УДК 36+378
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: nagaraisr@mail.ru
Решается актуальная задача научного обоснования интерактивных методов в вузовской подготовке социальных работников. Перспективным направлением развития высшего социального образования становится применение технологического подхода. Разработка новых технологий высшего социального образования связана со спецификой конкретного направления подготовки бакалавра и магистра. В случае подготовки по направлению «Социальная работа» необходимо учитывать особенности современной социальной работы, тенденции ее развития. Выделены особенности и тенденции развития современной социальной работы. Раскрыто новое понимание вузовской подготовки социальных работников как образовательно-профессиональной среды, даны ее характеристики. Важной характеристикой вузовской подготовки социальных работников является увеличение ее субъектов, прежде всего супервизоров социальной практики. В вузовское обучение вовлечены субъекты социальной политики разного уровня.
Учитывая прогностику социального образования, сделан вывод о необходимости целеполагания и проектирования вузовской подготовки, обеспечивающей компетентность студента в решении проблем различных сфер и уровней социальной работы.
Показана роль технологического подхода в проектировании вузовской подготовки, приведены результаты анализа концепций педагогических технологий, это позволило дать научное обоснование понятию технология вузовской подготовки будущего социального работника. Новизна определения связана с тем, что субъектами вузовского обучения становятся субъекты образовательно-профессиональной среды, нацеленные на формирование профессиональной компетентности студента. Выделены этапы технологизации в высшем профессиональном социальном образовании с учетом его модернизации и стандартизации.
Анализ педагогических исследований и педагогической практики в вузе показал, что востребованы и перспективны интегральные образовательные технологии. Интеграция традиционных и инновационных методов позволит учитывать открытость образовательной системы, социальной сферы, социальной работы.
Особую важность для разработанной технологии имеют интерактивные методы как инновационные методы вузовского обучения. Дано понимание интерактивных методов обучения как способов, актуализирующих потенциал взаимодействия всех субъектов образовательно-профессиональной среды вуза. Приведены виды инновационных технологий вузовской подготовки социальных работников, среди них выделена группа интерактивных методов. Интерактивными методами, применяемыми в процессе формирования у будущего социального работника профессиональной компетентности, являются: дискуссии и лекции в новом формате, обратная связь, мозговой штурм, коллективное и групповое решение творческих задач, деловые, продуктивные игры, имитационно-игровое моделирование реальных процессов, тренинги, метод проектов, спарринг-партнерство.
Вклад автора в теорию и практику высшего профессионального социального образования связан с концептуализацией технологий вузовской подготовки будущих социальных работников, расширением трактовки интерактивных методов обучения, проектированием этапов конкретной технологии вузовского обучения, определением сущности и видов интерактивных методов обучения, применяемых в вузовской подготовке.
Ключевые слова: социальная работа; вузовская подготовка социальных работников; профессиональная компетентность; технологический подход; инновационные технологии вузовского обучения; интерактивные методы обучения.
Важнейшей задачей современного отечественного социального образования является обеспечение постоянного повышения качества на основе внедрения технологического подхода. Решение данной актуальной задачи связано с обоснованием и реализацией новых моделей и технологий вузовской подготовки,
позволяющих обеспечивать профессиональную компетентность как основу конкурентоспособности и мобильности будущих профессионалов социальной сферы.
Считаем, что дальнейшее развитие системы вузовской подготовки кадров социальных служб как ведущей в социальном обра-
зовании является обязательным условием позитивных социальных изменений в стране, что требует усиления внимания к новым исследовательским направлениям, обеспечивающим компетентностно-ориентированное образование будущих социальных работников, прежде всего технологизации образовательно-воспитательного процесса.
