педагог Джонсон для обозначения процесса развития профессионально важных для предпринимательской деятельности качеств личности школьника и получения знаний и умений в области организации производства [Климова, 2014].

Консорциум предпринимательского образования считает, что предпринимательское образование готовит людей, особенно молодежь, к тому,

1 Статья публикуется при финансовой поддержке автора Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), № 14-06-00084.

[112]

чтобы быть ответственными, предприимчивыми индивидами, которые станут предпринимателями. Оно включает использование структурированной обучающей среды и инструмента поддержки, чтобы помочь индивидам развивать предпринимательские умения и становиться предпринимателями. В отличие от традиционного обучения бизнесу, предпринимательское образование меньше всего акцентирует внимание на технике менеджмента, а больше на инновации, креативности и оценке рисков [Youth Entrepreneurship, 2006].

В связи с тем что слой предпринимателей очень важен для социально-экономического развития Великобритании, а успех малого бизнеса всемерно зависит от предпринимательского образования и тренинга. В массовую школу (Comprehensive school) внедряется концепция предпринимательского образования для развития предпринимательского мышления, ответственности, воспитания у учащихся духа предпринимательства, инициатива которой исходит от правительства Великобритании (British government).

К сожалению, существующая система обучения предпринимательству в средней школе (планирование занятий, содержание образовательных программ и пр.) не в полной мере соответствовала современным вызовам английского общества, поэтому государство предприняло меры по кардинальным изменениям учебного плана, педагогических технологий, т. е. уделяется серьезное внимание предпринимательскому образованию подрастающих поколений.

Средняя общеобразовательная школа (Comprehensive school) в развитых англоязычных странах во второй декаде XXI века всемерно поощряет предпринимательское экспериментирование, воспитывает дух предпринимательства у подрастающих поколений, стремление к успеху, она готовит творческого, инициативного молодого человека с ключевыми предпринимательскими компетенциями, способного эффективно решать проблемы своей успешной экономической социализации в обществе.

Рассмотрим, как в английской школе осуществляется предпринимательское образование. В новом веке британское правительство (British

government) приступило к реформированию системы школьного образования с помощью реализации программы «Построение школ для будущего». Финансирование этой программы со стороны правительственного органа составило 2 миллиарда фунтов стерлингов. Ее цель - перестроить (модернизировать) 180 общеобразовательных школ только в одной Англии, чтобы трансформировать образование с применением новых технологий и личностно ориентированного подхода к потребностям и интересам каждого ребенка, с созданием учебного плана с вариативными характеристиками, в котором основное внимание должно быть обращено на формирование ключевых компетенций школьника, в которых основная роль уделяется предпринимательской. Британское правительство (British government) предприняло ряд мер, чтобы превратить каждую среднюю общеобразовательную школу (Comprehensive school) в учебное заведение, специализирующееся по какому-то отдельному предмету. Одной из таких специализаций выступает дисциплина «Бизнес и предпринимательство».

Программа «Построение школ для будущего» представляет собой новый стиль предпринимательского обучения - она привлекает молодежь к выявлению проблем, их решению и нахождению благоприятных возможностей для открытия бизнеса. Новая программа способствует созданию в школе реальной предпринимательской среды. По мнению английского исследователя Г. Дэйви-са, «обучение предпринимательству должно обеспечить развитие предпринимательских качеств и формирование личности предпринимателя, способного идти навстречу неизвестному, эффективно реагировать на перемены, создавать и претворять в жизнь новые идеи и способы производства, уметь рационально оценивать потенциальный риск, выгоды и действовать, исходя из этого понимания, в профессиональной сфере» [Davies, 2002].

Британская общеобразовательная школа (Comprehensive school) стала создавать вариативные программы нового поколения. Изменение подходов к системе образования означает, что каждая школа в этой стране может самостоятельно реализовывать многочисленные вариативные

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[113]

S

X

Н U

м

программы обучения учащихся. Вариативность проявляется в технологии предпринимательского образования и специфике отношения самого школьника к предпринимательской деятельности, к пониманию значимости приобретенных специальных знаний для решения новых задач, связанных с предпринимательской деятельностью. В этой связи главной целью школы становится подготовка личности школьника к работе в социальной конкурентоспособной среде.

