ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ У БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
ДРУЖИНИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: nagaraisr@mail.ru
Новые концепции социальной политики, модель социальной работы как фактора социального благополучия страны, инновационные процессы в социальной сфере, требования работодателей, модернизация отечественного образования стимулируют интерес ученых к вопросу о теоретических основаниях новых направлений в вузовской подготовке будущего социального работника. Высшее профессиональное социальное образование должно быть ориентировано на те виды деятельности, которые по своей сути относятся к инновационным видам деятельности в социальной практике, которые позволяют разрабатывать и реализовывать современные технологии и социально востребованные проекты, а также самореализовать творческий потенциал личности. Формирование инновационной компетентности предполагает совместную деятельность педагогов, студентов, руководителей и практиков социальных служб и организаций, а также самостоятельную работу студентов по поиску инновационного социального опыта, его анализу, обобщению. Данные позиции учитывались при проектировании учебной дисциплины по выбору «Социальная инноватика» для студентов направления «Социальная работа». Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов компетенций, позволяющих успешно решать задачи по проектированию и организации инновационной деятельности в социальной сфере. Одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование компетентности в области социальной ин-новатики у будущих социальных работников как процесса, интегрирующего усилия преподавателей, студентов, исследователей и практиков социальных служб и организаций. Инновационная компетентность - это знание средств, способов, программ инновационной деятельности в решении социальных и профессиональных задач, умения и навыки проектировать и реализовывать инновационные технологии, что составляет ядро содержания компетенции как требования стандарта; готовность к проявлению этих знаний и умений в профессиональной деятельности; опыт реализации знаний, умений, навыков; ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностной, социальной и профессиональной значимости; эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия проявлять и регулировать инновационное поведение.
Ключевые слова: инновации, социальные инновации, компетентность, социальная работа, вузовская подготовка социальных работников, компетентность в области социальных инноваций.
Переход на инновационный путь развития, забота о гражданах, поддержание социальной справедливости являются основными задачами, стоящими перед современным российским обществом. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности [1]. Позитивные изменения в социальной и инновационной политике усиливают значение деятельности социальных служб и организаций, нацеленной на разработку перспек-
тивных технологических идей, проведения научных исследований, внедрения проектов и программ в области социальной инноватики. Внедрение инноваций в общественном секторе, социальной сфере и системе социального обслуживания позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить обратную связь в отношении контроля своевременности и качества, а также повысить их доступность.
Новые концепции социальной политики, модель социальной работы как фактора социального благополучия страны, инновационные процессы в социальной сфере, требования работодателей, модернизация отечественного образования стимули-
руют интерес ученых к вопросу о теоретических основаниях новых направлений в вузовской подготовке будущего социального работника.
Социальный работник в современных условиях является менеджером, который должен уметь комплексно применять правовые, экономические, психологические и педагогические методы, позволяющие ему активизировать клиента, формировать междисциплинарную команду, разрабатывать и осуществлять социальные программы и проекты, создавать социально здоровый социум, устанавливать социальные контакты, осуществлять новые технологии (социальное партнерство, социальный маркетинг, социальный консалтинг, социальная инноватика, социальное предпринимательство и др.) [2].
Важнейшей задачей современного отечественного социального образования является обновление его содержания, внедрение инновационных технологий, обеспечение постоянного повышения качества на основе внедрения компе-тентностного подхода. В этих условиях повышение результативности вузовского обучения социальных работников взаимосвязано с обоснованием и реализацией новых направлений, позволяющих обеспечивать конкурентоспособность и компетентность будущих профессионалов социальной сферы.
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации, важной задачей системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, а также готовность к работе в высококонкурентной среде [1].
Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности [3].
Высшее профессиональное социальное образование должно быть ориентировано на те виды деятельности, которые по своей сути относятся к инновационным видам деятельности в социальной практике, которые позволяют разрабатывать и реализовывать современные технологии и социально востребованные проекты, направленные на
позитивные изменения в обществе и жизнедеятельности человека, а также самореализовать творческий потенциал личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» выделен вид профессиональной компетенции как готовности будущего социального работника к разработке и реализации инновационных социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества [4].