Разработка новых технологий высшего социального образования связана со спецификой конкретного направления подготовки бакалавра и магистра. Проектируя инновационные технологии вузовской подготовки, необходимо ориентироваться на специфику конкретной профессии. Современная социальная работа - это практическая деятельность, теоретическая ее рефлексия и образовательная область, способные в совокупности обеспечить решение социальных проблем разного уровня. Система социальной работы нацелена на позитивные изменения в социальном развитии человека и общества. Социальная работа, обеспечивая социальное благополучие, не только конструктивно решает социальные проблемы, но и предупреждает их появление. Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников - проблемы современного человека в динамично изменяющемся социуме. К особенностям и тенденциям развития современной социальной работы как профессиональной деятельности, нацеленной на решение всей совокупности проблем личности и общества, относим: парадигмальную открытость, универсальность, научность, профессиональную автономность и моральную ответственность (по К. Лоренцу); глобализацию и регионализацию в деятельности профессионального сообщества; гуманистическую направленность; опору на нормативно-правовую базу, стандарты и этические принципы; расширение и усложнение проблемного поля социальной работы; комплексность и междисциплинарность в решении спектра социальных проблем; появление новых профессиональных функций и задач специалиста на различных уровнях социальной работы; сегментацию учреждений и организаций социальной инфраструктуры общества, в которой востребованы разнообразные варианты профессиональной деятельности социальных работников; модернизацию и технологиза-цию как средства повышения эффективности социальных служб и организаций; повышение требований к профессиональной компе-
тентности, культуре и постоянному личност-но-профессиональному развитию с учетом интенсификации потоков профессионально значимой информации [1].
Эффективность работы социальных учреждений в современном обществе в решающей мере зависит от управленческой культуры кадров, их компетентности в разработке стратегических и тактических программ, обеспечивающих не только функционирование, но и инновационное развитие службы и коллектива, внедрение новых технологий [2].
Изменения в профессиональной деятельности требуют введения нового в содержание и методы высшего социального образования.
Данные особенности и учет потребностей конкретных работодателей актуализируют внедрение инновационных образовательных технологий в вузовской подготовке социальных работников.
В современных условиях вузовская подготовка социальных работников становится образовательно-профессиональной средой, что обеспечивает возможности для самореализации личности студента не только в образовательной, но и в профессиональной деятельности. Сущностные характеристики данной среды:
- управляемость и самоорганизация, позволяющая эффективно взаимодействовать всем субъектам подготовки и адаптироваться к условиям внешней среды;
- социокультурная, гуманистическая сущность среды подготовки как условие личностно-профессионального развития специалиста социальной работы;
- полисубъектность подготовки как многообразие субъектов образовательно-профессиональной среды - это не только преподаватели, студенты, но и супервизоры-практики, специалисты социальных служб - консультанты, супервизоры практико-ориенти-рованного обучения, представители научного сообщества, общественные организации, органы местного самоуправления и другие создатели и реализаторы социальной политики на различных уровнях;
- открытость как возможность в расширении внешних связей и активная форма взаимодействий субъектов;
- компетентность как показатель качества подготовки и интегральный показатель ресурсов среды, обеспечивающий способ-
ность решать образовательные и профессиональные проблемы личности и социума [1].
Прогностический подход в социальном образовании позволяет определить перспективность развития системы вузовской подготовки будущих социальных работников с учетом сценария развития общества, социальной сферы, выделить прогностическую цель - формирование компетентности будущего профессионала в личностной, социальной, технологической сферах, а также проектировать содержательный, технологический и критериально-оценочный компоненты системы. Соответственно, основные требования к компетентностно-ориентированному проектированию системы вузовской подготовки социальных работников определяются через следующие структурные признаки дидактического проекта:
1) содержание подготовки, ориентированное на основные уровни проблем технологической, социальной и личностной сфер решения профессиональных задач (глобальные, государственные, региональные, на уровне службы, клиента) и основные типы целей общества и человека (выживания, функционирования и развития);
2) комплекс технологий, позволяющих освоить решение проблем на всех уровнях и во всех сферах с учетом типа цели;
3) критерии и показатели сформирован-ности компетенций в решении проблем [1, с. 18].
