Научная статья на тему 'Технологии вузовского обучения будущих социальных работников социальному предпринимательству'

Технологии вузовского обучения будущих социальных работников социальному предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / COMPETENCE / SOCIAL WORK / SOCIAL BUSINESS / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF HIGH SCHOOL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

В статье раскрыта проблема вузовского обучения будущих социальных работников социальному предпринимательству, представлены группы педагогических технологий и пример реализации конкретной технологии, позволяющие формировать компетентность в области социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF HIGH SCHOOL TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKERS TO SOCIAL BUSINESS

The article reveals the problem of high school training of future social workers to social business, present groups of pedagogical technologies and an example of realization of the concrete technology, allowing to form competence in the field of social business.

Текст научной работы на тему «Технологии вузовского обучения будущих социальных работников социальному предпринимательству»

ТЕХНОЛОГИИ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Н. В. ГАРАШКИНА

В статье раскрыта проблема вузовского обучения будущих социальных работников социальному предпринимательству, представлены группы педагогических технологий и пример реализации конкретной технологии, позволяющие формировать компетентность в области социального предпринимательства.

Ключевые слова: педагогические технологии, компетентность, социальная работа, социальное предпринимательство, активные и интерактивные методы вузовского обучения.

Важнейшей задачей современного отечественного социального образования является обновление его содержания, внедрение инновационных технологий, обеспечение постоянного повышения качества на основе внедрения компетентностного подхода. В этих условиях повышение результативности вузовского обучения социальных работников взаимосвязано с обоснованием и реализацией новых моделей и технологий, позволяющих обеспечивать конкурентоспособность и компетентность будущих профессионалов.

Можно констатировать, что в современных условиях содержание современной социальной работы нацелено на решение всей совокупности проблем в контексте личности и общества. Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников находятся проблемы человека.

Особую актуальность приобретает исследование и внедрение технологий вузовского обучения социальных работников как средств, позволяющих качественно подготовить будущих профессионалов к деятельности по осуществлению инновационных видов деятельности в социальной практике, позволяющих разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на позитивные изменения в обществе и жизнедеятельности человека. К такому виду деятельности относится социальное предпринимательство.

Социальной практикой востребовано усиление внимания к развитию социального предпринимательства как деятельности, нацеленной на смягчение или решение социальных проблем (проблем социально-уязвимых групп). Социальное предпринимательство характеризуется следующими основными признаками:

- социальное воздействие - целевая направленность на решение / смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные изменения (измеримые социальные результаты);

- инновационность - применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;

- самоокупаемость - способность социального предприятия решать социальные проблемы определенных групп до тех пор, пока это необходимо за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

- масштабируемость и тиражируемость -увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;

- предпринимательский подход - способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом [7].

Социальные предприниматели должны сочетать новаторские взгляды, возможности и ресурсы, имеющиеся в их распоряжении, и природную смелость для социального преобразования.

Принципиальное отличие социального предпринимателя - способность уйти от узкого понимания бизнеса как коммерции и мобилизовать разрозненные ресурсы для достижения главной цели - улучшения жизни людей, которых затрагивает их деятельность.

К видам социального предпринимательства относят:

- социальные фирмы-предприятия для трудоустройства социально уязвимых групп (например, предприятия инвалидов);

- торговая деятельность некоммерческих организаций с целью получения дохода для своей социальной миссии;

- специальные фонды развития - партнерство с целью социально-экономического развития территории между муниципалитетом, некоммерческими организациями и бизнесом;

- «справедливая торговля» и связанная с ней организация взаимной торговли / услуг. Пример последней - модель самозанятости, при которой люди с ограниченными возможностями предоставляют услуги (например, уход за садом, огородом), а взамен им предоставляются услуги по маркетингу, бухгалтерии и т. д.

