Научная статья на тему 'Подготовка будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения'

Подготовка будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1584
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / SOCIAL SPHERE / SOCIAL SPHERE SPECIALIST / SOCIAL WORK / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / UNIVERSITY TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

Рассмотрено межведомственное взаимодействие как основа реализации социальной политики, приоритетная технология социальной работы с населением. Отмечено, что межведомственность, являясь важным принципом при разработке государственных программ и создании информационных систем и документов, обслуживающих социальную сферу, также является ресурсом развития организаций социальной сферы. Установлено, что деятельность специалистов социальной сферы основана на межведомственном принципе. Межведомственное взаимодействие требует особых компетенций: понимание междисциплинарности, знание границ своей профессиональной компетенции, способность реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов. Определены базовые категории исследования: понятия «межведомственное взаимодействие», «система межведомственного взаимодействия», этапы организации межведомственного взаимодействия, барьеры, затрудняющие процессы межведомственного взаимодействия. Представлены результаты анкетирования студентов, направленного на изучение процесса подготовки будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения. Результаты анкетирования подчеркивают важность этого процесса. Установлено, что взаимодействие в междисциплинарной команде требует наличия ключевой руководящей фигуры, которая должна помочь организовать взаимодействие. Специалист по социальной работе с учетом специфики своего образования и полученных компетенций может стать такой фигурой. Представлены элементы практических занятий, направленных на подготовку будущих специалистов социальной сферы к межведомственному взаимодействию как важному направлению работы с населением. Проведенное исследование показывает необходимость усиления содержательной компоненты образовательной программы для специалистов социальной сферы с учетом работы в мультидисциплинарной команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE FOR THE ORGANIZATION OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION AS AN IMPORTANT DIRECTION FOR SOLVING THE PROBLEMS OF THE POPULATION

Interdepartmental interaction as the basis for implementing social policy, the priority technology of social work with the population is considered. It is noted that interdepartmentalism, being an important principle in the development of state programs and the creation of information systems and documents serving the social sphere, is also a resource for the development of social organizations. It is established that the activity of specialists in the social sphere is based on an interdepartmental principle. Interdepartmental interaction requires special competence: understanding of interdisciplinarity, knowledge of the boundaries of its professional competence, the ability to implement interdisciplinary and interagency interaction and coordination of specialists’ activities. The basic categories of research are defined: the concepts of “interdepartmental interaction”, “interagency cooperation system”, stages of organization of interdepartmental interaction, barriers that impede the processes of interagency cooperation. The results of the questionnaire survey of students aimed at studying the process of training future specialists in the social sphere to organize interdepartmental interaction as an important direction in solving population problems are presented. The results of the survey emphasize the importance of this process. It is established that interaction in an interdisciplinary team requires the presence of a key a leading figure, which should help to organize interaction. A specialist in social work, taking into account the specifics of his education and his competences, can become such a figure. The elements of practical exercises aimed at training future specialists of the social sphere for interdepartmental interaction as an important area of work with the population are presented. The conducted research shows the need to strengthen the content component of the educational program for specialists in the social sphere, taking into account work in a multidisciplinary team.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения»

УДК 36+378

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-15-22

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

К ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ВАЖНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ

© Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: drugininaan@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрено межведомственное взаимодействие как основа реализации социальной политики, приоритетная технология социальной работы с населением. Отмечено, что межведомственность, являясь важным принципом при разработке государственных программ и создании информационных систем и документов, обслуживающих социальную сферу, также является ресурсом развития организаций социальной сферы. Установлено, что деятельность специалистов социальной сферы основана на межведомственном принципе. Межведомственное взаимодействие требует особых компетенций: понимание междисциплинарности, знание границ своей профессиональной компетенции, способность реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов. Определены базовые категории исследования: понятия «межведомственное взаимодействие», «система межведомственного взаимодействия», этапы организации межведомственного взаимодействия, барьеры, затрудняющие процессы межведомственного взаимодействия. Представлены результаты анкетирования студентов, направленного на изучение процесса подготовки будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения. Результаты анкетирования подчеркивают важность этого процесса. Установлено, что взаимодействие в междисциплинарной команде требует наличия ключевой - руководящей фигуры, которая должна помочь организовать взаимодействие. Специалист по социальной работе с учетом специфики своего образования и полученных компетенций может стать такой фигурой. Представлены элементы практических занятий, направленных на подготовку будущих специалистов социальной сферы к межведомственному взаимодействию как важному направлению работы с населением. Проведенное исследование показывает необходимость усиления содержательной компоненты образовательной программы для специалистов социальной сферы с учетом работы в мультидисциплинарной команде.

