Абдуллаева О.С.,
ассистент Наманганского инженерно-педагогического института
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АБДУЛЛАЕВА О.С. БУЛАЖАК ИНФОРМАТИКА УЦИТУВЧИЛАРИНИНГ ПЕДАГОГИК ФАОЛИЯТГА ТАЙЁРЛАШНИНГ ЗАМОНАВИЙ Х,ОЛАТИ
Маколада олий таълим муассасаси «Касбий таълим» йуналиши талабаларининг педагогик фаолиятга тайёрлашнинг бугунги холати тахлил килинган. Экспериментал ва назорат гурухларида педагогик фаолиятга тайёрлаш буйича олиб борилган экспериментал ишлар куриб чикилган. Таянч суз ва тушунчалар: педагогик фаолият, педагогик фаолиятга тайёрлаш, укув курслар.
АБДУЛЛАЕВА О.С. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье приводится анализ современного состояния профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений по направлению «Профессиональное образование». Рассматриваются экспериментальные работы анализа педагогической подготовки в экспериментальных и контрольных группах.
Ключевые слова и понятия: педагогическая деятельность, подготовка к педагогической деятельности, учебные дисциплины.
ABDULLAEVA O.S. CURRENT STATUS OF THE OF INFORMATICS TEACHERS EDUCATING
The article is analyzes the present status of professional and pedagogical training of university students of vocational education. There is discussed experimental work analysis of teacher training at the experimental and control groups.
Keywords: teaching activities, preparation for teaching activities, teaching discipline.
Анализ современного состояния профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений по направлению «Профессиональное образование» свидетельствует о недостаточном соответствии существующей системы подготовки педагогов требованиям и запросам общества. Перед высшей школой остро поставлен вопрос пересмотра целей, содержания, методов и форм обучения.
Традиционная система подготовки не перед специалистом образования. Проблемы всегда обеспечивает должный уровень совершенствования образовательного про-
профессионально-педагогической подготов- цесса связаны с повышением качества про-ленности выпускников ВУЗов по направлению фессиональной педагогической подготовки
«Профессиональное образование», необхо- студентов ВУЗов по направлению «Профес-
димого для решения задач, стоящих сегодня сиональное образование».
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10
Рассмотрим реальное состояние подготовки студентов ВУЗов по направлению «Профессиональное образование» к будущей профессиональной педагогической деятельности.
Абитуриенты, поступающие в инженерно-педагогические ВУЗы, к примеру, по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200 - Информатика и информационные технологии), имеют чаще всего своей целью усовершенствование мастерства в программировании. Большинство студентов инженерно-педагогических ВУЗов по направлению «Профессиональное образование» не задумываются и менее всего хотят связать свое будущее с профессией педагога. О незначительном интересе абитуриентов, студентов к педагогической деятельности говорят их ответы на вопросы, предложенные в анкетах. Так, например, большая часть абитуриентов, поступающих в инженерно-педагогический ВУЗ, по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200 - Информатика и информационные технологии) - (64%) отвечая на вопрос: «Когда вы думаете о профессиональном будущем, то видите себя:
а) программистом; б) инженером; в) педагогом; г) работником предприятия; д) свой вариант ответа.
Большинство выбирают пункты а) и б). Исследования показывают, что среди студентов первого и второго курса педагогика занимает далеко не первое место. О педагогике в качестве главного вида профессиональной деятельности думают примерно 35-40% опрашиваемых студентов, к 4 курсу процент возрастает до 50-65%. Но по-настоящему на данном этапе профессионального становления педагогическая деятельность еще не осознается как личностная потребность, как ответственная престижная область социально-культурного самоопределения1.
В то же время жизненные реалии таковы, что около 70% выпускников профессионального обучения инженерно-педагогических
1 Абдуллаева О.С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов ВУЗа по направлению «Профессиональное образование» // «Молодой учёный», Казань, 2013, № 10 (57). -С. 491-493.
ВУЗов занимаются педагогической деятельностью. Следовательно, задача инженерно-педагогического ВУЗа выражается в том, чтобы дать такой комплекс профессиональных знаний и умений, который позволил бы выпускнику успешно заниматься различными видами деятельности, в том числе и педагогической, сформировать профессионально-педагогическую мотивацию, интерес к профессии педагога.
Согласно действующим учебным планам, Государственному образовательному стандарту подготовка к педагогической деятельности студентов инженерно-педагогических ВУЗов по направлению «Профессиональное образование», на примере 5111000 - Профессиональное образование (5330200 - Информатика и информационные технологии), (5310200 - Электроэнергетика), (5340400 - Монтаж и строение инженерной коммуникации) осуществляется целым рядом учебных предметов, каждый из которых нацелен на подготовку будущего специалиста2.
Прежде всего, назовем психолого-педагогический курс: профессиональная психология, профессиональная педагогика, информационные технологии в образовании, образовательные технологии (педагогические технологии, педагогическое мастерство), методика профессионального образования, возрастная физиология и гигиена (рис. 1).