Социальная работа подразумевает многообразие видов социальной деятельности, которая может варьироваться в зависимости от проблем клиентов, компетентности специалистов, особенностей учреждений социальной защиты и, наконец, от социально-экономической ситуации в стране. Современные практико-ориентированные подходы в социальном образовании требуют воссоздания в процессе вузовского обучения «живой социальной действительности» как содержательной основы подготовки будущих кадров социальных организаций и служб.
Разработка компетентностно-ориентирован-ных систем высшего профессионального социального образования должна начинаться с определения сущности и структуры конкретных востребованных социальной практикой видов профессиональной компетентности. К одной из таких относится компетентность социального работника в области социальных инноваций.
Компетентность исследовалась в трудах многих ученых (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бода-лев, Б. С. Гершунский, А. А. Деркач, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Дж. Равен, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской и др.). Обобщение их исследований позволяет рассматривать компетентность как устойчивую социальную и образовательную ценность, интегративную характеристику субъекта труда, содержание которой динамично и зависит от требований социальной ситуации, включая требования профессионального сообщества, рынка социальных услуг, самой личности. Актуальное понимание компетентности включает все субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность.
При рассмотрении категории компетентности применительно к процессу вузовской подготовки активно применяется акмеологический подход (А. А. Деркач) [5], связывающий понятие компетентности со сферой профессиональной ответственности и способностью и готовностью эту от-
ветственность нести, выполнять профессиональные обязанности на высоком уровне. В акмеоло-гии компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. В представлении о компетентности должно быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, инновационные технологии.
Для определения компетентности будущего социального работника ценность представляет идея И. А. Зимней, в которой компетентность - это актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека. При этом подчеркивается, что понятие компетентности шире понятия знания или умения, или навыка, это понятие иного смыслового ряда. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Компетентность в такой трактовке включает следующие компоненты: готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека; знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций; опыт реализации знаний, т. е. умения, навыки; ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностную значимость; эмоционально-волевую регуляцию как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия проявлять и регулировать поведение [6].
Для нашего исследования значение имеет то, что компетентность - это способность, которая проявляется личностью именно в конкретных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.
А. В. Кондаков выделяет в качестве базовых качеств человеческого ресурса: инициативность, креативность, инновационность [7].
«Человек, - писал К. Роджерс, - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом» [8].
Социальный работник является профессионалом, обладающим комплексом личностных ресурсов, используемых им для достижения гуманистических целей общества.
Инновация есть воплощенное в жизнь новшество (идея), зафиксированное в сознании и прак-
тике человека изменение существующих реалий. В стратегическом значении - продукт управляемого человеком развития, который целенаправленно используется обществом и его структурами для достижения прогресса в той или иной сфере жизнедеятельности.
Инновация - реализованная творческая идея, создавшая новую социальную или экономическую ценность, востребованную обществом, которая может в дальнейшем быть использована в практической деятельности [9].
Инновация - это создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения [10].
И. В. Бестужев-Лада: «Нововведение - это такая разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления (технического, экономического, политического, социального)» [11].
В Словаре-справочнике «Социальные технологии»: «Инновация - создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения» [12].
Социальные инновации - это результат научной разработки, организации и применения нового, удовлетворяющего потребности человека и общества и вызывающего вместе с тем социальные изменения.
К инновациям в социальной сфере относят: инновации, инициированные клиентами; инновации, обусловленные действиями конкурентов на рынке социальных услуг; инновации, стимулируемые внешними агентами [9].
Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на получение и воплощение результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [10].
Социальная инновация - это результат научной разработки, организации и применения нового, удовлетворяющего потребности человека и общества и вызывающего вместе с тем позитивные социальные изменения. Инновационная социальная технология предопределяется общественными потребностями и требует четкого определения стратегической и промежуточных целей, серьезной подготовки и квалифицированных кадров менеджеров, инноваторов-разработчиков и исполнителей.
