Научная статья на тему 'Неразрывность обучения – востребованный принцип организации эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования'

Неразрывность обучения – востребованный принцип организации эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узлуксиз таълим / узлуксиз таълимнинг тамойиллари / узвийлик тамойили / непрерывное образование / принципы непрерывного образова- ния / принцип неразрывности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Нодира Низомовна

Мақолада узлуксиз таълимни ташкил этишнинг тамойиллар тизими шакллантирилган. У узлуксиз касб-ҳунар таълимини ташкил этишнинг асоси ҳисобланган узвийлик тамойили билан тўлдирилган. Бу тамойил ўрта махсус ва олий касб-ҳунар таълим тизимида ўқитиш сифатини юксак даражагача кўтаришга ёрдам беради.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

НЕРАЗРЫВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – ВОСТРЕБОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье сформирована система принципов организации непрерывного образования. Она дополнена принципом неразрывности, который является сердцевиной организации непрерывного профессионального образования и способствует достижению высокого качества обучения в системе средне-специального и высшего профессионального образования.

Текст научной работы на тему «Неразрывность обучения – востребованный принцип организации эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования»

V_/

Мусаева Нодира Низомовна,

доцент кафедры «Профессиональное образование» Бухарского инженерно-технологического института, кандидат педагогических наук

НЕРАЗРЫВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ -ВОСТРЕБОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУСАЕВА Н.Н. ТАЪЛИМ УЗВИЙЛИГИ - УЗЛУКСИЗ КАСБ-ЦУНАР ТАЪЛИМИ ТИЗИМИ САМАРАДОРЛИГИНИНГ МУЦИМ ТАМОЙИЛИ

Маколада узлуксиз таълимни ташкил этишнинг тамойиллар тизими шакллантирилган. У узлуксиз касб-х,унар таълимини ташкил этишнинг асоси х,исобланган узвийлик тамойили билан тулдирилган. Бу тамойил урта махсус ва олий касб-х,унар таълим тизимида укитиш сифатини юксак даражагача кутаришга ёрдам беради.

Таянч суз ва тушунчалар: узлуксиз таълим, узлуксиз таълимнинг тамойиллари, узвийлик тамойили.

МУСАЕВА Н.Н. НЕРАЗРЫВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - ВОСТРЕБОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье сформирована система принципов организации непрерывного образования. Она дополнена принципом неразрывности, который является сердцевиной организации непрерывного профессионального образования и способствует достижению высокого качества обучения в системе средне-специального и высшего профессионального образования.

Ключевые слова и понятия: непрерывное образование, принципы непрерывного образования, принцип неразрывности.

MUSAYEVA N.N. CONTINUITY OF TRAINING - DEMAND PRINCIPLE OF ORGANIZATION OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

In the article the system of principles of the continuous education organization is formulated. It is supplemented by the principle of continuity, which is at the heart of the organization of continuous vocational education and contributes to the achievement of high quality of education in the system of secondary special and higher professional education.

Keywords: continuous education, principles of continuous education, principle of continuity.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 10

С достижением независимости Республикой Узбекистан взят курс на построение развитого демократического государства, информационного общества, основанного на знаниях. Важнейшей отличительной особенностью информационного общества является эффективное функционирование системы непрерывного образования.

Официально на международном уровне этот термин впервые был использован в материалах ЮНЕСКО в 1968 г., а в 1972 г. принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывность образования основным принципом, руководящей конструкцией для нововведения или реформ образования во всех странах мира. Вместе с этим следует отметить, что до сих пор не существует общепризнанного определения понятия непрерывность образования. Согласно информации ЮНЕСКО существует около 20 терминов, относящихся к понятию непрерывность образования.

Неотъемлемой составляющей системы непрерывного образования является непрерывное профессиональное образование, которое в нашей стране охватывает среднее специальное профессиональное образование; высшее образование; послевузовское образование; повышение квалификации и переподготовку кадров. В условиях непрерывного научно-технического прогресса востребованным становится непрерывное повышение эффективности функционирования системы непрерывного образования, что предполагает непрерывное развитие её теоретических основ - принципов организации непрерывного образования.

Осуществлённый нами синтез принципов организации непрерывного образования, разработанных в нашей стране и утверждённых законом «О Национальной программе по подготовке кадров», а также разработанных ЮНЕСКО, Евросоюзом, учёными других зарубежных стран, позволил систематизировать их в виде принципов теоретической основы современной системы эффективного функционирования непрерывного образования.

