Научная статья на тему 'Экспертная медиаобразовательная система'

Экспертная медиаобразовательная система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / моделирование / компьютерное моделирование. / media education / modeling / computer simulation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекназарова С. С.

В данной статье рассматриваются и научно обосновываются основные понятия медиаобразовательной системы, онлайн системы конструктор медиакурсов, информационного потока, описываются классификация и характеристика информационных потоков и систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT MEDIAEDUCATIONAL SYSTEM

There is considered in the article the scientific and substantiates the basic concepts of multimedia system logistics and information flow, describes the classification and characteristics of the information flow and systems, management information flow. The necessity of developing a unified system of principles of logistics management of multimedia system is described.

Текст научной работы на тему «Экспертная медиаобразовательная система»

Бекназарова С.С.,

старший преподаватель кафедры «Аудиовизуальные технологии» Ташкентского университета информационных технологий

ЭКСПЕРТНАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

БЕКНАЗАРОВА С.С. ЭКСПЕРТ МЕДИА ТА ЪЛИМ ТИЗИМИ

Маколада медиатаълим тизими ва ахборот окими, медиакурсларни лойих,алашнинг онлайн конструктори, уларни бошкариш жараёнлари, маълумотларни кайта ишлаш ва кириш ахборот-ларини компьютер моделлаштириш масалалари тах,лил килинган.

Таянч суз ва тушунчалар: медиатаълим, моделлаштириш, компьютер моделлаштириш.

БЕКНАЗАРОВА С.С., ЭКСПЕРТНАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В данной статье рассматриваются и научно обосновываются основные понятия медиаобра-зовательной системы, онлайн системы конструктор медиакурсов, информационного потока, описываются классификация и характеристика информационных потоков и систем.

Ключевые слова и понятия: медиаобразование, моделирование, компьютерное моделирование.

BEKNAZAROVA S.S. EXPERT MEDIAEDUCATIONAL SYSTEM

There is considered in the article the scientific and substantiates the basic concepts of multimedia system logistics and information flow, describes the classification and characteristics of the information flow and systems, management information flow. The necessity of developing a unified system of principles of logistics management of multimedia system is described. Keywords: media education, modeling, computer simulation.

Медиаобразовательные системы являются необходимой составляющей процесса использования информационных ресурсов общества, и темпы их развития определяются в значительной степени темпом накопления профессиональных знаний.

Ускорение динамики процессов во всех сферах человеческой деятельности, усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни -закономерно привели, с одной стороны, к стремительному росту потребностей в информационных знаниях, а с другой - к созданию новых средств и технологий для удовлетворения этих потребностей. Интенсивное развитие научно-технического прогресса и появление современной компьютерной и телекоммуникационной технологий и техники, способной хранить, обрабатывать и предоставлять раз-

личные дискретно-непрерывные типы информации, появление и развитие мультимедийных систем и соответствующих методических инноваций кардинальным образом изменили подходы к реализации образовательной деятельности, интенсифицировали процессы подготовки специалистов на всех уровнях системы образования.

В стратегическом плане поставленны цели совершенствования организации библиотечной сети с учетом современных требований, создания принципиально новых информационных центров, ориентированных на удов-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

летворение интеллектуальных потребностей подрастающего поколения, сохранения культурных, духовно-нравственных ценностей, а также создания необходимых условий для более широкого и системного информационного обеспечения населения. В этой связи было принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 июня 2006 года № ПП-381 «Об организации информационно-библиотечного обеспечения населения республики». В соответствии с постановлением с 2006-2007 учебного года начата подготовка кадров бакалавриата по направлению образования «Информатизация и библиотековедение» и соответствующим специальностям магистратуры в Ташкентском государственном институте культуры и Ташкентском университете информационных технологий. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству по делам культуры и спорта Республики Узбекистан и Государственному комитету связи, информатизации и телекоммуникационных технологий было поручено обеспечить создание электронных учебников и библиотек, мультимедийных систем и программ.

Для обеспечения высокотехнологичного, отвечающего самым высоким требованиям качества производства отечественных телевизионных фильмов и сериалов, записи концертных и других программ для телевидения, а также внедрения современных мультимедийных технологий в сферу телеиндустрии республики было принято постановление Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2011 года № ПП-1488 «Об организации деятельности медиацентра Национальной телерадиокомпании Узбекистана». В числе основных задач создаваемого медиацентра, было определено внедрение в процесс производства телевизионной продукции современных информационно-компьютерных и мультимедийных технологий. Эти технологии призванны обеспечивать высокое качество телепрограмм и телесериалов, а также широкое использование в своей деятельности передового опыта ведущих зарубежных телекомпаний по организации безленточной, конвейерной технологии производства телепродукции в соответствии с мировыми стандартами цифрового вещания.

