УДК 36+378
КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
© Анастасия Александровна Дружинина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере
e-mail: [email protected]
В статье раскрыты инновационные и традиционные методы вузовской подготовки, обеспечивающие формирование управленческой культуры студента - будущего социального работника, приведены условия эффективности их внедрения, а также результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению данных методов.
Ключевые слова: управленческая культура социального работника; методы обучения в вузе; образовательная технология.
Методы в педагогической практике выступают как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. В настоящее время большинство исследователей рассматривают методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса дидактических задач. Данная позиция укрепляется подходом И.Я. Лернера, в котором метод обучения -это «система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению содержания образования» [1].
В трудах отечественных дидактов рассматривается множество классификаций, мы согласны с позицией И.Ф. Харламова, что это разнообразие подходов к классификации связано с традицией отечественной дидактики применять различные методы обучения [2].
Комплексность методов обучения обеспечивается образовательной технологией как стратегическим направлением в развитии образования, интегрирующим отдельные методы обучения и воспитания.
Методами вузовского обучения социальных работников являются способы достижения поставленных дидактических целей и задач в совместной деятельности субъектов образовательной среды вуза. Дидактические аспекты совершенствования профессиональной подготовки социального работника в вузе носят инновационный характер. В условиях структурно-содержательной модернизации профессионального образования значительно возрастает роль подсистемы, обеспечивающей разработку и внедрение новых
технологий обучения. Приоритетными направлениями развития технологий обучения в высшей школе являются: актуализация содержания и методов обучения за счет активного использования в учебном процессе результатов научного поиска, повышение на этой основе эффективности самостоятельной творческой работы студентов; внедрение в учебный процесс высоких интеллектуальных технологий, предусматривающих формирование знаний с целью получения нового интеллектуального продукта; создание психологически комфортной среды обучения, обеспечивающей академические свободы преподавателю и студенту в выборе форм и методов обучения, создание условий и стимулирование ритмичной интенсивной учебной работы студентов.
Инновационный подход в вузовской подготовке в той или иной степени развивают ученые, работающие в контексте следующих направлений: инновационные технологии в практике высшей школы (А.А. Вербицкий, П.Ф. Кубрушко, В.Д. Шадриков и др.); инновационные образовательные технологии подготовки социальных работников (Ю.Н. Гала-гузова, Н.В. Гарашкина, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, И.А. Зимняя, Р.М. Куличенко, В.А. Никитин, В.А. Сласте-нин, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева и др.).
Инновационный подход в социальном образовании - это направление исследований, нацеленных на изучение нововведений в области организационных структур, содержания и технологий подготовки специалистов социальной работы.
so
Образовательные технологии В.В. Гузеев условно разделил на три основных поколения: традиционные методики, обеспечивающие успеваемость; педагогические технологии, опирающиеся на блочно-модульное проектирование, программированное, проблемное обучение, направленное на развитие мышления; интегральные образовательные технологии, учитывающие вероятностный характер образовательного процесса, субъ-ектность учащегося, направленные на развитие личности; он же сделал прогностический вывод о четвертом поколении технологий, спроектированных с учетом принципа неопределенности открытой образовательной системы [3]. Это позволяет рассматривать границу между традиционными и инновационными методами в их направленности на репродуктивные формы и продуктивные формы учебно-профессиональной деятельности, или на ЗУНы - традиционные; на развитие личности (личностно-ориентированные), мышления (когнитивно-ориентированные), интегральные - инновационные.
В ходе исследовательской работы
Н.В. Гарашкиной были выявлены педагогические основы внедрения методов обучения в вузовской подготовке социальных работников, это:
- организация подготовки с целевой ориентацией на формирование профессиональной компетентности;
- активизация деятельности студентов, создание поливариантной образовательнопрофессиональной среды для проявления личностно-профессиональных качеств с учетом педагогического мониторинга и деонтологии;
- разработка технологий формирования профессиональной культуры с учетом особенностей деятельности специалиста в различных средовых условиях;
- поддержка личностно-профессиональной рефлексии участников образовательного процесса [4].
Необходимая для формирования управленческой культуры будущих специалистов социальной работы в вузе совокупность методов, представляет собой интеграцию традиционных и инновационных методов обучения, направленных на развитие их субъ-ектности.
