Раздел 13. Проблемы юридической науки и правоохранительной практики: взгляд молодых исследователей
САНТАШОВА Л.Л., grachevaluda2012@yandex.ru Кафедра уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными; Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2
SANTASHOVA L.L., grachevaluda2012@yandex.ru Chair of penal law and organization of educational work with convicts;
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Shchetinina St. 2, Vologda, 160002, Russian Federation
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВО ИХ ГРАЖДАНСТВА
Аннотация. Одним из направлений международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является передача осужденных к лишению свободы лиц для отбывания наказания в государство их гражданства. В условиях роста миграции населения, транснациональной преступности данный институт приобретает особое значение. В статье сформулировано определение понятия, цели и принципы передачи осужденных, выделены этапы ее осуществления. Выявлены недостатки правового регулирования анализируемого института, связанные с необходимостью как расширения границ международного сотрудничества, так и совершенствования российского уголовно-процессуального законодательства. В частности, предлагается конкретизировать процессуальный статус участников передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства; более четко закрепить права и обязанности осужденного, подлежащего передаче, регламентировать подготовку к судебному разбирательству по делам о передаче осужденных.
Ключевые слова: отбывание наказания; наказание в виде лишения свободы; передача осужденных; суд; принципы передачи осужденных; права и обязанности осужденного; этапы передачи осужденных.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF THE TRANSFER OF PERSONS SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY FOR SERVING SENTENCE IN THE STATE OF THEIR CITIZENSHIP
Annotation. One of the areas of international cooperation in the sphere of criminal proceedings is the transfer of persons sentenced to deprivation of liberty for serving sentence in the state of their citizenship. This institute is of particular importance under the conditions of the increased migration and transnational crime. The definition of the concept, objectives and principles of the transfer of convicts are formulated in the article. The stages of the transfer of convicts are identified. The shortcomings of the legal regulation of the analyzed institute connected with the need of expanding the boundaries of international cooperation, as well as improving the Russian criminal procedure legislation are revealed. In particular, it is proposed to specify the procedural status of the parties of the transfer of persons sentenced to deprivation of liberty for serving sentence in the state of their citizenship; to set out the rights and obligations of the convicts to be transferred more clearly; to regulate the preparation for the trial in cases concerning the transfer of convicts.
Keywords: serving the sentence; penalty of imprisonment; transfer of convicts; court; principles of the transfer of convicts; rights and obligations of the convict; stages of the transfer of convicts.
В отличие от других направлений международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в государство их гражданства - недостаточно
исследованный институт уголовно-процессуального права, что отмечается и в научной литературе [1, с. 45; 2, с. 29; 3, с. 14]. Тем не менее сегодня имеется устойчивая тенденция увеличения статистических показателей передачи осужденных, расши-
рения договорной практики России, развития дружественных отношений между государствами, а также совершенствования правоприменительной деятельности в этой сфере [4, с. 1325; 5, с. 99]. В условиях глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности институт передачи осужденных лиц приобретает особое значение*.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2015 г. федеральными судами общей юрисдикции России рассматривались представления о передаче гражданина, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является (ст. 470 УПК РФ), в отношении 764 лиц (в 2014 г. - 678, в 2013 г. - 628), из них удовлетворено 391 (в 2014 г. - 333, в 2013 г. - 332)**.
Под передачей лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства на основании вступившего в законную силу приговора суда понимается самостоятельное направление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, в рамках которого на стадии исполнения приговора рассматривается представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, или компетентных органов иностранного государства либо обращение осужденного или его представителя об отбывании наказания в государстве гражданства с целью социальной реабилитации.
Специальными принципами передачи осужденных являются: принцип согласия или ходатайства осужденного на передачу, выраженного в письменной форме; принцип обеспечения прав, свобод и законных интересов передаваемых осужденных на различных этапах передачи; принцип взаимности; принцип «двойного
* О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г. N 11: ред. от 3 марта 2015 г. // Рос. газ. 2012. 22 июня; 2015. 6 марта.
** Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. 11К1_: http://www.cdep.ru/index.php?id=79
вменения»; принцип «двойной наказуемости»; принцип соразмерности наказания; принцип гуманизма.
Целями данного института выступают: оказание правовой помощи в рамках осуществления международного сотрудничества между государствами; предоставление возможности осужденному отбывать наказание в государстве его гражданства или постоянного места жительства с сохранением социально полезных связей; сокращение преступности иностранных граждан на территории Российской Федерации; способствование социальной реабилитации осужденных; реализация миграционной политики Российской Федерации по отношению к осужденным иностранным гражданам; сокращение материальных затрат на содержание осужденных иностранных граждан; обеспечение достижения целей наказания и неотвратимости его применения в отношении передаваемых осужденных лиц.
Институт передачи осужденных базируется на различных нормативных правовых актах (международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, УПК РФ, УИК РФ и др.), следовательно, его правовая природа носит комплексный межотраслевой характер, так как включает нормы различных отраслей российского и международного права. Анализ действующего законодательства о передаче осужденных позволяет определить следующие перспективные направления его дальнейшего совершенствования.
