Научная статья на тему 'Инновационное развитие регионов России: социальные инновации'

Инновационное развитие регионов России: социальные инновации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1468
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL INNOVATION / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митяков С. Н., Митякова О. И., Митяков Е. С., Егорова Н. А.

Работа завершает цикл статей, посвященных проблемам инновационного развития регионов России. Дан краткий обзор зарубежных и отечественных подходов к определению понятия «социальные инновации». Показаны отличия социальных инноваций и социального предпринимательства. Определена роль социальных инноваций в деятельности предприятий и организаций. По материалам второго форума социальных инноваций регионов приведены некоторые проекты социальных инноваций, осуществляемых в регионах страны. Представлены примеры проектов социальных инноваций, осуществляемых в рамках Нижегородского бизнес-инкубатора CLEVER

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of the regions of Russia: social innovations

The work concludes a series of articles devoted to the problems of innovative development of the regions of Russia. The article provides a brief overview of foreign and domestic approaches to the definition of the concept of «social innovation». The article shows the differences between social innovations and social entrepreneurship. The paper defines the role of social innovations in the activities of enterprises and organizations. Based on the materials of the Second Forum of Social Innovations of the Regions, the article lists some projects of social innovations implemented in the regions of the country. The article presents examples of environmental innovation projects implemented within the framework of the Nizhny Novgorod business incubator CLEVER

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие регионов России: социальные инновации»

Инновационное развитие регионов России: социальные инновации

& ь

Л

О. И. Митякова,

д. э. н., доцент, профессор кафедры

С. Н. Митяков,

д. ф.-м. н., профессор,

директор института

экономики и управления, управления инновационной

академик, член деятельностью

президиума РАЕН [email protected] [email protected]

Е. С. Митяков,

к. э. н., доцент кафедры экономической теории и эконометрики,

[email protected]

Н. А. Егорова,

соискатель

[email protected]

Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева

со

0

(N

СО N

01

и

<

CQ О X X S

Работа завершает цикл статей, посвященных проблемам инновационного развития регионов России. Дан краткий обзор зарубежных и отечественных подходов к определению понятия «социальные инновации». Показаны отличия социальных инноваций и социального предпринимательства. Определена роль социальных инноваций в деятельности предприятий и организаций. По материалам второго форума социальных инноваций регионов приведены некоторые проекты социальных инноваций, осуществляемых в регионах страны. Представлены примеры проектов социальных инноваций, осуществляемых в рамках Нижегородского бизнес-инкубатора CLEVER.

Ключевые слова: социальные инновации, социальное предпринимательство, корпоративная социальная ответственность.

Введение

Одной из особенностей современного общества является необходимость разрабатывать, адаптировать и внедрять инновации. В научной и учебной литературе встречается множество определений понятия «инновации». В частности, Шумпетер определяет инновации как новые научно-организационные комбинации производственных факторов, мотивированные предпринимательским духом. Сфера разработки и внедрения инноваций позволяет разделить их на несколько типов. В предыдущих статьях мы постарались рассмотреть как традиционные виды инноваций, обозначенные Шумпетером, так и сравнительно новый, по крайней мере, в официальной статистике вид — экологические инновации. Еще один вид инноваций, пока не зарегистрированный официально — социальные инновации, также как и экологические, непосредственно связан с концепцией устойчивого развития.

Социальные инновации появились в ответ на актуальные проблемы современного общества, такие как изменения климата, рост уровня бедности и безработицы, загрязнение окружающей среды. Основы теории

инноваций в социокультурной сфере заложил П. Сорокин. В четырехтомнике «Социальная и культурная динамика» он исследовал динамику технических и социальных инноваций за пятитысячелетнюю историю общества и сделал более качественное обоснование значимости инноваций для устойчивого развития [1]. Роль социальных инноваций подчеркивал Н. Моисеев: «Техническое развитие абсолютно необходимо, но его недостаточно: иной должна стать цивилизация, иным — духовный мир человека, его потребности, его ментальность» [2].

