Научная статья на тему 'Дидактические особенности компетентностного подхода к подготовке магистров технических специальностей'

Дидактические особенности компетентностного подхода к подготовке магистров технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / учебно-творческий план / учебно-методический комплекс / проблемные лекции / креативные семинары / competence / teaching and creative plans / training complex / problem lectures / creative workshop.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудов А. Х., Кулдашева Г. Д.

В статье определен ряд актуальных дидактических задач компетентностной подготовки магистров. Приведены психолого-педагогические особенности решения предлагаемых дидактических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмудов А. Х., Кулдашева Г. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICAL FEATURES OF COMPETENT APPROACH ON PREPARING MASTERS DEGREE STUDENTS IN TECHNICAL SPECIALTY

The paper identified a number of urgent problems of Master’s degree graduation skill for technical specialty competence. Given the psychological and pedagogical features of the solution proposed didactic problems.

Текст научной работы на тему «Дидактические особенности компетентностного подхода к подготовке магистров технических специальностей»

v.

Махмудов А.Х.,

старший преподаватель-методист Центра радиоэлектронных систем и информационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий, кандидат технических наук; Кулдашева Г.Д.,

старший преподаватель кафедры «Педагогика, психология и менеджмент образования» Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, кандидат психологических наук

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

МАХМУДОВ А.Х., КУЛДАШЕВА Г.Д. ТЕХНИК ЙУНАЛИШИДАГИ МАГИСТРЛАРНИ КОМПЕТЕНТЛИК ЁНДАШУВ АСОСИДА ТАЙЁРЛАШНИНГ ДИДАКТИКЖИЦАТЛАРИ

Маколада магистрларни компетентлик асосида тайёрлашдаги дидактик масалалар келтирил-ган. Уларни ечишдаги психолого-педагогик жих,атлар ёритилган.

Таянч суз ва тушунчалар: компетентлик, укув-ижодий режа, укув-методик мажмуа, муаммо-ли маърузалар, креатив семинарлар.

МАХМУДОВ А.Х., КУЛДАШЕВА Г.Д. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье определен ряд актуальных дидактических задач компетентностной подготовки магистров. Приведены психолого-педагогические особенности решения предлагаемых дидактических задач.

Ключевые слова и понятия: компетентность, учебно-творческий план, учебно-методический комплекс, проблемные лекции, креативные семинары.

MAKHMUDOV A.KH., KULDASHEVA G.D. DIDACTICAL FEATURES OF COMPETENT APPROACH ON PREPARING MASTERS DEGREE STUDENTS IN TECHNICAL SPECIALTY

The paper identified a number of urgent problems of Master's degree graduation skill for technical specialty competence. Given the psychological and pedagogical features of the solution proposed didactic problems.

Keywords: competence, teaching and creative plans, training complex, problem lectures, creative workshop.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 7

В связи с быстрыми темпами развития науки и производства, глобализацией и информатизацией общества повышаются требования к системе высшего и народного образования со стороны современного общества. Основным содержанием этих требований являются компетентность и конкурентоспособность кадров, которые подразумевают не столько знания, умения и навыки, сколько способность, опыт и готовность специалиста эффективно решать нестандартные задачи в профессиональной деятельности.

В этих условиях подготовка магистров технических специальностей в системе высшего образования и учителей общеобразовательных средних школ должна быть направлена на формирование и развитии у них различных граней компетентности.

Под компетентностью понимается интег-ративное качество личности специалиста, формируемое в процессе обучения, которое включает не только приобретенные знания и навыки профессиональной направленности, но и готовность применять и использовать эти знания, а также нести ответственность за качество принимаемых решений на основе этих знаний. Являясь психолого-педагогической категорией, компетентность предполагает приобретение опыта решения различных профессиональных задач в процессе обучения.

Доминирующая в образовательных учреждениях республики традиционная система подготовки специалистов, ориентированная на получение знаний, умений и навыков (ЗУН), не способствует формированию различных аспектов компетентности у специалистов в силу многих причин, главными из которых (с точки зрения педагогики) являются:

а) методологические: ориентировка на подготовку профессиональных исполнителей, формирование у обучающихся репродуктивного мышления, недостаточная методологическая направленность на творческую деятельность, оценка результата подготовки уровнем знаний, а не компетентность и др.

б) дидактические: реализация учебного процесса на основе изучения отдельных дисциплин, слабая интеграция научно-фундаментальных знаний с профессионально-прикладными проблемами, ориентировка на экстенсивные методы обучения, недостаточная практикоориентированная подготовка и от-

сутствие опыта решения практикоориентиро-ванных (профессиональных) задач в период обучения и др.