Ключевые слова: социальная сфера; специалист социальной сферы; социальная работа; межведомственное взаимодействие; вузовская подготовка

На современном этапе от эффективности межведомственного взаимодействия зависит качество и скорость предоставления социальных услуг, а в целом уровень и качество жизни населения. Межведомственное взаимодействие - основа реализации социальной политики, приоритетная технология социальной работы с населением. Межведомственность также является ресурсом развития организаций социальной сферы.

Важно учитывать, что новые социальные и экономические условия ставят перед современной социальной работой новые цели не только в области адресной социальной поддержки и помощи «незащищенных» социальных групп, но и в области планирования, организации, контроля и координации межведомственного взаимодействия государственных, общественных организаций, сфере социального предпринимательства в

профилактике и решении проблем населения, в обеспечении социального благополучия отдельного человека и общества в целом.

Принцип межведомственности все чаще применяется при разработке государственных программ и создании информационных систем и документов, обслуживающих социальную сферу. В современных условиях внедряются порядки и регламенты межведомственного взаимодействия, реализованы пилотные проекты по созданию комплексной системы оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям, начата работа по проекту отработки пилотной модели по созданию системы комплексной реабилитации людей с инвалидностью [1, с. 117].

В.В. Рубцов отмечает, что «существенная роль в обеспечении межведомственных взаимодействий <...> бесспорно принадле-

жит профессиональным стандартам социальной сферы, имеющим межведомственный характер. Сейчас в работе находятся следующие профстандарты: Руководитель организации социального обслуживания, Социальный работник, Специалист по социальной работе, Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы, Специалист по медико-социальной экспертизе, Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, Специалист по работе с семьей, Психолог в социальной сфере» [2, с. 92]. Деятельность этих специалистов социальной сферы основана на межведомственном принципе.

Профессионал, работающий в социальной сфере, находясь в центре социальной жизни, должен эффективно выполнять свои функциональные обязанности, поэтому подготовка специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия позволит обеспечить социальные учреждения конкурентоспособными специалистами, которые будут содействовать эффективному функционированию организации, а также гармоничному и устойчивому развитию общества.

Согласно Ю.М. Забродину и В.В. Рубцову, «механизм межведомственного взаимодействия может обеспечить высокое качество работы в различных областях социальной сферы: в системе образования, при психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении детей с особыми образовательными потребностями, в процессе психолого-педагогического консультирования обучающихся, педагогических работников и их родителей (законных представителей), в службах ранней помощи, в органах опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, в учреждениях социальной защиты населения и др.» [3, с. 21].

Следовательно, необходимо готовить специалистов этих областей с учетом специфики их деятельности, которая носит межведомственный характер, в том числе и специалистов по социальной работе.

В современных условиях специалист, работающий в социальной сфере, должен быть менеджером, который умеет комплексно применять различные технологии и методы решения проблем клиента, формировать

междисциплинарную команду, разрабатывать и реализовывать межведомственные социальные проекты и программы, устанавливать контакты, организовывать, осуществлять и контролировать социальное партнерство.

Растущее многообразие социальных проблем, модернизация социальной политики, сферы образования обусловливают изменения в вузовской подготовке специалистов социальной сферы. Учитывая потребности государства, общества, работодателей, клиентов социальных учреждений необходимо разрабатывать инновационные модели и образовательные технологии подготовки специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия.

В.Г. Бочарова, описывая концептуальную платформу управления социальной работой в современных условиях, отмечает важность ее интегративности и межведомственности: «работа социальных служб «по одиночке» малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.)» [4, с. 82].

