Научная статья на тему 'Правовая природа института передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве гражданства'

Правовая природа института передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве гражданства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
445
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ВЫДАЧА ОСУЖДЕННОГО / КОНВЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсичева Л. Л.

В статье раскрывается понятие «институт передачи осужденных лиц», дается формулировка исследуемого понятия с учетом развития международного сотрудничества в данной сфере, исследуется правовая природа, анализируются основные нормативно-правовые акты в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа института передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве гражданства»

Правовая природа института передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве гражданства

Л.Л. ЕВСИЧЕВА - преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России

В статье раскрывается понятие «институт передачи осужденных лиц», дается формулировка исследуемого понятия с учетом развития международного сотрудничества в данной сфере, исследуется правовая природа, анализируются основные нормативно-правовые акты в данной области.

Ключевые слова: институт передачи для отбывания наказания; выдача осужденного; конвенция; международное сотрудничество.

Legal nature institute of the transfer of a person sentenced to imprisonment to serve sentence in the state of nationality

L.L. EVSICHEVA - Lecturer of the Chair for Penal Law and Educational Work Organization, Vologda Institute of Law and Economics of the Penal Service of Russia

The author pays special attention to disclosure of the essence of «Institute of the transfer of sentenced persons», the author offers a formulation essence of the concept with the development of international cooperation in this area, investigated the legal nature of the Institute, analyzed the basic regulations.

Key words: institute transfer to serve their sentence; extradition of the convicted; convention; international cooperation.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.одним из основных направлений является развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями1.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства включает в себя институт правовой помощи по уголовным делам, институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора и институт передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. В условиях глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности институт передачи осужденных лиц приобретает особое значение2.

Институт передачи осужденных лиц -сравнительно новое направление междуна-

родного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, цель которого состоит в развитии международного сотрудничества в области исправления и перевоспитания осужденных, а также возвращения их в общественную жизнь и предупреждения совершения ими новых преступлений.

Анализ статистических данных позволяет утверждать, что в настоящее время данных правовой институт - это динамичное и актуальное направление международного сотрудничества. Так, за период с 2009 по 2010 гг. из России были переданы 222 гражданина государств Совета Европы (СЕ) и приняты 20 российских граждан3, в 2007 г. судами было рассмотрено 246 материалов, связанных с передачей лица иностранному государству для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, в 2011 г. количество таких материалов составило уже 518. Кроме того, в 2007 г. судами рассмотрено 34 материала о признании приговоров иностран-

ных судов и 46 аналогичных материалов в 2011 г.4

Не следует путать выдачу осужденных и передачу осужденных - это смежные понятия, но не тождественные. Иногда институт передачи именуется выдачей осужденных или выдачей обвиняемых. Следует заметить, что понятие выдачи предполагает выдачу как обвиняемых, так и осужденных. В данном случае возникает смешение понятий, поэтому целесообразно установить различия между выдачей осужденного и передачей осужденного лица в государство его гражданства для отбывания наказания. В обоих случаях межгосударственной процедуре выдачи либо передачи предшествует судебное разбирательство и вынесение обвинительного приговора. Однако при выдаче имеется в виду приговор, вынесенный судом запрашивающего (требующего выдачи) государства в отношении лица, оказавшегося на территории запрашиваемого государства, но не имеющего его гражданства, а являющегося либо гражданином запрашивающего государства, либо гражданином третьего государства, либо лицом без гражданства. При передаче предполагается приговор, вынесенный судом государства в отношении лица, совершившего преступление, подпадающего под юрисдикцию этого государства, но являющегося гражданином другого государства, которое выражает согласие или намерение принять осужденного гражданина в целях отбывания им наказания в виде лишения свободы5. Таким образом, выдача преступников (экстрадиция) состоит в передаче лиц в другое государство для их уголовного преследования и наказания в этом государстве; передача осужденных предусматривает лишь исполнение наказания в отношении лиц, осужденных в другом государстве6.

