Научная статья на тему 'Модель системы вузовского обучения будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме'

Модель системы вузовского обучения будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL WORKER OF PREVENTIVE ACTIVITY ORGANIZATION / PERSONAL / SOCIAL / TECHNOLOGICAL COMPONENTS OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишукова Валентина Николаевна

Представлена модель системы вузовского обучения будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме. Выделены и описаны структурные компоненты модели как целостного дидактического процесса. Раскрыто содержание понятия «компетентность будущего социального работника в организации профилактической деятельности в сельском социуме».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишукова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SYSTEM OF HIGH SCHOOL TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKER OF PREVENTIVE ACTIVITY ORGANIZATION IN RURAL SOCIETY

The model of system of high school training of the future social worker of preventive activity organization in rural society is presented. Structural components of model as complete didactic process are allocated and described. The concept maintenance “competence of the future social worker of preventive activity organization of rural society” is opened.

Текст научной работы на тему «Модель системы вузовского обучения будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме»

УДК 378.147

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

© Валентина Николаевна МИШУКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: valya15011986@yandex.ru

Представлена модель системы вузовского обучения будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме. Выделены и описаны структурные компоненты модели как целостного дидактического процесса. Раскрыто содержание понятия «компетентность будущего социального работника в организации профилактической деятельности в сельском социуме».

Ключевые слова: компетентность; компетентность будущего социального работника в организации профилактической деятельности в сельском социуме; личностный, социальный, технологический компоненты компетентности; критерии и уровни, определяющие формирование компетентности будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме.

Подготовка специалистов для работы в сельской местности должна быть специфичной и нацеливать выпускников на работу с учетом конкретного социума. В результате образования у будущего социального работника должна быть сформирована профессиональная компетентность, как основа профессионализма, которая позволит ему успешно

выполнять профессиональные функции, решать задачи и взаимодействовать с клиентами, социальными и другими учреждениями, организациями.

В современных условиях внедрение компетентностного подхода в высшее образование и развитие превентивной стратегии социальной политики государства усиливают

требования к разработке научных подходов, моделей вузовской подготовки будущего социального работника. С этой целью разработана модель системы вузовского обучения будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме, включающая в себя следующие компоненты: концептуально-целепо-

лагающий, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный (рис. 1).

Концептуальную основу модели составляют: аксиологический, социально-педагогический, компетентностный и контекстный подходы.

И.А. Гехт считает, что благодаря аксиологическому подходу профессиональные ценности ориентируют социальных работников на профессиональное осуществление своей деятельности [1, с. 118]. К главным ценностям социального работника он относит: человека как наивысшую ценность; творчество как способность человека действовать в неопределенных ситуациях; профессиональное общение с людьми для активизации их самостоятельности и способности к самоопределению; эмпатию, рассматриваемую в качестве основы профессионального общения и как существенная черта личности; нравственные нормы и культурные ценности. Дополняем этот перечень еще одной ценностью - поддержание и развитие социального здоровья на селе в рамках профилактических мероприятий с целью гуманизации и оздоровления среды. В этих ценностях проявляются личностные интересы, потребности и мотивы студентов, поэтому аксиологический подход необходимо учитывать в процессе вузовского обучения будущего социального работника.

Учитывая, что будущего социального работника подготавливают к организации профилактической деятельности в сельском социуме, важен социально-педагогический подход. Превентивный характер социальная работа приобретает благодаря педагогическим средствам. Поэтому социальный работник становится инициатором и организатором профилактической работы на селе, укрепляя сельскую социальную среду и превращая ее в педагогический фактор с целью создания нравственно здоровой воспитывающей среды обитания. Это среда, где каждый житель осознает важность своего духовного, физического и психического здоровья, сво-

его участия в созидательной деятельности во имя благополучия каждого человека, семьи, общины в целом [2, с. 120].

С компетентностным подходом многие исследователи связывают перспективы развития профессионального социального образования.

