Научная статья на тему 'Учебно-творческий план как методологическая основа формирования компетентности у магистров'

Учебно-творческий план как методологическая основа формирования компетентности у магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-творческий план / проблемный кластер / интегративные дисциплины / дидактическое преобразование / компетентность. / educational and creative plan / bad cluster / integrative discipline / didactic transformation competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудов А. Х.

Данная статья направлена на практическую реализацию задач, определённых Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2016 года No ПП-2534 «О приёме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2016/2017 учебном году». Раскрываются методические и дидактические аспекты совершенствования учебного плана в направлении формирования и развития творческого потенциала у магистрантов. Рассмотрены современные требования, принципы, структура и содержание разработки учебно-творческого плана для компетентностной подготовки магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмудов А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND CREATIVE PLAN-METHODOLOGICAL BASIS OF MASTERS COMPETENCE FORMATION

The article is aimed at practical implementation of the tasks defined by the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan «On admission to higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan in 2016/2017 academic year». There are disclosed methodical and didactic aspects of the improvement of the curriculum towards the formation and development of creative potentials of undergraduates. The modern requirements, principles, structure and content of the development of educational and creative plan for competency training of masters are discussed.

Текст научной работы на тему «Учебно-творческий план как методологическая основа формирования компетентности у магистров»

Махмудов А.Х.,

соискатель Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук, кандидат технических наук

УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МАГИСТРОВ

МАХМУДОВ А.Х. УЦУВ-ИЖОДИЙ РЕЖА МАГИСТРЛАРДА КОМПЕТЕНТЛИКНИ ШАКЛЛАНТИРИШНИНГ МЕТОДОЛОГИК АСОСИ СИФАТИДА

Мак,ола Узбекистон Республикаси Президентининг 2016 йил 26 майдаги «2016/2017 укув йилида Узбекистон Республикасининг олий таълим муассасаларига укишга кабул килиш туFрисида»ги ПК.-2534-сон карорида белгиланган вазифаларнинг амалий ижросига каратилган. Магистрантларнинг ижодий салох,иятларини шакллантириш ва ривожлантиришга йуналти-рилган укув режани такомиллаштиришнинг методик ва дидактик жих,атлари очиб берилган. Компетентли магистрларни тайёрлаш учун укув-ижодий режани яратиш тамойиллари, унга куйиладиган талаблар х,амда унинг тузилмаси ва мазмуни куриб чикилган.

Таянч суз ва иборалар: укув-ижодий режа, муаммоли кластер, интегратив фанлар, дидактик узгариш, компетентлик.

МАХМУДОВ А.Х. УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МАГИСТРОВ

Данная статья направлена на практическую реализацию задач, определённых Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2016 года № ПП-2534 «О приёме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2016/2017 учебном году». Раскрываются методические и дидактические аспекты совершенствования учебного плана в направлении формирования и развития творческого потенциала у магистрантов. Рассмотрены современные требования, принципы, структура и содержание разработки учебно-творческого плана для компетентностной подготовки магистров.

Ключевые слова и понятия: учебно-творческий план, проблемный кластер, интегративные дисциплины, дидактическое преобразование, компетентность.

MAHMUDOV A.H. TRAINING AND CREATIVE PLAN-METHODOLOGICAL BASIS OF MASTERS COMPETENCE FORMATION

The article is aimed at practical implementation of the tasks defined by the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan «On admission to higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan in 2016/2017 academic year». There are disclosed methodical and didactic aspects of the improvement of the curriculum towards the formation and development of creative potentials of undergraduates. The modern requirements, principles, structure and content of the development of educational and creative plan for competency training of masters are discussed.

Keywords: educational and creative plan, bad cluster, integrative discipline, didactic transformation competence.

В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2016 года № ПП-2534 «О приёме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2016/2017 учебном году», наряду с задачами «...усиления взаимосвязанности и сбалансированности приема в высшие образовательные учреждения с потребностями работодателей в специалистах с высшим образованием...» поставлена не менее важная задача по «.кардинальной переработке всех учебных планов и программ, имея в виду полный отказ от устаревших, изживших себя подходов и методик преподавания дисциплин, внедрение в бакалавриате и магистратуре новых учебных планов и программ, основанных на современных достижениях мировой науки и передовых педагогических технологий..»1.

Актуальность и востребованность модернизации учебных планов и программ заключается в том, что здесь закладываются современные целевые установки, тенденции направления подготовки специалистов, иными словами это дидактическая модель реализации учебно-воспитательного процесса. Следовательно, от адекватности структуры и содержания учебного плана концептуальным положениям современных тенденций зависит эффективность результатов профессиональной подготовки.

