Научная статья на тему 'Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов: концепция построения методики'

Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов: концепция построения методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / DIGITAL LEARNING RESOURCES / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES / FORMATION OF WILLINGNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракозов С. Д., Бакланова Г. А.

В работе рассматриваются основные положения концепции построения методики формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO USE DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES: THE CONCEPT OF METHOD OF CONSTRUCTION

This paper examines the main provisions of the concept of building methods of forming the future readiness of primary school teachers to use digital educational resources.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов: концепция построения методики»

5. Konopkin, O.A. Stilevihe osobennosti samoregulyacii deyateljnosti / O.A. Konopkin, V.I. Morosanova // Voprosih psikhologii. - 1989. - № 5.

6. Lyusin, D.V. Novaya metodika dlya izmereniya ehmocionaljnogo intellekta: oprosnik EhmIn // Psikhologicheskaya diagnostika. - 2006. - № 4.

7. Petrovskaya, A.S. Ehmocionaljnihyj intellekt kak determinanta rezuljtativnihkh parametrov i processualjnihkh kharakteristik upravlencheskoyj deyateljnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., - 2007.

Статья поступила в редакцию 15.12.11

УДК 378

Karakozov S.D., Baklanova G.A. FORMATION OF READINESS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO

USE DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES: THE CONCEPT OF METHOD OF CONSTRUCTION. This paper examines the main provisions of the concept of building methods of forming the future readiness of primary school teachers to use digital educational resources.

Key words: informatization of education, digital learning resources, readiness for professional activities, formation of willingness.

С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: ksd@uni-altai.ru; Г.А. Бакланова, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: bgalla@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИКИ

В работе рассматриваются основные положения концепции построения методики формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: информатизация образования, цифровые образовательные ресурсы, готовность к профессиональной деятельности, формирование готовности.

Современное образование характеризуется активным использованием информационно-коммуникационных технологий и различных устройств на их базе, обеспечивающих доступ к глобальным ресурсам сети Интернет; применением цифровых средств образовательного назначения, реализованных на базе технологий обработки аудиовизуальной информации и информационного взаимодействия; проведением компьютерной диагностики и пр. Актуальным продолжает оставаться создание новых средств обучения, предназначенных для организации работы обучаемых в единой распределенной информационно-образовательной среде и способствующих повышению качества обучения. Следует при этом отметить, что к настоящему времени накоплен значительный объем современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), обладающих высокой интерактивностью, наглядностью представления разнообразной учебной информации, возможностью осуществления объективной проверки знаний и пр.

Учителю начальных классов, в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов, необходимо быть готовым к применению в профессиональной деятельности цифровых образовательных ресурсов. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением [1].

Полноценное решение задач информатизации школы невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию подготовки будущих учителей, без обучения их методам работы с современными коллекциями ЦОР, методике педагогического проектирования учебного процесса на основе использования ЦОР при проведении конкретного урока и организации внеклассной деятельности учащихся.

В настоящее время осуществляется переход на третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО 2011 г.) в котором требования к результатам освоения основных образовательных программ сформулированы в виде компетенций. При этом, часть этих компетенций прямо связана с информационной деятельностью педагога. Например,

• общекультурные компетенции: готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

• профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) [2].

Представим основные положения концепции построения методики обучения, направленного на формирование у будущего учителя начальных классов готовности к использованию ЦОР, выделенные нами в процессе проведенного исследования.

В основе концепции построения методики формирования у будущего учителя начальных классов готовности к использованию ЦОР лежит понимание:

- готовности к профессиональной деятельности как интег-ративного образования личности, выступающего как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение трех компонентов: психологического, научно-теоретического и операционно-технологи-ческого, определяющих способность решать профессиональные задачи [3];

- профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального жизненного опыта, ценностей и наклонностей [4, с. 8];

- связь готовности и компетентности состоит в следующем: профессиональная компетентность специалиста понимается как готовность к эффективной профессиональной деятельности в условиях неопределенности (неполной информации), а профессиональная готовность рассматривается как начальный уровень профессиональной компетентности на этапе ее формирования и становления [5].

Основные подходы в обучении, направленном на формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию ЦОР:

- деятельностный подход, основанный на организации обучения студентов в предельном сближении учебной деятельности и деятельности по решению профессиональных задач [6];

- компетентностный подход как система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развития универсальных способностей учащегося, при этом обязательным являются: соответствие социально-культурным потребностям общества; ориентация на возрастные особенности учащихся; ориентация на развитие мотивационно-лич-ностной сферы.

Для формирования у будущего учителя начальных классов готовности к использованию ЦОР основными методами обучения являются: метод проектов и метод целесообразно подобранных задач. Поясним наш выбор. В настоящее время проектное обучение стало одним из способов развития компетентностей. Метод проектов, согласно Е.С. Полат [7], способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Применение метода целесообразно подобранных задач [8], в процессе формирования готовности у будущего учителя начальных классов к использованию ЦОР, позволяет использовать задачи для: овладения теоретическим материалом (задача - теоретические знания - задача); иллюстрации и закрепления теоретического материала (теоретические знания - задача - теоретические знания).