Необходимо отличать институт передачи осужденных от других институтов международного сотрудничества. В частности, 23 марта 1997 г. в рамках СНГ была заключена Конвенция о передаче лиц, страдающих психическим расстройством, для проведения принудительного лечения (кроме России государства-участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Украина)7. Институт передачи лиц, страдающих психическим расстройством, для проведения принудительного лечения

- это новый правовой институт, формально не связанный с институтом передачи осужденных.

В современных юридических изданиях достаточно редко встречается определение передачи осужденных, в основном данный институт регламентируется в учебной литературе8.

Обратимся к научным исследованиям. Так, П.Н. Бирюков в диссертационном исследовании отметил, что для возвращения отбывающих наказание лиц к нормальной жизни необходимо, чтобы им была предоставлена возможность отбывать наказание в стране гражданства, понятие передачи осужденных отсутствует9.

В.М. Волженкина, исследуя нормативноправовую базу, основания и порядок передачи осужденных, не раскрывает сущности понятия10.

А.И. Бойцов в одной из своих работ дает следующее определение: «Передача заключенных - это передача лиц, осужденных к лишению свободы или отбывающих его в одном государстве, для приведения в исполнение приговора в государство, гражданами или постоянными жителями которого они являются»11.

К.Е. Колибаб отмечает, что «передача осужденного - акт гуманности со стороны государства, судом которого вынесен приговор. Этот акт рассчитан на повышение эффективности исполнения наказания благодаря перемещению осужденного в более благоприятную для него среду (постоянное пользование родным языком, привычные правила общения, большие возможности связи с близкими и др.) и сокращение вследствие этого ограничений прав осуж-денного»12.

Развернутое определение дала Д.Н. Шу-рухнова: «Передача осужденного - это акт международного сотрудничества, осуществляемый на основе международного и внутригосударственного законодательства, состоящий в передаче лица, совершившего преступление и осужденного одним государством, другому государству, гражданином которого является осужденный, для исполнения наказания в виде лишения свободы. Передача осуществляется по инициативе обоих государств, самого осужденного и его представителей в целях обеспечения возможности лицу отбывать наказание в государстве гражданства (или постоянного места жительства)»13.

Т.В. Решетнева дает такое определение передаче: «Передача как субинститут права представляет собой совокупность норм права и принципов, определяющих порядок перемещения осужденного из государства

вынесения приговора в государство исполнения приговора для дальнейшего отбывания наказания, назначенного в государстве вынесения приговора»14.

В научных публикациях высказывается мнение о том, что совершенствуется правовое регулирование передачи осужденных к лишению свободы лиц для отбывания наказания в страну гражданства как самостоятельное направление международного сотрудничества в сфере уголовного процесса в силу того, что данный институт имеет свою специфическую правовую природу, регламентацию самостоятельными нормами международного и национального права, индивидуальное содержание и строго определенную цель15. Данная позиция представляется обоснованной и соответствующей развитию международного сотрудничества в этой сфере.

Нами предлагается следующая формулировка: передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, - это самостоятельное направление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, в рамках которого осужденному предоставляется возможность отбывать наказание в стране гражданства или постоянного места жительства, что способствует более эффективному достижению целей уголовного наказания, а также соблюдению принципа гуманности.

Под правовой основой любого вида деятельности обычно подразумевается совокупность правовых норм, регулирующих порядок осуществления соответствующей деятельности. Причем упомянутые нормы могут быть сосредоточены в различных правовых актах как по их наименованию, так и по юридическому значению. Такими актами могут быть законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения высших судебных инстанций, различного рода отечественные приказы и инструкции ведомственного и межведомственного характера16.

На национальном уровне вопросы передачи регулируются Конституцией Российской Федерации и гл. 55 УПК РФ. Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 63) устанавливает, что передача осужденных осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации,

содержащий в себе раздел, посвященный данному вопросу, в частности гл. 55 «Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является», по существу является разделом федерального закона, регулирующим передачу осужден-

ных17.

