Научная статья на тему 'Измерительный инструмент (индикаторы) для определения готовности студентов ВУЗа к педагогической деятельности'

Измерительный инструмент (индикаторы) для определения готовности студентов ВУЗа к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая деятельность / готовность к педагогической деятельности / индикаторы готовности / инженер-педагог / профессиональное образование (ПО) / pedagogical activity / readiness for pedagogical activity / readiness indicators / engineer- teacher / vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева О. С.

В статье теоретически и практически обоснован измерительный инструмент (индикаторы), с помощью которого можно определить готовность будущего учителя к педагогической деятельности. Проведен мониторинг качества образования, на основе чего разрабатывались и апробировались индикаторы для следующих объектов оценивания: учебные и внеучебные достижения будущих учителей профессионального образования 5330200 Информатика и информационные технологии; образовательные системы (обеспеченность ресурсами). Также рассмотрено их использование в процессе опытно-экспериментальной работы. Дано обобщение результатов оценок экспериментальных и контрольных групп. Сделан вывод о том, что представленная методика доказывает эффективность образовательного процесса, ориентированного на формирование готовности будущих инженеров-педагогов к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURING INSTRUMENTS (INDICATORS) TO DETERMINE THE READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY

In the article, the theory and measurement tools (indicators) are virtually based to estimate the readiness of future teachers to pedagogical activity. The monitoring of the quality of education, based on which developed and tested indicators for the following assessment: academic and extracurricular achievements of the future teachers of vocational education for Informatics and Information Technology subjects; educational system (provision of resources) (educational code 5330200). The implementation of indicators is considered in the experimental work. As well made generalization of the results of evaluations of the experimental and control groups. It is concluded that the presented technique demonstrates the effectiveness of educational process based on the formation of readiness of future engineers-teachers to pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Измерительный инструмент (индикаторы) для определения готовности студентов ВУЗа к педагогической деятельности»

26 ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ч_/

Абдуллаева О.С.,

ассистент кафедры «Информационные технологии» Наманганского инженерно-педагогического института

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ИНДИКАТОРЫ) ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АБДУЛЛАЕВА О.С. ОТМ ТАЛАБАЛАРИНИНГ ПЕДАГОГИК ФАОЛИЯТГА ТАЙЁРЛИГИНИ АНИК.ЛАШ УЧУН МУЛЖАЛЛАНГАН УЛЧАШ АСБОБИ (ИНДИКАТОРЛАР)

Маколада улчов асбоби (индикаторлар) ва уларнинг ёрдамида укитувчиларнинг педагогик фаолиятга тайёрлигини аниклаш мумкинлиги назарий ва амалий асосланган. Таълимнинг си-фат мониторинги утказилган ва унинг асосида куйидаги бах,олаш объектлари учун индикаторлар ишлаб чикарилган ва синовдан утказилган: булажак укитувчиларнинг таълим олиш ва таъ-лимдан ташкари ютуклари; таълим тизимлари (воситалар билан таъминланганлиги) х,амда тажриба-синов ишида уларнинг кулланиши, экспериментал ва назорат гурух,ларида бах,олаш натижаларининг умумий хулосалари келтирилган. Келтирилган методлар таълим жараёнлари-нинг самарадорлигини исботлаши буйича хулосалар килинган.

Таянч суз ва тушунчалар: педагогик фаолият, педагогик фаолиятга тайёрлик, тайёрлик инди-каторлари, мух,андис-педагог, касбий таълим.

АБДУЛЛАЕВА О.С. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ИНДИКАТОРЫ) ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье теоретически и практически обоснован измерительный инструмент (индикаторы), с помощью которого можно определить готовность будущего учителя к педагогической деятельности. Проведен мониторинг качества образования, на основе чего разрабатывались и апробировались индикаторы для следующих объектов оценивания: учебные и внеучебные достижения будущих учителей профессионального образования 5330200 - Информатика и информационные технологии; образовательные системы (обеспеченность ресурсами). Также рассмотрено их использование в процессе опытно-экспериментальной работы. Дано обобщение результатов оценок экспериментальных и контрольных групп. Сделан вывод о том, что представленная методика доказывает эффективность образовательного процесса, ориентированного на формирование готовности будущих инженеров-педагогов к педагогической деятельности.

Ключевые слова и понятия: педагогическая деятельность, готовность к педагогической деятельности, индикаторы готовности, инженер-педагог, профессиональное образование (ПО).

