Р. А. Богданова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Работа представлена кафедрой педагогики начального обучения.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. А. Адольф
В статье предпринимается попытка обоснования системы условий, которая способствовала бы выявлению необходимого уровня профессиональной готовности будущего учителя в условиях модернизации российского образования. Предлагается программа педагогической практики, позволяющая выявить готовность и мотивацию будущего учителя к профессиональной деятельности. В статье приведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, осуществленной в процессе подготовки будущего учителя. В результате исследования удалось выявить педагогические умения, соответствующие современным образовательным требованиям, а также наметить возможности раскрытия потенциала дидактической и практической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе.
Ключевые слова: профессиональная готовность, теоретическая готовность, практическая готовность, педагогические умения, педагогическая практика, психолого-дидактические условия, портфолио.
R. Bogdanova
FORMING OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE COURSE OF TEACHING PRACTICE
The paper is devoted to the system of conditions that underlie the required level of a future teacher's professional level in terms of modern Russian education. The author proposes a teaching practice programme that helps to reveal readiness and moti-
vation of future teachers in their professional sphere. The results of the experimental work are analysed. The author finds out pedagogical skills that are up to the modern educational standards and also plans the potential possibilities of didactic and practical education at pedagogical higher educational establishment.
Key words: professional readiness, theoretical readiness, practical readiness, pedagogical abilities, teaching practice, psychological and didactic conditions, portfolio.
В условиях реализации национального проекта и реформы в области образования в России особо остро встает проблема качества подготовки профессиональных педагогических кадров. Подготовка будущих учителей должна соответствовать современным образовательным требованиям, которые касаются как теоретической, так и практической готовности к выбранной профессии.
Одной из главных задач вуза является формирование у студентов позитивной «Я-концепции», которая непосредственно влияет на эффективность обучения школьников. Ведь обучение, по словам Р. Бернса, -это «передача другим частиц своего "Я"» [3, с. 310].
От преподавателей педагогических вузов сегодня требуется применение нового подхода к овладению профессиональными умениями, за счет которых формируется профессиональная готовность. Отсюда вытекает необходимость научного обоснования системы педагогических условий, реализация которых способствовала бы этому.
Но для этого необходимо разрешить следующие противоречия:
• между требованиями к личности будущего учителя со стороны заказчиков общего образования (родителей, администрации средних общеобразовательных школ) и недостаточностью соответствующей подготовки специалистов в условиях вуза;
• между возможностями дидактической и практической подготовки и недостаточной разработанностью условий реализации этой подготовки.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая состоит в научном обосновании системы педагогических условий реализации профессиональных умений в процессе
прохождения студентом педагогической практики, которые позволили бы раскрыть его потенциал. Мы предположили, что такими условиями могут быть:
1. Психолого-дидактические:
• увеличение самостоятельной (в частности, исследовательской) работы будущих учителей в процессе профессиональной подготовки;
• формирование мотивационно-ценност-ной установки осуществления профессиональной деятельности;
• формирование информационной культуры будущих учителей;
• кумулятивный характер формирования профессиональных умений на основе решения усложняющейся системы учебно-профессиональных задач в течение всех лет обучения;
• субъект-субъектное взаимодействие между преподавателем и студентом, способствующее формированию профессиональной направленности;
• наличие системы экспертов для оценивания профессионального развития будущих педагогов и создания развивающего образовательного пространства.
2. Методические - обновленное методическое обеспечение образовательного процесса в вузе (например, методические рекомендации по организации и прохождению педагогической практики, рабочие тетради по профессиональному развитию и т. д.).
Указанные условия обеспечивают видение личностного смысла получаемой профессии будущим учителем, формирование индивидуального стиля деятельности и овладение педагогическими умениями в процессе дидактической (теоретической) и практической подготовки (схема 1).
