Макушина А.Ю.,
старший преподаватель кафедры «Региональная экономика и менеджмент» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МАКУШИНА А.Ю. ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯ ТУШУНЧАСИ, МОЦИЯТИ ВА УНИНГ ТАМОЙИЛЛАРИ
Мак,олада замонавий таълим тизимида илмий-техник тарак,к,иётнинг талаблари, «педагогик технология» тушунчаси, мох,ияти ва унинг мух,им тамойиллари ёритиб берилган.
Таянч суз ва тушунчалар: педагогик технологиялар, фан, педагогик технологиялар тамойиллари, илмийлик, лойих,алаштириш, тизимлилик, мак,садга йуналганлик.
МАКУШИНА А.Ю. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В статье раскрываются требования научно-технического прогресса к современной системе образования, сущность понятия «педагогическая технология» и её важнейшие принципы.
Ключевые слова: педагогическая технология, наука, принципы педагогической технологии, научность, проектируемость, системность, принцип целенаправленности.
MAKUSHINA A.Y. SUMMARY OF THE CONCEPTS AND PRINCIPLES OF TEACHING TECHNOLOGY
The article describes the requirements of scientific and technical progress in the modern education system, the essence of the "educational technology" notion and that most important principles.
Keywords: educational technology, science, the principles of pedagogical technology, scien-tificprinciple, the principle of projectability, systems principle, the focus principle.
Одними из важнейших условий успешного осуществления реформ в сфере образования являются правовое и методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе высшего образования, внедрение современных информационных педагогических технологий. Не случайно среди основных задач Национальной программы по подготовке кадров - создание нормативной, материально-технической и информационной базы, обеспечивающей требуемые уровень и качество образования, гарантии функционирования и устойчивого развития, приоритетность системы подготовки кадров в новых социально-экономических условиях1.
1 Национальная программа по подготовке кадров от 29 августа 1997 года // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007. - № 15. -ст. 150.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6
Термин «Педагогическая технология» в специальной литературе появился в США в 50-е годы ХХ века. Уже через несколко лет этими важнейшими компонентами сферы образования были охвачены системы образования практически всех развитых стран мира. В последующие годы сфера использования педагогической технологии непрерывно расширялась.
Период появления педагогических технологий характеризуется интенсивностью ускорения научно-технического прогресса (НТП). Его результатами стали величайшие открытия, на основе которых разрабатывались новые поколения техники и технологий. Вырабатываемая продукция стала отличаться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью. Способ и условия производства, интенсивно изменяясь, ставили перед системой образования кардинально новые требования1.
Обратимся к основным характеристикам научно-технического прогресса и требованиям, предъявляемым им к системе образования.
Во-первых, возрастающая роль науки. В ХХ - начале XXI столетий темпы развития науки достигли максимальных значений. Основные показатели научной деятельности удваивались через каждые 10-15 лет.
Не случайно считается, что одним из основных законов развития науки является экспо-ненциальность, то есть - это такое возрастание величины, когда скорость роста пропорциональна значению самой величины. Высокие темпы развития науки в настоящее время поддерживаются все большей автоматизацией умственного труда.
Развитие науки осуществляется в сфере деятельности высококвалифицированных специалистов. Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна обеспечить возможность усваивать огромные массивы современной информации, развить навыки научно-исследовательской деятельности, индивидуальной и самостоятельной работы, умения творческой работы с научно-технической информацией.
1 Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. - Ростов н./Д: «Март», 2012. -С.23.
Во-вторых, масштабность развития современной науки обеспечивается и возникновением новых направлений науки на стыке известных 2-3-х и более наук. Например: биофизика, биогеохимия, информатика, физико-химическая механика и много других. Возникает дерево науки. Появившись на стыке известных наук, новая наука - это новые научные направления, проблемы, темы и научные вопросы. Эти задачи предстоит решать наиболее талантливым выпускникам высшей школы.
В-третьих, развитие науки и соответствующий рост научно-технической информации способствуют ускорению передачи и обработки информации, в основе которых находятся компьютерные технологии.
