СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
MODERN EDUCATION PROBLEMS
ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОНТУР ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ГАРАШКИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Интенсификация инновационных процессов в социальной политике, системе социальной работы, отечественном социальном образовании актуализирует научные исследования в области компетент-ностно-ориентированного проектирования вузовской подготовки будущих социальных работников. В структуре дидактического проектирования инновационных направлений высшего профессионального образования выделены методологические составляющие как требования, знания, умения, ценности, методы, технологии, являющиеся своеобразным дидактическим контуром формирования компетентности. Определена актуальная профессиональная задача социальной работы - внедрение квалитологических и квалиметрических технологий. Установлено, что внедрение квалиметрического подхода основано на синтезе теорий, исследующих с разных позиций методики измерения и оценивания качества создаваемых объектов и процессов. Выделены требования к кадрам социальных служб, связанные с наличием квалиметрической компетентности бакалавра и магистра, их сущность и состав, а также дидактическое ядро. Для бакалавра социальной работы квалиметрическая компетентность проявляется в способности осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации. Для магистра социальной работы квалиметрическая компетентность отражена в способности и готовности к использованию методов социальной квалиметрии в процессе социально-проектной и организационно-управленческой деятельности. На основе анализа исследований даны определения социальной квалитологии и социальной квалиметрии, являющиеся неотъемлемой частью социальной работы как науки и практической деятельности в различных сегментах социальной сферы при оценке эффективности их функционирования, в осуществлении социальной политики государства и в целом развития общества. Выделены и раскрыты группы квалиметрических технологий (общие, отраслевые и частные; оценки качества и выявления показателей оценки качества), квалиметрические методы (теоретические и прикладные), этапы реализации. Таким образом, дидактический контур позволит проектировать целостный процесс формирования квалиметрической компетентности социального работника в вузовской подготовке, а также программы учебных дисциплин и производственной практики студентов.
Ключевые слова: вузовская подготовка социальных работников, социальная квалитология, социальная квалиметрия, дидактическое проектирование, квалиметрическая компетентность бакалавра и магистра социальной работы.
Интенсификация инновационных процессов в социальной политике, системе социальной работы, отечественном социальном образовании актуализирует научные исследования в области компе-тентностно-ориентированного проектирования вузовской подготовки будущих социальных работников.
Современный социальный заказ на подготовку кадров социальной сферы связан с требованиями не только к функционально-операциональным характеристикам субъекта трудовой деятельности, но и с требованиями к личностно-профессиональным, из них - к творческой самостоятельности, способ-
ности решать управленческие задачи в изменяющихся социальных условиях. Вузовская подготовка социального работника нацелена на формирование активной творческой личности, обладающей энергичной гражданской позицией, ориентированной на защиту интересов человека труда, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод и способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое социальное развитие системы [1].
Важнейшей задачей современного отечественного социального образования является обновление его содержания, внедрение инновационных
технологий, обеспечение постоянного повышения качества на основе внедрения компетент-ностного подхода. В этих условиях повышение результативности вузовского обучения социальных работников взаимосвязано с обоснованием и реализацией новых направлений, позволяющих обеспечивать конкурентоспособность и компетентность будущих профессионалов социальной сферы [2].
В современных условиях компетентностный подход является методологией, обеспечивающей модернизацию всей системы профессионального социального образования и ее технологизацию с позиции личностно-ориентированной парадигмы, в соответствии с требованиями современного общества к качеству подготовки будущего профессионала социальной сферы как человеческого капитала страны, ресурса рынка труда и проводника социальных изменений [3].
Важным компонентом этой системы является вузовская подготовка будущих социальных работников, которая может быть представлена в виде целостного интенсивно развивающегося образования, включающего следующие компоненты: прогностический, концептуально-проектировочный, аксиологический, управленческий, содержательный, организационный, технологический, критериально-оценочный [4].
