Научная статья на тему 'Формирование компетентности в области социального предпринимательства как направление высшего профессионального социального образования'

Формирование компетентности в области социального предпринимательства как направление высшего профессионального социального образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
252
26
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна, Дружинина Анастасия Александровна

Отмечается, что проблема формирования профессиональной компетентности в современных условиях становится центральной в теории и методике высшего профессионального социального образования. Это актуализирует создание педагогической системы и педагогического обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности личности выпускника, отвечающей ее интересам и интересам общества, государства, профессионального сообщества. Авторами проанализированы исследования по проблемам развития отечественной системы высшего профессионального социального образования. Установлено, что вузовский этап социального образования обеспечивает педагогическую составляющую теории и практики социальной работы, а также пополняет кадровые ресурсы социальной сферы. Цели системы вузовской подготовки социальных работников связаны с требованиями социума и профессиональной отрасли. Высшее профессиональное социальное образование должно быть ориентировано на виды деятельности, которые относятся к инновационным видам для социальной практики. Эти виды деятельности позволяют разрабатывать и реализовывать современные технологии и социальные проекты, направленные на позитивные изменения в обществе и жизнедеятельности человека, а также самореализовать творческий потенциал личности. К такому виду инновационной деятельности авторы статьи отнесли социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство определено как деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, прежде всего, проблем социально-уязвимых групп населения. Выделены основные признаки социального предпринимательства: социальное воздействие, которое может быть отражено в диагностируемых результатах; инновационность, позволяющая увеличить социальное воздействие; самоокупаемость за счет доходов, получаемых от собственной деятельности; масштабируемость и тиражируемость на различных уровнях социальной работы и распространение опыта; предпринимательский подход как способность находить возможности и аккумулировать ресурсы, оказывающие долгосрочное позитивное социальное воздействие. Отмечается, что разработка компетентностно-ориентированных систем высшего профессионального социального образования должна начинаться с определения сущности и структуры конкретных видов профессиональной компетентности, включая новые виды компетентности. Определено, что одной из таких является компетентность социального работника в области социального предпринимательства, ее компоненты – технологический, социальный, личностный. Проведенный анализ исследований в области компетентностного подхода показывает, что существуют теоретические предпосылки для рассмотрения процесса формирования компетентности в области социального предпринимательства у будущего социального работника. Это перспективное направление может быть реализовано в виде образовательного модуля, отдельной учебной дисциплины, в форме интеграции учебной и внеучебной проектной деятельности студента, а также как образовательная технология.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна, Дружинина Анастасия Александровна,

FORMATION OF COMPETENCE IN THE FIELD OF SOCIAL BUSINESS AS DIRECTION OF SOCIAL HIGHER EDUCATION

The problem of formation of professional competence of modern conditions becomes central in the theory and a technique of the higher professional social education. The article considers the creation of pedagogical system and pedagogical ensuring process of formation of professional competence of the identity of the graduate who is equitable to her interests and interests of society, the state, professional community. The authors analysed researches on problems of development of domestic system of the higher professional social education. It is established that the high school stage of social education provides a pedagogical component of the theory and practice of social work, and also fills up personnel resources of the social sphere. The purposes of system of high school preparation of social workers are connected by requirements of society and professional branch. The higher professional social education has to be focused kinds of activity which belong to innovative types for social practice. These kinds of activity allow developing and realizing modern technologies and social projects directed on positive changes in society and activity of the person, and also to self-actualization of the creative potential of the personality. The authors referred social business to such type of innovative activity. Social business is defined as the activity aimed at mitigation or the solution of social problems, first of all problems of social and vulnerable groups of the population. The main signs of social business are allocated: social influence which can be reflected in diagnosed results; the innovation, allowing to increase social influence; self-sufficiency at the expense of the income received from own activity; scalability and number of issues at various levels of social work and experience distribution; enterprise approach as ability to find opportunities and to accumulate the resources making long-term positive social influence. The development of the competence-based focused systems of the higher professional social education has to begin with definition of essence and structure of concrete types of professional competence, including new types of competence. It is defined that one of such is competence of the social worker in the field of social business, its components – technological, social, personal. The carried-out analysis of researches in the field of competence-based approach shows that there are theoretical preconditions for consideration of process of formation of competence of area of social business at future social worker. This perspective direction can be realized in the form of the educational module, a separate subject matter, in the form of integration of educational and extracurricular design activities of the student, and also as educational technology.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности в области социального предпринимательства как направление высшего профессионального социального образования»

