Научная статья на тему 'Инновационные образовательные технологии как компонент высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа»'

Инновационные образовательные технологии как компонент высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ / SOCIAL EDUCATION / HIGH SCHOOL PREPARATION OF SOCIAL WORKERS / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / STAGES OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / METHODS OF THEORETICAL AND PRACTICAL HIGH SCHOOL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

В статье раскрыты инновационные технологии вузовской подготовки социальных работников, приведены виды, этапы, группы инновационных технологий вузовской подготовки социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS THE HIGHER EDUCATION COMPONENT IN THE SOCIAL WORK DIRECTION

In article innovative technologies of high school preparation of social workers are opened, types, stages, groups of innovative technologies of high school preparation of social workers are given.

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные технологии как компонент высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа»»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОМПОНЕНТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Н. В. ГАРАШКИНА

В статье раскрыты инновационные технологии вузовской подготовки социальных работников, приведены виды, этапы, группы инновационных технологий вузовской подготовки социальных работников.

Ключевые слова: социальное образование, вузовская подготовка социальных работников, инновационные образовательные технологии, этапы педагогической технологии, методы теоретического и практического вузовского обучения.

В современных условиях актуальной задачей социального образования является разработка и внедрение инновационных технологий, позволяющих обеспечивать интенсивное развитие социальной культуры.

Высшее профессиональное образование по направлению «Социальная работа» является важной составляющей системы непрерывного социального образования. В широком плане социальное образование направлено, с одной стороны, «на самые современные знания, востребованность которых должна быть обеспечена в информационном, компьютеризированном обществе, с другой - на развитие тех качеств у молодых специалистов, которые помогут сохранить и увеличить степень социальной культуры личности и общества» (В. И. Жуков) [8].

Главным в социальном образовании является научно обоснованное формирование социального сознания личности как активного и ответственного субъекта социальной жизнедеятельности (обыденной и профессиональной), что для современной России является важнейшим фактором развития вообще [9].

В. А. Никитин считает, что «до недавнего времени под высшим социальным образованием понимали только изучение обществоведческих наук и подготовку специалистов, называвшихся обществоведами», и отмечает, что в настоящее время оно «все больше стало отождествляться также с теорией и практикой в области социальной сферы, особенно с теорией и практикой того, что называется социальной работой» [9, с. 37].

В настоящее время большая часть программ, реализуемых в российских вузах по направлению

«Социальная работа» - это программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, востребованные современным рынком труда. Направление подготовки, строящееся по модели «бакалавриат-магистратура» в отличие от подготовки по специальности - это взращивание будущих кадров как для социальной практики и социального управления, так и для проведения научных исследований и преподавания.

Выпускник по направлению подготовки «Социальная работа» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен освоить общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (социально-технологические, исследовательские, организационно-управленческие, социально-проектные), необходимые для успешной профессиональной деятельности. Бакалавриат представляет собой необходимый мостик для магистратуры. Магистратура к широкой профессиональной подготовке добавляет углубленную подготовку в конкретной проблемной области (для социальной работы - научно-академическая и организационно-правленческая).

Проведенный анализ исследований, посвященных теории и методике вузовской подготовки будудщих социальных работников (Н. Ф. Басов,

B. Г. Бочарова, Н. Ш. Валеева, М.А. Галагузова,

C. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. И. Жуков, Н. П. Клушина, А. А. Козлов, В. В. Колков, Р. М. Куличенко, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, Н. М. Платонова, Л. В. Топчий, В. С. Торохтий, М. В. Фирсов, В. А. Фокин, Е. И. Холостова,

Н. Б. Шмелева, Г. П. Штинова, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.), позволяет дать определение высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» - это ведущий вид социального образования, влияющий на реализацию социальной политики, результатом которого является приобретение студентом ценностей, знаний, умений, навыков, личностно-профессио-нальных качеств и опыта, позволяющих конструктивно выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности бакалавра, специалиста и магистра, позволяющей решать проблемы на всех уровнях социальной работы (макро, мезо, микро) [4].

Современная система вузовской подготовки будущих социальных работников является целостным интенсивно развивающимся видом социального образования, она включает следующие компоненты: прогностический, концептуально-проектировочный, аксиологический, управленческий, содержательный, организационный, технологический, критериально-оценочный [5]. Данные компоненты могут служить основой для проектирования новых моделей и технологий, обеспечивающих развитие отечественного социального образования. В контексте проводимой модернизации высшего профессионального образования особое значение имеет технологический компонент.