Глобализация усилила потребность экономических систем повышать конкурентоспособность и вводить инновации, а для того чтобы ответить на вызовы глобализации и использовать в своих интересах возникающие возможности, нужны творческие и предприимчивые люди, открытые к инновациям. Кроме того, предприниматели создают рабочие места и повышают уровень благосостояния, тем самым играя важную роль в экономическом и социальном развитии. Текущий экономический спад только подчеркнул потребность в создании более широкомасштабной устойчивой основы в виде предпринимателей [Хедер, Любич, 2011]. Основной мерой является повышение культуры предпринимательства и «предпринимательского мышления», особенно среди подрастающих поколений, образование и обучение выступают в качестве ключевых двигателей. Таким образом, главной целью школы становятся подготовка личности школьника к работе в социальной конкурентоспособной среде, формирование культуры предпринимательства у подрастающих поколений. Рассмотрим основные элементы этого процесса.

Во-первых, эта задача сформировалась при реформировании учебной программы, получившей название «Обучение через предприимчивость и культуру предпринимательства», помогает школьникам развивать качества, которыми должен обладать каждый предприниматель. К ним следует отнести ответственность, управление рисками в бизнесе, инициативу, умение принять решение, мотивацию учащихся по открытию собственного дела. Реализация программ по предпринимательству развивает творческие способности школьников, помогает им составлять бизнес-планы и управлять собственной компанией.

Во-вторых, разрабатываются и внедряются новые специализированные программы для учителей, позволяют им разобраться с организацией открытия и динамикой развития мини-предприятий, понять значимость самозанятости школьников.

В-третьих, демонстрация успешных молодых предпринимателей как ролевой модели ведения бизнеса способствует развитию тесной связи между школой, бизнесом и промышленностью.

Как видно из реальной действительности и многочисленных результатов социологических, психолого-педагогических и медицинских исследований, одни люди рождаются с предпринимательскими качествами и позицией, других нужно обучать. Это необходимо делать в раннем возрасте. В настоящее время британское правительство, например, предприняло меры по внедрению предмета «Основы предпринимательства» в школьный учебный план. Однако это не рассматривается как нечто дополнительное к уже существующему и утвержденному учебному плану. Его суть заключается в том, что в центре самого учебного плана находятся вопросы воспитания предприимчивости и знакомства школьной молодежи с реальной предпринимательской деятельностью и культурой предпринимательства, которая охватывает все ступени школьного образования, начиная от начальной школы, заканчивая старшей школой, и далее вплоть до окончания университета.

Известный британский специалист в области бизнеса и предпринимательства Алан Гибб считает, что предпринимательское образование должно основываться на 4 составляющих.

1. Идеи поисков благоприятных возможностей, исследования и креативность.

2. Планирование, которое включает как непосредственно планирование, так и решение проблем.

3. Действие, предполагающее взятие рисков, автономию, обязательства, настойчивость, инициативу.

4. Самопознание, включающее самоуверенность, инициативу и мотивацию [01ЬЬ, 1998].

Обладание комплексом этих составляющих, по мнению автора, поможет быстрее научить молодого человека предпринимательским умениям.

Программы по предпринимательскому образованию в британских школах ориентированы главным образом на развитие предпринимательских компетенций у молодежи и преследуют три главные цели.

1. Развитие позитивного отношения к предпринимательству, представляющее собой целую комбинацию гибкости, инициативы, способности брать на себя риски, осуществление руководства, приобретение навыков сотрудничества, а также мотивацию к достижению.

2. Практическое знакомство с предпринимательской деятельностью.

3. Понимание требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности с точки зрения карьерной ориентации и дальнейшего образования.

Другими словами, в британских школах знакомство школьной молодежи с предпринимательской деятельностью начинается уже в начальных классах и проходит сквозной системой через различные предметы школьной программы. В старших классах этот предмет либо становится обособленным, либо изучается на предпринимательских курсов.

Предпринимательству подрастающих поколений придают довольно большое значение в Объединенном Королевстве, понимая, что именно предприниматели вносят огромный вклад в ВВП страны. Поэтому дух предпринимательства, который был сформирован свыше 40 лет назад еще премьер-министром Маргарет Тэтчер, в нынешнем тысячелетии приобретает новый импульс [Грасс, 2014].

Предпринимательское обучение подрастающих поколений направлено на то, чтобы помочь им выявить предпринимательские возможности, развить свои предпринимательские качества и приобрести практические навыки.

