3. Znakov, V.V. Psikhologiya ponimaniya: Problemih perspektivih. - M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2005.
4. Arestova, L.D. O razlichnihkh podkhodakh pri formirovanii nauchnihkh ponyatiyj // Novihe issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. - 1982. - № 2.
5. Kogalovskiyj, S.R. O veduthikh planakh obucheniya matematike // Pedagogika. - 2006. - № 1.
6. Talihzina, N.F. Upravlenie processom usvoeniya znaniyj. - M.: Izd-vo MGU, 1975.
7. Khuskivadze, A.A. Obthaya teoriya sistem L. Fon Bertalanfi, edinaya teoriya polya i teoriya celostnosti. Zakonomernosti garmonii prirodih [Eh/r] / A.A. Khuskivadze, A.P. Khuskivadze. - URL: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=35373
Статья поступила в редакцию 05.06.11
УДК 378
Baklanova G.A. FORMATION OF READINESS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO USE DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES: STRUCTURE AND DIRECTIONS. We consider the willingness of future primary school teachers to use digital educational resources as a particular manifestation of a general willingness to pedagogical activity.
Key words: informatization of education, digital learning resources, readiness for professional activities, formation of willingness.
Г.А. Бакланова, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ
В работе рассматривается готовность будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов как частное проявление общей готовности к педагогической деятельности.
Ключевые слова: информатизация образования, цифровые образовательные ресурсы, готовность к профессиональной деятельности, формирование готовности.
Среди основных задач и направлений модернизации высшего педагогического образования особо говорится о необходимости обучения педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Так, например, Н.Ю. Королева, Д.П. Тевс, А.В. Замятина отмечают, что «информатизация образования предполагает развитие существующих и создание новых средств обучения, способствующих повышению качества обучения и предназначенных для организации работы обучаемых в единой распределенной информационнообразовательной среде» [1, с. 210].
В связи с этим учителю начальных классов необходимо быть готовым как к развитию, углублению и обновлению содержания обучения в начальной школе, изменению методов, форм и средств обучения в условиях информатизации образования, так и к деятельности в условиях динамично развивающейся ИКТ-насыщенной образовательной среды. Наиболее важными и актуальными задачами, стоящими перед учителем начальных классов на современном этапе информатизации образования, являются:
• анализ готовых цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
• использование ЦОР в своей профессиональной деятельности;
• разработка собственных простейших ЦОР.
Таким образом, возникает необходимость изменения подготовки будущего учителя начальных классов, который в современных условиях информатизации должен быть готов к использованию цифровых образовательных ресурсов в своей профессиональной деятельности для обеспечения качества обучения.
Под готовностью будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности будем понимать устойчивую характеристику личности, определяющую способность учителя решать типичные профессиональные педагогические задачи средствами цифровых образовательных ресурсов на основе
оценки конкретных условий с использованием имеющихся знаний.
Т.В. Добудько [2] профессиональную готовность учителя рассматривает как совокупность трех компонентов: операционно-технологического, описывающего уровень владения алгоритмами педагогической деятельности ее субъектом; научно-теоретического, характеризующегося кругом знаний, необходимых для реализации алгоритмов профессиональной деятельности учителя; психологического, отражающего интеллектуальную, мотивационную и эмоционально-волевую сферы психики субъекта педагогической деятельности, которые выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешности деятельности и развиваются в ходе ее осуществления. Соглашаясь с этим мнением, мы считаем, что структура готовности будущего учителя начальных классов к использованию ЦОР в профессиональной деятельности включает следующие компоненты: психологический, научно-
теоретический и операционно-технологический.
Проектируя содержание процесса формирования готовности у будущего учителя начальных классов к использованию ЦОР, мы опирались на подход, предложенный С.Д. Каракозовым при разработке подготовки будущего учителя информатики, на основе модели информатизации образования, как иерархической метасистемы информационно-образовательных систем [3]. Разделяя точку зрения С.Д. Каракозова, мы полагаем, что формирование исследуемого вида готовности должно осуществляться в рамках решения будущими специалистами профессионально-педагогических обучающих задач.
Нами выделены следующие направления формирования готовности будущего учителя начальных классов к применению цифровых образовательных ресурсов:
1. Изучение дисциплин различных блоков ГОС ВПО, в том числе дисциплин и курсов по выбору, устанавливаемых вузом.