Социальные предприниматели осуществляют свои инициативы как через коммерческие, так и через некоммерческие организации. Социальные предприятия действуют в различных сферах экономической и общественной жизни, включая здравоохранение, социальное обслуживание, искусство, уход за детьми, спорт и организацию отдыха, финансирование, общественный транспорт, жилищно-коммунальное обслуживание, обустройство территорий и мн. др.

Необходимость освоения будущими профессионалами социальной сферы такого вида деятельности, как социальное предпринимательство, связана и с внедрением новых социальных стандартов. Так в Национальном стандарте РФ «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг» указывается, что клиентам социальные услуги предоставляют: в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений); в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений); в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений); на дому; в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений); в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица [3].

Соответственно актуализируется значение формирования компетентности студента - будущего социального работника в области социального предпринимательства.

Социальная работа подразумевает многообразие видов социальной деятельности, которая может варьироваться в зависимости от проблем клиентов, компетентности специалистов, особенно-

стей учреждений социальной защиты и, наконец, от социально-экономической ситуации в стране. «Воссоздание в процессе обучения «этой живой социальной деятельности» как содержательной основы подготовки кадров требует принципиально отличных от традиционных технологий обучения» [4].

Необходимо учитывать, что в современной вузовской подготовке активно внедряется компе-тентностный подход. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040 400 «Социальная работа» высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий социальной сферы [2].

При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера) [2].

Вполне возможно согласиться с позицией

Н. М. Платоновой о том, что традиционные педагогические технологии как «жесткие» формы не создают необходимых условий для личностного и профессионального становления будущего социального работника в процессе учения, так как ориентируются на возможности усредненного студента. Остаются не задействованными такие важнейшие субъектные факторы обучения, как мотивационный, личностный потенциал студентов, познавательные потребности и направленность, что значительно снижает эффективность процесса обучения. Для изменения ситуации в практику деятельности вузов социального профиля начали активно внедрять зарубежный опыт подготовки специалистов, а также разрабатывать собственные педагогические технологии, позволяющие не только раскрыть особенности социальной работы как профессиональной деятельности, но и максимально приблизить учебный процесс к содержанию профессии [4, с. 133].

Особое значение в вузовском обучении приобретают технологии, позволяющие развивать студента как субъекта профессиональной деятельности, что важно для развития социального предпринимательства.

Субъект деятельности - это новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации, а не только включение способностей, целей и соответствие их потребностям. Это

качество личности возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю. «Став субъектом, - пишет К. А. Абульханова-Славская, -личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности. Этот способ отвечает качествам личности, ее отношению к деятельности (целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Способ деятельности есть более или менее оптимальный интеграл, композиция этих основных параметров. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом». «Личность в качестве субъекта, -отмечает она, - осуществляет регуляцию деятельности в настоящем времени» [1]. Основным функциональным механизмом такой организации, которая приводит в соответствие события, требования, задачи деятельности, с одной стороны, и личностные возможности, состояния способности - с другой, является механизм саморегуляции.

Социальное предпринимательство как вид профессиональной деятельности требует проявления субъектных качеств.

В настоящее время наметились два подхода в трактовке понятия «технология». А. М. Новиков отмечает, что при первом подходе технология рассматривается как «совокупность приемов и способов обеспечения различных сред». При этом подразумевается, что среды могут быть любыми, в том числе информационными, политическими, соцокультурными, экномическими и т. д. Во втором подходе под технологией понимается «совокупность методов, операций, приемов и т. д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи» [5]. В этом определении важно то, что технологии направлены на решение той или иной определенной задачи. Задача - это цель, заданная в конкретных условиях. Это принципиально новый подход к определению технологий

С учетом данного подхода педагогическая технология - это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи. В контексте рассматриваемой педагогической задачи формирования компетентности у будущего социального работника в облас-

ти социального предпринимательства - необходимо применять активные и интерактивные методы обучения, позволяющие решать эту задачу.

