УДК 36+378
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
© Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Проанализированы преобразования, происходящие в социальной сфере в России. На современном этапе происходит переход от стагнации в социальной сфере к развитию, этот период характеризуется внедрением инновационных технологий социальной работы, разработкой новых нормативно -правовых документов в социальной сфере, формированием рынка социальных услуг, возрастающей ролью получателя социальных услуг в преобразованиях социальной политики, модернизацией системы подготовки будущих социальных работников, как проводников перемен в социальной сфере, необходимостью формирования инновационной компетентности будущего специалиста социальной сферы. Представлен опыт реализации модуля «Социальная инноватика». Целью модуля является формирование у студента общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области теории и практики социальной инноватики. рассматриваются активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как решение проблемных заданий, изучение опыта реализации социальных инноваций различных регионов РФ, кейс-ситуации, деловые и ролевые игры. Также в ходе практических занятий студенты защищают собственные, реализованные на практике инновационные социальные проекты. Одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование инновационной компетентности у будущего специалиста социальной сферы. Инновационная компетентность у будущего специалиста социальной сферы обеспечит конкурентоспособность, расширит возможности трудоустройства и социальной мобильности. Одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование инновационной компетентности у будущих специалистов социальной сферы как процесс, объединяющий усилия преподавателей, студентов, практиков социальных служб и организаций.
Ключевые слова: инновационная компетентность; социальная сфера; будущий специалист социальной сферы; инновации; социальные инновации; вузовская подготовка
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-54-60
Преобразования в социально-экономических процессах выдвигают новые требования к сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе и к сфере социальной работы. Система социальной работы в России начала складываться около 25 лет назад. Изменения, которые произошли за последние годы, требования государства, общества, получателей социальных услуг обусловливают внедрение новых, современных, инновационных технологий социальной работы.
Е.И. Холостовой, Е.И. Комаровым, О.Г. Прохоровой выделяются следующие основные направления модернизации социальной сферы: «во-первых, перевод всей системы на новые организационные формы (преобразование государственных учреждений в форму казенных организаций, бюджетных с дополнительными полномочиями, автономных некоммерческих). Перевод уч-
реждений системы социальной защиты населения на новые формы позволит внедрить рыночные отношения, тем самым увеличив контингент получателей услуг, повысив их качество. Во-вторых, переход на электронный документооборот. В-третьих, развитие новых социальных услуг. В-четвертых, переход от иждивенческо-потребительской системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечении его социального благополучия. В-пятых, в перспективе вместо предоставления гарантированных услуг в натуральной форме гражданам в соответствии с их пожеланиями может предоставляться прямая целевая выплата. В-шестых, создание доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограничениями здоровья, пожилых людей, родителей с маленькими детьми. В-седьмых, переход от заявительного к выявительному
порядку социальной работы. В-восьмых, в социальной сфере благодаря ее модернизации в ближайшее время должны быть созданы тысячи рабочих мест, то есть целая сеть малых предприятий, сервисных фирм, оказывающих социально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие виды услуг, не входящие в гарантированный перечень. В-девятых, предстоит модернизация и системы социального управления. Центральный аппарат системы социальной защиты населения - это стратегический мозговой центр всей структуры, ему целесообразно заниматься не повседневной текучкой, а постановкой и решением задач прогнозирования, стратегического планирования, разработки и внедрения стандартов и нормативов, созданием методических рекомендаций, передав выполнение тактических функций на нижестоящие уровни управления» [1, с. 37-42].
На современном этапе происходит переход от стагнации в социальной сфере к развитию, этот период характеризуется внедрением инновационных технологий социальной работы, разработкой новых нормативно-правовых документов в социальной сфере, формированием рынка социальных услуг, возрастающей ролью получателя социальных услуг в преобразованиях социальной политики, модернизацией системы подготовки будущих социальных работников как проводников перемен в социальной сфере, необходимостью формирования инновационной компетентности будущего специалиста социальной сферы.
К трудовым действиям специалиста по социальной работе и заведующего отделением (отделом) в соответствии с Приказом Минтруда России от 22 октября 2013 г. № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» (зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. № 30549) относят: подготовку предложений в рамках разработки социальных программ и проектов, направленных на повышение эффективности социального обслуживания населения на индивидуальном, групповом и средовом уровнях, а также разработку инновационных технологий социального обслуживания [2].