1. В настоящее время имеются несоответствия положений международных договоров Российской Федерации и национального законодательства относительно круга лиц, которые могут подлежать передаче для дальнейшего отбывания наказа-ния. Следовательно, требуется обеспечить согласованность международных и российских уголовно-процессуальных норм в вопросах разрешения взаимной передачи осужденных без гражданства, но имеющих постоянное место жительства в государстве исполнения приговора. Это требует внесения соответствующих изменений в ст. 469 УПК РФ.
2. Поскольку участниками института передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в госу-
дарство их гражданства на различных этапах передачи будут являться: осужденный, его законный представитель или адвокат; прокурор; суд как компетентный орган по принятию решения о передаче; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (ФСИН России); государство исполнения приговора, постольку в связи с этим следует более конкретизированно определить их процессуальный статус.
Полагаем, что необходимо четко законодательно закрепить права и обязанности осужденного, подлежащего передаче. Так, осужденный должен иметь право знакомиться с представленными в суд материалами на различных этапах (а не только в судебном заседании), в том числе путем их перевода или с использованием услуг переводчика. Используя зарубежный опыт передачи осужденных и их направления к месту отбывания наказания, в целях оптимизации финансовых расходов государства следует возложить на осужденных (их родственников) обязанность оплатить процессуальные издержки, связанные с их передачей и транспортировкой в государство гражданства или постоянного места жительства.
Считаем целесообразным при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров, наделить представителя администрации статусом обязательного участника процесса, предоставить ему право представлять в суд иные документы, характеризующие личность осужденного, в том числе материалы, полученные с помощью видеорегистратора или других технических средств надзора и контроля за осужденным, расширить его процессуальные полномочия по обжалованию судебных решений, вынесенных в порядке ст. 399 УПК РФ. Одновременно с выделением прав необходимо вменить ему в обязанность качественную и своевременную подготовку материалов на передаваемого осужденного и представление их в суд (характеристики, справки о поощрениях и взысканиях, справка об отбытой и неотбытой части наказания и др.)
Процессуальный статус суда как участника института передачи осужденных требует конкретизации путем предоставления ему права возлагать на осужденных (их родственников) обязанность возме-
щать процессуальные издержки, связан -ные с передачей и транспортировкой в государство гражданства или постоянного места жительства. На суд также необходимо возложить обязанность в течение 120 дней рассмотреть соответствующее представление или ходатайство о передаче осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в государство гражданства.
3. Обеспечение прав, свобод и законных интересов передаваемых осужденных на различных этапах передачи - необходимое условие процесса передачи. В связи с этим считаем целесообразным включить в ст. 471 УПК РФ дополнительное условие передачи, при котором от представителя государства исполнения приговора должны быть получены гарантии того, что передача осужденного не повлечет опасности для его жизни и здоровья и он не будет подвергнут пыткам или другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
4. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации юридическим основанием передачи осужденных лиц является решение суда по результатам рассмотрения представления компетентных органов государства, ходатайства осужденного или его законного представителя или компетентных органов иностранного государства при наличии ратифицированного международного договора или по принципу взаимности.
В соответствии с принципом взаимности наше государство может осуществить передачу осужденных, признать их приговор, а иностранное государство на паритетных началах в схожей правовой ситуации обязуется поступить подобным образом, осуществив передачу осужденных российских граждан. К проблемам правового регулирования в этой сфере можно отнести то, что в настоящее время механизм применения принципа взаимности между договаривающимися государствами в вопросах передачи осужденных лиц должным образом не отработан и практически не применяется.
5. В уголовно-процессуальном законодательстве России согласие осужденного не сформулировано законодателем ни в качестве неотъемлемого условия
передачи, ни в качестве императивного основания для отказа в передаче. В связи с просьбой о передаче, представляемой в Российскую Федерацию компетентным органом иностранного государства, о необходимости согласия осужденного говорится лишь косвенным образом. В случае, если осужденный не способен самостоятельно изъявлять свою волю, согласие на процедуру передачи должен дать его законный представитель, в качестве которого могут выступать и близкие родственники осужденного, и адвокат. Следует иметь в виду, что добровольность согласия осужденного может быть проверена компетентными органами иностранного государства.
Таким образом, считаем согласие осужденного или его ходатайство, выраженное в письменной форме, обязательным условием процесса передачи, а его отсутствие, на наш взгляд, должно являться основанием для отказа в передаче, что требует корректировки ст. 471 УПК РФ. Кроме того, представляется целесообразным дополнить вышеуказанную норму уголовно-процессуального закона основаниями, предусмотренными в международных договорах Российской Федерации: отсутствие согласия осужденного на передачу, выраженного в письменной форме; приговор не вступил в законную силу; в отношении осужденного возбуждено новое уголовное дело, по которому производится расследование; преступление, совершенное передаваемым осужденным, по законодательству государства гражданства не наказывается лишением свободы; на момент получения запроса (ходатайства) о передаче срок, который необходимо отбыть, составляет менее шести месяцев.