Инновационные технологии в социальной работе - это результат научно-обоснованного нового решения задач социальной политики на всех уровнях социального управления в социальных организациях, учреждениях и других субъектах, включенных в обеспечение процесса повышения эффективности оказания социальных услуг, социальной помощи, поддержки населения. В современных условиях компетентный социальный работник - это профессионал, способный проектировать, внедрять и распространять инновационные технологии, влияющие на позитивные изменения в системе «человек - общество». Технология социальной работы - алгоритм деятельности, гарантирующий достижение социально значимого результата. Инновационные технологии в социальной работе можно условно разделить на три группы как технологии, ориентированные на различные категории населения: социально активные, социально благополучные и социально уязвимые.
Технологии социальной работы можно также разделить по междисциплинарному (социально-правовые, социальнопедагогические, социально-экономические и др.), межотраслевому (в учреждениях образования, социального обслуживания населения, занятости населения и др.) принципам. К числу инновационных технологий социальной работы относятся технологии социального обслуживания населения. Проведенный анализ регионального опыта деятельности учреждений социального обслуживания населения показал активизацию инновационной деятельности, что проявляется в проектировании и внедрении в субъектах Российской Федерации инновационных технологий, таких как мобильные бригады социального обслуживания (мобильная социальная служба в Воронежской области), «Продуктовая карта» (Кировская область), «Стационар на дому», «Приемная семья для пожилого человека» (Кировская, Астраханская области), «Мобильная комплексная диспетчерская служба», «Хоспис на дому», «Службы сиделок», предоставление социально-реабилитационных услуг для постинсультных больных на дому, социальный патронат, «Единый социальный телефон» на базе единого номера 112 (Астраханская область), «Личный социальный кабинет гражданина Республики Хакасия» (предназначен для предоставления гражданам информации о действующих заявлениях на получение мер социальной поддержки о начисленных и выплаченных суммах по этим заявлениям), социальный контракт (Оренбургская область) и многие другие.
Следует отметить, что особое значение приобретают комплексные социальные технологии, а также социальные проекты и программы.
Все эти исследовательские подходы и активно развивающаяся инновационная практика в системе социальной работы показывают необходимость целенаправленного формирования у студента в процессе вузовской подготовки компетентности в области социальных инноваций. Формирование данного вида компетентности предполагает совместную деятельность педагогов, студентов, руководителей и практиков социальных служб и организаций, а также самостоятельную работу студентов по поиску инновационного социального опыта, его анализу, обобщению.
Соответственно технологический компонент высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» должен содержать традиционные и инновационные образовательные технологии (профессионального обучения и воспитания, волонтерской, исследовательской и других видов самостоятельной и творческой деятельности студентов) [13].
Данные позиции учитывались при проектировании учебной дисциплины по выбору «Социальная инноватика» для студентов третьего курса направления «Социальная работа» Института педагогики и психологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов компетенций, позволяющих успешно решать задачи по проектированию и организации инновационной деятельности в социальной сфере.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа» и принципами компетентностного подхода в учебном процессе по курсу предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как: решение проблемных заданий; подготовка и рефлексия компьютерных презентаций по темам студенческих проектов; деловых, продуктивных, ролевых игр; дискуссии и обсуждение конкретных ситуаций (кейсы), тренинги; разработку проекта социальной инновации.
В ходе реализации программы курса «Социальная инноватика» студентам предлагаются наиболее вероятные ситуации из практики социальной работы. Студенту необходимо разработать проект социальной инновации и обосновать свой выбор с учетом потребностей населения, особенностей конкретного региона, норм права, социальных стандартов и этических принципов социальной работы.
Также в ходе семинарских занятий студенты изучают различные инновационные проекты различных регионов РФ, например, проект «Приемная семья для пожилого человека» в Астраханской области. Согласно проекту, любое совершеннолетнее дееспособное лицо может принять в свою семью дееспособного гражданина пожилого возраста или инвалида, частично или полностью утратившего способность к самообслуживанию и нуждающегося по состоянию здоровья в постоянном социальном обслуживании, для совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом обязательным условием является проживание пожилого в доме принявшей его семьи, отсутствие между ними родственных связей. Постановление определяет приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов как форму социального обслуживания, представляющую собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги.