Использование современных информационных систем немыслимо без индивидуализации обучения. Следовательно, сердцевиной современной системы обучения должна быть индивидуализация обучения. Поэтому актуальной становится задача разработки и освоения технологий и средств индивидуализации обучения, самообразования, системы дистанционного образования.
В-четвертых, особенностью НТП является резкое увеличение разновидностей инженерно-технологических решений. Они принимаются в условиях быстрой смены материалов, технологических процессов, конструкций машин, повышения уровня автоматизации систем управления, сокращения сроков внедрения в производство результатов научных достижений. Так, например, если между открытием телефонной связи и ее использованием прошло 56 лет, радио - 35, то телевизора - 14, атомной энергии - 6, транзистора - 5 лет. Сейчас эти сроки, как правило, составляют менее 1 года.
Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна быть направлена на формирование у них способностей к быстрой адаптации к непрерывно изменяющимся условиям производства, техники, технологий.
В-пятых, для подготовки специалистов в высшей школе, отвечающим современным требованиям, необходима интенсификация обучения, использование в обучении всего потенциала системы образования. То есть, необходима интенсификация символьно-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6
зрительного обучения. Это означает, что при подаче информации в учебном процессе, необходимо использовать приемы структурирования и систематизации учебного материала, компьютеризацию обучения, использование учебного телевидения и др.1.
В условиях интенсивного развития науки функционирование системы обучения должно быть направлено на:
а) развитие навыков индивидуальной творческой работы обучаемых;
б) развитие способностей принятия нестандартного решения, увеличение работоспособности;
в) индивидуализацию обучения (вследствие разных способностей к обучению);
г) формирование мобильности знаний, критичности мышления, творчества и гибкости в работе, адаптивности к быстрым изменениям в характере деятельности.
Рассмотрим одно из основных понятий исследуемой темы.
«Педагогическая технология» - это системный подход создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязей, ставивший своей задачей оптимизацию форм обра-зования2.
Целью педагогической технологии является обеспечение достаточной эффективности образовательного процесса с гарантией достижения студентами запланированных результатов обучения в условиях массового образования.
В этой связи в статье 26 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» к компетенции уполномоченных государственных органов по управлению образованием отнесено среди прочих - внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения3.
Главной задачей педагогической технологии является разработка учебного процесса, обеспечивающего достижение педагогом не-
1 Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: «Сентябрь», 2010. - С.46.
2 Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.34.
3 Закон Республики Узбекистан «Об образовании»
от 29 августа 1997 года // Ведомости Олий Мажлиса
Республики Узбекистан,1997. - № 9. - ст. 225.
обходимого эффекта обучения в условиях современного образования.
Предметом педагогической технологии является сам учебный процесс. Объектами педагогической технологии являются составляющие учебного процесса.
Основными элементами педагогической технологии являются:
- разработка максимально уточненных учебных целей, установление критериев их измерения и оценки;
- разработка и точное описание учебного процесса, направленного на достижение учебных целей;
- ориентация всего учебного процесса на гарантированное достижение результатов об-учения4.
Педагогическая технология проектируется в соответствии со своими принципами - ведущими педагогами, наделенными необходимыми профессиональными способностями и имеющими достаточный опыт преподавательской работы.
На основе анализа целей, задач, структуры и содержания «Педагогической технологии» сформулированы её основные принципы: научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг друга. На этих принципах осуществляется организация учебного процесса, то есть его подготовка и сам процесс обучения.
В принципах педагогической технологии заключены достижения педагогической и технологической науки. В совокупности эти принципы в виде науки «Педагогическая технология» дают блестящие результаты в подготовке высококвалифицированных кадров в силу их определенности, аксиоматичности, практич-ности5:
1. Принцип научности указывает на то, что всякая учебная дисциплина должна базироваться на современных достижениях науки.
4 Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Пособие для учителя. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - С.93.
5 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 2012. - С.31.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6
2. Принцип проектируемости означает предварительную разработку документов по организации предстоящего учебного процесса, на основе которых будет осуществляться учебный процесс.
