АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗЕ
А. А. ДРУЖИНИНА
В статье раскрывается применение аксиологического подхода к проектированию технологии формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке.
Ключевые слова: аксиологический подход, дидактическое проектирование, образовательная технология, вузовская подготовка, социальный работник.
Социальное образование имеет стратегическое значение для социального развития страны, для социальной безопасности общества. В современном мире особое значение приобретает защищенность отдельного человека, семьи, общества, государства. Социальная работа - как профессиональная деятельность в социальной сфере и ответ на растущее многообразие социальных проблем -напрямую связана с контекстуальными изменениями в российском обществе, культуре и государстве, с модернизацией социальной политики. В связи с этим значительно возросла роль профессиональной подготовки социальных работников как инновационной области в профессиональном высшем образовании. Вузовская подготовка социального работника нацелена на формирование активной творческой личности, обладающей энергичной гражданской позицией, ориентированной на защиту интересов человека труда, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод и способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое социальное развитие системы.
В современных условиях становится актуальным аксиологическое проектирование образовательных технологий вузовской подготовки, что связано с особенностями социальной работы и социальным образованием.
Специалист социальной работы, ставя задачи гармонизации человеческих отношений, в любом случае имеет конечную цель, определяемую интересами клиента (создание условий для защиты прав человека, обеспечение высокого качества жизни, уважение его самоценности), которая реализуется средствами гуманизации социума.
С учетом этого рассматриваем специалиста социальной работы как профессионала - посредника, координатора, основной задачей которого является гармонизация отношений в системе человек-общество. Это предполагает обеспечение гуманистической направленности в целеполагании вузовской подготовки социальных работников.
Для проектирования образовательно-воспитательных технологий в вузе большое значение имеет его нацеленность на гуманизацию системы подготовки кадров и предполагает, с учетом принципов открытости и социального партнерства, изменение ценностной позиции вуза, кафедры, выпускающих специалистов социальной работы.
Эффективность работы социальных учреждений в современном обществе в решающей мере зависит от управленческой культуры кадров, их компетентности в разработке стратегических и тактических программ, обеспечивающих не только функционирование, но и инновационное развитие службы, коллектива.
По своим целевым функциям гуманизация общества является условием (фактором), результатом гармоничного взаимодействия человека и социума, обогащения творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей личности. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, реализующегося в социуме. Гуманизация - ключевой элемент мышления специалиста социальной работы, утверждающего поли-субъектную сущность социальных процессов, ценность человека в современном мире. Основным смыслом гуманистически ориентированного социального процесса в этом случае становится
развитие общества и личности, повышение качества жизни человека, а управленческая культура социального работника становится ценностным ресурсом, показателем качества вузовской подготовки, а также показателем эффективности работы специалиста социальной работы, социальной службы и в целом социально-политической системы.
Соответственно, для дидактического проектирования подготовки специалиста социальной работы особую важность приобретают ценностноориентированные технологии формирования управленческой культуры будущего социального работника [1].
Аксиологические основания позволяют преодолеть статично-описательный подход и содержательно наполнить проекты в образовательной сфере.
Разработка аксиологических основ проектирования подразумевает выявление ценностей, ценностных ориентиров социального образования, проектировщиков как субъектов изменения его, собственно ценностей проектирования образовательных технологий.
Главная ценность всей системы социального образования состоит в ее способности открыть, развить, поддержать проектирование индивидуальных, групповых, коллективных ценностей всех субъектов образовательно-профессиональной среды.
