Научная статья на тему 'Интегративная дисциплина как эффективный механизм формирования и развития компетентности у студентов'

Интегративная дисциплина как эффективный механизм формирования и развития компетентности у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / INTEGRATIVE KNOWLEDGE INTEGRATIVE DISCIPLINE / ПРОБЛЕМНЫЙ КЛАСТЕР / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / PROBLEM-CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудов Абдулхалим Хамидович

В статье расскрывается дидактический механизм формирования интегративных дисциплин, которые способствуют развитию у студентов интегративных знаний. Автор рассматривает интегративные знания как концептуальное положение для эффективного формирования и развития компетентности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмудов Абдулхалим Хамидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article conveys a sense of the didactic mechanism of formation of the integrative disciplines that contribute to the development of students ' integrative knowledge. The author examines integrative knowledge as the conceptual provision for the effective formation and development of competence in students.

Текст научной работы на тему «Интегративная дисциплина как эффективный механизм формирования и развития компетентности у студентов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Швелова Ю. Об учебнике нового века и влиянии BYOD на среднюю школу [Электронный ресурс] / Ю. Шведова - Режим доступа: http://www.cisc0.c0m/c/ru_ru/ab0ut /press/press-releases/2013/09-090213d.html (Дата обращения: 18.04.2017).

2. Как можно использовать BYOD в школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://newtonew.com/school/kak-mozhno-ispolzovat-byod-v-shkole (Дата обращения: 18.04.2017).

3. Палладин А. BYOD меняет традиционный подход к обучению школе [Электронный ресурс] / А. Палладин - Режим доступа: http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/ 2012/090712c.html (Дата обращения: 20.04.2017).

4. BYOD и вузы - понятия совместимые [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/ 091812d. html (Дата обращения: 20.04. 2017).

5. Educational Technology and Mobile Learning [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.educatorstechnology.com/2014/07/a-comprehensive-byod-toolkit-for-schools.html -(Дата обращения: 21. 04. 2017).

Махмудов Абдулхалим Хамидович

кандидат технических наук самостоятельный соискатель УзНИИПН

им. Т.Н. Кары Ниязи (г. Ташкент. Республика Узбекистан)

УДК 37.013.46(09)

ИНТЕГРАТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У СТУДЕНТОВ

INTEGRATIVE DISCIPLINE AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMPETENCE IN

STUDENTS

В статье расскрывается дидактический механизм формирования интегративных дисциплин, которые способствуют развитию у студентов интегративных знаний. Автор рассматривает интегративные знания - как концептуальное положение для эффективного формирования и развития компетентности у студентов.

Ключевые слова: интегративные знания, интегративные дисциплины, проблемный кластер, компетентность.

The article conveys a sense of the didactic mechanism of formation of the integrative disciplines that contribute to the development of students ' integrative knowledge. The author examines integrative knowledge as the conceptual provision for the effective formation and development of competence in students.

Key words: integrative knowledge integrative discipline, problem-cluster, competence

Происходящие во всем мире глобальные социально-экономические и научно-технические перемены обусловили появление компетентностного подхода в образовании как стратегического направления дальнейшего развития высшего образования. Новое понимание целей и задач, переориентация рынка труда со «знаниевого» выпускника на «компетентностного» предоопределили модернизацию системы подготовки специалистов в большинстве развитых стран мира, и в международных документах «компетентность» стали рассматривать как желаемый результат образования [3, с. 11].

Таким образом, современному обществу востребованы специалисты с хорошими теоретическими знаниями и умениями, владеющими практическими навыками применения их в профессиональной деятельности, обладающими профессионально-значимыми личностными качествами. Предъявляемые требования характеризуются единством когнитЬвно-деятельностных и профессионально-значимых личностных качеств выпускника высшего учебного заведения. В педагогической теории и практике это единство характеризуется понятием «компетентность», формирование которой сегодня является современной тенденцией в мировой системе образования.

Современное исследование вопросов подготовки специалистов на основе компетентностного подхода показывает, что традиционное дидактическое обеспечение, основанное на знаниевой концепции обучения, не создает необходимых психолого-педагогических, дидактических условий для личностно-профессионального развития студентов, раскрытия их творческого потенциала, формирования и развития интегративного мышления. Это связано с тем, что цели и содержание традиционного дидактического обеспечения направлены на формирование у студентов репродуктивного типа деятельности, методы и технологии обучения - на овладение системой готовых знаний, результат образования - на оценку приобретенных знаний и умений. В этих условиях актуальными являются исследования, направленные на системное развитие дидактического обеспечения для компетентностной подготовки будущих специалистов. Такое дидактическое обеспечение должно быть основано на активной интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся и направленно на подготовку специалистов, способных адекватно отвечать современным вызовам времени, уметь решать сложные социальные и профессиональные задачи, находить эффективные пути решения в максимально короткие сроки.

