КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14285 УДК 371.132
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Лившун Александр Владимирович,
старший преподаватель кафедры теории и методики трудового и профессионального обучения Хмельницкого национального университета, Украина, г. Хмельницкий [email protected]
Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированности
Аннотация. В статье рассмотрено значение профессиональной готовности будущего учителя технологий к обучению учащихся основам агропроизводства. Раскрыты основные факторы подготовки будущего педагога к работе с детьми. Исследован идеальный образ педагога-мастера и особенности его формирования. Охарактеризованы основные цели и содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологий. Определен комплекс параметров формирования профессиональной готовности, раскрыты их сущность и особенности влияния на формирование профессиональной готовности будущего учителя технологий к обучению учащихся основам агропроизводства. Предложены критерии и показатели для оценивания степени развития профессиональной готовности будущего учителя технологий, и определены уровни её сформированности.
Ключевые слова: профессиональная готовность, учитель технологий, будущий педагог, параметры, критерии, показатели, уровни.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Весомой фигурой в учебно-воспитательном процессе школы является педагог. Ведь только он и его профессионализм определяют цели и задачи учебного процесса в конкретных условиях, способствуют развитию личности ученика. Он проводит подбор педагогических средств, форм и методов, являющихся наиболее эффективными для полноценного развития ребенка и способствующих реализации поставленных задач и достижению определенных целей.
Подготовка учителей на качественно новом уровне является одним из важных государственных приоритетов, поскольку модернизация системы образования в стране ставит перед высшей школой задачу значительного улучшения профессиональной подготовки и воспитания будущих специалистов-педагогов.
Современные требования к педагогу раскрыты в Законе Украины «Об общем среднем образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющее соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляющее педагогическую деятельность, обеспечивающее результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях» [1].
Довольно часто о готовности педагога дискутируют и в педагогических кругах, отыскивая ответ на вопрос: «Каким должен быть учитель? Уровень его профессиональной готовности? Уровень профессиональной компетентности?» и другие. Исследования этой проблемы рассматривались в трудах выдающихся ученых (как педагогов, так и психологов) в течение многих поколений (А. Алексюк, Б. Ананьев, В. Беспалько, П. Блонский, Л. Выготский, П. Гальперин, С. Гончаренко, Н. Гузий, А. Деркач, П. Дмитренко, М. Дьяченко, И. Зязюн, Л. Кандибович, Н. Кузьмина, А. Ли-ненко, А. Макаренко, В. Моляко, А. Мудрик, Н. Ничкало, Й. Песталоцци, А. Пехота,
r\j Л r\j
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14285 УДК 371.132
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В. Рыбак, В. Сластенин, В. Сухомлинский, Д. Узнадзе, К. Ушинский, И. Франко, М. Шкиль и др.).
Деятельность педагога исследовалась с разных точек зрения, теоретически обосновывались различные ее аспекты, раскрывались пути и способы ее реализации. Из анализа большого количества научных трудов можем сделать вывод, что мнения ведущих ученых в большинстве совпадали, подчеркивая весомость личности учителя, его профессионализм и педагогическое мастерства в подготовке подрастающего поколения к труду и жизни.
Актуально перед образованием стоит задача профессионализации старшей общеобразовательной школы, что требует соответствующей профессиональной деятельности педагога, эффективность которой во многом зависит от его профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Однако, как показывает практика, значительная часть будущих учителей не имеют достаточного потенциала, необходимого для эффективной реализации профильного обучения в общеобразовательных заведениях.
Неотъемлемым фактором в подготовке будущего педагога и осуществления успешной педагогической деятельности должно быть его стремление к самосовершенствованию и саморазвитию как основа для достижения вершин педагогического мастерства. Действительно, трудно даже для сравнения найти профессию, которая выдвигала бы такие же высокие требования к личности работника, как профессия педагога. Педагог всегда должен быть неординарной творческой личностью; в обучении учащихся использовать различные методы, приемы и средства, нестандартные формы обучения с целью обеспечения оптимальных условий для развития школьника и достижения высоких результатов. Ведь в современных условиях технического обеспечения учебного процесса учитель предстает прежде всего организатором, успех деятельности которого обеспечат образованность и правильность построения учебного процесса [2].
