Научная статья на тему 'Развитие готовности к профессиональной педагогической деятельности как условие формирования компетентности будущего учителя'

Развитие готовности к профессиональной педагогической деятельности как условие формирования компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ / УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ / DEVELOPING READINESS FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY / COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER / LIFELONG EDUCATION / THE PRINCIPLE OF SELF-EDUCATION AND SELF-DEVELOPING / THE LEVEL CHARACTERISTICS OF THE COMPONENTS OF READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осколкова В. Р., Санникова А. И.

Освещается проблема развития готовности будущего учителя к профессиональной педагогической деятельности в качестве условия формирования его профессиональной компетентности, которая рассматривается как показатель сформированности способности у будущего учителя к реализации непрерывного образования. Материал статьи поможет в развитии умений, которыми должен обладать компетентный учитель, готовый к профессиональной деятельности, а также определить уровень сформированности этих умений у выпускников педвуза по трем критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осколкова В. Р., Санникова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING READINESS FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY AS THE CONDITION OF FORMING COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER

The information given in the article throws light on the problem of developing readiness of a future teacher for professional pedagogical activity as the condition of forming his professional competence, that in the pedagogical theory is considered to be an indicator of a future teacher's ability for realization of 'lifelong education'. The material of the article will help to develop the skills that a future competent teacher, ready for professional pedagogical activity, should possess; and to define the graduates' level of these skills according to the following criterions.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности к профессиональной педагогической деятельности как условие формирования компетентности будущего учителя»

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В.Р. ОСКОЛКОВА, преподаватель кафедры английской филологии, аспирант кафедры общей и социальной педагогики Пермского государственного педагогического университета

А.И. САННИКОВА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Пермского государственного педагогического университета

Аннотация. Освещается проблема развития готовности будущего учителя к профессиональной педагогической деятельности в качестве условия формирования его профессиональной компетентности, которая рассматривается как показатель сформированности способности у будущего учителя к реализации непрерывного образования. Материал статьи поможет в развитии умений, которыми должен обладать компетентный учитель, готовый к профессиональной деятельности, а также определить уровень сформированности этих умений у выпускников педвуза по трем критериям.

Ключевые слова: развитие готовности к профессиональной педагогической деятельности, компетентность будущего учителя, непрерывное образование, принцип самообразования и саморазвития, уровневые характеристики компонентов готовности.

DEVELOPING READINESS FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY AS THE CONDITION OF FORMING COMPETENCE OF A FUTURE

TEACHER

V.R. OSKOLKOVA,

an English teacher of the Department for Foreign Language Philology, a post-graduate of the department for General and Social Pedagogy, Perm State Teacher Training University of Perm State Teacher

Training University A.I. SANNIKOVA,

the doctor of pedagogical sciences, the professor of the Department for Pedagogy of Perm State Teacher Training University

Annotation. The information given in the article throws light on the problem of developing readiness of a future teacher for professional pedagogical activity as the condition of forming his professional competence, that in the pedagogical theory is considered to be an indicator of a future teacher's ability for realization of 'lifelong education'. The material of the article will help to develop the skills that a future competent teacher, ready for professional pedagogical activity, should possess; and to define the graduates' level of these skills according to the following criterions.

Key words: developing readiness for professional pedagogical activity, competence of a future teacher, lifelong education, the principle of self-education and self-developing, the level characteristics of the components of readiness.

Современное общество предъявляет высокие тре- к самостоятельному действию в рамках профессии в

бования к каждой личности в связи с прогрессом условиях постоянных изменений окружающего мира. техники, науки, изменением характера социальных Исследователи убеждены, что человеку становится

отношений. Это вызывает необходимость совер- все труднее реализоваться в профессиональной де-

шенствовать подготовку любого специалиста, актуа- ятельности из-за недостаточной компетентности1.

лизирует проблему готовности будущего специалиста Эти тенденции развития требуют переосмысления

целей и результатов образования. В качестве одной из задач высшего профессионального педагогического образования предлагается рассматривать развитие готовности будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности в качестве условия формирования их профессиональной компетентности.

Готовность к профессиональной педагогической деятельности будущего учителя как компонент педагогической компетентности в педагогической теории рассматривается как показатель сформированности его способности к реализации непрерывного образования как самообразования и саморазвития в течение всей жизни. Реализация этого принципа определяет следующие дополнительные характеристики профессиональной готовности будущего учителя:

Ф направленность личности на овладение ценностями непрерывного профессионального образования, на самоопределение и саморазвитие;

Ф ее способность выбирать и использовать методы, средства для осуществления целей и задач самообразования и саморазвития;

Ф ее самооценка, отражающая отношение к себе, своим действиям и поведению, влияющим на ход процесса самообразования и саморазвития;

Ф ориентированность будущего учителя на самоконтроль2.

В структуре готовности к профессиональной педагогической деятельности выделяют долговременную и ситуативную подсистемы3.