На основании изучения теоретического и практического опыта знакомства с процессом предпринимательского обучения в зарубежных странах мы можем представить, что цель предпринимательского образования в Великобритании и в других англоязычных развитых странах направлена:

- на понимание роли предпринимательства в обществе;

[115]

- формирование позитивного отношения молодежи и населения в целом к предпринимательству и предпринимательской деятельности;

- осознание того, что предпринимательская карьера может выступать как одна из возможностей самозанятости индивида;

- понимание самого предпринимательского процесса и развития бизнеса;

- развитие предпринимательских компетенций, необходимых для создания своей компании.

Главным компонентом всех предпринимательских программ выступает подготовка творческого, инициативного молодого человека с ключевыми компетенциями, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам.

Современный социальный заказ требует от школы определенной ясности в задачах образовательных учреждений, конкретных взаимоотношений с бизнесом и промышленностью, создания эффективной системы подготовки современного конкурентоспособного выпускника школы.

Безработица среди британской молодежи в 2012 году составила 1 млн. человек, или 20 %, в 2014 году она немного уменьшилась - до 18,5 % [РеШг^ег, 2012]. По оценкам специалистов, можно выделить ряд причин данного явления.

1. Отсутствие квалификации. Выпускники школ без каких-либо профессиональных умений и навыков, вероятнее всего, становятся безработными (структурная безработица). Более того, была проведена корреляция между безработицей молодежи и ее неудовлетворительными результатами по математике и английскому языку. Несомненно, молодежь может устроиться на неквалифицированную работу, которую предлагает сектор услуг, например, официантом, кассиром в супермаркете и т. п. Сейчас очевидно, что рынку труда необходима молодежь с профессиональными навыками.

2. Географическая безработица. В некоторых районах и городах на севере Англии занятость для 16-24-летней молодежи составляет всего 64 %, хотя по стране в среднем 70 % этой молодежи работает.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

3. Так называемая безработица с точки зрения получения мизерной зарплаты. В Великобритании оплата молодежи в возрасте 16-18 лет составляет 3,68 фунтов за час работы, а для 21-лет-ней молодежи - 6,08 фунтов в час. Таким образом, школьная молодежь получает за такую же

работу, которую выполняет более старшая молодежь, в два раза меньше. В 2013 году мы выявили мнения старшеклассников о предпринимательском образовании, которое осуществляется в средних школах Великобритании. В опросе приняли участие 90 старших школьников (табл.).

Мнения британских старшеклассников насчет предпринимательского образования,

которое осуществляется в школах [%)

Вопросы Великобритания

1 Вы хотите открыть свое дело:

-да; 62,9

- нет; 5,8

- не знаю 31,3

2 Вы обучаетесь основам предпринимательства в школах.

Вы считаете свои знания качественными:

-да; 65,2

- нет; 8,3

- не знаю 26,5

3 Важно ли, на ваш взгляд, получить предпринимательское образование в школе:

-да; 78,5

- нет; 8,9

- не знаю 12,6

4 Довольны ли вы той информацией о предпринимательстве.

которую дают в школах:

-да; 51,7

- нет; 30,6

- не знаю 17,7

Из таблицы видно, что британская молодежь настроена довольно оптимистично на занятия предпринимательской деятельностью (62,9 %). 78,5 % считают, что школа должна давать предпринимательское образование подрастающим поколениям.

Безусловно, основной ресурс предпринимательства заключается в людях, ориентированных на создание собственного дела и взятие разумного риска. Как видим, на рубеже ХХ-ХХ1 веков Великобритания начала испытывать нехватку молодых людей с деловыми качествами, способных заниматься предпринимательской деятельностью, рассчитывая только на собственные силы, свое творчество и инициативу без каких-либо четких инструкций. Общеобразовательная школа в этой стране начала реализовывать многочисленные программы предпринимательского образования для того, чтобы помочь подрастающим поколениям быть самозанятыми.

Библиографический список

1. Т.П. Грасс, В.И. Петрищев. Западное общество: ресоциализация школьной молодежи из семей мигрантов: монография. Красноярск, 2014. С. 96.

2. Климова Е. Профессиональная деятельность предпринимателя. СПб.: Скифия, 2014. С. 33.

3. Хедер Э., Любич М., Нола Л. Обучение предприимчивости как ключевой компетентности. Загреб, 2011. С.11.

4. Davies Н. A review of enterprise and the economy in education. HM Treasure, 2002. URL: www.dfes.gov.uk

5. Gibb A. A note on the meaning of entrepreneurial core qualities and qualities and management. L., 1998. P.17.

6. PettingerT. ReasonsforYouth Unemployment// Economics. 2012. Nov. 6.

7. Youth Entrepreneurship: Theory, Practice and Field Development. 2006. Sep. P. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.