2. Выполнение студентами специальных видов работ.
Схематически составляющие компоненты готовности будущего учителя начальных классов к использованию ЦОР в профессиональной деятельности и направления ее формирования можно представить следующим образом (рисунок № 1).
Готовность будущего учителя начальных классов к использованию ЦОР в профессиональной деятельности
А к А А к
Психологическая готовность Научнотеоретическая готовность Операционно- технологическая готовность
Дисциплины предметной подготовки
Выпускная квалификационная работа
Общепрофессиональные
дисциплины
Общие математические и естественнонаучные дисципли-
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Самостоятельная работа
Педагогическая практика
Курсовые работы
Рис. 1. Структура и направления формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию ЦОР
в его профессиональной деятельности
Поясним более подробно каждое направление. Первое направление предполагает изучение дисциплин различных блоков ГОС ВПО, в том числе дисциплин и курсов по выбору, устанавливаемых вузом. Мы считаем, что формировать у будущих учителей начальных классов готовность к использованию ЦОР в профессиональной деятельности можно не только при изучении специальных дисциплин, таких как «Математика и информатика», «Аудиовизуальные технологии обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», но и при изучении любых дисциплин (например, «Психология», «Педагогика» (общепрофессиональные дисциплины), «Русский язык», «Детская литература», «Математика», «Естествознание» (дисциплины предметной подготовки) и др.). Формирование различных компонентов готовности к использованию ЦОР при освоении содержания дисциплин ГОС ВПО происходит за счет решения типичных профессиональных задач учителя начальных классов средствами ЦОР, а также включения различных цифровых учебных материалов (электронных учебников, презентаций, тренажеров, компьютерных тестов и т. п.) для студентов в качестве средства усвоения ими содержания дисциплин предметной подготовки.
Целесообразно в процессе подготовки специалистов использовать спецкурсы, направленные на изучение вопросов применения ЦОР в профессиональной деятельности учителя начальной школы.
Второе направление связано с выполнением студентами специальных видов работ. К таким видам работ мы относим: педагогическую практику, самостоятельную работу, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ. Педагогическая практика играет важную роль в профессиональной
подготовке будущего учителя начальных классов, так как в ней происходит включение будущего специалиста в профессиональную деятельность, адаптация его к профессиональной среде, апробация освоенных методик и технологий. При освоении студентами всех видов учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов и классного руководителя необходимо предусмотреть задания по решению профессиональных задач средствами ЦОР.
Для студентов, заинтересованных в более глубоком исследовании различных аспектов использования ЦОР в начальных классах, рекомендуется организовать соответствующую исследовательскую деятельность в рамках подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. Самостоятельная работа оказывает существенное влияние на формирование рассматриваемого вида готовности, если при освоении содержания дисциплин предметной подготовки студенты не только используют, но и создают различные цифровые учебные материалы, которые могут быть апробированы в ходе педагогической практики и исследовательской деятельности.
Необходимо отметить, что формирование у будущего учителя начальных классов готовности к использованию ЦОР в профессиональной деятельности есть целенаправленный процесс, осуществляемый поэтапно:
• первый этап - получение представлений о решении профессиональных задач учителя начальной школы при помощи ЦОР;
• второй этап - приобретение опыта решения профессиональных задач учителя начальной школы при помощи ЦОР на основе общепрофессионального содержания;
• третий этап - совершенствование опыта решения профессиональных задач учителя начальной школы при помощи ЦОР в ходе изучения методических дисциплин.
На завершающем этапе формирования у будущего учителя начальных классов готовности к использованию ЦОР, нами внедрен в учебный процесс в вузе курс по выбору «Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении младших школьников», целью которого является становление профессиональной готовности учителя начальных классов, проявляющейся в решении профессиональных педагогических задач в контексте использования цифровых образовательных ресурсов. В результате изучения спецкурса студент осознает значимость целей и задач использования ЦОР в учебном процессе начальной школы; определяет основные достоинства и недостатки ЦОР, которые необходимо учитывать при разработке уроков в начальной школе с использованием цифровых образовательных ресурсов; осваивает методику использования ЦОР на различных учебных предметах начальной школы.
