ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
УДК 323.2
Агеева Е.А.1 Новик С.С.2
развитие кадрового потенциала социально ориентированных
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАцИй
Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости повышения квалификации руководителей и сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций и государственных и муниципальных служащих, ответственных за работу с некоммерческим сектором в соответствии с современными требованиями государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, кадровый потенциал организации, дополнительные образовательные программы.
Ageeva E.
Novik S.
DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL OF SOCIALLY ORIENTED
NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Abstract. The paper is devoted to the justification of the need to improve the skills of managers and employees of socially oriented non-profit organizations and public servants and municipal officers, responsible for working with the non-profit sector in accordance with modern requirements of state and municipal management.
Keywords: socially oriented non-profit organizations, human resources of the organization, additional educational programs.
Кадровый потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СО НКО) - важный ресурс, позволяющий субъекту гражданского общества реализовы-вать актуальные задачи и вступать в партнерские отношения с органами публичной власти, иными организациями и гражданами. Кадровый потенциал следует рассматривать как
совокупность способностей и возможностей постоянных квалифицированных сотрудников и добровольцев, обладающих специальными знаниями, навыками и опытом работы.
И.Е. Корнеева справедливо отмечает, что «если бы руководители и сотрудники СО НКО обладали необходимыми компетенциями, их организации вряд ли испытывали бы пробле-
1 Агеева Екатерина Александровна, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected], тел.: 8(928)359-40-79;
Ekaterina Ageeva, Ph.D. in Politics, Associate Professor, Department of Public and Municipal Administration and Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected], т.: 8 (928) 359-40-79
2 Новик Сергей Сергеевич, председатель комиссии по развитию промышленности, энергетики, транспорта и связи Общественной палаты Ставропольского края, e-mail: [email protected], tel.: 8(928)008-84-28
Sergey Novik, Chairman of the Commission for the Development of Industry, Energy, Transport and Communications of the Public Chamber of the Stavropol Territory, e-mail: [email protected], tel.: 8 (928) 008-84-28
мы с привлечением ресурсов, сотрудников, добровольцев; во взаимодействиях с органами власти; в работе с целевой аудиторией и т.д.» [1].
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются общественные организации в настоящее время, отмечены:
- ограниченность полномочий муниципалитета, что снижает круг вопросов, которые они могут решать с общественными организациями;
- недостаток подготовленных кадров;
- коррупция местных государственных и политических организаций, СМИ;
- низкая социальная активность населения.
На недостаточный уровень квалификации своих сотрудников как на проблему руководители социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, указывают в 22% ответов на вопрос «С какими основными проблемами сталкивается организация?» [2] (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 — Основные проблемы, с которыми сталкиваются НКО Северного Кавказа
Ранее мы указывали на причины складывающихся проблем. Среди них: недостаточный уровень подготовки государственных и муниципальных служащих сотрудников НКО в сфере взаимодействия; сохраняющиеся коррупционные схемы доступа к бюджетным средствам; недоверие к изменениям в целом, страх перед новациями; разногласия по вопросам взаимодействия с НКО между различными уровнями власти и управления [3].
В Северо-Кавказском округе постепенно формируются тренды подготовки и повышения квалификации руководителей и сотрудников
СО НКО, а также государственных и муниципальных служащих - специалистов, ответственных за работу с институтами гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Следует отметить, что развитие этого процесса во многом зависит от понимания руководителя региона и муниципального образования значимости ресурса некоммерческих организаций в реализации государственной и муниципальной политики. Позитивным трендом, на наш взгляд, является деятельность в большинстве субъектов СКФО органа публичной власти, реализующего задачи развития гражданского общества.
Так, в Ставропольском крае, это Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества Аппарата Правительства Ставропольского края и Комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества; в Кабардино-Балкарской Республике - Министерство по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей; в Чеченской Республике -Департамент по связям с религиозными и общественными организациям Администрации Главы и Правительства; в Республике Дагестан - Министерство по национальной политике и делам религий. В Республике Северная Осетия-Алания вопросы взаимодействия с НКО, в том числе, реализация задачи по повышению квалификации сотрудников СО НКО находятся в ведении советника министра экономического развития РСО-Алания. В Республике Ингушетия указанные задачи разделены между Министерством экономического развития в части взаимодействия с институтами гражданского общества, оказывающими поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Инструментом реализации взаимодействия государства с институтами гражданского общества выступают государственные и муниципальные программы. В Кабардино-Балкарской Республике в подпрограмме «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Взаимодействие с общественными организациями и институтами гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике» среди первоочередных задач - создание системы подготовки квалифицированных кадров для некоммерческих организаций [4].