Социальные инновации более полно учитывают законы естественного развития, в соответствии с этим человек достигает своих целей в устойчивом развитии посредством совершенствования самого процесса труда. Социальная природа инновационной деятельности заключается в ее творческом начале. Выделение социальных инноваций в отдельную категорию позволяет увязать проблему экономического развития и социальных преобразований. Экономические инновации оцениваются по повышению эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, а социальные инновации характеризуют улучшение качества жизни [3].

Основные понятия

Социальные инновации неотрывно связаны с такими понятиями, как устойчивое развитие, социальные изменения, повышение качества человеческого капитала, формирование гражданского общества и др. На данный момент не существует последовательной, структурированной и ясной концепции социальных инноваций, в основу которой легла бы социальная теория, подтвержденная результатами исследований [4]. Все эти исследования относительно новые, постоянно меняющиеся и, как следствие, меняется и развивается терминология, появляется дефиниция понятий.

Термин «социальные инновации» вошел в научный словарь относительно недавно. Социальными считаются те инновации, которые адресованы социальным (или общественным) проблемам. Такие инновации ориентированы на создание общественных ценностей, решение социальных проблем, которые лежат вне сферы интересов бизнеса. По сути, любые инновации, даже нацеленные на получение экономического эффекта, в той или иной степени решают социальные проблемы. Создание компьютера позволило резко повысить производительность труда, открыло новые возможности для обучения. Инновации в фармацевтической промышленности позволяют увеличить продолжительность и качество жизни. Однако эти примеры нельзя отнести к социальным инновациям, так как получение прибыли — первостепенная задача, а улучшение состояния общества — дополнительные последствия.

Широкое распространение социальные инновации получили в 1960-е гг. Описание данного вида инноваций можно найти в работах Питера Друкера и Майкла Янга. Согласно одному из существующих определений, социальные инновации это новые стратегии, концепции, идеи и организации, отвечающие любым потребностям общества: от условий труда и образования до развития общества и здравоохранения. В 2010 г. термин «социальные инновации» был закреплен по результатам встречи Баррозу, группы общественных активистов и инноваторов в таких документах, как «Стратегия Европа-2020» и программа исследований Евросоюза «FP7» [5, 6].

Термин «социальные инновации» имеет разные определения в зависимости от того, в рамках какой дисциплины он используется. Некоторые специалисты в области социологии рассматривают социальные инновации как импульс для институциональных изменений. Согласно другому определению, социальные инновации - это изменения в культурной, нормативно-правовой структурах общества, которые усиливают коллективное использование ресурсов, а также приводят к росту экономики и развитию общества [7]. Более узкое определение социальных инноваций сформулировано в отчете Young Foundation: «социальные инновации — инновационная деятельность преимущественно социальных организаций, основной целью которой является удовлетворение социальных нужд» [8]. В Стэнфордском обзоре 2003 г. социальные инновации определены как «процесс изобретения,

поддержки и реализации новых решении социальных проблем и удовлетворения социальных потребностей»

[9].

Ж. Милган и другие авторы определяют социальные инновации как развитие и реализация новых идей (продуктов, услуг и моделей) для удовлетворения социальных потребностей [10]. Данное определение может включать в себя другие типы инноваций, которые также направлены на решение социальных проблем в рамках устойчивого развития различных социально-экономических систем. Дж. Филз, Е. Пол и С. Вилли отмечают, что социальные инновации — оригинальные решения социальных проблем, которые более эффективны, целесообразны и устойчивы, чем уже существующие решения и создаваемая ценность, которых направлена в первую очередь на благо общества в целом, а не на благо конкретных индивидов [11]. В качестве социальных инноваций могут рассматриваться продукты, изменения в производственном процессе или технологии, идеи, законодательные акты, общественные движения или комбинация перечисленных элементов.

Социальные инновации помогают найти новые решения социальных проблем с помощью выявления и развития новых услуг, нацеленных на повышение уровня жизни; организации новых рынков труда, новых компетенций, новых видов работ и новых форм взаимодействия бизнеса и общества, которые улучшают положение участников трудовых коллективов [12].

