Научная статья на тему 'Значение и возможности дидактических игр, их конструирование и применение впроцессеподготовкименеджеров в области физической культуры и спорта'

Значение и возможности дидактических игр, их конструирование и применение впроцессеподготовкименеджеров в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный менеджмент / дидактические игры / игровые методы / педагогические технологии / учебно-познавательный процесс / правила игры / учебный материал / Sport management / didactic games / gaming methods / pedagogical technologies / training- cognitive process / game’s rules / teaching data

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Предыбайло Т. П., Аблаева Е. С.

В статье рассматривается актуальность разработки комплекса дидактических игр при изучении дисциплин студентами магистратуры по специальности (направление – «Спортивный менеджмент») Узбекского государственного института физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE AND OPPORTUNITIES OF DIDACTIC GAMES, THESE CONSTRUCTING AND IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF SPORT MANAGERS TRAINING

In the article is considered actual issues of didactical games complex development for learning by students of master level on speciality «Sport management».

Текст научной работы на тему «Значение и возможности дидактических игр, их конструирование и применение впроцессеподготовкименеджеров в области физической культуры и спорта»

20 ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ч_/

Предыбайло Т.П.,

старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Узбекского государственного института физической культуры; Аблаева Е.С.,

старший преподаватель кафедры «Менеджмент спорта и туризм» Узбекского государственного института физической культуры

ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИХ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ПРЕДЫБАЙЛО Т.П., АБЛАЕВА Е.С. ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТ МЕНЕЖЕРЛАРНИ ТАЙЁРЛАШДА ДИДАКТИК УЙИНЛАР МАЖМУАСИНИ ИШЛАБ ЧИК.ИШ ЗАРУРИЯТИ ВА ДОЛЗАРБЛИГИ

Мак,олада Узбекистан давлат жисмоний тарбия институти «Спорт менежменти» йуналишидаги магистратура булими талабаларига мутахассислик фанларини урганишда дидактик уйинлар мажмуасини ишлаб чикиш зарурияти ва долзарблиги х,акида суз юритилади.

Таянч суз ва тушунчалар: спорт менежменти, дидактик уйинлар, уйин услублари, педагогик технологиялар, укув-ривожлантирувчи жараён, уйин коидалари, укув материали.

ПРЕДЫБАЙЛО Т.П., АБЛАЕВА Е.С. ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИХ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассматривается актуальность разработки комплекса дидактических игр при изучении дисциплин студентами магистратуры по специальности (направление - «Спортивный менеджмент») Узбекского государственного института физической культуры.

Ключевые слова и понятия: спортивный менеджмент, дидактические игры, игровые методы, педагогические технологии, учебно-познавательный процесс, правила игры, учебный материал.

PREDIBAYLO T.P., ABLAEVA E.C. SIGNIFICANCE AND OPPORTUNITIES OF DIDACTIC GAMES, THESE CONSTRUCTING AND IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF SPORT MANAGERS TRAINING

In the article is considered actual issues of didactical games complex development for learning by students of master level on speciality «Sport management».

Keywords: Sport management, didactic games, gaming methods, pedagogical technologies, training- cognitive process, game's rules, teaching data.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

Спортивный менеджмент стал неотделимым атрибутом современного рынка и тесно связан с главными факторами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обуславливает соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг. Для умелого, рационального управление физической культурой и спортом, эффективного использования средств и ресурсов нужны знания новых форм и методов менеджмента физкультурно-спортивных организаций, соответствующая экономическая подготовка, определенный уровень управленческих знаний и навыков. И сделать это может подготовленный для работы в этой области специалист.

Политические и социально-экономические реформы в Узбекистане за годы независимости сформировали новую систему управления физкультурно-спортивным движением во всех его звеньях.

В современной системе подготовки спортивных менеджеров при всем многообразии методологических подходов к обучению, развитию и совершенствованию, достаточно отчетливо обозначились процессы старения образовательных технологий. Определившийся разрыв между требованиями к уровню подготовки менеджеров в области физической культуры и спорта, предъявляемыми современными социально-экономическими условиями жизнедеятельности, и реальным состоянием свидетельствует о необходимости пересмотра и корректировки ее содержания и организации.