Структурно, традиционный учебный план подготовки магистров состоит из следующих блоков: учебный блок, включающий учебные дисциплины с указанием объема часов в целом и по разным формам освоения (аудиторная и самостоятельная работа); научно-исследовательский блок, состоящий из научно-исследовательских, научно-педагогических разделов и подготовки магистерской диссертаций; блок квалификационной практики и государственной аттестации, состоящий из государственных экзаменов по общеметодологическим дисциплинам и дисциплинам специ-

1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2016 года № ПП-2534 «О приёме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2016/2017 учебном году».- http://www.press-service.uz/ ru/news/5254/

альности, а также защиты магистерской диссертаций2.

Содержательный анализ действующих учебных планов магистратуры показывает, что в них отражена реализация «знаниевой» парадигмы обучения, которой присущи такие особенности, как направленность на учебно-познавательную деятельность, многопредмет-ность, слабые межпредметные связи, монодисциплинарный контроль знаний и др.

Следовательно, вышеперечисленные особенности предметно-знаниевого содержания учебного плана не удовлетворяют современным мировым тенденциям подготовки магистров, заключающимся в переходе на компе-тентностный подход. Последние состоят в интеграции знаний, направленности на творческую деятельность, формировании самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способности и готовности применять интегративные знания в быстро меняющихся ситуациях профессиональной деятельности и др.

Учитывая то обстоятельство, что в учебном процессе при компетентностной подготовке творческая составляющая является ключевой дидактической компонентой, целесообразно разрабатывать не просто учебный план, а учебно-творческий план (УТП), ориентированный на реализацию активной самостоятельной учебно-творческой деятельности магистрантов в период их обучения.

Рассмотрим требования и принципы формирования учебно-творческого плана для компетентностной подготовки магистров.

Исследования в рамках докторской диссертации автора на тему «Дидактические основы компетентностной подготовки магистров технических специальностей» и анализ научно-педагогической литературы показывают, что

2 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 января 2015 года № 3 «О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров от 16 августа 2001 года № 343 «Об утверждении Государственных образовательных стандартов высшего образования»». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015 г., № 2, ст. 21.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 12

V_/

учебно-творческий план должен отвечать следующим дидактическим требованиям1.

• практикоориентированность. Содержание интегративных дисциплин УТП должно отражать актуальные и перспективные научно-практические проблемы специальности и включать часы на тренинговые занятия;

• непрерывность фундаментальной подготовки. Структура и содержание интегративных дисциплин УТП должны основываться на раскрытии фундаментальных основ специальности на всех этапах обучения;

• системность структуры и содержания УТП. Она реализуется в наличии между блоками (учебно-творческий, научно-исследовательский и диагностический) структурно-логических связей, которые создают условия для системного формирования творческих способностей магистрантов;

• преемственность с учебным планом бакалавриата. Цели и содержание УТП подготовки магистров должны быть направлены на дальнейшее повышение уровня компетентности, сформированной в бакалавриатуре;

• оптимальность структуры и содержания. Она отражается в равноценной важности изучения интегративных дисциплин при формировании соответствующих граней компетентности магистра;

• диагностичность. Она состоит в выделении временных ресурсов для диагностики уровней сформированности граней компетентности в соответствии с положениями ком-петентностной модели личности магистра и Государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего образования (по соответствующей специальности);

• эффективность использования дидактических ресурсов. Это реализуется через рациональное соотношение выделенных часов на аудиторные и самостоятельные занятия (оно составляет 1:2, соответственно). Такое соотношение отражает интенсивность учебно-творческого процесса;

• создание необходимых условий для формирования самостоятельной творческой личности магистра и повышения его духовно-

1 Махмудов А.Х. Компетентностный подход к подготовке магистров технических специальностей (методологические и дидактические аспекты). Монография. - Т.: «Фан ва технология», 2012. -С. 62-64.

мировоззренческой культуры. Это обеспечивается введением в УТП интегративных дисциплин, раскрывающих методы и способы творческой деятельности и пути развития духовных качеств личности.

На основе структурно-содержательного анализа требований к учебно-творческому плану подготовки магистров сформулируем основные принципы, на основе которых необходимо разрабатывать и составлять такой план 2 :

• принцип научно-творческой и духовно-мировоззренческой ориентации структуры и содержания плана;

• принцип направленности на гармоничное формирование и развитие всех граней компетентности;

• принцип эффективного использования имеющихся дидактических ресурсов (временных, информационных и креативных);

• принцип непрерывности и преемственности содержания;

• принцип системности и целостности ин-тегративных знаний;

• принцип интенсивности процесса обучения.