Учитывая значение аксиологических функций, главным образом интегративной функции, в системе ценностных ориентаций преподавателя вуза, И. Ф. Исаев [2] выстроил классификацию педагогических ценностей, выделил группы педагогических ценностей в структуре профессионально-педагогической культуры. Данный подход адаптирован нами для определения ценностей как основы проектирования технологий формирования управленческой культуры в вузовской подготовке социальных работников:
1 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл целей проектирования (ценности-цели): развитие личности будущего специалиста социальной работы, формирование его управленческой культуры как качественного результата подготовки в вузе;
2 группа - ценности, раскрывающие значение
способов и средств осуществления проектной деятельности (ценности-средства): личностно-
ориентированные технологии проектирования образовательных систем, процесса, ситуации, образовательно-профессиональной среды;
3 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма взаимодействий в целостном проектируемом про-
цессе подготовки специалиста (ценности-отношения): профессиональные позиции, включающие отношения проектировщика к студентам, себе, дидактическому проекту, другим субъектам образовательно-профессиональной среды;
4 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл знаний в процессе осуществления проектирования (ценности-знания): теоретико-методологические знания о проектировании гуманистических систем, формировании личности и управленческой деятельности, знания ведущих идей и закономерностей педагогического процесса в высшей школе, знание психологии студенчества и др.;
5 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности проектировщика (ценности-качества): многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, социальных, деятельностно-профессиональных качеств личности проектировщика как субъекта профессиональнопедагогической деятельности.
Представленные группы педагогических ценностей образуют систему как содержательную основу, стержень проектировочной культуры и могут рассматриваться в качестве аксиологических критериев оценки образовательно-воспитательного проекта - технологии формирования управленческой культуры студента - будущего социального работника.
Ценности личности определяем как ее базовое интегральное образование, системный компонент культуры, выражение потребности в человечности. Развитие духовных, интеллектуальных, социальных ценностей студентов в процессе социального образования в вузе предполагает возможность целесообразно включать аксиологический компонент в разные учебные дисицплины, в студенческую практику, целостную образовательно-профессиональную среду, в систему волонтерских программ на базе социальных служб, общественных организаций.
В качестве ценности - цели проектирования высшего профессионального социального образования рассматриваем формирование управленческой культуры будущего специалиста.
Особенность вузовской подготовки социального работника представлена в аксиологическом компоненте как ценностно-целевом основании образовательной технологии.
Существенной характеристикой традиционного проектирования вузовской подготовки является единство его содержательной и процессуальной сторон, аксиологический подход к ней должен иметь нормативно-ценностный выход, т. е. не только описывать процесс, но и отвечать на во-
прос - как и во имя чего следует его осуществлять. Аксиологический компонент в проектировании призван ответить на вопрос, во имя чего создается технология, раскрыть способы построения дидактической системы, дидактического процесса, дидактической ситуации с учетом принципа ценностной направленности. В нашем исследовании аксиологическое назначение технологии - формирование управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке как интегральный результат развития личности будущего профессионала.
Аксиологический компонент проектирования представляет собой совокупность ценностей, регулирующих взаимодействие субъектов образовательно-профессиональной среды в разных ролевых проектировочных позициях: инициатор, автор, участник проекта.
Главные критерии концептуальности проектирования технологии подготовки специалиста социальной работы в вузе, это: 1) единство системы, процесса и ситуации; 2) контекстность ситуации формирования управленческой культуры будущего социального работника как личностноценностного ресурса; 3) аксиологичность системы, процесса и ситуации.
Аксиологический компонент является собственно ценностно-целевым основанием целостного образовательного проекта, а также сквозным вектором в технологии подготовки специалиста социальной работы, создающим возможности для открытия мира ценностей и выбора смысла в решении личностных, социальных и профессиональных задач.
Гуманистические цели и миссия социальной работы требуют определенных аксиологических рамок подготовки будущих специалистов, которые в своей профессиональной деятельности способствуют позитивным общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействуют укреплению способностей к функциональному существованию в обществе в целях повышения их уровня благополучия.
Аксиологические рамки в образовательном проекте подготовки специалиста социальной работы выступают системообразующим элементом проектирования личностно-ориентированных образовательных технологий в вузе.