6. Процессуальный порядок передачи лица, осужденного к лишению свободы, на наш взгляд, можно разделить на несколько этапов: 1) этап возбуждения производства (подачи ходатайства или представления) об отбывании наказания в государстве гражданства; 2) этап подготовки к судебному заседанию; 3) этап разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора; 4) заключительный этап.
Предмет доказывания по делам о передаче осужденных имеет свою специфику и должен включать в себя следующие обстоятельства: 1) наличие гражданства или постоянного места жительства осуж-
денного; 2) наличие ратифицированного международного или двустороннего договора с иностранным государством о передаче осужденного; 3) соразмерность срока наказания и сопоставимость условий и порядка отбывания наказания в иностранном государстве; 4) сведения об отсутствии гражданского иска у осужденного или гарантий его погашения; 5) данные, характеризующие личность осужденного; 6) оставшийся срок отбытия наказания.
Поводом для возбуждения производства и судебного разбирательства по передаче осужденного является ходатайство осужденного или представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказания, а также обращение компетентных органов иностранных государств. Считаем, что основанием возбуждения производства является наличие у осужденного гражданства иностранного государства или постоянного места жительства.
С учетом специфики данного производства судебное разбирательство по делам о передаче осужденных протекает в упрощенной форме и состоит из судебного заседания и вынесения судебного решения. Необоснованно, на наш взгляд, в главах 47 и 55 УПК РФ отсутствует регламентация подготовки к такому судебному заседанию, на котором должен быть объявлен состав суда, разъяснены процессуальные права участникам, выяснены вопросы о наличии или отсутствии ходатайств или отводов, проведена проверка явки участников в суд и т.п.
7. В целях дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, а также в связи с имеющимися прецедентами передачи лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, для отбывания наказа-ния в государстве их гражданства следует проводить дифференциацию в отношении различных категорий осужденных: к лишению свободы на определенный срок, пожизненно, к наказаниям без изоляции от общества, к иным мерам уголовно-правового характера, несовершеннолетних и т.д.
Совершенствование института передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства предполагает: предоставление потерпевшим права участия в судебном
заседании по вопросам передачи осужденных, процессуальное закрепление прав и обязанностей участников института передачи осужденных, а также в перспективе - разработку положений уголовно-процессуального законодательства о передаче осужденных к наказаниям без изоляции от общества в государство их гражданства.
Следует отметить и проблемные вопросы, с которыми сталкиваются работники спецотделов исправительных учреждений:
- несоблюдение процедуры обращения с ходатайством о передаче осужденных для отбывания наказания;
- отсутствие у осужденного, подлежащего передаче для отбывания наказания, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, необходимого для его идентификации компетентными органами иностранного государства как гражданина данного государства, в связи с чем подготовительный этап передачи носит более длительный и неопределенный по времени характер;
- наличие у осужденного, подлежащего передаче для отбывания наказания, непогашенных исполнительных листов, а равно отсутствие гарантий обеспечения выплаты иска как со стороны самого осужденного, так и со стороны его родственников, что является одним из оснований для отказа в передаче (п. 3 ст. 471 УПК РФ). На практике же наибольшее количество отказов в передаче осужденных имеет место именно по данному основанию;
- препятствием для эффективного рассмотрения вопроса по передаче осужденного для отбывания наказания является объемный пакет документов на осужденного и дополнительная информация, которую необходимо предоставить по запросам суда и иных компетентных органов;
- осужденному иностранному гражданину должен быть предоставлен квалифицированный переводчик для качественного и своевременного перевода документов на язык, которым он владеет, что, как правило, вызывает определенные сложности;
- незаинтересованность принимающей стороны в передаче осужденного (имеется в виду экономическая составляющая вопроса).
Как показывает практика, достаточно часто суды отказывают в удовлетворении ходатайства осужденного в связи с наличием у него задолженности по исполнительным листам, отсутствием гарантий обеспечения гражданского иска; в случае, если осужденный является бипатридом (гражданином государства вынесения приговора и гражданином государства исполнения приговора); при отсутствии экономических возможностей в государстве гражданства для принятия осужденного и др. В связи с этим необходимо совершенствование правового регулирования данного уголовно-процессуального института для повышения его эффективности, конкретизация полномочий участников судопроизводства на различных этапах передачи, расширение границ международного сотрудничества в данной сфере.
В заключение отметим, что уголовно-процессуальный институт передачи осужденных лиц является выражением активного международного сотрудничества в этой сфере, государственной политики гуманизации исполнения наказания, оказания помощи осужденным, в том числе иностранным гражданам, их социальной реабилитации, признанием их права на отбывание наказания в государстве гражданства, а также способствует реализации данного права.
Список литературы
1. Крымов А.А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015.
2. Шабанов В.Б., Санташов А.Л. Уголовно-правовые и процессуальные аспекты передачи несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства их гражданства // Закон и право. 2016. N 4. С. 29-31.
3. Шаталов А.С. Институт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства: исторический аспект // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. N 2. С. 14-17.
4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 6-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. 1371 с.
5. Шабанов В.Б. Исполнение международно-правовых обязательств по передаче осужденных компетентными органами Российской Федерации // Вестник Кузбасского института. 2016. N 2. С. 98-103.