Нами предпринята попытка описать идеальный образ педагога-мастера, который является акме-результатом профессиональной жизнедеятельности настоящего учителя, учителя по призванию. На закладку основ формирования педагога (учителя) как профессионала должна быть направлена его профессиональная подготовка в вузе.
Разнообразные преобразования и изменения, которые из года в год происходят на Украине, требуют постоянного пересмотра и совершенствования уровня подготовки учащихся к дальнейшей трудовой деятельности. Подготовить молодое поколение к скорейшей адаптации в жизни возможно только за счет предоставления учащимся возможности овладеть такими основами профессиональных знаний и умений, которые помогли бы им сориентироваться в условиях рыночной экономики, найти свое место в жизни [3].
Анализ современных темпов развития науки, техники, новейших технологий свидетельствует об острой нехватке высококвалифицированных работников в различных отраслях, но особенно это касается производства. По данным социологических опросов, только около 15% выпускников городских и 8% сельских школ хотели бы работать на производстве, представление о котором у большинства подростков, как правило, ограничено личным жизненным опытом, рассказами родителей и не выходят за рамки стереотипов [4].
Каждая профессия имеет перечень основных работ в рамках трудовой деятельности, требующей определенных знаний и навыков, присущих той или иной должности, и обеспечивающей единство в определении квалификационных требований в отношении конкретных должностей.
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14285 УДК 371.132
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Профессиональная подготовленность рабочих кадров и высокий уровень профессионализма работников являются основанием, от которого зависит прежде всего развитие государства. Не является исключением состояние, сложившееся на сегодняшний день и в аграрном секторе, от успешной деятельности которого непосредственно зависят успехи и достижения агропромышленного комплекса страны. Дефицит высококвалифицированных работников в указанной области был всегда ощутим, однако особое обострение эта проблема приобрела с внедрением новейших аграрных технологий. Подготовкой высококвалифицированных работников аграрного сектора занимаются профессионально-технические и высшие учебные заведения, однако, по нашему глубокому убеждению, такую подготовку следует начинать с более раннего возрастного периода. Еще с детства ребенку необходимо привить любовь к природе, земле и труду. И тогда из посеянного зернышка обязательно прорастет колосок. В данном контексте ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе, в учебный процесс которой введено направление обучения «Агропроизводство» технологического профиля. Это, конечно, не решает всей проблемы в целом, но является первой и весьма важной ступенью, источником по уменьшению дефицита рабочих кадров для отрасли.
Профессиональная деятельность учителя технологий направлена на решение фундаментальных задач: по трудовой подготовке молодежи в направлении формирования у учащихся технико-технологических и экономических знаний, практических умений и навыков для производительного труда; по подготовке к овладению определенной профессией материального производства; развитию политехнического мировоззрения и технических способностей, прикладного и технического творчества.
Поэтому сегодня актуальной является проблема систематизации требований технологии проектирования и реализации содержания образовательно-профессиональной подготовки учителя, способного реализовать фундаментальные требования стандарта отрасли «Технология».
Научные исследования, проводимые с целью усовершенствования общетехнической подготовки учителей технологий, не имели систематизированного характера, решая лишь отдельные локальные вопросы.
По нашему мнению, в подготовке будущего учителя технологий к профильному обучению действительно существуют определенные противоречия и разногласия, ставящие под сомнение надлежащее качество подготовки педагогических кадров. Ведь на сегодняшний день не уделяется должного внимания важнейшим вопросам модернизации подготовки студентов к профильному обучению учащихся за счет использования более совершенных педагогических технологий.
Особое внимание следует уделить пересмотру особенностей подготовки будущего учителя технологий при обучении учащихся основам агропроизводства.