Данные компоненты служат основой для проектирования новых моделей и направлений исследовательских тем и педагогической деятельности, обеспечивающих развитие отечественного социального образования. В структуре дидактического проектирования инновационных направлений высшего профессионального образования выделяют такие методологически необходимые составляющие, как требования, знания, умения, методы, ценности, являющиеся своеобразным дидактическим контуром формирования компетентности.
Основные требования к компетентностно-ориентированному проектированию дидактической системы вузовской подготовки социальных работников определяются через следующие структурные признаки:
1) содержание подготовки, ориентированное на основные уровни проблем технологической, социальной и личностной сфер решения профессиональных задач (глобальные, государственные, региональные, на уровне службы, клиента) и основные типы целей общества и человека (выживания, функционирования и развития);
2) комплекс технологий, позволяющих освоить решение проблем на всех уровнях и во всех сферах с учетом типа цели;
3) критерии и показатели сформированности компетенций в решении проблем [5].
В современных условиях актуальной профессиональной задачей является внедрение квалитоло-гических и квалиметрических технологий. Для отечественной социальной работы эта задача является значимой, так как обществом, государством, социальными службами востребована научно обоснованная политика качества как условие инновационного развития социальной сферы. Обеспечение высокого качества оказания социальных услуг - профессиональный долг специалистов и руководителей социальных учреждений и организаций.
Внедрение квалиметрического подхода в практику и освоение социальной квалиметрии позволит создать базу для разработки показателей оценки качества, квалиметрических методик в социальной работе и социальном образовании, создания новых моделей и технологий обеспечения качества социальных услуг населению и качества подготовки профессионалов социальной сферы.
Повышение качества - одна из важнейших экономических и политических задач на современном этапе развития общественного производства. Эффективным механизмом решения этой задачи может стать опора на квалитологические отрасли и внедрение в практику деятельности организаций и учреждений квалиметрии.
В настоящее время ведется активная разработка квалиметрического подхода в высшем образовании, связанная, прежде всего, со структурно-содержательной реформой высшей школы, с требованиями современного рынка труда, международными требованиями к компетентности как качественному результату подготовки профессионалов (В. И. Байденко, Н. А. Селезнева, А. И. Субет-то, Ю. Г. Татур и др.) [5]. В отечественной социальной работе квалиметрический подход развивают Л. В. Топчий, Е. Р. Смирнова-Ярская, Б. А. Суслаков и др. [6; 7; 8].
Исследования в области определения сущности квалиметрической компетентности социального работника как основы дидактической модели ее формирования в условиях вузовской подготовки в настоящее время является новым научным направлением в области социальной работы, а также теории и методики высшего профессионального образования в области социальной работы.
Это исследовательское направление связано с реализацией квалиметрического подхода в социальной работе и социальном образовании, который относится к типу интегративных научных методологических подходов, так как он основан на синтезе теорий, исследующих с разных позиций методи-
N. V. ОАКА8ЫКШЛ
ки измерения и оценивания качества создаваемых объектов и процессов.
Методологически квалиметрический подход предполагает решение следующих исследовательских задач:
- определение системы закономерностей, принципов и требований как концептуальной основы исследования качества;
- выявление и описание понятия «качества» и его структурирование;
- измерение и оценивание качества, что включает в себя отбор показателей измерения, шкалирование, сбор данных измерения, обработку полученных результатов и их интерпретацию.
К принципам квалиметрического подхода можно отнести:
1) рассмотрение качества как иерархической совокупности свойств на уровневой основе;
2) выделение простых свойств и их соотнесение со специфическими шкалами измерения;
3) присвоение каждому свойству двух параметров (характеристик) весомости и значимости;
4) рассмотрение весомости всех свойств одного уровня как величины постоянной;
6) определение комплексной оценки качества в целом.
Внедрение квалиметрического подхода в практику социальной работы возможно при наличии профессионалов социальных служб, способных мыслить и действовать в категориях «качество жизни», «качество деятельности», «качество организации», принимать опережающие управленческие решения, обладающих квалиметрической компетентностью.