В настоящее время существует множество различных трактовок понятия «компетентность». Так, Е.Ю. Игнатьева и Г.А. Фе-дотва, резюмируя характерные особенности категории «компетентность», определяют ее как интегрированную целостную характеристику качеств личности, имеющую процессуальную направленность, мотивационный аспект, базирующуюся на компетенциях (знаниях, алгоритмах деятельности и т. д.) проявляющуюся в деятельности (реальной или смоделированной) [3, с. 93].

В.П. Соловьев пишет, что компетентность выпускника вуза - это проявляемая им на практике способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере [4, с. 76].

Ю.Г. Татур считает, что компетентность -качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны [5, с. 24].

Компоненты структуры компетентности будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме выделены с опорой на исследования компетентностного похода И.А. Зимней, А.К. Марковой, Н.В. Гарашкиной, в которых разграничены три основные группы компетентностей:

1) личностная компетентность, определяющая отношение к самому себе как к личности, как субъекту профессиональной деятельности;

2) социальная компетентность, определяющая успешность взаимодействия профессионала с другими людьми;

3) технологическая компетентность, относящаяся непосредственно к осуществлению успешной профессиональной деятельности [6, с. 14].

Рис. 1. Модель системы вузовского обучения будущего социального работника (БСР) организации профилактической деятельности (ОПД) в сельском социуме (СС)

В связи с вышеизложенным определено, что компетентность будущего социального работника в организации профилактической деятельности в сельском социуме - это совокупность личностного, социального и технологического компонентов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, направленной на гуманизацию и оздоровление сельской социальной среды.

Роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности, ведь социальный работник постоянно взаимодействует с людьми, является посредником между личностью и обществом, человеком и социальными службами.

Личностный компонент включает: гуманистическую направленность личности (уважение к человеку независимо от его характера, социального положения, образования, вероисповедания, национальности, терпимость по отношению к его недостаткам, особенностям возраста, психофизического состояния, доброта и сострадание, милосердие и человеколюбие); личную и социальную ответственность; обостренное чувство добра и справедливости; терпимость; вежливость; порядочность; эмпатичность; готовность понять других и прийти к ним на помощь; эмоциональную устойчивость и привлекательность; личностную адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности; рефлексивность; гиб-

кость; общительность (основными компонентами являются коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации), социальное родство (желание находиться в обществе, среди других людей) и альтруистические тенденции в поведении (готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами)).

Социальный компонент охватывает: коммуникативную (способность к адекватному общению); эмпатийную (способность сопереживать, сорадоваться); конфликтную, общекультурную (общая образованность; навыки культуры социальных отношений и др.) компетенции; этические качества; социальную активность (это качество личности, связанное с деятельным, энергичным,

открытым характером человека, его умение пробудить к активной деятельности других).

Технологический компонент содержит теоретико-методологическую; социально-педагогическую; социально-профилактическую; управленческую; специальную (когнитивная, деятельностная, личностная, коммуникативная) компетентности.

Поскольку в современных условиях основной целью вузовского обучения является формирование профессиональной компетентности специалиста, основанием модели является поставленная цель - формирования профессиональной компетентности в организации профилактической деятельности в сельском социуме.

Вузовское обучение будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме является частью целостного дидактического процесса и подчиняется ряду принципов. В ходе анализа педагогической литературы (Б. А. Голуб [7], В.И. Загвязинский [8], Р.С. Пионова [9], В.А. Ситаров [10], И.Ф. Харламов [11]) был выделен ряд принципов.

Принцип профессиональной направленности обучения. Суть его состоит в том, чтобы учебные дисциплины были максимально приближены к профилактической деятельности социального работника в сельском социуме.

Принцип научности. Он требует, чтобы содержание учебных дисциплин соответствовало современному состоянию науки, чтобы студенты получали научно-достоверные знания.

Принцип систематичности. Определяет особенности функционирования учебного процесса в вузе как взаимосвязанного комплекса, обеспечивающего целенаправленное приобретение студентами содержательных, интегративных знаний, умений и навыков, усвоенных в определенной последовательности.

