Научная статья на тему 'Готовность будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью: содержание, структура'

Готовность будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью: содержание, структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МОЛОДЕЖЬЮ / READINESS / COMPONENTS OF REDINESS / PROJECT WORK / READINESS TO PROJECT WORK ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина Наталия Викторовна

Представлены результаты теоретического исследования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью, выделены основные компоненты готовности и условия их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милютина Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE SOCIAL WORKER TO PROJECT WORK ORGANIZATION WITH YOUTH:

The results of theoretical research of future social worker's readiness to project work organization with young generation are represented; the main components of readiness and forming conditions are marked.

Текст научной работы на тему «Готовность будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью: содержание, структура»

УДК 362.7

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МОЛОДЕЖЬЮ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА

© Наталия Викторовна Милютина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,

e-mail: nataliia79@mail.ru

Представлены результаты теоретического исследования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью, выделены основные компоненты готовности и условия их формирования.

Ключевые слова: готовность; компоненты готовности; проектная деятельность; готовность к организации проектной деятельности с молодежью.

В современных условиях развития общества особенно актуальными становятся вопросы совершенствования практики социальной работы с различными категориями населения. Проектная деятельность сегодня модифицировалась в наиболее распространенную и эффективную форму организации работы с молодежью, это позволяет рассматривать ее не только как альтернативу традиционным формам, но и как требование к профессиональной готовности специалиста. Эти обстоятельства усиливают значение процесса формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью на этапе вузовской подготовки. Однако следует отметить, что в настоящее время отсутствуют целенаправленные научные исследования по изучению формирования данного вида готовности. Прежде чем осуществлять процесс формирования готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью, необходимо изучить содержание и структуру данного вида готовности.

Решение задачи по определению содержания готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью предполагает организацию исследования по двум направлениям: во-первых, изучение таких понятий, как «готовность», «готовность к профессиональной

деятельности», которые отражают содержание общей готовности будущего социального работника к деятельности в социальной сфере, и, во-вторых, определение содержания понятия «готовность к организации проект-

ной деятельности», которое связано с отдельным направлением профессиональной деятельности и отражает специальную подготовку будущего социального работника к организации проектной деятельности.

B научной литературе и исследованиях по проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности и содержания понятия «готовность», способов формирования и развития готовности будущего социального работника. Однако, несмотря на широкое распространение понятия «готовность», его трактовка неоднозначна. Анализ научной литературы и исследований последних лет показывает, что до сих пор нет единой точки зрения ученых относительно определения ими понятия «готовность».

В словаре Д.И. Ушакова «готовность» рассматривается как:

1) согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь;

2) подготовленный к чему-нибудь, сделавший все необходимые приготовления [1].

Наиболее часто понятие «готовность» встречается в психологической литературе. Авторы по-разному определяют готовность: и как психическое состояние (А.А. Ухтомский, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов), и как устойчивую характеристику личности, являющуюся результатом подготовленности к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий и др.). Рядом исследователей готовность рассматривается как установка (Б. Д. Парыгин, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе

и др.); как наличие способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); как направленность, являющаяся центральным образованием личности (А.К. Маркова, Л.М. Митина).

В рамках предпринятого исследования наиболее близким представляется определение готовности, разработанное М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. В их понимании готовность - это активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия [2].

Развивая данное определение готовности относительно профессиональной деятельности, С.Н. Чистякова трактует его следующим образом: готовность - это устойчивая система профессионально-личностных качеств (положительное отношение к профессии, организованность, внимательность, самообладание и т. д.), ее опыт, знания, навыки, умения, необходимые для успешной деятельности в любых ситуациях профессиональной работы [3].

Н.Б. Шмелева готовность к профессиональной деятельности рассматривает как знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами, свойствами и способностью к творчеству и самореализации [4].

В психолого-педагогической литературе выделяется несколько видов готовности к профессиональной деятельности [5]:

- психологическая, выражающаяся в сформированной направленности личности на профессиональную деятельность;

- теоретическая готовность, включающая наличие необходимого объема специальных профессиональных знаний;

- практическая готовность, характеризующаяся сформированностью на требуемом уровне профессиональных навыков и умений.

Таким образом, готовность человека к деятельности, в т. ч. и профессиональной, можно выразить формулой: «готовность = желание + знание + умение», или «готов = хочу + знаю + умею». Эта формула отражает три компонента готовности: мотивационный, когнитивный и деятельностный.

Проектная деятельность - это вид деятельности, который предъявляет особые требования к готовности для ее осуществления,

поэтому и содержание выделенных компонентов будет определять специфика организации проектной деятельности с молодежью.

В настоящее время нет единого подхода к трактовке понятия «проектная деятельность».

В.М. Полонский определяет проектную деятельность как деятельность по созданию прообраза, прототипа предполагаемого или возможного объекта, состояния, системы [6].

По мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностноориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной и творческой деятельности [7].

И.А. Колесникова рассматривает проектную деятельность как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта [8].

Непременным условием организации проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная деятельность с молодежью -это совместная деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Совместность участия в проектной деятельности социального работника и молодежи предполагает взаимодействие на разных уровнях. Среди них И.А. Колесникова выделяет следующие:

- информационный уровень (содержательный обмен всеми видами информации, получаемой в ходе проектной деятельности -исследовательской, обучающей, диагностической и др.);

- практический уровень (совместная предметная деятельность);

- эмоциональный уровень (индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом);

- этический уровень (правила, конвенциональные нормы взаимодействия) [8, с. 57].