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 6

ABDULLAEVA O.S. MEASURING INSTRUMENTS (INDICATORS) TO DETERMINE THE READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY

In the article, the theory and measurement tools (indicators) are virtually based to estimate the readiness of future teachers to pedagogical activity. The monitoring of the quality of education, based on which developed and tested indicators for the following assessment: academic and extracurricular achievements of the future teachers of vocational education for Informatics and Information Technology subjects; educational system (provision of resources) (educational code 5330200). The implementation of indicators is considered in the experimental work. As well made generalization of the results of evaluations of the experimental and control groups. It is concluded that the presented technique demonstrates the effectiveness of educational process based on the formation of readiness of future engineers-teachers to pedagogical activity.

Keywords: pedagogical activity, readiness for pedagogical activity, readiness indicators, engineer-teacher, vocational education.

Экспериментальное исследование, проведенное автором данной статьи было нацелено на научное обоснование и разработку измерительного инструмента (индикаторов) для определения готовности к педагогической деятельности студентов ВУЗа по направлению «Профессиональное образование» (ПО). Педагогический эксперимент проводился в Наманганском инженерно-педагогическом институте, Наманганском государственном университете, Андижанском государственном университете преподавателями информатики и информационной технологии. Для достижения цели эксперимента решались нижеследующие задачи:

• были разработаны индикаторы (показатели) готовности студентов (по направлению ПО) к педагогической деятельности;

• проводилась оценка уровней готовности студентов (по направлению ПО) к педагогической деятельности с использованием индикаторов;

• внедрялась в ВУЗах модель процессов подготовки студентов ВУЗа (по направлению ПО) к педагогической деятельности;

• осуществлялась оценка эффективности данной модели;

• выявлялись условия формирования готовности к педагогической деятельности у будущих инженеров-педагогов.

Схемапроведенияопытно-экспериментальной работы по оценке готовности студентов к педагогической деятельности проводилась в три этапа.

На первом этапе проводилось уточнение и выявление индикаторов (показателей), отражающих готовность к педагогической деятельности

студентов (по направлению ПО). Поэтому предполагалось:

• оценить каждый индикатор для определения готовности к педагогической деятельности студентов (по направлению профессионального образования 5330200 - Информатика и информационные технологии) и молодых учителей средних специальных профессиональных образовательных учреждений;

• построить распределение оценок по каждому индикатору (показателю) для выявления готовности студентов и молодых учителей;

• сравнить полученные результаты в экспериментальных и контрольных группах.

Второй этап эксперимента представлял собой процесс внедрения в ВУЗ модели процессов подготовки студентов ВУЗа (по направлению ПО) к педагогической деятельности, ориентированной на повышения эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности будущих инженеров-педагогов, а также проводились ее уточнение и совершенствование, оценка возможностей ее реализации в образовательном процессе ВУЗа.

Заключительный этап был направлен на оценку эффективности модели и выявление условий ее эффективного функционирования. С испытуемыми (студентами выпускных курсов) была проведена итоговая диагностика и выявлена динамика формирования готовности к педагогической деятельности, осуществлены систематизация, обобщение, оценка и анализ результатов экспериментальной работы.

Важен был вопрос о выборе измерительного инструментария (индикаторы), который можно было использовать как на первом, втором, так и на заключительном этапах для изучения дина-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 6

мики формирования готовности к педагогической деятельности будущих инженеров-педагогов. Измерительный инструментарий должен был удовлетворять ряду требований:

• методы измерения должны взаимодопол-нять и взаимопроверять друг друга;

• полученная в ходе измерения информация должна однозначно выражать состояние процесса формирования готовности к педагогической деятельности будущих инженеров-педагогов, быть объективной и достаточной.

Исходя из вышесказанных требований, нами были разработаны индикаторы в качестве измерительного инструментария. С помощью разработанных нами индикаторов стало возможным проведение анализа эффективности процесса педагогической подготовки студентов по направлению ПО, выявление соответствия (или несоответствие) полученных результатов и в случае необходимости, осуществить коррекцию.

Индикатор - количественные или качественные оценки критериев, позволяющие определить текущее состояние готовности к педагогической деятельности, осуществлять сравнительный анализ установленных нормативов с фактическими данными готовности к педагогической деятельности1. Готовность студентов ВУЗа (по направлению ПО) к педагогической деятельности осуществлялся при наличии базы данных. Эта база была сформирована автором данной статьи с помощью индикаторов в процессе мониторинга качества образования (МКО).

МКО - это система сбора, обработки данных по индикаторам (показателям), хранения и представления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности в системе образовательных учреждениях.

Оценка качества - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требования к качеству образования.

