УДК 36+378
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
© Анастасия Александровна Дружинина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,
e-mail: [email protected]
В статье представлен технологический подход как обеспечивающий формирование управленческой культуры студента - будущего социального работника в вузовской подготовке, раскрыто содержание этапов технологии данного процесса с позиции педагогики.
Ключевые слова: технология; социальная технология; педагогическая технология; технология вузовской подготовки.
Эффективность социальной политики государства в современных условиях в решающей мере зависит от управленческой культуры кадров социальных служб, их компетентности в разработке стратегических и тактических программ, обеспечивающих не только функционирование, но и инновационное развитие организации, коллектива, внедрения новых технологий.
Управленческая культура специалиста социальной работы - это проявление образованности и профессиональной компетентности в области управленческой деятельности; это комплексная личностно-профессиональная характеристика, целостно отражающая управленческие знания, умения и ценностные ориентации [1].
С данных позиций в вузовской подготовке усиливается необходимость в формировании управленческой культуры будущего социального работника, актуальность приобретает технологический подход, направленный на внедрение инновационных образовательных технологий, обеспечивающих данный процесс.
Важным для определения сущности технологического подхода считаем рассмотрение базового понятия «технология» как одного из самых многозначных понятий, характеризующих сферу делания чего-либо и рефлексии по этому поводу. Под технологией понимается: 1) техника; 2) описание последовательности трудовых операций, необходимых для превращения предмета труда в продукт, и самый процесс, соответствующий описанной методике; 3) сфера деятельности
человека вместе с совокупностью знаний, обеспечивающих ее; 4) общая характеристика деятельности, типичной для того или иного социума; 5) особый тип мироотношения, присущий индустриальной и постиндустриальной эпохам.
В работах Дж.П. Гранта, Г. Кана проводится тезис, согласно которому специфика современной эпохи не ограничивается одним лишь количественным увеличением технологической активности. Под ее влиянием произошла перемена в западной идее блага. В изначальном понимании благо есть то, что предъявляет нам непререкаемое нравственное требование. Развитие технологии исключило из слова «следует» значение безусловного обязательства. Поскольку сегодня технология открывает перед человеком практически неограниченные и многообразные возможности ... В этом смысле технология отличает современную эпоху, тогда как раньше имела место «просто» техника [2]. В современных условиях технология становится типом отношения человека к миру, включающим деятельностные, ценностные и рефлексивные составляющие.
В исследовании Н.Н. Шамрай технологический подход представлен как прогрессивное направление в педагогике, обеспечивающее процесс развития талантов и способностей личности, стремление к совершенствованию интеллекта через реализацию собственных умений и навыков, способность приобретать и систематизировать знания, а как результат - адаптацию к социальным и технологическим изменениям в обществе.
Научные факты, полученные в результате изучения технологии как философской категории, позволили автору сделать вывод о том, что технология - парадигма современного образования, обеспечивающая поиск путей развития технологического мышления, таких способностей, как умение прогнозировать свое развитие в рамках заданной цели, принимать решения на уровне включения в деятельность, ориентироваться на постоянное обновление знаний и умений, реализовывать себя в процессе трудовой деятельности, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, определять собственные интересы и алгоритм деятельности [3].
Интерес в контексте нашего исследования представляет рассмотрение сущности технологического подхода к исследованию и преобразованию социальной практики с позиции Л.Е. Никитиной и С.Н. Майоровой-Щегловой, заключающегося в технологическом описании общественных процессов разного уровня, масштаба, содержания с целью повышения качества управления затрачиваемыми ресурсами. Материальные (ценовые) и нематериальные (неценовые) ресурсы в комплексе образуют технологическую ситуацию. Оценка технологической ситуации позволяет определить систему исследовательских и преобразовательных мер и порядок их реализации, что, по сути, и есть технология. Следует различать технологию-модель (научная концепция) и технологию-проект, реализуемые в практике. Технологический подход является основой для концептуального и проектировочного освоения различных областей социальной практики [4].
Технология формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке рассматривается как вид социальной технологии и как вид педагогической технологии.
Исследователь в области социальных технологий В.Н. Иванов выделил наиболее существенные характеристики концепции социальной технологии:
1) социальные технологии - это определенный способ достижения общественных целей;
2) сущность этого способа состоит в пооперационном выполнении деятельности;
3) операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;
4) эта пооперационная разработка производится на основе и с использованием научных знаний;
5) при разработке социальных технологий учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;
6) социальные технологии выступают в двух формах:
- проект, содержащий процедуры и операции;
- деятельность, построенная в зависимости с этим проектом.
Социальные технологии являются элементом человеческой культуры. Они возникают двумя путями: эволюционно или строятся по законам как некое искусственное образование, через соединение теоретических и практических знаний в данной сфере [5].