В государственных программах других субъектов СКФО такие задачи либо отсутствуют, либо включены в общие аспекты развития поддержки СО НКО. Так, в государственной программе Республики Дагестан «Развитие молодежной политики в 2018-2020 годах» в качестве целевых индикаторов представлены: «доля молодых граждан, принимающих участие в деятельности общественных орга-
низаций и объединений, в общем количестве молодых граждан» и «повышение профессионального уровня специалистов по работе с молодежью государственных и муниципальных органов» [5]. В государственной программе региона «Социальная поддержка граждан» целевым индикатором выступает - развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе содействие привлечению социально ориентированными некоммерческими организациями труда добровольцев [6]. В Ставропольском крае в государственной программе «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества» в рамках реализации мероприятий по организационному, научно-методическому и информационному обеспечению гармонизации межнациональных отношений в Ставропольском крае с руководителями таких НКО, как национально-культурные объединения и автономии, проводятся обучающие семинары, форумы. Так, в мае 2018 года состоялся научно-методический форум для руководителей национально-культурных объединений и администраций муниципальных районов Ставропольского края по проблемным вопросам в сфере этноконфессиональных отношений и реализации государственной национальной политики на территории Ставропольского края, где проходили мастер-классы по подготовке заявок на получение грантов, по вопросам управления персоналом, работе с волонтерами.
Частично реализацию обучения руководителей и сотрудников СО НКО в регионах берут на себя ресурсные центры или иные НКО, которые проводят обучающие мероприятия для своих коллег, реализуя мероприятия, запланированные в поддержанных различными фондами проектах. Так, в Карачаево-Черкесской Республике состоялся Форум социальных предпринимателей Северо-Кавказского федерального округа, в ходе которого про-шлистратегическая сессия «Взаимодействие бизнеса, НКО и власти в решении социально-экономических проблем» и дискуссионная площадка «Вовлечение местной общественности в социальное проектирование». В марте
в Кабардино-Балкарской Республике по инициативе Ресурсного центра межрегиональный семинар «Коммуникационные ресурсы в деятельности СО НКО».
Таким образом, признание необходимости повышения профессионального уровня НКО государственными органами и самим некоммерческим сектором состоялось. Но деятельность в этом направлении пока не носит системного характера.
Целесообразна, на наш взгляд, реализация образовательных программ как для государственных и муниципальных служащих, осуществляющих свою деятельность в сфере взаимодействия с некоммерческим сектором, так и для сотрудников СО НКО. При этом, исходя из опыта подобного рода мероприятий, эффективны совместные курсы повышения квалификации, семинары, тренинги. Безусловно, прогрессивную деятельность в этой сфере ведут ведущие образовательные организации РФ. С конца 2018 и в 2019 году Фондом поддержки и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» им. А.П. Починка и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», реализуется проект «Университеты-НКО», который предполагает использование потенциала университетов для развития гражданского общества, некоммерческого сектора и СО НКО, профессионализации некоммерческого сектора, включая повышение компетенций органов власти и СО НКО, разработку и апробацию механизмов взаимодействия университетов и СО НКО, изу-
чение и тиражирование опыта и практик участия университетов в развитии гражданского общества, некоммерческого сектора СО НКО.
Северо-Кавказским институтом-филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Кабардино-Балкарской Республике в 2018 году апробированы две образовательные программы: для государственных и муниципальных служащих «Механизмы и инструменты поддержки государством социально ориентированных НКО» и для сотрудников некоммерческих организаций «Инструменты реализации ресурсного потенциала социально ориентированных НКО». Программы содержат такие темы, как: «Региональный опыт внедрения поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг населению в социальной сфере», «Социальное предпринимательство как инструмент обеспечения доступа СО НКО к бюджетным средствам», «Внедрение проектного подхода в организацию доступа СО НКО к бюджетным средствам».
Дополнительные профессиональные программы по указанной тематике дают возможность расширения, углубления и практического использования знаний в сфере развития некоммерческого сектора экономики и вовлечения ресурсов СО НКО в оказание социальных услуг гражданам.
Подводя итог вышесказанному, считаем важным и своевременным формирование компетенций представителей органов власти и некоммерческого сектора по разработке и реализации комплексных мероприятий, направленных на развитие и поддержку деятельности СО НКО как поставщиков социальных услуг с учетом современных требований.
библиографический список
1) Корнеева И.Е. Кадровый потенциал и квалификация сотрудников и добровольцев социально
ориентированных НКО в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Статистический сборник ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2013/02/13/1308602784/hr.44-48%20(1).pdf
2) Опрос проводился в апреле-июле 2018 г. Количество респондентов, принявших участие в
опросе - 140 руководителей СО НКО (из семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа).
3) Браткова В.В., Агеева Е.А. Институты гражданского общества в условиях изменений [Элек-
тронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета техно-
логии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36346751
4) Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Взаимодействие с обще-
ственными организациями и институтами гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике». Утверждена Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 года № 46-ПП (с изменениями на 13 сентября 2018 года). Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. URL: http://docs. cntd.ru/document/438843709
5) Государственная программа Республики Дагестан «Развитие молодежной политики в 2018-
2020 годах». Утверждена Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 сентября 2017 года № 225 (с изменениями на 10 августа 2018 года). Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/450364343
6) Государственная программа Республики Дагестан «Социальная поддержка граждан». Ут-
верждена Постановлением Правительства Республики от 28 ноября 2013 года № 619 (с изменениями на 14 сентября 2018 года) Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. URL: docs.cntd.ru/document/410805305