В СССР институт передачи осужденных лиц в государства гражданства применялся редко, что связано, по мнению В.Ф. Цепелева, с отсутствием в Основах исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, ИТК РСФСР и других союзных республик нормы, регламентирующей передачу осужденного в страну гражданства18.

Одним из первых документов в рамках развития международного сотрудничества в области передачи осужденных была заключена Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам от 28 мая 1970 г. (Россия не является участником), которая, хотя и разрешает передачу заключенных, все же содержит два главных недостатка: ее ратифицировало лишь небольшое количество государств-членов, и процедура, содержащаяся в ней, не способствовала оперативному разрешению вопросов передачи иностранных заключенных19.

Важным документом, предусматривающим процедуру передачи осужденных, является Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, подписанная 19 мая 1978 г. в Берлине (Берлинская конвенция). Участники - восточноевропейские страны (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша и Чехословакия), а также Куба и Монголия20.

В целях обеспечения исполнения СССР положений Берлинской конвенции 1978 г. были изданы Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.08.1979 г. «О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются»21, а также Инструкция по применению данного Указа, утвержденная 25 октября 1979 г. Генпрокурором, министром юстиции, Председателем Верховного Суда СССР и министром внутренних дел СССР. Данный указ в перечне союзных нормативных правовых актов, признанных не действующими на территории Российской Федерации с даты вступления в силу УПК

РФ (ст. 3 Закона о введении в действие УПК), не значится. Следовательно, оба вышеупомянутых союзных акта применяются22.

Следующим документом подобного рода стала Европейская конвенция о передаче осужденных лиц (Страсбург, 21 марта 1983 г.)

- Страсбургская конвенция23, подписывая которую государства - члены Совета Европы исходили из того, что международное сотрудничество в области решения уголовных дел должно способствовать цели возвращения осужденных лиц в общественную жизнь, лучшим средством достижения которой служит предоставление иностранцам, осужденным за совершенное ими преступление, возможности отбывать наказание в близкой им общественной среде. Указанная конвенция и Дополнительный протокол к ней от 18 декабря 1997 г. были ратифицированы Российской Федерацией в июне 2007 г. и вступили в силу 1 декабря 2007 г.24

В развитие этой тенденции Россия заключила двусторонние договоры о передаче осужденных для отбывания наказания с такими странами, как Азербайджан, Ал-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р (ред. от 31.05.2012 г) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

2 См.: Постановление Пленума ВС РФ от 14.06.2012 г № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Российская газета. 2012. 22 июня.

3 См.: Буянова К.А. Взаимодействие Российской Федерации с государствами - членами Совета Европы в части реализации положений Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 1. С. 4-9.

4 См.: Дорошков В.В. Комментарий к постановлению Пленума ВС об экстрадиции // Уголовный процесс. 2012. № 8. С. 64.

5 См.: Международное право: Учеб. / Под ред. Г.В. Игнатенко. М., 1995. С. 275.

6 См.: Галкин В.М. Конвенция о передаче осужденных в государства гражданства (законодательные проблемы) // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды 20. М., 1981. С. 159.

7 См.: Конвенция о передаче лиц, страдающих психическим расстройством, для проведения принудительного лечения // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 383.

8 См.: Уголовный процесс: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Радченко. М., 2006; Уголовный процесс: Учеб. / Под ред.

B.П. Божьева. М., 2006.

9 См.: Бирюков П.Н. Международное уголовно-процессуальное право и правовая система Российской Федерации: теоретические проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж,

2001. С. 210.

10 См.: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

C. 178-184.

11 Бойцов А.И. Выдача преступников. М., 2004. С. 385.

12 Колибаб К.Е. Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другие государства // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С. 90.

бания, Грузия, Иран, Испания, Кипр, Китай, Кыргызстан, Латвия, Литва, Мадагаскар, Молдова, Тунис, Туркменистан, Финляндия и Эстония25.