Организация проектной деятельности с молодежью обусловлена двусторонним процессом: с одной стороны, деятельностью представителя молодежи или группы, и с другой стороны, деятельностью координатора проекта, в качестве которого выступает социальный работник. Роль координатора заключается в изучении субъектного опыта молодежи, совместном планировании работы по преодолению трудностей и решению проблем молодежи, оказании необходимой консультационной помощи на всех этапах работы над проектом, а также осуществлении мониторинговых исследований молодежи.

Следовательно, при организации проектной деятельности с молодежью социальный работник, с одной стороны, проектирует результаты (новые способности молодежи. приобретаемые в процессе проектной деятельности) и, с другой стороны, управляет проектной деятельностью молодежи. При этом обе деятельности существуют в нераздельности и слитности.

Рассмотрев выше понятия «готовность», «готовность к профессиональной деятельности» и «готовность к организации проектной деятельности с молодежью», целесообразно рассмотреть требования к готовности будущего социального работника при организации данного вида деятельности.

Будущий социальный работник при организации проектной деятельности с молодежью должен обладать личностными образованиями, проявляющимися в направленности на деятельность, мотивированности к ее организации, обладать знаниями и опытом организации данного вида деятельности.

В процессе исследования были выделены три компонента готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью: мотивационный, когнитивный и деятельностный.

Мотивационный компонент включает в себя положительное отношение не только к выбранному виду профессиональной деятельности, но и к процессу по организации проектной деятельности, потребность в успешном решении управленческих задач, стремление добиться успеха.

Когнитивный компонент включает определенный уровень теоретических знаний,

специализированную профессиональную осведомленность по организации проектной деятельности с молодежью.

Деятельностный компонент направлен на выработку навыков в данном виде деятельности и определяет уровень практических умений, а также готовность к творческому решению организационных задач.

Все входящие в структуру готовности к организации проектной деятельности компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Для успешного формирования готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью необходимо определить педагогические условия, способствующие эффективности ее формирования в процессе обучения в вузе. Среди них можно выделить следующие:

- педагогическая поддержка личностной мотивации к организации проектной деятельности с молодежью;

- дидактическое обеспечение базового процесса;

- включенность будущего социального работника в индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Особенности проектной деятельности накладывают отпечаток и на характер подготовки специалистов к организации проектной деятельности с молодежью. Спецификой является обучение в ходе самой проектной деятельности. Непосредственное проживание своего участия в проекте становится формой приобретения соответствующих знаний, умений и навыков, опыта деятельности и отношений. Причем чем разнообразнее в содержательном, функционально-ролевом плане опыт проектной деятельности, тем интенсивнее идет формирование данного вида готовности.

Для оценки готовности будущих социальных работников к организации проектной деятельности с молодежью можно использовать три уровня.

Минимальный уровень характеризуется слабой мотивацией к работе с молодежью, сопровождается нечеткими представлениями об особенностях проектной деятельности, единичным опытом ее организации.

Достаточный уровень отличается направленностью на работу с молодежью, наличием знаний и опытом организации проектной деятельности.

Оптимальный уровень характеризует наличие положительного настроя на работу с молодежью, присутствует активное стремление к организации проектной деятельности, имеются прочные знания и опыт реализации проектной деятельности.

Таким образом, важным компонентом готовности будущего социального работника к профессиональной деятельности является готовность к организации проектной деятельности с молодежью. В структуру готовности входят мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Выделение компонентов в структуре готовности позволяет эффективно строить процесс ее формирования.

1. Ушаков Д. И. Толковый словарь русского языка. М., 1935.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Мн., 2007.

3. Дьячек Т.П. Подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика: монография. Тамбов, 2002.

4. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2004.

5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001.

6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.

7. Матяш Н.В. Методы активного социальнопсихологического обучения. М., 2007.

8. Педагогическое проектирование / Колесникова И.А. [и др.]. М., 2008.

Поступила в редакцию 25.05.2010 г.

UDC 362.7

READINESS OF FUTURE SOCIAL WORKER TO PROJECT WORK ORGANIZATION WITH YOUTH: CONTENTS, STRUCTURE

Natalia Viktorovna Milyutina, Tambov State University, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social Work, Juve-nology and Management in Social Sphere Department, e-mail: nataliia79@mail.ru

The results of theoretical research of future social worker’s readiness to project work organization with young generation are represented; the main components of readiness and forming conditions are marked.

Key words: readiness; components of rediness; project work, readiness to project work organization.

УДК 371.3

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

© Наталья Сергеевна Петрищева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры теории и практики преподавания английского языка, e-mail: Petrischeva76@mail.ru

Работа посвящена теоретическим аспектам определения компонентного состава социокультурной компетенции в рамках иноязычной коммуникативной компетенции студентов юридических специальностей. В ней автор дает определение социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция», разрабатывает компонентный состав социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция», изучающих иностранный язык.

Ключевые слова: социокультурная компетенция; социокультурный компонент содержания обучения; обучение культуре; культурный компонент.

Одной из основных целей обучения иностранному языку (ИЯ) на различных этапах обучения и на различных специальностях в вузе, включая специальность «Юриспруденция», является формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем мно-

гообразии ее компонентов. В мировой научной литературе в зависимости от страны и научной школы используются разные модели иноязычной коммуникативной компетенции [1-7]. В основу разработки современных образовательных стандартов по иностранным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.