Проектируя инновационные технологии вузовской подготовки, необходимо ориентироваться на специфику конкретной профессии. Современная социальная работа, обеспечивая социальное благополучие, не только конструктивно решает социальные проблемы, но и предупреждает их появление. Главный принцип профессиональной деятельности социального работника - принцип гуманизма, объект деятельности - поле социальных проблем современного человека в динамично изменяющемся социуме. К особенностям и тенденциям развития современной социальной работы как профессиональной деятельности, нацеленной на решение всей совокупности проблем личности и общества, относим: парадигмальную открытость, универсальность, научность, профессиональную автономность и моральную ответственность (по К. Лоренцу); глобализацию и регионализацию в деятельности профессионального сообщества; гуманистическую направленность; опору на нормативно-правовую базу и этические принципы в решении проблем клиентов; расширение и усложнение проблемного поля социальной работы; динамичность разработки социальных инноваций и проектов; стандартизацию и модернизацию социальной сферы; комплексность и

междисциплинарность социальных технологий как средств решения социальных проблем; появление новых профессиональных функций и задач специалиста на различных уровнях социальной работы; сегментацию учреждений и организаций социальной инфраструктуры общества, в которой востребованы разнообразные варианты, модели и технологии профессиональной деятельности социальных работников; модернизацию и техноло-гизацию как средства повышения эффективности социальных служб и организаций; повышение требований к профессиональной компетентности, культуре и постоянному личностно-профессиона-льному развитию с учетом интенсификации потоков профессионально значимой информации [5].

Эффективность работы социальных учреждений в современном обществе в решающей мере зависит от управленческой культуры кадров, их компетентности в разработке стратегических и тактических программ, обеспечивающих не только функционирование, но и инновационное развитие службы, коллектива, внедрение новых технологий [7].

Данные особенности и учет потребностей конкретных работодателей актуализируют внедрение инновационных образовательных технологий в вузовской подготовке социальных работников.

В педагогике существуют разнообразные трактовки термина «технология», связанные с использованием технических средств обучения, совокупностью средств и методов педагогического процесса, с проектированием педагогических систем в масштабе класса, образовательного заведения и даже региона. Наше внимание сосредоточено на исследованиях, рассматривающих возможности технологизации вузовской подготовки.

Первоначально в педагогических работах не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «обучающая технология». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В современных условиях педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Таким образом, педагогическая технология -это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успешный результат педагогических действий.

Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

В. В. Гузеев условно разделил образовательные технологии на три основных поколения: традиционные методики, обеспечивающие успеваемость; педагогические технологии, опирающиеся на блочно-модульное проектирование, программированное, проблемное обучение, направленные на развитие мышления; интегральные образовательные технологии, учитывающие вероятностный характер образовательного процесса, субъектность учащегося, направленные на развитие личности; он же сделал прогностический вывод о четвертом поколении технологий, спроектированных с учетом принципа неопределенности открытой образовательной системы [10].

Это позволяет рассматривать границу между традиционными и инновационными технологиями в их направленности на репродуктивные формы и продуктивные формы учебно-профессиональной деятельности студента, или на ЗУНы - традиционные; на развитие личности (личностно-ориен-тированные), мышления (когнитивно-ориентированные), интегральные - ориентированные на развитие личностных, социальных и технологических составляющих.

«Для проектирования образовательно-воспитательных технологий в вузе большое значение имеет его нацеленность на гуманизацию системы подготовки кадров и предполагает, с учетом принципов открытости и социального партнерства изменение ценностной позиции вуза, кафедры, выпускающих специалистов социальной работы.

Технологический компонент системы вузовской подготовки будущего социального работника должен включать не только базовые формы организации обучения (теоретическое и практическое обучение, самостоятельную работу студентов), но и методы, активизирующие студента, развивающие способности работать в междиси-циплинарной команде, в социуме; личностно-ориентированные методы развития организаторских и лидерских качеств, а также групповые и коллективные формы организации обучения, формирующие личностно-профессиональные компетенции [6].

Соответственно технологический компонент высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» содержит тради-

ционные и инновационные образовательные технологии (профессионального обучения и воспитания, волонтерской, исследовательской и других видов самостоятельной и творческой деятельности студентов).

Необходимо дать понимание инновационно-сти в методах вузовской подготовки, с учетом позиции Н. В. Бордовской, к инновационным методам относятся:

- объективно-новые, как результат педагогического творчества;

- адаптированные к вузу зарубежные практики или из других сфер социальной и профессиональной деятельности;

- известные методы, применяемые в новых условиях [1].