Для участия в проекте гражданин, изъявивший желание проживать в приемной семье, подает в учреждение по месту жительства заявление и следующие документы: паспорт; справку об инвалидности (для женщин в возрасте до 55 лет, для мужчин - до 60 лет), заключение учреждения здравоохранения о потребности в постоянном или временном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, об отсутствии медицинских противопоказаний для принятия на социальное обслуживание в приемную семью, справку о размере пенсии.
Кандидаты в приемные родители представляют письменное согласие совершеннолетних членов своей семьи на проживание гражданина в семье, документ, подтверждающий наличие достаточной жилой площади для размещения гражданина, справки о доходах членов семьи, характеристику по месту жительства, справки учреждения здравоохранения об отсутствии тяжелых заболеваний.
После формирования приемных семей заключаются договора о социальном обслуживании. Договор содержит обязательства по предоставлению гражданину социально-бытовых услуг (обеспечение ухода, организация питания, поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими нормами, помощь в приобретении товаров и др.), социально-медицинских и социально-правовых услуг (содействие в организации юридической помощи, в оформлении различных доку-
ментов, в получении установленных мер социальной поддержки, пенсионного обеспечения и др.).
Обязательным условием договора со стороны комплексного центра социального обслуживания является проведение ежемесячных проверок условий проживания пожилого гражданина, выполнения условий договора, выявление психологической обстановки в приемной семье.
Одновременно с договором формируется паспорт приемной семьи - документ, способствующий осуществлению контроля за соблюдением интересов пожилого человека, куда вносится информация о членах приемной семьи, движимом и недвижимом имуществе лица, оказывающего социальные услуги, и лица, нуждающегося в социальных услугах, социально-бытовые условия проживания, проблемы семьи, сроки и методы их решения.
За лицом, нуждающимся в социальных услугах в рамках приемной семьи, сохраняется право на причитающиеся ему социальные выплаты: пособия, компенсации, субсидии, а также право собственности на жилое помещение. Вопросы формирования совместного бюджета оговаривается договором по согласованию сторон, но предусматривается, что в личном распоряжении гражданина остается не менее 25 % от его ежемесячного дохода [14].
Еще одной комплексной инновационной технологией социальной работы, изучаемой в ходе семинарских занятий студентами, является технология социальной работы с малоимущими гражданами (многодетные и неполные семьи, семьи инвалидов и воспитывающие детей-инвалидов, неработающие граждане, а также одинокие пенсионеры) - введение социальных контрактов. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помо-
щи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
Программа социальной адаптации - это разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессиональной подготовки, переподготовки; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации [14].
Государственная социальная помощь на основе социального контракта может оказываться от трех месяцев до одного года, однако этот срок может быть продлен. Важным является то, что оказание помощи на основе социального контракта не влечет прекращения или отказа от социальных выплат, предоставляемых без заключения контракта.
Анализ опыта деятельности регионов по внедрению данной социальной технологии показал, что более восьми тысяч граждан в сорока субъектах РФ получили социальную помощь на основе социальных контрактов (в ряде регионов она составляет около 50 тыс. руб., а например, в Краснодарском и Камчатском краях средний размер выплаты - 90 тыс. руб., в Ростовской области максимальная сумма помощи составила 164 тыс. руб.) На наш взгляд, ценность представляет алгоритм деятельности по реализации технологии социального контракта в Оренбургской области, где с 2013 г. начал действовать закон об оказании адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта о взаимных обязательствах. Данный закон предоставляет возможность малоимущим многодетным семьям, проживающим в сельской местности, воспользоваться материальной помощью для развития подсобного хозяйства. Решение о предоставлении адресной социальной помощи принимается коллегиальным органом - межведомственной комиссий, создаваемой для всестороннего и объективного рассмотрения обращений многодетных семей, выработки согласованных мероприятий по выходу семей из трудной жизненной ситуации. Председате-
лем межведомственной комиссии по предоставлению адресной социальной помощи является глава администрации муниципального образования. Для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии по предоставлению адресной социальной помощи малоимущим многодетным семьям заявителями в орган социальной защиты по месту жительства заявителя предоставляется: 1) заявление об оказании адресной социальной помощи на основе социального контракта; 2) документы, удостоверяющие личность заявите-лей(я); 3) справка о составе семьи; 4) документ об открытии лицевого счета в кредитной организации; 5) документы, подтверждающие наличие (отсутствие) доходов членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения. Межведомственной комиссией определяется вид адресной социальной помощи и размер назначаемой материальной помощи. Материальная помощь на развитие подсобного хозяйства может быть направлена на приобретение: домашней птицы -на сумму до 10 000 руб.; мелкого рогатого скота, свиней - на сумму до 30 000 руб.; средств ухода за животными, кормов - на сумму до 10 000 руб. Натуральная помощь может быть оказана в виде топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов [15].