Схема 1
Педагогические умения
Аналитические
Прогностические
Проективные
Рефлексивные
Организаторские (мобилизационные, информационные,
развивающие, ориентационные)
Коммуникативные (перцептивные, собственно умения общения, педагогическая техника)
В нашем исследовании мы предположили, что одним из критериев оценивания уровня сформированности профессиональной готовности является степень овладения будущим учителем профессиональными умениями. Так, В. А. Адольф, И. Ю. Степанова отмечают, что «теоретическая готовность предполагает владение теоретической деятельностью, проявляющейся в обобщенном умении педагогически мыслить» [2, с. 56]. «Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать» [2, с. 59]. В процессе практической под-
готовки проверяется уровень сформирован-ности педагогических умений, выявляется информационный дефицит. Теоретическая и практическая подготовка будущего педагога тесно взаимодействуют между собой. В процессе их для успешной адаптации студента к выбранной профессии необходимо формировать его мотивационно-ценностную сферу и личностные качества, так как от них зависит эффективное взаимодействие учителя с детьми.
Нами была разработана программа по выявлению готовности будущих учителей к профессиональной деятельности через выявление уровня сформированности педагогиче-
ских умений. В рамках программы осуществлялась опытно-экспериментальная работа, которая проводилась с целью выявления условий, способствующих успешной реализации возможностей и необходимого уровня профессиональной готовности будущего учителя.
Первый этап опытно-экспериментальной работы мы начали с определения профессиональных умений, необходимых современному учителю, и умений, недостаточно выраженных у него. Для этого мы опросили группу экспертов: родителей младших школьников и учителей СОШ № 2 г. Лесосибирска.
Анкетирование родителей младших школьников показало, что взрослые придают большое значение личности первого учителя в процессе развития ребенка. Мы провели разработанное нами анкетирование родителей младших школьников МОУ СОШ № 2 г. Лесосибирска (20 человек) - непосредственных заказчиков образования для подрастающего поколения с целью выявления необходимых, на их взгляд, профессиональных умений будущего учителя начальных классов (табл. 1).
Таблица 1
Учителя начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Лесосибирска (20 человек) в конце учебно-воспитательной практики выделили умения, присущие на данный момент студентам IV курса факультета педагогики и методики начального образования (в дальнейшем формировании нуждаются умения, которые получили меньшее количество совпадений, табл. 2).
Таблица 2
Педагогические умения, присущие будущему учителю Кол-во совпадений, %
Информационные 72
Проективные 68,5
Перцептивные 56
Умения общения 50,5
Развивающие 50
Вторым этапом опытно-экспериментальной работы был опрос студентов II и IV курсов факультета педагогики и методики начального образования.
На II курсе анкетирование (табл. 3) было проведено со студентами (20 чел.), не проходившими активной педагогической практики.
Таблица 3
II курс факультета педагогики и методики начального образования
Педагогические умения, необходимые учителю начальных классов Кол-во совпадений, % Педагогические умения, недостаточно сформированные у будущего учителя Кол-во совпадений, %
Умения общения 73,1 Рефлексивные умения 57,5
Мобилизационные умения 70,5 Умения общения 55,0
Умения педагогической техники 69,9 Перцептивные умения 36,0
Проективные умения 67,5 Развивающие умения 35,0
Перцептивные умения 53,5 Проективные умения 20,5
На IV курсе анкетирование было проведено в конце прохождения студентами (20 чел.) активной педагогической практики, где студенты непосредственно выполняли функции учителя начальных классов (табл. 4).
Проведенный опрос показал недостаточность развития умений будущих учителей конструктивно взаимодействовать с детьми. Реализации данных умений помогает создание в рамках вуза (с учетом комплекса требований к специалисту (профессиограммы)) системы субъект-субъектных взаимоотноше-
Педагогические умения, необходимые учителю начальных классов Кол-во совпаде-ний,% Педагогические умения, недостаточно выраженные у учителя начальных классов Кол-во совпадений, %
Перцептивные умения 80,1 Рефлексивные 79,5
Развивающие умения 73,2 Умения педагогической техники 75,1
Умения педагогической техники 69,3 Перцептивные умения 62,6
ний студента с преподавателем. Данная система в процессе теоретической и практической подготовки будущего учителя позволит развивать на протяжении всех лет обучения его готовность к решению проблем межличностного общения с учениками до того, когда он начнет с ними взаимодействовать непосредственно в профессиональной деятельности.