В современных условиях вузовская подготовка социальных работников является образовательно-профессиональной средой, обеспечивающей реализацию возможностей для самореализации личности студента не только в образовательной, но и в профессиональной деятельности. Одной из важнейших характеристик данной среды является полисубъектность как многообразие субъектов образовательно-профессиональной среды, которая проявляется в вовлеченности в образовательный процесс не только преподавателей и студентов, но и супервизоров на практике, специалистов социальных служб, общественных организации, органов местного самоуправления и других создателей и реализаторов социальных проектов и программ на региональном, муниципальном и локальном уровнях социальной работы. Важным ее принципом является принцип активного участия субъектов в совместной социально-проектной деятельности.

Образовательные технологии в вузовской подготовке социального работника должны проектироваться как технологии, базирующиеся на образовательном потенциале всех субъектов образовательно-профессиональной среды. Они должны опираться на субъектный опыт студента, соотносится с закономерностями профессионального становления личности и педагогическими инновациями, проектироваться с учетом системной диагностики профессиональной компетентности личности будущего специалиста.

Технология вузовской подготовки как процесс характеризуется: разделением процесса на взаимосвязанные этапы; координированным и поэтапным выполнением действий всех субъектов среды, направленных на достижение педагогической цели - формирование профессиональной компетентности у студента.

Ведущим проектировщиком инновационной образовательной технологии остается педагог -преподаватель вуза, который осуществляет конструирование, взаимосогласование, мотивацию, консультирование, рефлексию со всеми субъектами образовательно-профессиональной среды.

В. В. Сериков считает, что если представить конструирование педагогической технологии как построение системы операций, ведущих к разрешению некоторого противоречия, то логика построения соответствующей педагогической технологии принимает следующий вид:

- анализ противоречия в педагогической практике как источника проблемы;

- определение дидактической цели и критериев ее достижения;

- выявление психолого-педагогического механизма ожидаемых новообразований в личности (опыте, знании, поведении) учащегося;

- проектирование модели дидактической ситуации (ее содержательного и процессуального аспектов), способной обеспечить функционирование данного механизма личностных новообразований;

- разработка предметно-коммуникативного «поля», структуры и движущих сил развития ситуации как последовательности генетически связанных эпизодов педагогического взаимодействия учителя и учащихся;

- управленческое (информационное), методическое, психологическое обеспечение соответствующего вида педагогической деятельности [11].

Данные позиции позволили разработать технологию педагогической деятельности преподавателя по формированию профессиональной компетентности у будущего социального работника с применением ресурсов образовательно-профессиональной среды. Она реализуется посредством следующих этапов:

- проектировочный этап, включающий входную диагностику ресурсов всех субъектов образовательного процесса; педагогическое целе-полагание, проектирование содержания, форм и методов организации учебной, учебно-профессиональной, профессиональной деятельности на практике, в аудиторной и внеаудиторной деятельности студента, мотивационных и диагностико-оценочных средств с учетом выбранных концептуальных подходов;

- результат первого этапа: рабочие программы учебных дисциплин, производственной практики, индивидуальные задания для студентов по учебной дисциплине и по практике, мотиваци-онные упражнения, тесты и формы отчетности

для студента, проекты договоров с базами практики;

- мотивационно-информационный этап, обеспечивающий информацией, необходимой для смыслового понимания у всех субъектов среды запланированной деятельности и стимулирование включения в совместную деятельность по реализации социальных проектов;

- результат второго этапа: знакомство студента с программой учебной дисциплины и практики, проведение входного тестирования и мотивационных тренингов, знакомство студентов с рейтингом курса; планирование деятельности студента по освоению учебной дисциплины в семестре, включая разработку и реализацию социального проекта, программы, а также заключение договоров с социальными учреждениями и конкретизация планов совместной деятельности всех субектов;

- этап организации достижения педагогической цели, включает применение методов и форм, позволяющих освоить содержание учебного курса в аудиторной и внеаудиторной деятельности и реализовать разработанные студенческие проекты и программы в ходе производственной практики;

- результат третьего этапа: реализованные на практике проекты и программы; приобретение студентом компетентности как комплекса знаний, умений и способности применять их в условиях реальной социальной практики;

- рефлексивно-оценочный этап, включает проведение выходной диагностики, анализ результатов студенческой и педагогической деятельности в ходе презентации и защиты программ, анализ совместной деятельности, самооценку педагогических успехов и ошибок, коррекцию и прогнозирование перспективных направлений социальной работы;

- результат четвертого этапа: повышение уровня компетентности в решении социальных проблем у всех субъектов образовательно-профессиональной среды вуза; перспективные планы и проекты совместной деятельности.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и студента в ходе реализации образовательной технологии.