К ним отнесены:

1. Приоритетность образования1. Означает первостепенное внимание развитию образования. Первоочередным становятся знания, образование и высокий интеллект. Достижение этого требует значительного и постоянного увеличения инвестиций в образование, в человеческие ресурсы. Человек реально становится главным достоянием современного общества.

2. Демократизация образования2. Означает: 1) равенство доступа к образованию, особое внимание к образованию молодёжи, женщин, инвалидов, независимость и самонаправленность обучения; 2) расширение независимости учебных заведений, определение методик и технологий обучения и воспитания, переход к системе государство-общество в управление образованием; 3) развитие науки по экспоненте, сопровождающееся интенсивным научно-техническим прогрессом во всех отраслях экономии, сбалансированное развитие общества, рост благосостояния народа немыслимо без обеспечения всеобщности образования. Это один из признаков «информационного общества».

3. Гуманизация образования3. Это удовлетворение потребности личности в образовании, полное раскрытие его способностей, обеспечение приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, интеграция взаимоотношений личности, общества и окружающей среды. В учебном процессе реализация этого принципа осуществляется на основе личностно-ориентированных технологий обучения. Это современные технологии обучения, характеризующиеся следующими

1 Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом РУз от 29.08.1997 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997, №11-12, ст. 295.

2 Там же.

3 Там же.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 10

признаками: гуманизм, то есть всестороннее уважение и любовь к личности, помощь ей, оптимистическая вера в его творческие способности, полное отвержение принуждения; сотрудничество, то есть демократизм, равенство, партнерство в отношениях учащийся-педагог; свободное воспитание, то есть предоставление личности свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей мере его жизнедеятельности, получение результата от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Коммуникативной основой личностно-ориентированных технологий является гуманно-личностный подход к личности в педагогическом процессе.

4. Гуманитаризация образования1. Это формирование эстетического мировоззрения, высокой духовности и творческого мышления обучающихся. Подготовка конкурентоспособных кадров означает не только их высокую профессиональную подготовку, но и формирование новатора, общественно активного, духовно богатой личности. Это формирование эстетического мировоззрения, высокой духовности и творческого мышления обучающихся.

5. Национальная направленность образования2. Это интеграция образования с национальной историей, народными традициями и обычаями, сохранение и обогащение культуры народов страны, признание образования как важнейшего фактора национального прогресса, уважение к истории и культуре других народов.

6. Взаимосвязь образования и воспитания3. Это направленность данного процесса на формирование всесторонне развитой личности, что является основополагающим принципом педагогики как основной науки об учении и воспитании. Образование и воспитание рассматривается как двуединый процесс. Процесс получения образования предполагает и воспитание. Более того, воспитание является неотъемлемым компонентом образования.

1 Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом РУз от 29.08.1997 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997, №11-12, ст. 295.

2 Там же.

3 Там же.

Сам процесс обучения уже в известной степени базируется на элементах, являющихся составными частями воспитания. Невозможно усвоить современные науки без таких признаков воспитания как целенаправленность, трудолюбие, сила воли, ответственность, настойчивость, уважение к личности педагога.

7. Выявление талантливой и одарённой молодёжи4. Предполагает создание условий для их выявления, и непрерывного получения ими фундаментальных и специальных знаний на максимальном уровне. Реализация способностей талантливой и одарённой молодёжи осуществляется на основе дифференцированного, индивидуализированного компьютерного, модульного и проблемного обучения, кейс-стадий. При этом непрерывно повышается статус самостоятельного усвоения учебного материала.

8. Интеграция формальных и неформальных образовательных структур традиционного и нового типа5. В современном мире образование рассматривается как целостная система, включающая в себя все уровни и формы образования, в том числе: формальное образование; неформальное образование; информальное образование. До сих пор неформальное и информальное образование практически не учитывались. Однако интенсивный научно-технический прогресс требует развития индивидуального образования, в том числе, с консультантами, репетиторами, тренерами отдельно, а также в группах. Развитие компьютерной техники резко повышает роль домашнего образования. Образование становится ключевым фактором не только профессионального, но и личного успеха. В будущем образование будет решающим фактором для «включённости» человека в общество, как сейчас для вхождения человека в профессиональную среду.

9. Гибкость учебных планов и программ6. Темпы развития науки достигли максимальных значений. Развитие науки приняло лавинообразной характер. Адекватно лавино-

4 Там же.