УДК 36+378

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: nagaraisr@mail.ru © Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: nagaraisr@mail.ru

Отмечается, что проблема формирования профессиональной компетентности в современных условиях становится центральной в теории и методике высшего профессионального социального образования. Это актуализирует создание педагогической системы и педагогического обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности личности выпускника, отвечающей ее интересам и интересам общества, государства, профессионального сообщества. Авторами проанализированы исследования по проблемам развития отечественной системы высшего профессионального социального образования. Установлено, что вузовский этап социального образования обеспечивает педагогическую составляющую теории и практики социальной работы, а также пополняет кадровые ресурсы социальной сферы. Цели системы вузовской подготовки социальных работников связаны с требованиями социума и профессиональной отрасли. Высшее профессиональное социальное образование должно быть ориентировано на виды деятельности, которые относятся к инновационным видам для социальной практики. Эти виды деятельности позволяют разрабатывать и реализовывать современные технологии и социальные проекты, направленные на позитивные изменения в обществе и жизнедеятельности человека, а также самореализовать творческий потенциал личности. К такому виду инновационной деятельности авторы статьи отнесли социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство определено как деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, прежде всего, проблем социально-уязвимых групп населения. Выделены основные признаки социального предпринимательства: социальное воздействие, которое может быть отражено в диагностируемых результатах; инновационность, позволяющая увеличить социальное воздействие; самоокупаемость за счет доходов, получаемых от собственной деятельности; масштабируемость и тиражируе-мость на различных уровнях социальной работы и распространение опыта; предпринимательский подход как способность находить возможности и аккумулировать ресурсы, оказывающие долгосрочное позитивное социальное воздействие.

Отмечается, что разработка компетентностно-ориентированных систем высшего профессионального социального образования должна начинаться с определения сущности и структуры конкретных видов профессиональной компетентности, включая новые виды компетентности. Определено, что одной из таких является компетентность социального работника в области социального предпринимательства, ее компоненты - технологический, социальный, личностный. Проведенный анализ исследований в области компетентностного подхода показывает, что существуют теоретические предпосылки для рассмотрения процесса формирования компетентности в области социального предпринимательства у будущего социального работника. Это перспективное направление может быть реализовано в виде образовательного модуля, отдельной учебной дисциплины, в форме интеграции учебной и вне-учебной проектной деятельности студента, а также как образовательная технология.

Ключевые слова: компетентностный подход; социальное образование; социальная работа; социальное предпринимательство; вузовская подготовка будущего социального работника.

Новые концепции социальной политики, модель социальной работы как фактора социального благополучия страны, инновационные процессы в социальной сфере, требования работодателей, модернизация отечественного образования стимулируют интерес

ученых к вопросу о теоретических основаниях новых направлений в вузовской подготовке будущего социального работника.

Социальный работник в современных условиях является менеджером, который должен уметь комплексно применять право-

вые, экономические, психологические и педагогические методы, позволяющие ему активизировать клиента, формировать междисциплинарную команду, разрабатывать и осуществлять социальные программы и проекты, создавать социально здоровый социум, устанавливать социальные контакты, осуществлять новые технологии (социальное партнерство, социальный маркетинг, социальный консалтинг, социальное предпринимательство и др.) [1].

Важнейшей задачей современного отечественного социального образования является обновление его содержания, внедрение инновационных технологий, обеспечение постоянного повышения качества на основе внедрения компетентностного подхода. В этих условиях повышение результативности вузовского обучения социальных работников взаимосвязано с обоснованием и реализацией новых направлений, позволяющих обеспечивать конкурентоспособность и компетентность будущих профессионалов социальной сферы.

Проблема формирования профессиональной компетентности в современных условиях становится центральной в теории и методике высшего профессионального социального образования. Эта проблема связана с созданием педагогической системы и педагогическим обеспечением процесса формирования профессиональной компетентности личности выпускника, отвечающей ее интересам и интересам общества, государства, профессионального сообщества.

Объективные тенденции в развитии международного и российского высшего образования, возрастание уровня запросов работодателей к качеству подготовки будущих специалистов социальной сферы, инновационные тенденции в отечественных вузах, ведущих подготовку будущих специалистов социальной сферы, преобразования в социальных учреждениях усиливают необходимость формирования профессиональной компетентности будущих кадров социальных служб.