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. Одной из причин это-

го является отсутствие единой классификации методов обучения. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения [10].

Методы вузовской подготовки, как образовательно-профессиональной среды, могут рассматриваться как способы взаимосвязанной деятельности ее субъектов (прежде всего, преподавателя и студента, а также руководителя студенческой практики - социального работника), направленные на формирование профессиональной компетентности студента.

А. А. Вербицкий считает, что в комплекс технологий контекстного обучения могут входить как известные формы и методы обучения (традиционные и новые), так и создаваемые самим преподавателем. К инновационным технологиям обучения он относит: активные методы, включающие проблемные лекции, чтение лекции по отдельной теме студентами под руководством преподавателя-наставника; семинары-дискуссии; игровые и имитационные; моделирование; обучение в естественных условиях; «инструктаж»; выполнение заданий в команде; разбор и анализ аудио- и видеозаписей работы с клиентами; работа над индивидуальными и групповыми проектами; кейс-методы; выездные занятия; сочетание метода «имитации» и «живой» практики и др., каждый из которых, неся в себе определенную смысловую нагрузку, позволяет сделать акцент на практическую сторону подготовки будущих специалистов путем отработки типовых ситуаций в аудиторных условиях» [3]. Это имеет особое значение для вузовской подготовки будущих социальных работников.

Инновационными методами обучения студентов - будущих социальных работников, применяемыми в вузовской подготовке, являются также:

- методы модульного обучения, позволяющие разделять учебные задачи изучаемых дисциплин на определенные составляющие (модули, блоки), соответственно каждую тему можно изучать на определенном уровне: общего введения в проблему; углубленного изучения и принятия решений типовыми методами; на уровне специального подхода к решению и обоснованию конкретных профессиональных действий;

- метод кейсов (анализ конкретных производственных ситуаций, имитационное моделирование), позволяющий осуществлять изучение дисциплины, рассматривая ситуации в определенных комбинациях, развивать способность в решении

основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности, развивать умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление;

- методы группового взаимодействия (групповое обсуждение, мозговой штурм, коллективные решение и оценка, конкурсы), позволяющие приобрести навыки работы в команде при решении социальных проблем;

- метод проектного обучения, который предполагает самостоятельное решение определенной социальной проблемы, начиная с ее формулировки, определения стратегии ее решения, проверки адекватности цели, выбора методов и средств, анализа полученных результатов;

- методы интерактивного обучения (тренинги, деловые и ролевые игры), направленные на активизацию деятельности самих субъектов в образовательном процессе и их развитие.

Соответственно, методами и формами, реализующимися в образовательных технологиях вузовской подготовки будущих социальных работников, являются: методы проектного и контекстного обучения, информационно-коммуникативные и интерактивные методы.

Интерактивными методами, применяемыми в процессе формирования у будущего социального работника профессиональной компетентности, являются: дискуссии, лекции в новом формате, обратная связь, мозговой штурм, коллективное и групповое решение творческих задач, деловые, продуктивные игры, имитационно-игровое моделирование реальных процессов, тренинги, метод проектов, спарринг-партнерство и др.

Интерактивные методы обучения - это методы, актуализирующие потенциал взаимодействия всех субъектов вузовской подготовки. В ходе интерактивного обучения студент является субъектом образовательно-профессиональной деятельности и образовательно-профессионального взаимодействия.

В ходе применения интерактивных методов применяется главная идея интерактивности (по Н. М. Борытко) - процесс так же важен, как и результат, и ценность учебного курса базируется на процессе добывания знаний и опыта, а не на простом аккумулировании фактов. Если при традиционном подходе к профессиональной подготовке обучение является, главным образом, познавательным процессом, то интерактивное обучение ориентируется и на действия, на поведенческие процессы: традиционный анализ фактов и абстрактных концепций трансформируется в приобре-

тение параметров компетентности, и, в конечном счете, - в новую модель поведения. Минимальная личная вовлеченность обучающегося в рамках традиционного учебного процесса заменяется физической и психологической вовлеченностью с принятием на себя ответственности за ход и результаты занятий [2].

Особенное значение интерактивные методы обучения приобретают в практической деятельности студентов - будущих социальных работников. В ходе реализации волонтерских проектов и программ складывается система отношений «студент -специалист» в процессе их совместной деятельности, начиная с целеполагания. При этом важно не только единство целей, которые активизируют позицию, не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.