Требования к кадрам социальных служб связаны с наличием квалиметрической компетентности, они отражены в Профессиональных и Образовательных стандартах по направлению «Социальная работа» с учетом уровней подготовки бакалавра и магистра.
Для бакалавра социальной работы квалимет-рическая компетентность проявляется в способности осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квали-метрии и стандартизации.
Для магистра социальной работы квалиметри-ческая компетентность отражена в способности и готовности к использованию методов социальной квалиметрии в процессе социально-проектной и организационно-управленческой деятельности.
Квалиметрическая компетентность бакалавра социальной работы включает:
- владение количественными и неколичественными методами оценивания качества оказания социальных услуг;
- владение алгоритмами оценивания качества услуг и процесса социального обслуживания;
- понимание показателей, эталонов и критериев качества социального обслуживания;
- умение применять методы квалиметрии, статистического контроля в конкретной профессиональной деятельности.
Квалиметрическая компетентность магистра социальной работы включает:
- умение видеть ситуацию, относящуюся к оценке, обеспечению и управлению качеством организации социальных услуг;
- владение количественными и неколичественными методами оценивания качества оказания социальных услуг;
- владение алгоритмами оценивания качества услуг и процесса социального обслуживания;
- понимание показателей, эталонов и критериев качества социального обслуживания;
- владение разнообразными средствами и инструментами оценки качества, методами решения оценочных задач для социально-проектной и организационно-управленческой деятельности;
- умение осуществлять многовариантные оценки социальных процессов;
- умение применять методы квалиметрии, статистического контроля, обеспечения управления качеством в социально-проектной и управленческой деятельности.
Только при целостном подходе к формированию соответствующих знаний, умений и ценностных ориентаций возможно наиболее эффективно подготовить будущего специалиста социальной работы к осуществлению профессиональных функций и созидательному влиянию на человека и социум. Поэтому в вузе важно создавать такие условия, которые способствуют реализации возможностей для будущего профессионального роста социальных работников [9].
Данные компетентности будущих социальных работников формируются в процессе многоуровневой вузовской подготовки, они обеспечиваются учебными дисциплинами и студенческой практикой. Важными курсами являются:
- «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг», которая относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (степень «бакалавр»);
- «Квалитиология в социальной работе», которая относится к базовой части профессионально-
го цикла основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (степень «магистр»).
Дидактическим ядром квалиметрической компетентности социального работника являются базовые знания в области социальной квалитологии и квалиметрии и квалиметрических технологий.
Социальная квалитология - научная отрасль, исследующая проблемы качества в социальной сфере. К ее подсистемам относятся педагогическая квалитология, психологическая квалитология, ква-литология в социальной работе и др. Возникновение квалиметрии как науки связано с осмыслением проблемы измерения и количественной оценки качества в сочетании с проблемой управления качеством продукции.
К настоящему времени социальная квалимет-рия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим социальным работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных социальных объектов.
Методы социальной квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управления качеством социальных услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами. Квалиметрия на данном этапе развития общества служит своего рода защитой от некачественных услуг. Существуют Национальные стандарты качества социального обслуживания, которых должны придерживаться производители социальных услуг, чтобы защитить клиентов социальных служб, повысить результативность оказания социальной помощи и поддержки населения.
Социальную квалиметрию можно назвать своеобразным механизмом развития новых социальных услуг и их оценки качества. К примеру, на рынок социальных услуг вышла определенная услуга, востребованная клиентами. Конечно, еще до начала ее выхода она должна была пройти все соответствующие процедуры оценки ее качества, но бывает, что ситуация, условия, в которых она должна реализоваться, оказывается под влиянием различных факторов (смена нормативных ориентиров и т. п.). Услуга не может осуществляться, так как на данный момент времени она не соответствует требуемым в новых условиях параметрам качества. Социальная квалиметрия на основе новых запрашиваемых клиентами социальных услуг
будет служить основой для разработки новых стандартов качества.