С учетом этого для технологизации процесса формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке основой являются следующие группы принципов:
Первая группа - технологические принципы (целенаправленность, алгоритмируемость, сис-
темность, оптимальность, развивающий характер, вариативность, проектируемость, воспроизводимость, гарантированность результата, диагно-стичность, взаимосвязанность компонентов).
Вторая группа - аксиологические принципы (аксиологичность содержания обучения и процесса его развертывания в образовательно-профессиональном процессе; адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию управленческой деятельности; ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательно-профессионального процесса; ценностно-обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических методов).
Процесс формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке осуществляется целенаправленно, на протяжении всего периода обучения студента и носит непрерывный целостный характер. Он включает взаимосвязанные компоненты -этапы: ценностно-адаптационный; функционально-технологический; проектно-продуктивный; системно-творческий.
Первый этап формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (1-2 курсы) связан с освоением социо-гуманитарного блока учебных дисциплин, нацеленных на становление инвариантного блока культуры личности, общей культуры. Это ценностно- адаптационный этап технологии. Важное значение на данном этапе имеет ценностное освоение профессии в ходе практического обучения. В процессе ознакомительной и учебной практики студент знакомится с содержанием социальной работы и управленческой деятельности в системе социальной службы, идет теоретическое освоение сущности, типологии, характера социальных проблем и способов их решения на макро (государственном) и микро (личностном) уровнях социальной работы. Формирование управленческой культуры на данном этапе и на последующих строится с учетом детальной диагностики личности студента, с учетом показателей сформированности управленческой культуры, которые полно ее характеризуют с результативной и процессуальной стороны: успешности в организаторской деятельности; уровень способностей, умений и навыков, способствующих эффективности управленческой деятельности.
Результаты диагностики позволяют оптимально строить работу преподавателей и кураторов групп, применяя личностно ориентированные технологии формирования управленческой куль-
туры студентов, а также позволяют самим студентам разрабатывать программы саморазвития личностно-профессиональных качеств. Основной целью как предметов «Введение в специальность», «Права человека и работа в социальной сфере», «Профессиональная терминология», так и студенческой практики является первичное знакомство с различными типами и видами социальных учреждений, специалистами и содержанием их деятельности, этикой профессиональной сферы. Это этап ценностого приобщения к профессии, становления профессионально значимых личностных качеств, поэтому лекционная подготовка предполагает пропедевтический характер, практические занятия включают коммуникативные тренинги, имитационные игры, экскурсии, встречи и беседы со специалистами.
Второй этап формирования управленческой культуры в вузе (3 курс) связан с общепрофессиональным блоком учебных дисциплин, содержание которых определено профессиональной культурой специалиста. Это этап функционально-технологический. На данном этапе идет освоение компетенций в области технологий социальной работы, одним из базовых является курс «Технология социальной работы». Содержание студенческой практики также ориентировано на освоение функциональных технологий социальной работы, базовых технологий управления в социальной службе. В профессионально-личностном плане студенты совершенствуют качества и умения (аналитические, коммуникативные, организаторские), обеспечивающие успешность в социальном менеджменте. Их отработка идет на семинарских и практических занятиях. В учебном процессе это реализуется в базовых общепрофессиональных дисциплинах: «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Профессионально-этические основы социальной работы», а также дисциплинах по выбору: «Профессиональное общение», «Актуальные проблемы социальной работы», «Информационные технологии в управлении социальной сферой». Особое значение для становления управленческой культуры имеет дисциплина «Профессионально-этические основы социальной работы», которая нацелена на формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной
управленческой деятельности, формирование основ ценностного мышления будущего социального работника. В задачи курса входит: изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе; анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом; изучение особенностей этикоценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, Этического кодекса социальной работы; изучение деон-тологических вопросов социальной работы; анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт личности. Ведущие методы вузовского обучения - решение этических дилемм, метод проектов.