Долговременная подсистема трактуются как категория теории личности и включает в себя комплекс профессионально значимых качеств, которыми должен обладать студент, оканчивая педвуз. Это личностные (отношение к профессиональной деятельности, интересы, осознанная мотивация), субъектные (знания, умения, навыки, необходимые для осуществления деятельности) и индивидные качества (обусловленные особенностями психических процессов, спецификой эмоционально-волевых процессов, биофизиологическими данными студента и пр.).

Ситуативная готовность как категория теории деятельности состоит из следующих компонентов:

Ф мотивационно-ценностного — потребность в саморазвитии, ценностное отношение к своей профессии;

Ф когнитивного — знание о своих индивидуальных особенностях, профессиональные знания;

Ф операционального — навыки и умения самопознания, самообразования, психической саморегуляции;

Ф эмоционально-волевого — позитивная «Я»-кон-цепция, целеустремленность;

Ф оценочно-рефлексивного — способность к саморефлексии4.

Уровни развития готовности у студентов, заканчивающих вуз, к профессиональной педагогической деятельности см. табл.

Уровневые характеристики компонентов готовности к профессиональной педагогической

деятельности

Компоненты готовности Уровни развития готовности у будущих учителей к профессиональной деятельности

высокий средний низкий

Мотиваци-онно-ценностный Позитивное отношение к идее саморазвития в течение всей жизни Понимание значимости саморазвития, но это не является целью Не проявляется интерес к саморазвитию и самопроявлению в про-фессиональ-ной деятельности

Когнитивный Есть уверенность в своей способности к профессиональной деятельности, наличие знаний о своих индивидуальных особенностях и о способах саморазвития Неуверенность студента в своих способностях, представления о профессиональной деятельности не имеют личностной значимости Нет представлений о собственной индивидуальности, знания о способах самосовершенствования будущего педагога расплывчаты

Операциональный Владение умениями самопознания, саморазвития и саморегуляции, умение легко вступать в контакты Слабо развиты умения самопознания, саморазвития и саморегуляции, затруднения в коммуникации Неумение осуществлять самопознание, саморазвитие и саморегуляцию, необщительность

Эмоционально-волевой Позитивная самооценка, преобладание уверенности в себе, умение сдерживать себя Неустойчивая самооценка студента, чаще заниженная, умеренная агрессивность или неуверенность в себе Заниженная оценка своих возможностей, конфликтность, нетерпимость в отношениях

Оценочно-рефлексивный Устойчивая потребность в рефлексии, адекватность в оценке своей деятельности Эпизодическая потребность в рефлексии, склонность объяснять причины своих неудач внешними обстоятельствами Отсутствие потребности в самоанализе, неумение его осуществлять

Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности — это личностные, субъективные и индивидуальные качества, приобретаемые в образовательном процессе в вузе. Они характеризуются уровнем сформированности определенных характеристик (позитивное отношение к идее саморазвития, уверенность в способности к профессиональной педагогической деятельности, устойчивая потребность в рефлексии и др.).

Готовность специалиста к профессиональной педагогической деятельности является необходимым условием компетентности, порождающей, 2в свою очередь, развитие компетенций. Так, И.А. Зимняя включает готовность учителя к проявлению личнос-

тного свойства в профессиональной деятельности в структуру профессиональной педагогической ком-петентности5. В.А. Сластенин также рассматривает единство теоретической и практической готовности педагога в качестве профессиональной педагогической компетентности6.

В современной отечественной науке профессионально-педагогическая компетентность формулируется в терминах «готовность», что подтверждает взаимосвязь понятий «готовность к профессиональной педагогической деятельности» и «профессионально-педагогическая компетентность». Развитие готовности к профессиональной педагогической деятельности — это условие формирования компетентности будущего учителя. Развивая готовность у студентов к педагогической деятельности, мы будем одновременно формировать их профессиональную компетентность. А это формирование и развитие следующих умений теоретической и практической готовности.

Теоретическая готовность будущего педагога в структуре его профессиональной компетентности нередко понимается как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний у студентов педвуза — не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта педагога мертвым грузом, остаются никому неведомым достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, проявляющаяся в конструктивных и прогностических умениях.

Конструктивная и прогностическая деятельность могут быть осуществлены при наличии у будущего педагога аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.

Сформированность аналитических умений — один из критериев профессиональной компетентности будущего учителя. Они складываются из следующих частных умений:

Ф расчленять педагогические явления на составляющие элементы;

Ф осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;

Ф правильно диагностировать педагогическое явление;

Ф вычленять главную педагогическую задачу.

Состав прогностических умений можно представить следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов их достижения; предвидение результата; определение этапов педагогического процесса; распределение времени. Эти умения педагогического прогнозирования требуют от будущего педагога овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.

