Научная статья на тему 'Зарубежный опыт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства'

Зарубежный опыт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
984
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL PROCEDURE LAW / ПЕРЕ ДАЧА ОСУЖДЕННЫХ / ГОСУДАРСТВО ГРАЖДАНСТВА / A STATE OF NATIONALITY / ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ / PRINCIPLE OF RECIPROCITY / TRANSFER OF SENTENCED PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санташова Людмила Леонидовна

В статье исследуется зарубежный опыт передачи лиц, осужденных к лишению сво боды, для отбывания наказания в государство их гражданства. Анализируется уголовно процессуальное законодательство Республик Казахстан и Азербайджан в сфере международ ного сотрудничества по вопросам передачи осужденных лиц в государство их гражданства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Санташова Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE TRANSFER OF PERSONS SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY, TO SERVE SENTENCES IN THEIR STATE OF NATIONALITY

The article is devoted to the study of foreign experience of the transfer of persons sentenced to deprivation of liberty, to serve sentences in their state of nationality. Analyzed the criminal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan and the Republic of Azerbaijan in the sphere of international cooperation on the transfer of sentenced persons in their state of nationality.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства»

самоопределение, и даже не разграничивающий сецессию и сепаратизм. Данные обстоятельства могли быть учтены лишь посредством формулирования определенных мотивов и целей юридически значимого поведения, которые необходимо было обозначить в качестве обязательных квалификационных призна ков.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что действующая ст. 280.1 УК РФ явилась следствием очевидного злоупотребления федеральной законодательной властью, т. е. результатом преобладания политических эмоций над логикой права. Она изначально представляла собой неэффективный инструмент обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, была спроектирована с грубыми нарушениями правил юридической техники и уголовно-правовых принципов. В связи с этим настаиваем на немедленном исключении данной нормы из российского уголовного законодательства.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. I, ст. 6998.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. I, ст. 4275.

3 См.: Малько А.В. Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., стер. М., 2012. С. 37.

4 См.: Бойко А.И. Язык уголовного закона и его понимание. М., 2010. С. 84.

5 См.: Уголовное право. Особенная часть: учебник для бакалавров / под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 398-400.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031.

7 См.: Официальный отзыв Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 2-ВС-5196/13 «На проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации"». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2015).

8 См.: Доследование дела Дарьи Полюдовой завершено // Информационно-аналитический центр «СОВА». URL: http://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2015/04/d31797/ (дата обращения: 20.04.2015).

9 См. : Борисов С.В. Уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации // Юридическая наука. 2014. № 4. С. 45.

10 См.: Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2015).

11 См.: Степанов В.В., СтруковА.В. Проблемы разрешения конкуренции составов преступлений экстремистской направленности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 1 (27). С. 137.

Л.Л. Санташова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕРЕДАЧИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВО ИХ ГРАЖДАНСТВА

В статье исследуется зарубежный опыт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства. Анализируется уголовно-процессуальное законодательство Республик Казахстан и Азербайджан в сфере международного сотрудничества по вопросам передачи осужденных лиц в государство их гражданства.

Ключевые слова: зарубежный опыт, уголовно-процессуальное законодательство, передача осужденных, государство гражданства, принцип взаимности.

© Санташова Людмила Леонидовна, 2015

Преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными Вологодского института права и экономики ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России); e-mail: 226 grachevaluda2012@yandex.ru

L.L. Santashova

FOREIGN EXPERIENCE IN THE TRANSFER OF PERSONS SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY, TO SERVE SENTENCES IN THEIR STATE OF NATIONALITY

The article is devoted to the study of foreign experience of the transfer of persons sentenced to deprivation of liberty, to serve sentences in their state of nationality. Analyzed the criminal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan and the Republic of Azerbaijan in the sphere of international cooperation on the transfer of sentenced persons in their state of nationality.

Keywords: foreign experience, the criminal procedure law, the transfer of sentenced persons, a state of nationality, the principle of reciprocity.

В зарубежном законодательстве институт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства получил свое отражение. Изучать зарубежный опыт передачи осужденных лиц необходимо для совершенствования реализации данного института в Российской Федерации.

