УДК 362.7
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МОЛОДЕЖЬЮ
© Наталья Владимировна Гарашкина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected] © Наталия Викторовна Милютина Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,
e-mail: [email protected]
В статье представлена дидактическая модель формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью, раскрыты ее структурные и содержательные характеристики. Показаны пути практической реализации модели в вузовской подготовке социального работника.
Ключевые слова: дидактическая модель; формирование готовности будущего социального работника; вузовская подготовка социального работника.
Готовность к организации проектной деятельности с молодежью рассматривается как компонент вузовской подготовки будущего социального работника к профессиональной деятельности. Процесс формирования данного вида готовности можно рассмотреть в рамках проектирования инновационных технологий профессиональной подготовки, которые позволяют студенту самостоятельно добывать новые знания, приобретать опыт и актуализировать имеющийся, становясь субъектом образования [1].
Становление социального работника как профессионала предполагает предваритель-
ное создание некоего образа, идеального построения профессиональной модели, выступающей своеобразным ориентиром в процессе формирования готовности к организации проектной деятельности с молодежью, следовательно, необходимо разработать модель, которая будет базироваться на выделенных в ходе исследования компонентах готовности: мотивационном, когнитивном и деятельностном.
Модель формирования готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности, с одной стороны, должна соответствовать целям высшего
профессионального образования и с другой -задавать направление интегрирования процесса профессиональной подготовки будущих социальных работников и формировать у них готовность к организации проектной деятельности с молодежью.
Разработанная модель представляет собой взаимосвязанную совокупность ее элементов, структурированных в целостную систему.
Основополагающими факторами, определяющими моделирование рассматриваемой системы, являются: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 04.01.01 - «Социальная работа»; учебный план по специальности «Социальная работа»; требования работодателей к уровню готовности выпускников к профессиональной деятельности, а также квалификационные требования к выпускнику по специальности «Социальная работа», обусловленные социальным заказом.
Структура модели представлена матричной схемой. По вертикали выделены компоненты готовности к организации проектной деятельности с молодежью: мотивационный, когнитивный, деятельностный, а по горизонтали - составляющие модели, которые объединены в более крупные блоки: целевой, проектировочный, реализующий и оценочнорезультативный, которые и определяют процесс формирования данного вида готовности (схематичное изображение модели представлено на рис. 1.
Охарактеризуем содержание каждого из выделенных блоков модели.
Целевой блок представлен единством цели и задач. Цель рассматривается как предвосхищение изменения будущего социального работника в результате формирования компонентов готовности к организации проектной деятельности с молодежью. Целевая направленность процесса формирования готовности разворачивается через совокупность задач. В каждом компоненте готовности к организации проектной деятельности с молодежью (мотивационном, когнитивном, деятельностном) выделены приоритетные задачи формирования: направленность на организацию проектной деятельности с молодежью, интеграция методологических и теоретических знаний по организации проектной
деятельности с молодежью и овладение умениями, необходимыми для организации проектной деятельности с молодежью. В целом эти задачи направлены на общую цель - формирование готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью.
В проектировочный блок модели входят условия и этапы формирования готовности. Для успешного функционирования модели необходимо определить педагогические условия, способствующие эффективности ее функционирования и спроектировать этапы реализации в процессе вузовской подготовки будущего социального работника.
В ходе исследования было выявлено, что среди педагогических условий, способствующих эффективному формированию готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью, можно выделить: дидактическое обеспечение процесса формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью, педагогическую поддержку личностной мотивации к организации проектной деятельности с молодежью, а также включенность будущего социального работника в индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Формирование готовности к организации проектной деятельности предполагает последовательную этапную организацию образовательного процесса. При разработке модели было выделено 3 этапа: подготовительноознакомительный, содержательно-процес-
суальный и коррекционно-аналитический. Основная работа на подготовительно-ознакомительном этапе предполагает создание положительного отношения будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью. Таким образом, происходит выявление студентами смысла и особенностей проектной деятельности, осознание личностных и социальных целей, которые проявляются в направленности на решение не только конкретных проблем молодежи, но главное - на развитие личности самого социального работника. Второй этап, содержательно-процессуальный, направлен на непосредственное знакомство с теорией и методикой организации проектной деятельности с молодежью, развитие умений и навыков
организации проектной деятельности. На коррекционно-аналитическом этапе происходит обоснование результатов проведенной работы и определяются перспективы дальнейшей вузовской подготовки будущих социальных работников в данном направлении.