Применение обозначенных методов требует нового подхода к организации процесса профессиональной подготовки, системе взаимоотношений и взаимодействий преподавателя и студентов, где преподаватель превращается в союзника обучаемого, становится профессиональным консультантом, а обучающийся становится активным участником учебного процесса. Следует отметить, что эффективность каждого метода различна, поскольку с его помощью включаются в познавательную деятельность разные психологические структуры обучаемого, разные уровни его активности.

Активные методы обучения, согласно позиции С. Я. Батышева, - это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, они характеризуются высоким уровнем активности учащихся [5, с. 137].

«Интерактивное обучение предполагает использование такой системы форм и методов, которые направлены, главным образом, не на сообщение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию обучаемых для самостоятельного получения знаний, формирования определенных умений и навыков» [5, с.151].

К активным и интерактивным методам обучения исследователи в области дидактики относят, прежде всего, проблемные лекции, деловые игры, метод анализа конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, семинар-дискуссию, тренинги, а также формы и методы приобщения студентов к практической работе (студенческая практика, стажировки, волонтерская деятельность). В активное обучение включают также разнообразные формы научно-исследовательской работы студентов, комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику, автоматизированные обучающие системы.

Методы активного взаимодействия в обучении студентов - будущих социальных работников должны включать дискуссионные методы и методы тренинга. К дискуссионным методам относят собственно дискуссию (полемика, диспут) и «мозговую атаку». К методам тренинга относят игровые методы.

Данные позиции учитывались при проектировании учебной дисциплины по выбору «Социальное предпринимательство» для студентов 4 курса отделения «Социальная работа» Акаде-

мии социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета

имени Г. Р. Державина. Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов компетенций, позволяющих успешно решать профессиональные задачи по проектированию и организации предпринимательской деятельности в социальной сфере.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа» и принципами компетентностного подхода в учебном процессе по курсу предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий: решения проблемных заданий «Принципы социального предпринимательства», «Факторы успешности в социальном предпринимательстве» и др.; подготовки и рефлексии компьютерных презентаций по темам студенческих проектов; деловых, продуктивных, ролевых игр; дискуссии и обсуждения конкретных ситуаций (кейсы), тренинги; разработки бизнес-проекта.

В ходе реализации программы курса «Социальное предпринимательство» студентам предлагаются наиболее вероятные ситуации в практике социальной работы. Студенту необходимо выбрать свою позицию и обосновать свой выбор с учетом конкретной модели социального предпринимательства, норм права, социальных стандартов и этических принципов социальной работы.

Студенту предлагаются варианты (адаптация

З. Х. Саралиевой):

- создать агентство по оказанию помощи или по содействию в развитии социальной субъ-ектности клиента;

- быть экспертом, находящим решение для клиента, или быть его социально-психологическим партнером;

- ограничить подбор команды представителями государственных учреждений или включить некоммерческую организацию, лиц из окружения клиент религиозной / этнической общины, семьи и т. д.;

- использовать традиционные источники информации (статистика, документы, правовые акты) или дополнить их данными социологических исследований, позволяющих сопоставлять взгляды на конкретную проблему социальных работников, самих клиентов, экспертов, общественного мнения);

- остановить выбор на одном методе или комплексно задействовать их сочетание;

- использовать апробированные технологии или идти путем поисков, инновационности;

- строго следовать первоначальному плану деятельности или пошагово его видоизменять;

- прогнозировать лишь положительный итог работы или предвидеть и возможные негативные последствия деятельности, риски;

- оценка результативности должного или реально достигнутого любой ценой или оптимально [6].

Интерес у студентов вызывает участие в деловых играх. Рассмотрим примерную схему организации деловой игры, используемую в рамках разработанной технологии:

1) сообщение целей, предмета игры (согласно сценария);

2) знакомство с ролями, правилами игры;

3) этап игры: обязательное наличие противоречий или конфликта;

4) «мозговой штурм» как коллективное продуцирование идей (правила: вопросы ставятся так, чтобы на них давались краткие ответы; запрещается критика и оценка идей; отдается предпочтение фантазиям; поощряется развитие сделанных предложений; все высказывания фиксируются и лишаются персональной принадлежности);

5) анализ, обсуждение, оценка результатов игры, рефлексия игры.

