УДК 343.1
Институт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства:
исторический аспект
■ А.С. ШАТАЛОВ - профессор кафедры судебной власти Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, профессор
В статье рассматриваются исторические аспекты развития института передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства в советский период.
Ключевые слова: передача осужденных; ходатайство осужденного; советское законодательство; компетентные органы по исполнению международно-правовых обязательств в сфере передачи осужденных.
Transmission institute of sentenced to imprisonment to serve their sentence in the country of their citizenship: the historical aspect
■ A.S. SHATALOV - Professor of the Judiciary Department of the National Research University «Higher School of Economics», Dsc. in Law, Professor
The article examines the historical aspects of the development of the transmission institute of sentenced to imprisonment to serve their sentences in their State of nationality in the Soviet period.
Key words: transfer of convicted persons; the petition of the convicted person; the Soviet legislation; the competent authorities for the implementation of international obligations in the field of transfer of sentenced persons.
Институт передачи осужденных лиц -сравнительно новое и перспективное направление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, способствующее достижению целей уголовного наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденных лиц и предупреждение совершения новых преступлений).
Впервые нормы о передаче осужденных были урегулированы УПК РФ. В СССР институт передачи осужденных лиц в государство гражданства применялся редко, что связано, по мнению В.Ф. Цепелева, с отсутствием в Основах исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г.1 и других союзных республик норм, регламентирующих передачу осужденного в страну гражданства2.
Россия как правопреемница СССР участвует в Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания
наказания в государстве, гражданами которого они являются, заключенной Болгарией, Венгрией, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей и некоторыми другими странами 19 мая 1978 г.3 В целях обеспечения исполнения СССР положений Берлинской конвенции 1978 г. были изданы Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.08.1979 г. «О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются»4, а также Инструкция по применению данного указа, утвержденная 25.10.1979 г. Генеральным прокурором, министром юстиции, Председателем Верховного Суда и министром внутренних дел СССР. Данный указ в перечне союзных нормативных правовых актов, признанных не действующими на территории Российской Федерации с даты вступления в силу УПК РФ (ст. 3 Федерального закона РФ от 18.12.2001 г. № 177-ФЗ «О введении
в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»5), не значится. Следовательно, оба вышеупомянутых союзных акта применяются и в настоящее время6. В ст. 4 вышеназванного закона содержится норма: впредь до приведения в соответствие с УПК РФ указанные нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей УПК РФ. Таким образом, указанный акт является действующим источником права в сфере передачи осужденных лиц.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.08.1979 г. определен порядок выполнения международных обязательств, вытекающих для нашей страны из указанной Конвенции. В соответствии со ст. 2 данного указа вопрос о передаче лиц, осужденных советскими судами к лишению свободы, для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются, решался Прокуратурой СССР. В настоящее время Генпрокуратура Российской Федерации осуществляет контроль за своевременностью и полнотой исполнения запросов о выдаче лиц и правовой помощи в соответствии с требованиями международных договоров и отечественного законодательства7. Считаем целесообразным проведение прокурорских проверок с представлением материалов в Главное управление международно-правового сотрудничества и в отношении процесса передачи осужденных лиц с целью обеспечения законности и наказания виновных.
В советский период осужденный имел право обращаться в Прокуратуру СССР или к компетентному органу государства, гражданином которого он является, с ходатайством о передаче его для отбывания наказания в этом государстве. Ходатайство мог подать как сам осужденный по собственной инициативе или с помощью компетентных органов иностранного государства, так и его родственники. Следует отметить, что указанное право имели не только граждане СССР, но и лица, имеющие постоянное место жительства на территории СССР.
Примечательно, что передача как таковая допускалась в любое время до отбытия осужденным наказания. Известно, что в международных документах содержится правило, в соответствии с которым предельный срок лишения свободы, который осужденному еще предстоит отбыть, должен составлять не менее шести месяцев или не менее одного года8. Вместе с тем многие договоры содержат оговорку о том, что в ис-
ключительных случаях стороны могут договориться о передаче, даже если оставшийся срок отбывания наказания составляет менее шести месяцев9. В УПК РФ нормы о сроках неотбытой части наказания осужденным до момента передачи не содержится.
Прокуратура СССР рассматривала ходатайство осужденного советским судом иностранного гражданина или его родственников, просьбу компетентных органов иностранного государства о передаче для дальнейшего отбывания наказания в месячный срок со дня их поступления10. Ходатайство о передаче для отбывания наказания в СССР осужденных в иностранных государствах граждан СССР, а также ходатайства о передаче, поступившие от их родственников, рассматривались Прокуратурой СССР в «возможно короткий срок» (ст. 8). Дополнительные разъяснения по поводу короткого срока отсутствуют.
Официальное разрешение на передачу давал Генеральный прокурор СССР или его заместитель, издавая постановление о передаче осужденного для отбывания наказания. Компетентным органом в сфере передачи осужденных являлось Министерство внутренних дел СССР, которое координировало деятельность прокуратуры СССР, а также непосредственно разрешало вопросы, связанные с транзитной перевозкой по территории СССР осужденных иностранных граждан, передаваемых для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются. Исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государство их гражданства в настоящее время осуществляет в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации ФСИН России, подведомственная Миниюсту России11.
В случае изменения или отмены приговора советского суда в отношении осужденного, переданного для отбывания наказания в другое государство, а также в случае применения к такому лицу изданного в СССР акта амнистии Прокуратура СССР направляла компетентным органам иностранного государства копию определения или постановления суда об изменении или отмене приговора либо решения соответствующих советских органов о применении к осужденному амнистии. Если приговор отменен и предусмотрено новое расследование или новое судебное рассмотрение, одновременно направлялись другие необходимые для этого материалы (п. 7).