Специалист аграрного сектора должен быть сведущим в вопросах, связанных с основами современного агропроизводства, его технологиями и техническим обеспечением, экономическими принципами, уметь анализировать ситуацию на производстве, экологическое состояние, быть способным применять экономический подход на всех этапах хозяйствования и др.
Выбор такого вектора обучения обусловлен проблемами современности, а именно необходимостью:
- обеспечения рабочими кадрами отраслей агропроизводства;
- привития учащимся любви к труду и природе, ознакомления и развития у них экологической ответственности;
- подготовки учащихся к правильному и своевременному выбору профессии;
3 ~
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14285 УДК 371.132
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- обеспечения наследственно-перспективных связей между средним и профессиональным образованием;
- подготовки учащихся к труду на земле, организации и ведению хозяйства;
- ознакомления с современными технологиями и методами агропроизводства.
В связи с этим чрезвычайно остро стоит проблема целей и содержания профессиональной подготовки будущих учителей технологий. Для обеспечения соответствующей подготовки будущих специалистов в агропроизводственном секторе необходим действительно высокий уровень профессиональной квалификации будущего учителя, его профессиональной компетентности. Анализ многих исследований и научных работ, посвященных подготовке учителей технологий, дает возможность утверждать, что наиболее целесообразно ее осуществлять в рамках задач трудового обучения как учебного предмета, поскольку их реализацию должен обеспечить учитель.
Готовность к профессиональной деятельности - это целенаправленное выражение личности, содержащее систему профессиональных знаний, навыков и умений, потребностей, мотивов, психологических качеств, установок и состояний личности, дающее возможность успешно начинать профессиональную деятельность и выполнять ее оптимальным для конкретной деятельности и конкретной личности способом [5].
Имея собственное видение подготовки будущих учителей технологий к обучению учащихся основам агропроизводства, мы предлагаем в сегодняшних условиях особое внимание обратить на использование предложенного нами комплекса параметров формирования профессиональной готовности будущего учителя технологий, элементами которого являются:
1) экологическая ответственность;
2) креативность (инновационность);
3) адаптивность и рефлексивность;
4) эмпатийность;
5) аутопсихологическая компетентность;
6) организаторские качества;
7) коммуникативные качества.
Сущность предложенной методики состоит в использовании профессионально направленных модулей, акмеологических тренингов, развивающих занятий с использованием нестандартных методов обучения, нетрадиционных форм, при которых применялись различные методы для развития комплекса определенных нами параметров формирования профессиональной готовности будущего учителя технологий. Для развития экологической ответственности у будущих учителей технологий проводились акмеологические занятия «Человек и природа. Экологическая ответственность», занятия в виде организационно-деловой игры «Развитие экологической ответственности», «Интеллектуальная разминка» и др.
Развитие творческих способностей будущего учителя, интеграция навыков управления креативным процессом, развитие креативности как качества личности педагога (оригинальность, гибкость, точность, подвижность) достигаются с помощью использования комплекса упражнений: «Знакомство», «Ориентиры», «Барьеры», «Мысль, высказанная иными словами» и др.
Адаптивность как параметр формирования профессиональной готовности будущего учителя призвана сформировать адаптивные навыки группового взаимодействия, эффективного общения, активного слушания, развивается с помощью таких форм проведения занятий: информационное сообщение «Общение», упражнения «Рукопожатие», «Знакомство», «Групповая дискуссия» и др.
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14285 УДК 371.132
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Понимание и познание человеком самого себя, выявление того, как его воспринимают и понимают другие, достигается с помощью развитой рефлексии. Для развития рефлексии у будущего учителя рекомендуется использование тренингов «Тренинга рефлексивности», упражнения «Зоопарк», упражнений на развитие сотрудничества «Рисование одним карандашом», «Сборщик», упражнений на развитие социальной чувствительности - «Интуиция».
