Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение в области социального предпринимательства в системе дополнительного профессионального образования'

Кадровое обеспечение в области социального предпринимательства в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / OCIAL ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIVE ACTIVITY / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / CREATIVE TEACHING METHODS / PERSONNEL POLICY OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS OF SOCIAL PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Наталья Михайловна, Платонова Юлия Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы подготовки социальных предпринимателей в системе дополнительного профессионального образования. Специфичность предпринимательства в области социальной деятельности обуславливает ведущую роль креативного подхода к системе подготовки кадров для СО НКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SYSTEMOF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the issues of training of social entrepreneurs in the system of additional professional education. The specificity of entrepreneurship in the field of social activity determines the leading role of the creative approach to the system of training personnel for NGOs

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение в области социального предпринимательства в системе дополнительного профессионального образования»

Н.М. Платонова, Ю.Ю. Платонова

(Санкт-Петербург)

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

STAFFING ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SYSTEMOF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

В статье рассматриваются вопросы подготовки социальных предпринимателей в системе дополнительного профессионального образования. Специфичность предпринимательства в области социальной деятельности обуславливает ведущую роль креативного подхода к системе подготовки кадров для СО НКО.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, инновационная деятельность, дополнительное профессиональное образование, креативные методы обучения, кадровая политика некоммерческих организаций социального профиля.

The article deals with the issues of training of social entrepreneurs in the system of additional professional education. The specificity of entrepreneurship in the field of social activity determines the leading role of the creative approach to the system of training personnel for NGOs.

Key words: social entrepreneurship, innovative activity, additional professional education, creative teaching methods, personnel policy of non-profit organizations of social profile.

Качество социального обслуживания населения в значительной степени зависит от развития различных видов социальной деятельности, включая социальное предпринимательство. Данный вид социальной деятельности широко представлен в зарубежном опыте, который развивается субъектами малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО),

Социальное предпринимательство - это вид экономической (бизнес) активности в социальной сфере, которая направлена, с одной стороны, на создание общественного блага, а с другой стороны, на достижение устойчивой самоокупаемости его производителя. Одним из важных признаков социального предпринимательства является поиск перспектив и видение провалов рынка, а также их эффективный учет посредством принятия новых решений, оказывающих

долгосрочное позитивное влияние на общество в целом [2, с. 37].

Развитие социального предпринимательства позволяет создавать конкурентную среду в сфере оказания социальных услуг, повышает их качество за счет привлечения представителей гражданского общества к разрешению актуальных социальных проблем населения.

Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

- правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;

- резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу:

- появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере [3, с. 32].

Данные факторы отражают динамичные преобразования последних лет в современной России, обусловливая высокую потребность в формировании системы дополнительного профессионального образования для развития самого класса социальных предпринимателей.

В настоящее время социальное предпринимательство особенно востребовано в сфере ухода за пожилыми и реабилитации инвалидов, выпуска социально значимых товаров и оборудования для различных групп населения, обеспечения доступности и экологической безопасности среды, содействия трудоустройству молодежи, а также в области создания менее ресурсоемких технологий и творческих кластеров. Сильной стороной социального предпринимательства является не локальное решение единичного вопроса, а достижение качественно нового уровня в преодолении социально значимых проблем, которые возникают в бизнесе - процессе организации, что существенно снижает вероятность нерационального расходования ресурсов. [3].

Важнейшим направлением поддержки социального предпринимательства является создание системы дополнительного профессионального образования для целенаправленного кадрового обеспечения специализированных организаций социального профиля. Как известно, уровень образования и квалификации, а также наличие специальных навыков и специализированных компетенций являются ключевыми факторами жизнеспособности любой организации.

Сегодня именно социальные предприниматели в значительной степени определяют кадровый потенциал СО НКО, которые традиционно представляют некоммерческий сектор экономики. Некоммерческие организации действуют в отраслях, производящих общественные блага и услуги, характеризующиеся низкими доходами, а иногда их полным отсутствием. К таким отраслям относятся - образование, наука, культура, искусство, здравоохранение и социальная сфера. Данные отрасли не интересуют или мало интересуют коммерческие

организации в силу их низкой доходности [7, с. 134].

Кадровый потенциал СО НКО можно рассматривать как обобщающую характеристику совокупных способностей и возможностей постоянных сотрудников организации и добровольцев, которые имеют определенную квалификацию, обладают специальными знаниями, навыками и опытом работы. Ряд исследований показывает наличие высокого интеллектуального потенциала сотрудников СО НКО, наличие у сотрудников критического мышления, которое делает возможным анализ выполняемой ими работы с точки зрения улучшения ее качества и повышения уровня конкурентоспособности организации в целом [1].

Как субъекты социально-экономической деятельности социальные предприниматели должны обладать набором специфических компетенций, включая творческий подход к делу, готовность принимать риски, инициативность, организаторские способности, стратегическое мышление, создание новых возможностей и готовность их использовать; лидерские качества. Определяющее значение в повышении эффективности социальной деятельности приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых результатов в деятельности каждого специалиста [4].

Однако наличие аналитических способностей - не единственное условие для выживания организации, немаловажным требованием выступает наличие специального образования, которое повышает эффективность деятельности сотрудников в области фандрайзинга, взаимосвязей с органами власти. Наши исследования показали, что подавляющее большинство работников СО НКО, не имеют специализированного социального образования, поэтому основными проблемами организаций является не только поиск источников финансирования, но и отсутствие персонала, обладающего профессиональными компетенциями в области социальной работы, управления, юриспруденции и экономики.

Слабое финансирование или его полное отсутствие затрудняют действия руково-

дителей СО НКО по обучению персонала в системе профессионального дополнительного образования. В то же время необходимо, чтобы руководители изыскивали возможности не только для того, чтобы сделать организацию самоокупаемой, но и на различные форматы повышения квалификации кадров, поскольку именно качество персонала не в последнюю очередь влияет на жизнеспособность организации.