Наряду с базовыми методами: целесообразно подобранных задач и проектов, возможно использование и традиционных методов, как общедидактических, так и частно-дидактических [9].

В процессе формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов широко применяются групповые и индивидуальные формы организации обучения студентов в процессе работы над проектом или при решении учебных педагогических задач. Используются такие традиционные формы обучения, как лекции, практические занятия, лабораторные работы, консультации. На лекциях рассматриваются общетеоретические вопросы, фундаментальные идеи и концепции в области использования ЦОР, а так же происходит демонстрация различных видов ЦОР На практических занятиях осуществляется конкретизация теоретических положений, на основе использования различной литературы, в том числе представленной на цифровых носителях и полученной через поисковые системы сети Интернет; разрабатываются конспекты уроков для начальной школы с применение ЦОР. На лабораторных занятиях проводится анализ школьной практики

Библиографический список

по использованию ЦОР для младших школьников, демонстрируется применение различных видов ЦОР в учебно-воспитательном процессе начальной школы. При проведении индивидуальных консультаций рассматриваются затруднения, возникшие у студента в процессе образовательной деятельности в области использования или создания ЦОР Для проверки и оценки знаний и умений в процессе самостоятельного решения задач различного характера и уровня сложности необходимо применение различных видов контроля, в том числе и электронных тестов.

При отборе дидактических и технических средств обучения особое внимание следует уделить тому, как эти средства помогают организовать деятельность обучаемых. Различные виды цифровых образовательных ресурсов являются главными средствами в формировании готовности будущего учителя начальных классов к использованию ЦОР Студенты должны активно работать с электронными учебниками, учебно-методическими пособиями, задачниками, энциклопедиями, тренажерами. На этапах контроля усвоения студентами учебного материалы обязательно применение электронных тестов.

Мы выделяем следующие направления по формированию у будущих учителей начальных классов готовности к использованию ЦоР:

1. Изучение дисциплин различных блоков ГОС ВПО, в том числе дисциплин и курсов по выбору, устанавливаемых вузом.

2. Выполнение студентами специальных видов работ.

Подробно содержание каждого направления раскрыто в работе [10].

Формирование у будущего учителя начальных классов готовности к использованию ЦОР представляет собой целенаправленный процесс, осуществляемый поэтапно. На каждом этапе он строится через овладения опытом решения разных групп профессиональных задач (разного уровня). Нами выделяются следующие этапы формирования готовности будущего учителя начальных классов к применению ЦОР:

4. первый этап - формирование представлений о решении профессиональных задач учителя начальной школы при помощи ЦОР;

5. второй этап - приобретение опыта решения профессиональных задач учителя начальной школы при помощи ЦОР на основе общепрофессионального содержания;

6. третий этап - совершенствование опыта решения профессиональных задач учителя начальной школы при помощи ЦОР в ходе изучения методических дисциплин.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (20092011 гг.)» проект № 3.1.2/13660 «Сетевой многоуровневый профессионально-образовательный кластер непрерывного педагогического образования».

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785. - М., 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль подготовки: «Начальное образование») [Э/р]. - Р/д: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_09/prm788-1 .pdf

3. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. -СПб., 2004.

5. Рыжова, Н.И. Профессиональная готовность специалиста экономического профиля к информационно-аналитической деятельности: критерии и методика их использования / Н.И. Рыжова, В.И.Фомин // Мир науки, культуры, образования. - 2009.- № 3 (15).

6. Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2005.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М., 2001.

8. Лаптев, В.В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики: монография / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий. - СПб., 2003.

9. Бакланова, Г.А. Методы формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов // Информация и образование: границы коммуникаций INFO11: сб. науч. трудов. - Горно-Алтайск, 2011. - № 3 (11).

10. Бакланова, Г.А. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов: структура и направления // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya // Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya utverzhden Prikazom Minobrnauki Rossii 06.10.2009, zaregistrirovan v Minyuste Rossii 22.12.2009, reg. № 17785. - M., 2010.

2. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (profilj podgotovki: «Nachaljnoe obrazovanie») [Eh/r]. - R/d: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/ prm788-1 .pdf

3. Slastenin, V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoyj shkolih v processe professionaljnoyj podgotovki. - M., 1976.

4. Kompetentnostnihyj podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya / pod red. V.A. Kozihreva i N.F. Radionovoyj. -SPb., 2004.

5. Rihzhova, N.I. Professionaljnaya gotovnostj specialista ehkonomicheskogo profilya k informacionno-analiticheskoyj deyateljnosti: kriterii i metodika ikh ispoljzovaniya / N.I. Rihzhova, V.I.Fomin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009.- № 3 (15).