Понятие педагогическая технология появилось в США в 1974 г. официально закрепленное как «комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний» [5, с. 51].
В одном из документов ЮНЕСКО дается определение педагогической технологии: «это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» [5, с. 53].
В.В. Гузеев, рассматривая образовательные технологии, выделил три основных поколения их:
1) традиционные методики, обеспечивающие успеваемость;
2) педагогические технологии, опирающиеся на блочно-модульное проектирование, программированное, проблемное обучение, направленные на развитие мышления;
3) интегральные образовательные технологии, учитывающие вероятностный характер образовательного процесса, субъектность учащегося, направленные на развитие личности.
Технология формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке относится к интегральной технологии.
На основе проведенного анализа позиций исследователей в области педагогических технологий Н. В. Гарашкиной были выделены пять основных подходов к понятию «педагогическая технология», а именно, технология как:
1) дидактическая концепция, ее принципы: целостность, научная обоснованность, прикладная направленность, гарантированность результата, проектируемость, рациональность, диагностическая постановка целей, инструментальность, оперативная обратная связь, воспроизводимость;
2) педагогическая система, ее принципы: проектируемость, целенаправленность, целостность, эффективность, планируемость, диагностичность, вариативность, оптимальность, учет конкретных условий;
3) педагогический процесс, его принципы: методологическая обоснованность, целенаправленность, планируемость, алгоритми-руемость, системность, оптимальность, развивающий характер, гибкость, вариативность, проектируемость, индивидуализация и дифференциация, воспроизводимость, гарантированность результата, диагностичность, последовательность, непрерывность, взаимосвязанность компонентов;
4) процедура действий педагога и учащихся, ее принципы: целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, эффективность, системность, проектируе-мость, гарантированность результата;
5) совокупность методов и средств достижения целей, ее принципы: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, направленность на результат, проектируемость [5].
С учетом этого для технологизации процесса формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке основой являются следующие группы принципов: первая группа - технологические принципы (целенаправленность, алгоритмируемость, системность, оптимальность, развивающий характер, вариативность, проектируемость, воспроизводимость, гарантированность результата, диаг-ностичность, взаимосвязанность компонентов); вторая группа - контекстные принципы (проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательно-
профессиональном процессе; адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию управленческой деятельности; ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательно-профессионального процесса; ценностно-обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических методов).
Процесс формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке осуществляется целенаправленно, на протяжении всего периода обучения студента и носит непрерывный характер. Он включает взаимосвязанные компоненты -этапы: ценностно-адаптационный; функционально-технологический, проектнопродуктивный; системно-творческий.
Первый этап формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (1-2 курсы) связан с освоением социогуманитарного блока учебных дисциплин, нацеленных на становление инвариантного блока культуры личности, общей культуры. Это ценностно-адаптационный этап технологии. Важное значение на данном этапе имеет ценностное освоение профессии в ходе практического обучения. В процессе ознакомительной и учебной практики студент знакомится с содержанием социальной работы и управленческой деятельности в системе социальной службы, идет теоретическое освоение сущности, типологии, характера социальных проблем и способов их решения на макро- (государственном) и микро- (личностном) уровнях социальной работы. Формирование управленческой культуры на данном этапе и на последующих строится с учетом детальной диагностики личности студента, с учетом показателей сформированности управленческой культуры, которые полно ее характеризуют с результативной и процессуальной стороны: успешность в организаторской деятельности; уровень способностей, умений и навыков, способствующих эффективности управленческой деятельности.
Результаты диагностики позволяют оптимально строить работу преподавателей и кураторов групп, применяя личностноориентированные технологии формирования управленческой культуры студентов, а также
позволяют самим студентам разрабатывать программы саморазвития личностно-профессиональных качеств. Основной целью как предметов «Введение в специальность», «Права человека и работа в социальной сфере», «Профессиональная терминология», так и студенческой практики является первичное знакомство с различными типами и видами социальных учреждений, специалистами и содержанием их деятельности, этикой профессиональной сферы. Это этап ценностного приобщения к профессии, становления профессионально значимых личностных качеств, поэтому лекционная подготовка предполагает пропедевтический характер, практические занятия включают коммуникативные тренинги, имитационные игры, экскурсии, встречи и беседы со специалистами.
