Научная статья на тему 'Дидактическое обеспечение процесса формирования готовности будущего социального работника организации проектной деятельности с молодежью'

Дидактическое обеспечение процесса формирования готовности будущего социального работника организации проектной деятельности с молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / FORMATION OF FUTURE SOCIAL WORKER'S PREPAREDNESS / DIDACTIC PROVIDING / PROJECT WORK / ACTIVE METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина Наталия Викторовна

В статье рассматривается дидактическое обеспечение как условие формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью. Рассмотрена структура дидактического обеспечения, включающая учебно-методический и процессуально-техно-логический компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милютина Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC PROVIDING OF FORMATION PROCESS OF FUTURE SOCIAL WORKER'S PREPAREDNESS TO PROJECT WORK ORGANIZATION WITH YOUTH

In the article the didactic providing as condition of formation process of a future social worker's preparedness to project work organization with young generation is considered. The structure of didactic providing including educational, methodical and technological components is described.

Текст научной работы на тему «Дидактическое обеспечение процесса формирования готовности будущего социального работника организации проектной деятельности с молодежью»

УДК 362.7

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МОЛОДЕЖЬЮ

© Наталия Викторовна Милютина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,

e-mail: nataliia79@mail.ru

В статье рассматривается дидактическое обеспечение как условие формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью. Рассмотрена структура дидактического обеспечения, включающая учебно-методический и процессуально-технологический компоненты.

Ключевые слова: дидактическое обеспечение; формирование готовности будущего социального работника; проектная деятельность; активные методы обучения.

В условиях реформирования системы образования возрастают требования к содержанию и уровню готовности будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности. Одной из задач высшего образования в области социальной работы является подготовка специалистов, владеющих современными технологиями решения социальных проблем.

Несмотря на достаточно широкое освещение в литературе вопросов, связанных с подготовкой будущих социальных работников к профессиональной деятельности, в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные проблеме формирования готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью.

Актуальность изучения данной проблемы определена, во-первых, тем, что молодежь является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития, а во-вторых, исследования последних лет показывают, что проектная деятельность является наиболее распространенной и эффективной практикой решения социальных проблем.

В связи с этим возникает необходимость организации в вузе особого учебно-воспитательного процесса, способствующего формированию готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью.

Решение задачи по выявлению особенностей организации процесса формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью предполагает определение содержания понятия «готовность к организации проектной деятельности», которое связано с отдельным направлением профессиональной деятельности, и рассмотрение сущностных характеристик базового понятия «формирование».

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что готовность к организации проектной деятельности с молодежью можно представить как интегративное личностное образование, ядром которого является устойчивая мотивация к проектной деятельности, а также наличие знаний и умений, необходимых для реализации практической деятельности с данной возрастной категорией.

Формирование готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью будет проходить как целенаправленный, специально организуемый процесс вузовской подготовки будущих социальных работников, направленный на развитие мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности к организации проектной деятельности с молодежью.

В ходе исследования было выявлено, что одним из педагогических условий, от которых зависит эффективность процесса формирования готовности будущих социальных работников к организации проектной дея-

тельности с молодежью, является дидактическое обеспечение базового процесса.

Для того чтобы разобраться, что же представляет собой дидактическое обеспечение, целесообразно обратиться к этимологии понятия «обеспечение».

В словаре С.И. Ожегова под обеспечением понимается то, чем обеспечивают кого-либо [1], также под обеспечением понимается снабжение, предоставление чего-либо; или то, чем обеспечивают [2], т. е. речь идет о совокупности средств, необходимых для выполнения деятельности.

В педагогической литературе средства обучения - орудия деятельности учителя и учащихся, используемые для достижения целей обучения; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся [3].

Исходя из данной посылки, под дидактическим обеспечением процесса формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью следует понимать совокупность дидактических средств, позволяющих организовать учебную работу по формированию мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности сделать ее результативной и эффективной.

В структуре дидактического обеспечения рассматриваемого процесса были выделены следующие компоненты:

1) учебно-методическое обеспечение;

2) процессуально-технологическое обеспечение.

Рассмотрим содержание выделенных компонентов дидактического обеспечения.