Автор монографии [3] к социальным инновациям относит государственные и частные трансакции, которые направлены на улучшение человеческого капитала, программы по улучшению качества образования, здравоохранения, обеспечению жильем и другими услугами, которые способствуют наиболее полному раскрытию человеческого потенциала. В частности, в настоящее время возрастает спрос на нововведения, увеличивающие временные рамки активной жизнедеятельности и обеспечивающие достойное существование пожилым людям. В фармацевтике и в медицине востребованы инновации, направленные на предупреждение возникновения различных заболеваний, благодаря чему у человечества появляются перспективы более продолжительной и здоровой жизни. Актуальность социальных инноваций и их роль в системе устойчивого развития обусловлены необходимостью формирования среднего класса и повышения качества жизни населения, включая удовлетворение базовых потребностей по обеспечению населения продуктами питания. Одним из важнейших видов социальной инновации за всю историю человечества стало становление семьи [3].

Поскольку социальные инновации создаются, адаптируются и распространяются в контексте определенных исторических периодов и связанных с ними общественных изменений, то механизм социальных инноваций меняется параллельно с изменениями, происходящими в обществе и с развитием общественных институтов. Современные условия хозяйствования размывают границы между государственным, обще-

оо о

CN

со

CN

J <

со О

оо о

со

<

со

ственным и частным секторами, и в этих условиях происходит более свободный обмен идеями, ценностями, ролями и ресурсами. Данная тенденция способствует формированию механизмов развития социальных инноваций.

Социальное предпринимательство

Термин «социальные инновации» достаточно близок к термину «социальное предпринимательство». Последнее понятие означает ведение предпринимательской деятельности, нацеленной на решение социальных проблем и улучшение жизни местного сообщества [13].

Проекты социального предпринимательства могут иметь самую различную направленность, включая проблемы занятости, помощь социально незащищенным слоям населения, экологию, медицину, спорт, культуру и искусство. Однако, в отличие от социальных инноваций в форме благотворительности, которые, как правило, не окупаются в экономическом смысле, социальное предпринимательство направлено на создание финансово устойчивых моделей, способных генерировать постоянный доход, за счет которого обеспечиваются операционная деятельность и развитие предприятия.

Для социального предпринимателя главным критерием успешности становится «социальная отдача» [14]. Прибыль также может приниматься во внимание, но не как самоцель, а скорее, как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных или культурных целей организации.

Социальное предпринимательство возникло за рубежом раньше, чем в России. Впервые это понятие было введено в Великобритании в 1960-е гг. В одной из своих статей Г. Диз отмечал, что причина возникновения социального предпринимательства состоит в неэффективности работы некоторых общественных институтов. Он отметил, что социальные предприниматели воспринимают прибыль не как цель, а как средство для достижения общественно значимого эффекта. При этом Г. Диз акцентирует внимание на необходимости инновационного характера деятельности социального предпринимателя.

Как показывает мировой опыт, все больше экономических субъектов работают в сфере социального предпринимательства. Для его поддержки создаются специальные инфраструктурные системы (агентства, биржи), формирующие рейтинги и осуществляющие отбор предприятий, работающих в сфере социального предпринимательства. В настоящее время федеральный закон, регулирующий эту деятельность в России, отсутствует. Однако, на региональном и отраслевом уровнях создаются нормативные документы, регламентирующие деятельность социальных предпринимателей.

Рассмотрим несколько значимых примеров социального предпринимательства. М. Янг создал систему социальных предприятий по всему миру, где было реализовано множество идей по защите потребителей. У. Дрейтон создал некоммерческую организацию «Ашока» (США), которая оказывает консалтинговую

и финансовую поддержку социальным предпринимателям, содействует распространению инновационных продуктов. Банк «Гремин» (Бангладеш) оказывает финансовые услуги малоимущим гражданам, помогая не только преодолеть бедность, но и основать свой бизнес. Британский фонд UnLtd предоставляет гранты для физических лиц и оказывает практическую поддержку в форме разнообразных тренингов. В России наиболее существенным является фонд «Наше будущее» (основатель В. Аликперов), который оказывает финансовую и консультационную помощь социальным предпринимателям, организует конкурсы проектов. Кроме того, можно выделить ООО «Доспехи» в Москве, научно-социальный центр «Эльфо» в Екатеринбурге, фонд «Надежда» в Санкт-Петербурге, школу «Территория развития» в Новосибирске, общественное объединение «Забота» в Нижнем Новгороде и др. [15].