в) методические: неэффективное использование временных, информационных и креативных ресурсов при реализации учебно-воспитательного процесса, направленность учебно-методических материалов на приобретение ЗУНов по отдельным учебным дисциплинам, неэффективные методики реализации индивидуализированного обучения и др.

Выявленные группы причин психолого-педагогического характера позволяют утверждать необходимость организации учебного процесса в образовательных учреждениях на основе компетентностного подхода1.

Системное рассмотрение данной проблемы позволяет выделить ряд актуальных дидактических задач (наряду с другими), решение которых будут способствовать эффективному обновлению содержания учебного процесса.

К дидактическим задачам следует отнести формирование учебно-творческого плана подготовки магистров, перспективные планы учителей и руководящего состава общеобразовательных средних школ, учебно-методические комплексы компетентностной направленности, организация аудиторных и самостоятельных занятий на креативной основе.

Приоритетность учебного плана заключается в том, что здесь закладываются целевые установки, вектор направления подготовки специалистов, иными словами это дидактическая модель реализации учебно-воспитательного процесса. Следовательно, от адекватности структуры и содержания учебного плана концептуальным положениям компе-

1 Якупова А.Р., Сарапулов В.Н. Компетентностная модель специалиста технического профиля // «Высшее образование сегодня». 2009, № 6. -С. 36-39.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 7

Ч.

тентностного подхода зависит эффективность результатов профессиональной подготовки.

В учебном процессе при компетентностной подготовке творческая составляющая является ключевой дидактической компонентой. Следовательно, целесообразно формировать учебно-творческие и перспективные планы, ориентирующие на реализацию активной самостоятельной учебно-творческой деятельности специалистов в период их обучения. Рассмотрим, на каких принципах и требованиях должны формироваться учебно-творческие и перспективные планы.

Эти документы, как психолого-педагогические модели, нацелены на:

- индивидуализацию и активизацию самостоятельной работы магистрантов и учителей;

- реализацию активной творческой деятельности магистрантов, учителей и формирование у них интегративного профессионального мышления;

- развитие способности и готовности оперативно решать актуальные и перспективные проблемы профессионального характера, путем овладения методами научно-исследовательской деятельности в период обучения.

Для достижения вышеперечисленных целей при разработке учебно-творческого и перспективного плана необходимо учитывать следующие методологические требования: высокая содержательная интегративность, отражение контрольных и диагностических процедур динамики компетентности, направленность на реализацию интенсивной технологии обучения, системность структуры и содержания плана, создание условий для активного формирования профессиональной компетентности.

На основе структурно-содержательного анализа требований к учебно-творческому и перспективному плану сформулируем принципы, на основе которых должны разрабатываться и составляться такие планы:

- принцип фундаментальности;

- принцип системности;

- принцип эффективного использования различных ресурсов;

- принцип творческой, духовной и мировоззренческой ориентации;

- принцип преемственности;

- принцип оптимальности.

Для реализации творческой направленности плана его структура должна включать следующие блоки1:

- учебно-творческий, - направленный на формирование и развитие творческих способностей магистрантов и учителей в процессе обучения;

- научно-исследовательский, - направленный на формирование и развитие исследовательских способностей магистрантов и учителей при выполнении самостоятельных научных работ, а также на приобретение навыков и опыта решения творческих профессиональных задач;

- диагностический, направленный на оценку и контроль формирования и развития аспектов компетентности на этапах обучения в магистратуре и на курсах переподготовки и повышения квалификации.

Формируемые в Ташкентском университете информационных технологий и Ташкентском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников народного образования учебные и перспективные планы основываются на вышеприведённых принципах и структурных блоках.

Следующей дидактической задачей при подготовке компетентностных специалистов является разработка учебно -методических комплексов компетентностной направленности для преподавателей высших образовательных учреждений (ВОУ) и учителей общеобразовательных средних школ. Компетентностный учебно - методический комплекс (УМК) отличается от традиционного УМК тем, что первый имеет:

- четко выраженную структуру;

- системные взаимосвязи, как между элементами структурных частей, так и между частями учебно-методического комплекса;

- ориентацию на формирование и развитие аспектов компетентности при усвоении содержания учебной дисциплины.

