Разработка моделей медиакурсов в качестве объекта медиаобразовательного проектирования
С.С. Бекназарова, научный руководитель - К.П. Абдурахманов, доктор физико-математических наук, профессор, Таш кентский университет информационных технологий,
Узбекистан
Аннотация: В статье рассмотрена специфика, пошаговый процесс разработки медиакурсов, на примере медиаобразовательного портала http:// mediaedu.uz
Ключевые слова: информация, образование, медиа, медиаобразователь-ный портал, медиа тексты, медиаобразовательные курсы.
S.Beknazarova,
Tashkent University of ICT, Uzbekistan
Develop models of media courses as object media educational design
Abstract: The article discusses the specifics, step by step process for developing media courses, for example, media education portal http://mediaedu.uz
Keywords: information, education, media, media education portal, media texts, media education courses.
Открытость информации привела к тому что источник значительной ее части, получаемой студентами, - не учебное заведение, не преподаватель и учебник, а открытое информационное, культурное и социальное пространство. Ежегодные международные исследования образовательных достижений учащихся, получивших общее обязательное образование, выявили у них следующие проблемы: неумение применять знания в незнакомых ситуациях; отсутствие навыков работы с информацией; неумение извлекать из текста необходимую информацию и интерпретировать её.
Сегодня всеобщая медиатизация, - когда немыслимое количество медиа (средств массовой коммуникации) становится средой обитания
для пользователей Интернет, приводит к тому, что, подобно генетически модифицированным продуктам, ме-диасфера незаметно для нас создаёт медийно модифицированную реальность [Прохоров, 2006, с.37]. Интернет позволяет не только вступать в контакт с любым пользователем в любой точке Земного шара и получать доступ к неограниченному объёму информации, но и выступать в качестве обучающего инструмента: пользователь по своему желанию может формировать любые образовательные программы с привлечением специалистов разного уровня [Удовик, 2002, с.223]. Интернет стал важным компонентом в разработке и реализации различных медиаоб-разовательных программ, проектов (в частности, Медиаобразователь-
ный портал: http://mediaedu.uz), вплоть до размещения в сети виртуальных школ и курсов.
Исходя из многообразия подходов к пониманию сущности меди-аобразования, осуществление этого процесса с помощью интернет-ресурсов можно охарактеризовать как медиаобразование и как повышение уровня образованности с использованием элементов меди-акурсов. Педагоги, практикующие интеграцию медиаобразователь-ных элементов в различные дисциплины, уверены, что современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации -электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и т.п., это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для творческого роста обучающихся.
Разработка медиакурсов в настоящее время - актуальная задача. В нашем медиаобразователь-ном портале придаётся немаловажное значение как средству дистанционного обучения и взрослых, так и детей, основам различных дисциплин. В качестве эксперимента, обучающиеся могут изучить ме-диакурс по дисциплине Физика (http://mediaedu. uz).
Аналогично другим программным продуктам жизненный цикл МК для компьютерного обучения может быть представлен в виде каскадной модели, включающей пять основных этапов: стратегичес-
кое планирование, проектирование, реализация, тестирование, эксплуатация и сопровождение
Этап проектирования, предусматривающий разработку структуры курса и сценариев работы с ним, включает четыре фазы: разработка модели темы, изучаемой в создаваемом медиакурсе; разработка структуры курса; определение медиаобразовательных объектов обучения; разработка сценариев работы с медиакурсом.
Спецификация медиакурсов:
- определение - терминологическая информация или задание на знание терминологии, на примере курса «Физика»; разделы курса предоставляются на примере практических открытий человечества, в соответствии с изучаемой тематики;
- строение - информация о правильности написания, представления, изображения объекта учебного предмета или задание на конструирование объекта;
- правило - информация, поясняющая использование объектов учебного предмета или задание на правильность применения объектов;
- пример - информация, иллюстрирующая определение, строение или правило, или задание на выполнение последовательности действий [Бекназарова, 2012, с.102-106].