Данные позиции указывают на изменения в целеполагании и показывают значение в вузовской подготовке проектирования и внедрения новых педагогических технологий, позволяющих приобрести студенту компетентность в решении проблем различных сфер, уровней и типов целей социальной работы.
В педагогике существуют разнообразные трактовки термина «технология», связанные с использованием технических средств обучения, совокупностью средств и методов педагогического процесса, с проектированием педагогических систем в масштабе класса, образовательного заведения и даже региона. Наше внимание сосредоточено на исследованиях, рассматривающих возможности техно-логизации вузовской подготовки.
Первоначально в педагогических работах не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения»,
«обучающая технология». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В современных условиях педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
В.И. Андреев считает, что педагогическая технология - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в т. ч. при последующем воспроизведении и тиражировании [3, с. 39].
Таким образом, педагогическая технология - это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успешный результат педагогических действий.
Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».
На основе анализа исследований в области педагогических технологий были выделены пять основных подходов к определению сущности и признаков педагогических технологий:
1) это дидактическая концепция, ее признаки: целостность, научная обоснованность, прикладная направленность, гаранти-рованность результата, проектируемость, рациональность, диагностическая постановка целей, инструментальность, оперативная обратная связь, воспроизводимость (П.И. Пид-касистый, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, НЕ. Щуркова);
2) это педагогическая система, признаки: проектируемость, целенаправленность, целостность, эффективность, планируемость, диагностичность, вариативность, оптимальность, учет конкретных условий (В.П. Бес-палько, В.В. Гузеев);
3) это педагогический процесс, признаки: методологическая обоснованность, целенаправленность, планируемость, алгоритми-руемость, системность, оптимальность, раз-
вивающий характер, гибкость, вариативность, проектируемость, индивидуализация и дифференциация, воспроизводимость, гаран-тированность результата, диагностичность, последовательность, непрерывность, взаимосвязанность компонентов (В.С. Безрукова, В.А. Кальней, Д.В. Чернилевский);
4) это процедура действий педагога и учащихся, признаки: целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, эффективность, системность, проектируе-мость, гарантированность результата (С.И. Змеев, А.С. Прутченков, В.В. Сериков, В.А. Сластенин);
5) это совокупность методов и средств достижения целей, признаки: концептуаль-ность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, направленность на результат, проектируемость (М.В. Кла-рин) [1].
Учитывая данные подходы, технология вузовской подготовки будущего социального работника может быть определена как совокупность традиционных и инновационных педагогических методов и средств, обеспечивающих цель совместной деятельности преподавателя, студента и других субъектов образовательно-профессиональной среды -формирование профессиональной компетентности.
Обращаем внимание на новизну определения, которая связана с тем, что субъектами вузовского обучения становятся субъекты образовательно-профессиональной среды, нацеленные на формирование профессиональной компетентности студента - будущего профессионала социальной сферы.
Достаточно условно, в технологизации в высшем профессиональном социальном образовании можно выделить три этапа, с учетом модернизации и внедрения образовательных стандартов:
- первый этап разработки и введения первых стандартов (1991-2000 гг.) - опора на дидактические методики, обеспечивающие знания, умения, навыки;
- второй этап разработки и внедрения компетентностно-ориентированных стандартов второго и третьего поколения (20002009 гг.) отличается применением педагогических технологий, опирающихся на блочно-модульное проектирование, программированное, проблемное, контекстное обучение,
направленное на развитие компонентов готовности к профессиональной деятельности;
- третий этап совершенствования образовательных стандартов (2010 г. по настоящее время) - особое внимание внедрению активных и интерактивных технологий обучения, нацеленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра и магистра социальной работы.
Анализ педагогических исследований и педагогической практики в вузе показывает, что востребованы и перспективны интегральные образовательные технологии, учитывающие вероятностный характер образовательного процесса, субъектность самого учащегося, направленные на развитие базовых личностно-профессиональных качеств будущего социального работника (гумани-стичность, ответственность, инновацион-ность, коммуникативность, толерантность, эмпатичность). Интеграция традиционных и инновационных методов позволит учитывать открытость образовательной системы и социальной сферы, интенсивность развития информационно-коммуникативных технологий.