Анализ работ по проблемам межведомственного взаимодействия в социальной сфере позволил выделить базовые категории. Рассмотрим содержательное наполнение понятия «межведомственное взаимодействие».

Для определения понятия «межведомственное взаимодействие» важной является позиция Т.Н. Протасовой, которая определяет «межведомственное взаимодействие в социальной сфере как процесс согласования форм, средств и способов решения общезначимых социальных проблем с учетом интересов населения и территориально-управленческой специфики взаимодействующих сторон. Межведомственный подход в работе учреждений социальной сферы усиливает позицию каждой взаимодействующей стороны, позволяет преодолеть ограниченность ведомственного управления, ведет к концентрации ресурсов и усилий учреждений на узловых проблемах» [5, с. 9]. То есть межведомственное взаимодействие - это процесс согласования деятельности различных организаций в решении социальных проблем клиентов.

Ю.Н. Замолоцких определяет «систему межведомственного взаимодействия как структурно-функциональную форму реализации государственной политики по конкретным специальным вопросам осуществления государственных функций» [6, с. 145].

Для исследования процесса межведомственного взаимодействия важно понимание его этапов. Например, А.С. Дудкин выделяет «этапы межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения социального благополучия детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: определение круга социальных партнеров; определение общих целей и задач; разработка единой методологии и методов работы; разработка механизма взаимодействия; разграничение функций и полномочий; координация деятельности социальных партнеров; изучение эффективности социальной поддержки» [7, с. 257].

Ю.А. Петровская в своей статье представляет барьеры, затрудняющие процессы межведомственного взаимодействия в общественных организациях:

«- инертность органов власти при организации межведомственного взаимодействия (инициатива совместных действий, как правило, исходит от представителей общественных организаций);

- личностные особенности руководителей организаций и учреждений (взаимодействие расценивается как дополнительная нагрузка, низкий уровень коммуникативных навыков, небольшое количество социальных связей, желание сосредоточить на своей организации то или иное направление деятельности и др.);

- присутствует определенная степень недоверия к общественным организациям (предубеждение, связанное с представлениями о низком уровне квалификации специалистов, работающих в них);

- отсутствует законодательная база, регламентирующая основные механизмы взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений, а также ненадлежащее исполнение функции координирующим органом» [8].

Современное состояние социальной и экономической среды обусловливает необходимость сопряженной профессиональной деятельности будущих специалистов социальной сферы с профессиональной деятель-

ностью социальных педагогов, правоохранительных органов, медицинских работников, сотрудников социально-реабилитационных центров, некоммерческих организаций (НКО) и др. Такое взаимодействие требует особых компетенций: понимание междисци-плинарности, знание границ своей профессиональной компетенции, способность реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов. Специалист по социальной работе становится частью междисциплинарной команды, работающей по принципу межведомственности.

С учетом анализа лучших социальных практик можно констатировать, что в современных условиях развития социальной работы, социальной сферы межведомственное взаимодействие является востребованным обществом, социальными организациями, получателями социальных услуг направлением работы с населением. Межведомственное взаимодействие позволяет организациям социальной сферы повышать качество и эффективность своей работы. Для осуществления межведомственного взаимодействия необходимо осуществлять подготовку будущих специалистов социальной сферы к межведомственному взаимодействию.

В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина осуществляется подготовка будущих специалистов социальной сферы.

В ходе исследования было проведено анкетирование со студентами направления 39.03.02 «Социальная работа», направленное на изучение процесса подготовки будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения.

Большинство студентов (80 %), участвующих в анкетировании, полагают, что межведомственное взаимодействие - это лишь обмен документами и информацией между организациями, то есть респонденты имеют «узкое» представление о межведомственном взаимодействии.

При перечислении существующих барьеров при организации и осуществлении межведомственного взаимодействия 67 % студентов назвали свыше 6 наименований (культурные, правовые, организационно-уп-

равленческие, психологические и др.) и только 13 % отметили, что не существует никаких барьеров1.

При ответе на вопрос «Как Вы считаете, необходимо ли готовить специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия?» студенты отмечали: «Это поможет мне в моей дальнейшей профессиональной деятельности, поможет в организации сотрудничества с другими организациями и людьми. Поможет мне реализовать что-то новое».