Применение данных кейсов позволяет формировать компетентность в области социальных инноваций. Важно, что результатом социального образования должны быть не только знания, но и способность человека оценивать, анализировать, предвидеть последствия социального развития и содействовать происходящим социальным процессам или противодействовать им, если они противоречат интересам всех или отдельного члена общества [16].
Применяемые педагогические технологии, формирующие компетенции, реализуют условия становления компетентностного опыта: рассмотрение познавательных проблем в контексте профессиональной ситуации; вариативность образовательных маршрутов, позволяющих студентам проявить творческие способности; моделирование профессиональных ситуаций посредством логики усложняющихся учебных задач, система которых обеспечивает достижение требуемого уровня компетенции; возможность привлечения опыта из различных сфер науки, технологии и жизнедеятельности студентов в соответствии с целями достижения соответствующего уровня образования; возрастание роли собственного стиля, подхода, своей «системы» познавательной и практической профессиональной деятельности
обучаемых при переходе с одного уровня образования на другой [17].
Компетентность в области социальных инноваций обеспечит конкурентоспособность, расширит возможности трудоустройства, социальной мобильности студента - будущего социального работника.
Таким образом, одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование компетентности в области социальной инноватики у будущих социальных работников как процесс, интегрирующий усилия преподавателей, студентов, исследователей и практиков социальных служб и организаций. Инновационная компетентность - это знание средств, способов, программ инновационной деятельности в решении социальных и профессиональных задач, умения и навыки проектировать и реализовывать инновационные технологии, что составляет ядро содержания компетенции как требования стандарта; готовность к проявлению этих знаний и умений в профессиональной деятельности; опыт реализации знаний, умений, навыков; ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностной, социальной и профессиональной значимости; эмоционально-волевую регуляцию как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия проявлять и регулировать инновационное поведение.
Литература
1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года. URL: http://www.garant.ru
2. Дружинина А. А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента - будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 100-107.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/593274
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040 400 «Социальная работа». М., 2009.
5. Акмеология: учебник / под. общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.
6. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / под ред. И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
7. Кондаков А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2005. С. 23.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 72.
9. Усманов Б. Ф. Социальная инноватика: Учебное пособие. Изд.З-е, перераб. и дополн. M.: Социум, 2009.
10. Платонова Н. M. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. M.: Издательский центр «Академия», 2011.
11. Гарашкина Н. В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации. Тамбов, 2004.
12. Гарашкина Н. В. Технология социальной работы. учеб.-метод. пособие. Тамбов, 2004.
13. Гарашкина Н. В. Инновационные образовательные технологии как компонент высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» II Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 9(055). С. 148-155.
14. URL: http://www.minsoctrud.astrobl.ru/event-/sotsialnoe-razvitie/priemnye-semi-dlya-pozhilykh-lyudei
15. URL: http://oren.mk.ru
16. Гарашкина Н. В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования II Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6(110). С. 91-100.
17. Гарашкина Н. В. Проектирование учебных программ в системе вузовской подготовки будущих социальных работников: компетентностный подход II Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 6 (110). С. 120-124.