Третий этап проектно-продуктивный, реализуемый на 4 курсе обеспечивает возможность студенту детально освоить технологии социального менеджмента, прежде всего, технологию социального проектирования, отрабатывая профессионально важные умения: диагностирования, принятия решения, проектирования, организации, консультирования. Это качественно новый этап в освоении профессиональных действий и операций. Студент осваивает управленческую деятельность в социальной сфере. В рамках курсов специализации «Муниципальный менеджмент и социальная работа», «Инновационный менеджмент в социальной сфере», «Организация социального партнерства», «Менеджмент социальной службы» и др. Большое внимание уделяется сочетанию двух видов деятельности: практико-преобра-
зовательной и поисково-исследовательской в ходе выполнения проектных заданий. Этому способствует реализация в практикумах кейс-метода, анализа реальных управленческих ситуаций, управленческих решений; активных методов обучения (деловые, имитационные игры, решение ситуативных задач). Ведущим методом обучения является метод проектов. На четвертом курсе студент выполняет курсовую работу, одной из задач которой является разработка социального проекта как продукта исследовательской деятельности.
Четвертый этап формирования управленческой культуры будущего профессионала, реализуемый на 5 курсе - системно-творческий - направлен на самостоятельное творческое проектирование студентом и осуществление процесса профессиональной деятельности по решению конкретной социальной проблемы средствами применения системного подхода в социальном
управлении в ходе преддипломной практики и стажировки. Будущий выпускник осознает, что системный подход является базовым при разработке и реализации управленческого решения по решению социальной проблемы, а также в процессе внедрения творческой разработки - реального продукта дипломного проектирования. Результативность данного этапа и оценка уровня сформированности управленческой культуры отражена в отзыве социальной организации, на базе которой реализовался разработанный студентом проект решения управленческой задачи. Особое значение в оценке управленческой культуры студента имеет сдача государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика социальной работы» и публичная защита дипломного исследования. Важным моментом на данном этапе является комплексная самооценка управленческой компетентности самим выпускником, его перспективы, а также экспертная оценка качества подготовленности будущего специалиста социальной работы как субъекта социального управления по параметрам: степень полноты знаний, умений и навыков в области социального менеджмента, демонстрируемых выпускником; степень фундаментальности осознания теории и практики социального менеджмента; степень свободного применения технологий социального управления; степень способности к инновационному социальному мышлению и принятию управленческих решений в области социальной работы.
Разделение целостного процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы на этапы условно, поскольку формирование ценностной ориентации, формирование управленческой компетентности, творческая самореализация студента процессы взаимообусловленные. Особенностью освоения управленческой культуры будущего профессионала в вузе является осознанность процессов изучения управленческих знаний, освоения управленческих технологий, субъект-субъектный характер взаимодействия и рефлексия в учебной, учебно-профессиональной и профессиональной видах деятельности.
Каждому этапу технологии соответствуют конкретные методы обучения и формы организации деятельности студентов.
Таким образом, сущность аксиологического подхода в технологии формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке заключается в реализации представленных групп принципов и компонентов (цель, задачи, этапы, методы, условия, результат), обеспечивающих успешность процесса. Аксиологическое проектирование технологии формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке требует реализации дидактических стратегий: использования ценностно-развивающего потенциала содержания учебных дисциплин, студенческой практики; применения методов актуализации личностного опыта студентов в ценностном освоении профессии; поэтапном формировании управленческой культуры как ценностного ресурса личности, а также проектировочных стратегий: включения в проектировочный процесс ценностно-смысловой рефлексии и гуманистической экспертизы образовательных технологий.
Литература
1. Гарашкина Н. В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монограф. Тамбов, 2004.
2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. М., 2002.
* * *
AXIOLOGICAL DESIGN OF FORMING TECHNOLOGY OF MANAGEMENT CULTURE OF FUTURE SOCIAL WORKER IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
A. A. Druzhinina
In this article, the application of axiological approach to the design of forming technology of management culture of future social worker in institution of higher education is described.
Key words: axiological approach, didactic design, educational technology, higher education preparation, social worker.