Для социальной квалитологии и квалиметрии важен тезис о том, что уровень жизни населения выступает объективной основой и первичной ступенью качества жизни населения. Уровень и качество жизни следует рассматривать как характеристики одного объекта - жизни, но качество - с позиций ее разнообразия, формирующего стиль и образ жизни, а уровень жизни - с позиций материального базиса, определяемого потреблением благ, формирующего уровень благосостояния отдельного человека и общества. Уровень жизни, в отличие от качества жизни, в первую очередь, зависит от совокупной величины денежных доходов, степени равномерности их распре-деления, покупательной способности населения и объема потребления благ, то есть товаров и услуг. Качество жизни, в отличие от уровня жизни, охватывает все сферы жизнедеятельности общества и имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служит соответствие нормативам потребностей. Но сами потребности строго индивидуальны, степень их удовлетворения не фиксируется какими-либо статистическими величинами и практически существует лишь в сознании человека и, соответственно, в его личных мнениях и оценках, чем и определяется субъективность оценки качества жизни.
В социальной квалиметрии важно также учитывать, что:
- качество социальной услуги с позиций его влияния на качество жизни следует рассматривать шире, чем непосредственную характеристику самой услуги. Затрагивая процесс социального обслуживания, качество услуги вовлекает в предмет оценки параметры окружающей среды, определяющие состав компонентов качества жизни в целом: инфраструктуры, среды обитания и самого человека в части формирования его потребностей в услугах;
- оценка качества социальной услуги предполагает сравнение потребителем уровня личных ожиданий качества услуги с уровнем собственного восприятия качества, определяемого качеством среды жизнедеятельности и качеством самой услуги, включая качество социального обслуживания. Совпадение ожиданий качества с результатом получения услуги определяет уровень жизни, а расхождение ожиданий и результата формирует образ желаемого качества жизни, в свою очередь, формируемого под влиянием социума, ментальности, уровня жизни и других факторов;
- оценку качества услуги потребителем не следует сводить только к конечному результату обслуживания, при оценке необходимо учитывать качество процесса обслуживания.
Другими словами, конечный результат услуги и процесс обслуживания являют собой неразрывное единство двух понятий «качества услуги» и «качества жизни». Соответственно в социальной службе должны оцениваться и результат и процесс обслуживания клиента.
Значимость оценки качества обслуживания обусловливается тем, что такая оценка позволяет проводить мониторинг качества социальной услуги, процесса обслуживания и формировать на этой основе информационную базу для анализа и принятия управленческих решений, а также обеспечивать обратную связь, необходимую для выявления изменений качества жизни населения поселения, города, региона, страны.
Социальная квалитология и виды социальной квалиметрии являются неотъемлемой частью социальной работы как науки и практической деятельности в различных сегментах социальной сферы при оценке эффективности их функционирования, в осуществлении социальной политики государства и в целом развития общества.
В социальной сфере оценка качества социальной политики, социальной защиты, социального образования, социального обслуживания и других секторов может быть произведена на основе как предметной квалиметрии (по предмету оценивания - квалиметрия социальной политики, квалиметрия социальной защиты, квалиметрия социального обслуживания, квалиметрия высшего профессионального социального образования и т. д.), так и специальной квалиметрии (по методам и моделям оценки - экспертная квалиметрия, теория оценивания эффективности, индексная ква-лиметрия и др.) [6].
А. И. Субетто отмечает, что существует объективная необходимость дифференцированного подхода к применению различных типов квали-метрии в соответствующих ситуациях [7].
Ценности социальной квалитологии и социальной квалиметрии проявляются в их гуманист-ческой ориентированности и связью с обеспечением качества жизни всего населения страны и отдельного человека в конкретной ситуации.
Важной составляющей дидактического ядра квалиметрической компетентности социального работника и контура ее формирования являются ценности качества и качества жизни, квалиметри-ческие методы и знания в области квалиметриче-ских технологий.
Метод - это способ достижения цели, решения задачи. Технология - это эффективный способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и позволяют гарантированно достигать поставленной цели. Квалиметрическая технология может определяться как совокупность эффективных квалиметрических методов, применимых в ходе этапов деятельности по оцениванию качества.
