Научная статья на тему 'Учебно-творческий процесс - дидактическая основа развития творческих потенциалов обучаемых в непрерывном образовании'

Учебно-творческий процесс - дидактическая основа развития творческих потенциалов обучаемых в непрерывном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН / КРЕАТИВНЫЙ СЕМИНАР / ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / CREATIVE POTENTIAL / EDUCATIONAL AND CREATIVE PROCESS / PEDAGOGICAL BREAKTHROUGH / EDUCATIONAL CURRICULUM / CREATIVE WORKSHOP / PROBLEM LECTURES / RESEARCH LABORATORY CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураев Р.Х., Махмудов А.Х., Фефелов В.С.

В статье раскрываются дидактические особенности развития творческих потенциалов у обучаемых на основе системного планирования и системного проектирования оптимальных параметров учебно-творческого процесса, который, по нашему мнению, должен быть реализован в системе непрерывного образования вместо существующего учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джураев Р.Х., Махмудов А.Х., Фефелов В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals didactic features of development of creative potentials in students on the basis of system planning and system design of optimal parameters of the educational and creative process, which, according to the authors, should be implemented in the system of continuous education instead of the existing educational process.

Текст научной работы на тему «Учебно-творческий процесс - дидактическая основа развития творческих потенциалов обучаемых в непрерывном образовании»

УДК 37.036.5 : 37.014.5

Р. Х. Джураев, А. Х. Махмудов, В. С. Фефелов

Учебно-творческий процесс - дидактическая основа развития творческих потенциалов обучаемых в непрерывном образовании

В статье раскрываются дидактические особенности развития творческих потенциалов у обучаемых на основе системного планирования и системного проектирования оптимальных параметров учебно-творческого процесса, который, по нашему мнению, должен быть реализован в системе непрерывного образования вместо существующего учебно-воспитательного процесса.

The article reveals didactic features of development of creative potentials in students on the basis of system planning and system design of optimal parameters of the educational and creative process, which, according to the authors, should be implemented in the system of continuous education instead of the existing educational process.

Ключевые слова: творческий потенциал, учебно-творческий процесс, педагогический прорыв, учебно-творческий план, креативный семинар, проблемные лекции, исследовательские лабораторные занятия.

Key words: creative potential, educational and creative process, pedagogical breakthrough, educational curriculum, creative workshop, problem lectures, research laboratory classes.

Кардинальное реформирование всех сфер социально-экономической жизни страны в полной мере относится к системе непрерывного образования. Концептуальной сущностью коренного реформирования системы непрерывного образования является осуществление «педагогического прорыва» на всех уровнях этой системы. Реализация педагогического прорыва требует перехода от учебно-воспитательного (учебно-познавательного) к учебно-творческому процессу на всех уровнях обучения, так как современные и перспективные тенденции социально-экономического развития страны требуют подготовки самостоятельно мыслящих и творчески подготовленных профессионалов.

Анализ существующей практики реализации учебно-воспитательного процесса (УВП) выявил невозможность подготовки востребованных специалистов вследствие того, что при такой организации обучения (репродуктивной) формируются, в основном, исполнительские качества специалистов. Поэтому реализация учебно-творческого процесса(УТП) требует первоочередного решения таких актуальных педагогических задач, как системное планирование и системное проектирование его параметров. В данной статье

© Джураев Р. Х., Махмудов А. Х., Фефелов В. С., 2018

190

раскрывается психолого-педагогическая сущность учебно-творческого процесса как дидактической основы развития творческих потенциалов обучаемых.

Отметим, что психолого-педагогической сущностью учебно-воспитательного процесса является формирование современного естественно-научного кругозора и развитие позитивных личностных качеств обучаемых. Следовательно в целях, задачах и содержании обучения креативная направленность УВП выражена в неявной форме и не имеет целевого вектора.

В отличие от УВП учебно-творческий процесс с психолого-педагогической точки зрения имеет целевую креативную направленность, способствующую формированию творческого потенциала личности обучаемого [1]. Творческий потенциал это возможности, способности и готовность личности обучаемого к поиску и применению нестандартных оригинальных решений различных задач профессионального и социального характера (на рис. 1. показана психолого-педагогическая структура УТП).

Главной особенностью проведения аудиторных занятий является их явно выраженная творческая направленность. Характерной особенностью проведения внеаудиторных занятий является творческое содержание и индивидуализация их выполнения. Дидактической особенностью диагностики является непрерывность её реализации и количественная оценка динамики развития творческих потенциалов обучаемых [2].

Рис. 1. Психолого-педагогическая структура УТП

Подготовка к реализации УТП включает в себя стадии планирования (когда разрабатывается содержание учебно-творческого плана) и проектирования (когда определяются оптимальные параметры учебно-творческого процесса).