В настоящее время ведется активная разработка отечественной системы высшего профессионального социального образования (Н.Ф. Басов, В.Г. Бочарова, Н.Ш. Валеева, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гусля-кова, В.И. Жуков, И.А. Зимняя, Р.М. Кули-ченко, В.А. Никитин, Г.И. Осадчая, А.И. Панов, В.В. Сизикова, Л.В. Топчий, Л.В. Федя-кина, М.В. Фирсов, В.А. Фокин, Н.Б. Шмеле-

ва, Г.П. Штинова и др.) [2, с. 6]. Ученые рассматривают данную систему в контексте профессионализации социальной работы, отмечают, что вузовский этап социального образования обеспечивает педагогическую составляющую теории и практики социальной работы, а также пополняет кадровые ресурсы социальной сферы.

Данные исследования позволяют рассматривать современное социальное образование как целостную, непрерывную, многоуровневую и многокомпонентную систему, включающую вузовскую подготовку социальных работников, которая также может рассматриваться как подсистема профессионального социального образования и отдельная целостная система.

Системе вузовской подготовки социальных работников присущи целенаправленность, управляемость, многосвязность, причем наиболее общие цели функционирования задаются извне (требования социума, профессиональной отрасли и др.).

Отличаясь по целому ряду показателей, все подсистемы социального образования, начиная с допрофессиональной, преемственны и, благодаря обмену информацией, связаны между собой и подчинены требованиям, выдвигаемым наукой, социальной политикой, отраслями социальной сферы к профессионалам соответствующей квалификации и профиля. Общество, отрасли социальной сферы, а также все подсистемы непрерывного социального образования выступают по отношению к подготовке социального работника в вузе как элементы внешней среды. Изменения во внешней среде влияют на внутреннюю среду подготовки специалистов социальной работы в вузе.

Дальнейшее развитие вузовской подготовки кадров социальной сферы является обязательным условием позитивных социальных изменений в стране, показателем ее социального благополучия, а также ведущим и определяющим фактором системы непрерывного социального образования [3].

Высшее профессиональное социальное образование должно быть ориентировано на те виды деятельности, которые по своей сути относятся к инновационным видам деятельности в социальной практике, которые позволяют разрабатывать и реализовывать современные технологии и социально востребованные проекты, направленные на позитивные изменения в обществе и жизнедея-

тельности человека, а также самореализовать творческий потенциал личности. К такому виду инновационной деятельности относим социальное предпринимательство.

Социальной практикой востребовано усиление внимания к развитию социального предпринимательства. Это вид инновационной деятельности, нацеленной на смягчение или решение социальных проблем, прежде всего проблем социально-уязвимых групп населения. Социальное предпринимательство характеризуется следующими основными признаками:

- социальное воздействие - целевая направленность на решение (смягчение) существующих социальных проблем, устойчивые позитивные изменения (измеримые социальные результаты);

- инновационность - применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;

- самоокупаемость - способность социального предприятия решать социальные проблемы и определенных групп до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

- масштабируемость и тиражируе-мость - увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровнях) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;

- предпринимательский подход - способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом [4].

Социальные предприниматели должны сочетать новаторские взгляды, возможности и ресурсы, имеющиеся в их распоряжении, и природную смелость для социального преобразования.

Принципиальное отличие социального предпринимателя - способность уйти от узкого понимания бизнеса как коммерции и мобилизовать разрозненные ресурсы для достижения главной цели - улучшения жизни людей, которых затрагивает их деятельность, внесения позитивных социальных изменений.

К видам социального предпринимательства относят:

- социальные фирмы-предприятия для трудоустройства социально-уязвимых групп (например, предприятия инвалидов);

- торговая деятельность некоммерческих организаций с целью получения дохода для своей социальной миссии;

- специальные фонды развития - партнерство с целью социально-экономического развития территории между муниципалитетом, некоммерческими организациями и бизнесом;

- «справедливая торговля» и связанные с ней организации взаимной торговли (услуг). Пример последней - модель самозанятости, при которой люди с ограниченными возможностями предоставляют услуги (например, уход за садом, огородом), а взамен им предоставляются услуги по маркетингу, бухгалтерии и т. д.

Социальные предприниматели осуществляют свои инициативы как через коммерческие, так и через некоммерческие организации.