Реализующий блок модели представлен направлениями работы по формированию готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью. Формирование готовности является сложным и длительным процессом, по-
этому реализацию модели целесообразно начинать с 3 года обучения. Процессу формирования готовности будет способствовать содержание дидактического процесса, а также оптимальные для формируемой готовности способы, средства и организационные формы. Таким образом, в качестве направлений реализации процесса формирования готовности были определены: использование потенциала общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана специальности «Социальная работа», которые спо-
Целевой блок Цель: формирование готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью (ОПДсМ)
Задачи Формирование направленности на ОпДсМ Формирование системных методологических и теоретических знаний ОПДсМ Формирование умений, необходимых для ОПДсМ
Проектировочный блок Условия 1. Дидактическое обеспечение процесса формирования готовности будущего социального работника к ОПДсМ. 2. Педагогическая поддержка личностной мотивации к ОПДсМ 3. Включенность будущего социального работника в индивидуальную и коллективную проектную деятельность
Этапы 1. Подготовительно-ознакомительный 2. Содержательно-процессуальный 3. Коррекционно-аналитический
Реали- зующий блок Направления реализации Общепрофессиональные и специальные дисциплины учебного плана специальности «Социальная работа» Спецкурс «Организация проектной деятельности с молодежью» Студенческая практика
Оценочно-результативный блок Критерии Мотивационная готовность Когнитивная готовность Деятельностная готовность
Показатели Направленность на ОПДсМ Владение теорией и методикой ОПДсМ Совокупность умений и навыков решать задачи по ОПДсМ
Уровни Низкий Средний Высокий
Результат Готовность будущего социального работника к ОПДсМ
Рис. 1. Дидактическая модель формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью
собствуют формированию отдельных компонентов готовности к организации проектной деятельности с молодежью; спецкурс «Организация проектной деятельности с молодежью», который направлен на комплексное формирование готовности. Одним из направлений формирования готовности будущего социального работника к профессиональной деятельности в целом и, следовательно, к организации проектной деятельности с молодежью является практика студентов. Практика является широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе. Она, с одной стороны, представляет студенту широкое поле проверки всего теоретического багажа, накопленного за время обучения в вузе, с другой - в этот период происходит более глубокое осмысление назначения и функционала работника, действующего на том или ином рабочем месте [2], объясняется выбор практики в качестве направления формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью.
Реализация модели формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью будет осуществляться через совокупность технологий, форм, методов и средств обучения, направленных на формирование готовности.
Завершающим блоком модели является оценочно-результативный, в рамках которо-
го происходит подведение итогов, оценка полученных результатов по изменению уровня сформированности готовности, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной модели.
Для оценки уровня готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью были определены критерии в соответствии с выделенными компонентами готовности: мотивационная готовность, когнитивная готовность и деятельностная готовность.
Разработанная модель представляет собой систему содержательно взаимосвязанных компонентов, которые воплощаются в образовательный продукт - достигнутый уровень сформированности готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью.
В основу уровней были положены следующие критериальные показатели: направленность на организацию проектной деятельности с молодежью, владение теорией и методикой организации проектной деятельности с молодежью, а также совокупность умений и навыков решать задачи по организации проектной деятельности с молодежью. Все это позволяет нам выделить и обосновать три уровня готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью: высокий, средний, низкий.
Таблица 1
Показатели оценки уровня готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью
Показатели Уровни
Высокий Средний Низкий
Направленность на организацию проектной деятельности с молодежью характеризуется наличием внутренней мотивации на организацию проектной деятельности с молодежью характеризуется наличием внешней положительной мотивации на организацию проектной деятельности с молодежью преобладает нейтральная мотивация к организации проектной деятельности с молодежью
Владение теорией и методикой организации проектной деятельности с молодежью имеется совокупность специальных знаний о сущности проектной деятельности и методике организации проектной деятельности с молодежью в целом верные, но недостаточно систематизированные знания о специфике проектной деятельности и требованиях к ее организации с молодежью имеются нечеткие представления о проектной деятельности
Совокупность умений и навыков решения задач по организации проектной деятельности с молодежью имеется опыт разработки и участия в индивидуальных и коллективных проектах, сформированы умения и навыки, необходимые для самостоятельной реализации проектной деятельности проектная деятельность осуществляется по образцу, инструкции или в указанных технологически однородных условиях, усвоенных в процессе профессиональной подготовки имеется единичный опыт разработки проектов. Проектная деятельность выполняется отдельными, не связанными между собой элементами
Оценочно-результативный блок готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью можно представить в виде таблицы (табл. l).
Конечным результатом формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью должен стать специалист, который обладает устойчивой личностной мотивацией к организации проектной деятельности с молодежью, знаниями и умениями по ее организации.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что разработанная дидактическая модель формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью обеспечивает повышение уровня сфор-мированности мотивационного, когнитивно-
го и деятельностного компонентов готовности. Выделенные структурные блоки модели: целевой, проектировочный, реализующий и оценочно-результативный - позволяют осуществлять эффективное формирование готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью.
1. Гарашкина Н.В. Проектирование технологии практики в системе подготовки специалистов социальной работы // Ученые записки. 2004. № 2.
2. Организация студенческой практики по направлению «Социальная работа» / Дьячек Т.П. [и др.]. Тамбов, 2009.
Поступила в редакцию 13.10.2010 г.
UDC 362.3
FORMATION’S MODEL OF FUTURE SOCIAL WORKER’S PREPAREDNESS TO PROJECT WORK ORGANIZATION WITH YOUTH
Natalia Vladimirovna Garashkina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Education, Professor, Head of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
Natalia Viktorovna Milyutina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
In the article didactic the formations’ model of a future social worker’s preparedness to project work organization with young generation is represented, its structural and profound characteristics are revealed. The ways of practical model’s realization in institutional training of a social worker formation are shown.
Key words: didactic model; formation process of future social worker’s preparedness; institutional training of social worker.