В целях повышения эффективности деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, обеспечения широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного и общественного строительства было принято постановление Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2012 года № ПП-1730 «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий». В соответствии с этим постановлением определены задачи дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе совершенствование системы регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий с учетом состояния развития информационных ресурсов, технологий и систем, в том числе систем обеспечения информационной безопасности.

Создание и внедрение соременных информационно-коммуникационных технологий охватывает все сферы экономики, в том числе и образование.

В рамках этих постановлений разработана медиаобразовательная система (http:// mediaedu.uz), которая является современной образовательным комплексом. Она имеет своей целью организацию условий для целенаправленного взаимодействия индивидов с цифровыми, информационно-образовательными медиаресурсами для повышения их профессионально компетентного уровня и в интересах их личностно-культурного развития1.

Медиаобразовательная система функционирует с 2011 года и была разработана в рамках научных исследований автора.

Апробация медиаобразовательной системы осуществлена в учебном процессе кафедры «Аудиовизуальные технологии», в мультимедийном учебном центре кафедры «Физика» (Акт внедрения № 1), подтвержденный Актом внедрения № 13 от 07.03.2014 Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики

1 Бекназарова С.С. Модели и программное обеспечение медиаобразовательного портала. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2012.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

Узбекистан и Ташкентского Университета информационных технологий; в отраслевом центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ташкентском университете информационных технологий (Акт внедрения № 12), подтвержденный Актом внедрения № 47 от 07.10.2014 г. Головного научно-методического центра; а также в учреждениях народного образования Республики Узбекистан (Акт внедрения № 03-244 от 27.01.2014г.)1.

Результаты исследования по данной тематике апробированы в ходе работы ряда научно-практических конференций, в том числе на международных симпозиумах, конгрессах и семинарах.

Данная тематика отражена в следующих проектах:

- инновационный проект № И-2011-6.3: «Разработка современного учебного комплекса по физике для бакалавров высших учебных заведений технического направления» (20102012 гг.);

- прикладной проект № А5-025: «Применение логистической системы управления интернет маркетингового исследования при модернизации экономики» (2012-2014 гг.);

- инновационный проект № И-2014-4-7: «Создание платформы демонстрационной площадки виртуальных образцов технологии и разработок в 3D формате» (2014-2016 гг.) и других.

В медиаобразовательной системе предлагается использовать синтез экспертной и симулирующей систем. Экспертные системы позволяют создавать систему, оперирующую профессиональными знаниями эксперта (преподавателя), но не позволяют воссоздавать полноценного диалога между человеком и системой, а для обучения важен диалог: между системой, обладающей определенной базой знаний, и обучаемым - чью глубину знаний и навыков необходимо оценить. Такой диалог создает симулирующая система. Для обеспечения имитации диалога разработаны система обратной связи. При оценке качества знаний обучаемого, кроме бинарной оценки

1 Бекназарова С.С. Дискретно-непрерывные процессы в TIAV мультимедийной системе. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2015.

верности принятой гипотезы, возможен учет, как простого количества числа заданных вопросов, так и соотношения вопросов, укладывающихся в заданную гипотезу, и вопросов, не попадающих в зону гипотезы. Возможна оценка быстроты спуска обучающего по заданной траектории гипотезы, позволяющая оценить знание в данной области - чем больше багаж знаний, тем быстрее будет найден ответ.

Применение обучающих экспертных систем, построенных по предлагаемому принципу, в учебном процессе позволяют решать ситуационные задачи в диалоге между обучаемым и системой. Важным преимуществом данного подхода является передача обучаемому инициативы ведения диалога, а к недостатку системы можно отнести возможность неадекватной интерпретации машинных вопросов пользователя.

Медиаобразовательная система может успешно использоваться в деятельности различных заведений, обеспечивая повышение уровня медиаграмотности слушателей.

Медиаобразовательная система состоит из нескольких подсистем: информационной части медиаобразовательной системы, онлайн-конструктора проектирования медиакурсов.