Для развития эмпатийности используются комплексные занятия, упражнения группового взаимодействия типа «Хозяин и гость», релаксационный практикум, групповая экскурсия и др.
Развитие аутопсихологической компетентности у будущего учителя - это прежде всего способность осознанного самопознания, акмеологической актуализации собственных возможностей, личностно-профессионального саморазвития. Для развития аутопсихологической компетентности будущего учителя использовался комплекс упражнений, а именно: поздравление, ожидание, правила работы, отстаивание своих ценностей, изменение негативных мыслей на позитивные, работа с зеркалом, «Кто я?» и др.
Для развития организаторских качеств используются игры: «Особенности организационной работы», упражнения «Установление контактов», «Зрительный контакт», «Анализ поглотителей времени», ролевые игры «Просьба - отказ».
Для развития коммуникативных качеств будущего учителя используются: игры «Особенности общения», упражнения «Расскажи о себе», «Коммуникативная эмпа-тийность», «Рисунок на двоих» и др.
В соответствии с предлагаемыми параметрами были определены показатели и критерии для оценки каждого из них, что должно способствовать более качественному формированию профессиональной готовности будущего учителя технологий к обучению учащихся основам агропроизводства (см. таблицу).
Креативность (инновационность) - для оценки этого параметра используется творчески инновационный критерий. Показателями для оценки этого критерия являются: способность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта, способность к творчески-конструктивному, нестандартному профессиональнопедагогическому и личностному мышлению и поведению; способность к изобретению новых способов решения проблем, возникающих в процессе изучения и усвоения учебных дисциплин; способность к осознанию и творческому развитию собственного опыта на основе навыков нестереотипного мышления в ходе профессионального саморазвития.
О наличии креативности могут свидетельствовать: высокий уровень нравственного сознания, постоянный поиск оптимальных оригинальных решений поставленных задач, творческий стиль мышления, способность видеть проблему, выявлять противоречия, творческая фантазия, развитое воображение, стремление достичь эффективного результата в конкретных условиях труда, высокий уровень общей культуры.
Рефлексивность и адаптивность. Для оценки рассматриваемого параметра используется рефлексивно-мобильный критерий.
Показателями для оценки указанного критерия являются: рефлексивный уровень педагогических способностей, который содержит чувство меры, педагогический такт, чувство причастности, способность иметь не только собственное мнение об изучаемом предмете, но и знать, какие представления об этом предмете имеет ученик, уметь прислушаться к его мнению, имитировать течение его мысли, понимать то, как ученик воспринимает ситуацию, знать мотивы его поступков. Координировать
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14285 УДК 371.132
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
свои действия с действиями учеников лишь в той мере, в какой он способен их понимать. Владеть навыками быстрой адаптации в нестандартных ситуациях, группового взаимодействия, эффективного общения, активного слушания, оптимизма, отработки профессионально-педагогических умений эффективного слушания и реагирования на другого человека, преодоления барьеров в общении, адаптационная актуализация положительных сторон участников общения через оценку и отношение
других, снятия напряжения, получения положительного поддержки от окружения.