Также студенты отмечают, что процесс подготовки будущих специалистов социальной сферы к межведомственному взаимодействию как важному направлению работы с населением должен включать как теоретическую, так и практическую части (студентами при ответе на этот вопрос назывались лекции, игры, кейсы и др.).

Результаты анкетирования подчеркивают важность подготовки будущих специалистов социальной сферы к межведомственному взаимодействию как важному направлению работы с населением.

Подготовка по направлению 39.03.02 «Социальная работа» включает следующие направления: теоретическое обучение, практика, проектная и волонтерская деятельность, участие в общественных движениях и организациях. Ниже рассмотрим ряд направлений по подготовке будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения.

В ходе практических занятий студенты -будущие специалисты социальной сферы знакомятся с опытом организации межведомственного взаимодействия при решении проблем различных категорий населения. Например, опыт Московской области, где в аппаратах, обеспечивающих деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав (КДН и ЗП), была введена дополнительная должность - координатор работы с несовершеннолетними. Координаторы реализуют свою деятельность во взаимодействии с различными ведомствами: опеки и попечительства, внутренних дел, социальной защиты населения, занятости, образова-

1 Анкетирование предполагало возможность отметки нескольких позиций одновременно или ни одного ответа.

ния и иными субъектами системы профилактики и ведомствами. Координатор общается с каждым подростком и контролирует проведение индивидуального профилактического взаимодействия; работает с комиссиями в сфере решения проблем несовершеннолетних, связанных с их трудовым и бытовым устройством.

Также изучен опыт Республики Татарстан, где из представителей правоохранительных органов, организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных организаций и трудовых коллективов, органов государственной власти и местного самоуправления назначаются общественные воспитатели несовершеннолетних осужденных. Они анализируют среду общения и окружения несовершеннолетних осужденных, выявляют обстановку в семье, помогают родителям в воспитании несовершеннолетних осужденных, осуществляют контроль за несовершеннолетними осужденными, участвуют в защите их прав, оказывают комплексную помощь в социальной реабилитации несовершеннолетних. В рамках межведомственного взаимодействия несовершеннолетним правонарушителям и членам их семей оказывается социальная помощь: индивидуальные консультации различных специалистов, содействие в получении образования, содействие в трудоустройстве несовершеннолетним, освободившимся из учреждений закрытого типа, материальная помощь в натуральном и денежном выражении, содействие в организации оздоровления несовершеннолетним, содействие в восстановлении документов, содействие в оформлении регистрации по месту жительства [9, с. 66-67].

Важным моментом в разработке технологий подготовки «будущих специалистов социальной работы в вузе является соединение теоретического и практического обучения средствами учебного проектирования и организации студенческой практики. Социальный контекст будущей профессиональной деятельности, отношений будущих специалистов эффективнее всего отрабатывается в реальной практике, где есть возможность приобрести не только профессиональный опыт, но и социальный, личностный опыт, проявить свои личностные качества и социальную активность. Участие студентов в реальном

взаимодействии с клиентом, специалистами социальных организаций позволяет преодолеть разрыв между теорией и практикой» [10].

«Технологический компонент системы вузовской подготовки будущего социального работника должен включать не только базовые формы организации обучения (теоретическое и практическое обучение, самостоятельную работу студентов), но и методы, активизирующие студента, развивающие способности работать в междисциплинарной команде, в социуме; личностно-ориентиро-ванные методы развития организаторских и лидерских качеств, а также групповые и коллективные формы организации обучения, формирующие личностно-профессиональные компетенции» [11, с. 419].

В ходе обучения студенты активно участвуют в волонтерской деятельности, которая также позволяет осуществлять подготовку специалистов социальной сферы к межведомственному взаимодействию, это, прежде всего, умения и навыки планирования, организации волонтерской деятельности, эффективно использовать методы и формы привлечения и обучения волонтеров, ресурсы государственных организаций и НКО в реализации волонтерских социальных программ и проектов. Участие в социальных программах и проектах позволяет учащемуся самоутвердиться, дает возможность выстроить взаимодействия внутри коллектива, выявить и продемонстрировать свои лидерские и организаторские способности.