Быстрые темпы развития и смены технологий производства в различных сферах человеческой деятельности привело к существенному расхождению между периодом подготовки профессиональных кадров и временем использования полученных ими знаний. Сложность заключается в том, что неактуальными становятся знания, обеспечивающие современный уровень разработок, технологии внедрения и предложения товара, сопровождения и услуг потребителям, отраслям, корпорациям.

Формирование новейших научных направлений отстает от развития науки и новых технологии. В целом создается ситуация в педагогической науке, в которой содержание обучения не отражает перспективные направления и проблемы специальности.

В этих условиях содержание вновь вводимых учебных дисциплин должно отражать проблемы перспективных направлений специальности, предвосхищать текущие требования к будущему специалисту, что ставит перед педагогикой задачи, заключающиеся в необходимости формирования знаний, достаточных для успешной работы в сфере деятельности, которая может быть востребована только в будущем, для которой лишь обозначены цели и еще не до конца ясен перечень необходимых знаний и компетенций. Для этого необходимо, чтобы содержание образования приобрело новое, практикоориентированное направление, но при этом не потеряло своей фундаментальности.

Вышеназванные проблемы, связанные с традиционной организацией обучения, можно решить путем внедрения интегративных дисциплин взамен существующих монодисциплин (МД). В современных учебных планах (УП) содержание почти всех предметов (монодисциплин) разбито на мелкие фрагменты, на каждом отдельном занятии студенты получают небольшие дозы учебной информации, порой не представляющие собой целостного материала, не имеющие системной логической связи с другим учебным материалом. Применение интегративных дисциплин (ИД) будет способствовать интеграция теории и практики, знание становится целостным, наполненным и функциональным.

Формирование содержание интегративных дисциплин основывается на дидактической обработке имеющихся актуальных и прогнозируемых научно-прикладных проблем специальности (назовем его «проблемный кластер специальности»), а также на системном ее анализе (система, элемент, структура, целостность, связь, иерархия, отношение «система - среда»), в котором выделяют четыре свойства системы: целостность и членимость; связность; организация; интегративность [2, с. 16-18]. Проблемный кластер специальности характеризуется философско-методологическими, научно-техническими, социально-экономическими аспектами и др. Системный анализ структуры научно-прикладных проблем по различным специальностям показывает, что изучение каждой проблемы начинается с последовательного рассмотрения философско-методологических, научно-технических, психолого-педагогических и социально-экономических аспектов её. Процесс усвоения содержание научно-прикладной проблемы имеет интегративный характер, так как осмысление её генезиса и методологических особенностей, различных подходов к решениям и оценки эффективности их (по адекватным критериям) требуют фундаментальных и системных знаний из различных научных областей (рис.1).

Следовательно, для решения задач из проблемного кластера необходимы знания из различных научных отраслей (технических,

социальных, психологических, экономических, педагогических, лингвистических и др.). Другими словами необходимо привлечение интегративных знаний.

Рис. 1. Схема дидактического преобразования «Проблемы -интегративные дисциплины» Выявление и формирование проблемного кластера специальности осуществляется при активном сотрудничестве работодателей, ученых и

педагогов. Для анализа и нахождения решения отдельной научно-прикладной проблемы составляется программа, основанная на дидактическом подходе к её изучению. На основе анализа содержания соответствующих программ (составленных по каждой проблеме) выявляются общие компоненты, которые являются монодисциплинами. Дальнейший синтез этих монодисциплин позволяет объединять общие и родственные дисциплинн в группы. Содержание входящих в группы монодисциплин является основой для формирования интегративных дисциплин.

По каждой интегративной дисциплине, изучаемой в течение 1 семестра, достаточно планировать одну проблемную лекцию в неделю (или в две недели один раз). Для глубокого и детального понимания, осмысления и овладения содержанием проблемной лекции необходимо по тематике лекции планировать креативные семинарские занятия (для гуманитарных специальностей можно планировать и два занятия), в которых разрабатывать семинарские вопросы в количестве, достаточном для реализации индивидуализированного принципа (каждому студенту один вопрос по теме семинара). Для приобретения практических профессиональных умений и навыков должно планироваться не менее одного практического занятия и исследовательской лабораторной работы (для технических специальностей) по тематике проблемной лекции, а также выполнение самостоятельных работ (аналитической и творческой). Реализация учебного процесса при таких соотношениях и взаимосвязях способствует повышению активности, самостоятельности и инициативности со стороны студентов при изучении отдельных тем интегративных дисциплин.