Медиакурс - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающий тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую дея-
тельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией. Медиа-курс, разработан на основе муль-тимедийности - гипермедиа, синтез гипертекстовой структуры и мультимедиа.
Структуризация и подготовка учебного материала медиаобразо-вательных электронных учебных курсов проводится следующим образом: курс разбивается на разделы и разбивка содержания раздела на небольшие смысловые части - главы (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на портале.
Каждый модуль по максимуму включает в себя: текст самого занятия, в виде презентации - учебный материал, цели изучения модуля, набор ключевых понятий по теме модуля, учебные вопросы, тесты для самопроверки и рефлексии. Структура медиакурсов представлена на рисунке 1.
Модуль - это содержательный слой медиакурса, на котором может осуществляться принцип многоуров-невости обучения. Критерии уровней обучения разрабатываются проектировщиком медиакурса. Согласно нашей концепции первоначальный уровень обучения по конкретному медиакурсу выбирает сам учащийся. В дальнейшем уровни прохож-
Рис. 1. Графическая модель медиакурсов
Медиакурс
СТР.1 СТР.2 СТР^
Медиатекстовый слой
Медиатекст, рисунки, анимация, видео, аудио, составляющие содержание лекций, раздела, главы
Медиаобъект 1
Медиаобъект 2
Медиаобъект N
Иллюстративный слой
дения модулей медиакурса обуславливаются успешностью усвоения учебной информации и направляются системой обучения. Для каждого модуля (в случае его многоуровне-вости) проектировщик разрабатывает отдельные уровни-слои содержания модуля и соответствующие им тесты самопроверки и итогового тестирования. На основании результатов итогового тестирования по модулю, система может предложить более высокий уровень изучения следующего модуля медиакурса, оставить прежний уровень или изучить модуль повторно.
Таким образом, многоуровне-вость учебных модулей медиакур-сов обеспечивает возможность первоначального выбора уровня изучения медиакурса и возможность изменения уровней его изучения как в сторону повышения сложности учебной информации, так и в сторону её уменьшения.
В свою очередь модуль медиа-курса, реализующий комплекс (иерархию) педагогических целей, состоит из более мелких единиц учебного текста - страниц. Страница модуля медиакурса, представлена на рисунке 2 - часть образовательной информации, проектируемая как минимально-целостное содержание. Группа страниц объединяется в модуль как показано на рисунке 3. Страница модуля медиакурса является конкретным символьным образовательным пространством, где происходит встреча обучающегося с культурными смыслами учебной информации.
Страница модуля медиакурса является также полем диалогового взаимодействия учащегося с содержанием учебной информации, её медиаобъектами. Именно на этом уровне осуществляется проектирование диалоговых возможностей медиакурса. Страница модуля
Рис. 2. Структура страницы модуля медиакурса
медиакурса является также меди-атекстом, в семиотическом понимании, включающим в себя медиа-текст, изображение, звук, анимацию, видео, гиперссылки. Искусство медиаобразовательного проектирования страницы модуля меди-аресурса включает в себя не только организацию учебной информации в относительно ограниченных объемах страницы модуля, но и в сочетании (дополнительности) модальностей её представления (ме-диатекст, звук, видео, изображение, анимация и т.п.). А также в рациональном использовании площади экрана (эргономика и дизайн), прозрачности управления подачей учебной информации (за счет творческой активности обучающегося).
В нашей концепции мы выбираем единицей (элементом) меди-
аобразовательного проектирования медиакурса - страницу модуля медиакурса. Пользователь воспринимает медиакурс в целом и его модули/страницы через интерфейс пользователя.
Содержание страницы модуля медиакурса - медиаобъекты (ме-диатексты, иллюстрации, гиперссылки, клипы, анимации, звуковые файлы и др.). Основной способ обращения к медиаобъектам - гиперссылки в тексте страницы.
