УДК 36+378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
© Андрей Александрович Полханов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,
e-mail: nataliia79@mail.ru
В статье раскрыты педагогические условия результативности технологии вузовского обучения социальных работников правовому просвещению как одному из направлений профессиональной деятельности и социального образования.
Ключевые слова: правовое просвещение; социальная работа; социальное образование; технология вузовского обучения.
Проблема качества вузовской подготовки кадров социальной сферы имеет стратегическое значение для решения многих общественно-политических, социально-экономических, социокультурных задач страны. В современных условиях повышение результативности вузовского обучения социальных работников взаимосвязано с проектированием новых образовательных технологий.
Специалист социальной работы - проводник позитивных социальных изменений, он призван профессионально решать социальные проблемы и предупреждать их появления. Правовое просвещение населения -это важное направление превентивной деятельности социальных работников, позволяющее уменьшить социальную напряженность, стабилизировать позитивные начинания, интенсифицировать социальный прогресс, повысить правовую информированность клиентов социальных служб.
Правовое просвещение как компонент социальной работы и непрерывного социального образования направлено на содействие в социализации и/или ресоциализации кли-
ента (человека, семьи, группы, общины) средствами повышения его правовой информированности, приобщения к правовой культуре. Результатом данного просвещения являются активизация потенциала собственных возможностей клиента в решении проблем социально-правового характера и гармонизация отношений в социуме.
Социальной практикой востребовано усиление внимания к технологиям вузовского обучения, нацеленным на формирование правовой компетентности будущих социальных работников. Одной из составляющих данной компетентности является компетенция в области правового просвещения населения. Считаем, что технологии вузовского обучения будущего социального работника правовому просвещению нацелены на формирование компетентности в данной области.
В.И. Андреев рассматривает педагогическую технологию как систему проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспита-
ния, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в т. ч. при последующем воспроизведении и тиражировании [1].
Педагогическая технология - это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания.
Подход М.В. Кларина [2] послужил основой для технологизации процесса формирования компетентности студента - будущего специалиста социальной работы в правовом просвещении, а технология определена как совокупность методов, обеспечивающих цель совместной педагогической деятельности и деятельности студента.
На основе концепции дидактического проектирования подготовки специалистов социальной работы в вузе [3] была спроектирована технология вузовского обучения специалиста социальной работы правовому просвещению, интегрирующая потенциал учебных дисциплин по блоку общепрофессиональных, специальных дисциплин, дисциплин по выбору, дисциплин специализации, учебной и производственной практики студентов.
В ходе исследования были выявлены педагогические условия реализации технологии вузовского обучения будущего социального работника правовому просвещению населения, ими являются: осуществление диагностики компетентности студентов в области правового просвещения; разработка вариативных компонентов содержания обучения, повышающих уровень социально-правовой и социально-педагогической компетентности; внедрение активных методов обучения и применение индивидуального и коллективного социально-правового проектирования.
Первое условие - осуществление диагностики компетентности студентов в области правового просвещения.
Педагогическая диагностика позволяет выявить тенденции изменения показателей изучаемых процессов, явлений. В этом случае получаемая в ходе диагностики информация будет иметь прогностическое значение. Повышение прогностичности педагогической информации достигается за счет со-
ответствия требованиям. Педагогическая информация должна носить нормативнопоисковый характер; способствовать развитию педагогического прогнозирования у всех участников образовательной деятельности; иметь опережающий характер педагогического влияния на процессы и явления образовательной действительности. Гарантированный результат проектируемой нами технологии вузовского обучения - это сформи-рованность компетентности будущего специалиста социальной работы в правовом просвещении населения.
Изучение сущности, содержания, структуры и особенностей профессиональной компетентности специалиста по социальной работе позволило сделать вывод о том, что правовая компетентность является ее подструктурой.