В рамках СНГ была разработана и подписана в Москве 6 марта 1998 г. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания. Россия ратифицировала Конвенцию 13 октября 2009 г. с оговорками26.

Международное законодательство, которое регламентирует процесс передачи осужденных лиц, создает предпосылки для развития внутригосударственных нормативно-правовых актов.

Таким образом, нами определена сущность понятия института передачи лица для дальнейшего отбывания наказания как самостоятельного направления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства и правовая природа передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве гражданства как на международном, так и на национальном уровнях.

1 Sm.: Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.10.2010 g. № 1772-r (red. ot 31.05.2012 g.) «O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // SZ RF. 2010. № 43. St. 5544.

2 Sm.: Postanovlenie Plenuma VS RF ot 14.06.2012 g. № 11 «O praktike rassmotrenija sudami voprosov, svjazannyh s vydachej lic dlja ugolovnogo presledovanija ili ispolnenija prigovora, a takzhe peredachej lic dlja otbyvanija nakazanija» // Rossijskaja gazeta. 2012. 22 ijunja.

3 Sm.: Bujanova K.A. Vzaimodejstvie Rossijskoj Federacii s gosudarstvami - chlenami Soveta Evropy v chasti realizacii polozhenij Konvencii o peredache osuzhdennyh lic ot

21 marta 1983 goda // Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie. 2012. № 1. S. 4-9.

4 Sm.: Doroshkov V.V. Kommentarij k postanovleniju Plenuma VS ob jekstradicii // Ugolovnyj process. 2012. № 8. S. 64.

5 Sm.: Mezhdunarodnoe pravo: Ucheb. / Pod red.

G.V Ignatenko. M., 1995. S. 275.

6 Sm.: Galkin V.M. Konvencija o peredache osuzhdennyh v gosudarstva grazhdanstva (zakonodatel'nye problemy) // Problemy sovershenstvovanija sovetskogo zakonodatel'stva. Trudy 20. M., 1981. S. 159.

7 Sm.: Konvencija o peredache lic, stradajushhih psihicheskim rasstrojstvom, dlja provedenija prinuditel'nogo lechenija // SZ RF.

2002. № 5. St. 383.

8 Sm.: Ugolovnyj process: Ucheb. dlja vuzov / Pod red. V.I. Radchenko. M., 2006; Ugolovnyj process: Ucheb. / Pod red. V.P. Bozh'eva. M., 2006.

9 Sm.: Birjukov PN. Mezhdunarodnoe ugolovno-

processual'noe pravo i pravovaja sistema Rossijskoj Federacii: teoreticheskie problemy: Dis. ... kand. jurid. nauk. Voronezh, 2001. S. 210.

10 Sm.: Volzhenkina V.M. Primenenie norm mezhdunarodnogo

prava v rossijskom ugolovnom processe (problemy teorii i praktiki): Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 1999.

S. 178-184.

11 Bojcov A.I. Vydacha prestupnikov. M., 2004. S. 385.

12 Kolibab K.E. Institut peredachi osuzhdennyh dlja otbyvanija nakazanija v drugie gosudarstva // Zhurnal rossijskogo prava. 1999. № 5/6. S. 90.

13 Шурухнова Д.Н. Выдача, передача и выдворение лиц в отношениях государств (права, законные интересы личности и их гарантии): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 27.

14 Решетнева ТВ. Экстрадиция полипатридов в российском уголовном судопроизводстве: проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2009. С. 113.

15 См.: Абдрашитова РЗ. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: проблемы становления и дальнейшее развитие // Право и политика. 2006. № 2.

16 См.: Спанов Б.И. Международное сотрудничество органов предварительного следствия МВД Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства: Дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2004. С. 24.

17 См.: Колчевский И.Б., Борбат А.В., Завидов Б.Д. Выдача лица для уголовного преследования и исполнения приговора (комментарий уголовно-процессуального законодательства) // СПС "КонсультантПлюс".

