Научная статья на тему 'Модернизация системы среднего специального профессионального образования: проблемы и перспективы'

Модернизация системы среднего специального профессионального образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / среднее специальное профессиональное образования / рынок труда / работодатель / integration / secondary vocational education / the labor market / the employer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжаев А. А., Сагатова М. А.

Интеграционные процессы являются важнейшей характеристикой современного этапа развития непрерывного профессионального образования. Эти процессы отражают как содержательно-структурные изменения внутри собственно системы образования, так и процессы взаимодействия учреждений профессионального образования и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Integration processes are an essential characteristic of the modern stage of development of continuing professional education. These processes reflect as meaningful-structural changes in the education system and the processes of interaction of institutions of vocational education and the labour market.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы среднего специального профессионального образования: проблемы и перспективы»

v.

Ходжаев А.А.,

доктор технических наук, профессор, заместитель директора Центра развития высшего и среднего специального профессионального развития; Сагатова М.А.,

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией «Внедрение содержания качества в образование» Центра развития высшего и среднего специального профессионального развития

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ХОДЖАЕВ А.А., САГАТОВА М.А. УРТА МАХСУС КАСБИЙ ТАЪЛИМ ТИЗИМИНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ: МУАММОЛАР ВА ИСТИЦБОЛЛАР

Интеграциялашув жараёнлари узлуксиз касбий таълим ривожланиши замонавий даврининг мух,им хусусияти деб х,исобланади. Мазкур жараёнлар нафакат тизим ичидаги мазмун ва тузил-мавий узгаришларни, балки касбий таълим муассасалари ва мех,нат бозорининг узаро х,аракат килиш жараёнларини акс эттиради.

Таянч суз ва тушунчалар: интеграциялашув, урта махсус касбий таълим, мех,нат бозори, иш берувчи.

ХОДЖАЕВ А.А., САГАТОВА М.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Интеграционные процессы являются важнейшей характеристикой современного этапа развития непрерывного профессионального образования. Эти процессы отражают как содержательно-структурные изменения внутри собственно системы образования, так и процессы взаимодействия учреждений профессионального образования и рынка труда.

Ключевые слова и понятия: интеграция, среднее специальное профессиональное образования, рынок труда, работодатель.

XODJAEV A.A, SAGATOVA M.A. MODERNIZATION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Integration processes are an essential characteristic of the modern stage of development of continuing professional education. These processes reflect as meaningful-structural changes in the education system and the processes of interaction of institutions of vocational education and the labour market.

Keywords: integration, secondary vocational education, the labor market, the employer.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Комплексный характер интеграции в профессиональном образовании определяется интенсивным развитием взаимопроникающих процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни. Сегодня особенно важно изучение тех аспектов интеграции, которые, с одной стороны, характеризуют объединительные процессы внутри системы профессионального образования (внутренний аспект интеграции), а с другой -выводят на осмысление роли и места образования в сложной системе социальных взаимосвязей, включая интеграцию образования и производства (внешний аспект интеграции).

Именно такой комплексный подход позволит обеспечить становление системной целостности в профессиональной подготовке специалистов различных уровней квалификации, ориентированных на рынок труда.

Реализация основных направлений государственной политики Республики Узбекистан в сфере образования, сформулированных в таких важных нормативных документах как Закон Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, требуют:

- расширения сети новых типов образовательных учреждений;

- разработки и установления целевых ориентиров развития системы образования;

- формирования сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы;

- развития интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

- становления системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

- формирования национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан;

- обновления государственных образовательных стандартов и модернизацию про-

грамм обучения всех уровней на базе квалификационных требований.

Поэтому актуальной становится задача подготовки специалистов на базе активного содействия государства и внедрения инновационных методов обучения. Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой - обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.

В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Но опережающее развитие - это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и существенное изменение качества образования.

Модификация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Этого возможно достичь путем перехода учебных заведений среднего специального профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения.

Надлежит отметить, что развитие среднего специального профессионального образования с учетом меняющихся роли, места и функций рабочих кадров, тормозится отдельными проблемами:

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Ч.

- недостаточной результативностью управления учреждениями среднего профессионального образования;

- нарушением традиционных связей образовательных учреждений с предприятиями;

- устареванием материальной базы учебных заведений;

- затрудненным подбором баз для производственной практики студентов;

- невозможностью обеспечить в полном объеме подготовку кадров нужной квалификации;

- отсутствием пополнения учебных заведений руководителями и преподавателями, обладающими опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях.

Поэтому эффективность подготовки кадров в учебных заведениях среднего специального профессионального образования (ССПО) не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей.

С учетом отмеченных проблем необходимо наметить главные направления формирования эффективной системы подготовки специалистов:

1) развитие сети подведомственных учреждений, цель которых - обеспечение интеграции учебных заведений разных уровней путем их укрупнения и объединения в комплексы для увеличения круга услуг при подготовки кадров, повышения качества образования по разным направлениям, ступеням и формам;

2) развитие учебно-материальной базы;

3) совершенствование организационных и экономических механизмов деятельности образовательных учреждений;

4) обеспечение образовательных учреждений кадрами;

5) развитие социального партнерства с предприятиями.