Таблица 4
IV курс факультета педагогики и методики начального образования
Третьим этапом опытно-экспериментальной работы было формирование аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Так, с целью формирования рефлексивных умений в процессе занятий «Психолого-педагогического практикума» студентам IV курса факультета педагогики и методики начального образования Лесосибирского педагогического института -филиала Сибирского федерального университета предлагается заполнять следующие рабочие карты (схема 2).
В конце изучения данной дисциплины студенты заполняют следующую рабочую карту (схема 3).
Схема 2
Рабочая карта студента, изучающего учебную дисциплину «Психолого-педагогический практикум»
Ф.И.О. студента
Педагогическая задача / Педагогическая ситуация Описание педагогической задачи / педагогической ситуации
Решение педагогической задачи / педагогической ситуации
Знания каких курсов Вам необходимы для ее решения? Почему?
Какие затруднения Вы испытывали при ее решении? Почему?
Какие учебно-профессиональные задачи Вы решали?
Схема 3
Ф.И.О. студента_
Задания Ответы
Назовите учебные курсы, по которым Вы углубили свои знания
Укажите дополнительную учебную и методическую литературу, которую Вы изучили в данной дисциплине
Назовите темы, проблемы и учебные курсы, по которым Вы желаете углубить свои знания в настоящий момент
Назовите виды заданий, которые Вам помогали при изучении данной дисциплины
Укажите общие учебно-профессиональные задачи и затруднения при решении педагогических задач / педагогических ситуаций
Помимо этого, формированию мотива-ционно-ценностных установок помогают дискуссии по проблемным вопросам современного образования, инсценировка и анализ педагогических ситуаций, анализ на основе проведенных диагностических методик своих профессиональных умений и качеств, деловые игры, организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов (подготовка докладов, сообщений, требующие использования системы научных знаний, исследовательские задания) и т. д. Данная организация индивидуальной образовательной траекто-
Педагогические умения, ярко выраженные у будущего учителя Кол-во совпадений, % Педагогические умения, недостаточно сформированные у будущего учителя Кол-во совпадений, %
Умения общения 63,6 Умения педагогической техники 72, 8
Перцептивные умения 54,5 Умения общения 65,5
Проективные умения 52,5 Перцептивные умения 40,5
Развивающие умения 48,5 Развивающие умения 36,5
Умения педагогической техники 47,4 Рефлексивные умения 23,1
Рефлексивные умения 39,0 Проективные умения 12,5
рии обеспечивает большую эффективность профессионального развития студентов.
На семинарах по «Истории образования и педагогической мысли» с целью формирования аналитических умений организуются дискуссии: будущие учителя выступают в роли оппонента отвечающему, учатся задавать ему вопросы и отстаивать свою точку зрения. Например, в качестве домашнего задания по теме семинара «Русская педагогика конца XIX - начала XX в.» предлагается: организовать дискуссию между революционером-демократом и представителем русской национальной школы по вопросам воспитания, а также найти общие и отличительные черты в педагогике Запада и России данного периода времени.
К каждому семинару будущие учителя готовят задания в тесовой форме по пройденному материалу, что позволяет выяснить дефицит их знаний и проверить глубину усвоения материала; самостоятельно составляют терминологический словарь по заданной теме.
Значимую роль в развитии творческого мышления и стремления к самообразовательной деятельности играют ролевые семинары, процесс подготовки которых включает в себя поиск интересных фактов из жизни конкретной эпохи и вхождение в образ жителя того времени. Так, на семинаре «Воспитание и педагогическая мысль Античности» имитируется дискуссия между представителями афинской, спартанской и римской системами воспитания. «Актеры» защищают свое мнение по вопросам воспитания и обучения, задают вопросы каждой группе и оценивают свою работу в течение семинара. В конце занятия будущие учителя заполняют следующую карту:
1. Дата ....