5 Learning to be. The world of Education Today and Tomorrow. P.: Unesko; L.: Harrap, 1972. -Р.182.

6 Там же.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 10

образно увеличивается и обновляется научно-техническая информация. Организация учебного процесса в образовательных учреждениях должна быть зеркальным отображением современного научно-технического прогресса. Это возможно осуществить на основе гибких учебных планов и программ учебных дисциплин. Исходя из темпов научно-технического прогресса можно вычислить, что объём учебного материала в программах учебных дисциплин ежегодно должно обновляться на 5-10%.

10. Альтернативность подходов к организации учебного процесса1. Палитра подходов к организации учебного процесса весьма многообразна. Это зависит от многих факторов, в том числе, таких глобальных как: уровень развития экономики и жизни народа; отличительные особенности развития страны; исторические традиции и тенденции в системе образования; степень интеграции в образовательном процессе. На этом фоне существование альтернативных подходов на основе их взаимного проникновения и обогащения способствует постоянному совершенствованию организации учебного процесса.

11. Охват образованием всей жизни2. Это становится главной программой информационного общества, развития эффективной системы всех видов образовательной деятельности: формального, неформального и инфор-мального образования. В информационном обществе каждый человек должен обладать навыками умения учиться и желанием продолжать своё учение самостоятельно. Это становится одной из главных задач средне специального и высшего профессионального образования.

12. Мотивация к учёбе3. Означает учёт всех факторов, способствующих появлению стремления и интереса к получению образования, таких как: факторы, связанные с общественной средой; факторы, связанные с первоочерёдными потребностями; факторы, связанные с учебным процессом.

1 Learning to be. The world of Education Today and Tomorrow. P.: Unesko; L.: Harrap, 1972. -Р.182.

2 Там же.

3 Там же.

13. Системность принципов для всего образовательного процесса4. Это разработка государственных стандартов образования, учебных планов и программ образовательных дисциплин, организация учебного процесса на основе принципов, используемых для всех видов образования. Современный учебный процесс во всех видах непрерывного профессионального образования основан на следующих принципах педагогической технологии: принцип научности, принцип проектируемо-сти, принцип системности, принцип целенаправленности, принцип деятельностного подхода, принцип управляемости, принцип воспроизводимости, принцип эффективности.

14. Целенаправленность5. Носит главным образом нормативный характер, служит для обоснования границ системы непрерывного образования, осуществления целенаправленной деятельности развития человека, определения основ содержания непрерывного образования. Среднее специальное профессиональное образование способствует: более осознанному определению профессиональной деятельности; обеспечению преемственности профессионального образования; целенаправленному непрерывному образованию каждого человека в течение всей жизни.

15. Инновационные методы и технологии преподавания и учения6. По мере продвижения к информационному обществу меняется представление о том, что такое образование и учение. Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестаёт быть объектом, он становится полноценным субъектом образовательного процесса. Учителя становится всё в большей степени консультантами наставниками, партнёрами, посредниками, чья задача - помочь обучающимся самим формировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. Следо-

4 Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. - М.: «Молодая гвардия», 1978. -С.175.

5 Там же.

6 European Council Presidency Conclusions, Лиссабон, 23-24 марта 2000, параграфы 5, 24 и 25, с.. 2-8; European Council Presidency Conclusions, Санта Мария да Фейра, 19-20 июня 2000, параграф 33, 68. -С. 6-8.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 10

вательно, и методы, и технологии обучения как в формальной, так и в неформальной системе образования должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

16. Новая система оценки полученного образования1. Это разработка интегрированной системы оценки результатов образования всей образовательной деятельности: формальной, неформальной, информальной. Это поможет точнее оценить компетентность специалиста, индивидуальный учебный опыт и повысить мотивацию к непрерывному учению. Такая система оценки, отражающая все знания, умения, навыки и весь накопленный опыт, должна быть общепризнанной.

17. Развитие наставничества и консультирования2. Обеспечение на протяжении всей жизни каждому свободного доступа к информации об образовательных возможностях, необходимых консультациях и рекомендациях является одним из составных частей организации непрерывного образования. Из этого вытекает целесообразность создания постоянной консультативной службы, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития. Информационные технологии и интернет открывают новые горизонты в данном направлении.