Принцип сознательности и активности студентов. При рассмотрении принципа сознательности в условиях высшей школы выделяются два аспекта: осознание личностно значимых мотивов учебной деятельности и осознание профессиональных требований к освоению учебной информации в сфере ор-

ганизации профилактической деятельности в сельском социуме.

Принцип связи теории с практикой. Студенты должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей в сельском социуме. А также уметь применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними.

Еще одним существенным принципом данной модели является принцип регионализации образования.

В словаре профессионального образования С.М. Вишняковой термин «регионализация образования» определен как одно из направлений современного развития образовательной системы, характеризующееся усилением ориентации образования на региональные условия и потребности [12, с. 280].

И.А. Бажина считает, что в общем виде -это принцип комплексной организации пространства и социума в любом регионе страны и мира, обусловленный множеством причинно-следственных связей и взаимозависимостей. Регионализация позволяет конкретизировать все компоненты педагогической системы, обеспечивая дифференциацию и индивидуализацию обучения [13, с. 16-17].

В. В. Сизикова полагает, что регионализация профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы представляет собой сложное социально-педагогическое явление, процесс и результат поли-функциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности в соответствии со спецификой социальных проблем регионов [14, с. 12].

Мы адаптируем суть данного принципа, считая, что вузовское обучение будущего социального работника организации профилактической деятельности должно ориентироваться на региональные условия, а именно потребности и особенности сельского социума.

Организационно-педагогическими условиями реализации разработанной модели вузовского обучения являются:

- формирование мотивации студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

- включение студентов в различные виды практики в сельских социальных учреждениях;

- введение спецкурса «Организация профилактической деятельности в сельском социуме».

Содержательный компонент модели включает инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования и пятилетнему учебному плану специальности «социальная работа» и включает разделы учебных дисциплин («Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Местное самоуправление и социальная работа», «Управление в социальной работе», «Теория и практика управления в социальной работе»).

Вариативная часть представлена в виде разработанного спецкурса «Организация профилактической деятельности в сельском социуме», направленного на формирование профессиональной компетентности, которая включает систему знаний, умений и навыков, необходимых социальному работнику в организации профилактической деятельности.

Цель данного курса - сформировать у студентов знания в области организации профилактической деятельности.

Изучение курса позволяет овладеть теоретическими аспектами организации профилактической деятельности в сельском социуме. Данный учебный курс предусматривает углубление знаний о профилактической деятельности, развитие умений по учету особенностей сельского социума при организации профилактической деятельности, совершенствование навыков использования методов и технологий профилактической деятельности с различными категориями сельского населения, умение организовывать различные мероприятия в сфере профилактики.

Методический компонент модели системы вузовского обучения представлен традиционными и инновационными методами и формами вузовского обучения, обеспечивающими формирование компетентности будущего социального работника в организации профилактической деятельности в сельском социуме.

При выборе методов обучения отдано предпочтение контекстному подходу в обучении (А.А. Вербицкий). Опыт активного обучения показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно эффективно решать ряд задач:

- формировать профессиональные мотивы и интересы;

- воспитывать системное мышление;

- давать целостное представление о профессиональной деятельности;

- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения;

- овладевать методами моделирования [15, с. 3].

Ведущими методами формирования профессиональной компетентности являются метод проектов и активные методы обучения.

К активным методам обучения отнесены: деловые игры, методы анализа конкретных ситуаций, проблемные лекции, семинары-дискуссии, «мозговая атака», метод ситуационного обучения (кейс-стади), а также методы научно-исследовательской работы студентов (курсовое и дипломное проектирование), приобщение студентов к практической работе (все виды практики, стажировки, волонтерство, супервизия).