Социальные предприятия действуют в различных сферах экономической и общественной жизни, включая здравоохранение, социальное обслуживание, искусство, уход за детьми, спорт и организацию отдыха, финансирование, общественный транспорт, жилищно-коммунальное обслуживание, обустройство территорий и мн. др.

Необходимость освоения будущими профессионалами социальной сферы таким видом деятельности как социальное предпринимательство связана и с внедрением новых социальных стандартов. Так, в Национальном стандарте РФ «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг» указывается, что клиентам социальные услуги предоставляют: в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений); в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений); в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений); на дому; в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений); в иных учреждениях, в т. ч. граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица [5].

Соответственно, актуализируется значение формирования компетентности студента -

будущего социального работника в области социального предпринимательства.

Социальная работа подразумевает многообразие видов социальной деятельности, которая может варьироваться в зависимости от проблем клиентов, компетентности специалистов, особенностей учреждений социальной защиты и, наконец, от социально-экономической ситуации в стране. Современные практико-ориентированные подходы в социальном образовании требуют воссоздания в процессе вузовского обучения «живой социальной действительности» как содержательной основы подготовки будущих кадров социальных организаций и служб.

Разработка компетентностно -ориентиро -ванных систем высшего профессионального социального образования должна начинаться с определения сущности и структуры конкретных востребованных социальной практикой видов профессиональной компетентности. К одной из таких относится компетентность социального работника в области социального предпринимательства.

Компетентность исследовалась в трудах многих ученых (К.А. Абульханова-Славская,

A.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Дж. Равен,

B.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.) [2]. Обобщение их исследований позволяет рассматривать компетентность как устойчивую социальную и образовательную ценность, интегративную характеристику субъекта труда, содержание которой динамично и зависит от требований социальной ситуации, включая требования профессионального сообщества, рынка социальных услуг, самой личности. Актуальное понимание компетентности включает все субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность.

При рассмотрении категории профессиональной компетентности применительно к процессу вузовской подготовки активно применяется акмеологический подход (А.А. Деркач) [6], связывающий понятие компетентности со сферой профессиональной ответственности и способностью и готовностью эту ответственность нести, выполнять профессиональные обязанности на высоком уровне. В акмеологии компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. В представлении о компетентности должно быть включено умение личности свободно

ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, инновационные технологии.

Для нашего исследования значение имеет то, что компетентность - это способность, которая проявляется личностью именно в конкретных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.

Проведенный анализ работ по проблеме профессиональной компетентности позволил нам сделать вывод о множественности ее авторских классификаций, рассмотренных нами в соответствии с целью и задачами вузовской подготовки будущих социальных работников.

Профессиональная компетентность специалиста - это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений, навыков, значимых личностных качеств, обусловливающих его готовность к выполнению профессиональной деятельности.

Профессиональную компетентность рассматривает А.К. Маркова, различающая следующие ее виды: специальную - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальную - владение совместной (групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; личностную -владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; индивидуальную -владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту [7].

Профессиональная компетентность - это ценность и условие успешности в профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Профессиональная подготовка сориентирована на модель будущего специалиста, а сам процесс подготовки отражает специфику будущей профессиональной деятельности.

Понятие «социальная работа» рассматривается не только как предоставление гарантированной социальной помощи человеку, удовлетворение его минимальных по-

требностей и благотворительная помощь находящимся за чертой бедности. Социальная работа начинается тогда, когда клиенты включаются в самостоятельное решение своих проблем, именно в активизации состоит основная функция социальной работы как профессии, особенности которой заключаются, прежде всего, в ее сложном многоуровневом интегрированном характере, обусловленном противоречивыми требованиями современного изменяющегося общества, что, в свою очередь, обусловливает специфику профессиональной подготовки специалиста социальной работы и необходимость формирования конкретных видов профессиональной компетентности.

Современная социальная ситуация требует более точного определения стратегии и тактики социальной работы с учетом перспективных направлений развития социальной сферы.

Комплексный подход дает основание рассматривать структуру профессиональной компетентности в области социального предпринимательства как интеграцию трех взаимосвязанных компонентов: личностного, социального и технологического. Три основных компонента (технологический, социальный, личностный) наполняются содержательно: знаниями, системами ценностей, программами действий, т. е. можно говорить об уровне реализации компетентности в границах ценностно-смыслового (аксиологического), когнитивного и технологического критериев.