3. Принцип системности отличается тем, что педагогическая технология охватывает все элементы учебного процесса. В этом и заключается сущность принципа системности. Все элементы учебного процесса проектируются как одна система на основе их взаимной связи и обусловленности. При этом структура, организация и функционирование всех элементов учебного процесса стимулируют обучение студентов.
4. Принцип целенаправленности. Учебный процесс должен быть целенаправленным. Цель должна определять характер и способы действий человека. Устанавливаемая цель должна быть конкретной и измеряемой.
5. Принцип деятельностного подхода. Нынешний этап научно-технического прогресса характеризуется использованием высоких технологий, производством наукоёмкой продукции, когда не только наука способствует эффективному развитию производства, но и само производство способствует интенсивному развитию науки. В этих условиях эффективность учебного процесса возрастает, когда он базируется на деятельностном подходе. Учебный план, программы дисциплин, учебные часы по видам занятий целесообразно формировать на основе детального анализа деятельности специалиста.
6. Принцип управляемости. Педагогическая технология направлена на достижение высоких результатов обучения. Достигнуть этого возможно только в условиях управляемого процесса обучения. Управление позволяет осуществить в запланированном режиме учебный процесс, реализацию целей обучения. Данный принцип предполагает возможность поэтапного мониторинга результатов обучения.
7. Принцип воспроизводимости означает возможность многократного повторения педагогической технологии на основе использования педагогико-технологических карт.
8. Принцип эффективности указывает на то, что педагогическая технология обеспечивает достижение намеченных результатов с оптимальными затратами.
Направление учебного процесса на достижение учебных целей начинается с разработки учебного плана. В первую очередь необходимо точно установить роль каждой дисциплины учебного плана в подготовке специалиста. Это достигается на основе государственных образовательных стандартов и тщательного анализа производственной деятельности выпускников. В зависимости от роли учебной дисциплины в подготовке специалиста устанавливаются соотношения между видами занятий - лекционными, практическими (семинарскими) - лабораторными - самостоятельной ра-ботой1. Для профилирующих дисциплин объем отводимых учебных часов на практические и лабораторные занятия может превышать лекционные часы, так как здесь важным является приобретение знаний на уровне применения анализа, синтеза, оценки. То есть важным является овладение навыками, необходимыми в профессиональной деятельности. Для других видов учебных дисциплин соотношение видов занятий планируется в других пропорциях.
Наряду с этим на эффективность организации современного учебного процесса в ВОУ влияет оптимизация соотношений между аудиторными часами и часами, отводимыми на самостоятельную работу.
С возрастанием курса обучения усиливается необходимость формирования специальных навыков, а, следовательно, и роль самостоятельной работы обучаемых.
Установление критериев измерения и их оценка осуществляются с помощью разработанных систем контроля, в том числе тестов. При этом важным является установление определенного уровня усвоения каждого учебного материала. Достижение учебных целей возможно только тогда, когда весь учебный процесс направлен на это.
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что выбор педагогической технологии является не только важным элементом, но и условием успешного осуществления учебного процесса.
1 Селевко Г.К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - С. 34.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 29 августа 1997 года // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,1997. - № 9. - ст. 225.
2. Национальная программа по подготовке кадров от 29 августа 1997 года // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007. - № 15. - ст. 150.
3. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. -Ташкент, 2003. - 192 с.
4. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. - Ростов н./Д: «Март», 2012.
5. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Ташкент: «Шарк», 1998.
6. Голиш Л.В., Хажиева К.Н. Проектирование и планирование педагогических технологий: учебно-методическое пособие для тренинга. - Ташкент: ТГЭУ, 2010.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: «Сентябрь», 2010.
8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: - М.: Педагогическое общество России, 2010.
9. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Пособие для учителя. -Ростов н./Д: «Феникс», 2010.
10. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 2012.
12. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г. Интерактивные методы обучения, разработанные в Узбекистане. - Ташкент, 2003. - 48 с.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6