Основываясь на требованиях и принципах построения учебно-творческого плана автором сформулированы основные теоретико-методологические положения, которые являются базисными для разработки его структуры и содержания:

Положение 1. Концептуальной основой для формирования учебно-творческого плана является разработанная компетентностная модель личности магистра.

Положение 2. Структура и содержание учебно-творческого плана должны быть ориентированы на творческую и исследовательскую деятельность магистранта.

Положение 3. Содержание учебно-творческого плана должно включать в себя совокупность интегративных дисциплин.

Положение 4. Дидактической базой формирования структуры и содержания интегративных дисциплин являются выявленные ак-

2 Джураев Р.Х., Махмудов А.Х., Фефелов В.С. Методология формирования учебно-творческого плана для компетентностной подготовки магистров (технические специальности). // «Педагогические науки», М., 2012, № 1. -С.84-90.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 12

туальные и перспективные научно-прикладные проблемы конкретной специальности.

Положение 5. В структуру и содержание учебно-творческого плана должна быть заложена педагогическая диагностика сформиро-ванности уровня развития граней компетентности на последовательных этапах обучения.

На основе этих базисных положений структура учебно-творческого плана должна включать следующие блоки:

• учебно-творческий блок, нацеленный на формирование и развитие творческого мышления у магистрантов в процессе обучения;

• научно-исследовательский блок, направленный на формирование и развитие исследовательских способностей магистрантов;

• диагностический блок, направленный на оценку и контроль сформированности инвариантных граней компетентности на разных этапах обучения.

Содержанием блоков учебно-творческого плана являются интегративные дисциплины, на основе изучения которых формируется компетентность магистра (Положение 3). Рассмотрим методику формирования интегра-тивных дисциплин.

Формирование содержания интегративных дисциплин основывается на дидактической обработке имеющихся актуальных и прогнозируемых научно-прикладных проблем специальности - проблемный кластер специаль-ности1. Он характеризуется философско-методологическими, научно-техническими и социально-экономическими аспектами. Системный анализ структуры научно-прикладных проблем по техническим специальностям магистратуры показывает, что изучение каждой проблемы начинается с последовательного рассмотрения её философско-методологи-ческих, научно-технических и социально-экономических аспектов. Процесс усвоения содержания научно-прикладной проблемы имеет интегративный характер, так как осмысление её генезиса и методологических особенностей, различных подходов к решениям и оценки их эффективности (по адекватным критериям) требуют фундаментальных и си-

1 Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Методология создания систем защиты. - ООО «ТИД» «ДС», 2002. -С. 668.

стемных знаний из различных научных областей. Следовательно, для эффективного решения задач проблемного кластера необходимы знания из различных научных отраслей (технических, технологических, психологических, энергетических, экономических и др.), т.е. необходимо привлечение интегративных знаний.

Выявление и формирование проблемного кластера специальности осуществляется при активном сотрудничестве работников производства, науки и образовательной системы. Для анализа и нахождения решения отдельной научно-прикладной проблемы составляется программа, основанная на дидактическом подходе к ее изучению. На основе анализа содержания соответствующих программ (составленных по каждой проблеме) выявляются общие компоненты, отраженные в монодисциплинах. Дальнейший синтез этих монодисциплин позволяет объединять общие и родственные дисциплин в группы. Содержание входящих в группы монодисциплин является основой для формирования интегративных дисциплин.

Типовая структура и содержание учебно-творческого плана представлена в таблице 1.

В качестве примера приведем формирование учебно-творческого плана для магистратуры по специальности «Информационная безопасность».

Учебно-творческий блок формируется из следующих интегративных дисциплин (№1 -№0: «Проблемы криптологии» (интегрирующая следующие дисциплины: «Основы криптографии», «Основы криптоанализа», «Специальные разделы математики»); «Проблемы защиты компьютерных сетей и систем» (интегрирующая такие дисциплины как: «Компьютерные сети и системы», «Основы телекоммуникации», «Информационные технологии»), «Технология создания, моделирования и проектирования информационных систем» (интегрирующая следующие дисциплины: «Организационно-управленческие основы информационной безопасности», «Нормативно-правовые основы информационной безопасности», «Моделирование систем»), «Проектирование и разработка аппаратно-программных средств защиты информации» (интегрирующая следующие дисциплины: «Пробле-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 12

V_/

Таблица 1. Типовая структура и содержание учебно-творческого плана.