18 См.: Цепелев В.Ф. Уголовная ответственность иностранных граждан. М., 1992. С. 55.

19 См.: Буянова К.А. Взаимодействие Российской Федерации с государствами-членами Совета Европы в части реализации положений Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г. С. 4-9.

20 Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 3 апреля 1979 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 33. Ст. 539). Вступила в силу 2б августа 1979 г Текст см.: Международное право в документах. М., 1982.

С. 419-424.

21 См.: ВВС СССР 1979. № 33. Ст. 540.

22 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Радченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова. М., 200б.

23 Вступила в силу 1 июня 1985 г. (см.: Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998).

24 См.: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 206-ФЗ «О ратификации Конвенции о передаче осужденных лиц и дополнительного протокола к ней» // Российская газета. 2007. 31 июля.

25 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный).

26 См.: Федеральный закон от 13.10.2009 г. № 235-ФЗ «О ратификации Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания» // Российская газета. 2009. 16 окт.

13 Shuruhnova D.N. Vydacha, peredacha i vydvorenie lic v otnoshenijah gosudarstv (prava, zakonnye interesy lichnosti i ih garantii): Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2001. S. 27.

14 Reshetneva T.V. Jekstradicija polipatridov v rossijskom ugolovnom sudoproizvodstve: problemy teorii i praktiki: Dis. . kand. jurid. nauk. Izhevsk, 2009. S. 113.

15 Sm.: Abdrashitova R.Z. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva: problemy stanovlenija i dal'nejshee razvitie II Pravo i politika. 2006. № 2.

16 Sm.: Spanov B.I. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo organov predvaritel'nogo sledstvija MVD Rossijskoj Federacii v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva: Dis. ... kand. jurid. nauk. Vladimir, 2004. S. 24.

17 Sm.: Kolchevskij I.B., Borbat A.V., Zavidov B.D. Vydacha lica dlja ugolovnogo presledovanija i ispolnenija prigovora (kommentarij ugolovno-processual'nogo zakonodatel'stva) II SPS "Konsul'tantPljus".

18 Sm.: Cepelev V.F. Ugolovnaja otvetstvennost' inostrannyh grazhdan. M., 1992. S. 55.

19 Sm.: Bujanova K.A. Vzaimodejstvie Rossijskoj Federacii s gosudarstvami-chlenami Soveta Evropy v chasti realizacii polozhenij Konvencii o peredache osuzhdennyh lic ot 21 marta 19В3 g. S. 4-9.

20 Ratificirovana Prezidiumom Verhovnogo Soveta SSSR

3 aprelja 1979 g. (Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1979. № 33. St. 539). Vstupila v silu 26 avgusta 1979 g. Tekst sm.: Mezhdunarodnoe pravo v dokumentah. M., 19В2. S. 419-424.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Sm.: VVS SSSR. 1979. № 33. St. 540.

22 Sm.: Kommentarij k Ugolovno-processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) I Pod red. V.I. Radchenko, V.T. Tomina, M.P Poljakova. M., 2006.

23 Vstupila v silu 1 ijunja 19В5 g. (sm.: Sbornik dokumentov Soveta Evropy v oblasti zashhity prav cheloveka i bor'by s prestupnost'ju. M., 199В).

24 Sm.: Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 г. № 206-FZ «O ratifikacii Konvencii o peredache osuzhdennyh lic i dopolnitel'nogo protokola k nej» II Rossijskaja gazeta. 2007. 31 ijulja.

25 Sm.: Kommentarij k Ugolovno-processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj).

26 Sm.: Federal'nyj zakon ot 13.10.2009 g. № 235-FZ «O ratifikacii Konvencii o peredache osuzhdennyh k lisheniju svobody dlja dal'nejshego otbyvanija nakazanija» iI Rossijskaja gazeta. 2009. 16 okt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.