Научная статья на тему 'Инновационные процессы в образовательном пространстве'

Инновационные процессы в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная программа по подготовке кадров / непрерывное образование / инновационное развитие / педагогические принципы / участие общественности / творчество. / National Program of Training / continuous education / innovational development / pedagogical principles / participation of community / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г М. Курбонова, Ш Ташметова

В статье предоставляется информация об общих и специфических инновационных изменениях в структуре непрерывного образования, а также проанализированы с научной точки зрения процессы, включающие в себя различные педагогические принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г М. Курбонова, Ш Ташметова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION PROCESSES IN THE EDUCATION

There provided in the article information regarding general and specific innovational trends in continuous education. As well as well there are provided scientific analysis of different pedagogical principles.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в образовательном пространстве»

Г.М.Курбанова,

кандидат педагогических наук, преподаватель Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами; Ш.Ташметова, старший преподаватель

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Г.М. КУРБОНОВА, Ш. ТАШМЕТОВА. ТАЪЛИМ СОЦАСИДА ИННОВАЦИОН ЖАРАЁНЛАР

Маколада узлуксиз таълим тизимидаги умумий ва узига хос инновацион узгаришлар хусу-сида маълумот берилган, турли педагогик тамойилларни уз ичига олувчи жараёнлар илмий тах,лил этилган.

Таянч суз ва иборалар: кадрлар тайёрлаш миллий дастури, узлуксиз таълим, инновацион тараккиёт, педагогик тамойиллар, жамоатчилик иштироки, ижодкорлик.

Г.М. КУРБОНОВА, Ш. ТАШМЕТОВА. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье предоставляется информация об общих и специфических инновационных изменениях в структуре непрерывного образования, а также проанализированы с научной точки зрения процессы, включающие в себя различные педагогические принципы.

Ключевые слова: национальная программа по подготовке кадров, непрерывное образование, инновационное развитие, педагогические принципы, участие общественности, творчество.

G..М. KURBONOVA, SH. ТАSHMETOVA. INNOVATION PROCESSES IN THE EDUCATION

There provided in the article information regarding general and specific innovational trends in continuous education. As well as well there are provided scientific analysis of different pedagogical principles.

Keywords: National Program of Training, continuous education, innovational development, pedagogical principles, participation of community, creativity.

Воспитание гармонично развитой личности является приоритетной проблемой человечества. В современных условиях быстро меняющихся жизненных ситуаций и интенсивного научно-технического развития общества эта проблема становится еще актуальнее.

В полном соответствии с Национальной программой по подготовке кадров образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.

Главная особенность программы - это непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Эта программа создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют:

• формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие;

• уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей;

• непрерывное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Переход к инновационной экономике изменяет роль профессионального образования, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. В связи с этим главная задача нашего государства в образовательной политике состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Инновации в образовании - это актуальные и системные нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие «инновационная деятельность» применительно к развитию современного образования может быть рассмотрено как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускни-

ков, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе непрерывного образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования нашего общества.

Новизна изменений, которые осуществляют субъекты образования разных уровней, относительна: прослеживается явная преемственность с тем, что уже было ранее, хотя, конечно, и переосмысленная с современных позиций. Анализ хода инноваций во многих регионах страны показывает их цикличный, колебательный характер. Инновационный процесс развивается по диалектической спирали, начиная с первого этапа, но на другом качественном уровне.

Инновационные процессы в различных сферах деятельности человека, безусловно, сопровождаются реорганизацией систем влияния на формирование и развитие его инновационного мышления. При этом выполнение формирующей функции возложено на систему образования, развивающей - на науку и производство. Этот процесс сопровождается объективной потребностью общества в совершенствовании системы образования и направленности процесса обучения на интеллектуализацию. Обеспечение реализации целевой задачи будет положительно отражаться на качестве образовательного процесса в целом.

Находясь под влиянием процессов глобализации, сама система образования совершенствуется. Совершенствуется её структура, содержание, формы, методы, средства. Её направленность на интеллектуализацию обеспечивается концептуальной и методологической основой, - "Национальной программой по подготовке кадров", Законом "Об образовании", а также другими принятыми Постановлениями Президента и правительства страны.

В целях дальнейшего углубления проводимых реформ и направленности на повышение уровня и качества переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров укрепляется учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

В научно-исследовательских инсититутах страны ведутся исследования в области отраслевой

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 1

инновации. Применяя в исследовании инновационные подходы, разрабатываются инновационные методы, формируется инновационное содержание, направленное на формирование инновационного мышления.

Исследование вопросов реформирования образовательной системы осуществляется в ко-ординиции с решением проблем стабильного и устойчивого экономического развития современного государства. Сегодня силами специалистов этой системы ведутся исследования проблем совершенствования содержания, подбора форм, методов и средств обеспечения инновационно-сти процесса обучения.