В 2010 г. в нормативные акты Минэкономразвития было официально включено понятие социальное предпринимательство. Приказом Минэкономразвития определено, что социальное предпринимательство является социально ответственной деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на решение социальных проблем. Среди них — предоставление услуг в следующих сферах деятельности [16]:

содействие профессиональной ориентации и трудоустройству;

социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф;

производство и реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, которые могут быть использованы для реабилитации инвалидов; обеспечение культурно-просветительской деятельности;

предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;

содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан;

профилактика социально опасных форм поведения граждан;

выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

В октябре 2014 г. проект закона о социальном предпринимательстве был внесен в Государственную думу. В соответствии с этим документом в правовое поле предполагалось ввести понятие «социальное предпринимательство», под которым подразумевается «социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации». В июне 2016 г. Д. Медведев

утвердил дорожную карту «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», которая будет реализовываться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях [17].

Социальные инновации и деятельность организаций

Последние 20 лет наблюдается повышение внимания коммерческих компаний к созданию социальных ценностей в рамках политики корпоративной социальной ответственности и социально ответственного бизнеса. К социальным инновациям можно отнести замену государственных расходов бесплатными услугами добровольцев, платными услугами компаний, а также социальную ответственность бизнеса. Результаты внедрения социальных инноваций можно наблюдать повсеместно. Например: открытые университеты, телефоны доверия, питомники для животных, союзы защиты прав потребителей, принципы справедливой торговли и др. Эти инновации возникли вследствие неразрешенных социальных проблем и направлены на повышение уровня жизни населения.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, принимают меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также общества в целом [18]. Так, ПАО «Газпром» ежегодно поддерживает множество общественных проектов, оказывая помощь в развитии культуры, науки, образования, пропаганде здорового образа жизни [19].

Важным аспектом формирования определения социальных инноваций является отделение его от понятия бизнес-инноваций, так как социальные инновации не означают разработку нового типа производства или выход на новые рынки с целью получения дополнительных выгод. Социальные инновации направлены на удовлетворение нужд не ради развития рынка, а ради предоставления людям возможности участвовать в производстве. Целью социальных инноваций является повышение благосостояния граждан и общества посредством предоставления рабочих мест, расширения участия, следовательно, их основная цель — решение индивидуальных и общественных проблем [12]. Бизнес-инновации — инновации, разработанные с целью получения прибыли. Социальные и бизнес-инновации не могут пересекаться. Однако бизнес рано или поздно перенимает социальные инновации, которые в результате трансформируются в бизнес-инновации.

С точки зрения промышленных компаний, социальные инновации представляют интерес в качестве источника сохранения устойчивого темпа экономического роста и формирования эффективных социально-трудовых отношений. При этом под социальными инновациями понимается деятельность по организации целенаправленных мер, проведению процедур по активизации развития потенциала управленческого персонала промышленного предприятия, в том числе механизмы управления

[20]. Социальные инновации как результат взаимодействия науки и практики представляют интерес для промышленных предприятий и должны быть внедрены в их деятельность с целью повышения уровня производительности и улучшения качества. На фоне этого неизбежно повысится уровень стратегического управления.

За предыдущие два столетия было внедрено огромное количество социальных инноваций. Например, изобретение и распространение торговых союзов, которые изначально ориентировались на малые организации, ставшие крупными заводами в XIX веке, распространение медицинского страхования, появление новых моделей университетов в XIX веке, которые отвечали требованиям индустриального общества, открытие детских садов в 1837 г. В течение нескольких периодов уровень развития общества создавал импульсы для появления социальных инноваций. Например, индустриализация и урбанизация в XIX веке сопровождались небывалым ростом социальных инициатив и инноваций.