Обратимся к зарубежному опыту передачи осужденных лиц в государство их гражданства на примере Республики Казахстан, где в настоящее время создается современное национальное законодательство и разрабатываются проекты новых кодексов (уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного)1. Вопросы передачи осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве своего гражданства и исполнения приговоров судов иностранных государств в Республике Казахстан регулируются положениями Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. Конвенцию подписали 10 стран Содружества, а Казахстан ратифицировал ее в июле 1999 г.2 Уголовно-процессуальным законом Республики Казахстан предусмотрена целая глава, в которой детально предусмотрен весь механизм реализации перевода осужденных, а также компетенция и полномочия прокурора в данной сфере. Уголовно-процессуальный кодекс (далее — УПК) Республики Казахстан3 впервые обозначил положения о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является. В гл. 56 изложены: основания передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства; условия и порядок передачи; основания для отказа иностранному государству в передаче осужденного; порядок рассмотрения ходатайства о приеме гражданина Республики Казахстан для отбывания наказания; разрешение судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства.

Основанием для сотрудничества с иностранными государствами по данному вопросу является международный договор Республики Казахстан с соответствующим государством. Если такой договор отсутствует, то основанием служит письменное соглашение на условиях взаимности Генерального прокурора Республики Казахстан с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства. При этом в соответствии с национальным уголовно-процессуальным законодательством отсутствие международного договора с иностранным государством, с которым возникают вопросы по передаче осужденных, не служит препятствием как для Казахстана, так и иностранного государства, для обращения с запросом о передаче осужденного на основе принципа взаимности.

В Республике Казахстан Генеральная прокуратура является уполномоченным компетентным органам в вопросах оказания международной правовой помощи по уголовным делам. Рассмотрения вопросов перевода осужденных в страну их гражданской принадлежности также входят в компетенцию Генеральной прокуратуры4, которая также рассматривает ходатайства граждан других государств, осужденных и отбывающих наказание на территории Казахстана, и в случае удовлетворения готовит необходимые материалы и обращается с соответствующим ходатайством к компетентному органу иностранного государства для рассмотрения данного вопроса.

Передача осужденного в страну, гражданином которой он является, предопределяет ряд обязательных для сторон условий. Так, договаривающиеся стороны берут на себя обязательства через центральные органы письменно информировать друг друга об осуждении к лишению свободы граждан другой договаривающейся стороны, а также об их местонахождении. Кроме того, при вынесении приговора суд обязан разъяснять осужденному к лишению свободы его право отбывать наказание в стране своего гражданства, т.е. о возможности обращения в компетентные органы любой из договаривающихся сторон с заявлением о передаче. Передача лица, осужденного в Республике Казахстан, для отбывания наказания в государстве своего гражданства допускается до отбытия им наказания в виде лишения свободы по ходатайству осужденного, законного представителя или близких родственников осужденного, а также по просьбе компетентного органа соответствующего государства; непременным условием передачи является согласие самого осужденного, а также согласие государств на его передачу и принятие. а Передача осужденного может состояться только после вступления приговора ? в законную силу, по решению Генерального прокурора Республики Казахстан 3 или его заместителя. Генеральная прокуратура Республики Казахстан в лице | Генерального прокурора и его заместителей является центральным органом для I решения вопросов исполнения приговоров иностранных судов.

1 Просьба осужденного и полномочных лиц письменно направляется как в

го

| страну вынесения приговора, так и в государство своего гражданства. Ходатай-

§ ство для принятия решения направляется в государство вынесения приговора.

| Просьба о передаче осужденного иностранца поступает в Генеральную проку-

2 ратуру Республики Казахстан, которая направляет запрос по месту отбытия ° наказания для проверки оснований передачи осужденного иностранца. Проведя рочные материалы вместе с обращением Генеральной прокуратуры Республики | Казахстан направляются в государство, гражданином которого является осуж-

0 денный. Получив согласие и гарантию исполнения приговора казахстанского

1 суда, Генеральная прокуратура Республики Казахстан принимает решение о ° передаче осужденного и дает указание органам, исполняющим решение о пере-

го

3 даче осужденных.

1 В случае удовлетворения ходатайства Генеральный прокурор Республики

I Казахстан вносит представление в областной или приравненный к нему суд об исполнении приговора суда иностранного государства по месту постоянного жительства осужденного до выезда из Республики Казахстан. При отсутствии у осужденного постоянного места жительства представление вносится в Верховный суд Республики Казахстан. Детальный порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства, регламен-

228

тирован ст. 541 УПК Республики Казахстан.

Данное представление рассматривается судьей в судебном заседании в отсутствие осужденного. Суд не полномочен входить в суть принятого за рубежом решения о виновности или невиновности осужденного, правовой оценке его действий, мере наказания и по другим вопросам, разрешаемым при постановлении приговора суда. Данная процедура специально предназначена для оказания правовой помощи иностранным судам по исполнению вынесенных приговоров в отношении граждан Казахстана и постоянно проживающих на территории лиц без гражданства.