В ходе практических занятий происходит защита собственных, реализованных на практике, социальных проектов, направленных на организацию межведомственного взаимодействия в социальной сфере.

Например, социально-профилактический проект «Сделай свой выбор» студентки 4 курса. Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью формирования у несовершеннолетних нравственных установок, выработки социально приемлемых форм поведения, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Соответственно целью социально-профилактического проекта «Сделай свой выбор» является социальная профилактика, направленная на получение знаний у несовершеннолетних и представлений о своих правах и обязанностях. Базой реализации социально-профилактического

проекта «Сделай свой выбор» является подразделение по делам несовершеннолетних МО МВД «Уваровский», межведомственный партнер - МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Героя Советского Союза Г.А. Пономарева».

Данный социально-профилактический проект был реализован в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе социально-профилактического проекта «Сделай свой выбор» совместно с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних, а также классным руководителем 9 класса была проведена входная диагностика учащихся - участников проекта. В ходе проведения входной диагностики были получены следующие результаты: анализ результатов анкетирования на знание своих прав и обязанностей показал, что всего 20 % опрошенных подростков знают свои права и обязанности, 80 % ответили, что не знают свои права и обязанности. При анализе социальных карт «трудного подростка» выявлено, что 5 подростков проживают в неполной семье, 7 подростков проживают в неблагоприятной обстановке, у 9 отмечаются конфликтные взаимоотношения с родителями, 2 подростка состоят на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних в МО МВД «Уваровский».

Основной этап включал следующие мероприятия: проведение профилактической беседы «Правонарушения», тренинг «Учимся противостоять влиянию», проведение групповой дискуссии «Ответ за поступки», упражнение «Что я выиграю/что я потеряю», раздачу информационных листов, с помощью которых участники смогли дополнительно изучить свои права и обязанности.

В ходе реализации заключительного этапа была проведена выходная диагностика, включающая в себя проведение повторного анкетирования на знание своих прав и обязанностей подростками. Анализ результатов анкеты показал, что на сегодняшний момент повысилось количество подростков, знающих свои права и обязанности, на данный момент это 65 %.

В результате сравнения входной и выходной диагностики было обнаружено, что выполненные мероприятия и проведенная профилактическая беседа помогли повысить уровень знаний участников проекта об их

правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений, на данный момент это 55 % подростков, снизилось количество подростков, не знающих свои права и обязанности, до 45 %. Повысился и уровень общительности подростков при взаимодействии между собой и специалистом на 10 %, количество частично расположенных и не расположенных к общению подростков сократилось на 5 %.

Проект получил положительные отзывы от всех участников межведомственного взаимодействия.

Культура взаимодействия с другими специалистами становится отдельной задачей подготовки специалистов социальной сферы. Взаимодействие в междисциплинарной команде требует наличия ключевой -руководящей фигуры, которая должна помочь организовать взаимодействие и в конечном итоге прийти к взаимопониманию и взаимодействию. Специалист по социальной работе с учетом специфики своего образования и полученных компетенций может стать такой фигурой.

Таким образом, полагаем, что перспективным направлением развития вузовской подготовки является подготовка будущих специалистов социальной сферы к межведомственному взаимодействию как важному направлению работы с населением, основной составляющей которого является способность к разработке, осуществлению, координации и контролю социальных проектов и программ на основе межведомственного взаимодействия. Подготовка к осуществлению межведомственного взаимодействия расширит возможности трудоустройства специалистов социальной сферы, обеспечит социальную мобильность и конкурентоспособность.

Проведенное исследование показывает необходимость усиления содержательной компоненты образовательной программы для специалистов социальной сферы с учетом работы в мультидисциплинарной команде с применением современных технологий фанд-райзинга, социального партнерства, информационно-коммуникационных квалиметри-ческих технологий, технологий социального предпринимательства, социального маркетинга.

Список литературы

1. Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 116-128.

2. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87-93.

3. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 13-30.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. 207 с.

5. Протасова Т.Н. Межведомственное взаимодействие учреждений социальной сферы в решении проблем сиротства на территории: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Кемерово, 2004. 21 с.