2. Тема ....
3. Задачи семинара ... .
4. Во время занятия я понял (а), что ....
5. Мне понравилось больше всего, как выступал (а) ., так как ..
6. На месте отвечающего я бы ....
7. Самым полезным для меня было ..., потому что . .
8. Своими ошибками на занятии я считаю ..
9. Актуальность идей педагога (системы обучения и воспитания):
• для государства;
• для школы;
• для меня.
10. Осознаваемый информационный дефицит:
• Я знаю, что я знаю ... .
• Я знаю, что я не знаю ... .
11. На следующем занятии я хотел(а) бы . .
Четвертым этапом исследовательской работы была организация системы педагогической практики с целью восполнения информационного дефицита теоретической подготовки. В процессе прохождения педагогической практики будущие учителя уже в условиях непосредственной работы с детьми решают учебно-профессиональные задачи. Решение усложняющейся системы данных задач в течение всех лет обучения позволяет будущим учителям развивать потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, формировать субъектный опыт.
Для выявления уровня сформированно-сти профессиональных умений на каждом этапе педагогической практики будущие учителя выполняют следующие виды работ:
1. Диагностируют реальный уровень развития своих профессиональных качеств и умений (анкетирование, рейтинг, ранжирование и др.).
2. Ставят задачи на период прохождения практики.
3. Проектируют и организуют с помощью методистов, учителей свою учебно-профессиональную деятельность.
4. Анализируют свою деятельность в процессе прохождения и в конце педпрактики.
5. Определяют свой информационный дефицит.
6. Ставят задачи на следующий этап профессиональной подготовки.
На первом этапе педагогической практики (в процессе прохождения летней педагогической практики на II курсе) формируется интерес к профессиональной деятельности, оп-
ределяются мотивы выбора профессии, развиваются необходимые личностные качества. Также происходит овладение первоначальными навыками самопознания и саморазвития, организаторскими и коммуникативными умениями (например, умениями осуществлять воспитательную деятельность в условиях загородного летнего лагеря или на пришкольных оздоровительных площадках).
Так, будущим учителям предлагается оценить качества, свои и товарищей, по 10-балльной системе (диаграмма 1). Затем на основе проанализированных данных будущие учителя составляют индивидуальный план самовоспитания, помогающий им осмыслить свою учебную деятельность и формируемые педагогические умения.
Диаграмма 1 Оценка профессиональных качеств студентами II курса факультета педагогики и методики начального обучения
7 ■ Ш И ш Д л ш-
6 ш и и и и и и
' Я ИИЦИг
4 ■
■
^Н самооценкг
| I I I II III | н ^Н
Второй этап педагогической практики -непрерывная педагогическая практика -обеспечивает позитивное отношение к профессии учителя, дальнейшее развитие педагогических умений (аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных), а также формирование готовности к осуществлению практической деятельности. Студенты выполняют дифференцированные задания исследовательского характера, изучают опыт и стиль общения с детьми классного руководителя. На основе полученных данных практиканты определяют, насколько они готовы к осуществлению педагогической деятельности на активной практике.
На третьем этапе (психолого-педагогическая практика «Первые дни ребенка в шко-
ле» на IV курсе в седьмом семестре) студенты совершенствуют профессионально значимые личностные качества (эмпатию, рефлексию, тактичность и др.) в осуществлении учебно-воспитательной и внеклассной работы. Будущие учителя изучают специфику работы и педагогического взаимодействия классного руководителя с первоклассниками в первую неделю учебы, оценивают свои профессиональные умения, затем на основе этого составляют план саморазвития на следующую педагогическую практику.
На IV этапе, в процессе прохождения учебно-воспитательной практики (на IV курсе в восьмом семестре), происходит формирование у будущего учителя личностно-мо-тивационной готовности, положительного отношения к выбранной профессии на основе дальнейшего развития профессиональных качеств и педагогических умений.