По результатам рассмотрения судья выносит постановление об исполнении приговора или отказе его исполнить со ссылкой на нормы УПК Республики Казахстан и положения международного договора; указывает вид и срок наказания (основного и дополнительного), который осужденный должен отбыть в Республике Казахстан; определяет вид уголовно-исправительного учреждения. Если по законодательству Республики Казахстан за данное преступление предельный срок меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, судья определяет максимальный срок лишения свободы за совершение указанного деяния, предусмотренный Уголовным кодексом (далее — УК) Республики Казахстан. В данном случае Генеральная прокуратура Республики Казахстан уведомляет об этом государство, направившее ходатайство осужденного гражданина Республики Казахстан.

Если лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания, то судья определяет наказание в пределах установленного УК Республики Казахстан за данное преступление и наиболее соответствующее назначенному по приговору суда иностранного государства. В случае, когда передаваемое лицо осуждено за рубежом за е

п

совершение нескольких преступлений, то суд Республики Казахстан рассматри- и вает вопрос об исполнении приговора только по тем из них, которые признаются а преступлениями в Казахстане. Судом определяется и засчитывается в срок часть о

в

отбытого наказания за границей и устанавливается срок отбытия наказания для § исполнения в Казахстане, а также порядок возмещения ущерба по иску5. з

Передача осужденных для отбывания наказания осуществляется в соответ- Р ствии с правилами передачи выдаваемых лиц Министерством внутренних дел е

Республики Казахстан (в дальнейшем Министерством юстиции) по поручению °

§

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. р

Таким образом, к положительным нормам Республики Казахстан в сфере пере- Ч дачи осужденных лиц можно отнести следующие: обязанность суда разъяснять О

осужденному к лишению свободы его право отбывать наказание в стране своего К гражданства, т.е. о возможности обращения в компетентные органы любой из м

договаривающихся сторон с заявлением о передаче, а также непременное усло- I

вие передачи — это согласие самого осужденного, а также согласие государств ¡§

с

на его передачу и принятие. 00

Обратимся к зарубежному опыту передачи осужденных лиц в государство их 2 гражданства на примере Азербайджанской Республики. 5

Азербайджан за последние годы заключил двусторонние договоры с Российской Федерацией, Литвой, Украиной, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Иранской Исламской Республикой о передаче осужденных для дальнейшего отбывания наказания в страну, гражданами которой они являются. Азербайджанская Республика является участницей Московской Конвенции «О передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказа- 229

ния» от 6 марта 1998 г. и Европейской Конвенции «О передаче осужденных лиц» от 21 марта 1983 г. Эти договоры служат дальнейшему развитию международного сотрудничества в области уголовного правосудия, способствуют достижению целей справедливости и социальной реабилитации осужденных лиц, а также предоставляют возможность отбывать наказание у себя на родине.

В Договоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 22 октября 1995 г.6 содержится правило, в соответствии с которым передача осужденного не производится, если по законодательству государства, гражданином которого является осужденный (или государства его постоянного места жительства), деяние, за которое он был осужден, не является преступлением или не влечет за собой наказания в виде лишения свободы.

В Уголовно-процессуальном кодексе Азербайджанской Республики международное сотрудничество регулируется гл. ЬУП «Производство по оказанию правовой помощи по уголовным делам» разд. 11, в частности, общие условия оказания правовой помощи (ст. 489), порядок исполнения запроса о правовой помощи (ст. 491), отказ в оказании правовой помощи (ст. 492), а также вопросы выдачи лица (ст. 493-500) и порядок осуществления уголовного преследования (ст. 502-505). Вопросы передачи осужденных в УПК Азербайджанской Республики не урегулированы7.

В связи с исполнением договоров в 2013 г. для дальнейшего отбывания наказания в Азербайджанскую Республику приняты 37 осужденных. В целом за 2008-2013 гг. для дальнейшего отбывания наказания Азербайджанской Респу-а бликой приняты 286, а переданы 143 осужденных. Переданные осужденные в ? основном являются гражданами соседних Азербайджану государств — Россий-3 ской Федерации, Грузии, Турции и Иранской Исламской Республики8. ! Несмотря на отсутствие договора, осуществлялся процесс передачи осуж-

1 денных в страну, гражданами которой они являются, на основе принципов | взаимности, взаимопонимания и взаимоуважения (например имеющийся опыт | передачи осужденных между Азербайджанской Республикой и Китайской На-§ родной Республикой). В 2007 и 2013 гг. Китайской Народной Республикой для | дальнейшего отбывания наказания были переданы 5 осужденных, являющихся

2 гражданами Азербайджанской Республики. Опираясь на этот опыт, Азербайд-° жан в ближайшее время намерен передать осужденных, являющихся гражданами ми Королевства Саудовской Аравии и Иорданского Хашимитского Королевства, | по просьбе последних.