Отличительной особенностью советского законодательства того времени являлось то, что передача осужденного не допускалась, если имелось дополнительное неисполненное наказание, назначенное по приговору. В настоящее же время при передаче лица для отбывания наказания в иностранном государстве от осужденного или указанного государства не требуется получать гарантии исполнения дополнительного наказания в виде штрафа, назначенного судом Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации12.
Советский уголовный закон предусматривал ответственность за преступление, совершенное осужденным, определял срок лишения свободы, назначенный приговором иностранного суда, и вид исправительно-трудового учреждения с соответствующим режимом. Если по советскому закону за данное деяние предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору, суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного деяния, предусмотренный советским законом. Следует констатировать, что данная норма аналогична норме, содержащейся в настоящее время в ч. 3. ст. 472 УПК РФ.
Относительно порядка проведения судебного заседания об исполнении приговора иностранного суда, установленного для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, следует заметить, что вопрос рассматривался в отсутствие осужденного. В настоящее время в соответствии со ст. 399 УПК РФ осужденный имеет право участвовать в рассмотрении судом материалов, связанных с признанием приговора иностранного государства посредством ви-деоконференцсвязи.
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.
2 См.: Цепелев В.Ф. Уголовная ответственность иностранных граждан. М., 1992. С. 55.
3 См.: Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007. С. 315.
4 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 33. Ст. 540.
5 См.: СЗ РФ. 2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4924.
6 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Рад-ченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова. М., 2006. С. 453.
7 См.: Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 12.03.2009 г. № 67 (ред. 22.07.2011) «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8 Срок менее одного года предусмотрен п. 3 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной
В соответствии с советским законодательством в компетенцию прокуратуры СССР входил круг вопросов, связанных с отменой приговора с прекращением уголовного дела в отношении осужденного, переданного для отбывания наказания в СССР; применением к такому лицу акта амнистии, изданного в иностранном государстве; с новым расследованием или иным судебным рассмотрением уголовного дела в отношении переданного осужденного.
В отношении осужденного, переданного для отбывания наказания в СССР, наступали такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных в СССР за совершение такого деяния (повторность, рецидив преступления, судимость и др.).
Таким образом, в советский период институт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания применялся и регулировался исключительно подзаконными нормативно-правовыми актами.
Подводя итоги, следует отметить, что в постсоветское время изменились компетентные органы по вопросам передачи осужденных лиц, условия исполнения дополнительного наказания, назначенного по приговору суда, сроки ответа компетентных органов, значительно увеличилась договорная практика Российской Федерации в сфере передачи осужденных, а также имелась устойчивая тенденция роста количественных показателей процесса передачи, но цели института передачи осужденных лиц остались прежними - развивать сложившиеся отношения взаимного доверия и сотрудничества, учитывать, что отбывание осужденными наказания в государстве гражданства способствует более эффективному достижению целей уголовного наказания.
1 Sm.: Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1970. № 51. St. 1220.
2 Sm.: Cepelev V.F. Ugolovnaja otvetstvennost' inostrannyh grazhdan. M., 1992. S. 55.
3 Sm.: Konstitucija Rossijskoj Federacii: Nauch.-prakt. kommentarij (postatejnyj) / Pod red. Ju.A. Dmitrieva. M., 2007. S. 315.
4 Sm.: Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1979. № 33. St. 540.
5 Sm.: SZ RF. 2001. № 52 (Ch. 1). St. 4924.
6 Sm.: Kommentarij k Ugolovno-processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / Pod red. V.I. Radchenko, V.T. Tomina, M.P. Poljakova. M., 2006. S. 453.
7 Sm.: Prikaz Genprokuratury Rossijskoj Federacii ot 12.03.2009 g. № 67 (red. 22.07.2011) «Ob organizacii mezhdunarodnogo sotrudnichestva organov prokuratury Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPljus».
8 Srok menee odnogo goda predusmotren p. 3 st. 5 Dogovora mezhdu Rossijskoj Federaciej i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj o
Республикой о передаче осужденных (подписан в г. Пекине 02.12.2002 г.) // СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 685.
9 См.: Европейская конвенция о передаче осужденных лиц от 21.03.1983 г. Ст. 3. Ч. 2 // СЗ РФ. 2008. № 45. Ст. 5150.
10 См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.08.1979 г. № 563-Х «О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются». Ст. 5 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 33. Ст. 539.
11 См.: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.
12 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Рыжакова // СПС «КонсультантПлюс».
peredache osuzhdennyh (podpisan V д. Ректе 02.12.2002 д.) // SZ RF. 2007. № 6. St. 685.
9 Sm.: Evropejskaja konvencija о peredache osuzhdennyh Не ot 21.03.1983 д. St. 3. СЬ|. 2 // SZ RF. 2008. № 45. St. 5150.
10 Sm.: Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 10.08.1979 д. № 563-Х «О porjadke ууро!пепуа objazatel'stv, vytekajushhih dlja SSSR iz Konvencii о peredache Не,
osuzhdennyh к ^Ьюпци svobody, dlja otbyvanija nakazanija V
gosudarstve, grazhdanami kotorogo oni javljajutsja». St. 5 //
Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1979. № 33. St. 539.
11 Sm.: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.10.2004 д. № 1314 «Моргс^ Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij» // SZ RF. 2004. № 42. St. 4109.
12 Sm.: Kommentarij к Ugolovno-processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod red. А.Р. Ryzhakova // SPS «Konsul'tantPljus».