В настоящее время ведется дискуссия о том, как выглядит процесс разработки и внедрения социальных инноваций, и кто является инициатором их появления. Социальные инновации принято относить к сфере некоммерческих организаций. Однако это не в полной мере отражает их природу. Разработка и внедрение социальных инноваций может идти как со стороны государства, так и со стороны представителей бизнеса. Кроме этого, в качестве источников социальных инноваций могут выступать научно-исследовательские и независимые организации. Взаимодействие малого бизнеса, который разрабатывает идеи и крупных корпораций, которые занимаются распространением нововведений, по мнению специалистов, является примером успешной практики разработки и внедрения социальных инноваций. Инновации проходят путь от появления идей до внедрения во все бизнес-процессы организации. Структура распространения зависит от совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность организации.

Социальные инновации предполагают учет внешних социальных эффектов, возникающих в результате любой инновационной деятельности. Эти эффекты с точки зрения устойчивого развития могут быть как позитивными, так и негативными. Положительные социальные эффекты инновационной деятельности могут выражаться в создании новых рабочих мест, возрастании доходов и самореализации квалифицированных работников, обеспечении достойных условий их труда, отдыха, медицинского обслуживания, улучшения качества образования. Кроме того, учитываются факторы, связанные со строительством жилья и дорог, предотвращением «утечки мозгов», повышением занятости населения в наиболее эффективных отраслях народного хозяйства, улучшения качества его жизни и др. Отрицательные социальные внешние эффекты инновационной деятельности могут быть связаны с нарушением социально-экономических пропорций, высвобождением квалифицированных работников, наличием объектов высокой экологи-

оо о

со

<

со

оо о

со

<

со

ческой опасности и т. д. [3]. Некоторые инновации трансформируют общество, например, автомобили, которые загрязняют окружающую среду. Поэтому не все социальные инновации имеют только положительные последствия [21].

Социальные инновации в регионах страны

В июне 2017 г. в подмосковном Красногорске прошел второй форум социальных инноваций регионов, который выступил площадкой для презентации лучшего опыта социальной работы. Первый форум социальных инноваций регионов проходил в 2015 г. в Омске. В нем участвовали представители 75 регионов России. На форуме были выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства и реализации органами исполнительной власти социальной политики государства. Форум 2017 г. был посвящен новым возможностям развития регионов, возникающих в результате внедрения социальных инноваций. Были рассмотрены вопросы развития благотворительности, поддержки волонтерства, привлечения предприятий к оказанию социальных услуг.

Рассмотрим некоторые региональные программы социальных инноваций, представленные на сайте форума [22]:

1. «Рука помощи» (Воронежская область). Общественная организация «Рассвет» открыла приюты для бездомных людей, где человек может получить посильную помощь в виде проживания, питания, одежды, медицинской и иной помощи.

2. «Скорая сытая помощь» (Москва). Благотворительный фонд «Пища жизни» обеспечивает горячим питанием социально не защищенных категорий населения, пострадавших от стихийных бедствий, техногенных катастроф, с оперативным выездом на место происшествия.

3. «Неравнодушный гражданин» (Приморский край). Благотворительный фонд А. Монастырева активно содействует духовному развитию личности, поддерживает социально-значимые проекты в сфере науки, образования, культуры и искусства, оказывает благотворительную помощь гражданам в трудной ситуации.

4. «С мамой» (Волгоградская область). Проект направлен на снижение количества детей, размещенных в Доме ребенка по заявлению ребенка: предполагается размещение детей от 2 месяцев до 2 лет в группе дневного пребывания, где с детьми работает команда специалистов.

5. «Мировая мама» (Хабаровский край). Проект направлен на создание условий молодых семьям для активной жизни. Организуются бесплатные занятия для родителей, включая семинары, мастер классы по различным темам.

6. «Школа права будущих родителей» (Волгоградская область). Осуществляется правозащитная работа и юридическая помощь семьям путем организации бесплатных вебинаров по различным направлениям и правовые консультации по телефону.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. «Плечом к плечу» (Пермский край). Деятельность проекта направлена на социальную реабилитацию

и психологическую коррекцию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

8. «Анти штраф» (Новгородская область). Проект направлен на профилактику детской подростковой преступности, в рамках проекта осуществляется психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних и их родителей.