0 На 1 ноября 2013 г. в пенитенциарных учреждениях Азербайджанской Ре-

1 спублики содержались 601 арестованный и осужденный из 24 государств. Из ° них 499 лиц отбывали наказание в учреждениях отбывания наказания, а 102

го

3 содержались в следственных изоляторах. Из них 34,6% (206 чел.) являлись I гражданами Грузии; 29,5% (177 чел.) Иранской Исламской Республики; 17,8% I (107 чел.) — Российской Федерации и 4,7% (28 чел.) — гражданами Турции9.

Как известно, в мировой практике имеются различные механизмы принятия решений в связи с передачей осужденных. В некоторых странах эти решения принимаются на основе взаимно согласованных решений вне суда. В Азербайджанской Республике полномочия о принятия решения о передаче возложено и исполняется Министерством юстиции. В некоторых странах этот вопрос разре-

230

шается в судебном порядке. Практика принятия решений в связи с передачей

осужденных в судебном порядке имеет место и в Российской Федерации. Хотя полномочия по производству дел по передаче осужденных в Российской Федерации поручено Министерству юстиции, принятие окончательного решения по этому вопросу осуществляется судом.

В Республике Азербайджан одной из важных проблем является отсутствие материального финансирования. Передача осужденных требует и финансовых ресурсов. Отсутствие их по объективным причинам служит препятствием для реализации достигнутого соглашения в кратчайшие сроки. В связи с этим в Азербайджане в последнее время практикуется решение этого вопроса при наличии соответствующего письменного обращения родственников, о добровольной оплате расходов, необходимых для перевозки осужденных.

Однако несмотря на вышеуказанное, имеются вопросы, продиктованные самой практикой и требующие своих решений. Если учесть, что главнейшей целью этого процесса является реализация желания осужденного отбывать оставшуюся часть наказания в стране, гражданином которой он является, что способствует социальной реабилитации осужденных лиц и возвращению их к нормальной жизни после отбытия наказания, целесообразно ускоренное осуществление данного процесса. Наряду с этим представляется необходимым разработать механизм погашения причиненного в результате преступления материального вреда после передачи. Следует подчеркнуть, что в Азербайджанской Республике вопросу возмещения ущерба, причиненного преступлением, уделяется особое внимание. Администрацией учреждения, исполняющего приговор, с осужденными и их родственниками проводится соответствующая работа.

Таким образом, положительный опыт Азербайджанской Республики сводится к следующему: расширение практики осуществления процесса передачи осужденных лиц на основании принципа взаимности, а для решения проблемы отсутствия финансовых ресурсов — привлечение родственников осужденного с целью добровольной оплаты расходов, связанных с перевозкой осужденного.

На наш взгляд, включение данных норм в российское законодательство будет способствовать более эффективному развитию института передачи осужденных лиц для дальнейшего отбывания наказания.

1 См.: Скаков А.Б. О проблемах исполнения наказаний в Казахстане // Уголовно-исполнительная политика, законодательство, современное состояние и перспективы развития: сборник материалов круглого стола / под ред. В.И. Селиверстова, В.А. Уткина. М., 2014. С. 183.

2 См.: Конвенция о передаче осужденных лиц к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. // Содружество: Информационный вестник совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.1998. № 1. С. 47-53.

3 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Алматы, 2006. С. 213.

4 См.: Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. URL:.http://prokuror.gov. kz/rus/o-prokurature/deyatelnost-prokuratury/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/perevod-osuzhdennyh/ perevod?language=en (дата обращения: 16.03.2015).

5 См.: Акпарова Р. Передача осужденных лиц судами иностранных государств для дальнейшего отбывания наказания // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Республики Казахстан и ее роль в защите прав человека и гражданина». Алматы, 2002. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-163998.html?page=15 (дата обращения: 13.12.2013).

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 42, ст. 4937.

7 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики. Баку, 2007. С. 475.

8 См.: Алиханов Г. Опыт Азербайджанской Республики в передаче осужденных в государства их гражданства // Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации)»: сборник тезисов выступлений участников мероприятий форума. Рязань, 2013. С. 326-328.

9 См.: Там же. С. 327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.