Параметры, критерии и показатели оценки степени развития профессиональной готовности будущего учителя технологий
Параметры Критерии Показатели
Креативность (инновационность) Творчески инновационный Способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях; творчески-конст-руктивное, нестандартное профессионально-педагогическое и личностное мышление и поведение
Рефлексивность и адаптивность Рефлексивно- мобильный Чувство меры, такта, причастности, координация действий, имитация ситуации, адаптация в нестандартных ситуациях, эффективного слушания и реагирования, адаптационная актуализация, снятие напряжения
Эмпатийность Моральный Высокий уровень чувствительности, внимательности к другому, сочувствие, сопереживание. Конструктивное выражение своих эмоций, понимание эмоционального состояния другого
Аутопсихологическая компетентность (способность к саморазвитию) Аутокомпетент- ностный Понимание будущим учителем сильных и слабых сторон собственной личности, знание путей и средств профессионального самосовершенствования, знание сильных и слабых сторон собственной деятельности, готовность и способность к целенаправленной работе над собой
Организационные качества Операционально- волевой Способность и умение организовывать других и самого себя, развитие умений и навыков организации оптимального общения в условиях педагогической деятельности, организации конструктивного взаимодействия в коллективе (учебном коллективе); организаторское мышление; навыки организационной самостоятельности и самоорганизованности, способность принятия ответственных организаторских решений в ходе педагогического процесса
Коммуникативные качества Коммуникативно- деятельностный Устойчивая потребность в систематической разнообразной коммуникации с детьми в самых разных сферах; взаимодействие общечеловеческих и профессиональных элементов коммуникативности; эмоциональное удовлетворение на всех этапах процесса коммуникации
Экологическая ответственность Природо- сообразный Способность к активному поиску путей защиты окружающей среды, предотвращения создания кризисного состояния в окружающей среде в условиях агропроизводства и профессионально осознанное формирование основ экологической ответственности у своих учеников в ходе собственной профессионально-педагической деятельности
6 ~
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14285 УДК 371.132
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Эмпатийность - этому параметру соответствует нравственный критерий. Показателями оценки указанного критерия являются: высокий уровень отзывчивости, внимательности к другому, сочувствие, сопереживание; конструктивное выражение своих эмоций, понимание эмоционального состояния другого; развитие умения аргументировать свою позицию в споре; усиление положительного образа «Я». Эмпатия в структуре личности учителя может и должна рассматриваться, с одной стороны, как ситуативно возникающее переживание, а с другой - как устойчивое индивидуальное качество, направленность личности, проявляющаяся в готовности учителя выявить эмоциональное тепло, сопереживание, сочувствие, содействие ученику. Понятно, что такая душевность педагога помогает ему развивать душевность школьника. Итак, эмпатийность необходимо рассматривать как одну из ведущих характеристик личности педагога.
Аутопсихологическая компетентность соотносится с развитием самосознания педагога. Самосознание педагога - это осознание им собственных индивидуальных особенностей, а также понимание того, как следует действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности. Умение педагога развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, приобретать, закреплять, контролировать, корректировать знания, умения, навыки, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов способствуют будущей профессиональной самореализации.
Критерий для этого параметра называется аутокомпетентностным. Показателями для оценки этой компетентности являются: понимание будущим педагогом сильных и слабых сторон собственной личности, знание путей и средств профессионального самосовершенствования для повышения качества своей педагогической деятельности. Аутопсихологическая компетентность проявляется в готовности и способности к целенаправленной работе над собой, в развитии личностных черт и поведенческих характеристик на основе знаний о путях и способах самосовершенствования.
Организаторские качества - критерием для этого параметра является организационно-волевой. Показатели, помогающие оценивать организаторские качества: способность и умение организовывать самого себя и других, развитие умений и навыков организации оптимального общения в условиях педагогической деятельности, организация конструктивного взаимодействия в коллективе (учебном коллективе); развитие навыков самопроектирования и планирования деятельности будущим учителем технологий; стимуляция и формирование организаторского мышления; развитие навыков организационной самостоятельности и самоорганизованности будущего учителя; формирование навыков педагогической рефлексии, развитие способности к объективной организационной самооценке и оценке труда других; содействие развитию организационных умений и навыков решения сложных коммуникативных ситуаций в педагогической деятельности; формирование умений и навыков принятия ответственных организаторских решений в ходе педагогического процесса, усвоение умений оптимального использования собственного времени учителя и правильной организации им своей профессионально-педагогической деятельности.