Второй этап формирования управленческой культуры в вузе (3 курс) связан с общепрофессиональным блоком учебных дисциплин, содержание которых определено профессиональной культурой специалиста. Это этап функционально-технологический. На данном этапе идет освоение компетенций в области технологий социальной работы, одним из базовых является курс «Технология социальной работы». Содержание студенческой практики также ориентировано на освоение функциональных технологий социальной работы, базовых технологий управления в социальной службе. В профессионально-личностном плане студенты совершенствуют качества и умения (аналитические, коммуникативные, организаторские), обеспечивающие успешность в социальном менеджменте. Их отработка идет на семинарских и практических занятиях. В учебном процессе это реализуется в базовых общепрофессиональных дисциплинах: «Теория
социальной работы», «Технология социальной работы», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Профессионально-этические основы социальной работы», а также дисциплинах по выбору: «Профессиональное общение», «Актуальные проблемы социальной работы», «Информационные технологии в управлении социальной сферой».
Третий этап проектно-продуктивный, реализуемый на 4 курсе, обеспечивает возможность студенту детально освоить технологии социального менеджмента, прежде
всего технологию социального проектирования, отрабатывая профессионально важные умения: диагностирования, принятия решения, организации, консультирования и т. д. Это качественно новый этап в освоении профессиональных действий и операций. Студент осваивает управленческую деятельность в социальной сфере в рамках курсов специализации «Муниципальный менеджмент и социальная работа», «Инновационный менеджмент в социальной сфере», «Организация социального партнерства», «Менеджмент социальной службы» и др. Большое внимание уделяется сочетанию двух видов деятельности: практико-преобразовательной и поисково-исследовательской в ходе выполнения проектных заданий. Этому способствует реализация в практикумах кейс-метода, анализа реальных управленческих ситуаций, управленческих решений; активных методов обучения (деловые, имитационные игры, решение ситуативных задач). Ведущим методом обучения является метод проектов. На четвертом курсе студент выполняет курсовую работу, одной из задач которой является разработка социального проекта как продукта исследовательской деятельности.
Четвертый этап формирования управленческой культуры будущего профессионала, реализуемый на 5 курсе - системнотворческий - направлен на самостоятельное творческое проектирование студентом и осуществление процесса профессиональной деятельности по решению конкретной социальной проблемы средствами применения системного подхода в социальном управлении в ходе преддипломной практики и стажировки. Будущий выпускник осознает, что системный подход является базовым при разработке и реализации управленческого решения по решению социальной проблемы, а также в процессе внедрения творческой разработки - реального продукта дипломного проектирования. Результативность данного этапа и оценка уровня сформированности управленческой культуры отражена в отзыве социальной организации, на базе которой реализовался разработанный студентом проект решения управленческой задачи. Особое значение в оценке управленческой культуры студента имеет сдача государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика социальной работы» и публичная защи-
та дипломного исследования. Важным моментом на данном этапе является комплексная самооценка управленческой компетентности самим выпускником, его перспективы, а также экспертная оценка качества подготовленности будущего специалиста социальной работы как субъекта социального управления по параметрам: степень полноты знаний, умений и навыков в области социального менеджмента, демонстрируемых выпускником; степень фундаментальности осознания теории и практики социального менеджмента; степень свободного применения технологий социального управления; степень способности к инновационному социальному мышлению и принятию управленческих решений в области социальной работы.
Разделение целостного процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы на этапы условно, поскольку формирование ценностной ориентации, формирование управленческой компетентности, творческая самореализация студента - процессы взаимообусловленные. Особенностью освоения управленческой культуры будущего профессионала в вузе является осознанность процессов изучения управленческих знаний, освоения управленческих технологий, субъект-субъектный характер взаимодействия и рефлексия в учебной, учебно-профессиональной и профессиональной видах деятельности.
Каждому этапу технологии соответствуют конкретные методы обучения и формы организации деятельности студентов.
Таким образом, сущность технологического подхода в формировании управленческой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке заключается в реализации представленных групп принципов и компонентов (цель, задачи, этапы, способы, условия, результат), обеспечивающих успешность процесса.
1. Милютин П.В. Управленческая культура личности и факторы ее развития // Власть. 2007. № 5. С. 159-162.
2. Социальная философия: Словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М., 2003. С. 463-464.
3. Шамрай Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.
4. Никитина Л.Е., Майорова-Щеглова С.Н. Технологический подход в прогнозировании и развитии воспитания: монография. М., 2008. С. 64.
5. Гарашкина Н.В. Проектирование социально -го образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 13.01.2011 г.
UDC 36+378
TECHNOLOGICAL APPROACH TO FORMATION PROCESS OF MANAGEMENT CULTURE OF FUTURE SOCIAL WORKER IN UNIVERSITY PREPARATION
Anastasia Aleksandrovna Druzhinina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
In article the technological approach as providing formation of administrative culture of the student, the future social worker in high school preparation, is presented, the maintenance of stages of technology of the given process from pedagogy’s position is opened.
Key words: technology; social technology; pedagogical technology; technology of high school preparation.