Согласно Б.Ф. Усманову, «инновация есть воплощенное в жизнь новшество (идея), зафиксированное в сознании и практике че-
ловека изменение существующих реалий. В стратегическом значении - продукт управляемого человеком развития, который целенаправленно используется обществом и его структурами для достижения прогресса в той или иной сфере жизнедеятельности» [3].
М. Доуэл к инновационным техникам работы с группой относит видеоконференции и «скайп-групповую» работу [4, с. 173-174].
Н.М. и М.Ю. Платоновы выделяют следующие разновидности новизны: «индивидуальную новизну, когда результат деятельности индивида (творца) для общества не является новым, однако представляется таковым в субъективном, индивидуальном, чисто психологическом смысле; локальную, или групповую, новизну, когда результат творческой деятельности является новым лишь для определенной группы людей; региональную новизну, когда новое распространяется в пределах отдельного региона, страны или государства; объективную, или всемирную, новизну, когда новое признано всем мировым сообществом» [5].
Е.И. Холостова отмечает, что «социальная инновация - идея, имеющая своей целью обрести социально-экономическое содержание быть востребованной обществом, а инновационная деятельность - процесс осуществления инноваций охватывают создание и внедрение: новых видов оказания социальных услуг, новых технологических процессов и форм организации социального обслуживания, нового рынка социальных услуг, новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур, новых предпочтений человека в духовно-нравственной, социальной сфере» [1, с. 85-86].
«Инновационная компетентность - это знание средств, способов, программ инновационной деятельности в решении социальных и профессиональных задач, умения и навыки проектировать и реализовывать инновационные технологии, что составляет ядро содержания компетенции как требования стандарта; готовность к проявлению этих знаний и умений в профессиональной деятельности; опыт реализации знаний, умений, навыков; ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностной, социальной и профессиональной значимости;
эмоционально-волевую регуляцию как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия проявлять и регулировать инновационное поведение» [6, с. 215].
Учитывая потребности современного общества, требования профессионального стандарта, в дисциплину «Основы социального маркетинга, инноватики и предпринимательства», реализуемую в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина на 4 курсе направления «Социальная работа» (бакалавриат), включен модуль «Социальная инноватика», целью которого является формирование у студента общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области теории и практики социальной инноватики.
Для определения уровня знаний студентов в начале и в конце модуля проводится тестирование, состоящее из вопросов по различным темам, таким как: характеристики социальных инноваций; основные функции инноваций; этапы инновационного цикла и др.
Модуль «Социальная инноватика» включает в себя следующие теоретические разделы.
1. Основные понятия инноватики. Типология инноваций. Социальные инновации.
2. Инновационный процесс. Управление инновационным процессом в социальной организации. Инновационный потенциал социальной организации.
3. Инновационная политика. Инновационная стратегия развития. Персонал инновационной социальной организации.
4. Творческий процесс. Креативность и технологии ее развития.
В ходе практических занятий студенты готовят рефераты (примерная тематика рефератов: «Методы преодоления сопротивлений социальным инновациям», «Креативные качества социального работника», «Социальные инновационные программы и проекты» и др.), решают кейсы, изучают отечественный опыт реализации социальных инноваций, а также защищают собственные инновационные социальные проекты.
При изучении опыта реализации социальных инноваций студенты анализируют инновационные проекты различных регионов Российской Федерации.
Например, студенты знакомятся с проектом по профилактике подростковой преступности «Антиштраф», реализуемым в Новгородской области Фондом помощи и поддержки несовершеннолетних детей и пенсионеров «Звездный порт». Система «Антиштраф» - превентивная методика поощрения, внедряемая фондом, с помощью которой шаг за шагом возможно улучшение поведения «трудного ребенка». Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего и его родителей - участников программы осуществляется специалистами фонда.
Этапы внедрения системы «Антиштраф» включают: диагностику проблем ребенка, определение его приоритетных ценностей, составление меню поощрений системы «Антиштраф» и таблицы желаемого поведения. Если ребенку удается не совершать проступков, ему выдается квитанция на определенное количество баллов, которые он копит и в дальнейшем может поменять на позицию из меню «Антиштраф». Превентивная методика становится для ребенка сильным внешним контролем и помогает ему закреплять свои достижения, она не вызывает у него сопротивления, потому что не содержит элементов наказания. Ребенок опирается на собственные достижения, что способствует укреплению его самооценки. В результате применения системы удалось у 50 % детей полностью исключить прогулы в школе, воровство, хулиганство на уроках, снизить количество драк [7, с. 285-288].