9. «Расширяя границы» (Республика Татарстан). В рамках проекта проводится занятия плаваньем как способ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями слуха.

10. «Радость покрова» (Тверская область). Проект направлен на создание условий максимально возможного качественного уровня жизни граждан с тяжелыми хроническими заболеваниями.

11. «Фрироуп» (Архангельская область). Проект посвящен популяризации здорового образа жизни. «Фрироуп» — это дистанция, состоящая из различных препятствий, каждое из которых подвешивается на естественные и искусственные опоры невысоко над землей. Вероятность падения погружает участника в атмосферу экстремального приключения. Однако, все площадки оборудованы так, чтобы никто не пострадал, а спортсменам выдают защитную экипировку.

12. «Каратэ для миллионов» (Чувашская республика). Проект направлен на развитие кекусинкай каратэ и привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к окружающему его миру, формирование правильного представления о здоровом образе жизни.

13. «Духовные основы русской культуры» (Камчатский край). Центр «Сретение» нацелен на формирование у участников проекта духовно-нравственных качеств, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Программа содействия духовному развитию личности направлена на создание устойчивой системы организации и проведения в г. Петропавловске-Камчатском цикла духовно-просветительских мероприятий.

14. «Спутниковая навигация для незрячих» (Белгородская область). Благодаря внедрению этого проекта люди смогут самостоятельно передвигаться пешком или на любом виде транспорта, смогут без проблем добираться до места работы, встречаться с семьей и друзьями, ходить в магазины, аптеки, гулять на природе и даже путешествовать.

15. «Лига поставщиков социальных услуг» (Ростовская область). Лига объединяет в своем составе ресурсы некоммерческих организаций и иных разнопрофильных поставщиков социальных услуг. Созданы ресурсные центры, предоставляются консультации, помощь в оформлении документов. Издан методический комплекс, включающий алгоритм действий для обеспечения входа на рынок социальных услуг негосударственных поставщиков.

16. «Краудфандинговая платформа planeta.ru» (Москва). Данный проект направлен на развитие

социально ориентированного бизнеса через кра-удфандинг. Это — коллективное финансирование проектов, благодаря которому собирается нужная сумма денег для запуска социальной инициативы, магазина, разработки программного обеспечения, публикации книги, записи альбома и т. п.

Социальные инновации в Нижегородской области

Многие предприятия и организации уже давно внедряют у себя отдельные элементы социальных инноваций. Так, большинство государственных кор-

пораций и крупных градообразующих предприятий, имеют программы социальной поддержки и защиты своих работников. Однако, в отличие от экологических, социальные инновации еще не вошли в перечень инноваций, обязательных для регистрации органами государственной статистики.

В предыдущей статье был дан перечень инновационных проектов экологической направленности, реализуемых в Нижегородском бизнес-инкубаторе. В таблице приведены примеры проектов социальных инноваций, осуществляемых в последнее время в рамках Нижегородского бизнес-инкубатора CLEVER [23].

Проекты социальных инноваций Нижегородского бизнес-инкубатора

№ Фирма Проект Описание возможностей Источник

1 ООО Продюс-серский центр «Гардарика» Интернет-портал любительского кино AMATO.TV Программный комплекс, позволяющий размещать и обрабатывать видеоматериалы, записывать и транслировать любительские фильмы http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-pts-gardarika

2 ООО Процес-синговый центр «Аксиома» Система автоматизации «Школьная карта» Многофункциональная платформа, позволяющая осуществлять надстройку различных сервисов, необходимых конкретной школе http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-pts-aksioma

3 ООО «Аврора Вайрлес» Беспроводной мониторинг автомобилей Комплекс, осуществляющий диагностику автомобилей и передачу данных по беспроводному каналу связи Bluetooth или GSM http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-avrora- vayrles