Педагогические условия, позволяющие формировать управленческую культуру будущего социального работника как субъекта, ориентированы на активизацию индивидуальных возможностей студентов, к ним относятся: личностно-ориентированное, вариа-
тивное обеспечение субъектной деятельности (учебной, учебно-профессиональной, профессиональной); диагностика и прогнозирование уровня сформированности управленческой культуры студента в педагогически направленной деятельности; формирование коллективного субъекта активности (формальные студенческие и неформальные временные, творческие, волонтерские группы); постепенное усложнение форм и видов самостоятельной творческой деятельности студентов с переходом на более высокие уровни развития, творчества, самосовершенствования.
В ходе анализа исследований Б.Н. Боден-ко, А.К. Быкова, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.М. Князева, Т.С. Паниной и других выявлено, что продуктивными инновационными методами, формирующими управленческую культуру, являются субъектно- и личностно-ориентированные методы обучения и воспитания, для них характерны: интенсивная подача материала, активная позиция и высокая степень самостоятельности студентов, постоянная внутренняя обратная связь (самоконтроль и самокоррекция), учет субъектного опыта, диалогичность, проблем-ность, рефлексивность.
В отличие от традиционных методов инновационные, развивая в студенте субъекта образовательно-профессиональной среды,
направлены на формирование умения анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т. д.
Требования к управленческой культуре как личностному ресурсу специалиста, готового к постоянным изменениям в технологиях и рассматривающего эти изменения как возможность получить жизненно необходимое решение возникающих проблемных ситуаций клиентов, актуализируют применение инновационных методов обучения и воспитания в вузовской подготовке.
Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы на основе применения комплекса инновационных и традиционных методов обучения и воспитания обеспечивает:
- вовлечение личностного и социального контекста в процесс обучения, обеспечивающего воспроизведение задач на ценностную рефлексию, оценку и выбор, проблемный поиск и самоопределение, а в целом - активацию личностного потенциала студентов;
- воспроизведение наиболее существенных функционально-технологических аспектов отрабатываемой профессиональной ситуации, облегчая тем самым перенос сформированных навыков и умений в реальные условия профессиональной деятельности;
- системную ориентировку в усваиваемом материале за счет повышения информативной емкости всех форм подготовки и учебных продуктов, а также развития у студентов навыков системного анализа;
- организацию коммуникаций студентов в условиях игрового моделирования и включение в реальную профессиональную деятельность, обеспечивающих интеграцию логического и социально-психологического аспектов освоения и анализа ими профессиональной деятельности;
- личностную ориентацию используемого практико-ориентированного учебного знания, обеспечивающего персонализированный вариант освоения деонтологических норм профессии.
Наиболее эффективными в социальном образовании являются методы контекстного, исследовательского, проектного, проблемного, активного видов обучения. Интеграция видов обучения позволяет создать более широкий спектр возможностей для развития управленческой культуры будущего специалиста, развить личностные качества, усиливая внимание к деонтологическим основам профессии, профессиональной рефлексии, если методы опираются на субъектный опыт студентов в управленческой деятельности.
В качестве базового метода формирования управленческой культуры студента в рамках подготовки социального работника в вузе рассматриваем метод проектов, позволяющий соединить теорию и практику социальной работы, систематизировать специальную подготовку, идущую в течение всех кур-
сов обучения, воспитательную работу, исследовательскую, общественную, социокультурную деятельность студентов в единое поле образовательной технологии. Проектный метод является ведущей, интегральной, комплексной, системообразующей технологией.
Проектное обучение является такой образовательной технологией, которая способствует раскрытию субъектного опыта, становлению саморазвития. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс, позволяющий приобрести помимо технологических параметров, личностные и социальные компетентности.
Разрабатываемый студентом проект дает возможность ему приобрести опыт использования знаний для решения задач с дефицитом данных, так как отсутствует эталон решения. Ситуация выбора стимулирует внутреннюю мотивацию, причастность и ответственность за свою успешность. Таким образом, приобретается опыт творчества, повышается уровень коммуникабельности при расширении круга конструктивного, целенаправленного профессионального общения.