Изучается инновационная социальная практика «Школа ухода», реализуемая государственным бюджетным учреждением «Территориальный центр социального обслуживания «Мещанский», филиал «Басманный» (г. Москва), направленная на обучение родственников уходу за больными, создание для них условий психологического комфорта.
Особенностью практики является привлечение к мероприятиям программы специалистов медицинского профиля, организаций, выпускающих продукцию по уходу за больными, юриста, психолога. Мероприятия также направлены на закладку базовых и совершенствование полученных знаний, умений, навыков с целью развития профессионального мастерства социальных работников и резервных кадров на замещение вакантных
должностей в системе социальной защиты населения г. Москва.
Реализация мероприятий данной практики решает следующие задачи: подготовить граждан, желающих осуществлять уход за близкими людьми; повысить профессиональное мастерство социальных работников; развить ресурсы и профессиональное мастерство руководителей, специалистов учреждения; с большей отдачей использовать организационные, кадровые и материальные резервы деятельности учреждения; проблемы различных категорий населения с использованием внутренних резервов системы социального обслуживания [8, с. 83-92].
Изучается инновационный проект «Группа выходного дня «Школа здоровья» (г. Пенза). Цель проекта - социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития детей в условиях семейного воспитания, подготовка к самостоятельной жизни. Для осуществления проекта открыта группа выходного дня «Школа здоровья». Основными функциями группы выходного дня являются: охрана жизни и здоровья детей-инвалидов; социально-нравственное воспитание; обеспечение личностного развития ребенка; формирование у детей базовых социальных знаний, умений, навыков; диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов дошкольного возраста, на дому; координация деятельности органов местной власти в целях обеспечения потребности в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады.
Группа работает в субботу и воскресенье в удобное время для родителей. В эти дни специалисты группы выходного дня ждут родителей вместе с детьми. Кроме этого, в субботу в первой половине дня у взрослых есть возможность оставить в группе малыша на четыре часа. В группе регулярно проводятся занятия с малышами, охватывающие все направления развития ребенка: двигательное, речевое, познавательное, социальное, эмоциональное. Родители могут присутствовать на занятиях в группе или оставить малыша под присмотром специалистов. Практика осуществляется по двум направлениям параллельно: работа с детьми-инвалидами в группе выходного дня «Школа здо-
ровья»; работа с родителями (содействие в профессиональной самореализации, нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей и родственников, обучение их коррекционным методикам для применения в домашних условиях, профилактическая и реабилитационная работа по недопущению жестокого обращения и насилия в отношении детей-инвалидов в семье и близком окружении) [9, с. 646-648].
Интересным для изучения представляется инновационный проект «Сохраним семью» (Республика Татарстан), который предусматривает реализацию мероприятий, направленных на сохранение семьи. К задачам проекта относятся: разработка, издание и распространение среди будущих молодоженов просветительской брошюры «Секреты семейного благополучия»; разработка, издание и распространение среди семейных пар, подавших заявление на расторжение брака, просветительской брошюры «Новое рождение семьи»; разработка и реализация системы работы по программе восстановительной медиации для пар, подавших заявление на расторжение брака; информирование населения через СМИ о ходе реализации проекта и возможностях получения в г. Казань бесплатной помощи психолога и медиатора по вопросам семейных отношений, организация просветительских передач на радио и ТВ; распространение опыта организации системы медиации среди специалистов районов Республики Татарстан [7, с. 781-783].
Применение кейсов позволяет формировать инновационную компетентность. Как отмечает Н.В. Гарашкина, «важно, что результатом социального образования должны быть не только знания, но и способность человека оценивать, анализировать, предвидеть последствия социального развития и содействовать происходящим социальным процессам или противодействовать им, если они противоречат интересам всех или отдельного члена общества» [10].
Также в ходе практических занятий происходит защита собственных, как правило, реализованных на практике, инновационных социальных проектов.