Выполнение самостоятельных работ (аналитической и творческой) по тематике проблемной лекции (или по 2-3 проблемным лекциям) позволяет реализовать интенсивное изучение, понимание и осмысления содержания интегративных дисциплин, что способствует активному формированию и развитию интегративного профессионального мышления.

Применение предлагаемого подхода к планированию аудиторных и самостоятельных занятий позволяет повысить эффективность использования временных ресурсов при компетентностной подготовке будущих специалистов до 70 - 80% (в то время, как при «знаниевой» методике данная величина не превышает 35 - 40%). При планировании использования временных ресурсов учебного плана (УП) целесообразно применять данные из таблицы 1, здесь:

М дисц - количество изучаемых в семестре интегративных дисциплин;

пСаМЦр. - количество самостоятельных работ, выполняемых студентом

по данной интегративной дисциплине за семестр.

В таблице 1 показаны соотношения по оптимальному распределению бюджета времени для одной интегративной дисциплины, изучаемой в течение одного семестра. Для интегративных дисциплин, изучаемых в

течение 2-х и более семестров методика оптимизации распределения временных ресурсов в учебном плане будет аналогичной.

Таким образом, оптимизация использования временных ресурсов в учебном плане достигается через оптимально обоснованное распределение учебных часов по различным видам занятий с учетом их педагогической

эффективности Ппед,Эфф.

В качестве примера рассмотрим формирование интегративной дисциплины «Проблемы информационной безопасности» для магистратуры по специальности «Информационная безопасность». На первом этапе выделяется совокупность актуальных и перспективных научно-прикладных проблем специальности «Информационная безопасность», так называемый «проблемный кластер специальности». Проблемный кластер этой специальности может включать в себя следующие проблемы: криптографическая защита информации и криптоанализ, техническая защита информации и противодействие деструктивным техническим каналам, гуманитарные аспекты информационной безопасности, подготовка кадров [1, с.71-75].

Таблица 1.

Соотношения по оптимальному распределению бюджета времени для одной

интегративной дисциплины

Виды занятий Лекции Семинар Практические занятия Самостоятель ная работа

Обозначение pjлекц. j^-семин. pjпракт. jqсамост. р.

Соотношение (на семестр) дт семестр. пробллекц. -кг семестр. недель. ътсеместр._ N семин 2 дт семестр. пробллекц. л-г семестр. N практ.зан. дт семестр. пробллекц. семестр сам. р. M сем. ^ nдисц M дисц ' сам.р.

На втором этапе разработаем программы изучения отдельных проблем этого кластера. Для этого необходимо составить перечень монодисциплин, раскрывающий содержание этой проблемы. Для изучения этой проблемы необходимо использовать знания из следующих монодисциплин: «Криптографические методы защиты информации», «Специальные разделы математики», «Специальная физика и электроника», «Безопасность компьютерных систем и сетей», «Технические средства защиты информации», «Методы обработки экспериментальных данных», «Основы научных исследований», «Современные информационно-коммуникационные технологии», «Комплексная защита информации в условиях глобализации и интеграции», «Моделирования информационных процессов», «Проектирования информационных процессов», «Надежность функционирования информационных систем» и др.

На третьем этапе используем системно-аналитический метод для анализа содержания программ по изучению отдельных проблем кластера. На его основе выделим и сгруппируем смежные моно дисциплины в различных программах.

На четвертом этапе на основе группы смежных монодисциплин формируются в интегративные дисциплины.

Применение интегративных дисциплин (не более четырех/пяти для магистров и восьми/девяти дисциплин для бакалавров) позволяет студенту получить глубокие знания, объединенные в единую научную профессиональную систему. Концентрация на системности и практикоориентированности профессиональной проблемы дает возможность сделать знание студента фундаментально научным и системным. Конечно, при переходе к организации учебного процесса по интегративным дисциплинам возникает ряд дидактических сложностей, связанных с разработкой структуры и содержания предметов, перестройкой учебного плана и расписания, готовностью кафедр и преподавателей. Но, с другой стороны, это позволяет высвободить временные ресурсы аудиторной нагрузки для самостоятельной творческой работы студента, что очень актуально в современных условиях. Переход к интегративным дисциплинам сопряжен с минимальными, на наш взгляд, материальными и организационными затратами, и способствует существенному повышению качества подготовки востребованных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Махмудов А.Х. Компетентностный подход к подготовке магистров технических специальностей (методологические и дидактические аспекты): Монография / А.Х. Махмудов. - Ташкент, 2012.- 168 с.

2. Рыков А.С. Модели и методы системного анализа: принятие решения / А.С. Рыков. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium. Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.