Включение метода проектов в учебные дисциплины, начиная с первого курса, позволяет студентам успешно подготовиться к курсовому и дипломному проектированию, приобрести метакомпетентности в личностной, социальной и технологических сферах, ценный опыт исследовательской работы.
В ходе прохождения практики социальные проекты по решению управленческих проблем реализуются студентами, формируется самостоятельность участников проекта, что проявляется не только в отсутствии или незначительном контроле преподавателя на многих этапах работы над проектом, но и в самостоятельном выборе темы проекта, формы работы, ее конечного результата, контроля, презентации проекта. Все это придает особую осмысленность познания предмета исследования в проекте, помогает им видеть свои перспективы, цели работы, оценить результаты. Тем самым студенты получают возможность проявить ответственность как перед собой, так и перед членами группы.
Проектирование позволяет индивидуализировать деятельность студентов и комбинировать парные, групповые, совместные виды работы. При этом у студентов форми-
руется мобильность, гибкость в выборе наиболее подходящего в данной проблемной ситуации метода, умение работать в коллективе, взаимопомощь и взаимное обогащение учебным и личным опытом. Отрабатываются умения в соуправлении, преподаватель демонстрирует культуру партнерского взаимодействия. Преподаватель и студенты становятся истинными субъектами творческой проектной деятельности.
Презентация проекта в виде защиты студенческой работы, проведения мероприятия, демонстрации творческой продукции позволяет студенту приобрести умения самоконтроля, рефлексии, при помощи которых они анализируют успешность своего продвижения по индивидуальной траектории формирования управленческой компетентности.
Важным в комплексе методов формирования управленческой культуры будущего социального работника является применение методов активного обучения, которые обеспечивают развитие социальной активности студента, способствуют формированию навыков самостоятельной работы, повышают уровень управленческой компетентности.
За базовую классификацию активных методов обучения выбрана классификация С.Д. Неверковича, выделившего: методы
анализа ситуаций, методы социального тренинга, собственно деловые игры [5].
Все они используются в вузовской подготовке специалиста социальной работы.
Деловая игра занимает среди педагогических средств активизации процесса обучения особое место. Суть ее состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность обучаемого, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Учебная деловая игра - это познание и действительное освоение обучаемыми социальной и предметной действительности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов и поведения по определенным, заложенным в условиях игры правилам.
Метод анализа ситуаций - это самый востребованный и широко применяемый активный метод обучения в вузовской подготовке специалистов социальной сферы. Вузовская подготовка социального работника должна содержать ситуации, требующие
нравственного переживания и адекватного действия в решении проблем клиентов.
Использование инновационных технологий в рамках учебного процесса в подготовке специалистов социальной работы, таких как: проблемная, проектная, интерактивная, контекстная, продуктивная, эвристическая, информационная, на основе усиления интеграции теоретического, практического обучения в социальных службах, включения в научно -исследовательскую, волонтерскую и другие виды социально полезной деятельности позволяет студентам не только осуществлять имитационную профессиональную деятельность по разрешению ситуаций, но и самим непосредственно участвовать в преобразующей деятельности.
На основе анализа научной литературы и полученных нами экспериментальных данных в контексте разработанных подходов выявлен комплекс условий, обеспечивающих повышение уровня сформированности управленческой культуры студентов:
- организация мониторинга сформиро-ванности управленческой культуры студентов;
- создание образовательно-профессиональной среды, взаимоусиливающей ресурсы вуза, социальных учреждений и других социальных партнеров в обеспечении качества образования и компетентности кадров;
- интеграция сквозных направлений теоретического и практического обучения и организации самостоятельной деятельности студентов в рамках социальных проектов;
- реализация подготовки студентов в рамках специализации «Социальный менеджмент»;
- применение методов, способствующих развитию субъектности студентов.
Одним из определяющих условий, позволяющих формировать управленческую культуру будущего специалиста социальной работы в вузе, реализуемых в ходе опытноэкспериментальной работы, являлась организация специальной подготовки студентов к управленческой деятельности в рамках специализации «Социальный менеджмент». Содержательный компонент процесса формирования управленческой компетентности, включающий дисциплины цикла ГСЭ, ЕН, ОПД, СД федерального компонента образовательной программы подготовки специалиста социальной работы был усилен за счет
учебных дисциплин регионального, вузовского компонентов и производственной практики по специальности. Дисциплины специализации: «Взаимодействие государственных и общественных структур социальной помощи населению», «Местное самоуправление и социальная работа», «Организация опеки, попечительства и усыновления», «Организация охраны материнства и детства», «Организация благотворительной деятельности», «Организация профориентации и трудоустройства», «Организация правовой помощи населению» и др.