Онлайн система-конструктор проектирования медиакурсов Mediacourse builder входит в медиаобразовательную систему http:// mediaedu.uz и предназначена для создания медиакурсов. Медиакурсы создаются преподавателями и моделируются экспертной группой, которые проверяют качество созданного медиакурса. Каждый созданный медиакурс включает в себя медиатекст, анимацию, видео, картинки и т.д. Созданные медиакурсы доступны на странице «Медиакурсы» Медиаобразо-вательного портала. Медиакурсы публикуются на веб-странице медиаобразовательного портала. Медиакурсы создаются и оформляются преподавателями, прошедшими регистрацию, после чего администратор отображает медиа-курсы на медиаобразовательном портале. Студенты могут выбрать интересующих их медиа-курс после того, как пройдут регистрацию2.

2 Бекназарова С.С. Онлайн-система конструктор проектирования медиаобразовательных курсов. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2013. -С. 96.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

Онлайн система-конструктор проектирования медиакурсов Mediacourse builder выполняет следующие функции:

- хранение всего теоретического материала и его просмотр;

- хранение практических заданий и их просмотр;

- разработка удобного разноуровневого меню;

- возможность осуществления поиска в теоретическом материале;

- возможность принятия участие в опросе;

- возможность дополнять, редактировать материал электронного учебника в процессе эксплуатации, то есть поддерживать медиа-курс в актуальном состоянии.

Основным элементом системы является ме-диакурс - это обучающий электронный ресурс комплексного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту процесса обучения. Он предоставляет теоретический материал, обеспечивающий тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией. Медиакурс разработан на основе средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), мультимедиа: анимации, звук, изображения, гипермедиа.

Функционирование медиаобразовательной системы послужит повышению качества образования и уровня подготовки специалистов посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это в свою очередь повысит уровень профессиональной компетентности будущих специалистов и даст толчок как для дальнейшего развития научных исследований и прикладных разработок в данной сфере, так и для повышения эффективности современного медиаобра-зовательного процесса в ВУЗах, учреждениях среднего специального образования, а также для формирования медиакультуры каждой личности. Последовательная реализация ме-диаобразовательного потенциала дисциплин учебного плана в процессе их изучения посредством медиаобразовательной системы через привлечение как преподавателей, так и студентов, к активной медиадеятельности приведет к формированию медиаобразова-

тельного общества. Медиаобразовательная система предоставляет возможность преподавателям создавать в онлайн режиме свои медиакурсы, используя онлайн систему проектирования медиакурсов, а студенты могут изучать разработанные медиакурсы и проверять полученные знания, что, в конечном счете, приведет к повышению качества образования и подготовки специалистов, отвечающих требованием социального заказа.

Важнейшими особенностями современных компьютерных технологий обучения являются процессы индивидуализации, интеллектуализации и интернет-ориентации традиционных обучающих систем, программ и технологий, что в значительной степени определяется практическим использованием при их разработке методов и средств искусственного интеллекта, в частности, экспертных систем и интегрированных экспертных систем, а также успехами бурно прогрессирующей технологии обучения через интернет.

Среди актуальных и наиболее востребованных интернет-приложений в этой области важное место занимают обучающие системы, обладающие в отличие от традиционных систем обучения масштабируемой архитектурой, позволяющей расширять функциональность системы с помощью дополнительных подсистем, реализующих в том числе характерные для интеллектуальных обучающих систем средства индивидуализации обучения. В этих системах используются знания об обучаемых и стратегиях обучения для гибкой поддержки процесса изучения соответствующих дис-циплин/медиаобразовательных курсов (формирование знаний) и привития практических навыков использования материала этих дисциплин (формирование навыков/умений).

Поэтому в качестве метода моделирования образовательной системы целесообразно выбрать метод компьютерного моделирования, поскольку он позволяет адекватно отразить структуру рассматриваемой сложной динамической системы, привнести в модель факторы неопределенности. Метод компьютерного моделирования обеспечивает интерактивный процесс разработки модели, характеризующийся постепенным углублением знаний о системе с участием экспертов и специалистов предметной области.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

Компьютерное моделирование - это метод решения задачи анализа или синтеза сложной системы на основе использования ее компьютерной модели. Суть компьютерного моделирования заключена в получении количественных и качественных результатов на основе имеющейся модели.