Развитие технологии обучения спортивных менеджеров необходимо проводить по нескольким направлениям. Это разработка проектов дистанционного обучения для студентов, находящихся на спортивных сборах и участвующих в соревнованиях, применение мультимедийных технологий в процессе занятий, встреч с руководителями крупнейших спортивных организаций страны и работниками сферы управления отраслью. Особое значение приобретает широкое использование дидактических игр и применение игровых методов обучения.

Учебные (дидактические) игры - мощное педагогическое средство, используемое для обучения, воспитания и развития обучающихся. Дидактическая игра - это специально организованная учебная деятельность учащихся, кото-

рая основывается на имитации и моделировании идеальной и реальной действительности и сочетающая в себе как учебные, так и игровые элементы.

В настоящее время для повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗах физкультурно-спортивной направленности назрела необходимость создания таких условий, в которых студенты могли бы самостоятельно анализировать изучаемые объекты, устанавливать между ними связи, осознавать логику, последовательность изучаемых явлений, сопоставлять новый материал с ранее изученным и т.д. Дидактические игры заслуженно считаются приоритетной педагогической технологией. Они обладают большими преимуществами по сравнению с традиционными методами обучения.

Так, например, результаты научных исследований свидетельствуют о том, что при прослушивании лекций студенты усваивают около 20% материала, при использовании презентаций, видеолекций и другого наглядного материала - 50%, при проведении дискуссий - 70%, а при проведении дидактических игр - 90%1.

Проведение дидактических игр затрагивает знания, умения, навыки, ценностные ориентации студентов, влияет на качество организации всего учебного процесса. Применение дидактических игр придает преподавателю новый

1 Результаты научных исследований в области применения педагогических игр в сфере образования, значения игр в процессе усвоения знаний обучаемыми, проведённых Н.Азизходжаевым, Е.С.Аблаевой, Т.П.Предыбайло, Б.С. Нуридиновым, Ж.С. Хайдаровым, С.А. Усмановым и др.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

образ, новую неповторимую роль, а студентам дает возможность более легкого усвоения дидактического материала, кроме того, у студентов возникает мотивация и интерес к получению новых знаний.

Дидактическая игра обладает существенным признаком - четкой целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

■ дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

■ учебная деятельность подчиняется правилам игры;

■ учебный материал используется в качестве ее средства;

■ в учебную деятельность вводится элемент соревновательности, который переводит дидактическую задачу в игровую;

■ успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Социальная, коммуникативная, игротера-певтическая функции дидактических игр, а также функции самореализации и состязательности приобретают особое значение в рамках обучения студентов физкультурного института, так как преодоление трудностей, состязательность, неудача или успех - эти понятия близкие и понятные любому спортсмену.

Преподаватель, кроме традиционной роли наставника и передатчика знаний и опыта, приобретает новую, нисколько не менее важную для этого процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности студентов.

Современная концепция учебно-познавательной деятельности студентов состоит в системе организации, поддержки и стимулирования познавательной деятельности, создания условий для творчества, реализации педагогики сотрудничества. Для того, чтобы дидактические игры были эффективным педагогическим средством, при их разработке необходимо опираться на деятельностный подход, классификацию игр, учитывать психолого-педагогические принципы их конструирования и методику проведения.

Опыт использования авторами дидактических игр в учебном процессе свидетельствует о том, что при разработке и проведении их реализуются принципы моделирования и иммитации профессиональной деятельности, задачно-проблемной организации обучения, кооперации, рефлексии, ресурсного обеспечения.

Приступая к разработке и использованию дидактических игр необходимо выделить цели, которые должны быть достигнуты в игре. Цели могут быть как дидактическими, так и воспитательными. Предметом игры становится моделирование и имитация какого-либо процесса или явления. Опыт выполнения их формирует умения и навыки и способствует развитию важных личностных качеств. Необходимо продумать и составить сценарий игры, описать последовательность ее этапов, определить ролевую структуру, определить правила игры.

Особое место занимает оценка игры, она должна обеспечивать контроль качества принимаемых решений, способствовать развертыванию игровой деятельности студентов, создавать положительный эмоциональный фон обучения.