Вузовская подготовка социальных работников является открытой образовательной системой, обменивающейся с внешней средой энергией, информацией; она обладает способностью к адаптации (способностью приспосабливаться к изменяющейся внешней среде) [4, с. 331].
Граница между группами педагогических методов в их направленности на репродуктивные и продуктивные формы учебной, учебно-профессиональной, профессиональной деятельности студента, или на ЗУНы -это традиционные методы; на развитие личности (личностно-ориентированные), мышления (когнитивно-ориентированные), интегральные - ориентированные на развитие личностных, социальных и технологических составляющих.
А.А. Вербицкий считает, что содержание традиционного обучения является, главным образом, дидактически преобразованным (упрощенным) содержанием соответствующих научных дисциплин. В контекстном обучении к этому добавляется и другой источник - будущая профессиональная деятельность. Она представлена в виде модели деятельности специалиста: описания системы его профессиональных функций, проблем и задач.
«Главной становится не передача информации, а развитие с опорой на нее способностей студентов компетентно выполнять эти функции, разрешать проблемы и задачи, овладевать, иначе говоря, целостной профессиональной деятельностью. Создаются условия для собственных целеобразования и це-леосуществления, для движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду. Студент осознает, что было («ставшие» образцы теории и практики), что есть (выполняемая им познавательная деятельность) и что будет (моделируемые ситуации профессиональной деятельности). Все это мотивирует познавательную деятельность, учебная информация и сам процесс учения приобретают личностный смысл, информация превращается в личное знание студента.
С помощью системы учебных проблем, проблемных ситуаций и задач в контекстном обучении выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация, хотя и для привычных задач и заданий есть достаточно места» [5].
Технологии вузовской подготовки социального работника должны опираться на субъектный опыт студента, соотносится с закономерностями профессионального становления личности и педагогическими инновациями, проектироваться с учетом системной диагностики профессиональной компетентности личности будущего специалиста.
Принципиальными характеристиками образовательной технологии по Н.В. Борисовой являются:
- детальное описание целей;
- поэтапное описание способов достижения заданных результатов;
- системное использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;
- гарантированность достигаемых результатов;
- воспроизводимость;
- оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий [6, с. 36].
«Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса» [7]. Важно учитывать, что педагогическая технология процессуальна.
Педагогический процесс, по мнению В.А. Сластенина, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Любой процесс - это последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она является результатом педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание) [8].
Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить два важнейших субъекта процесса формирования компетентности у будущих социальных работников - преподавателей и студентов.
С учетом расширения количества субъектов вузовской подготовки как образовательно-профессиональной среды, к ним относим кроме преподавателей и студентов также руководителей и специалистов социальных служб, организаций, представителей общественных организаций и других субъектов научного, профессионального и гражданского сообществ, важность приобретают методы интерактивного обучения в технологиях вузовской подготовки. Интерактивное обучение строится на педагогически-структурированных коммуникациях.
Технология вузовской подготовки, как интегральная технология, характеризуется: разделением процесса на взаимосвязанные этапы; координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение педагогической цели - формирование профессиональной компетентности у студента.
В.А. Сластенин выделил в решении педагогической задачи ряд этапов: анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результата (прогноз) и планирование педагогических воздействий; конструирование и реализация образовательного процесса; регулирование и корригирование педагоги-
ческого процесса; итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач [8].
Одним из важнейших этапов педагогической деятельности является педагогическое проектирование.
