УДК 316.4
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3
Н. М. Платонова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОБЛАСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Социальная работа в России, которая особенно динамично развивалась в последние десятилетия, не только отражает общемировые тенденции развития данного социального института, но и накопила значительный потенциал для качественного изменения социальной ситуации в стране. Рост протестного поведения разных групп населения со всей очевидностью показывает, что наряду с многочисленными нерешенными социальными проблемами прошлых лет, возникают новые очаги социальной напряженности, требующие нестандартных оперативных решений. Со всей очевидностью встает вопрос о целях дальнейшего этапа развития страны, с точки зрения консенсуса интересов различных социальных групп, с учетом ориентации большинства населения на идеологию социальной справедливости как реализацию национальной идеи. Предлагаемые властными структурами концепции «выживания и стабилизации» не могут стать механизмами дальнейшего социального развития, которое предполагает реализацию не только социально-стабилизирующей, но прежде всего социально-преобразующей функции.
Проблемы, осложняющие развитие современного российского общества, во многом связаны с процессами глобализации, отражающими глубокие общественные трансформации, социальные катастрофы. Возникающие на географической карте пятна «цветных революций» обуславливают необходимость поиска более эффективных способов смягчения острых социальных противоречий и конфликтов для усиления как глобальной, так и национальной социальной безопасности. Именно в периоды кризисов институт социальной работы наиболее востребован как институт оперативного социального реагирования.
В широком смысле любое воздействие, направленное на преобразование общества, можно рассматривать в качестве социальной работы. Выступая как особый вид социального взаимодействия, социальная работа является механизмом инновационного социального развития.
Общепринятым является определение социальной работы как профессиональной деятельности в социальной сфере, направленной на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем, прежде всего по преодолению личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации [1, с. 267].
В этом смысле социальная работа выступает как универсальный социокультурный институт социальной поддержки и безвозмездной социальной помощи, услуг социального патронажа над группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях. Гармонизация личностных и общественных отношений средствами социальной работы предполагает изменение или реформирование отдельных элементов социальной системы. Взятый курс на модернизацию социальной сферы предполагает широкое внедрение различных социальных инноваций. В этом ракурсе социальная работа выступает как креативная инновационная деятельность, направленная на из-
© Н. М. Платонова, 2012
менение существующих общественных отношений для снижения риска возникновения социальных конфликтов и противоречий. Миссия института социальной работы как области инновационной практики состоит в достижении позитивных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Как особая технология управления интеграционными процессами в обществе социальная работа призвана обеспечивать социальный мир и социальную безопасность в обществе.
Как известно, наиболее благоприятным периодом для появления инноваций в любой сфере является следующая за экономическим кризисом депрессия. Считается, что депрессия усиливает потребность в инновациях для выхода из кризиса. Если в периоды подъема экономики инновации могут способствовать дестабилизации относительно устойчивой экономики, то в периоды социально-экономического спада инновации призваны играть роль средства, способствующего выходу из кризиса.
Несмотря на то, что идеи экономического и социального развития на основе инноваций в нашей стране стали востребованы недавно, теория инноваций имеет глубокие исторические корни и значительную теоретическую базу.
В философском плане инновации рассматриваются как элементы качественного изменения системы, перевод, причем контролируемый, из одного состояния в другое. С точки зрения менеджмента, инновация — это мощный инструмент предпринимательской деятельности, механизм саморазвития организации. В экономических науках инновации раскрываются с точки зрения прибыльного использования научно-технических достижений при организации новых видов производства.
В социогуманитарных науках инновация чаще всего рассматривается как многофункциональное явление: и как процесс, и как результат, и как идея. С нашей точки зрения, инновация — это реализованная творческая идея, создавшая новую социальную или экономическую ценность, востребованную обществом, которая может в дальнейшем быть использована в практической деятельности [2, 3].
Для практики социальной работы инновационный процесс представляет собой целенаправленное (на основе использования научных знаний и практического опыта) внедрение в сложившуюся практику того или иного новшества, благодаря которому происходят позитивные изменения и достигается необходимый эффект [4, с. 25].
Социальные инновации, таким образом, выступают как сознательно организуемые прогрессивные новшества в практике социальной работы, формирующиеся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющими целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере. Имея значительный потенциал общественного развития, инновации, в отличие от старых социальных форм, активно воздействуют на окружающую среду, создавая вокруг себя своеобразное поле социальных изменений.