Коммуникативные качества - критерием для этого параметра является коммуникативно-деятельностный. Показатели для его оценки: устойчивая потребность в систематической разнообразной коммуникации с детьми в различных сферах; взаимодействие общечеловеческих и профессиональных элементов коммуникативности; эмоциональное удовлетворение на всех этапах процесса коммуникации; наличие
(V Т rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14285 УДК 371.132
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
способностей к осуществлению коммуникации; стремление к формированию коммуникативных навыков и умений, умения коммуникативно налаживать новые контакты; развитие навыков эффективного общения и установления контакта на основе эмпа-тийного слушания; совершенствование коммуникативных умений и навыков педагогически верного выражения собственного мнения; развитие педагогической рефлексии как умения обращаться будущему учителю к своему опыту общения; повышение уровня социально-коммуникативной активности; развитие навыков эмпатийного понимания коммуникативного напарника, формирования умений по устранению коммуникативных барьеров и трудностей в общении; развитие умений и навыков педагогически эффективного поведения в конфликтной ситуации; развитие навыков установления обратной связи в коммуникативном взаимодействии участников педагогического процесса; развитие педагогической эмпатии и социально-перцептивных навыков наблюдательности, проницательности; экспериментирование с коммуникативными стилями, отработка коммуникативных умений педагога; развитие навыков и приемов активности в педагогическом общении; развитие коммуникативных умений и качеств социально-коммуникативной адаптированности, развитие педагогического оптимизма при налаживании каналов коммуникации в учебном коллективе.
Экологическая ответственность - критерием для этого параметра является природосообразный. Показателями оценки этого критерия являются: способность к активному поиску путей защиты окружающей среды, предотвращения создания кризисного состояния в окружающей среде в условиях агропроизводства и профессионально осознанное формирование основ экологической ответственности у своих учеников в ходе собственной профессионально-педагогической деятельности.
Учитывая выявленные критерии и показатели, определены и охарактеризованы уровни сформированности профессиональной готовности будущего учителя технологий.
Высокий уровень - профессиональная готовность характеризуется положительным отношением с ярко выраженной потребностью педагога к профессиональнопедагогическому росту, саморазвитию и самосовершенствованию во время профессиональной педагогической деятельности, достаточно глубокими знаниями психологопедагогических дисциплин, увлеченностью циклом дисциплин предметной подготовки, свободным владением педагогическими технологиями, достаточно высоким уровнем сформированности профессиональных умений к выполнению продуктивной педагогической деятельности, высоким уровнем профессиональной ответственности.
Достаточный уровень - профессиональная готовность характеризуется достаточно высокой устойчивостью, интересом к профессиональной педагогической деятельности, уверенностью во владении предметом будущей профессиональной деятельности и циклом психолого-педагогических дисциплин, высоким уровнем владения педагогическими технологиями, сложившейся контролируемостью, развитостью отдельных профессиональных умений и средним уровнем ответственности за себя и своих подопечных.
Средний уровень - профессиональная готовность характеризуется средней устойчивостью; потребность педагога в профессионально-педагогическом росте, саморазвитии и самосовершенствовании во время профессиональной педагогической деятельности менее выражена; хороший уровень владения циклом психолого-педагогических дисциплин, увлеченностью дисциплинами предметной подготовки, недостаточное владение педагогическими технологиями, средний уровень сформированности профессиональных умений к осуществлению продуктивной педагогической деятельности.
Низкий уровень - учителя имеют ярко выраженное негативное отношение к профессии педагога, к профессионально-педагогическому росту, саморазвитию и
8
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированное™ // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14285. - 0,7 п. л. - URL:
http://e-koncept.ru/2014/14285.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14285 УДК 371.132
самосовершенствованию во время профессиональной педагогической деятельности, низкий уровень знаний по циклу психолого-педагогических дисциплин, недостаточный уровень владения педагогическими технологиями, низкую сформирован-ность профессиональных умений к осуществлению продуктивной педагогической деятельности, низкий уровень профессиональной ответственности.
Для формирования профессиональной готовности будущих учителей технологий нами был разработан научно-методический комплекс, содержащий: рабочую программу дисциплины, методические указания к выполнению практических заданий, методические указания к выполнению самостоятельной роботы и курс лекций. Мы прогнозируем, что использование предложенных методических материалов поможет будущему учителю технологий успешно формировать свою профессиональную готовность.