В.В. Сериков считает, что если представить конструирование педагогической технологии как построение системы операций, ведущих к разрешению некоторого противоречия, то логика построения соответствующей педагогической технологии принимает следующий вид:
- анализ противоречия в педагогической практике как источника проблемы;
- определение дидактической цели и критериев ее достижения;
- выявление психолого-педагогического механизма ожидаемых новообразований в личности (опыте, знании, поведении) воспитанника;
- проектирование модели дидактической ситуации (ее содержательного и процессуального аспектов), способной обеспечить функционирование данного механизма личностных новообразований;
- разработка предметно-коммуникативного «поля», структуры и движущих сил развития ситуации как последовательности генетически связанных эпизодов педагогического взаимодействия учителя и учащихся;
- управленческое (информационное), методическое, психологическое обеспечение соответствующего вида педагогической деятельности [9].
Данные позиции позволили разработать интегральную технологию формирования профессиональной компетентности у будущего социального работника, которая реализуется посредством следующих этапов:
- проектировочный этап, включающий входную диагностику; педагогическое целеполагание, проектирование содержания, форм и методов организации учебной, учебно-профессиональной, профессиональной деятельности на практике, аудиторной и внеаудиторной деятельности студента, мотива-ционных и диагностико-оценочных средств с учетом выбранных концептуальных подходов;
результат первого этапа: рабочие программы учебных дисциплин, производственной практики, индивидуальные задания для студентов по учебной дисциплине и по практике, мотивационные упражнения, тесты и
формы отчетности для студента, проекты договоров с базами практики;
- мотивационно-информационный этап, обеспечивающий информацией, необходимой для смыслового понимания у всех субъектов выполняемой деятельности и стимулирование включения в совместную деятельность по реализации социальных проектов;
результат второго этапа: знакомство студента с программой учебной дисциплины и практики, проведение входного тестирования и мотивационных тренингов, знакомство студентов с рейтингом курса; планирование деятельности студента по освоению учебной дисциплины в семестре, включая разработку и реализацию социального проекта, программы, а также заключение договоров с социальными учреждениями и конкретизация планов совместной деятельности всех субектов;
- этап организации достижения педагогической цели, включает применение методов и форм, позволяющих освоить содержание учебного курса в аудиторной и внеаудиторной деятельности и реализовать разработанные студенческие проекты и программы в ходе производственной практики;
результат третьего этапа: реализованные на практике проекты и программы; приобретение студентом компетентности как комплекса знаний, умений и способности применять их в условиях реальной социальной практики;
- рефлексивно-оценочный этап, включает проведение выходной диагностики, анализ результатов студенческой и педагогической деятельности в ходе презентации и защиты программ, анализ совместной деятельности, самооценку педагогических успехов и ошибок, коррекцию и прогнозирование перспективных направлений социальной работы;
результат четвертого этапа: повышение уровня компетентности в решении социальных проблем у всех субъектов образовательно-профессиональной среды вуза; перспективные планы и проекты совместной деятельности.
Отражая коммуникативный характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия всех субъектов образовательно-профессиональной среды, прежде всего преподавателя и студента, в ходе реализации педагогической технологии.
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. Одной из причин этого является отсутствие единой классификации методов обучения. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения [10].
Учитывая, что методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский) [11], методы вузовской подготовки как образовательно-профессиональной среды могут рассматриваться как способы взаимосвязанной деятельности ее субъектов (прежде всего, преподавателя и студента, а также руководителя студенческой практики - социального работника), направленные на формирование профессиональной компетентности студента.
В технологиях вузовской подготовки будущего социального работника применяются как известные формы и методы обучения (традиционные и новые), так и создаваемые самим преподавателем.
Необходимо дать понимание инноваци-онности в методах вузовской подготовки. С учетом позиции Н.В. Бордовской, к инновационным методам относятся:
- объективно-новые, как результат педагогического творчества;
- адаптированные к вузу зарубежные практики или из других сфер социальной и профессиональной деятельности;
- известные методы, применяемые в новых условиях [10, с. 39].
Интерактивными методами, применяемыми в процессе формирования у будущего социального работника профессиональной компетентности, являются: дискуссии, лекции в новом формате, обратная связь, мозговой штурм, коллективное и групповое решение творческих задач, деловые, продуктивные игры, имитационно-игровое моделирование реальных процессов, тренинги, метод проектов, спарринг-партнерство и др.