Содержательно-процессуальный компонент модели системы вузовского обучения будущего социального работника организации профилактической деятельности в сельском социуме содержит следующие этапы педагогической деятельности:

- прогнозно-диагностический этап -подразумевает выявление уровня компетентности студента в области профилактической деятельности в сельском социуме, выявление сельских учреждений для прохождения практики и реализации социальных проектов студентов и прогнозирование ожидаемых результатов;

- проектно-организационный этап -разработка содержания спецкурса, индивидуальных заданий, тестов для самостоятельной работы студентов, направленных на формирование компетентности в профилактической деятельности;

- информационно-обеспечивающий этап - проведение занятий в рамках теорети-

ческого обучения, контроль самостоятельной работы студентов;

- рефлексивно-оценочный - анализ и самоанализ опыта студента в ходе практического осуществления профилактической деятельности с клиентами;

- продуктивно-деятельностный - процесс усовершенствования авторских социальных проектов студентов.

Оценочно-результативный компонент

модели включает параметры сформирован-ности компетентности будущего социального работника в организации профилактической деятельности в сельском социуме: критерии, показатели и уровни.

На основании исследований в сфере изучения сформированности различных видов компетентностей, определены следующие критерии компетентности будущего социального работника в организации профилактической деятельности в сельском социуме: мотивационно-ценностный, когнитивный,

деятельностно-практический, рефлексивный.

Мотивационно-ценностный компонент включает мотивы, потребности, ценностные установки, наличие интереса к избранной профессии, т. е. субъективные показатели деятельности.

Когнитивный компонент - совокупность общих и специальных теоретических знаний, понимание и усвоение учебной информации.

Деятельностно-практический - формирование умений и навыков, включение в практическую деятельность, приобретение опыта в процессе организации профилактической деятельности в сельском социуме.

Рефлексивный - подразумевает умение совершенствовать себя как работника-про-фессионала, способного к самоконтролю, самокритичности, самооценке.

Уровни сформированности компетентности будущего социального работника определены как низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характеризуется в недостаточных знаниях, понимании и усвоении учебной информации, неумение использовать полученные знания на практике, неспособность организовать профилактическую деятельность.

Средний уровень отражает наличие у студента способности к воспроизведению учебного материала, но низкую активность в использовании усвоенных знаний на практи-

ке, что обусловливает недостаточные умения эффективно построить работу по профилактике в сельском социуме.

Высокий уровень характеризуется активностью в усвоении соответствующих знаний, способность самостоятельно и оперативно построить работу по профилактике в сельском социуме, умение адекватно оценить свои возможности в процессе осуществления профилактической деятельности.

Таким образом, представленная модель системы вузовского обучения будущего социального работника может служить основой для проектирования процессов формирования и развития личностного, социального и технологического компонентов компетентности в организации профилактической деятельности в сельском социуме, что представляет особый интерес для нашего региона.

1. Гехт И.А. Формирование профессиональноценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 1.

2. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика: монография. Мн., 2000.

3. Федотова Г.А., Игнатьева Е.Ю. Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе. Великий Новгород, 2010.

4. Соловьев В.П. Компетентностная модель выпускника // Высшее образование сегодня. 2007. № 9.

5. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

6. Гарашкина Н.В. Компетентностный подход -основа непрерывного профессионального социального образования // Становление и развитие профессий социальный работник и социальный педагог: опыт и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2009 г. Тамбов, 2009.

7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. М., 1999. С. 22-41.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001..

9. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы Мн., 2002.

10. Ситаров В.А. Дидактика / под ред. В.А. Сла-стенина. М., 2002.

11. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 1998.

12. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.

13. Бажина И.А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2003.

14. Сизикова В. В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011.

15. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

Поступила в редакцию 11.09.2012 г.

UDC 378.147

MODEL OF SYSTEM OF HIGH SCHOOL TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKER OF PREVENTIVE ACTIVITY ORGANIZATION IN RURAL SOCIETY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Valentina Nikolayevna MISHUKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: valya15011986@yandex.ru

The model of system of high school training of the future social worker of preventive activity organization in rural society is presented. Structural components of model as complete didactic process are allocated and described. The concept maintenance “competence of the future social worker of preventive activity organization of rural society” is opened.

Key words: competence of future social worker of preventive activity organization of rural society; personal, social, technological components of competence; criteria and levels defining formation competence of the future social worker of preventive activity organization in rural society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.