С.В. Гурин считает, что личность со сформированной правовой компетентностью должна иметь систематические знания по основам права и быть способна самоопределяться и самореализовываться в типовых правовых ситуациях, определять собственную позицию на основе принципа неразрывности прав и обязанностей; специалист любого профиля должен иметь систематические фундаментальные знания по общим и профильным разделам права, быть способным определять адекватные модели поведения и/или принимать решения в типовых и нестандартных правовых ситуациях; иметь глубокие системно-организованные знания по общим и профильным разделам права (на профессиональном уровне), быть способным к применению правовых норм в сложных неоднозначных правовых ситуациях и быть способным к законотворческой деятельности [4].
К числу основных диагностических методов, которые эффективно применялись в ходе оценки уровня сформированности у студентов компетентности в области правового просвещения, относятся: наблюдение, опрос (интервью, анкетирование), экспертная оценка, тесты достижений. Практика показала, что в ходе педагогической диагностики компетентности наиболее целесообразен метод оценки продуктов деятельности студентов (курсовые, дипломные работы, отзывы о студенческой практике, презентации, творческие работы и др.).
Второе условие - разработка вариативных компонентов содержания обучения, повышающих уровень социально-правовой и социально-педагогической компетентности студентов.
Содержательная составляющая спроектированной технологии включает инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть соответствует Государственному и вузовскому стандартам профессионального образования, вариативная разрабатывается с учетом специфики компетентности в области правового просвещения и индивидуальных интересов студента, приобретенного им ранее знания, практического субъектного опыта в социально-правовой деятельности, а также с учетом специфики научных интересов и возможностей преподавателей, ресурсов кафедры, потребностей социальных служб и региона.
В своей профессиональной деятельности социальные работники решают практические задачи по оказанию социально-правовой помощи, защиты и поддержки различных слоев населения, следовательно, в структуре профессиональной компетентности данного специалиста следует выделить социальноправовую компетентность.
Социально-правовая компетентность
складывается из компонентов: диагностикопрогностического, организационно-управ-
ленческого, превентивного, правовоспитательного, консультативного, правозащитного. В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы, содержание данных компонентов должно находить свое отражение в содержании обучения будущего социального работника.
На наш взгляд, в этой структуре отдельно должен быть выделен компонент правового просвещения, т. к. социальное неблагополучие клиента усугубляется низким уровнем правовой культуры, правовой грамотности. Проблема реализации социальных гарантий напрямую зависит от знаний и умений ориентироваться в законодательной базе. Правовая грамотность населения становится важным инструментом для реализации своих прав и возможностей.
В нашем понимании, правовое просвещение - это процесс по распространению
правовой культуры среди различных возрастных и социальных групп населения, способствует усилению способности к социальному функционированию человека.
Согласны с позицией В.А. Никитина о том, что «в широком смысле социальная работа обозначает социальную деятельность общества по обеспечению социализации человека. В узком смысле предметом социальной работы является ресоциализация человека, оказание помощи и создание условий для восстановления способности к социальному функционированию» [5].
Социализация - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации.
Сутью правового просвещения является процесс распространения правовых знаний, идей, ценностей, который служит росту общей правовой культуры личности и общества. Главная его цель - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий.
Правовое просвещение должно быть нацелено на освоение навыков использования прав и свобод, умелого сочетания прав и обязанностей, ответственности перед другими, воспитание правовой культуры.
Проведенное исследование показало, что особенно востребовано правовое просвещение как направление социальной работы среди подростков, молодежи, пожилых.
В ходе правового просвещения, с одной стороны, клиент усваивает определенные знания за счет активизации собственной деятельности, с другой - специалист социальной работы предварительно проектирует модель решения социально-правовой проблемы и управляет процессом ее решения, контролирует качество и ход решения проблемы.
Вариативный компонент проектируется с учетом личностного, социального и технологического модулей дисциплин и сквозных направлений вузовской социально-правовой и социально-педагогической подготовки: теоретическое обучение, организация учебно-профессиональной деятельности студентов и практическое обучение, обеспечивающие формирование социально-правовой и
социально-педагогической компетентности студента.