Интерактивные методы обучения -это методы, актуализирующие потенциал взаимодействия всех субъектов вузовской подготовки. В ходе интерактивного обучения студент является субъектом образовательно-
профессиональной деятельности и образовательно-профессионального взаимодействия.
В ходе применения интерактивных методов применяется главная идея интерактивности (по Н.М. Борытко) - процесс так же важен, как и результат, и ценность учебного курса базируется на процессе добывания знаний и опыта, а не на простом аккумулировании фактов. Если при традиционном подходе к профессиональной подготовке обучение является, главным образом, познавательным процессом, то интерактивное обучение ориентируется и на действия, на поведенческие процессы: традиционный анализ фактов и абстрактных концепций трансформируется в приобретение параметров компетентности, и, в конечном счете, - в новую модель поведения. Минимальная личная вовлеченность обучающегося в рамках традиционного учебного процесса заменяется физической и психологической вовлеченностью с принятием на себя ответственности за ход и результаты занятий [12].
Особенное значение интерактивные методы обучения приобретают в практической деятельности студентов - будущих социальных работников. В ходе реализации волонтерских проектов и программ складывается система отношений «студент - специалист» в процессе их совместной деятельности, начиная с целеполагания. При этом важно не только единство целей, которые активизируют позицию, не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.
Интерактивные методы носят субъект-субъектный характер, предоставляют студенту возможность свободной диалогической самореализации в общении с преподавателем, со специалистами в ходе практики, с другими студентами.
В ходе интеракций в процессе тренингов, деловых и ролевых игр, применяемых нами в вузовской подготовке специалиста социальной работы, устанавливались субъект-субъектные отношения между студентом и преподавателем, между студентами. У студента появлялась возможность побывать в различных ролевых позициях в учебном игровом взаимодействии. В зависимости от моделируемых ситуаций это роли: потребитель социальных услуг, консультант, руководитель социальной службы, организатор социального проекта, адвокат, защитник, воспитатель, делопроизводитель, координатор,
посредник, медиатор, конфликтолог, эксперт социального проекта и др.
Применение в тренинге метода моделирования ситуаций на примере наиболее существенных функционально-технологических аспектов отрабатываемой профессиональной ситуации в организации решения социальных проблем облегчает перенос сформированных навыков и умений в реальные условия профессиональной деятельности на практике. Организация коммуникаций студентов в условиях игрового моделирования и включение в реальную профессиональную деятельность в ходе студенческой практики -это специфика технологии вузовского обучения социального работника.
Взаимодействия студента и других субъектов образовательно-профессиональной среды в ходе практики связаны с реализацией методов совместного целеполагания, диагностики и коррекции, консультирования, супервизорства, а также инновационными формами в виде мастер-классов, студий, мо-тивационных тренинговых занятий, стимулирования рефлексии, включая самоанализ студентом учебной и практической деятельности как условия будущего профессионального развития и самосовершенствования, результатов и процесса освоения различных компетенций; межличностной поддержки педагога и других субъектов образовательно-профессиональной среды, анализа портфо-лио, поддержки студенческой публикации, в составлении резюме, помощь в трудоустройстве по результатам прохождения практики и качеству выполненного социального проекта и др.
Таким образом, использование интерактивных методов в технологиях вузовской подготовки позволяет повысить уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих социальных работников, что отмечают в отзывах представители социальных служб и организаций, где студенты проходят практику и реализуют социальные проекты.
К новым методам интерактивного обучения будущего социального работника относим такие методы практического обучения, которые усиливают качество взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды и влияют на повышение компетентности всех участников взаимодействия как субъектов взаимодействия и среды. Результатами этих взаимодействий являются
совместные исследовательские, социальные проекты, участие в совместных грантах, волонтерских акциях, проведение мастер-классов, студий, совместных методологических семинаров, включение преподавателей и студентов во внутриорганизационное обучение социальных работников, проведение конкурсов, выставок студенческих работ и трудов преподавателей кафедры, творческих презентаций, применение в совместных программах информационно-коммуникативных технологий (форум, чат, интернет-конференции и др.).