В современной практике социальной работы инновации могут быть инициированы различными причинами, и прежде всего расширением перечня социальных услуг. Законы рыночного развития неизбежно приводят к сокращению государственного сектора в экономике, что влечет за собой увеличение продуцентов услуг, конкуренцию производителей, и, в конечном итоге, расширение объема и ассортимента социальных услуг. Опыт ряда передовых стран с рыночной экономикой показывает, что инновации в социальном обслуживании строятся на опережающем, эвристическом предложении услуг, которые порождают осознанный спрос на них населения. Несмотря на то, что система социального обслуживания в нашей стране развивается достаточно длитель-
ный период, из всех видов услуг наиболее распространенными по-прежнему являются выдача пособий, материальная, вещевая помощь.
Можно заключить, что инновационные модели социального обслуживания должны быть ориентированы не только на кризисные категории населения, но и на большинство населения. Самодостаточные граждане стремятся получить более качественные и квалификационные услуги, такие как индивидуальное и семейное консультирование, супружеская терапия, воспитание детей, патронаж, обучение здоровому образу жизни, консультирование по многим сферам жизнедеятельности человека на различных этапах жизненного пути.
Социальную работу достаточно часто рассматривают как часть социального сервиса (от английского service — служба), что обусловлено переходом от патерналистских принципов предоставления услуг населению, существующих в советский период, к новым подходам к организации социальной поддержки граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию [5].
В октябре 2010 г. в Санкт-Петербурге в рамках III Международного инновационного форума впервые проводился круглый стол «Инновации в сфере социальной защиты населения», в котором приняли участие представители органов власти различных субъектов федерации, социальных учреждений, общественных организаций, представителей прессы. Основной целью данного мероприятия стала презентация инновационных социальных проектов Санкт-Петербурга для их дальнейшего распространения в регионах России.
Рассматриваемые инновации (услуги сиделок по социально-медицинскому уходу на дому, «тревожная кнопка» как дополнительная мера социальной поддержки пожилых и инвалидов) охватывают лишь незначительную часть существующих проблем горожан. Однако ориентация Правительства Санкт-Петербурга на развитие социального сервиса на основе государственно-частного партнерства является несомненно значимой инновацией.
В рамках форума специалисты отмечали, что, хотя система социального обслуживания развивается в нашей стране достаточно интенсивно, социальная помощь различным категориям населения в большей степени носит унифицированный, стандартный характер, не отражая быстро изменяющегося населения с учетом специфики конкретной территории. Необходимы новые подходы к оценке потребностей в новых формах социальных услуг с точки зрения их объема, номенклатуры и имеющихся социальных ресурсов организации и учреждений различных форм собственности.
Целью социальной работы на территориальном уровне становится достижение максимально благоприятных условий для жизнедеятельности большинства граждан, гуманизация общественных и межличностных отношений, профилактика возникновения острых социальных проблем, таких как рост числа зависимых, лиц БОМЖ, нелегальных мигрантов, социально уязвимых и маргинальных групп населения, склонных к насилию и различным формам девиантного поведения.
Требования времени предполагают усиление внимания к вопросам концептуаль-ности изменения и модернизации социальной политики, что на практике означает:
— отказ от патернализма в социальной политике;
— формирование рынка социальных услуг;
— наконец, появление нового субъекта в социальной политике — самого человека (ранее он был преимущественно объектом) [6, с. 5].
Исторически социальная сфера в России развивалась преимущественно под опекой государства. В значительной мере за счет казны формировались направления социальной деятельности: организации попечения, призрение и попечение слабых групп населения, которые не могли самостоятельно обеспечить свое существование. В ХХ! в. необходимость баланса между требованиями рыночных реформ и комплексом существующих социальных проблем обусловила новую идеологию развития социальной сферы как сочетание государственного регулирования и активизации самозащитных функций населения. С вхождением в рыночные отношения и формированием смешанной экономики открылись широкие возможности для самореализации социально-компетентных людей, и одновременно усилилась ответственность государства за создание условий для интеграции социальных аутсайдеров — реальных или потенциальных клиентов социальных служб организаций.
Эти обстоятельства предопределяют следующие этапы инновационного развития социальных организаций:
— расширение спектра социальных услуг по удовлетворению социальных потребностей разных групп населения (социальный сервис);
— увеличение субъектов инновационной деятельности, вовлечение их в процесс решения социальных проблем широких слоев населения (социальное партнерство);
— переход от оперативного и тактического проектирования к разработке стратегических социальных программ на основе индикативного управления;
— переход «от управления затратами к управлению результатами» и т. д.
Как известно, инновации эффективности должны быть направлены на выявление новых идей, касающихся модификации того, что уже существует.
Анализ международной практики развития социальной деятельности выявляет инновационную активность в сферах:
— занятости, доходов, качества жизни населения;
— здравоохранения, материнства и детства, жизнесбережения людей;
— всех видов и форм образования;
— культуры и досуга;
— социальной защиты;
— обеспечения прав граждан на жилье;
— общественной безопасности;
— охраны окружающей среды;
— общественного попечительства в отношении детей, стариков, инвалидов и малоимущих граждан и т. д. [7].