Например, проект, направленный на социальное сопровождение специалиста социальной службы. К задачам проекта относят:
развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций; овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации; овладение дыхательными техниками. В ходе реализации проекта проведена: консультативная беседа по повышению компетентности социальных работников по вопросу профессионального выгорания «Профессиональное выгорание рядом»; занятия с элементами тренинга на отвлечение от психоэмоционального напряжения на работе. В результате реализации проекта ожидается, что специалисты по социальной работе сумеют самостоятельно преодолевать психосо-циональную напряженность как в коллективе, так и с клиентами, научатся различным дыхательными техникам, навыкам релаксации мышечного расслабления, визуализации, концентрации, станут лояльнее относиться не только к проблемам на работе, но и в повседневной жизни.
Еще одним инновационным социальным проектом является проект «Будь здоров, малыш», реализуемый на базе ТОГБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». Целью проекта является социальное сопровождение детей из неполных семей посредством приобщения к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта предусмотрено проведение следующих мероприятий: чтение художественной литературы (К. Чуковского «Доктор Айболит», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалкова «Прививка», «Грипп»; «Птичка Тари», «Как бегемот боялся делать прививки» и т. д.); проведение зарядки под музыкальное сопровождение; проведение игр («Назови виды спорта», «Угадай вид спорта по показу», «Полезные продукты», «Хорошо-плохо», «Часы здоровья» «Что полезно, а что нет», «Угадай загадку, покажи отгадку»); совместное разучивание стихотворений о здоровье; постановка и показ инсценировки «Айболит» и «Мойдодыр»; осуществление художественных занятий (аппликация, рисование, лепка: Витаминная корзина, овощи на тарелке, «Живые витамины»); просмотр и совместное обсуждение мультфильмов «Лунтик», «Смешарики. Азбука здоровья», «Добрый доктор Стоматолог» и т. д.; составление фотоколлажа «Мы дружим со спортом».
Также в ТОГБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» реализуется проект «Арт-терапия как метод социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей», направленный на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами арт-терапии.
Также в ходе реализации дисциплины «Основы социального маркетинга, инновати-ки и предпринимательства» (модуль «Социальная инноватика») был разработан локальный инновационный социальный проект «Серебряный возраст». Основная цель проекта - осуществление социальной терапии с пожилыми женщинами посредством организации досуга методом декупажа. В ходе реализации проекта отобрана и изучена информация о технике «Декупаж», проведены два мастер-класса (мастер-класс по декупажу холодной свечи и мастер-класс по декупажу елочных игрушек), собран и подготовлен материал для изготовления поделок, которые будут сделаны собственными руками пожилых.
Таким образом, считаем, что одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование инновационной компетентности у будущего специалиста социальной сферы. Инновационная компетентность у будущего специалиста социальной сферы обеспечит конкурентоспособность, расширит возможности трудоустройства и социальной мобильности. Одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование инновационной компетентности у будущих специалистов социальной сферы как процесс, объединяющий усилия преподавателей, студентов, практиков социальных служб и организаций.
Список литературы
1. Управление в социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°», 2012. 333 с.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»: приказ Минтруда России от 22.10.2013 г. № 571н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30549). URL: http://fgo-svo. ru/uploadfiles/profstandart/03.001 .pdf (дата обращения: 10.11.2016).
3. Усманов Б.Ф. Социальная инноватика. М.: Социум, 2009.
4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы. М.: КНОРУС, 2016. 344 с.
5. Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Инновации в социальной работе. М.: Изд. центр «Академия», 2012. 256 с.
6. Дружинина А.А. Формирование компетентности в области социальных инноваций у будущего социального работника // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 10. С. 209-216.
7. Энциклопедия инновационных практик соци-альноориентированных некоммерческих организаций / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Кли-мантовой. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°», 2017. 848 с.
8. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°», 2015. 552 с.
9. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°», 2015. 824 с.
10. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 91-100.
References
1. Kholostova E.I., Komarov E.I., Prokhorova O.G. (eds.). Upravlenie v sotsial'noy rabote [Management in Social Work]. Moscow, Publishing and Trading Corporation "Dashkov and C°", 2012, 333 p. (In Russian).
2. Order of Ministry of Labor of the Russian Federation no. 571n of October 22, 2013, Ob ut-verzhdenii professional'nogo standarta «Spet-sialist po sotsial'noy rabote» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 g. № 30549) [About confirmation of professional standard "Specialist in social work" (registered in Justice Ministry of Russia 06.12.2013 no. 30549)]. (In Russian). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/prof-standart/03.001 .pdf (accessed 10.11.2016).