Заключительный и очень важный этап дидактической игры - это ее анализ. Он проводится преподавателем или организатором игры после использования ее в учебном процессе. На этом этапе оценивается эффективность дидактической игры, определяется степень выполнения всех поставленных задач, достижение целей, определяется степень активности всех ее участников, выявляется зависимость усвоения от степени мотивации, уточняется эффективность методических приемов в игре и т.д.

Интерес к обучению во многом зависит от того, как проходят занятия. Даже на самом интересном предмете элемент обязательности сдерживает увлеченность. Вот почему на семинарах эффективнее применять нетрадиционные педагогические технологии, дидактические игры. Наиболее целесообразно применять игры при закреплении, систематизации или повторении пройденного на лекции материала.

В целом, анализ и обобщение собранных по этой проблеме материалов, опыт применения игр авторами при обучении студентов дали возможность разработать комплекс игр, при-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 23

Рис 1. Образец соединения карточек при игре в домино

менительно к различным дисциплинам, темам и этапам изучения.

При контроле знаний магистрантов и проверке усвоения материалов лекции мы нередко сталкиваемся с тем, что многим студентам достаточно трудно усвоить материал, особенно те фрагменты лекций, в которых присутствуют новые для них термины и понятия или содержащие большой объем информации из таких источников как Кодексы, Законы, Указы, Постановления Президента и иные законодательные акты. Это связано, в основном с низким уровнем базовых знаний, частыми и длительными отсутствиями на занятиях в школе и колледжах по причине нахождения на спортивных сборах или участия в соревнованиях. Ситуация усложняется еще и тем, что подготовка бакалавров по направлению «Менеджмент физической культуры и спорта» в Республике Узбекистан не ведется. Магистранты сталкиваются с трудностями, уже начиная с первого занятия. Вводные лекции содержат большое количество новой для них информации. После прослушивания лекции, студенты не в состоянии ее систематизировать. Вот почему такие игры как «Домино», «Что? Где? Когда?», «Угадай слово», «Письмо», «Бизнес - план» и др. позволяют им не только усвоить лекционный материал, но и легче запомнить большое количество новых понятий и терминов.

Исторически, домино — это игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек («костей», «камней»), соприкасающихся половинками с одинаковым числом очков. Корни игры в домино уходят в Индию и Китай - именно там появились кости в виде пластинок. Точки на костях в китайском домино разноцветные (белые и красные), в наборе нет пустышек. В XVIII веке игра была привезена в Италию и видоизменена.

Мы адаптировали идею игры в домино применительно к учебному процессу.

Необходимо подготовить четное количество карточек, по внешнему виду напоминающих

косточки домино. В левой части каждой карточки необходимо указать термин, а в правой - определение к нему, причем термины и определения к ним должны располагаться строго на различных карточках. Задача студентов - правильно подобрать карточки так, чтобы вслед за термином шло верное определение. Можно использовать не только термины и определения, но и, к примеру, автора и его изречение или даты исторических этапов и их описание (рис. 1).

Применительно к лекциям, которые содержат информацию по классификации в соответствии с большим количеством признаков, удобно использовать кластер. Составленный кластер раздается магистрантам для изучения и лучшего усвоения материала при помощи использования графических объектов. Через определенный промежуток времени им раздаются бланки с тем же кластером, в котором намеренно отсутствуют некоторые из элементов. Задача студентов заключается в поиске пропущенных элементов и внесении их в бланки (рис. 2).

Игра «Что? Где? Когда?» составлена по мотивам всемирно известной игры, однако, с некоторыми изменениями. Студенты делятся на две группы. Дается определенное время на составление вопросов по пройденной теме или нескольким темам. Задача студентов заключается в том, чтобы составить корректные, оригинальные вопросы. Далее группы по очереди задают, не повторяясь, свои вопросы соперникам. Время на ответ заранее обговорено и строго ограничено. Побеждает группа, правильно ответившая на большее количество вопросов. Отдельно преподаватель может отметить самые оригинальные вопросы или наиболее активных игроков. Эта игра интересна и студентам, и преподавателю по нескольким причинам: во-первых, она имеет временные рамки, что соответственно рождает азарт, волнение, развивает скорость мышления; во-вторых, по условиям игры студенты должны сами составить как можно больше вопросов, при этом не повторяю-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

24 ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ч_/

Рис 2. Образец кластера по классификации

щихся с соперниками, что стимулирует творческое мышление, умение по материалам лекции составить корректные и оригинальные вопросы, выделить важные моменты лекции; в третьих, студенты должны быстро найти и сформулировать правильный ответ, что позволяет преподавателю выделить наиболее подготовленных студентов, а менее подготовленным студентам понять, что их неосведомленность подводит команду к проигрышу, и соответственно стимулировать этих студентов на дальнейшее более глубокое изучение материала.