4 ООО «НПЛ медицинской техники» Комплекс СВЧ-термодеструкции Прибор для коагуляции кровоточащих поверхностей, а также для одномоментного удаления опухолей http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-npl-medtekh

5 ООО «СоФаст» Программный продукт «Спорт культ» Здоровое функционирование организма посредством правильного подхода к питанию и контроля над ним http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-sofast

6 ООО «СИНТЕЗАТОР-НН» Дистанционное оповещение «Дозор» Система, позволяющая заблаговременно оповещать людей, перемещающихся по путям или вдоль путей, о приближающемся поезде http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-sintezator- nn

7 ООО «Обучение онлайн» Онлайн-обучение для среднего образования Интернет-ресурс, имеющий средства обучения, использующиеся в школах (презентации, видео, картинки, тестовые задания и т. д.) http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-obuchenie- onlayn

8 ООО «Лаборатория мобильных сервисов» Туристическая информационная система для Н. Новгорода Информационная система, позволяющая туристам получать информацию в контексте их текущего местоположения с привязкой к карте http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-lms

9 ООО «И.Консалтинг» Экспресс-коагулометр Эспресс-коагулометр для пациентов, принимающих антикоагулянты, с возможностью подключения к мобильным устройствам http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-i-konsal

10 ООО «ДСК» Система мониторинга лесных пожаров Система, оказывающая содействие Департаментам лесного хозяйства в решении проблемы оперативного обнаружения лесных пожаров http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-dsk

11 ООО «Аэлита» Анестезиологический комплекс «Аэлита» Система жизнеподдержания пациентов, находящихся в терминальных состояниях (пограничных между жизнью и смертью), а также в процессе реанимации http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-aelita

12 ООО «Альфатек» Новая конструкция роликовых лыж Новая конструкция позволит профессиональным спортсменам и любителям сохранять технику катания во время тренировок в закрытых сухих помещениях http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-alfatek/

13 ООО «АйТуАй» I2i study» Онлайн-площадка для изучения иностранных языков в свободной игровой форме без домашнего задания и акцента на грамматику http://bi-clever.ru/ graduates/ooo-aytuay- kontakt

14 ООО «Скрин-Кардио-НН» «ГеоРитм» Приборы скрининговой диагностики физиологического состояния организма человека http://bi-clever.ru/ resident/ooo-skrinkardio- nn

15 ООО «ОНДОК» Медицинский интернет-сервис Врачебные видео консультации, приобретение медикаментов, вызов врача/скорой помощи/лаборатории для сдачи анализов, запись на прием к специалисту http://bi-clever.ru/ resident/ooo-ondok

16 ООО «Инновационные кардиоси-стемы» «Кардиоквест» Программно-аппаратные комплексы для оценки функционального состояния человеческого организма, основанных на анализе биоэлектрических параметров http://bi-clever.ru/ resident/innovatsionnye- kardiosistemy

17 ООО «Апрель» Универсальная система «ЛьдаНЕТ» Система для защиты поверхности от наледи и сосулек (используется на кровлях, лестницах, пандусах) http://bi-clever.ru/ resident/ooo-aprel

оо о

CN

со

CN

Выводы

Социальные инновации играют все большую роль в устойчивом развитии страны и регионов, создавая благоприятную среду для повышения качества человеческого капитала и нивелируя различные провалы социальной политики. Социальные инновации в России ассоциируются с государственно-частным партнерством, корпоративной социальной ответственностью, социальным предпринимательством и благотворительностью. В последнее время социальные инновации активно продвигаются во многих регионах страны, создается законодательная база.

Формируя как положительные, так и отрицательные эффекты при внедрении, социальные инновации во многом стали определять эффективность функционирования предприятия. Для более полного учета и анализа социальных инноваций, на наш взгляд, требуется ввести их учет в официальной статистике, на уровне предприятий и на региональном уровне.

Список использованных источников

1. П. А. Сорокин. Социальная и культурная динамика. СПб.: СПбХГУ, 2000.

2. Н. Н. Моисеев. Судьба цивилизации. Путь разума.М.: Языки русской культуры, 2000.