18. Приближение образования к дому3. Приблизить образовательные возможности к дому осуществимо на основе развития сети учебных и консультативных пунктов, использования современных информационных технологий, в том числе, дистанционного обучения. Используя дистанционное обучение, люди могут иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы они не решили продолжить своё обучение.

Осуществлённый анализ и синтез принципов организации непрерывного образования позволил выявить необходимость дополнить их «принципом неразрывности обучения».

1 European Council Presidency Conclusions, Лиссабон, 23-24 марта 2000, параграфы 5, 24 и 25, с.. 2-8; European Council Presidency Conclusions, Санта Мария да Фейра, 19-20 июня 2000, параграф 33, 68. -С. 6-8.

2 Там же.

3 Там же.

Это следует из положений Национальной программы по подготовке кадров, значимости неразрывности обучения в системе непрерывного образования, требований современного научно-технического прогресса, сопровождающегося интенсивным ростом и обновлением научно-технической информации, возникновением новых наук, быстрой сменой технологией и конструкций машин, увеличением уровня автоматизации системы управления. В этих условиях актуальным является постоянное повышение эффективности неразрывности обучения в системе профессионального обучения, и непрерывного образования каждого специалиста в течение всей жизни.

Следует особо отметить, что понятие «неразрывность» вытекает из самой сущности термина «непрерывность», которая выражает целостность систем4. Следовательно, непрерывное образование призвано обеспечить системное, целенаправленное развитие человека. Очевидным является то, что эффективность целостного развития личности связана с обеспечением неразрывности обучения.

На её основе система непрерывного обучения становится целостной и целенаправленной.

Исходя из сущности понятия «неразрывность» и её задачи обеспечения сквозной связи содержания продолжающегося обучения с последующей ступенью образования в системе непрерывного профессионального образования можно дать определение понятия «неразрывность обучения».

«Неразрывность обучения» - это способ организации учебного процесса, обеспечивающий сквозную связь содержания обучения при многоуровневой подготовке специалистов на основе дифференциации содержания образовательных дисциплин в соответствии с установленными уточнёнными учебными целями.

Из этого определения явствует, что неразрывность является неотъемлемой составляющей понятия непрерывность. Эти два понятия раскрывают и дополняют основное содержа-

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: «Русский язык-Медиа», 2006.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 10

ние друг друга, характеризуются последовательной взаимосвязью. Таким образом, является очевидным учитывание «неразрывности обучения» как принципа эффективного функционирования системы непрерывного образования.

Нами разработаны следующие принципы неразрывности обучения в системе непрерывного профессионального образования «профессиональный колледж - высшее учебное заведение»:

- принцип деятельностного подхода;

- принцип неразрывности видов образования;

- принцип проектируемости;

- принцип целостности;

- принцип модульного обучения;

- принцип целенаправленности;

- принцип взаимно противоположной цепной реакции;

- принцип по уровнего группирования содержания обучения.

Таким образом, на основании выполненных исследований можно сделать следующие выводы:

- актуальным является учёт принципа неразрывности обучения как одного из принципов организации эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования, способствующего обеспечению целостности, целенаправленности и высокого качества обучения в системе средне специального профессионального и высшего образования;

- систематизированные и дополненные принципы можно считать современной теоретической основой организации системы непрерывного профессионального образования.

Литература:

1. Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом РУз от 29.08.1997 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997, N 11-12, ст. 295.

2. Авлиякулов Н.Х. Педагогическая технология. - Т.: «Алокачи», 2009. -С. 148.

3. Авлиякулов Н.Х., Мусаева Н.Н. Технологии неразрывности обучения в системе непрерывного профессионального образования. - Т.: «Фан ва технология», 2010. -С. 80.

4. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. - М.: «Молодая гвардия», 1978. -С. 175.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: «Русский язык -Медиа», 2006.

6. Иноятов У.И. Реализация национальной модели подготовки кадров и проблемы качества образования. Сборник научных трудов. МГПУ. - М., 2001.

7. Курбонов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Управление качеством образования. - Т.: «Шарк», 2004.

8. European Council Presidency Conclusions, Лиссабон, 23-24 марта 2000, параграфы 5, 24 и 25, с. 2-8; European Council Presidency Conclusions, Санта Мария да Фейра, 19-20 июня 2000, параграф 33, 68, стр. 6-8.

9. Learning to be. The world of Education Today and Tomorrow. P.: Unesko; L.: Harrap, 1972. -346 р.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.