Близок исследовательской позиции подход А.А. Вербицкого, в соответствии с которым выделяются три основных взаимосвязанных качества личности социального работника, определяющие его профессиональную компетентность: уровень общей культуры, психологическую компетентность, владение практическими технологиями.

Общекультурный компонент профессионализма характеризует социального работника как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, нравственных норм и принципов, взглядов и одобряемых обществом поступков.

Психологическая компетентность предполагает способность диагностики, понимания и учета в практической деятельности психических и личностных особенностей клиента, условий его жизни, деятельности и общения. Органической составной частью

психологической компетентности социального работника является адекватная самодиагностика - осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способов взаимодействия с клиентом (клиентами) в ситуациях социальной работы, сущность которых - наложение личностных содержаний социального работника и клиента и совместный поиск на этой основе путей и способов разрешения проблем этого клиента.

Технологическая компетентность социального работника означает владение средствами и процедурами реализации его основных функций - психологической, социально-педагогической, правовой, организаторской и др. [7].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» выделен вид профессиональной компетенции как готовности будущего социального работника к разработке и реализации инновационных социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества [8].

Соответственно, компетентность в области социального предпринимательства можно отнести к компетентности, в которую включены профессиональные компетенции, способствующие эффективному осуществлению данного вида инновационной деятельности в социальной работе.

Создание социальных технологий творческого саморазвития специалиста социальной работы позволит обеспечить социальные службы профессионалами, которые и будут способствовать достижению устойчивого и гармоничного развития общества на основе адекватной ему системы управления [9].

Эффективность работы социальных учреждений в современном обществе в решающей мере зависит от управленческой культуры кадров, их компетентности в разработке стратегических и тактических программ, обеспечивающих не только функционирование, но и инновационное развитие службы, коллектива, внедрение новых технологий [10].

Важно, что результатом социального образования должны быть не только знания, но и способность человека оценивать, анализировать, предвидеть последствия социального развития и содействовать происходящим со-

циальным процессам или противодействовать им, если они противоречат интересам всех или отдельного члена общества [11].

Компетентность в области социального предпринимательства обеспечит конкурентоспособность, расширит возможности трудоустройства, социальной мобильности студента - будущего социального работника.

Освоение профессиональных компетенций позволит будущему социальному работнику реализовать возможности успешной, социально полезной, востребованной обществом деятельности на должностях, требующих высшего образования, которые предусматривают осуществление экспериментальной, исследовательской и управленческой функций на уровне необходимой и целеоб-разной ответственности и самостоятельности, осознанного отношения и / или соучастия в выполнении миссии социальной работы.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению бакалавриата и магистратуры «Социальная работа» определено содержание общекультурных и профессиональных компетенций, которые отражены в содержании примерных учебных планов [8]. К профессиональным компетенциям, формируемым в рамках бакалавриата, отнесены: социально-технологические; исследовательские; организационно-управленческие; компетенции социально-проектной деятельности. В программе подготовки магистров обозначены следующие базовые группы профессиональных компетенций: научно-исследовательские; социально-технологические; организационно-управленческие; научно-педагогические; социально-проектные.

Анализ содержательной составляющей общекультурных и профессиональных компетенций показывает, что все виды компетенций имеют значение для формирования компетентности в области социального предпринимательства.

Проведенный анализ исследований показывает, что существуют теоретические предпосылки для рассмотрения процесса формирования профессиональной компетентности у студентов - будущих социальных работников в вузовской подготовке и выделения как перспективного направления высшего профессионального социального образования -формирования компетентности в области социального предпринимательства.

Данное направление может быть реализовано в виде образовательного модуля, отдельной учебной дисциплины, в форме интеграции учебной и внеучебной деятельности студента, а также как образовательная технология, включающая следующие этапы:

- ориентационно -пропедевтический, обеспечивающий знаниями, дающими общую ориентировку в области социального предпринимательства;

- позиционно-проектный, проявляющийся в способности увидеть социальную проблему, социальную потребность, разработать проект ее решения, провести финансовое обоснование, расчет окупаемости проекта;

- системно-продуктивный, показывающий возможности студента в разработке, реализации, оценке эффективности социально-ориентированного инновационного проекта и рефлексии собственной деятельности.