Итак, применение интерактивных методов обучения в технологиях вузовской подготовки, как способов взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды, активизирующих совместную деятельность всех субъектов, усиливает инициацию, разработку и реализацию социально значимых проектов, адресованных различным группам населения (социальный результат) и обеспечивает эффективность формирования компетентности у студента - будущего социального работника в ходе вузовской подготовки (личностный и образовательный результаты).
1. Гарашкина Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004.
2. Дружинина А.А. Управленческая культура социального работника: сущность, структурный состав // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94). С. 108-112.
3. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000.
4. Гарашкина Н.В. Методологические подходы к социальному управлению в контексте магистерских исследований // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 329-333.
5. Вербицкий А.А. Личностный и контекстный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.
6. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М., 1999.
7. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Москва; Воронеж, 2002.
8. Общая педагогика: в 2 ч. / под ред. В.А. Сла-стенина. М., 2002. Ч. 1.
9. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2004.
11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспи- 12. Борытко Н.М. Система профессионального
тательного процесса: методические основы. воспитания в вузе. М., 2005.
М., 1982.
Поступила в редакцию 1.10.2013 г.
UDC 36+378
INTERACTIVE METHODS OF TRAINING IN TECHNOLOGIES OF UNIVERSITY EDUCATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS
Natalia Vladimirovna GARASHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, email: nagaraisr@mail.ru
The urgent task of the scientific substantiation of interactive methods in university training of social workers is considered. A promising direction in the development of higher education is the use of social technology approach. The development of new technologies of the highest social education is associated with the specifics of a particular field of study bachelor and master's degrees. In the case of training in the field of "social work" is necessary to consider features of modern social work, development trends. The features and trends in the development of modern social work are considered. The new understanding of the university training of social workers in both the educational and professional environment, its characteristics are given is disclosed. The important characteristic of university training of social workers is to increase its subjects, especially supervisors' social practice. In high school training the subjects of social policy at various levels are involved.
The prognostics of social education is given, the author concludes that there is a need of goal-setting and design of university training that ensures the competence of the student in solving the problems of the various spheres and levels of social work.
The role of the technological approach in the design of high school preparation is shown, the results of the analysis of the concepts of educational technology are given, it is possible to give a scientific basis for the concept of technology high school preparation of future social worker. The novelty of the definition is the fact that the subjects of university education are subjects of the educational and professional environment, focusing on the formation of the professional competence of the student. The stages of technology use in higher professional education with the social view of its modernization and standardization are considered.
The analysis of educational research and teaching practice at the university showed that the integrated educational technology is useful. The integration of traditional and innovative techniques will take into account the openness of the education system, social services, social work.
The integrated educational technology of formation of professional competence in the future social worker is presented. The stages of this technology: projecting, motivational and informational, organizational, reflect-estimated. In higher school preparation the technologies of the future social worker used as the known forms and methods of teaching (traditional) and created by the teacher (innovation).
For the developed technology the interactive methods as innovative methods of teaching high school have the importance. The author is given his understanding of interactive teaching methods as ways actualizing the potential interaction of all subjects of education and professional environment of the university. The innovative technology university training of social workers, among them a group selected interactive methods, are viewed. The interactive methods used in the making of a future social worker's professional competence, are discussions and lectures in the new format, feedback, brainstorming, collective and group creative problem solving, business, productive game, simulation-game simulation of real processes, training, project method, sparring partnership.
The contribution to the theory and practice of higher education is associated with social conceptualization of technology high school preparation of future social workers, expanding interpretation of interactive teaching methods, designing stages particular technology high school training, the definition of the nature and types of interactive teaching methods used in the preparation of high school.
Key words: social work; university training of social workers; professional competence; technological approach; innovative technology of university education; interactive methods of training.