Важным аспектом инновационного развития среднего специального профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой. Это является фактором адекватности результатов системы среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работода-

телей, обеспечения связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.

Современный подход подготовки студентов среднего специального профессионального образования вызывает необходимость участие работодателей в разработке рабочих учебных планов, программ и дисциплин учебных заведений среднего специального профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу.

Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей, как основных заказчиков специалистов, заключать договора между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.

Таким образом, принимаемые мероприятия по модернизации среднего специального профессионального образования в современных социально-экономических условиях призваны не только решать задачи по улучшению профессиональной подготовки молодежи, но и качественно ее совершенствовать.

Выпускник системы среднего специального профессионального образования должен вла-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

деть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним. В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации.

Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Понятие качества образования является многомерным. Следует отметить, что качество образования имеет сложную динамику развития, которая определена как модификациями в деятельности учебных заведений, так и изменением окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.

Качество образования - это, прежде всего, совокупность качеств составных частей всей образовательной системы. В этой связи следует отметить, что система обеспечения качества - средства и технологии, применяемые для формирования условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает требуемым обществом нормативам, стандартам.

Таким образом, в системе обеспечения качества среднего специального профессионального образования можно отметить следующие аспекты:

1) политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качества;

Первый аспект обеспечения качества образования - государственная политика в области среднего специального профессионального образования - нашла отражение в таких важных нормативных документах как Закон Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров. В этих документах задача повышения качества образования поставлена во всей её полноте и значимости.

2) установлены и признаны обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;

3) объективные условия, содействующие достижению заданного качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры учебных заведений ССПО;

4) инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;

5) механизмы и инструменты управления и самоуправления колледжами с позиций качества.

Третий, четвёртый и пятый аспекты обеспечения качества образования - объективные условия организации образовательного процесса в учебных заведениях, технологии, методы оценки качества, механизмы и инструменты управления и самоуправления - находятся в тесной взаимосвязи, выступают как многоаспектная подсистема и характеризуют качество деятельности каждого учебного заведения и системы в целом.

Качество деятельности колледжа напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:

- учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий;

- обеспечености кадрами;

- инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.

Современный подход обучения дает возможность укрепления взаимодействия учреждений среднего и высшего профессионального образования в решении актуальных учебно-методических проблем, в том числе в обеспечении преемственности содержания и форм организации учебного процесса, разработке сопряжённых учебных планов и учебных программ в рамках непрерывного профессионального образования. Методические объединения преподавателей колледжей включаются в состав научно-методических

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Ч.

советов высших образовательных учреждений для совместной работы.

Первостепенными задачами, которые стоят сегодня перед системой ССПО, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире. Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного человека тем, что считает своё образование недостаточным и прилагает усилия к дальнейшему повышению своего образовательного уровня.

Управление качеством в рамках ССПО направлено на реализацию единой государственной политики в области образования, сохранение единого образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении образования, соответствующего требованиям, установленным государственными образовательными стандартами.

Сотрудники колледжей считают, что усилия инженерно -педагогического коллектива следует сосредоточить на следующих задачах:

1) создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнёров в решении проблем среднего специального профессионального образования;

2) выработка механизма осуществления контрактной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учреждениях ССПО на основе заказов производственных предприятий;

3) совершенствование договорной производственной (профессиональной) практики между работодателями и учебными заведениями;

4) разработка механизма взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей образовательной школой;

5) реализация программ обучения, соединяющих различные формы обучения с непрерывными стажировками на предприятиях;

6) разработка стандартов минимального материально-технического оснащения профессий и специальностей;

7) разработка системы мер по повышению привлекательности системы среднего профессионального образования для потенциальных инвесторов.

Формирование и развитие современных систем управления качеством образования выступает центральной задачей колледжа. Такие системы способны обеспечить руководителей информацией о состоянии разных сторон деятельности учебного заведения. Такая информация необходима для избрания оптимальной схемы построения образовательного процесса, анализа, принятия решений, выработки и реализации мер по наиболее важным позициям, как в текущей деятельности, так и в перспективном развитии образовательного учреждения, действующего в непрерывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, общества в целом.

Литература:

1. Иноятов У.И. Теоретические и организационно-методические основы управления контроля качества образования в профессиональном колледже: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Т., 2003.

2. Муслимов Н.А., Шарипов Ш.С., Куйсинов О.А. Урта махсус, касб-х,унар ва олий таъ-лим интеграцияси. Методик кулланма. - Т.: Низомий номидаги ТДПУ, 2006.

3. Рашидов Х.Ф. Теоретико-методологические и социально-педагогические основы развития среднего специального, профессионального образования в Узбекистане: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Т., 2005.

4. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Управление качеством образования. - Т., 2004.

5. http://www.istedod.uz/

6. http://www.pedagog.uz/

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.