3. О. И. Митякова. Проблемы устойчивого развития экономики России на основе инновационных преобразований. Н. Новгород: Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2009. 245 с.

4. G. Mulgan (2012). 'Social Innovation Theories: Can Theory Catch Up withPractice?'/in Franz, H.W., Hochgerner, J. and Howaldt, J. (eds), Challenge Sociallnnovation. Potentials for Business, Social Entrepreneurship, Welfare and Civil Society. Berlin, New York: Springer.

5. Europe 2020. http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm.

6. The 7th Framework Programme funded European Research and Technological Development from 2007 until 2013. http://cordis. europa.eu/fp7/home_en.html.

7. R. Heiscala. Social innovations: structural and power perspectives/ In: T. J. Hamalainen, R. Heiskala (Eds.). Social Innovations, Institutional Change and Economic Performance. EdwardElgar, Cheltenham, 2007. P. 52-79.

8. Young Foundation, 2007. Social Innovation: what it is, why it matters, how it can be accelerated.

9. J. A. Phills Jr., K. Deiglmeier, D. T. Miller. Rediscovering Social Innovation. Stanford Social Innovation Review Fall, 2008.

10. G. Mulgan, S. Tucker, R. Ali, B. Sanders (2007). Social Innovation: What It Is, Why It Matters and How It Can Be Accelerated. Oxford: Skoll Centre for Social Entrepreneurship.

11. E. Pol, S. Ville. Social innovation: Buzz word or enduring term?// The Journal of Socio-Economics. 2009 Vol. 38. P. 878-885.

12. LEED Forum on Social Innovations. http://www.oecd.org/cfe/ leed/Forum-Social-Innovations.htm.

13. Социальный бизнес — это перспектива обозримого будущего. http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/sosbusiness-perspectiva-budujego.html#ixzz4h3bZlevi.

14. J. L. Thompson. The World of the Social Entrepreneur//The International Journal of Public Sector Management, 15(4/5), 2002. P. 413.

15. МосМед Транс. http://мосмедтранс.рф.

16. Социальное предпринимательство в России. https://www. mspbank.ru/userfiles/files/researches/social_entrepreneurship-new.pdf.

17. Агентство стратегических инициатив. https://asi.ru/social/ business.

18. Корпоративная социальная ответственность. https:// ru.wikipedia.org/wiki/Корпоративная_социальная_ответствен-ность.

19. Офицальный сайт ПАО «Газпром». http://www.gazprom.ru.

20. Х. З. Ксенофонтова. Модель социальных инноваций — фактор развития потенциала управленческого персонала//Известия ПгПу им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 326-330.

21. T. C. Barker (Ed.). Economics and Social Effects of the Spread of Motor Vehicles. MacMillan, Houndmills, 1987.

22. Второй форум социальных инноваций регионов. http://socio-forum.com/conf2017/o-forume-sotsialnykh-innovatsiy.phpSocio-forum.com.

23. Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор. http:// bi-clever.ru/about-us/history-of-creation.

Innovative development of the regions of Russia: social innovations

S. N. Mityakov, doctor of physical and mathematical sciences, professor, director of the Institute of economics and management, academician, member of the Presidium of the Academy of natural sciences.

O. I. Mityakova, PhD, professor of the department of innovation management.

E. S. Mityakov, candidate of economic sciences, associate professor of the department of economic theory and econometrics.

N. A. Egorova, competitor.

(Nizhny Novgorod state technical university named after R. E. Alekseev)

The work concludes a series of articles devoted to the problems of innovative development of the regions of Russia. The article provides a brief overview of foreign and domestic approaches to the definition of the concept of «social innovation». The article shows the differences between social innovations and social entrepreneurship. The paper defines the role of social innovations in the activities of enterprises and organizations. Based on the materials of the Second Forum of Social Innovations of the Regions, the article lists some projects of social innovations implemented in the regions of the country. The article presents examples of environmental innovation projects implemented within the framework of the Nizhny Novgorod business incubator CLEVER.

Keywords: social innovation, social entrepreneurship, corporate social responsibility.

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.