Структурно учебно-методический комплекс должен состоять из: программной, методиче-

1 Джураев Р.Х., Махмудов А.Х., Фефелов В.С. Методология формирования учебно-творческого плана для компетентностной подготовки магистров (технические специальности). // «Педагогические науки»: Москва, 2012, № 1, -С. 84-90.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 7

ской, дидактической и информационной частей.

Программная часть УМК отражает последовательное и логически взаимосвязанное раскрытие современного научно-фундаментального и прикладного содержания (разделы, темы, части) учебной дисциплины с приведением актуальных практических приложений основных теоретических вопросов изучаемой дисциплины. На основе разработанной учебной программы формируются планы и тематики проведения аудиторных занятий, отражающие системность внутрипредметных связей и зависимостей. При этом важной методической задачей является определение оптимального соотношения между лекционными, практическими и семинарскими занятиями по учебной дисциплине и модулем обучения. Нашими исследованиями рекомендуются для одной проблемной лекции не менее двух креативных семинаров или практических занятий.

Методическая часть УМК раскрывает методические и психологические особенности проведения аудиторных занятий по конкретной учебной дисциплине и состоит из методик проведения этих занятий. В методиках проведения занятий необходимо обратить внимание на разработку и составление оригинальных иллюстративных материалов (слайды, плакаты, анимации и др.) по каждой теме.

Дидактическая часть УМК разрабатывается с целью обеспечения учебного процесса современными обучающими средствами (банками самостоятельных заданий, проблемными вопросами и другими средствами обучения), которые имеют практикоориентированную направленность и нацелены на формирование аналитических и творческих аспектов компетентности. Для реализации принципа индивидуализированного обучения банки заданий должны содержать адекватное числу обучающихся количество заданий и вопросов. Качество самостоятельных заданий должно способствовать формированию и развитию аналитических и творческих способностей у обучающихся при выполнении заданий1.

1 Жиркова З.С. Учебно-методический комплекс - средство повышения качества образовательного процесса. // «Информатика и образования», 2009, № 9. -С.125-126.

Информационная часть УМК содержит перечень информационных источников (основных и дополнительных), способствующих качественному информационному обеспечению изучения содержания предметов и стимулирующих обучающихся на формирование современных информационных аспектов компетентности.

Таким образом, структура и содержание компетентностного УМК имеет ясную целевую направленность на формирование у обучающихся соответствующих аспектов компетентности при усвоении содержания учебной дисциплины.

В учебном процессе Ташкентского университета информационных технологий и Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования пересматриваются УМК и поурочные разработки уроков в соответствии с государственными образовательными стандартами и предлагаемыми в статье рекомендациями.

Следующей дидактической задачей компе-тентностной подготовки магистров и учителей общеобразовательных средних школ является организация аудиторных и самостоятельных занятий на креативной основе.

Из множества видов лекционных занятий при компетентностной подготовке наиболее эффективными и результативными будут являться проблемные лекции. Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Общий эффект проблемной лекции определяется её содержанием, способом организации совместной деятельности и теми средствами общения, которые обеспечивают эффективную «трансляцию» материала.

Интерактивное общение на проблемной лекции по ходу изложения материала улучшает усвоение, положительно влияет на моти-вационную сферу познавательной деятельности, побуждает к совместному размышлению, вскрывает логику разрешения противоречий,

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 7

Ч.

что в итоге является необходимым условием для развития логического, творческого и критического мышления магистрантов и учителей.

Семинарские и практические занятия являются одним из основных видов аудиторных занятий. Их целью является формирование и развитие личного опыта публичных выступлений и практических навыков по заданной тематике. Эти занятия при компетентностной подготовке должны проводится на креативной основе, имеющих следующие характерные особенности:

- индивидуализация семинарских вопросов и практических заданий;

- регламент выступления, позволяющий выступить всем участникам семинара;

- работа в группах;

- использование видеороликов и мультимедийных анимации, и других современных средств обучения;

- качество выступлений может быть нормативным и креативным;

- максимальное использование временных ресурсов;

- стимулирование подготовки и реализации креативных выступлений.

Самостоятельная работа магистрантов и учителей в процессе обучения реализуется во многих видах:

- конспектирование содержания лекций;

- составление терминологических словарей;

- самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа;

- подготовка и защита квалификационных работ;

- самостоятельное выполнение тестовых заданий по различным дисциплинам.