Под компьютерной моделью понимаются:

- условный образ объекта или некоторой системы, описанный с помощью взаимосвязанных компьютерных таблиц, блок-схем, диаграмм, графиков, рисунков, анимационных фрагментов, гипертекстов и т.д. и отображающий структуру и взаимосвязи между элементами объекта т.е. структурно-функциональная модел ь;

- отдельная программа, совокупность программ, программный комплекс, позволяющий с помощью последовательности вычислений и графического отображения их результатов воспроизводить (имитировать) процессы функционирования объекта при условии воздействия на него различных (включая случайные) факторов - имитационные модели.

Компьютерное моделирование имеет ряд преимуществ по сравнению с другими подходами. В частности, оно дает возможность учитывать большое количество переменных, предсказывать развитие нелинейных процессов, возникновение синергетических эффектов. Компьютерное моделирование позволяет не только получить прогноз, но и определить, какие управляющие воздействия приведут к наиболее благоприятному развитию событий.

Качественные выводы, сделанные по результатам компьютерного моделирования, позволяют обнаружить такие свойства сложной системы, как её структура, динамика развития, устойчивость, целостность и др. Количественные выводы в основном носят характер прогноза некоторых будущих или объяснения прошлых значений переменных, характеризующих систему.

Одно из основных направлений использования компьютерного моделирования - поиск оптимальных вариантов внешнего воздействия на объект с целью получения наивысших показателей его функционирования.

Компьютерное моделирование - эффективный метод решения задач анализа и синтеза сложных систем. Методологической основой

компьютерного моделирования является системный анализ, - именно поэтому в ряде источников наряду с термином «компьютерное» используется термин системного моделирования, а саму технологию системного моделирования призваны осваивать системные анали-тики1.

Таким образом, в сфере современных информационных технологий имитационное моделирование приобретает в мировых научных исследованиях и практической деятельности крайне весомое значение. С помощью имитационного моделирования эффективно решаются задачи самой широкой проблематики, - в области стратегического планирования, бизнес-моделирования, менеджмента (моделирование различного рода финансовых проектов, управление производством), реинжиниринга, проектирования, а также моделирования и прогнозирования образовательных систем.

Программный комплекс медиаобразо-вательной системы, а в частности онлайн система-конструктор проектирования медиа-курсов, послужат повышению качества образования и уровня подготовки специалистов, посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это в свою очередь повысит уровень профессиональной компетентности будущих специалистов и даст толчок, как для дальнейшего развития научных исследований и прикладных разработок в данной сфере, так и для повышения эффективности современного медиаобразовательного процесса в ВУЗах, в учреждениях среднего специального образования и других организаций, а также формирования медиакультуры каждой личности. Последовательная реализация медиаобразо-вательного потенциала дисциплин учебного плана в процессе их изучения, привлечение, как преподавателей, так и студентов к активной медиадеятельности, приведет к формированию медиаобразовательного общества.

1 Бекназарова С.С. Модели и программное обеспечение медиаобразовательного портала. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2012. -С. 178.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

Литература:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 июня 2006 года № ПП-381 «Об организации информационно-библиотечного обеспечения населения республики».

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2011 года № ПП-1488 «Об организации деятельности медиацентра Национальной телерадиокомпании Узбекистана».

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2012 года № ПП-1730 «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий».

4. Бекназарова С.С. Модели и программное обеспечение медиаобразовательно-го портала. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2012. -C. 178.

5. Бекназарова С.С. Онлайн-система конструктор проектирования медиаобра-зовательных курсов, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2013. -C. 96.

6. Бекназарова С.С. Дискретно-непрерывные процессы в TIAV мультимедийной системе. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2015. -C. 57.

7. Березкин Е.Ф. Основы теории информации и кодирования: Учебное пособие. - М.: НИЯУ МИФИ, 2010.

8. Гайдук А.Р. Непрерывные и дискретные динамические системы. -2-е изд. перераб. - М.: Учебно-методический и издательский центр «Учебная литература». 2004.

9. Материалы международной научно-практической конференции «Инновации в информационных технологиях и образовании». Москва. 2012-2013.

10. «Central Asia: Internet, Information and Library Resources in Science, Education, Culture and Business». - Tashkent, 2013.

11. «Informative and communicative space and person». - Prague, 2014.

12. «Perspectives for the development of information technologies ITPA». - Tashkent. 2014.

13. «International Scientific Conference Innovation». - Tashkent, 2014.

14. http://mediaedu.uz.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.