Сформулируем группы требований, определяющих качество планирования учебно-творческого процесса: методологические, в которые входят целевая творческая направленность, проблемная содержательность, структурная целостность; дидактические, включающие в себя преемственность (с предыдущим уровнем образования), фундаментальность содержания знаний, практикоориентированность процесса обучения; психологическая группа требований, в которую входят нацеленность на самостоятельную творческую работу, создание условий для саморазвития и формирования позитивных личностных качеств (целеустремленности, инициативности, принципиальности, упорства и др.) и приобретение опыта командной работы. Группа методических требований включает в себя совокупность современных методик проведения различных видов занятий (лекционных, семинарских и т.д.). В группу социально-экономических требований входят условия формирования профессионального статуса обучаемых, реализация субъект-субъектных отношений при обучении и рациональное использование различных ресурсов (научных, информационных, временных, материальных, интеллектуальных и др.). Группа экологических требований включает в себя меры по предупреждению перегрузок интеллектуально-эмоционального характера, стрессовых ситуаций и созданию условий для выявления и развития одаренных учащихся и студентов.

Вышеперечисленные группы требований могут быть выполнены при условии, что стадия планирования УТП будет базироваться на следующих психолого-педагогических принципах: системности, творческой направленности, диагностичности, вариативности, проблемности, практикоориентированности, интеграции, оптимизации и индивидуализации самостоятельных заданий. Результатом системного планирования УТП является учебно-творческий план, при разработке и составлении которого учитываются группы требований и вышеназванные принципы.

Основываясь на требованиях и принципах разработки учебно-творческого плана, сформулируем основные теоретико-методологические положения, которые являются базисными для разработки его структуры и содержания [4]:

Положение 1. Концептуальной основой для формирования учебно-творческого плана является разработанная компетентностная модель личности обучаемого (на разных уровнях образования).

Положение 2. Структура и содержание учебно-творческого плана должны быть ориентированы на исследовательскую и творческую деятельность обучаемого.

Положение 3. Содержание учебно-творческого плана формируется на основе интегративных дисциплин, а в некоторых случаях могут быть включены монодисциплины.

Положение 4. В структуру и содержание учебно-творческого плана должна быть заложена педагогическая диагностика сформированности уровня развития творческих потенциалов обучаемых.

Основными параметрами учебно-творческого плана являются:

- число блоков;

- общее число интегративных дисциплин в блоке;

- число интегративных дисциплин по блокам;

- общее количество часов бюджетного времени;

- количество часов по каждому блоку;

- количество часов по каждой интегративной дисциплине;

- соотношение аудиторных и внеаудиторных часов по каждой интегративной дисциплине.

Исходя из базисных положений структура учебно-творческого плана должна включать следующие блоки:

- учебно-творческий, нацеленный на формирование и развитие системного и творческого мышления у обучаемых;

- научно-исследовательский, направленный на формирование и развитие навыков и опыта проведения исследований современными методами;

- системно-диагностический, направленный на оценку и контроль сформированности творческих потенциалов обучаемых на разных уровнях образования.

Приведенная структура учебно-творческого плана отражает системную и целевую направленность процесса обучения, поэтому, на наш взгляд, предлагаемая структура может быть применена на всех уровнях образования.

Под интегративной дисциплиной понимается синтез содержания родственных и/или смежных дисциплин, имеющих общую научно-теоретическую основу и прикладную направленность. Формирование интегративных дисциплин позволяет значительно снизить в существующих учебных планах многопредметность и мелкопредметность. Обучение на основе интегративных дисциплин способствует формированию у обучаемых системного, цельного восприятия и представления изучаемых объектов, процессов, явлений и фактов.

Результатом системного планирования учебно-творческого процесса является учебно-творческий план, который отражает требования, принципы и характеристики модели личности обучаемого.

На стадии проектирования выполняются выбор, обоснование и определение оптимальных параметров для каждой интегративной дисциплины (число часов на проблемные, креативные семинарские, исследовательско-лабораторные, профессионально-ориентированные практические, контрольно-диагностические занятия и др.).

Рассмотренный учебно-творческий процесс, системно реализованный в процессе обучения, характеризуется следующими возможностями (потенциалами). Он имеет непрерывную творческую направленность; системную взаимосвязь структурных компонентов; направлен на непрерывную диагностику формирования и развития творческих потенциалов обучаемых - это отражает методологические возможности учебно-творческого процесса. При реализации УТП формируется непрерывная мотивация к творческой деятельности; развиваются инициативность и самостоятельность творческого мышления; повышается ответственность за принимаемые решения -это есть психологические возможности УТП. Постоянное приобретение опыта и навыков нахождения оригинальных решений многообразных профессиональных задач; создание условий для активного развития творческих способностей обучаемых; формирование умений обосновывать выдвигаемые идеи и гипотезы - эти особенности составляют креативные возможности УТП. Индивидуализация выполнения самостоятельных творческих заданий; приобретение исследовательских опыта и навыков выполнения актуальных профессиональных и социальных задач; формирование аналитико-экспертных способностей обучаемых, что составляет дидактические возможности УТП. Активизация процессов самоанализа, саморазвития, самоорганизации; приобретение активного опыта коллективного взаимодействия (работа в команде); формирование и развитие позитивных личностных качеств обучаемых отражают воспитательные возможности учебно-творческого процесса.