В системе высшего образования отмечается направленность на обеспечение атмосферы научного творчества, интеллектуализации среди его участников: созданы новые и реконструированы действующие научно-исследовательские лаборатории, оснащенные современным оборудованием; проводится кафедральная реструктуризация по усилению деятельности профессорско-преподавательского состава; слияние отраслевых научно-исследовательских институтов и центров обеспечивает тесную интеграцию науки и образования, придавая ей инновационную направленность.

Инновационные процессы в образовательном пространстве оцениваются нами комплексно, исходя из понятия педагогической или образовательной системы (цель, обучающие, обучаемые, технология, содержание, формы и методы, средства, результат). Мы считаем, что системообразующими факторами инновационной педагогической или образовательной системы являются принципы единства целей и индивидуализации обучения, а также информационные средства и технологии. Результаты изучения особенностей функционирующей системы высшего образования на этапе констатирующего исследования позволили выделить факторы, обуславливающие необходимость инновационных изменений. К их числу относятся:

преобладание традиционных форм и методов обучения без учета современных условий модернизации образования;

отсутствие механизмов управления инновационными процессами;

отсутствие опыта инновационной деятельности в условиях конкуренции между образовательными учреждениями;

недостаточный учет формирования рыночных отношений в сфере образования; недостаточное финансирование;

разрыв между правовой базой, принимаемыми управленческими решениями и их практической реализацией в сфере образования.

Анализ инновационных научных педагогических теорий позволил выделить следующие закономерности инновационных процессов в образовательном пространстве:

относительность, цикловая повторяемость ин-новаций;обусловленностьинновацийсоциально-экономическими изменениями в обществе;

первенство практики по отношению к теоретическому обоснованию инноваций; инновация появляется в практической деятельности, по-настоящему закрепляясь в следующих за ней теоретических обоснованиях;

обусловленность инноваций в образовании изменениями в общенаучной картине мира; творцами образовательных инноваций всегда были и остаются педагоги-практики, ежедневно соприкасающиеся с научной мыслью и, следовательно, испытывающие на себе ее влияние.

Уже сегодня появились и действуют высокотехнологичные образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. В первую очередь, речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании.

Развитие государственного и негосударственного образования, основанного на новых информационных технологиях, требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института. Институциональные основы новой системы образования связаны с развитием современных тенденций в образовательной деятельности.

Анализ общих и специфических тенденций инновационного преобразования и профессионального образования позволил нам сформулировать основные принципы, на которых базируются данные процессы. К ним относятся: принцип проектирования, принцип открытости и общественного участия, принцип субсидиар-ности, принцип устойчивости, принцип креативности.

Принцип проектирования.

Данный принцип означает, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования. Традиционные отраслевые и программные подходы не успевают реагировать на стремительно происходящие изменения в обществе, стране и мире. Осознавая и учитывая современные тенденции развития страны и региона, необходимо уже сегодня проектировать адекватные этим изменениям процессы в образовании. Принцип проектирования инновационного развития образования предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, направленных в будущее - на устойчивое долговременное развитие образования.

Принцип открытости и общественного участия.

Развитие системы профессионального образования - это не столько ведомственный и административный процесс, сколько стратегическое направление развития всего региона, затрагивающее интересы каждого его жителя. Этот принцип предполагает достижение общественного согласия, на основе которого власть, общество, бизнес, общественные организации и профессиональное педагогическое сообщество принимают на себя обязательства по совместному продвижению в регионе инновационных образовательных процессов.

Принцип субсидиарности (согласования разноуровневых интересов).

Субсидиарность - принцип, лежащий в основе распределения полномочий и компетенций между субъектами. Данный принцип образова-

ния означает соблюдение интересов всех уровней непрерывного образования (начальной, средней, высшей, дополнительной) на основе соответствия полученного личностью образования ее профессиональным обязанностям. В частности, принцип субсидиарности позволяет решить проблему переизбытка в регионе специалистов с высшим образованием при дефиците кадров с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием.

Принцип устойчивости.

Данный принцип предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды образовательной сферы система управления инновациями в образовании не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, адаптивностью системы управления, прежде всего к изменениям во внешней среде.

Принцип креативности.

Принцип креативности подразумевает создание принципиально новых интеллектуальных и творческих кадров, организационных структур, творческий подход к решению поставленных перед образовательной системой задач, формирование условий для инновационной активности участников образовательной системы.

В заключение отметим, что исследование принципов и тенденций инновационных изменений непрерывного образования позволяет подходить к разработке управленческих решений с научных позиций, которое существенно повышает качество управления образовательными системами.

Литература:

1. Каримов И.А. Поиск, инициатива и предприимчивость - веление времени. - Т.: «Узбекистан», 1999. -С. 391.

2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» //Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. /Сб. док. - Т.: «Шарк», 1997. -С. 20-30.

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2012 года "О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации".

4. Хамдамов Г. Воспитание в вузе: организация и управление. - Т.: «Укитувчи», 1999. -С. 180.

5. Щербаков B.C. Инновационные процессы в современной системе профессионального образования. // Казанский педагогический журнал, 2008, № 8. -С. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.