Игра «Угадай слово». Позволяет студентам магистратуры повторить пройденный теоретический материал в игровой форме, удобно применять при изучении глоссария по дисциплинам.

На доску вывешивается набор букв, составляющих одно, два или три слова. Даётся определение понятия, которое нужно получить студентам, переставив буквы.

1. Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

Ответ: рынок.

2. Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.

Ответ: реклама.

3. Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д. Ответ: ассортимент.

4. Траст + дан = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Ответ: стандарт.

5. Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.

Ответ: договор.

Игра «Письмо». Магистранты делятся на малые группы. Количество человек в группе не должно превышать 8 - 10 человек. Готовятся конверты по количеству игроков. На конверте каждый участник указывает свое имя и вопрос, составленный либо по одной из тем либо по ряду тем, пройденных за определенный период. Каждому из студентов также раздаются небольшие листы бумаги по количеству участников, на каждом из них студенты также проставляют свое имя. На одном из таких листов студент А пишет ответ на свой вопрос со своего конверта и вкладывает его внутрь конверта. То же самое делают остальные. Далее конверты передаются по часовой стрелке. То есть конверт А попадает к студенту В. Студенты отвечают на попавшие к ним вопросы, вкладывают ответы в конверт и передают дальше до тех пор, пока к каждому из них не вернется его конверт. Студент А достает из конверта все ответы, внимательно их проверяет и оценивает. То же самое проделывают остальные. По результатам ответов на вопросы выводится средняя оценка каждого участника игры. Игра учит студентов грамотно формулировать вопрос, использовать полученные на лекции знания для ответа на вопросы других участников, объективно оценивать ответы других участников игры.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

Игра «Бизнес-план». Применяется на семинарском занятии при изучении тем «Бизнес -планирование», «Стратегия развития спортивной организации». Рассчитано на 4-х часовое занятие. Магистрантам раздаются листы с подробным описанием структуры бизнес-плана спортивной организации. Предоставляется 10 - 15 минут для ее изучения. Далее студенты делятся на 2-3 группы. Устанавливается бюджет проекта. Задача каждой группы студентов заключается в том, чтобы по предложенной структуре разработать собственный бизнес-план, в формате «POWER POINT», составить презентацию своего бизнес - плана, выбрать участника, способного достойно прове-

сти презентацию своего проекта. Оценивается способность охватить всю структуру, творческий подход, идея бизнеса, оформление презентации, представление проекта.

Важное значение в применении подобных технологий имеет то, что в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В результате чего информация усваивается студентами быстрее и легче, а сами они получают удовлетворение от занятия, появляется интерес к получению новых знаний.

Литература:

1. Каримов И.А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год // «Народное слово», 18 января 2014 года.

2. Аблаева Е.С. Опыт создания и применения видеолекций в целях повышения эффективности усвоения учебных материалов по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» // «Фан - спортга», 2013. - № 2.

3. Аблаева Е.С. Методические рекомендации по проведению семинарского занятия по дисциплине «Экономическая теория» на тему: Теория спроса и предложения. - Т.: УзГИФК, 2014.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: «Педагогика», 1989.

5. Волков И.П. Педагогические технологии. - М.: «Просвещение», 1990.

6. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. Материалы научной конференции. - Челябинск, 2011.

7. Предыбайло Т.П., Аблаева Е.С. Применение игровых педагогических технологий в целях повышения эффективности усвоения учебных материалов по дисциплине «Налоги и налогообложение» // «Фан - спортга», 2013. - № 4.

8. Предыбайло Т.П., Аблаева Е.С. Применение педагогических технологий в подготовке менеджеров в области физической культуры и спорта. Методическое пособие. - Т.: УзГИФК, 2014.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.