References
1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya RF na period do 2020 goda. URL: http://www.garant.ru
2. Druzhinina А. А. Resursy obrazovatel'noj sredy vuza v formirovanii upravlencheskoj kul'tury studenta -budushchego sotsial'nogo rabotnika // Vestnik Tambovs-kogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Vyp. 6 (110). 2012. S. 100-107.
3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda URL : http ://www. zakonprost. ru/content/base/part/593274
4. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu bakalavriata 040 400 «Sotsial'naya rabota». M., 2009.
5. Àkmeologiya: ucheb. / pod. obshch. red. А. А. Derkacha. M.: Izd-vo RАGS, 2002.
6. Innovatsionno-kompetentnostnaya obrazovatel'naya programma po uchebnoj distsipline: opyt proyektirovaniya / pod red. I. А. Zimnej. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2008.
7. Kondakov А. M. Obrazovaniye kak resurs razvitiya lichnosti, obshchestva i gosudarstva: avtoref. dis. ...d-ra ped. nauk. Moskva, 2005.
8. Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanov-leniye cheloveka. M.: Progress, 1994.
9. Usmanov B. F. Sotsial'naya innovatika: Uchebnoye posobiye. Izd. 3-ye, pererab. i dopoln. M.: Sotsium, 2009.
10. Platonova N. M. Innovatsii v sotsial'noj rabote: ucheb. posobiye dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. M.: Izdatel'skij tsentr «Âkademiya», 2011.
11. Garashkina N. V. Proektirovaniye sotsial'nogo obrazovaniya v vuze: kontseptsiya, model', tekhnologiya realizatsii. Tambov, 2004.
12. Garashkina N. V. Tekhnologiya sotsial'noj raboty. ucheb.-metod. posobiye. Tambov, 2004.
13. Garashkina N. V. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak komponent vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu «Sotsial'naya rabota» // Sot-sial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, № 9(055), 2013. S. 148-155.
14. URL: http://www.minsoctrud.astrobl.ru/event-/sotsialnoe-razvitie/priemnye-semi-dlya-pozhilykh-lyudei
15. URL: http://oren.mk.ru
16. Garashkina N. V. Sistema vuzovskoj podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov kak komponent sotsial'nogo obrazovaniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Vyp. 6(110), 2012. S. 91-100.
17. Garashkina N. V. Proyektirovaniye uchebnykh programm v sisteme vuzovskoj podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov: kompetentnostnyj podkhod // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Vyp. 6 (110), 2011. S. 120-124.
* * *
FORMATION OF COMPETENCE OF AREA OF SOCIAL INNOVATIONS AT FUTURE SOCIAL WORKER
DRUZHININA ANASTASIYA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: nagaraisr@mail.ru
New concepts of social policy, model of social work as factor of social wellbeing of the country, innovative processes in the social sphere, requirements of employers, modernization of domestic education stimulate interest of scientists in a question of theoretical foundations of new directions in high school training of future social worker. The higher professional social education has to be focused on those kinds of activity which in essence belong to innovative kinds of activity in social practice which allow to develop and realize modern technologies and socially demanded projects, and also to self-actualize the creative potential of the personality. Formation of innovative competence assumes joint activity of teachers, students, heads and practicians of social services and organizations, and also independent work of students on search of innovative social experience, its analysis, and generalization. These positions were considered at design of a subject for choice «Social innovation theory» for students of the Social Work direction. The purpose of development of this discipline is formation at students of the competences allowing to solve successfully problems of design and the organization of innovative activity in the social sphere. One of perspective directions of development of system of high school preparation is formation of competence of area of social innovation theory at future social workers, as the process integrating efforts of teachers, students, researchers and practicians of social services and organizations. Innovative competence is a knowledge of means, ways, programs of innovative activity in the solution of social and professional tasks, skills to project and realize innovative technologies that is the center of the maintenance of competence as requirements of the standard; readiness for manifestation of this knowledge and abilities in professional activity; experience of realization of knowledge, abilities, skills; valuable and semantic relation to the maintenance of competence, its personal, social and professional importance; emotional and strong-willed regulation as ability adequately to situations of social and professional interaction to show and regulate innovative behavior.
Key words: innovations, social innovations, competence, social work, high school training of social workers, competence of area of social innovations.