Системное определение учебно-творческого процесса состоит в том, что этот процесс является синтезом взаимосвязанных и взаимодействующих подходов, методов, способов, технологии и операций, направленных на формирование, развитие и становление личности обучаемого с высоким творческим потенциалом. Реализация учебно-творческого процесса основана на использовании системного, деятельностного, индивидуализированного и квалиметрического подходов. В учебно-творческом процессе используются методы проблемного обучения, исследовательские, практикоориентированные, проектные, аналитические методы в их эффективном сочетании (для конкретных педагогических ситуаций). Для эффективного применения учебно-творческого процесса можно использовать следующие

современные технологии: технология развивающего обучения, креативного обучения, интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения и т.д. [2].

Внедрение учебно-творческого процесса в систему обучения является сложной психолого-педагогической задачей, решение которой включает три этапа[4].

Подготовительный этап включает необходимость выполнения следующих мероприятий:

- разработка и формирование учебно-творческого плана, в который входят интегративные дисциплины и учебные программы по этим дисциплинам;

- формирование креативных учебно-методических комплексов по интегративным дисциплинам: банки индивидуальных творческих заданий;

- подготовка комплектов диагностических задач, тематики проблемных семинарских вопросов;

- адаптация и тиражирование комплектов методических инструкций и рекомендаций;

- организация краткосрочных курсов для преподавателей и др.

В целом данный этап направлен на подготовку материалов научно-методического и дидактического характера, а также на оказание научно-методической помощи профессорско-преподавательскому составу и учителям (консультации, методические семинары, «круглый стол» и др.).

Основной этап направлен на системное внедрение учебно-творческого процесса и включает необходимость выполнения следующих мероприятий:

- внедрение учебно-творческого плана;

- внедрение проблемных лекций, креативных семинарских и других видов занятий;

- внедрение комплексной педагогической диагностики уровня развития творческих потенциалов у обучаемых;

- внедрение компонентов дидактической инфраструктуры учебно-творческого процесса.

На этом этапе могут проводиться методические семинары и консультации для профессорско-преподавательского состава и учителей.

Заключительный этап включает виды работ:

- мониторинг учебно-творческого процесса;

- анализ результатов диагностики и последующая дидактическая и методическая корректировка учебно-творческого процесса и др.

В течение последних четырех лет была проведена экспериментальная проверка отдельных компонентов системы учебно-творческого процесса (проблемные лекции, креативные семинары, исследовательские лабораторные работы, банки индивидуальных

самостоятельных творческих заданий, диагностические задания различных видов для входной, семестровых и аттестационной диагностик) в разных образовательных учреждениях Республики Узбекистан.

Системный анализ результатов локальной экспериментальной проверки показал, что творческая активность школьников и студентов повышается в 1,5-2,0 раза; повышается инициативность и самостоятельность при поиске оригинальных решений многообразных практических задач; происходит интенсивное формирование умений самоанализа, саморазвития и самоорганизации; возрастает обоснованность и ответственность обучаемых за принятые оригинальные решения различных творческих задач; приобретается активный опыт творческого взаимодействия в коллективной работе (работа в команде) [5].

Совокупность приобретаемых опыта, умений и навыков способствуют

интенсивному формированию и развитию творческих потенциалов обучаемых.

Выводы.

1. Требование подготовки самостоятельно и творчески мыслящих личностей диктует необходимость разработки и внедрения учебно-творческого процесса в систему образования, вместо существующего учебно-воспитательного процесса.

2. Структура и содержание учебно-творческого процесса включают в себя учебно-творческий план, определение оптимальных дидактических параметров, учебно-методические комплексы творческой направленности и диагностические средства для оценки уровня сформированности творческих потенциалов на разных этапах обучения.

3. Системная реализация учебно-творческого процесса сопровождается раскрытием его психолого-педагогических возможностей (методологических, креативных, дидактических, воспитательных и др.), способствующих развитию творческих потенциалов обучаемых.

4. Существенный эффект от внедрения учебно-творческого процесса возможен тогда, когда внедрение его носит системный и комплексный характер.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Изд. центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 319 с.

3. Джураев Р.Х. и др. Формирование культурологической среды и использование методов проектов для саморазвития коллектива школы. - Ташкент.: Фан ва технология, 2017. - 248 с.

4. Махмудов А.Х. Совершенствование дидактического обеспечения компетентностной подготовки будущих магистров: дис. ... д-ра пед. наук. - Ташкент, 2017. - 226 с.

5. Васильев С.Е., Фефелов В.С. Педагогические технологии: систематизация, структура и содержание: науч.-метод. пособие. - Ташкент, 2014. - 59 с.

Статья поступила: 19.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.