К вариантным компонентам содержания вузовского обучения можно отнести программы учебных курсов в рамках регионального компонента, дисциплины по выбору, факультативы, блоки и разделы учебных предметов инвариантного компонента образовательной программы подготовки специалиста, бакалавра, магистра.
В ходе исследовательской деятельности разработана программа учебной дисциплины по выбору «Организация правового просвещения населения», цель которой сформировать у студентов компетентность в вопросе организации правового просвещения различных категорий населения. Задачи курса: обеспечить студента знаниями об уровнях, направлениях, субъектах, этапах, формах, нормативно-правовой базе организации правового просвещения различных категорий клиентов социальных служб, организаций, учреждений; сформировать готовность к разработке проектов, направленных на оказание социально-правового просвещения в конкретных условиях.
Также разработаны и внедрены в учебную дисциплину «Педагогика», входящую в стандарт ВПО по специальности «Социальная работа», раздел «Правовое просвещение родителей», темы «Информационно-правовые проекты для молодых родителей», «Правовое сопровождение неполной семьи», «Правовой патронаж дисфункциональной семьи» и др.
Результаты выходной диагностики, отзывы с баз практики показывают повышение уровня социально-правовой и социальнопедагогической компетентности студентов, изучающих данные предметы.
Третье условие - внедрение активных методов обучения и применение индивидуального и коллективного социально-правового проектирования.
Активные методы обучения позволяют не только повысить степень усвоения материала, но и способствуют развитию творческого мышления, качественно меняют процесс обучения, повышают заинтересованность и творческую активность участников, обеспечивают сильное эмоциональное воздействие. Это позволяет повысить уровень
сформированности компетентности студентов в области правового просвещения.
В процессе занятий с использованием активных методов обучения применялись различные техники: разбор конкретных ситуаций, а также учебно-практический обмен опытом, формирование и развитие социально-психологических качеств, ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка), активное и самостоятельное исследование своего индивидуального стиля, принятие решения, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод деловых игр, метод дискуссии. Например, при игровом проектировании участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом, результаты сравнивают в условиях презентации каждого проекта на межгруппо-вой презентации, а затем обсуждают разработанные инновации.
С одной стороны, активное обучение дает студентам реальный опыт работы с фактическими проблемами и помогает приобрести навыки проблемного анализа, прогнозирования и планирования. С другой стороны, практика свидетельствует, что именно работа в группе по анализу ситуации позволяет обучаемым усвоить знания и приобрести навыки и умения практического решения сложной задачи, видеть разнообразные возможности и подходы к решению социально-правовых проблем.
В разработанной технологии особое значение имеет метод проектов. Студенческие проекты - это не только итоговые индивидуальные задания, в результате которых предоставляется возможность производить обобщенную оценку компетентности, но коллективная деятельность, дающая возможность приобрести субъектный опыт в организации правового просвещения.
Защита студенческих проектов проводится в разных дидактических формах: конференция, деловая игра, мастерская, лаборатория социальных служб, главное - создается творческая атмосфера, позволяющая студенту стать компетентным.
Опытно-экспериментальная работа показала, что организация в вузе данных педагогических условий будет способствовать эффективному формированию компетентности будущего социального работника в области правового просвещения населения.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
3. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004.
4. Гурин С.В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебновоспитательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2004.
5. Никитин В.А. Социальная работа как специфический вид социальной деятельности // СОТИС. 2008. № 3. С. 6-11.
Поступила в редакцию 13.01.2011 г.
UDC36+378
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF RESULT OF TECHNOLOGY OF UNIVERSITY EDUCATION OF FUTURE SOCIAL WORKER TO LAW AWARENESS
Andrey Aleksandrovich Polkhanov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: nataliia79@mail.ru
The article reveals the pedagogical conditions for the effectiveness of technology of university education of social workers to law awareness as one of directions of professional activity and social education.
Key words: law awareness; social work; social education; technology of university education.