Готовность к организации проектной деятельности является частью готовности к профессиональной деятельности в социальной сфере. Фундаментом профессиональной подготовки является содержание учебного плана специальности 04.01.01 - «Социальная работа». Анализ содержания дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками, позволил сделать вывод о том, что на этапе вузовской подготовки будущими социальными работниками изучаются дисциплины, которые способствуют формированию готовности к организации проектной деятельности с молодежью: «Технология со-

циальной работы», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Проблемы социальной работы с молодежью», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе». Эти дисциплины способствуют формированию отдельных компонентов готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью. Однако в учебном плане нет специальной интегрированной дисциплины, которая непосредственно направлена на формирование выделенных компонентов готовности к организации проектной деятельности с молодежью. В связи с этим были разработаны программа спецкурса «Организация проектной деятельности с молодежью» и ее методическое сопровождение.

Основной целью курса является ориентация будущих социальных работников на организацию проектной деятельности с молодежью, интеграция специальных знаний, а также выработка умений и навыков у будущих социальных работников по организации проектной деятельности с молодежью.

Среди задач спецкурса можно выделить следующие:

- создание условий для повышения уровня сформированности готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью, позволяющих наиболее качественно выстраивать профессиональную деятельность в социальной сфере;

- изучение возможности использования проектной технологии в работе с молодежью;

- формирование практических умений в области организации проектной деятельности с молодежью.

В результате изучения курса студент должен:

- иметь устойчивую направленность на организацию проектной деятельности с молодежью;

- иметь целостную систему знаний о возможностях и особенностях использования проектной технологии в работе с молодежью;

- уметь выбирать и применять методы проектной деятельности;

- владеть навыками организации проектной деятельности с молодежью.

В структуру спецкурса входят три раздела, которые соответствуют этапам реализации процесса формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью. Первый раздел - «Теоретические основы проектной деятельности с молодежью», предполагает формирование мотивации будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью. Задача педагога на этом этапе - активизировать и поддержать инициативу будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью.

Второй раздел - «Технология проектной деятельности», направлен на этапное овладение студентами умений и навыков проектной деятельности и ориентирован на непосредственное знакомство с теорией и методикой организации проектной деятельности с молодежью, развитие проектных умений. Реализация этого этапа предполагает уровневое овладение проектной деятельностью: репродуктивное, репродуктивно-поисковое и творческое, что связано с возрастающей степенью самостоятельности будущих социальных работников в проектной деятельности.

Третий раздел спецкурса - «Практикум по организации проектной деятельности с молодежью», предполагает реализацию полученных проектных умений на практике в работе с молодежью по организации их проектной деятельности.

Для методического обеспечения реализации спецкурса «Организация проектной деятельности с молодежью», направленного на формирование рассматриваемого вида готовности, возможно использование рекомендаций для студентов по разработке, защите и реализации проектов, алгоритма пошаговых действий при осуществлении каждого способа деятельности в проектировании, технологических схем в проектной работе, а также образцов ее результатов.

Процессуально-технологичиеский компонент дидактического обеспечения процесса формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью включает в себя выбор способов и средств, направленных на эффективное формирование готовности по рассматриваемому направлению профессиональной деятельности.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что спецификой формирования готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности является обучение в ходе самой проектной деятельности.

И.А. Колесникова говорит о том, что непосредственное проживание своего участия в проекте становится формой приобретения соответствующих знаний, умений и навыков, опыта деятельности и отношений. Причем чем разнообразнее в содержательном, функционально-ролевом плане опыт проектной деятельности, тем интенсивнее идет формирование готовности [4].

В подтверждение данного положения согласимся с позицией Н.В. Гарашкиной, которая отмечает, что проектная деятельность позволяет студенту овладеть:

- основными технологиями социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

- основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

- методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

- методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;

- основными организационно-административными и профессиональными технологиями в системе социальных учреждений и организаций [5].

Ведущим методом обучения проектной деятельности составляет метод проектов. Е.С. Полат метод проектов трактует как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов [6]. Давая определение метода проектов, Е.С. Полат подразумевает именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы.