Технологический компонент вузовского обучения включал методы, развивающие субъектности студентов. В учебной деятельности студентов это были, прежде всего: дискуссии, деловые, ролевые, имитационные, интерактивные игры, в учебно-профессиональной деятельности студентов: экскурсии, тренинги, кейсы, проекты, встречи со специалистами, конференции, семинары с руководителями социальных служб; в профессиональной деятельности студентов в ходе производственной практики: суперви-зорство, консультации, анализ и решение реальных управленческих ситуаций, стажировка. Метод проектов интегрировал все виды деятельности студентов в освоении управленческой культуры.
Итоговым результатом уровня сформи-рованности управленческой культуры является качество подготовки выпускника, отражаемое в отзыве организации, на базе которой реализовался разработанный студентом проект решения управленческой задачи, в сдаче государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика социального менеджмента» и защите дипломной работы. Важным моментом является комплексная самооценка профессиональной компетентности самим выпускником, его перспективы, а также экспертная оценка качества подготовленности будущего специалиста социальной работы как субъекта социального управления по параметрам: степень полноты знаний, умений и навыков в области социального менеджмента, демонстрируемых выпускником; степень фундаментальности осознания теории и практики социального менеджмента; степень свободного применения технологий социального управления; степень способности к инновационному социальному
мышлению и принятию управленческих решений в области социальной работы.
С учетом результатов выходной диагностики уровня сформированности управленческой культуры студента строилась стратегия и тактика педагогического воздействия в ходе преподавания учебных дисциплин, позволяющих развивать ценностное отношение, управленческую компетентность и социальную активность; регулировалась система соуправления, сформировались субъ-ект-субъектные отношения между участниками образовательно-профессиональной среды вуза, включая привлечение через систему договоров новых субъектов (новые базы студенческой практики, новые социальные партнеры) и корректировалась система организации самостоятельной работы студентов по формированию управленческой культуры через разработку и реализацию дидактических модулей, учебно-методических комплексов, электронных учебников.
В рамках формирующего эксперимента на базе отделения социальной работы Института педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина в экспериментальной группе осуществлялась разработка и внедрение студенческих проектов, основанных на технологии управленческого решения в социальной работе.
Управленческая компетентность студентов (контрольная группа) формировалась только за счет общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, производственной практики в соответствии с государственными образовательными стандартами. Измерение уровня сформированно-сти управленческой культуры будущих специалистов социальной работы проводилось в два этапа: перед началом образовательного процесса, ориентированного на формирование исследуемой культуры, и после завершения.
Результаты промежуточной диагностики по отдельным направлениям исследования анализировались по мере их получения, что являлось источником оперативной информации о ходе опытно-экспериментальной работы и позволяло вносить соответствующие коррективы в его течение. Для выявления эффективности процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы проводилось изме-
рение уровня по каждому компоненту (аксиологический, компетентностный, личностно-творческий) в ходе входного и выходного контроля.
Диагностика показала, что формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы предполагает единство воздействия, взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной
среды вуза и самостоятельной работы студентов в данном перспективном направлении непрерывного социального образования.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что внедрение комплекса инновационных и традиционных методов вузовской подготовки способствует формированию управленческой компетентности и
управленческой культуры будущих специалистов социальной работы.
1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С. 17.
2. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. С. 195.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. С. 112.
4. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004. С. 85.
5. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 2009. С. 120.
Поступила в редакцию 1.10.2010 г.
UDC 36+378
COMPLEX OF METHODS OF FORMATION OF MANAGEMENT CULTURE OF STUDENT-FUTURE SOCIAL WORKER
Anastasia Aleksandrovna Druzhinina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: silans@mail
The article deals with innovative and traditional methods of high school preparation providing formation of administrative culture of the student, the future social worker, presents the conditions of efficiency of their introduction, and results of experimental work on introduction of these methods.
Key words: administrative culture of social worker; training methods in high school; educational technology.