Нельзя переоценить также значение специальных дисциплин, изучение которых дает студенту возможность наблюдать реальный учебно - воспитательный процесс в действии. Важное значение для воспитания будущих педагогов имеют и общепрофессиональные дисциплины. Но все же, именно психолого-педагогические предметы играют ведущую роль в формировании профессионально-педагогической направленности, профессиональных качеств педагога.
Заметим, что курсы «Педагогика. Психология» в инженерно-педагогическом ВУЗе,
2 Государственный образовательный стандарт высшего образования. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200 - Информатика и информационные технологии). Утвержден от 24 июня 2011 г. № 191.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10
Рис. 1. Педагогическая подготовка студентов по направлению «Профессиональное образование».
Таблица 1. Структура педагогической подготовки студентов по направлению «Профессиональное образование»
Курс Предмет Семестр Количество часов
I Профессиональная психология Возрастная физиология и гигиена Профессиональная педагогика 1 1 2 лек.-36, прак.-36, сам.-44 лек.-18, прак-8, лаб-10, сам.-20 лек.-36, прак-36, сам.-44
II Профессиональная педагогика Информационные технологии в образовании 3 4 лек.-36, прак-36, сам.-44 лек.-36, прак-36, сам.-44
III Образовательные технологии Методика профессионального образования Педагогика. Психология 5 6 6 лек.-36, прак-36, сам.-44 лек.-36, прак-36, сам.-44 лек.-26, прак-28, сам.-66
IV - - -
отнесенные в действующем образовательном стандарте1 к блоку гуманитарным и общественно-экономическим дисциплинам, а также курсы «Профессиональная педагогика», «Профессиональная психология», проводимые в различных семестрах, имеют в содержании учебного предмета схожие темы и схожее содержание темы, например во 2-м семестре в учебных программах предмета «Профессиональная педагогика» имеются такие темы как «Развитие предмета педагогика», «Цель, предмет, задачи предмета педагогики», «Основные понятия в педагогике». Эти темы повторно с идентичным содержа-
1 Государственный образовательный стандарт высшего образования. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200-Информатика и информационные технологии). Утвержден от 24 июня 2011 г. № 191.
нием встречаются в предмете «Педагогика. Психология» 6-го семестра, хотя они должны раскрывать содержание темы исходя из специфики предмета «Профессиональная педагогика» (таблица 1).
Анализ этой структуры показывает, что изучение психолого-педагогического курса было сконцентрировано на 1-3 курсах. На 4-ом же курсе проводятся занятия по смежным и специальным дисциплинам. Поэтому перевес значимости специальных дисциплин в глазах студентов, вполне объясним: интенсивное обучение и нацеленность на овладение ими компьютерным мастерством, программированием, делают, к примеру, для студентов по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200 - Информатика и информационные технологии), невероятно притягательным. Вышеуказанные нами факторы
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10
препятствуют формированию педагогической направленности, интереса к педагогике у студента профессионального обучения.
Однако, без овладения основами информатики и информационных технологий, невозможна сама педагогическая деятельность специалиста. Необходима взаимосвязь, взаимозависимость и одновременно учёт специфики инженерных и педагогических видов деятельности студентов по направлению «Профессиональное образование». Анализ наблюдений за учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях показывает, что далеко не каждый студент-выпускник, проявляющий высокий уровень способностей по информатике, способен выполнить стоящие перед ним задачи по воспитанию и обучению учащихся.
Специфика инженерно-педагогического образования студентов по направлению «Профессиональное образование», рассредоточение педагогических знаний по разным учебным предметам, отсутствие мотивации педагогической деятельности, малый интерес к изучению дисциплин психолого-педагогического блока ведут к тому, что необходимые знания и умения приобретаются, зачастую, в течение долгих лет практической работы. Потребности, мотивации, равно как и стремление к самообучению, самосовершенствованию и самореализации в области педагогической деятельности, к методическому осмыслению практического опыта формируются у студентов уже за пределами обучения в ВУЗе. Начиная работать в колледжах, лицеях педагогами, бывшие выпускники как бы заново «проходят курс методики», самостоятельно приходя к представлению о педагогике как о сущностном аспекте профессиональной деятельности, неотъемлемом от остальных и мыслимом лишь в целостном комплексе.
Еще одной причиной неблагополучного состояния педагогической подготовки студентов ВУЗов по направлению «Профессиональное образование» является то, что учебная деятельность студента существенно отличается от его будущей профессиональной педагогической деятельности. Необхо-
дим «переход» от первого вида деятельности ко второму, чтобы можно было говорить о качественной самостоятельной работе специалиста. Такой «переход» может произойти в учебном заведении лишь в условиях специально организованного процесса освоения профессии с применением интегрированных образовательных технологий.
Среди учебных дисциплин, нацеленных на педагогическую подготовку студентов по направлению «Профессиональное образование», образовательная технология, методика преподавания профессионального образования и педагогическая практика, бесспорно, являются тем центром, где интегрируются и актуализируются знания, умения и навыки студентов, полученные ими в дисциплинах разных блоков.