В ходе подготовки к деловой игре «Консалтинговое агентство по решению социальных проблем молодежи» разработан сценарий проведения, включающий:

цель: разработка участниками ДИ модели социальной службы «Молодежное консалтинговое агентство»;

задачи: дать информацию о социальном предпринимательстве и бизнес-проектировании; познакомить с возможностями консалтинговых молодежных служб как формой организации социальной работы с молодежью; сформировать у участников ДИ позитивное отношение к потенциалу социального предпринимательства в решении молодежных проблем;

участники ДИ не менее 20 человек;

этапы:

1) вводная инструкция ведущего ДИ (задачи, программа, правила, установка, критерии экспертизы);

2) проблемные лекции («Социальное предпринимательство», «Консалтинг как технология социальной работы с молодежью», «Бизнес-проекты в социальной сфере»);

3) разделение на микрогруппы (МГ) согласно ролевым позициям «Молодежь», «Консалтинговое агентство» (не менее двух групп), «Министерство социального развития»;

4) игры для вхождения в игру «Самопрезен-тация МГ», «Проблемное поле молодежи», «Слалом»;

5) основная игра «Модель консалтингового агентства для молодежи», в ходе которой применяется «мозговая атака» и индивидуальные функциональные роли (аналитик, проектировщик, организатор, представитель, лидер, инноватор), позволяющие разработать проект, доклад или наглядную схему-модель;

6. защита «продуктов деятельности» МГ;

7. оценка «продуктов деятельности» внутренними и внешними экспертами;

8. рефлексия;

правила игры:

1. Не ставить себя выше или ниже других, есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии; преимущество не дает даже авторство блестящих идей.

2. Стремиться быть активным участником, значит стремиться не к демонстрации своих познаний, а к решению выдвинутой проблемы.

3. «Мозговая атака» требует раскрепощения мысли и свободы воображения.

4. Не допускайте суждения, будто данная ситуация не разрешима.

5. Необходимо быть убежденным, что положительное разрешение данной проблемы имеет чрезвычайно важное значение;

задание для «мозговой атаки»: представить модель предпринимательской деятельности студентов (команды, службы, организации) по решению конкретной молодежной проблемы или презентацию студенческого проекта по социальному предпринимательству;

ролевые позиции: микрогруппа является консалтинговым агентством;

персонал агентства: аналитик - специалист, способный выделить реальную проблему и проанализировать все «за» и «против» в способах ее решения; инноватор - носитель идеи, руководитель группы, докладчик на пленарке; оптимист -сподвижник новатора, защитник идеи; пессимист - скептик, консерватор; системщик - спо-

собный представить идеи в виде системы, схем, модели, проекта.

Технологии вузовского обучения будущих социальных работников социальному предпринимательству позволяют формировать профессиональные компетенции, социальную активность и лидерские качества, что показывают результаты проведенной выходной диагностики.

Литература

1. Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040 400 «Социальная работа». М., 2009. С. 23.

3. Национальный стандарт РФ ГОСТ 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения»: принят постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст. иКЬ: http://social.lenobl.ru

4. Платонова Н. М., Настерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 384 с.

5. Профессиональная педагогика: учебник / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М., 2010.

6. Саралиева З. Х. Система социальной работы: Монография. Н. Новгород, 2008.

7. иКЬ: http://www.sel.org.uk/publications.html.

* * *

TECHNOLOGIES OF HIGH SCHOOL TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKERS TO SOCIAL BUSINESS

N. V. Garashkina

The article reveals the problem of high school training of future social workers to social business, present groups of pedagogical technologies and an example of realization of the concrete technology, allowing to form competence in the field of social business.

Key words: pedagogical technologies, competence, social work, social business, active and interactive methods of high school training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.