В то же время, важнейшей характеристикой социальной деятельности является оценка результата изменений. Можно привести многочисленные примеры из современной истории, когда нововведения приводили как к ощутимым социальным преимуществам (скандинавская модель социальной политики), так и вызывали ощутимые социальные издержки (неолиберальная социальная политика девяностых годов прошлого столетия в России).
По сравнению с техническими нововведениями отличительными чертами социальных инноваций является не только наличие тесной взаимосвязи с конкретными общественными отношениями, но и неоднозначность результативности ожидаемых социальных эффектов. В связи с этим возникает актуальная потребность в создании ин-
новационных структур, помогающих социальным организациям обеспечивать ожидаемый результат. В противном случае, если способность социальных служб к развитию будет оставаться на одном и том же уровне, то никакие внешние реформы и призывы к модернизации не дадут существенных результатов.
Традиционно региональные инновационные комплексы включают в себя: бизнес-инкубаторы, технопарки, различные центры кластерного развития, которые создаются по подобию западных аналогов. Как правило, данные структуры создаются по решению «сверху», что предполагает выстраивание инфраструктурных элементов на основе линейной схемы роста инноваций без учета процессов интеграции. Однако практика показала, что, несмотря на большие ожидания и распространенное мнение об эффективности такой формы инновационной инфраструктуры, даже в странах с устойчиво развивающейся экономикой они постепенно исчерпывают свой инновационный ресурс и поглощаются новыми формами.
В настоящее время наиболее востребованными становятся модели «открытых инноваций», которые характеризуются такими особенностями, как:
— широкое партнерство различных типов организаций и структур;
— доминирование структур с низким уровнем бюрократизации, ориентированных на нововведение;
— наличие структур, отражающих инновационные ресурсы внутри региона.
Как показывает опыт ряда стран, координацию инновационной деятельности различных структур по региональному развитию осуществляет социально-технологический парк. Одной из основных его функций является обеспечение соорганизации всех заинтересованных участников в развитии социальных инноваций на региональном уровне на основе специально спроектированных схем совместной деятельности. Результативность такого рода партнерства (государственных органов, субъектов образования и социальной деятельности) может быть связана с созданием научно-исследовательских, внедренческих и стажерских коллективов, банков инновационных социальных технологий, с возможностью проведения исследований по изучению потребностей населения, мониторинга инновационного потенциала учреждений социальной сферы.
Организационная структура социально-технологического парка не может быть статичной, она «настраивается» в зависимости от сложности и объема решаемых задач. В частности, развитие инфраструктуры может осуществляться в виде расширяющейся сети партнерских организаций. Связь с государственными структурами, социальными службами, некоммерческими организациями (НКО), являющимися главными заказчиками социально-технологических нововведений, может варьироваться в различных схемах взаимодействия: от социального заказа на научно-исследовательские разработки до участия в совместных мероприятиях (реализация программ социального развития, отбор пилотных территорий для внедрения инновационной идеи), проведения научных конференций и организации обучающих программ по изучению передового социального опыта. Миссия социально-технологического парка может состоять в развитии социального кластера в регионе, являясь центральным звеном локализованной сети социальных организаций, чья деятельность тесно связана посредством обмена знаниями, опытом и услугами [8].
Социально-технологический парк как инновационная структура должен обеспечивать опережающую подготовку менеджеров и организаторов социальных иннова-
ций, проведение социальных исследований и общественной экспертизы эффективности и целеустремленности вновь вводимых социальных технологий.
Однако как показывает практика, любые нововведения не только создают мощный поток обновления социальной среды, но и активизируют процессы сопротивления переменам.
По мнению К. Н. Новиковой: «Современная отрасль социальной защиты входит в новую социальную реальность со слабо подготовленными к инновационной деятельности кадрами, утратившими актуальность видами социальных услуг, финансированием сети учреждений социального обслуживания в соответствии со сметными потребностями, не ориентированными на конечный социальный результат» [9, с. 7].
С целью усиления новаторской деятельности персонала в организациях социального профиля и профилактики сопротивления персонала нововведениям необходимо использовать различные мотивирующие действия, включая материальное и моральное поощрение сотрудников-новаторов, поддержание эффективных коммуникаций сотрудниками как внутри организации, так и за ее пределами. Персонал учреждений должен быть хорошо осведомлен о стратегических и практических задачах, которые необходимы для развития организации. Инновационные функции социальных работников должны проявляться в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.
Идентификация потребности в инновации в социальной работе должна представлять собой ее определения и адекватную формулировку, которая позволяет разрабатывать комплекс мер, повышающих эффективность деятельности социальной организации при удовлетворении потребности в повышении конкурентоспособности.