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых об-

1 Государственный образовательный стандарт высшего образования. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200 -Информатика и информационные технологии).

разовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям2.

Основные цели, задачи, функции и принципы мониторинга качества образования:

1. Цель мониторинга образовательного процесса - непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением, и эффективности управления качеством образования, обеспечение органов управления, экспертов в области образования, осуществляющих общественный характер управления образовательным учреждением, информацией о состоянии и динамике качества образования в образовательном учреждении.

2. Задачами мониторинга качества образования являются:

- организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования;

- технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования;

- проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования;

- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

- осуществление прогнозирования развития важнейших процессов образовательного учреждения, предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

- оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования.

3. Функциями мониторинга качества образования являются:

- сбор данных по образовательному учреждению в соответствии с показателями и индикаторами мониторинга качества образования;

- получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества образования;

- определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образова-

2 Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. N 463-1. - Ташкент: «Адолат». 1997.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 6

Рисунок 1. Система оценки качества (индикаторы)1

Система оценки качества

Качество условий обеспечения образовательного процесса

ния в базе данных образовательного учреждения;

- координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями.

4. Основные принципы мониторинга качества образования:

- приоритет управления - это нацеленность результатов мониторинга качества образования на принятие управленческого решения;

- целостность - это единый последовательный процесс мониторинга качества образования, экспертизы соответствия нормативам показателей качества образовательного учреждения, принятия управленческого решения;

- оперативность - это сбор, обработка и представление информации о состоянии и динамике качества образования для оперативного принятия управленческого решения;

- информационная открытость - доступность информации о состоянии и динамике качества образования.

В инженерно-педагогических ВУЗах при подготовке преподавателей профессионального обучения, педагогические процессы осуществляются в области двух взаимодополняющих систем, то есть в процессе учебной и внеучебной деятельности. Поэтому были разработаны индикаторы (показатели) для следующих объектов оценивания (рис. 1.):

1 Разработано автором.

1. Учебная деятельность.

2. Внеучебная деятельность.

3. Качество условий обеспечения образовательного процесса.

Комплекс индикаторов учебной деятельности включает:

- учебные достижения по предметам педагогического цикла и педагогической практики (рис. 2.);

- образовательные программы, определяющие содержание профессионального образования по направления 5330200-Информатика и информационные технологии;

- педагогическое мастерство учителя (педагогический такт, педагогические способности, культура речи, владение прогрессивными педагогическими и информационными технологиями)2.

Комплекс индикаторов внеучебной деятельности включает: виды внеучебных работ осуществляемых педагогом во внеучебное время: кураторская деятельность, организация кружков, организация различных видов мероприятий и конкурсов (рис. 3), конференций и т.д., а также достижение учителя в данных видах деятельности3.

Комплекс индикаторов условий обеспечения образовательного процесса включает ин-

2 Абдуллаева О.С., Тургунов С.Т. Формирование профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов. // Журнал «Узлуксиз таълим», 2011, № 6,

3 Абдуллаева О.С. Организация внеучебной воспитательной работы учащихся в профессиональных колледжей и академических лицеях. // Журнал «Молодой ученый», Казань, 2014, № 19,

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 6

Педагогическая подготовка

Рисунок 2. Учебные предметы педагогического цикла1

Информационные технологии в образовании

дикаторы проверки знаний будущего учителя по оснащенности учебного процесса, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, материально-технического оснащения учебного процесса.

Вышеуказанные комплексы индикаторов (показателей) характеризуют основные элементы качества образования (качество целей, качество условий, качество процесса, качество результата).

Показатели уровня подготовленности студентов инженерно-педагогического ВУЗа для будущей работы в системе среднего специального профессионального образования (ССПО), включают оценку:

во-первых, подготовки к педагогической деятельности по предметам педагогического цикла и педагогической практике, их личным достижений в учебной деятельности 2;

во-вторых, качества организации педагогических процессов 3;

в-третьих, знаний в области условий обеспечения образовательного процесса.

1 Разработано автором.

2 Abdullayeva O.S. Professional education training of bachelors at engineering pedagogical higher education institutions for secondary special educational institutions.-

3 rd International scientific conference «European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches» 2013 Vol ume 1 Stuttgart, Germany.