Содержание спецкурса представлено следующими учебными модулями:
Модуль 1: Понятие о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР), и их классификация. Критерии оценки дидактических качеств цифровых образовательных ресурсов.
Модуль 2: Методика использования ЦОР на уроках математики в начальной школе.
Модуль 3: Методика использования ЦОР на уроках русского языка в начальной школе.
Модуль 4: Методика использования ЦОР при изучении естествознания в начальной школе.
Основным методом обучения выбран метод проектов. Студенты разрабатывали конспекты уроков разных типов с использованием ЦОР. Обязательным условием являлся анализ образовательных продуктов, созданных студентами, который проводился на практических занятиях в ходе коллективного обсуждения или индивидуально. Анализ индивидуального деятельности студентов осуществлялся преподавателем, как в
Библиографический список
результате беседы, так и с использованием возможностей компьютерных технологий.
В ходе освоения содержания курса студенты создавали копилки наглядных цифровых пособий по заданной преподавателем теме. В эту копилку входили материалы, разработанные самостоятельно или фрагменты ресурсов Единой коллекции ЦОР: таблицы, интерактивные схемы, слайды, электронные плакаты, анимационные фрагменты, аудио и видео фрагменты, модели и т. п. Студенты сопровождали каждый объект методическими рекомендациями (цель использования, дидактические возможности, место применения, время демонстрации, необходимые программные и технические средства). Это убеждало будущих учителей в значимости цифровых образовательных ресурсов, которые в дальнейшем использовались на уроках во время педагогической практики.
В результате изучения курса «Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении младших школьников» у будущих учителей формируются следующие умения: выявлять дидактические возможности цифрового ресурса и его развивающий потенциал; анализировать различные ЦОР; подбирать материал к уроку с учетом использования ЦОР; отбирать цифровые образовательные ресурсы в зависимости от целей урока, результата, которого необходимо достичь, от уровня подготовленности учащихся и т. д.; проектировать урок с учетом использования ЦОР; включать фрагменты ЦОР в уроки разных типов; организовывать учебную деятельность младших школьников с использованием ЦОР; создавать цифровые образовательные ресурсы самостоятельно; грамотно управлять процессом обучения детей на уроках с применением ЦОР.
Таким образом, формирование у будущих учителей начальных классов готовности к использованию цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности осуществляется при помощи использования активных методов обучения и предполагает решение профессиональных задач учителя средствами ЦОР.
1. Королева, Н.Ю. Составляющие профессиональной готовности учителя информатики к деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды І Н.Ю. Королева, Д.П. Тевс, А.В. Замятина ІІ Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 2 (14).
2. Добудько, Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики: дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1999.
3. Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: дис. ... д-ра пед.
наук. - Барнаул, 2005.
Bibliography
1. Koroleva, N.Yu. Sostavlyayuthie professionaljnoyj gotovnosti uchitelya informatiki k deyateljnosti v usloviyakh IKT-nasihthennoyj sredih І N.Yu. Koroleva, D.P. Tevs, A.V. Zamyatina ІІ Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 2 (14).
2. Dobudjko, T.V. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti uchitelya informatiki: dis. . d-ra. ped. nauk. - M., 1999.
3. Karakozov, S.D. Razvitie predmetnoyj podgotovki uchiteleyj informatiki v kontekste informatizacii obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. - Bar-
naul, 2005.
Статья поступила в редакцию 05.06.11
УДК 159.9.07
Kolmogorov L.S., Manakova E.A. TYPES OF EXPERIENCES OF LONELINESS TO THE MENTAL HEALTH OF STUDENTS. The article deals with the definition of the experience of loneliness, it shows the relationship of loneliness with the scales, which describe the manifestation of certain personality traits and early nonadaptive personality schemes. The result of the investigation is the description of types of experience of loneliness in the context of mental health and psychological culture of the students.
Key words: loneliness, psychological culture of personality, mental health, early maladaptive schema.
Л.С. Колмогорова, д-р психол. наук, проф., E-mail: [email protected];
Е.А. Манакова, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ТИПЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются вопросы определения переживания одиночества, показана взаимосвязь одиночества со шкалами, описывающими проявления тех или иных личностных особенностей и ранних неадаптивных схем личности. Результатом исследования стало описание типов переживания одиночества в контексте психического здоровья и психологической культуры студентов.