Анализ современной практики показывает, что инновационная активность социальных организаций может быть связана с инновациями:
— инициированными клиентами (учет потребностей клиентов целевого сегмента);
— обусловленными действиями конкурентов на рынке социальных услуг (появление негосударственного социального сектора);
— стимулируемыми внешними агентами, к которым могут относиться органы государственной власти, местное сообщество;
— детерминируемыми характером имеющихся ресурсов организации (улучшение кадрового или материально-технического обеспечения).
Влияние инновационной социальной деятельности обуславливает и адекватные принципы социальной политики, которая должна строиться на:
— взаимной солидарной ответственности всех субъектов социальной политики (государства, неправительственных организаций, бизнес-структур, социальных работников, непосредственно граждан);
— открытости социальной политики обществу;
— развитии традиционных и альтернативных форм социальной защиты населения как условия реализации идеологии социальной справедливости;
— опоре на гражданские инициативы как принципе социальной солидарности в решении значимых общественных проблем;
— создании и развитии различных форм государственно-частного партнерства, способного обеспечить эффективное внедрение инноваций в социальной сфере.
Мировой опыт осуществления социального развития свидетельствует о ведущей роли государства в создании и распространении социальных инноваций. В социальных инновационных процессах государство должно участвовать не только в качестве их организатора, но и в качестве соинвестора, способного разделить совместно с предпринимательским и некоммерческим секторами расходы на создание социальных инноваций. Использование государственно-частного партнерства приводит к росту инвестиций в развитие социальной инфраструктуры, а также улучшению качества социальных услуг.
Как подчеркивает Л. А. Гуцаленко, «прослеживается объединяющая все их доминанта: артефакты инновационной деятельности пронизаны «человеческим измерением» — они создаются людьми и для людей. Ответственность за последствия [данной] деятельности лежит на каждом, не на объективных факторах, обезличенных социальных институтах и структурах. Именно с этим признаком социальных инноваций связаны перспективы их развития, применения, как и сбои в данном процессе» [7, с. 17].
Сегодня главными инноваторами должны выступать специалисты новой формации, подготовленные в ведущих вузах страны, которые имеют современные профессиональные знания и сформированную готовность к социально-ответственной деятельности, разделяют этические стандарты профессии и готовы к социальным преобразованиям в собственной стране [10]. В настоящее время можно говорить о кластере социального образования, которое вышло из внутриведомственных рамок и оказывает мультипликативный эффект в различных сферах жизнедеятельности за счет улучшения социального самочувствия населения, повышения социальной компетентности различных групп, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальное образование сегодня это не только подготовка социальных менеджеров и управленцев, но и воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, социальных идеалов.
В Санкт-Петербурге флагманом развития социального образования выступает факультет социологии, на котором впервые в истории Санкт-Петербургского университета была открыта, казалось бы, неуниверситетская специальность — «Социальная работа». Однако за 15 лет своего динамичного развития на кафедре теории и практики социальной работы под руководством доктора философских наук, профессора В. Н. Келасьева профессия социальной работы приобрела престиж среди абитуриентов, востребованность выпускников в социальных учреждениях города; научное признание в профессиональном сообществе за оригинальные теоретические разработки и фундаментальные социальные исследования. Сегодня коллектив кафедры теории и практики социальной работы, отмечая свой пятнадцатилетний юбилей, разрабатывает инновационные образовательные маршруты подготовки социономов, международные стандарты подготовки социальных менеджеров-инноваторов.
Литература
1. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В. И. Жукова. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Издательство РГСУ, 2008. 412 с.
2. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальная компетентность / инкомпетентность в современном обществе // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 4. С. 28-37.
3. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Платонова, М. Ю. Платонов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011. 250 с.
4. Шепетун Ю. В. Инновационные технологии в теории и практике социального обслуживания населения в России / Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 2. С. 24-29.
5. Павленок П. Д. О сущности сервисологии как науки / Сотис. 2010. № 1. С. 30-38.
6. Холостова Е. И. Модернизация страны и модернизация социальной сферы / Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 3. С. 4-6.
7. Гуцаленко Л. А. Социальные инновации и квазиинновации в человеческом измерении / Социологические исследования. 2011. № 7. С. 15-25.
8. Тебенькова Е. А. Инновационная инфраструктура новой генерации: социально-инженерный подход / Инновации в образовании. 2011. № 10. С. 146-154.
9. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России / Социальное обслуживание. 2011. № 4. С. 7-30.
10. Граслик К. И. Инновации: сущность, виды, особенности управления / Качество. Инновации. Образование. 2008. № 2. С. 27-34.
Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.