Многоуровневый модуль должен иметь механизмы адаптации к уровню подготовки пользователя. Критерии уровня подготовки (например: достаточный, хороший, отличный) определяются проектировщиком медиакурса (модуля) на основании общих требований к качеству усвоения знаний, принятых в
Рис. 3. Структура модулей медиакурса
Модуль 1
стр.
стр.
стр.
Набор
медиатекстов
Модуль п
стр.
стр.
стр.
Набор
медиатекстов
Набор тестов
для медиакурса
учебном заведении. Механизмом определения уровня подготовки пользователя является тестирование по результатам изучения модуля медиакурса. Автоматизированная интерпретация результатов тестирования должна иметь критерии и алгоритм определения уровня изучения данного учебного материала. Логическая структура страницы многоуровневого модуля показана на рисунке 4.
В соответствии с разработанной концепцией медиаобразова-тельной среды и личностно-ориен-тированных медиаресурсов, меди-аобъекты хранятся независимо от основного текста страницы/модуля/ медиакурса и могут использоваться при создании других медиакур-сов, различного назначения. Таким образом, графически соответствие различных уровней медиакурса представлены на рисунке 5.
Статистика изучения медиакурса на уровне модулей дает возможность оценить сложность/простоту медиакурса по отдельным моду-
лям или легкость/трудность (затраты времени для успешного изучения модуля); креативность/репро-дуктивность учения Автоматическая статистика может быть направлена и «вглубь» медиакурса, на уровень изучения модуля и страницы, где может быть зафиксирована частота обращения к тем или иным медиаобъектам (в частности текстовым гиперссылкам, дающим более детальную учебную информацию, что будет свидетельствовать о глубине познавательной мотивации учащегося, его интеллектуальной любознательности и др.). На рисунке 6 представлено графическое отображение частоты обращения учащегося к различным медиаобъектам при изучении медиакурса. Такая информация может быть полезна при определении предпочтительной модальности восприятия учебной информации у учащегося и дальнейшей адаптации медиакурса по предпочтительной модальности у пользователя.
Рис. 4. Логическая структура страницы многоуровневого модуля с активизацией уровневых гиперссылок
Учебный текст страниц I уровня
Учебный текст ст ранни II уропыя
Учебный текст страниц Ш уропня
ГС' 2
к.
Л
изучение учебного текста .
нп дасглтачмом урошт тост Г урапия
г '.ъ 1_11 л '
1
изучение учетного текста на хорошем уровне --.
ЛИЛ« 1*1 й { С ЛКТ И П И ЯП ЦИС2Й ГИППрГ^иЛОК I урОП-НЯ) 11-к '
СО
со
изучение учебного текста на отличном урана»ю ь
ЗнАыИЙ ( С ТИ^ИЗа^ИвЙ ГИГЬФрССЫ ГВДК ' ТйеТ II урППМЯ
I и II уровни)
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 3/ 2012_
Рис. 5. Графическое отображение логических уровней медиакурса
Медиакурс
Разделы/главы лекций
Медиатекст, рисунки, анимация, видео, аудио, составляющие содержание лекций, раздела, главы
Литература Бекназарова С.С. Разработка ме-диаобразовательных курсов на примере медиаобразовательного портала mediaedu.uz // Медиаобразование. 2012. № 1. 102-106
Прохоров А.В. Новые медиа в условиях глобализации, или что нового в глобальных медиа?//Электронная культура и экранное творчество. М.: Академический проект, 2006. С. 37.
Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М.: Рефл-бук, Вак-лер, 2002. С.223.
References Beknazarova S.S. The development of media education courses on the example of media education portal mediaedu.uz / / Media Education. 20012. № 1, p.102-106.
Prokhorov A.V. New media in the context of globalization, or what's new in the global media? / / E-culture and onscreen work. Moscow: Academic Project, 2006, p.37.
Udovik S.L. Globalization: a semiotic approach. Moscow: Refl-book, Vakler, 2002, p.223.
_Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики
Рис.6. Графические модели способов визуализации данных