6. Замолоцких Ю.Н. К вопросу о понятии «межведомственное взаимодействие» государственных органов исполнительной власти // Апробация. 2016. № 5 (44). С. 145-146.

7. Дудкин А.С. Проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию // Регионология. 2009. № 1. С. 255-261.

8. Петровская Ю.А. Организация межведомственного взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности на региональном уровне (на примере Республики Карелия) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 343-351.

9. Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы / под ред. Н.В. Сероштано-вой. М.: АНО «ЦНПРО», 2016. 81 с.

10. Дружинина А.А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента - будущего социального работника // Вестник Тамбовского универси-

тета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 100-107.

11. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Технологии формирования социальной инициативности студенческой молодежи // Психолого-со-

циальная работа в современном обществе: проблемы и решения. СПб., 2016. С. 418-420.

Поступила в редакцию 13.11.2017 г. Отрецензирована 11.12.2017 г. Принята в печать 23.01.2018 г.

Информация об авторе

Дружинина Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: drugininaan@yandex.ru

Для цитирования

Дружинина А.А. Подготовка будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 15-22. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-15-22.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-15-22

PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE FOR THE ORGANIZATION OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION AS AN IMPORTANT DIRECTION FOR SOLVING THE PROBLEMS OF THE POPULATION

Anastasia Aleksadrovna DRUZHININA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: drugininaan@yandex.ru

Abstract. Interdepartmental interaction as the basis for implementing social policy, the priority technology of social work with the population is considered. It is noted that interdepartmentalism, being an important principle in the development of state programs and the creation of information systems and documents serving the social sphere, is also a resource for the development of social organizations. It is established that the activity of specialists in the social sphere is based on an interdepartmental principle. Interdepartmental interaction requires special competence: understanding of interdisciplinarity, knowledge of the boundaries of its professional competence, the ability to implement interdisciplinary and interagency interaction and coordination of specialists' activities. The basic categories of research are defined: the concepts of "interdepartmental interaction", "interagency cooperation system", stages of organization of interdepartmental interaction, barriers that impede the processes of interagency cooperation. The results of the questionnaire survey of students aimed at studying the process of training future specialists in the social sphere to organize interdepartmental interaction as an important direction in solving population problems are presented. The results of the survey emphasize the importance of this process. It is established that interaction in an interdisciplinary team requires the presence of a key - a leading figure, which should help to organize interaction. A specialist in social work, taking into account the specifics of his education and his competences, can become such a figure. The elements of practical exercises aimed at training future specialists of the social sphere for interdepartmental interaction as an important area of work with the population are presented. The conducted research shows the need to strengthen the content component of the educational program for specialists in the social sphere, taking into account work in a multidisciplinary team.

Keywords: social sphere; social sphere specialist; social work; interdepartmental interaction; university training

References

1. Alekhina S.V., Falkovskaya L.P. Mezhvedomstvennoe vzaimodeystvie kak mekhanizm razvitiya psikhologicheskoy sluzhby v obrazovanii [Interdepartmental interaction as a mechanism for the development of psychological service in education]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya - Psychological-Educational Studies, 2017, vol. 9, no. 3, pp. 116-128. (In Russian).

2. Rubtsov V.V. O mezhvedomstvennom vzaimodeystvii v realizatsii sotsial'noy i obrazovatel'noy inklyuzii dlya sotsial'no uyazvimykh grupp naseleniya [Interdepartmental interaction in realization of social and educational inclusion for vulnerable groups]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2016, vol. 21, no. 1, pp. 87-93. (In Russian).

3. Zabrodin Y.M., Rubtsov V.V. Aprobatsiya, vnedrenie i primenenie professional'nykh standartov pri reshenii zadach obrazovaniya i sotsial'noy sfery: etapy i perspektivy [Approbation, implementation and use of professional standards deciding the tasks of education and social sphere: stages and prospects]. Mezhvedomstvennye modeli okazaniya sot-sial'nykh i obrazovatel'nykh uslug i praktika aprobatsii i primeneniya professional'nykh standartov rabotnikov obrazo-vaniya i sotsial'noy sfery [Interdepartmental Models of Social and Educational Services Provision and Practice of Approbation and Use of Professional Standards of Workers of Educational and Social Sphere]. Moscow, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Moscow State University of Psychology & Education Publ., 2016, pp. 13-30. (In Russian).