3 Абдуллаева О.С. Профессиональная компетентность, необходимая преподавателю информатики для организации педагогических процессов. // Журнал «Дистанционное и виртуальное обучение», Москва, 2013, № 1 (67),

Количественные и качественные показатели результатов мониторинга качества позволяет создать единое информационное поле, в котором можно получить данные о готовности студента к педагогической деятельности, вытекающие из сравнительных данных по индикаторам. Единое информационное поле указывает участникам мониторинга: на возможные уровни достижения в каждом отдельном явлении, в том числе и максимальный; на время, необходимое для достижения высокого уровня; на условия, которые обеспечили высокий результат.

Мониторинг качества результатов учебной деятельности студентов: по предметам педагогического цикла оценивался по рейтинговой системе ВУЗовского образования (текущие, промежуточные, итоговые оценки), исходя их которых, определяется успеваемость студентов по предметам педагогического цикла, овладение знаниями, умениями, навыками согласно государственному образовательному стандарту; по педагогической практике методом анкетирования (по разработанным показателям).

Мониторинг качества результатов вне-учебной деятельности оценивался системой сбора данных о результатах внеучебной деятельности, которая включает в себя две взаимодополняющие системы сбора и обработки данных:

- анкеты (опросные листы), которые заполняются студентами инженерно-педагогического ВУЗа по направлению «Профессиональное образование»;

- анкеты (опросные листы), заполняемые учителями в системе ССПО.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 6

Рисунок 3. Виды внеучебных работ, осуществляемых педагогом1

Контролирующая

Мониторинг качества условий обеспечения образовательного процесса оценивался системой сбора данных по условиям обеспечения образовательного процесса, которые включает в себя взаимодополняющие системы сбора и обработки данных:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- анкеты (опросные листы), которые заполняются студентами инженерно-педагогического ВУЗа по направлению «Профессиональное образование»;

- анкеты (опросные листы), заполняемые учителями в системе ССПО.

- анкеты (опросные листы), заполняемые администрацией системы ССПО.

Итак, исходя из разработанных нами индикаторов появилась возможность, с одной стороны, определить текущее состояние педагогической подготовки студентов (по направлению ПО), с другой стороны, определить качество обучения и воспитания учащихся в системе ССПО для выявления и разрешения существующих проблем, решение которых будут способствовать повышению эффективности процесса подготовки студентов к педагогической деятельности. В процессе экспериментальной работы автор исследования проводил анализ оценок студентов (профессионального образования 5330200 - Ин-

1 Разработано автором.

форматика и информационные технологии), получающих педагогическую подготовку по предметам (см. рис. 2). Изучение данных, оценок, полученных студентами по вышесказанным предметам, указывают на то, что количество повышенных оценок имеют соответствующее значение в педагогической подготовке студентов. Все же среди учебных дисциплин, нацеленных на педагогическую подготовку, методика профессионального образования и педагогическая практика, бесспорно, являются тем центром, где интегрируются и актуализируются знания, умения и навыки студентов, полученные ими в дисциплинах разных блоков. И если предмет «Методика профессионального образования» является теоретической базой, которая осуществляет подготовку обучающихся, то педагогическая практика имитирует реальную деятельность преподавателя в системе ССПО, предлагает студенту участвовать в различных видах будущей педагогической деятельности и, соответственно, вести работу по нескольким направлениям, решая многочисленные профессионально-педагогические задачи.

Именно в предмете методика профессионального образования и педагогической практике возможно формирование готовности студентов (по направлению ПО) к будущей педагогической деятельности, воспитание профессиональ-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 6

но значимых качеств педагога1. Поэтому в экспериментальной группе занятия по методике профессионального образования и педагогической практике велись по разработанной нами системе подготовки студентов (по направлению ПО) к педагогической деятельности, а в контрольной группе - по традиционной системе.

Главной целью нашей работы стало повышение эффективности подготовки студентов (по направление ПО), включенных в экспериментальную группу, к педагогической деятельности.

Проведенный эксперимент оценивался путем сравнения результатов обучения экспериментальной группы, в которой занятия проводились на основе спроектированной и технологически разработанной комплексной системы процесса эффективной подготовки студентов (по направлению ПО) к педагогической деятельности и контрольной группы, в которой обучение проходило в соответствии с традиционной методикой.

На основе анкетирования полученный результат сопоставлялся с разработанными индикаторами (показателями) для: 1) учебной деятельности; 2) внеучебной деятельности; 3) условий обеспечения образовательного процесса.

Знания будущего учителя в области условий обеспечения образовательного процесса свидетельствуют о том, что существует множество недостатков в области теоретической подготовки студентов (по направлении ПО) к педагогической деятельности.

Кроме того, имеются проблемы, связанные с организацией внеучебной деятельности учащихся, из-за недостаточности методических разработок по организации внеучебной деятельности учащихся.