Интерактивные методы носят субъект-субъектный характер, предоставляют студенту возможность свободной диалогической самореализации в общении с преподавателем, со специалистами в ходе практики, с другими студентами.

В ходе интеракций в процессе деловых и ролевых игр, применяемых нами в вузовской подготовке специалиста социальной работы, устанавливались субъект-субъектные отношения между студентом и преподавателем, между студентами. У студента появлялась возможность побывать в различных ролевых позициях в учебном игровом взаимодействии. В зависимости от моделируемых ситуаций это роли: потребитель социальных услуг, консультант, руководитель социальной службы, организатор социального проекта, адвокат, защитник, воспитатель, делопроизводитель, координатор, посредник, медиатор, конфликтолог, эксперт социального проекта и другие.

Важными методами, применяемыми во взаимодействии преподавателя и студента становятся информационно-коммуникативные методы, предполагающие применение интеллектуальных обучающих систем (использование баз данных, баз знаний, экспертно-обучающих систем); применение системы гипермедиа, электронных книг; программные средства учебного назначения, автоматизированные обучающие системы; использование средств телекоммуникаций). Самостоятельная работа с любой информацией (научной, профессиональной, правовыми источниками), использование материалов, размещенных на сайтах министерств, учреждений, вуза, кафедры позволяет осуществлять студенту выполнение индивидуальных заданий по поиску, переработке и передаче социальной информации в ходе разработки социального проекта.

Согласны с позицией Н. В. Бордовской о том, что активизировать самостоятельную работу в образовательном процессе - значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий субъектов на отношение к ней как к ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции [1, с. 185].

Активизация самостоятельной деятельности студента осуществляется на основе мотивации студентов, применения новых предметов, инновационных методов вузовской подготовки, прежде всего, метода проектов. Студент выполнял проект, который был связан с его интересом.

Активизация самостоятельной деятельности студентов, включая проектную, волонтерскую, исследовательскую, в процессе формирования компетентности включала наряду с поддержкой уверенности студента в возможностях реализации личностных ресурсов в образовательно-профессиональной среде; осмысление личностного и социального контекста процесса освоения компетентности в ходе тренингов; обеспечение ценностной рефлексии результатов самостоятельной деятельности; детальную педагогическую оценку; моделирование ситуаций, предполагающих выбор, проблемный поиск и самоопределение, а в целом -активацию деятельности студентов.

Применение в тренинге метода моделирования ситуаций на примере наиболее существенных функционально-технологических аспектов отрабатываемой профессиональной ситуации в организации решения социальных проблем облегчает перенос сформированных навыков и умений в реальные условия профессиональной деятельности на практике. Организация коммуникаций студентов в условиях игрового моделирования и включение в реальную профессиональную деятельность в ходе студенческой практики - это специфика технологии вузовского обучения социального работника.

Взаимодействия студента и других субъектов образовательно-профессиональной среды в ходе практики связаны с реализацией методов совместного целеполагания, диагностики и коррекции, консультирования, супервизорства, а также инновационными формами в виде мастер-классов, студий, мотивационных тренинговых занятий, стимулирования рефлексии, включая самоанализ студентом учебной и практической деятельности как условия будущего профессионального развития и самосовершенствования, результатов и процесса освоения различных компетенций; межличностной поддержки педагога и других субъектов

образовательно-профессиональной среды, анализа портфолио, поддержки студенческой публикации, в составлении резюме, помощь в трудоустройстве по результатам прохождения практики и качеству выполненного социального проекта и др.

Использование инновационных технологий вузовской подготовки позволяет повысить уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих социальных работников, что отмечают в отзывах представители социальных служб и организаций, где студенты проходят практику и реализуют социальные проекты.

Расширение форм взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды, инициирующих разработку и реализацию социальных проектов, адресованных различным группам населения, - это задача выпускающей кафедры, как субъекта, заинтересованного в качестве подготовки будущих социальных работников.

К инновационным технологиям вузовской подготовки будущего социального работника относим также методы практического обучения, которые усиливают качество взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды и влияют на повышение компетентности всех участников взаимодействия как субъектов взаимодействия и среды. Результатами этих взаимодействий являются совместные исследовательские, социальные проекты, участие в совместных грантах, волонтерских акциях, проведение мастер-классов, студий, совместных методологических семинаров, включение преподавателей и студентов во внутриорганизационное обучение социальных работников, проведение конкурсов, выставок студенческих работ и трудов преподавателей кафедры, творческих презентаций, применение в совместных программах информационно-коммуникативных технологий (форум, чат, интернет-конференции и др.).