4. Bocharova V.G. Pedagogika sotsial'noy raboty [Social Work Pedagogy]. Moscow, Argus Publ., 1994, 207 p. (In Russian).

5. Protasova T.N. Mezhvedomstvennoe vzaimodeystvie uchrezhdeniy sotsial'noy sfery v reshenii problem sirotstva na terri-torii: avtoref. dis. ... kand. sots. nauk [Interdepartmental Interaction of Social Sphere Institutions in Problem Solving of Orphanage at the Territory. Cand. soc. sci. diss. abstr. ]. Kemerovo, 2004, 21 p. (In Russian).

6. Zamolotskikh Y.N. K voprosu o ponyatii «mezhvedomstvennoe vzaimodeystvie» gosudarstvennykh organov ispolni-tel'noy vlasti [On the issue of "interdepartmental interaction" of state organs of the executive branch]. Aprobatsiya [Approbation], 2016, no. 5 (44), pp. 145-146. (In Russian).

7. Dudkin A.S. Problemy mezhvedomstvennogo vzaimodeystviya v okazanii pomoshchi detyam, popavshim v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu [Problems of interdepartmental interrelation in helping children in complicated reality situations]. Regionologiya [Regionology], 2009, no. 1, pp. 255-261. (In Russian).

8. Petrovskaya Y.A. Organizatsiya mezhvedomstvennogo vzaimodeystviya subektov profilaktiki detskoy beznadzornosti na regional'nom urovne (na primere Respubliki Kareliya) [Organization of interdepartmental interaction of subjects of children's neglect subject at regional level (basing on the example of the Republic of Karelia)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika - Vestnik of St. Petersburg State University. Psychology. Sociology. Pedagogy, 2011, no. 1, pp. 343-351. (In Russian).

9. Seroshtanova N.V. (ed.). Metodicheskie rekomendatsiipo mezhvedomstvennomu vzaimodeystviyu organov i uchrezhdeniy sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh po voprosam okazaniya pomoshchi osuzhdennym nesovershennoletnim, otbyvayushchim nakazaniya, ne svyazannye s lisheniem svobody, i nesovershenno-letnim, osvobozhdayushchimsya iz mest lisheniya svobody [Methodic Recommendations in Interdepartmental Interaction of Organs and Institutions of the System of Prevention of Neglect and Infraction of Under Age in Issues of Help Provision of the Convicted Under Age Serving a Sentence not Connected with Imprisonment and Under Age, Disengaging from the Places of Deprivation of Freedom]. Moscow, Autonomous Nonprofit Organization "Center of Scientific and Practical Developments and Expertise in the Field of Education", 2016, 81 p. (In Russian).

10. Druzhinina A.A. Resursy obrazovatel'noy sredy vuza v formirovanii upravlencheskoy kul'tury studenta - budushchego sotsial'nogo rabotnika [Resources of educational environment of university in formation of administrative culture of student - future social worker]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University review. Series Humanities, 2012, no. 6 (110), pp. 100-107. (In Russian).

11. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Tekhnologii fomrirovaniya sotsial'noy initsiativnosti studencheskoy molodezhi [Technologies of formation of social initiative of student youth]. Psikhologo-sotsial'naya rabota v sovremennom obsh-chestve:problemy i resheniya [Psycho-Social Work in Modern Society: Problems and Solutions]. St. Petersburg, 2016, pp. 418-420. (In Russian).

Received 13 November 2017 Reviewed 11 December 2017 Accepted for press 23 January 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Druzhinina Anastasia Aleksadrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Psycho-Pedagogical and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: drugini-naan@yandex. ru

For citation

Druzhinina A.A. Podgotovka budushchikh spetsialistov sotsial'noy sfery k organizatsii mezhvedomstvennogo vzaimo-deystviya kak vazhnogo napravleniya resheniya problem naseleniya [Preparation of future specialists in the social sphere for the organization of interdepartmental interaction as an important direction for solving the problems of the population]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 15-22. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-15-22. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.