3. Usmanov B.F. Sotsial'naya innovatika [Social Innovation Theory]. Moscow, Sotsium Publ., 2009. (In Russian).
4. Firsov M.V., Studenova E.G. Tekhnologiya sotsial'noy raboty [Technology of Social Work]. Moscow, Knorus Publ., 2016, 344 p. (In Russian).
5. Platonova N.M., Platonov M.Y. Innovatsii v sotsial'noy rabote [Innovations in Social Work]. Moscow, Publishing center "Akademiya", 2012, 256 p. (In Russian).
6. Druzhinina A.A. Formirovanie kompetentnosti v oblasti sotsial'nykh innovatsiy u budushchego sotsial'nogo rabotnika [Formation of the competence in the sphere of social innovations and future social worker]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy - Social and economic phenomena and processes, 2014, vol. 9, no. 10, pp. 209-216. (In Russian).
7. Kholostova E.I., Klimantova G.I. (eds.). Entsiklopediya innovatsionnykh praktik sotsial'noorientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy [Encyclopedia of Innovative Practice of Socially-Oriented Non-Commercial Organizations]. Moscow, Publishing and Trading Corporation "Dashkov and C°", 2017, 848 p. (In Russian).
8. Kholostova E.I., Klimantova G.I. (eds.). Entsiklopediya sotsial'nykh praktik podderzhki pozhi-lykh lyudey v Rossiyskoy Federatsii [Encyclopedia of Social Practice of Elderly people Support in the Russian Federation]. Moscow, Publishing and Trading Corporation "Dashkov and C°", 2015, 552 p. (In Russian).
9. Kholostova E.I., Klimantova G.I. (eds.). Entsiklopediya sotsial'nykh praktik podderzhki invali-dov v Rossiyskoy Federatsii [Encyclopedia of Social Practice of the Disabled Support in the Russian Federation]. Moscow, Publishing and Trading Corporation "Dashkov and C°", 2015, 824 p. (In Russian).
10. Garashkina N.V. Sistema vuzovskoy podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov kak kom-ponent sotsial'nogo obrazovaniya [The system of future social workers preparation as a component of social education]. Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 6 (110), pp. 91-100. (In Russian).
Поступила в редакцию 13.12.2016 г. Отрецензирована 18.01.2017 г. Принята в печать 30.08.2017 г.
Received 13 December 2016 Reviewed 18 January 2017 Accepted for press 30 August 2017
UDC 36+378
THE FORMATION OF INNOVATION COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL SPHERE SPECIALIST
Anastasiya Aleksandrovna DRUZHININA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Psychological-Pedagogic and Social Education Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: [email protected]
The transformations, occurring in the social sphere of Russia are analyzed. At the modern stage the transition from stagnancy in the social sphere to the development, this period is characterized by the implementation of innovative technologies of social work, development of new legal and regulatory documents in the social sphere, formation of the market of social services, the increasing role of social services recipient in the transformations of social policy, modernization of the system of preparation of social workers, both as guide of changes in the social sphere, the necessity to form innovative competence of the future specialist in the social sphere. The experience of realization of module "Social Innovation Theory" is presented. The aim of this module is the formation of general and cultural, general and professional and professional competences in the sphere of theory and practice of social innovation theory. The active and interactive form of carrying out the lessons such as problem tasks' decision, the study of social innovations realization in different regions of the Russian Federation, case-situations, business and role games. And also during practical lessons students will have to protect their own, practically realized innovative social projects. One of prospective directions of development of higher educational institution preparation is the formation of innovative competence at future specialist of social sphere will provide competitiveness, will broaden the working possibilities and social mobility. One of prospective directions of system of higher educational institution development is the formation of innovative competence at future specialists of social sphere as a process, uniting the common efforts of lecturers, students, practical men of services and organizations.
Keywords: innovative competence; social sphere; future specialist of social sphere; innovations; social innovations; higher educational institution preparation
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-54-60
Для цитирования: Дружинина А.А. Формирование инновационной компетентности будущего специалиста социальной сферы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6 (170). С. 54-60. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-6(170)-54-60.
For citation: Druzhinina A.A. Formirovanie innovatsionnoy kompetentnosti budushchego spetsialista sotsial'noy sfery [The formation of innovation competence of future social sphere specialist]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 6 (170), pp. 54-60. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-54-60. (In Russian, Abstr. in Engl.).