В ходе исследования были выделены три группы квалиметрических технолгий: общие технологии, применимые для оценки объектов различных прикладных сфер (материальное производство и социальная сфера); отраслевые - для оценки объекта, имеющего значение в отдельной отрасли (в социальной сфере - образование, социальная защита, культура, медицина и др.); частные - для конкретного направления деятельности в отрасли (социальная защита - занятость населения, социальное обслуживание, социальная помощь и др.).
Квалиметрические методы, применяемые в социальной работе, можно сгруппировать на основе признака разработанности, это: теоретические и прикладные методы.
Теоретические методы включают две группы: общенаучные, конкретно научные. Среди конкретно научных методов выделяем также специфические именно для социальной работы методы.
Общенаучные методы:
- анализ позволяет систематизировать и анализировать как вторичную (полученную от других исследователей и источников), так и первичную (полученную самостоятельно или по специальному заказу) информацию об объекте оценки;
- синтез (дает возможность синтезировать информацию);
- моделирование (создание моделей процесса и объекта оценки);
- прогнозирование (описание будущих изменений объекта оценки, в том числе долгосрочных),
- экспертиза (оценка высококлассными специалистами реального состояния и перспективности тех или иных решений и действий, включая стратегию и тактику).
К методам конкретных наук и дисциплин, применяемых в социальной квалиметрии, относятся, прежде всего, статистические (описания данных, установления совпадений или различий), а также социологические (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа, контент-анализ) и психологические (наблюдение, тестирование, проективные) методы.
Каждый из методов имеет свои недостатки, эффективнее использовать несколько методов для проверки и дополнения информационного материала. В социологии этот процесс называется триангуляция, в психологии - метод Ь-, Q-, Т- данных.
Ь - данные, получаемые путем регистрации экспертных оценок;
Q - данные получают с помощью опросников и других методов самооценки;
Т - данные получают с помощью объективных тестов.
Прикладные квалиметрические методы, применимые в социальной работе, можно условно разделить на следующие группы диагностических методов:
- базовые, позволяющие в целом оценить эффективность деятельности методов управления в области социальной сферы и социального обслуживания (оценка эффективности форм и методов управления, реализации целевых программ, результативности ресурсного, научного, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения социальных служб, условий труда социальных работников);
- специальные, то есть методы, применяемые при оценке отдельных видов, форм и методов социального обслуживания, определении эффективности традиционных и инновационных технологий социальной работы в тех или иных учреждениях социального обслуживания населения, при определении эффективности конечных результатов предоставленных социальных услуг.
Диагностические методики в социальной работе - это конкретизированные методы социальной диагностики с учетом:
- уровня социальной работы (федеральный, региональный, муниципальный, локальный, кли-енто-ориентированный),
- категории населения, социального статуса клиента;
- типа и формы социальной организации;
- вида социальной услуги.
Проводя оценку качества в социальной работе, важно опираться на нормативный подход. Так, в «Национальных стандартах социального обслуживания» критериями качества определены:
1) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;
2) результативность (эффективность) предоставления услуги:
а) материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оценивае-
мая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;
б) нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги).
Критерии 1 и 2а оцениваются на основе анализа и экспертной оценки документов.
Для критерия 2б должен применяться комплекс квалиметрических методик, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.
Необходимо учитывать при выборе методов социальной диагностики следующие требования:
1) надежности (методы должны быть простые из возможных и наименее трудоемкими);
2) доступности (метод должен быть доступен для клиента при минимальных, временных, физических, психических издержках);
3) конструктивности (инструкция к диагностике должна быть ясна и понятна, должна настраивать клиента на доверительную работу, сотрудничество);
4) клиенто-ориентированности (необходимо учитывать состояние клиента, часто он находится в критической жизненной ситуации. Как правило, это переломные моменты, обусловленные сменой образа жизни, статусной роли. Большинство социальных проблем подопечного порождены неудовлетворением потребностей, выражающихся в дефиците материальных средств в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности в расхождениях между ожиданиями клиента, между личностными запросами. Как правило, у клиента социальной работы отсутствует или затруднена обратная связь с социальным окружением, нарушены межличностные отношения, что обуславливает трудности в общении с клиентом при проведении диагностирования).