Ссылки на источники
1. Закон УкраТни «Про загальну середню освггу» // Законодавство УкраТни про загальну середню освггу. Бюлетень законодавства i юридичноТ политики УкраТни. - К., 1999. - № 9. - С. 31-54.
2. Зайченко I. В. Педагопка. Навчальний поабник для студенлв вищих педагопчних навчальних за-кладiв, 2-е вид.. - К.: Освгта УкраТни, КНТ, 2008. - 528 с.
3. Заброцький М. М. Екопсихолопчш аспекти прац вчителя // Еколого-психолопчш чинники сучасно-го способу життя: колективна монографiя / за наук. ред. Ю. М. Швалба. - К.: Педагопчна думка, 2008. - С.162-197.
4. Космин В. С., Харченко В.В. Роль технологического образования в воспитательном процессе обучающихся // Технологическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (17-18 октября 2001 г.). Ч. 1. - Бийск: НИЦ БПГУ, 2001. - С. 25-31.
5. Хмель Н. М. Особливост та структура психолопчно'Т готовност майбутшх педагопв до роботи в освгтшх оргашза^ях в умовах соцiально-економiчних змш // Актуальн проблеми психологи. Т. X. Вып. 4 / За ред. академка С. Д. Максименка. - К.: Главник, 2008. - 392 с.
Alexandr Livshun,
Senior teacher, department of theory and methods of labour and professional training, Khmelnytskyi National University, Khmelnytskyi [email protected]
Professional readiness of a technology teacher: estimation parameters and formation levels
Abstract. The article deals with the importance of professional readiness for an intending technology teacher to teach fundamentals of agricultural production. The author describes the major factors influencing the training of technology teachers to enable them to work with children. The image of an ideal expert teacher and the peculiarities of its development have also been studied. The main goals and the content of technology teachers’ professional training have been characterized. The author identifies the complex of parameters of professional readiness development, their nature and the influence on the development of a technology teacher’s professional readiness to teach the fundamentals of agricultural production. The criteria and measures to estimate the degree of development of technology teachers’ professional readiness have been proposed and the levels of its formation have been determined.
Key words: professional readiness, technology teacher, intending teacher, parameters, criteria, measures, levels. References
1. (1999) “Zakon UkraTni ‘Pro zagal'nu serednju osvitu’”, in Zakonodavstvo Ukraini pro zagal'nu serednju osvitu. Bjuleten' zakonodavstva ijuridichnoi'politiki Ukraini, № 9, Kiev,pp. 31-54.
2. Zajchenko, I. V. (2008) Pedagogika. Navchal'nij posibnik dlja studentiv vishhih pedagogichnih navchal'nih zakladiv, 2-e vid., Osvita UkraTni, KNT, Kiev, 528 p.
3. Zabroc'kij, M. M. (2008) “Ekopsihologichni aspekti praci vchitelja”, in Shvalba, Ju. M. (ed.) Ekologo-psihologichni chinniki suchasnogo sposobu zhittja: kolektivna monografija, Pedagogichna dumka, Kiev, pp.162-197.
4. Kosmin, V. S. & Harchenko, V.V. (2001) “Rol' tehnologicheskogo obrazovanija v vospitatel'nom pro-cesse obuchajushhihsja”, in Tehnologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (17-18 oktjabrja 2001 g.), ch. 1, NIC BPGU, Bijsk, pp. 25-31.
5. Hmel,' N. M. (2008) “Osoblivosti ta struktura psihologichnoT gotovnosti majbutnih pedagogiv do roboti v osvitnih organizacijah v umovah social'no-ekonomichnih zmin”, in Aktual'ni problemi psihologii, vol. X, vyp. 4, Glavnik, Kiev, 392 p.
Рекомендовано к публикации:
Гзрниченко И. И., кандидатом педагогических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
КОНТ ТНПТ
научно-методический электронный журнал
IV П