У сотрудников СО НКО, прошедших различные программы дополнительного профессионального образования, в востребованности находятся программы повышения квалификации в области менеджмента, маркетинга, социальной работы, тренинги личной эффективности, а также программы по делопроизводству, межведомственному взаимодействию, деловым переговорам в НКО. Для руководителей предприятий малого предпринимательства наиболее востребованными являются вопросы, связанные с состоянием современного Российского законодательства, а также системы налогообложения из-за постоянного их обновления на всехуровнях(федеральном, региональном и местном) [2].

Социальная деятельность, как многоуровневая и многоплановая профессиональная работа, требует не только умений компетентно решать социальные проблемы, но и высокого уровня психологической готовности к данной деятельности. Психологическая оснащенность социального работника должна характеризоваться комплексом специфических умений, включая эмпатические, дискуссивно-переговорные, обобщающие умения, самоизменяющиеся умения, базирующиеся на коммуникативных, личностных возможностях, которыми можно овладеть только в процессе индивидуального профессионального развития [5].

Кроме того, инновационные функции современного специалиста в области социальной деятельности предполагают творческий подход к выполнению профессиональных задач, постоянный личностный и профессиональный рост, обеспечивающий эффективность взаимодействия с клиентами. Специалисту социального профиля необходимы знания из различных областей

для формирования навыков в рамках своей деятельности, чтобы гибко перестраиваться под многообразие решаемых проблем, связанных с оказанием помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Креативная компетентность социальных работников предполагает умения творчески решать профессиональные задачи, вести эвристический поиск при столкновении с ситуациями, которые решаются не логическим путем, а путем обобщения и конкретизации проблемы [4, 8].

Для воссоздания в процессе обучения «этой живой социальной деятельности» при организации обучения будущих социальных предпринимателей необходимо опираться на личностно ориентированный подход к организации повышения квалификации и переподготовки сотрудников СО НКО для обеспечения индивидуализации и многовекторности образовательных маршрутов с учетом запросов по узкой специализации в конкретной области социальной деятельности. Образовательные программы должны быть адаптированы к графику работы специалистов (без отрыва, с частичным отрывом и отрывом от работы).

Активное включение в учебный процесс социально-психологических тренингов позволяет формировать у слушателей различные профессиональные позиции и роли, что дает возможность преодолевать рамки сложившихся личностных стереотипов поведения. Образовательные программы должны быть направлены на развитие творческой личности, на формирование ее гуманистической направленности, раскрытие потребности проявления креативности в профессиональной деятельности. Широкий спектр решаемых проблем различных категорий клиентов специалистом социального профиля при ограниченных ресурсах, необходимых для выполнения своих обязанностей, обуславливает применение в работе определенного вида креативных средств.

Инновационные образовательные технологии предполагают смещение акцента с преподавателя на студента, на процессы и результаты формирования его знаний, умений и навыков. Соответственно, по большей части инновационные образовательные

технологии являются активными (поскольку большее внимание уделяется взаимодействию студента с преподавателем, в том числе в индивидуальном порядке) и интерактивными, предусматривающими сотрудничество между студентами в целях решения ставящихся перед ними задач [6, с. 65].

При организации обучения специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций целесообразно проводить диагностику соответствия работника квалификационным требованиям конкретной должности для разработки персонифицированной программы профессионального развития, направленной на восполнение дефицитов профессиональных компетентностей. Специализированные индивидуальные программы повышения квалификации могут быть ориентированы на содержание обобщенных трудовых функций различных профессиональных стандартов или нацелены на результат обучения по индивидуальной составляющей в конкрет-

ном виде деятельности (например, стажировка на экспериментальной площадке).

Показателем профессиональных достижений при освоении программ дополнительного профессионального образования в области социального предпринимательства могут служить такие виды компетенций, как: технологическая, креативная, рефлексивная, социально-инициативная, компетенция самореализации [5]. Одним из базовых индикаторов результативности программ переподготовки и повышения квалификации специалистов СО НКО выступает «личностно-психологическая готовность» обучаемых к предпринимательской деятельности по решению наиболее острых социальных проблем, что может способствовать созданию более благоприятного инновационного климата в социальных организациях, а также повышению привлекательности данного вида социальной деятельности для населения.

Литература

1. Корнеева И.Е. Кадровый потенциал и квалификация сотрудников и добровольцев социально ориентированных НКО в Санкт-Петербурге // Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге. - СПб.: ЦРНО, 2012. - С. 43-47.

2. Макарченко М.А., Антонов А.А. Понятие социального предпринимательства и отличительные особенности социальных предпринимателей // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2015. - №2. - С. 35-42.

3. Малинина Е.В. Направления совершенствования подготовки кадров для малого предпринимательства услуг // Экономика образования. - 2015. - №2 (87). - С. 134-139.

4. Маяцкая И.Н. Предпринимательство в социальном обслуживании: пути становления услуг // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 1. - С. 32.

5. Пахомова Е.И. Социально ориентированные некоммерческие организации Санкт-Петербурга на рынке социальных услуг Петербурге // Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге. - СПб.: ЦРНО, 2012. - С. 40-42.

6. Платонова Н.М. Основы социального образования: учебное пособие. - СПб.: СПбГИПСР, 2013.

7. Понкин И.В. К вопросу об инновациях в образовании // Инновации в образовании. -2017. - №3. - С. 61-76.

8. Хухлина В.В. НКО и развитие сектора социальных услуг // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 2. - С. 134-139.

9. Шабанова О.В. Креативный подход к системе профессиональной подготовки социальных работников в вузе услуг // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. -№3. - С. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.