В практике социальных служб используются специфичные для социальной работы диагностические методы (социальная паспортизация, социальное картографирование, социальная история, социальная экспертиза, социальный мониторинг), которые должны быть применены в квалиметриче-ских технологиях.
В социальной диагностике используются показатели, отражающие качественное изменение демографических, общественных условий, окружающей среды или клиента. Показатели, используемые для осуществления мониторинга социального положения (развития) клиента:
1) представление проблемы;
2) симптомы проблемы;
3) история проблемы (единичный случай, повторяющиеся критические ситуации, кризисы клиента);
4) положение на данный момент (семья, работа, экономическое положение, социальный статус, окружение, здоровье);
5) происхождение (родители, прародители, близкие родственники, данные о здоровье и психическом самочувствии);
6) данные об образовании, профессии;
7) цели клиента;
8) оценка работы со специалистом социальной службы;
9) рекомендации (план социального лечения клиента).
Квалиметрические технологии - это технологии оценки качества, а также технологии по выявлению показателей оценки качества.
Квалиметрическая технология в социальной работе может быть представлена как процесс измерения качества, включающий следующие этапы:
- выбор квалиметрируемого объекта и создание его квалиметрической модели (критерии и показатели качества);
- выбор балльности квалиметрических шкал;
- формирование выборки и измерение или экспертное оценивание их квалиметрических параметров;
- определение вида квалиметрической шкалы для каждого квалиметрического параметра;
- вычисление первичных статистик для каждого квалиметрического параметра и построение квалиметрических шкал;
- преобразование исходных значений параметров в первичные квалиметрические значения;
- вычисление иерархических квалиметриче-ских параметров (вторичных и обобщенных) в соответствии с квалиметрической моделью объекта.
- вычисление в соответствии с квалиметри-ческой моделью квалиметрируемого объекта интегрального показателя качества.
- построение итогового квалиметрического протокола и ранжированного квалиметрического списка выборки.
Технология выполнения действий по оценке качества услуг в конкретном социальном учреждении может быть представлена как последовательность этапов:
1) определение целей проведения оценки;
2) формулировка и согласование задач оценки;
3) планирование оценочной деятельности;
4) определение параметров (критерии, показатели) оценки;
5) выбор методов для сбора информации;
6) составление графика работ;
7) составление бюджета проекта и согласование его с заказчиком;
8) сбор данных;
9) анализ результатов диагностики;
10) разработка рекомендаций;
11) подготовка аналитического отчета;
12) информирование о результатах оценки.
Выбор квалиметрических методов и реализация этапов технологии в социальной работе предполагает аналитическую деятельность специалиста с учетом многообразия методов социальной диагностики.
Таким образом, дидактический контур позволит проектировать целостный процесс формирования квалиметрической компетентности социального работника в вузовской подготовке, а также программы учебных дисциплин и производственной практики студентов, он содержит базовые знания в области социальной квалитологии, исследующей качество в социальной сфере и социальной работе, и социальной квалиметрии как неотъемлемой части современной социальной работы, нацеленной на оценку качества и эффективности функционирования субъектов социальной работы на различных уровнях (от социальной политики государства и в целом развития общества до деятельности социального работника конкретной службы).
Литература
1. Дружинина А. А. Личностно-ориентированный подход как целеполагающий в формировании управленческой культуры студента-будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 12 (116). С. 97-102.
2. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Формирование компетентности в области социального предпринимательства как направление высшего профессионального социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 12 (128). С. 105-112.
3. Гарашкина Н. В. Проектирование учебных программ в системе вузовской подготовки будущих социальных работников: компетентностный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 1. С. 120.
4. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А., Гара-шкин Н. А. Культурологический подход в вузовской подготовке социальных работников: новые направления. Тамбов, 2012.