Одной из форм обучения организации проектной деятельности с молодежью является модерация. Само слово «модерация» происходит от латинского «moderation - регулирование, управление, руководство, а «модератор» - от «moderator» - наставник, руководитель.

Модерация - это комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа различного рода затруднений, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников [7].

Модерация развивает умение самостоятельно решать проблемы, способность к ведению дискуссий и переговоров, принятию ответственности за воплощение принятых решений.

Таким образом, модерацию можно рассматривать в качестве технологии подготовки специалиста социальной сферы, которая впоследствии, в рамках профессиональной деятельности, будет спроецирована на организацию работы с молодежью, и социальный работник сам сможет выступать в качестве модератора.

При отборе методов обучения, направленных на формирование готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью, большое внимание следует обратить на группу активных методов обучения.

Рассмотрим формирующий потенциал активных методов обучения на различных этапах организации проектной деятельности.

Среди методов, используемых на этапе проблематизации проектной деятельности, целесообразно использовать метод «Дерево проблем». Его преимущество заключается в том, что в ситуации осознания и поиска путей решения достаточно большой совокупности проблем они могут быть представлены в иерархизированном виде как проблемы первого, второго и последующих уровней. При реализации этого метода задачей преподавателя является активизация студентов на выявление максимально большего количества проблем молодежи, которые могут быть решены средствами проекта.

Одним из этапов работы над проектом является планирование. Планирование проекта предполагает распределение между участниками проектной группы заданий, в связи с чем на данном этапе обучения проектной деятельности возможно использование метода «Мозаика». Это метод организации взаимодействия, который основан на идее разделения работы между исполнителями с последующей сборкой результатов, используемых для организации работы внутри группы. В ходе работы над проектом каждый член группы разрабатывает свой раздел материалов (работая над ним самостоятельно, с участием других членов группы или других групп), который представляется партнерам, изучается и используется совместно.

Метод анализа ситуаций «Шесть шляп мышления», изобретенный Эдвардом де Боно, является инструментом оценки инновационных, необычных и провокационных идей, предложений и ситуаций. Несмотря на то, что коллективное мышление представляет собой в большинстве случаев борьбу различных мнений, метод «Шести думающих шляп» эффективно решает эту проблему, заставляя всех участников думать параллельно. Надевая шляпу определенного цвета, все участники должны смотреть на задачу с соответствующего этой шляпе ракурса.

На различных этапах формирования готовности будущего социального работника следует использовать деловую игру как форму организации коллективной деятельности, что позволяет организовать обучение навыкам проектирования в рамках групповой практической деятельности.

Активизировать деловую игру позволяет метод «Мозговой атаки». Это эффективный способ организации коллективной мыслительной работы, имеющий целью нахождение нестандартных решений проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников.

Педагогу, организующему процесс формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью, необходимо быть в постоянном поиске новых организационных форм и методов достижения поставленных дидактических целей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что готовность к организации проектной

деятельности с молодежью является важным компонентом на этапе вузовской подготовки специалистов социальной сферы. Дидактическое обеспечение позволяет оптимизировать процесс профессиональной подготовки будущего социального работника, где особое место занимает готовность к организации проектной деятельности с молодежью.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2002.

3. Борытко Н.М. Теория обучения. Волгоград, 2006.

4. Педагогическое проектирование / Колесникова И. А. [и др.]. М., 2008.

5. Гарашкина Н.В. Социальное проектирование как фактор профессионализации будущих социальных работников // Социальная работа. 2010. № 3. С. 31-32.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С. [и др.]. М., 2009.

7. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. М., 2008.

Поступила в редакцию 12.10.2010 г.

UDC 362.7

DIDACTIC PROVIDING OF FORMATION PROCESS OF FUTURE SOCIAL WORKER'S PREPAREDNESS TO PROJECT WORK ORGANIZATION WITH YOUTH

Natalia Viktorovna Milyutina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: nataliia79@mail.ru

In the article the didactic providing as condition of formation process of a future social worker's preparedness to project work organization with young generation is considered. The structure of didactic providing including educational, methodical and technological components is described.

Key words: didactic providing; formation of future social worker's preparedness; project work; active methods of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.