Из всех видов самостоятельной работы наиболее результативной является внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению различных индивидуальных заданий. Исследования и анализ практики показывают, что внеаудиторные самостоятельные работы в два и более раз эффективнее с точки зрения формирования и развития навыков, опыта и практики решения различных задач. Это обусловлено тем, что при выполнении самостоятельной работы по индивидуальным заданиям

у магистрантов и учителей активнее формируются следующие психологические качества1:

- целенаправленность работы;

- эффективное планирование временных ресурсов;

- аналитический подход к нахождению решения;

- концентрация эмоционального и интеллектуального потенциалов личности;

- повышенное чувство ответственности за принимаемые решения;

- приобретение опыта информационного анализа привлекаемых материалов;

- приобретение опыта самоорганизации и самоуправления продуктивной деятельностью и др.

Рассмотрим системное дидактическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов и учителей (СРМ) со стороны профессорско-преподавательского состава при компетент-ностном подходе.

Структурный аспект. Дидактическое обеспечение по структуре должно состоять из следующих видов самостоятельных заданий:

- аналитические задания, нацеленные на приобретение опыта применения аналитических методов для решения этих заданий;

- творческие задания, нацеленные на приобретение опыта нахождения творческих (нестандартных, оригинальных) решений этих заданий.

Аспект индивидуализации. Он отражается в том, что количество аналитических и творческих заданий в дидактическом обеспечении должно быть не меньше числа обучающихся в группе. Следовательно, аспект индивидуализации нацелен на обеспечение магистрантов и учителей индивидуальными аналитическими и творческими заданиями на весь период обучения.

Методический аспект. Его сущность заключается в том, чтобы были разработаны методические рекомендации (руководства, указания) по всем стадиям выполнения индивидуальных самостоятельных заданий (информационной, содержательной, креативной, аналитической, конструктивной, графической, оформительской и др.). Методические реко-

1 Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: «Логос», 2003. -С. 210.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Конфигуратор дидактического обеспечения самостоятельной работы магистранта

мендации раскрывают пути эффективного выполнения самостоятельных заданий различной сложности, трудности и направленности (рис. 1).

Аналитический аспект. Он заключается в том, чтобы формулировки аналитических заданий нацеливали магистрантов и учителей на использование всего объема аналитических приемов и способов при поиске оптимальных решений аналитических заданий.

Креативный аспект. Он отражается в том, чтобы аналитические и творческие задания формулировались таким образом, чтобы нацеливать магистрантов и учителей на поиск оригинальных решений с использованием современного арсенала методов научно-технического творчества.

Психологический аспект. Его сущность и роль заключаются в том, чтобы формулировки аналитических и творческих заданий, а также методические рекомендации к их выполнению были написаны таким языком, который активно мотивирует магистрантов и учителей на поиск и эффективное решение этих заданий. И не создавали бы психологических барьеров при восприятии и осмысления методических текстов и формулировок.

Информационный аспект. Он отражается в том, чтобы в заданиях и методических текстах были приведены современные информационные материалы и источники, способствующие быстрому нахождению информации для решения самостоятельных заданий.

Хронологический аспект дидактического обеспечения СРМ отражается в том, чтобы аналитические и творческие задания выдавались магистрантам и учителям в хронологической последовательности в направлении от простых к сложным, от легких к трудным.

Рекомендации: Структура и содержание учебно-творческих и перспективных планов должны содержать исследовательские, творческие и диагностические блоки. В учебном процессе подготовки магистров и на курсах переподготовки и повышения квалификации учителей необходимо переходить на проблемные лекции, креативные семинары и практические занятия.

Выводы: Реализация выше сформулированных принципов при составлении учебно-творческого и перспективного плана будет способствовать построению оптимального и целенаправленного плана, ориентированного на подготовку компетентностных магистров и учителей общеобразовательных средних школ.

Рассмотренные дидактические особенности организации учебно-воспитательного процесса в ВОУ и курсах переподготовки и повышения квалификации учителей народного образования способствуют формированию и развитию востребованных компетентности у магистрантов технических специальностей и учителей общеобразовательных средних школ.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 7

Ч.

Литература:

1. Якупова А.Р., Сарапулов В.Н. Компетентностная модель специалиста технического профиля. // «Высшее образование сегодня», 2009, № 6. -С. 36-39.

2. Джураев Р.Х., Махмудов А.Х., Фефелов В.С. Методология формирования учебно-творческого плана для компетентностной подготовки магистров (технические специальности). // «Педагогические науки»: Москва, 2012, №1. -С. 84-90.

3. Жиркова З.С. Учебно-методический комплекс - средство повышения качества образовательного процесса. // «Информатика и образования», 2009, № 9. -С. 125-126.

4. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: «Логос», 2003. -С. 210.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.