6. Karakozov, S.D. Razvitie predmetnoyj podgotovki uchiteleyj informatiki v kontekste informatizacii obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. -Barnaul, 2005.

7. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemih povihsh. kvalif. ped. kadrov / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov. - M., 2001.

8. Laptev, V.V. Metodicheskaya teoriya obucheniya informatike: aspektih fundamentaljnoyj podgotovki buduthikh uchiteleyj informatiki: monografiya / V.V. Laptev, N.I. Rihzhova, M.V. Shveckiyj. - SPb., 2003.

9. Baklanova, G.A. Metodih formirovaniya gotovnosti buduthego uchitelya nachaljnihkh klassov k ispoljzovaniyu cifrovihkh obrazovateljnihkh resursov // Informaciya i obrazovanie: granicih kommunikaciyj INFO11: sb. nauch. trudov. - Gorno-Altayjsk, 2011. - № 3 (11).

10. Baklanova, G.A. Formirovanie gotovnosti buduthego uchitelya nachaljnihkh klassov k ispoljzovaniyu cifrovihkh obrazovateljnihkh resursov: struktura i napravleniya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 3.

Статья поступила в редакцию 15.12.11

УДК 378.147.88

Kalachev G.A, Bokova O.A., Kulikova L.G., Sevilgaev G.F. FORMATION OF READINESS TEACHERS TO SCIENTIFIC RESEARCH AT THE BASIS OF HUMANITARIAN AND PERSONAL INTERACTION WITH STUDENTS. This article describes the results of the study the level of preparedness for future teachers to practice-oriented research work, as well as their professional values and the degree of directional categorical system for research activities, expressed the degree of adoption of non-legislative values (humane) approach and identified levels of formed antropoorientirovannyh professional skills of teachers.

Key words: research activity, readiness, how humane and personal interaction, values, non-prescriptive (humane) approach, the level of professional values, anthropological skills.

Г.А. Калачев, д-р мед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: gak@uni-altai.ru; О.А. Бокова, канд. психол. наук,

доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: olgbokova7@mail.ru; Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул,

E-mail: nir-klg@uni-altai.ru; Г.Ф. Севильгаев, д-р пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: nir-klg@uni-altai.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ

В данной статье рассмотрены результаты исследования уровня готовности будущих учителей к практико-ориенти-рованной научно-исследовательской работе, а также их профессиональные ценностей и степень направленности категориального аппарата на научно-исследовательскую деятельность, выраженного степенью принятия ценностей недирективного (гуманного) подхода, а также выделены уровни сформированности антропоориентированных профессиональных умений учителей.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность, способы гуманно-личностного взаимодействия, ценности, недирективный (гуманный) подход, уровень профессиональных ценностей, антропологические умения.

На современном этапе развития образования научно-исследовательская деятельность педагога рассматривается как один из показателей профессиональной компетентности. Данное мнение отражено в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Также этот аспект профессиональной деятельности рассматривается в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий», в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» и других документах федерального и регионального уровней.

Важность решения исследовательских задач в процессе педагогической деятельности высказывалась многими учеными и педагогами (И.Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.).

Анализ официальных требований к современным учителям показал, что они должны быть готовы к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся; способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда, а также анализировать объекты педагогической действительности как целостные явления, сопоставлять цели преподавания учебного предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учета интегра-тивных изменений в работе педагога.

С нашей точки зрения [1; 2], учитель осуществляет исследовательскую деятельность при решении следующих задач:

- анализ ситуации обучения или воспитания, их конкретных целей и задач, при необходимости - выделение проблемы и поиск способов ее решения;

- стратегическое и тактическое планирование работы с обучающимися;

- оценка степени эффективности реализуемых технологий, методов и приемов (в том числе выбранных для разрешения конкретной педагогической проблемы, ситуации или исследовательской задачи);

- сбор и анализ информации о воспитанниках, учениках, их родителях, образовательном и социальном пространстве;

- поиск средств активизации познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся;

- разработка и внедрение в образовательный процесс инноваций.

Вместе с тем, решение данных задач, по нашему мнению, возможно при наличии сформированных компонентов гуманно-личностного взаимодействия учителя и учащихся. Эффективность опытно-экспериментальной работы может быть оценена с помощью критериев, которые складываются из объективных и субъективных показателей. Объективными показателями готовности будущего учителя к научно-исследовательской деятельности являются способы гуманно-личностного взаимодействия, субъективными показателями - профессиональная ориентация будущего учителя на ценности недирективного (гуманного) подхода в образовании.

В исследовании приняли участия 246 студентов АлтГПА: филологический факультет (ФФ) - 55 человек; лингвистический институт (ЛИИН) - 49 человек; институт психологии и педагогики (ИПиП) - 53 человека; институт физико-математического обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.