№ Наименование блоков и их содержание Общий бюджет времени (в часах) Распределение времени по семестрам и неделям

Общий объем времени (часы) Аудиторные занятия Самостоятельная работа Диагностика 1 курс 2 курс

Проблемные лекции Практические Креативные ееминары Лабораторные работы Всего 1 2 3 4

1.0 Учебно-творческий блок

1.1 Интегративная дисциплина № 1 *Т1 ПЛ1 П1 КС1 ЛР1 АЗ1 СЗ1

и Интегративная дисциплина № i Т| ПЛ| П| КС| ЛР| АЗ| СЗ|

Итого по 1 блоку

2.0 Научно-исследовательский блок

2.1 Научно-педагогическая работа

2.2 Научно-исследовательская работа

2.3 Подготовка магистерской диссертации

2.4 Практика

Итого по 2 блоку

3.0 Диагностический блок

3.1 Входная диагностика

3.2 1-ая семестровая диагностика

3.3 2-ая семестровая диагностика

3.4 3-ая семестровая диагностика

3.5 Итоговая аттестационная диагностика

3.6 Защита магистерсткой диссертации

Итого по 3 блоку

Всего

В таблице приняты следующие сокращения *:

- Т - общий бюджет времени для ной интегративной дисциплины, где Т= АЗ| +СЗ|; i = 1-n

- ПЛ: - объем часов на проблемные лекций для ной интегративной дисциплины,

- КС - объем часов на креативный семинар для Ьой интегративной дисциплины;

- ЛР: - объем часов на лабораторный практикум для ной интегративной дисциплины;

- АЗ: - бюджет времени для аудиторных занятий по ной интегративной дисциплине, где АЗ^ПЛ+П+КС+ЛР^ и составляет 40% от общего бюджета времени Т^

- СЗ: - бюджет времени для самостоятельных занятий по ной интегративной дисциплине.

мы электроники», «Кодирование информации»).

Научно-исследовательский блок включает бюджет времени на самостоятельную подготовку научно-исследовательских и научно-педагогических работ, квалификационную практику и подготовку магистерской диссертации.

Диагностический блок - это выделение временных ресурсов для диагностики уровней сформированности граней компетентности и включает аудиторные часы на проведение трёх семестровых диагностик, итоговой аттестационной диагностики и защиты магистерской диссертации.

Сложность разработки учебно-творческого плана заключается в определении эффективных способов интеграции учебных дисциплин.

Одним из возможных способов является выполнение следующих методических действий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• составление программ изучения по каждой научно-прикладной проблеме специальности;

• выявление общих учебных компонентов в программах изучения проблем;

• составление содержания интегративных дисциплин.

Выводы и предложения:

1. Формирование и развитие компетентности у магистров возможно в случае, если в структуру и содержание учебного плана будут заложены психолого-педагогические условия активной творческой деятельности магистрантов. К таковым относятся: учебно-творческий блок с интегративными дисциплинами; проблемные лекции, креативные семинары, самостоятельные занятия творческого характера, превалирование объема часов на самостоятельную подготовку.

2. Интегративные дисциплины, составляющие основу учебно-творческого плана, формируются на основе интеграции смежных монодисциплин, что позволяет уменьшить число изучаемых предметов (при этом не теряя её содержательную составляющую) и, следовательно, увеличить бюджет времени на самостоятельную подготовку.

3. Реализация учебно-творческого плана нацелена на формирование и развитие интег-ративного профессионального мышления через изучение интегративных дисциплин. Ин-тегративное мышление позволяет системно и целостно подходить к решению сложных профессиональных задач и является одним из ключевых компонентов компетентности.

Литература:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2016 года № ПП-2534 «О приёме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2016/2017 учебном году». // http://www.press-service.uz/ru/news/5254/

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 января 2015 года № 3 «О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров от 16 августа 2001 года № 343 «Об утверждении Государственных образовательных стандартов высшего образования»». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015 г., № 2, ст. 21.

3. Джураев Р.Х., Махмудов А.Х., Фефелов В.С. Методология формирования учебно-творческого плана для компетентностной подготовки магистров (технические специальности). // «Педагогические науки», Москва, 2012, №1. -С. 84-90.

4. Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Методология создания систем защиты. - ООО «ТИД» «ДС», 2002. -С. 668.

5. Махмудов А.Х. Компетентность^ подход к подготовке магистров технических специальностей (методологические и дидактические аспекты). Монография. - Т.: «Фан ва технология», 2012. -С. 168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.