Данные позиции учитывались при проектировании учебной дисциплины по выбору «Социальное предпринимательство» для студентов 4 курса отделения «Социальная работа» Института социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов компетенций, позволяющих успешно решать задачи по проектированию и организации предпринимательской деятельности в социальной сфере.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа» и принципами компетентностно-го подхода в учебном процессе по курсу предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как: решение проблемных заданий «Принципы социального предпринимательства», «Факторы успешности в социальном предпринимательстве» и др.; подготовка и рефлексия компьютерных презентаций по темам студенческих проектов; деловые, продуктивные, ролевые игры; дискуссии и обсуждение конкретных ситуаций (кейсы), тренинги; разработка бизнес-проекта.

В ходе реализации программы курса «Социальное предпринимательство» студентам предлагаются наиболее вероятные ситуации из практики социальной работы. Студенту необходимо выбрать свою позицию и обосновать свой выбор с учетом конкретной модели социального предпринимательства,

норм права, социальных стандартов и этических принципов социальной работы.

Таким образом, считаем, что одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование компетентности в области социального предпринимательства у будущих социальных работников. Необходимость обеспечения дифференцированного качественного высшего профессионального социального образования актуализирует педагогическую задачу системы вузовской подготовки будущих социальных работников, а также исследовательскую задачу по теоретическому обоснованию процесса формирования конкретного востребованного социальной практикой вида профессиональной компетентности будущих специалистов социальных служб и организаций - компетентности в области социального предпринимательства.

1. Дружинина А.А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента - будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 100-107.

2. Гарашкина Н.В. Системный подход к вузовской подготовке будущих социальных работников // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2012. № 1.

3. Гарашкина Н.В. Прогностический подход к социальному образованию // Вестник Там-

бовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). С. 101-107.

4. URL: http://www.sel.org.uk/publications.html (дата обращения: 25.09.2013).

5. Национальный стандарт РФ ГОСТ 524962005 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг». М., 2006.

6. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2002.

7. Гарашкина Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004.

8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040 400 Социальная работа. М., 2009.

9. Дружинина А.А. Управленческая культура социального работника: сущность, структурный состав // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94). С. 108-112.

10. Дружинина А.А. Управленческая культура социального работника как ценностный ресурс личности профессионала // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12. С. 333-338.

11. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 91-100.

Поступила в редакцию 2.10.2013 г.

UDC 36+378

FORMATION OF COMPETENCE IN THE FIELD OF SOCIAL BUSINESS AS DIRECTION OF SOCIAL HIGHER EDUCATION

Natalia Vladimirovna GARASHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: nagaraisr@mail.ru

Anastasia Aleksadrovna DRUZHININA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: nagaraisr@mail.ru

The problem of formation of professional competence of modern conditions becomes central in the theory and a technique of the higher professional social education. The article considers the creation of pedagogical system and pedagogical ensuring process of formation of professional competence of the identity of the graduate who is equitable to her interests and interests of society, the state, professional community. The authors analysed researches on problems of development of domestic system of the higher professional social education. It is established that the high school stage of social education provides a pedagogical component of the theory and practice of social work, and also fills up personnel resources of the social sphere. The purposes of system of high school preparation of social workers are connected by requirements of society and professional branch. The higher professional social education has to be focused kinds of activity which belong to innovative types for social practice. These kinds of activity allow developing and realizing modern technologies and social projects directed on positive changes in society and activity of the person, and also to self-actualization of the creative potential of the personality. The authors referred social business to such type of innovative activity. Social business is defined as the activity aimed at mitigation or the solution of social problems, first of all problems of social and vulnerable groups of the population. The main signs of social business are allocated: social influence which can be reflected in diagnosed results; the innovation, allowing to increase social influence; self-sufficiency at the expense of the income received from own activity; scalability and number of issues at various levels of social work and experience distribution; enterprise approach as ability to find opportunities and to accumulate the resources making long-term positive social influence.

The development of the competence-based focused systems of the higher professional social education has to begin with definition of essence and structure of concrete types of professional competence, including new types of competence. It is defined that one of such is competence of the social worker in the field of social business, its components - technological, social, personal. The carried-out analysis of researches in the field of competence-based approach shows that there are theoretical preconditions for consideration of process of formation of competence of area of social business at future social worker. This perspective direction can be realized in the form of the educational module, a separate subject matter, in the form of integration of educational and extracurricular design activities of the student, and also as educational technology.

Key words: competence-based approach; social education; social work; social business; high school preparation of future social worker.