5. Гарашкина Н. В. Прогностический подход к социальному образованию // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 12.
6. Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной под-
держки населения / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. Саратов, 2007.
7. Субетто А. И. Квалиметрия человека и образования М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 12.
8. Топчий Л. В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг. М., 2009.
9. Гарашкина Н. В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов. 2004. С. 4.
References
1. Druzhinina А. А. Lichnostno-orientirovannyj pod-khod kak tselepolagayushchij v formirovanii upravlench-eskoj kul'tury studenta-budushchego sotsial'nogo rabotnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki №12 (116) 2012. S. 97-102.
2. Garashkina N. V., Druzhinina А. А. Formirovani-ye kompetentnosti v oblasti sotsial'nogo predprinimatel'st-va kak napravleniye vysshego professional'nogo sotsial'nogo obrazovaniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki №12 (128) 2013. S. 105112.
3. Garashkina N. V. Proyektirovaniye uchebnykh programm v sisteme vuzovskoj podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov: kompetentnostnyj podkhod / Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2011. № 1.
4. Garashkina N. V., Druzhinina A. A., Garashkin N. A. Kul'turologicheskij podkhod v vuzovskoj podgotovke sotsial'nykh rabotnikov: novye napravleniya. Tambov, 2012.
5. Garashkina N. V. Prognosticheskij podkhod k sot-sial'nomu obrazovaniyu// Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2011. № 12.
6. Otsenka rezul'tativnosti, effektivnosti i kachestva deyatel'nosti uchrezhdenij sotsial'noj podderzhki naseleniya / pod red. P. Romanova, Ye. Yarskoj -Smirnovoj. Saratov, 2007.
7. Subetto A. I. Kvalimetriya cheloveka i obrazovaniya M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006.
8. Topchij L. V. Sotsial'naya kvalimetriya, otsenka kachestva i standartizatsiya sotsial'nykh uslug. M., 2009.
9. Garashkina N. V. Didakticheskoye proyektirovaniye podgotovki spetsialistov sotsial'noj raboty v vuze: dis. ... d-ra
ped. nauk. Tambov. 2004.
* * *
DIDACTIC CONTOUR OF FORMATION OF QUALIMETRICAL COMPETENCE OF THE SOCIAL WORKER DURING HIGH SCHOOL EDUCATION
GARASHKINA NATALYA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Intensification of innovative processes in social policy, system of social work, domestic social education staticize scientific researches in the field of the competence-based focused design of high school training of future social workers. In structure of didactic design of the innovative directions of higher education there are such methodological components as requirements, knowledge, abilities, values, methods, technologies which are a peculiar didactic contour of formation of competence. Author defined the actual professional problem of social work - introduction of qualitological and qualimetrical technologies. Author established that introduction of qualimet-rical approach bases on synthesis of theories investigating from different positions of a technique of measurement and estimation of quality of created objects and processes. Author allocated requirements to shots of social services connected with existence of qualimetrical competence of the bachelor and master, their essence and structure, and also a didactic kernel. For the bachelor of social work qualimetrical competence is in ability to carry out an assessment of quality of social services on the basis of achievements of a modern qualimetry and standardization. For the master of social work qualimetrical competence is in ability and readiness for use of methods of a social qualimetry in the course of social and design and organizational and administrative activity. Author gave definitions to a social qualitology and social qualimetry which are an integral part of social work as science and practical activities in various segments of the social sphere at an assessment of efficiency of their functioning, in implementation of social policy of the state and in general developments of society on the basis of the analysis of researches. Author allocated and opened groups of qualimetrical technologies (the general, branch and private; estimates of quality and identification of indicators of an assessment of quality), qualimetrical methods (theoretical and applied), realization stages. Thus, the didactic contour will allow to project complete process of formation of qualimetrical competence of the social worker of high school preparation, and also programs of subject matters and work practice of students.
Key words: high school training of social workers, social qualitology, social qualimetry, didactic design, qualimetrical competence of bachelor and master of social work.