Именно в процессе преподавания курсов, где осуществляется педагогическая подготовка и педагогическая практика, возможно формирование готовности студента к будущей профессиональной педагогической деятельности, воспитание и развитие профессионально-значимых качеств педагога.
Наблюдения за состоянием профессиональной педагогической подготовки студентов инженерно-педагогических ВУЗов, анализ содержания педагогической подготовки, с одной стороны, и современные требования к деятельности педагога, с другой, поставили перед нами проблему повышения качества обучения и воспитания студентов по направлению профессиональное образование, привели к поиску технологии способствующих эффективной подготовке студентов к педагогической деятельности.
Наша экспериментальная работа, начавшаяся в Наманганском инженерно - педагогическом институте в 2010 году, была на первом этапе направлена на выявление уровня педагогической подготовки студентов по направлению профессиональное образование этого ВУЗа, определение целей и задач образовательного процесса.
На каждом курсе одна группа стала экспериментальной, другая - контрольной. В экспериментальной группе занятия по методике
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10
преподавания профессионального образования велись по разработанной нами системе, в то время как в контрольной группе - по традиционной системе. Главной целью нашей работы стало формирование у студентов, включенных в экспериментальную группу, готовности к профессиональной педагогической деятельности. Эта работа по формированию профессионально-педагогической готовности продолжается в течение всех лет обучения студентов в ВУЗе.
Учебный курс методики профессионального образования в контрольных группах проводился по традиционной системе. В экспериментальной же группе данный курс был разбит на модули (темы). Кроме того, содержание курса методики профессионального образования был совершенствован, с учётом будущей педагогической деятельности студентов высших учебных заведений по направлению профессиональное образование. Каждый модуль включает в себя теоретическую и практическую части, определяющие в целом содержание учебной информации, которой должен овладеть студент после изучения каждой темы, и уровень усвоения этой информации. Содержание контролируемой информации полностью соответствует целям контроля (диагностики).
Полученные в результате педагогического эксперимента данные, отражающие качество педагогической подготовки студента в курсе «Методика профессионального образования», учитываются не только при выставлении оценки по этой учебной дисциплине, но также становятся основанием для определения эффективности профессиональной подготовки студента в ВУЗе в целом.
Анализ и сравнение результатов педагогической подготовки в экспериментальной и контрольной группах позволяют не только оценить качество подготовки, но и внести коррективы в процесс обучения. В нашем эксперименте приняло участие более 1200 человек. Разными формами и видами экспериментальной работы были охвачены студенты по направлению профессиональное образование 5330200 - Информатика и информационные технологии.
Также в Наманганском государственном университете, Андижанском государственном университете, Наманганском инженерно-педагогическом институте нами проводились лекционные и практические занятия с использованием комплекса разработанных образовательных технологий (технологией обучения, деловых игр, творческих заданий и т.п.),
Системы оценочно-диагностических средств (тестов, рейтинга и т.п.), разработка системы подготовки студентов по направлению профессиональное образование к предстоящей профессиональной педагогической деятельности сопровождалась созданием технологий (различных методических материалов), обеспечивающих качество педагогической подготовки студентов.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что:
- проектирование системы подготовки студентов по направлению Профессиональное образование к педагогической деятельности требует глубокого анализа содержания и структуры подготовки к педагогической деятельности инженеров-педагогов;
- необходимость повышения эффективности процесса подготовки студентов к педагогической деятельности, а также эффективного контроля и оценки результатов педагогической подготовки студентов (проводимого в течении всего периода их обучения в ВУЗе) требует разработки системы диагностико -оценочных средств;
- исследование содержания курса «Методика профессионального образования», осуществляющая подготовку к педагогической деятельности в инженерно-педагогических ВУЗах, должно проводиться на основе ценностного подхода к учебной информации. Это позволит выявить практическую, вну-трипредметную, межпредметную значимость этой информации для профессионально-педагогического развития обучающихся.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10
Литература:
1. Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. N 463-1. - Т.: «Адолат».
2. Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. - Т.: «Маънавият», 2008. -С. 176.
3. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200 - Информатика и информационные технологии).
4. Абдуллаева О.С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов ВУЗа по направлению «Профессиональное образование». // «Молодой учёный», Казань, 2013, №10(57). -С. 491-493.
5. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5111000 - Профессиональное образование (5330200 - Информатика и информационные технологии). Утвержден от 24 июня 2011 г. № 191.
6. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -С. 98.
7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. -Барнаул: Изд. Алтайского ун-та, 1994. -С. 128.
8. Горбатова Р.Е., Сергеев В.М., Чудинов В.Н. Программно-целевой подход как основа для создания системы управления качеством подготовки специалистов. // «Оптимизация учебного процесса в ВУЗе». МежВУЗ. сб. - Горький, 1988. -С. 43-50.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10