Так, будущим учителям предлагается оценить умения, свои и товарищей, по 10-балльной системе. Потом на основе проанализированных данных студенты переосмысляют свою учебную деятельность и формируемые педагогические умения с начала профессиональной подготовки, отмечают у себя наличие тех или иных умений как результат теоретической и практической подготовки. Затем будущие учителя составляют индивидуальный план профессионального развития на оставшийся период обучения.
Последний этап формирования практической готовности к самостоятельной учебно-воспитательной работе в школе - это преддипломная практика. В процессе прохождения данного вида практики будущие учителя выявляют остаточный информационный дефицит, совершенствуют профессиональные качества, сформированные на предыдущих курсах обучения, и в процессе мини-исследования определяют реальный уровень сформированности профессиональной готовности к самостоятельной педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями к профессии учителя начальных классов. Мини-исследование будущего учителя, отражая всю систему теорети-
ческой и практической подготовки будущего специалиста, содержит:
• Цель и задачи педпрактик.
• Формируемые качества, приобретаемые знания на каждом этапе прохождения практики, успешность овладения педагогическими умениями.
• Принципы, формы и методы работы, помогающие реализовать поставленные задачи.
• Результаты заданий по определению качеств и умений, развивающихся в процессе прохождения педпрактик.
• Оценка практикантом своей готовности к осуществлению деятельности учителя начальных классов.
Контроль за осуществлением учебно-профессиональной деятельности на всех этапах обучения обеспечивается через создание системы экспертов: студентов, учителей, родителей и т. д.
С этой целью будущие учителя на каждом этапе педагогической практики используют специальные тетради по профессиональному развитию - так называемые порт-фолио. Портфолио - «способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период обучения. Портфолио относится к разряду аутентичных (т. е. истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания полученных учащимся результатов, но и на самооценку, т. е. активное и сознательное отношение самого учащегося к процессу и результатам» [4, с. 27-28]. В данные тетради включе-
ны карты анализа воспитательных мероприятий, педагогической деятельности в период прохождения педагогической практики, личностный самоанализ студента, анкеты («Цели моей практики», «Мои знания, умения и качества»), рекомендации и планы мини-исследований в процессе педагогической практик, диагностические карты для изучения и самооценки педагогической готовности к профессиональной деятельности будущего учителя и т. п. На каждом этапе практической подготовки будущие учителя занимаются рефлексией своей деятельности, прослеживают свое профессиональное саморазвитие.
В процессе взаимодействия в системе «преподаватель - студент» в условиях педагогической практики взаимоотношения методиста по педагогике и будущего учителя становятся более тесными. Преподаватель получает возможность в краткие сроки диагностировать возникшие проблемы у студента, наметить с практикантом способы их решения и преодоления. Будущий учитель же имеет возможность по мере необходимости получать консультации на всех этапах прохождения педпрактики.
Таким образом, в результате проведенных исследований мы выявили, что разработанная и внедренная программа в рамках педагогической практики позволяет выявить готовность и мотивацию (личностную заинтересованность) будущих учителей начальных классов в учебной и будущей профессиональной деятельности. Предложенная система теоретической и практической подготовки позволяет формировать индивидуальный стиль будущего учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т. 1998. 310 с.
2. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т. 2005. 214 с.
3. Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
4. Оганесян Н. Т. Педагогическая психология. Система разноуровневых контрольных заданий: учеб. пособие.М.: КНОРУС, 2006. 328 с.
5. Педагогическая практика в начальной школе / Г. М. Коджаспирова, Л. В Борикова, Н. И. Бос-танджиева и др.; под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2000. 272 с.
ПЕДАГОГИКА
6. Саливон Е. Г. Педагогическая практика как фактор их личностно-профессионального становления: дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 2006. 259 с.
7. Степанова И. Ю. Становление информационной культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2005. 135 с.
8. Ярочкина Г. В., Ефимова С. А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования: методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Федеральный институт развития образования, 2006. 177 с.