Проективные умения. Триада «анализ — прогноз — проект» предполагает выделение специальной груп-

пы умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения. Логика разработки проекта педагогической деятельности диктует:

Ф переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи;

Ф учитывать при определении педагогических задач и отборе содержания интересы учащихся, возможности материальной базы;

Ф отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам;

# планировать индивидуальную работу с учащимися с целью развития их способностей;

Ф отбирать содержание, формы, методы и средства в их оптимальном сочетании;

Ф планировать систему приемов стимулирования активности школьников.

Рефлексивные умения необходимы при осуществлении будущим педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Для будущего педагога важно установить положительные и отрицательные результаты его деятельности. Отсюда возникает необходимость в обучении его самоанализу собственной деятельности. Это требует от выпускника педвуза особых умений анализировать:

Ф правильность постановки целей, их «перевода» в задачи;

Ф соответствие содержания обучения поставленным задачам;

Ф эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;

Ф соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала;

Ф причины успехов и неудач в ходе реализации поставленных задач обучения. Владение приемами самоанализа, саморефлексии студентом педвуза свидетельствует о его готовности к будущей профессиональной педагогической деятельности, что, в свою очередь, является условием формирования его профе ссионально-педагогической компетентности.

Практическая готовность к педагогической деятельности как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя выражается в умениях педагогически действовать. К ним относятся организаторские (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные) и коммуникативные умения (перцептивные, общение, педагогическая техника).

Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания студентов педвуза и развитием у них устойчивых интересов к обучению; формированием потребности в знаниях и вооружением студентов навыками учебной работы и т.п.

Информационные умения связывают не только с непосредственным изложением учебной информации, но и со способами ее получения. Это умения и навы-

ки работы с печатными и компьютерными источниками, умения интерпретировать информацию к задачам обучения.

В процессе непосредственного общения с учащимися будущий учитель должен уметь четко излагать учебный материал; логически вести рассказ, объяснение, проблемное изложение; формулировать вопросы в доступной форме; применять технические средства и средства наглядности; выражать мысль с помощью графиков, схем, рисунков.

Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных ситуаций для развития познавательных процессов воспитанников; формулирование вопросов, требующих самостоятельных умозаключений; создание условий для развития индивидуальных особенностей; осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.

Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и профессиональной деятельности.

Совокупность перцептивных умений у выпускника педвуза можно представить следующим рядом:

Ф адекватно интерпретировать информацию от партнера по общению;

Ф устанавливать индивидуальное своеобразие человека;

Ф определять характер переживаний, состояние человека.

Умения собственно общения. На этапе моделирования предстоящего общения будущий педагог должен уметь мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом, идентифицироваться с учащимися. На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом; создавать обстановку совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом.

Умения педагогической техники — необходимое условие овладения технологией общения. Выпускник педвуза должен уметь регулировать свои психические состояния (вызывать чувства удивления, радости, гнева); владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, совета); располагать к себе собеседника и др.

Умения необходимо формировать и развивать у студентов педвуза для того, чтобы они были готовы к их реализации в педагогической деятельности. Насколько умения теоретической и практической готовности (входящие в компонентный состав профессиональной педагогической компетентности) развиты у будущего учителя, настолько он будет компетентен в своей области.

Таким образом, рассматривая профессионально-педагогическую компетентность как единство ее

компонентов теоретической и практической готовности к профессиональной педагогической деятельности, можно оценить степень ее сформированности по следующим критериям:

Ф направленность на будущую профессиональную деятельность, ценностное отношение к ней;

Ф применение профессиональных знаний и умений в решении образовательных задач;

Ф умение рефлексировать качество и результат реализации спроектированной профессиональной деятельности и собственный уровень профессионально-личностного развития.

Критерии оценки сформированности профессионально-педагогической компетентности как следствия развития готовности к профессионально-педаго гической деятельности служат исходным началом для определения уровней данного качества у выпускников педвуза. Вузовское образование должно быть нацелено на развитие готовности к профессиональной педагогической деятельности, которая является условием формирования профессионально-педагогическ ой компетентности у будущего учителя, в частности:

Ф стремления к позитивному результату деятельности, интереса к процессу обучения учащихся, познавательной потребности;

Ф знания и умения развертывать образование на основе общих интересов детей и учителей;

Ф умения адаптировать научную информацию к целям образования;

Ф осознания необходимости качественного выполнения своих обязанностей;

Ф освоения основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений;

Ф умения воздействовать на цели и мотивы деятельности учащихся;

Ф осознания престижности профессии, стремление самоутвердиться, самореализоваться в ней;

Ф наличия практических и теоретических умений, т.е. умений практической и теоретической готовности.

1 Бим-Бад Б.М., Змеев С.И.Открытые проблемы // Альма-матер. 1991. № 10. С. 10-14.

2 Занина Л.В., Меньщикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов н/Д, 2003. С. 207.

3 Ананьев Б.Г. О проблемах современного. СПб., 2001.

4 Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: учеб. пособие. Пермь, 2001. С. 74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 24.

6 Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Сов. педагогика. М., 1981. № 4. С. 76-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.