Результаты, полученные в результате эксперимента, проведённого на протяжении 20122016 гг, показывают положительную динамику в теоретической подготовке к педагогической деятельности, изменения отношения к внеучебной педагогической деятельности у выпускников инженерно-педагогических ВУЗов. Результаты, полученные автором исследования, позволяют сделать вывод о том, что в экспериментальной группе наблюдается осознание значимости вне-учебной педагогической подготовки для буду-

1 Абдуллаева О.С. Современное состояние подготовки будущих учителей информатики к педагогической деятельности. // Журнал «Замонавий таълим», 2014, № 10.

щей профессии, также постоянный рост готовности студентов (по направлению ПО) к педагогической деятельности (в отличие от контрольной).

Таким образом, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы мы получили возможность продиагностировать компоненты готовности студентов (по направлению ПО) к педагогической деятельности. Это позволило доказать эффективность модели образовательного процесса, ориентированного на формирование готовности к педагогической деятельности будущих инженеров-педагогов.

Результаты экспериментальной оценки готовности педагогов к организации внеучебной деятельности учащихся послужили основанием для внесения изменений в учебно-воспитательный процесс при подготовке студентов инженерно-педагогического ВУЗа (по направлению ПО), а также разработки следующих методических рекомендаций:

- создать и систематически пополнять банк научно-методических и практических разработок, посвященных организации внеучебной деятельности учащихся;

- регулярно проводить тематические прак-тико-ориентированные семинары для учителей профессиональных колледжей и академических лицеев (в частности, для кураторов академических групп);

- организовать специальное обучение педагогов на курсах переподготовки и повышения квалификации с использованием интерактивных форм, методов и технологий;

- внедрять в содержание образовательной подготовки студентов (по направлению ПО) теоретические и практические вопросы организации внеучебной деятельности учащихся;

- разработать методические пособия для организации педагогической практики студентов (по направлению ПО), способствующие формированию у студентов практических умений и навыков организации внеучебной деятельности учащихся;

- активизировать внеучебное взаимодействие структурных подразделений образовательных учреждений;

- вооружить знаниями и умениями условий обеспечения образовательного процесса при подготовки студентов (по направлении ПО) к педагогической деятельности.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 6

f ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 33 J

Литература:

1. Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года № 463-I. - Т.: «Адолат». 1997.

2. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200 - Информатика и информационные технологии).

3. Абдуллаева О.С. Знания, умения и навыки необходимые в организации педагогических процессов. / Материалы 8-ой международной конференции «Актуальная проблема информационного обеспечения науки, аналитической и инновационной деятельности». Москва, 2013.

4. Абдуллаева О.С. Организация внеучебной воспитательной работы учащихся в профессиональных колледжей и академических лицеях. // Журнал «Молодой ученый», Казань, 2014, № 19.

5. Абдуллаева О.С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов ВУЗа по направлению «Профессиональное образование». // «Молодой учёный», Казань, 2013, № 10(57). -С. 491-493.

Абдуллаева О.С. Профессиональная компетентность, необходимая преподавателю информатики для организации педагогических процессов. // Журнал «Дистанционное и виртуальное обучение», Москва, 2013, № 1(67).

6. Абдуллаева О.С. Современное состояние подготовки будущих учителей информатики к педагогической деятельности. // Журнал «Замонавий таълим», Тошкент, 2014, № 10.

7. Абдуллаева О.С. Усовершенствование процесса подготовки студентов к педагогической деятельности. // Журнал «Халк таълими», Тошкент, 2014, №1.

8. Абдуллаева О.С. Усовершенствование процесса подготовки студентов к педагогической деятельности. // Журнал «Халк таълими», Тошкент, 2015, № 1.

Абдуллаева О.С. Формирование умений и навыков у учащихся средних специальных профессиональных образовательных учреждений. // Журнал «Дистанционное и виртуальное обучение», Москва, 2015, № 8(98).

Абдуллаева О.С., Исманова К.Д. Формирование педагогического мировоззрения у студентов профессионального обучения. // Журнал «Таълим муаммолари», Тошкент, 2014, № 1.

9. Абдуллаева О.С., Тургунов С.Т. Формирование профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов. // Журнал «Узлуксиз таълим», Тошкент, 2011, № 6.

10. Abdullayeva O.S. Professional education training of bachelors at engineering pedagogical higher education institutions for secondary special educational institutions. 3-rd International scientific conference «European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches» 2013 Volume 1 Stuttgart, Germany.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.