Решение задач взаимодействия выпускающей кафедры и социальных служб, организаций усиливает органическое соединение учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности студентов, расширяет опыт и усиливает качество подготовки студентов, а также повышает инновационный потенциал самих служб и организаций за счет:

- развития подлинно демократических отношений, культуры и ответственности, компетентности у всех субъектов образовательно-профессиональной среды;

- включения студентов в коллективные, групповые и индивидуальные формы выполнения заданий в междисциплинарных командах и бри-

гадах по решению социальных проблем населения региона;

- организации совместных выставок, конкурсов, презентаций проектов и программ, совершенствующих социальные технологии, повышающих эффективность деятельности руководителей и специалистов социальных служб и качество оказания социальных услуг;

- стимулирования внутриорганизационного (внутрифирменного) обучения и проведения обучающих семинаров, тренингов на базах студенческой практики;

- проведения исследовательской и экспериментальной работы;

- активизации личностно-профессионального саморазвития средствами тренингов, знакомство с успешными моделями регионального опыта, инновационными технологиями и др.

Инициация базами студенческой практики заказов на выполнение социальных проектов для различных категорий населения позволяет включить студентов в реальную профессиональную деятельность, конечный продукт проекта различный: письменный доклад, стенгазета, альбом, видеопрограмма, совместное мероприятие, проведение занятий в групповых формах, методические рекомендации, информационная база, программы занятий, диагностический инструментарий и др.

Проектная деятельность студента становится реальной работой вне стен вуза, на базах практики в волонтерских проектах и одновременно частью его исследовательской работы (выпускная квалификационная работа), в котором интегрированы теоретическая и практическая компетентность будущего специалиста в решении конкретной социальной проблемы.

Специалисты позитивно отзываются о результатах проектов и программ взаимодействий со студентами и преподавателями кафедры.

Важно отметить, что в образовательно-профессиональной среде формируются творческие сообщества, объединенные общими ценностями, установками и способными демонстрировать продуктивные идеи партнерства, а также воплощать их в жизнь. Множественность развивающих воздействий и для специалистов и для клиентов социальных служб, учреждений, организаций возможна через различные формы взаимодействий субъектов образовательно-профессиональной среды, что способствует результативности формирования профессиональной компетентности у студента.

Таким образом, инновационные образовательные технологии, применяемые в теоретиче-

ском и практическом обучении будущих социальных работников определяются как алгоритмически спроектированные способы (формы и методы) взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды, активизирующие совместную деятельность всех субъектов, они усиливают инициацию, разработку и реализацию социально значимых проектов, адресованных различным группам населения (социальный результат) и обеспечивают эффективность формирования компетентности у студента - будущего социального работника в ходе вузовской подготовки (личностный и образовательный результаты). Данные технологии реализуются поэтапно и интегрируют методы модульного, контекстного, проблемного, проектного, интеративного обучения, группового взаимодействия, кейсов, методы организации волонтерской деятельности и др. Важной составляющей инновационных технологий вузовской подготовки будущих социальных работников являются формы взаимодействия студента и специалистов социальных служб.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб., 2004. С. 39.

2. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-метод. пособие. М., 2005.

3. Вербицкий А. А. Личностный и контекстный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009. С. 123.

4. Гарашкина Н. В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов. 2004.

5. Гарашкина Н. В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского уни-

верситета. Серия Гуманитарные науки. 2012. Вып. 6(110). С. 91-99.

6. Дружинина А. А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента - будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. Вып. 6(110). С. 100-107.

7. Дружинина А. А. Управленческая культура социального работника: сущность, структурный состав // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Вып.2, 2011. С. 108-112.

8. Жуков В. И. Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. М., 2007.

9. Никитин В. А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы: сб. науч. статей. М., 2008. С. 15.

10. Общая педагогика: в 2 ч. / под ред. В. А. Сла-стенина. М., 2002.

11. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.

* * *

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS THE HIGHER EDUCATION COMPONENT IN THE SOCIAL WORK DIRECTION

N. V. Garashkina

In article innovative technologies of high school preparation of social workers are opened, types, stages, groups of innovative technologies of high school preparation of social workers are given.

Key words: social education, high school preparation of social workers, innovative educational technologies, stages of pedagogical technology, methods of theoretical and practical high school training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.